Научная статья на тему 'Католический вариант «Войн цивилизации»: вклад клерикальной идеологии в фашистскую антисoветскую пропаганду'

Католический вариант «Войн цивилизации»: вклад клерикальной идеологии в фашистскую антисoветскую пропаганду Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
344
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / SECOND WORLD WAR / КАТОЛИЧЕСКИЕ ЦЕРКВИ / CATHOLIC CHURCH / КЛЕРИКАЛЬНЫЙ ФАШИЗМ / ИТАЛЬЯНСКАЯ АНТИСOВЕТСКАЯ ПРОПАГАНДА / ITALIAN / CLERICAL-FASCISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джорджо Ренато Скотони

Статье рассказывается о концепции «клерикального фашизма» в связи с войной на советско-германском фронте. B отличие от германского национал-социализма, итальянскaя пропагандa для убеждения солдатской массы в необходимости войны против СССР использовала антибольшевистскую риторику Ватиканa. При подготовке общественного мнения о «войне цивилизаций» пришлось отказаться от геополитических интересов и согласиться на вариант «клерикального фашизма». Oрганами режима были использованы лозунги религиозной риторики «священный поход XX века», «война Европы против Анти-Европы», «война европейских цивилизаторов», и т.д. Пресса католической церкви, обличающая «богоборческую природу» коммунизма, стремится доказать, что нападение на СССР является «крестовым походом против безбожников». Cвященники и военные капелланы подчеркивали, что итальянские войска пришли на советский фронт не как агрессоры, а для того чтобы избавить людей от тирании большевизма и обратить Россию в христианство. При проведении этой задачи Ватикан призывает на военную службу и саму Мадонну. Таким образом, в результате клерикальной пропаганды между итальянскими военнослужащими и их союзниками существовала разница в мотивациях и моральном состоянии: итальянцы были движимы идеями прозелитизма и «восточной миссии» римской церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article summarizes the peculiar conceptions of «clerical fascism» about the war on the Soviet-German front. Unlike German nazism, Italian propaganda to convince mass of soldiers of the necessity to fight against USSR used the Vatican’s anti-Bolshevik rhetoric. In orienting the public opinion toward the«war of civilizations» fascism had to abandon geopolitical interests and agree on the option of «clerical fascism». Organs of the regime used exactly the same slogans of religious rhetoric «the Holy crusade of the twentieth century», «the war of Europe against Anti Europe», «the war of European civilizers», etc. Press of the Catholic Church, denouncing «godless nature» of communism, seek to prove that the attack on the USSR was a «crusade against the godless». The priests and military chaplains stressed that Italian troops reached the Soviet front is not as aggressors, but with the aim to free people from the tyranny of Bolshevism and to reconvert Russia to Christianity. When performing those challenges the Vatican calls for military service Madonna herself. Thus, in consequence of clerical propaganda among the Italian troops there was difference between morale and motivations of Italian soldiers and morale and motivations of their allies: the Italians were moved by the ideas of proselytism, of «Eastern mission» of the Church of Rome.

Текст научной работы на тему «Католический вариант «Войн цивилизации»: вклад клерикальной идеологии в фашистскую антисoветскую пропаганду»

УДК 32.019.51

КАТОЛИЧЕСКИЙ ВАРИАНТ «ВОЙН ЦИВИЛИЗАЦИИ»: ВКЛАД КЛЕРИКАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ В ФАШИСТСКУЮ АНТИШВЕТСКУЮ ПРОПАГАНДУ

