Научная статья на тему 'КАТЕГОРИЯ "ЖИЗНЬ" С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЕРМЕНЕВТИКИ'

КАТЕГОРИЯ "ЖИЗНЬ" С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЕРМЕНЕВТИКИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
34
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМЕНЕВТИКА / ТРАДИЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ЖИЗНЬ / ОППОЗИЦИИ / КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ / ФАКТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тайгунова Т.В.

Автор данной статьи проводит небольшое исследование того, как понимается жизнь в герменевтической философской традиции. Автор рассмотрел ряд источников, предоставляющих не только мысли герменевтов ХХ века, но и современных философов, а также ряд первоисточников, благодаря которым можно сделать выводы о понимании жизни в герменевтической традиции. Данную тему можно назвать актуальной потому, что взгляды на жизнь и личность с необходимостью существуют и теперь, и именно герменевтическое толкование жизни представляет интерес для ведущих гуманитарных дисциплин - философии и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CATEGORY OF "LIFE" FROM THE POINT OF VIEW OF HERMENEUTICS

The author of this article conducts a study of how life is understood in the hermeneutic philosophical tradition. The author considered a number of sources which provide not only the thoughts of hermeneutics of the XXth century, but also of contemporary philosophers, and a number of primary sources, thanks to which it is possible to draw conclusions about the understanding of life in the hermeneutic tradition. This theme could be called actual because these points of view on life and personality exist nowadays as well, and especially hermeneutical interpretation of life is the interest to the leading humanitarian disciplines - philosophy and psychology.

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИЯ "ЖИЗНЬ" С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЕРМЕНЕВТИКИ»

взгляд, каждому мировоззрению - своё понимание жизни, уникальное и неповторимое.

Использованные источники:

1.Басалаева О. Г. Информационное мировоззрение и культура современного общества, - Вестник Челябинского государственного университета, 2010, №1 (182).

2.Басанова Т. А. О мировоззрении личности: научные представления. -Известия Южного федерального университета

3.Гречкина Е. Н. Трансгуманизм - мировоззрение XXI века или цивилизационная угроза человечеству? - Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015.

4.Кривых С. Е. Духовные ценности в структуре религиозного мировоззрения, Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, 2009.

5.Мажитов И. М. Проблема онтологической истинности мировоззрения человека. - «Символ науки», Уфа, №4, 2015.

6.Мякинников С. П. Функционалы мировоззрения: классификация и общая характеристика. - Теория и практика общественного развития, 2013.

УДК 128+801.73

Тайгунова Т. В. аспирант 2 курс

кафедра философии, социологии и религиоведения Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева Россия, Красноярск

Научный руководитель: Минеев В. В., доктор философских наук

профессор

профессор кафедры философии, социологии и религиоведения Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П.Астафьева. КАТЕГОРИЯ «ЖИЗНЬ» С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЕРМЕНЕВТИКИ Аннотация: Автор данной статьи проводит небольшое исследование того, как понимается жизнь в герменевтической философской традиции. Автор рассмотрел ряд источников, предоставляющих не только мысли герменевтов ХХ века, но и современных философов, а также ряд первоисточников, благодаря которым можно сделать выводы о понимании жизни в герменевтической традиции. Данную тему можно назвать актуальной потому, что взгляды на жизнь и личность с необходимостью существуют и теперь, и именно герменевтическое толкование жизни представляет интерес для ведущих гуманитарных дисциплин - философии и психологии.

Ключевые слова: герменевтика, традиция, личность, жизнь, оппозиции, конструирование реальности, фактичность.

Taygunova T. V.

Post-graduate student Department of Philosophy, sociology and religious studies Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev

Russia, Krasnoyarsk Scientific supervisor: Mineev V. V.

Professor, doctor of Philosophy Sciences Professor, Department of Philosophy, sociology and religious studies, Krasnoyarsk state pedagogical University named after V. P. Astafyev THE CATEGORY OF "LIFE" FROM THE POINT OF VIEW OF

HERMENEUTICS Abstract: The author of this article conducts a study of how life is understood in the hermeneutic philosophical tradition. The author considered a number of sources which provide not only the thoughts of hermeneutics of the XXth century, but also of contemporary philosophers, and a number of primary sources, thanks to which it is possible to draw conclusions about the understanding of life in the hermeneutic tradition. This theme could be called actual because these points of view on life and personality exist nowadays as well, and especially hermeneutical interpretation of life is the interest to the leading humanitarian disciplines - philosophy and psychology.

Key words: hermeneutics, tradition, personality, life, opposition, constructing reality, factuality.

Герменевтика - искусство толкования различного рода текстов, известное с давних времен, а также направление философии и гуманитарных наук, в котором понимание рассматривается как условие осмысления социального бытия. Герменевты ХХ столетия обратили внимание не просто на письмо и язык, а через них и их причастность к жизни вышли на понимание самой жизни и места человека в ней. В данной статье будет рассказано о том, как понимали жизнь представители философской герменевтики.

Рассмотрим ключевые взгляды французского герменевта Поля Рикёра. Он был учеником и последователем таких мыслителей ХХ века, как Марсель и Гессерль, и сумел создать собственную концепцию жизни в рамках герменевтической традиции. Жизнь, считал Рикёр, заключается в реализации человеческого стремления познать себя самого через овладение смыслом слов всех других людей. Отличительной особенностью данного мыслителя является его собственный метод: он рассматривал человека и человечество не ретроспективно и не «здесь-и-сейчас», а одновременно в трёх аспектах -прошлого, настоящего и будущего. Этот метод был им же назван «регрессивно-прогрессивным». Рикёр проводил настоящую археологию субъекта (что оправдывало его увлечение идеями психоанализа) и считал, что важнейшим атрибутом человека является стремление к рефлексии -возвращению к себе самому. Именно сознание, согласно его взглядам, вносит в мир значения и смыслы, соответственно, само бытие и сама жизнь

обретают смысл только при наличии сознательного субъекта. Популярное нынче понятие «жизненный опыт» Рикёр трактовал как одновременно восприятие и активность субъекта познания. Смысл всей человеческой деятельности в мире (а значит, и самой жизни) придаёт человеческая воля. Чем больше человек стремится познать и чем больше волевых действий прикладывает к достижению этой цели, тем он живее и тем больше воли в нем возникает. Рикёр замечает, что-то, что распоряжается человеком, не исходит из него, а приходит к нему в процессе жизни. Авторы статьи «Конфликт интерпретаций Поля Рикёра» выразили это следующим образом: «Поскольку человек изначально пребывает в мире и неустранимо причастен к нему, он может противопоставлять себе объекты, которые он интеллектуально конституирует, подчиняя своей воле» [5, с. 51]. Таким образом, основной функцией человека Рикёр считал символическую - его способность соотноситься с реальностью при помощи знаков. Именно символ зовёт человека к самореализации и к жизни, поскольку призывает интерпретировать его и говорить о нем. Поэтому личность необходимо рассматривать как феномен, который способен найти себя в прошлом и посредством пребывания и волевого действия в настоящем проектировать себя в будущее. Именно такой субъект - личность, является центральным понятием Рикёра и наилучшим образом отражает представления этого философа о жизни. Дадим слово самому философу: «В каждой герменевтической дисциплине интерпретация находится на стыке лингвистического и нелингвистического, языка и жизненного опыта (каким бы он ни был); специфика герменевтики как раз и состоит в том, что это воздействие языка на бытие и бытия на язык достигается различными способами: так, символика сновидения не может быть лишь чистой игрой означаемых явлений, отсылающих друг к другу; она является сферой выражения, где выговаривается желание» [8]. Рикёр, таким образом, понимал жизнь через взаимодействие бытия и языка и через способность человека интерпретировать всё, что происходит в мире. Категория «жизнь» по сути, объясняет отношения между человеком как частью бытия и его интерпретацией этого бытия. Для полного понимания человека и его места в мире, по Рикёру, необходимо рассматривать в совокупности как его язык, так и жизненный опыт.

В философии другого герменевта - Х.-Г. Гадамера, жизнь понимается уже в несколько ином аспекте - как цепь интерпретаций человеком явлений и предметов, представляющих собой своеобразный «текст», требующий расшифровки от познающего субъекта. «Позволим себе сослаться на то, что предзнание, которое мы получаем из нашей языковой ориентировки в мире <...>, играет определенную роль повсюду, где перерабатывается жизненный опыт, где поняты языковые традиции и где функционирует общественная жизнь. Такое предзнание не является, конечно, никакой критической инстанцией по отношению к науке, а само подвергается критическим замечаниям со стороны науки, но оно есть и остается ведущим медиумом