THE CATHOLIC VERSION OF «CIVILIZATION'S WAR»: THE CONTRIBUTION OF CLERICAL IDEOLOGY TO FASCIST ANTISOVIET PROPAGANDA

Джорджо Ренато Скотони Giorgio Scotoni

Воронежский государственный педагогический университет, Россия, 394043, г. Воронеж, ул. Ленина, 86 Voronezh State Pedagogical University, 86, Lenina St., Voronezh, 394043, Russia e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассказывается о концепции «клерикального фашизма» в связи с войной на советско-германском фронте. B отличие от германского национал-социализма, итальянская пропаганда для убеждения солдатской массы в необходимости войны против СССР использовала антибольшевистскую риторику Ватикана. При подготовке общественного мнения о «войне цивилизаций» пришлось отказаться от геополитических интересов и согласиться на вариант «клерикального фашизма». Органами режима были использованы лозунги религиозной риторики - «священный поход XX века», «война Европы против Анти-Европы», «война европейских цивилизаторов», и т.д. Пресса католической церкви, обличающая «богоборческую природу» коммунизма, стремится доказать, что нападение на СССР является «крестовым походом против безбожников». Священники и военные капелланы подчеркивали, что итальянские войска пришли на советский фронт не как агрессоры, а для того чтобы избавить людей от тирании большевизма и обратить Россию в христианство. При проведении этой задачи Ватикан призывает на военную службу и саму Мадонну. Таким образом, в результате клерикальной пропаганды между итальянскими военнослужащими и их союзниками существовала разница в мотивациях и моральном состоянии: итальянцы были движимы идеями прозелитизма и «восточной миссии» римской церкви.

Resume. The article summarizes the peculiar conceptions of «clerical fascism» about the war on the Soviet-German front. Unlike German nazism, Italian propaganda to convince mass of soldiers of the necessity to fight against USSR used the Vatican's anti-Bolshevik rhetoric. In orienting the public opinion toward the «war of civilizations» fascism had to abandon geopolitical interests and agree on the option of «clerical fascism». Organs of the regime used exactly the same slogans of religious rhetoric - «the Holy crusade of the twentieth century», «the war of Europe against Anti Europe», «the war of European civilizers», etc. Press of the Catholic Church, denouncing « godless nature» of communism, seek to prove that the attack on the USSR was a « crusade against the godless». The priests and military chaplains stressed that Italian troops reached the Soviet front is not as aggressors, but with the aim to free people from the tyranny of Bolshevism and to reconvert Russia to Christianity. When performing those challenges the Vatican calls for military service Madonna herself. Thus, in consequence of clerical propaganda among the Italian troops there was difference between morale and motivations of Italian soldiers and morale and motivations of their allies: the Italians were moved by the ideas of proselytism, of «Eastern mission» of the Church of Rome.

Ключевые слова: Вторая мировая война, католические церкви, клерикальный фашизм, итальянская антисоветская пропаганда.

Key words: Second World War, Catholic Church, clerical-fascism, Italian antisoviet propaganda

Руководству фашистского режима было известно, что после катастрофы в Восточной Африке и в войне против Греции итальянский народ не оказывал массовой поддержки милитаристской политике правительства. Не имея возможности дать убедительные объяснения увеличению итальянских контингентов на советском фронте, идеологи Муссолини добивались своих целей, используя антибольшевистскую риторику. Посылая войска в Россию, дуче не мог в очередной раз наполнять содержание своей пропаганды пустыми лозунгами об «итальянской империи» или о «войне против плутократических государств». Поэтому, для убеждения народа и солдатской массы в необходимости участия в новой военной авантюре, была разработана теория «крестового похода», возымевшая в Италии определенное влияние на общественное мнение.

Органы официальной пропаганды получили указание в срочном порядке внедрить мысль

о верности Италии старому знамени антикоммунизма и представить проводимую Осью войну на Востоке как «священный поход XX века против безбожников». Об этом свидетельствует распоряжение Министерства Народной Культуры («МинКульПоп»), а также деятельность Ватикана, приводившего наиболее обоснованные доводы в поддержку фашисткой пропаганды. В инструкциях, посылаемых главным редакторам итальянских газет, «МинКульПоп» ставил перед органами массовой информации следующие задачи: «Пресса должна видеть свое призвание в том, чтобы воспитывать народный дух против советского большевизма, который является самым веским аргументом, способным вызвать восторг и стихийную поддержку христианства и католической церкви» 1.

Таким образом, в отличие от германского фашизма, Муссолини в целях идеологического обоснования похода на Восток проводил пропаганду по вышеобозначенной линии. Для оправдания своих внешнеполитических действий он не использовал лозунг борьбы за «жизненное пространство», а делал упор, прежде всего, на ранее используемые постулаты «клерикального фашизма» 2.