всего понимания» [3]. Жизнь понимается как постоянное творчество, потому что в ходе интерпретации предмета или явления, в зависимости от особенностей интерпретатора, может появиться совершенно другой предмет и совершенно другое явление, отличное от оригинала, истолкованное «на свой лад». Важнейшим фактором жизни человека Гадамер называл интуицию, поскольку именно благодаря ей человек способен «схватить» массив фактов и сделать спонтанный вывод о них. Применительно к тексту можно сказать, что человек вынужден пытаться постичь его объективность, постоянно преодолевая субъективность того, кто создал этот текст. То же самое и с познанием. Если жизнь - это постоянный процесс познания, то она подразумевает весьма тернистый путь субъекта познания к объективному образу этого мира. Никто не знает, каков мир сам по себе, когда на него никто не смотрит и никто не описывает. Поэтому каждый человек - это творец своего мира в попытке найти этот самый объективный образ. Истину Гадамер поставил в зависимость от позиции автора, создающего текст, а не от объективной реальности. В случае с миром, истина содержится в нем самом или же в том «замысле», на основании которого мир произошел. Возможно ли постичь этот «замысел», давно погребенный под ворохом миллиардов интерпретаций и образов - спорный вопрос, но, тем не менее, это является наиважнейшей задачей познающего субъекта. Именно язык является априорным условием любого акта понимания - мир, по Гадамеру, «тотально оговорен» словом. Слова - это та форма, которая позволяет вещам и явлениям быть увиденными, т.е. позволяет им существовать. Нечто, сокрытое в каждом предмете и явлении, обращается к человеку и задевает его - именно с этого начинается процесс понимания и постижения человеком жизни. Особенно важным взглядом на жизнь Гадамер считал взгляд философский - единственно верный, позволяющий понимать сам феномен жизни практически от «лица» самой жизни. «Философия - как никакая другая наука - должна иметь дело с нашим мировым и жизненным опытом в целом, но только так, как это делает сам жизненный и мировой опыт, выражаемый в языке» [3]. В этом заключается фундаментальная разница между обывательским взглядом на жизнь и истинно философским. Поверхностное рассмотрение всего, что мы видим вокруг, не может дать должного представления о жизни, но внимание к языку, к выражению, к его взаимодействию и взаимодополняемости с бытием является верным шагом к пониманию жизни.

Современный философ Мартин Хайдеггер, прославившийся созданием фундаментальной онтологии, начинал именно с герменевтических концепций. Он говорил, что человеческая речь - это «артикуляция бытия», без которой мир навеки остался бы скрытым. Жизнь он понимает как бытие, которому соразмерен человеческий язык, бытие, обретшее голос. Понимание, по Хайдеггеру, - это не просто мыслительный акт, это - способ быть. Только благодаря понимаю всего окружающего человек живёт. В статье «Путями герменевтики Хайдеггера и Гадамера» О. А. Коваль и Е. Б. Крюкова

пересказывают его идею следующим образом: «Само это освоение реализуется в процессе повседневного обращения с окружающими вещами и поэтому имеет не-интеллектуальное, до-теоретическое происхождение. Ошибка рационального подхода к действительности, превозносимого в качестве идеала научности, кроется как раз в том, что побуждает человека мыслить себя, отталкиваясь от мира, и подобное «сознательное» опосредование заслоняет от него его непосредственное бытие» [6, с. 101]. Хайдеггер утверждал, что именно герменевтика как истолкование «фактичной событийности» должна стать главным орудием борьбы за подлинность жизни и за верное истолкование всего, что происходит в мире. Именно человек как существо понимающее, согласно цитированию самого Хайдеггера в уже упомянутой статье, - это «элементарный и основополагающий компонент в архитектонике мироустройства» [6, с. 103].

Философ Л. Витгенштейн определял жизнь как чередование «языковых игр». Их он называл формами жизни и объяснял следующим образом: в бытовом общении люди стараются упростить повседневный язык, сводя, например, длинные фразы к коротким и односложным указаниям или же вовсе передавая смысл высказываний интонацией (что для русского языка -обычное дело). Слова, таким образом, усваиваются человеком в контексте разного рода социальной практики. Поэтому, наблюдая за употреблением того или иного слова в живой практике людей, можно узнать не только особенности данной языковой среды, но и неизвестные ранее аспекты предметов и явлений, которые спонтанно, интуитивно подчеркиваются в этих «языковых играх». Особенность понимания жизни у Витгенштейна выражается следующим образом: «Если мы хотим изучать проблемы истины или лжи, согласованности и несогласованности высказываний с действительностью, проблемы природы утверждения, восклицания и вопроса, мы будем с огромным вниманием наблюдать за примитивными формами речевой деятельности, в которых эти формы мышления появляются в чистом виде, не смешанные с основаниями высокоусложненных процессов мышления» [2, с. 358]. Превращаясь в формы жизни - некие негласные правила, и сливаясь с новыми «языковыми играми», они превращаются в повседневный контекст бытия. «Языковая игра образует коммуникативный базис жизненного опыта людей, сообщества, опираясь на который, индивид начинает размышлять, задавать вопросы, сомневаться, участвовать в социальной деятельности и т.д. Языковая игра как форма жизни выступает предпосылочной структурой нашего знания и понимания, а согласие в форме жизни априори определяет видение, восприятие мира субъектом» [7, с. 160]. Витгенштейн говорит о том, что каждая такая игра образует свой собственный горизонт, который можно распознать только изнутри самой игры. Учитывая тот факт, что человек в течение жизни вступает в несколько таких игр, ему открывается достаточно обширное количество горизонтов.