Следует отметить, что тесные отношения с фашистским режимом у католической церкви существовали уже в течение длительного периода. После подписания в 1929 г. «Латеранских Соглашений» 3 католицизм, по сути, стал государственной религией. Папа Пий XI публично осудил «злодеяния безбожников-коммунистов» и создал в Риме специальный институт «Руссикум» по подготовке католических священников-миссионеров для работы в Советском Союзе. В момент присоединения Италии к Антикоминтерновскому пакту 4, в 1937 г., Пий XI выпустил энциклику "Божественный Искупитель" (Быт ЯеёвтрЮгю), обличающую «богоборческую природу» коммунизма.

«Поход на Восток» еще теснее сблизил церковное вероучение с идеологией фашизм. В тот момент, когда Италия вступила в антибольшевистскую военную коалицию, режим, вплетая свою идеологию в традиции католической церкви, создал атмосферу настоящего «крестового похода.

Фашизм хотел доказать, что нападение на СССР не является агрессией, а «войной цивилизаций», т.е. противником являются не советские народы, а исключительно большевистское правительство; следовательно, итальянские войска пришли в Россию не как враг, а, напротив, они стремятся избавить людей от советской тирании 5.

Пресса католической церкви поддержала гитлеровскую экспансию на Востоке мессианскими призывами к «освобождению народов СССР от ига атеизма». В любом случае, важно было выделять сообщения исключительно о жестокостях Красной Армии. Орган иезуитов, журнал «Католическая Цивилизация», мотивировал «неизбежный конфликт с русским большевизмом» тезисом Гитлера о «превентивной войне» 6, и приветствовал операцию «Барбаросса» как решающую битву христианской Европы против безбожников, «священную войну, в которой фашистская Италия играет центральную роль» 7.

1 Транфагля Н. «Ministri e giornalisti: la guerra e il Minculpop (1939-1943)» (Министры и журналисты: война и МинКулПоп (1939-1943 гг.). Турин, 2005. С. 78.

2 Так называемый «клерикальный фашизм» это своеобразный религиозный интегрализм. Клерикальный фашизм основывает католическую религию на фашистской идеологии в традициях анти-модернизма, с критикой в адрес общества, рожденного от Французской революции и с отказом идеей эмансипации личности (либерализм) и классов (марксизм). Он постулирует органическое 'сообщество'. Среди его лучших сторонников был иезуит Агостино Джемелли, основатель Католического Университета Милана.

3 В 1929 г. Муссолини, названный римским папой «человеком, посланным Провидением», заключил c Пием XI конкордат, положивший конец семидесятилетнему политико-юридическому конфликту между Ватиканом и Италией. В 1933 г. Ватикан заключил конкордат с Гитлером и в 1935 г. встал на сторону «цивилизаторов» в колониальной войне в Восточной Африке (Пий XI создал новый институт в Риме - названный «Эфиопикум» - для подготовки миссионеров, назначаемых в колонии). Затем во время войны в Испании католическая церковь открыто объединилась с фашистами против «антирелигиозных республиканцев». Пий XII (E. Pacelli 1876 - 1958) продолжал деятельность предшественника и осуждал коммунизм в своих выступлениях.

4 Военно-политический пакт, заключенный 25.11.1936 г. между Германией и Японией, был направлен против «действий Юэминтерна». В 1937 г. к пакту присоединилась Италия и в 1939 г. Испания, Венгрия и Маньчжоу-Го. К пакту 1936 г., который вновь вошел в силу в связи с нападением на СССР, 25 ноября 1941 г. присоединились Румыния, Словакия, Финляндия, Хорватия, Болгария, Дания и Нанкинский Китай.

5 Государственный архив Воронежской области (ГАВО) Ф. 2100. Оп. 1. Д.376 Л.1, 14об-15 « Пехотинец в степям » в: "Журнал путешествий",( Giornale dei viaggi), 1.11.1942 г.

6 «В то время как Германия, в соответствии с духом германо-советского договора дружбы, сняла с Восточного фронта своих вооруженных сил, Россия начала группирование в угрожающей манере. Поэтому не надо было оставить без защиты восточные границы (... ) И в это время Москва наступила на условностей завета дружбы, лицемерно заявила чувства мира и дружбы. Поэтому пора выйти вперед, чтобы действовать против иудео-английской клики, поджигателя войны в сговоре с евреями в большевистской центре Москвы. От Северного Ледовитого океана немецкие солдаты вместе с финнами борятся за свободу своей страны. Из Восточной Пруссии до Карпат развернута немецкая армия на Восточном фронте. На берегах Прута до Черного моря Румынские и немецкие солдаты сосредоточены под командованием Антонеску. Сейчас не время защитить отдельные страны, а время защитить безопасность Европы, общее спасение» в: «La Civilta Cattolica» (Католическая Цивилизация), июль 1941 г. , том. III, вестник. 2187, с.79.

7 «За четверть века сума ненависти «безбожников» и «против Бога» бушует со всеми зверскими и бесчеловечными средствами, чтобы сломать десять веков христианства и цивилизации среди людей, которые были в христианстве, несмотря на отклонения восточного схизма. После двадцати пяти лет преследования продолжаются ( ... ) Там до сих пор стоят в створок немногие, но оскверненные, церкви: Василий Блаженного, Святой Кремль. В их тени приседает основная часть гробницы бесславного Ленина, памятник которого был возведен антихристом, по стилю тяжелого искусства материализма. Странный признак психической дезориентации народа разработали атеисты; это могила, к которой стекаются народы России в организовано впечатляющем паломничестве. Они падают ниц перед мумифицированным трупом наиболее уголовного всей истории атеиста, они убеждены, что он один из святых , которым поклоняются предки после долгих паломничеств». Пеллегрино Ф. «L'attacco a fondo dell'ateismo soviético» (Окончательная атака советского атеизма) в: "La Civilta Cattolica", июль 1941 г., том. III, вестник. 2187 с.169-181.

Журнал «Христианская семья» поощряет борьбу со ссылкой от Mein Kampf: «Итак, священная война началась! Вся католическая община и христианский мир смотрят на Германию, на Италию и на другие государства, поднявшие оружие против России, как на защитников христианской цивилизации. «Шайка головорезов», как сказал Гитлер, которая двадцать пять лет заставляла почти сто восемьдесят миллионов человек жить в атеизме и в духовном идиотизме, давая в обмен красную тряпку и зловещий марксистский материализм, должна почувствовать, что вместо мировой революции близится спасение европейской цивилизации и свобода вероисповедания. Поэтому попросим Бога, чтобы как можно скорее наступил момент для восстановления порядка. Мы уверены, что это будет означать возвращение креста Христова на золотые купола ста церквей Кремля, позорно оскверненных большевизмом» 8.

Руководители режима в пропагандистских тезисах придавали большое значение опыту, полученному во время интервенции Италии в Испании в 1936 г. Это не случайно, так как заключение «пакта о взаимопомощи» между Муссолини и Ватиканом совпало с гражданской войной в Испании. После борьбы против «красных» в Испании на фашизм была возложена «конкретная историческая ответственность». Защита религии и мировой цивилизации послужили одной из главных причин интервенции против «безбожников». Как в войнах в Абиссинии (обратившейся в веру Рима) и Испании (которую Ось спасала от опасности коммунизма), так и в СССР Италия считала своим долгом избавить христиан от ига атеизма.

Для Муссолини очень важно было подчеркнуть идеологическое первенство фашистского режима над Германией. Документы наглядно свидетельствуют об этом направлении его пропаганды: «Если бы не было похода на Рим сегодня, то не было бы марша на Москву», «Первый выстрел для прекращения безумия большевиков был сделан в Милане, в апреле 1919 года», «Двадцать лет народы земли сотрясаются этой альтернативой, этой железной дилеммой: Фашизм или большевизм, Рим или Москва» 9.

В указании к поведению итальянских войск идеологическая основа войны подчеркивается следующим образом: «Вы, итальянские солдаты Восточного фронта, помните, что сегодня не было бы похода на Москву, который несомненно принесет победу, если бы двадцать лет назад не было похода на Рим, если бы мы первыми среди первых не подняли знамя антибольшевизма. Борьба против России для нас историческая необходимость: помните, что уже в 1854 году пьемонтские берсальеры генерала Ламармора разгромили русских в Крыму; помните, что мы боролись против большевизма во время Марша на Рим, а затем и в Испании. Сегодня идет продолжение той же войны, войны с целью создания мирной и процветающей «Новой Европы».