В статье А. Н. Исаевой «Акмеологические аспекты отношения личности к оппозициям жизни» приводится интересный взгляд современного

герменевта Е. Б. Старовойтенко. В ее трудах говорится о том, что зрелая личность адекватно относится к оппозициям и противоречиям, встречающимся в жизни, и воспринимается их как противоположные, но при этом необходимо связанные элементы. Личность, таким образом, понимает жизнь как систему необходимо связанных противоречий. Жизнь индивидуальная в совокупности с объектами познания и самосознанием является абсолютно целостной структурой. Необходимым атрибутом зрелой личности является рефлексия, в ходе которой личность диалектически обращается к оппозициям. Оппозиции - это именно те онтологические конструкты жизни, которые конституируют индивидуальную жизнь до того, как личность мысленно их опосредует. Личность и сама, прежде чем начинает познавать мир, встаёт в оппозицию к нему. То, что человек говорит об объектах, как он себя ведёт, отображает не только предметы и обстоятельства, но и суть самого человека. «Выявляется личность в ее «связях с жизнью» - как проживающая свою жизнь в оппозициях, порождающая оппозиции жизни и воссоздающая жизнь через индивидуальное отношение к оппозициям» [4, с. 247]. Для примера автор приводит великих людей (философов, деятелей искусства), которые пишут автобиографии и представляют себя целостно - в отношении к себе, к другим, к творчеству, к жизни вообще и повседневности. Эти люди не стараются скрывать свои внутренние противоречия, не бегут от себя и не изображают себя исключительно святыми. В их жизни имеет место огромное количество ярких моментов, которые, по сути, представляют собой акты разрешения жизненных противоречий. Также эти люди практически всегда находят единомышленников, поскольку стремятся постоянно с кем-то идентифицироваться и передать свой опыт. В их жизни стирается граница между актуальным и желаемым, и примеры таких личностей - это блестящие примеры жизни, какой она должна быть с герменевтической точки зрения.

Таким образом, в качестве вывода можно сказать, что герменевты видят саму личность человека ответственной за мир, который он видит вокруг себя. Саму жизнь они понимали как совокупность постоянных интерпретаций всего, что происходит вокруг и всех окружающих предметов, в зависимости от контекстов. Герменевтическая концепция жизни прогрессировала - каждый последующий мыслитель привносил в неё свои акценты и свои нововведения. Таким образом, с точки зрения герменевтов, каждый человек в процессе жизни получает уникальную возможность сконструировать собственный мир и реализовать себя в нём, а понимание жизни и умение верно истолковать происходящее являются ключом к философскому постижению мира и бытия.

Использованные источники:

1.Варыгин Д. В. Проблема понимания в современной герменевтике. -Российский гуманитарный журнал, Т.1, №1, 2012.

2.Витгенштейн Л. Избранные труды. - М.: Изд. дом «Территория будущего», 2005. - 440с.

3.Гадамер Г. Истина и метод: основы философской герменевтики [Электронный ресурс] . - Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000015/ (дата обращения 30.05.2017).

4.Исаева А. Н. Акмеологические аспекты отношения личности к оппозициям жизни. - Вестник университета, №23, 2013.

5.Кашин В. В., Мельник О. А. Конфликт интерпретаций Поля Рикёра. -Вестник ОГУ, №7, 2006.

6.Коваль О. А., Крюкова Е. Б. Путями герменевтики Хайдеггера и Гадамера, Т.8, №4, 2015.

7.Медведев Н. В. Витгенштейн и Гадамер о «языковой игре». - Вестник Тамбовского университета, Серия: Гуманитарные науки, №5 (121), 2013.

8.Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://predanie.ru/riker-pol-paul-ricoeur/book/216426-konflikt-mterpretaciy-ocherk-o-germenevtike/ (дата обращения 05.06.2017)

9.Самама Ги. Поль Рикёр: опережающее себя предшествование на пути от идентичности к обещанию. - Историко-философский ежегодник, №2010/2011.

10.Старовойтенко Е. Б. Возможности Я в отношении к Другому: герменевтика и рефлексия. - Психология. Журнал Высшей школы экономики, Т.10, №4, 2013.

УДК 338.5

Тамразов А.А. студент

4 курс, факультет «Экономики, сервиса и предпринимательства»

кафедра «Управление и предпринимательство» Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)

ДГТУ в г. Шахты Горностаева Ж.В., к.э.н., профессор кафедра «Управление и предпринимательство» Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал)

ДГТУ

ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА

ПРЕДПРИЯТИИ Аннотация: В работе авторы рассматривают существующие стратегии ценообразовании и выдвигают приложения по выбору стратегии в зависимости от характера деятельности предприятия, его стадии жизненного цикла и иных факторов, влияющих на процесс ценообразования.

Ключевые слова: ценообразующие факторы, ценовая политика предприятия, цена, стратегии ценообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.