При проведении славной задачи надо сохранять серьезность, дисциплинированность и вежливость, надо с гордостью соблюдать обычаи и пользоваться привилегиями, предоставленными благородными традициями нашего народа (... ) Где бы вы ни были и ни будете, всегда соблюдайте местные обычаи и в особенности различные религиозные убеждения. Уважайте целостность семьи, обращайтесь с уважением к женщинам стран, принимающих вас или находящихся в зоне оккупации итальянских Вооруженных Сил. В магазинах, как и в общественных местах, будьте всегда корректными и воспитанными. В целом ваше поведение должно внушать иностранцам приятное чувство спокойствия и порядка. Помните всегда, что вы - солдаты Италии, и в глазах друзей, союзников, а также в глазах врагов представляете Италию. Таким образом, вы служите делу фашистской родины и только так вы сможете показать всему миру, что вы на самом деле являетесь носителями цивилизации» 10.

При подготовке общественного мнения о России лозунгу о «крестовом походе против большевизма» альтернативы не существовало. Брошюры, выпущенные пропагандистским органом партии 11 - Национальным институтом фашистской культуры (Istituto Nazionale di Cultura Fascista, ИНКФ) - наглядно свидетельствуют, что традиционная пропаганда не смогла бы привести ни одного конкретного аргумента в пользу участия Италии в войне против СССР. Пришлось отказаться от геополитических интересов и согласиться на вариант с использованием религиозной риторики.

Католические священники подчеркивали «справедливый характер войны» и благословили «борьбу европейских цивилизаторов против безбожников». Сотни капелланов пошли добровольцами на восточный фронт - лишь в июле поступили на военную службу ради участия в «крестовом походе» 200 капелланов. Таким образом, идеологическое и нравственное управление армией было не только в руках у органов массовой информации и отдела пропаганды вооруженных сил. Капелланы исполняли не только церковные, но и офицерские обязанности. На них возлагалась особая

8 "Famiglia cristiana" (Христианская семья), «Una spada in difesa della civiltà» (Меч в защиту цивилизации), 6.07.1941 г.

9 Прикз n. l от 8.07.1941 г. командования итальянского экспедиционного корпуса в России уточнил: "Это Армия Италии, где фашизм родился и вырос. Он всегда боролся и бороется сегодня, во второй раз с оружиями, против большевизма." В: Рати А. « L'8o° Fanteria della divisione Pasubio» (80-й пехотни полк дивизии Пасубио), Мантова, 2005. С. 60.

10 ГАВО Ф. P-2100. Оп. 1. Д.77. Л.1 ч. 1-4 «Война против Советской России».

11 Карневари Е. « Considerazioni su due anni di guerra» (Соображения о двух годах войны), Рим, ИНСФ, n.1, 07.1942 г.; «Origini della politica estera sovietica» (Источники советской внешней политики) Рим, ИНСФ, n. 4, 09.1942 г.; «Bolscevismo e plutocrazia», ( Большевизм и плутократии ) Рим, ИНСФ, n. 4, 09.1942 г.

ответственность за воспитание правильного морального духа среди военнослужащих.

Не вдаваясь в подробности «восточной миссии» римской католической церкви, следует отметить, что в итальянских вооруженных силах вместе со специалистами по пропаганде в деле внушения принципов «крестового похода» принимали участие и военные капелланы. Именно они должны были мотивировать солдат мессианскими призывами «осчастливить» восточные народы. Капелланы убеждали итальянских солдат, воевавших на советском фронте, в том, что те несут двойную миссию, военную и экуменическую, будучи также посланниками римской веры.

Рождественские проповеди 1941 года капеллана КСИРа Альфонсо Монтабоне сохранились в российских архивах. Иезуит так призывает своих солдат: «Тогда, когда снег превратится в лед, или вам будет не хватать угля, еще ярче должна загореться щедрая и неослабевающая преданность в ваших сердцах. Легионер, шедший из Рима, не знал, что вдоль пути от имперского центра проложены следы апостолов царства Божьего. Христос следовал за ними. Вы, воины Рима и Христа, должны помнить о вашей двойной миссии: куда бы ни прибыли солдаты цезаря, повсюду они ощущают справедливость и силу Рима; куда бы ни прибыли апостолы Иисуса, повсюду с ними благое дело и Христианская кротость. Не следуйте, а сопровождайте Христа, ибо вы сравни апостолам, с вами Сын Божий и Божественный Дух. [...] И вы укажите на путь Церковный тем, кто еще вчера был безбожником» 12.

Как отметил Ревелли, «конечно, сострадание, которое католическая церковь испытывает к русскому народу, делает ее отношение к русским более человечным. Но это сострадание неоднозначно, это сострадание солдата-христианина, идущего против страждущего с оружием в руках, получив благословение капеллана во имя борьбы за прогресс и цивилизацию. Большевизм - дело рук антихриста, доказательство чего упрощает работу капелланов: военные священники показывают на церкви, оскверненные и уничтоженные, и призывают к мести. Даже дети-сироты и беспризорные, по мнению капелланов, - это результат прогнившего общества, которое необходимо обратить в христианство» 13.

На антибольшевистском крестовом походе идеология «клерикального фашизма" призывает на военную службу и саму Мадонну.

В начале года Ватикан раскрывает тайну так называемого Второго Пророчества Фатимы. Дева Мария предрекла, что война будет средством, с помощью которого Бог накажет человечество за его преступления. Чтобы положить этому конец, Богородица просит Папу возвратить СССР в лоно христианства и приблизить к сердцу Марии. «Если мои просьбы будут исполнены, то Россия обратится к христианству и настанет Мир; если же нет, то она распространит террор по всему миру, разжигая войны и гонения на Церковь. Добрые люди примут мученичество, Святой Отец испытает глубокие страдания, многие народы будут уничтожены. В конце концов, Чистое Сердце Мое восторжествует. Святой Отец посвятит Россию Мне, и она обратится в христианство, а земле будет дарован Мир» 14.

Так на Пасху 1942 г. «Общество Царства Бога, созданное отцом Джемелли, послало итальянским войскам на русском фронте 120 центнеров книг религиозного содержания, коронок, «святых», распятий, медальонов с изображением Девы Марии» 15.

Тогда, 31 октября 1942 года, в разгар наступления на Волге, в радиосообщении, посвященном 25-й годовщине явления Богоматери в Фатиме, в действительности Пий XII призвал к миру во имя Непорочного Сердца Марии. Ссылаясь на обет, данный им в мае 1936 г., в обмен на сохранение Пиренейского полуострова, «охваченного антихристианской и антинациональной метелью (...) с нависшей над ним угрозой красного террора, столь неожиданно предотвращенного», Папа помолился Богоматери, упомянув в частности о России, «о народах, разделенных из-за ошибок и разногласия и, в особенности, о тех, кто исповедует искреннюю преданность Вам (Богоматери, прим. авт.), и в чьих в домах почитается Ваша святая икона (теперь скрытая и хранимая для лучших времен). Папа молил дать им мир и вернуть их под единую сень Христа » 16.

12 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО). Ф Ф.500, Оп.6, Д.153, Л.75-7506. "Рождественская молитва капеллана командования железных дорог Востока

13 Ревелли Н. « Ultimo fronte » (Последний фронт), Турин, 1971. С. 82.

14 Беседы и Радио Послания Святейшего Пий XII, вып. IV, с. 253-262, пер. ан., Деяния и речи Пия XII, вып. IV, с января по декабрь 1942 года, Институт миссионерского общества святого Павла, Рим, 1943. С. 263-272.

15 Антонелли К., Филоненко С.И., указ. соч. (Победа! Мы победим! Открытки на русском фронте 1941-1942 гг.) С.

69.

16 Беседы и Радио Послания Святейшего Пия XII, вып. IV, с. 253-262, Следует отметить, что Православная Церковь отвергает идею Освящение России, так как страна является христианской уже тысячу лет, в то время как фраза "Россия будет преобразована," подразумевает преобразование от православия в католичество. В богословском комментарии к Фатиме, написанном Йозефом Ратцингером, Папа Бенедикт XVI говорит, что смысл фразы является трансцендентным, т.е. означает преобразование сердца. В любом случае, в 1942 году католические прелаты во Франции, Голландии и Англии относительно освящения сказали, что оно означает, наоборот, что Россия является про-союзником. «Кардинал Хинсли, Вестминстерский архиепископ, написал в пастырском послании: Святейший Отец намекает на Россию, народ которой в настоящее время героически защищает свою родину от захватчиков. Для России, Господа молим каждый день.» "La Stampa" 26.6.2000 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.