Проанализировав полученные данные, которые согласуются с нашим личным опытом работы в вузе, мы пришли к выводу, что доминирующим условием, влияющим на формирование рефлексивной компетентности, является положительное отношение к педагогической профессии. Без этого условия невозможно гарантировать высокий уровень рефлексивной компетентности, так как движущей силой любой деятельности являются мотив и потребность.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бизяева А.А. К вопросу о педагогической рефлексии / Проблемы гуманизации образования. Псков, 1999. 45-56 с.
2. Давыдова Г.И. Воспитание рефлексивной культуры учащегося в концептуальном пространстве школьного образования [WWW document] URL: http://liber.rsuch.ru/Conf/Psih razv/davidova.htm
3. Ильязова Л.М., Соколова Л.Б. На пути к рефлексивной образовательной среде вуза [WWW document] // Credo new. 2005. №1. URL: http:// www. credonew. ru
4. Каменев С.В., Никитин И.Г., Чарный Б.М. Моделирование инновационной деятельности в образовательном учреждении [WWW document] /URL: http://gw.yspu.yar.ru/permpgy/ pedagogika/ 2 3/.
5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как средство интеграции естественно-научного и гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1994. №4. С. 31-36.
6. Стеценко И.А. Теория и практика развития педагогической рефлексии студентов: Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 2006. 256 с.
М.И. Царева
КАТЕГОРИЯ «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»: ФИЛОСОФСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Процесс информатизации системы образования предъявляет новые требования к педагогам школ в области повышения компетентности личности в интеллектуальной, общественной, экономической, коммуникационной, информационной и других сферах деятельности.
Возрастает значимость информационной культуры личности, осуществляющей свою профессиональную деятельность в условиях широкого внедрения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Предложим вариант рассмотрения важного элемента культуры эпохи информатизации, который называют информационной культурой. Это название не только соответствует названию формирующегося нового общества, но оно, как покажем далее, в большей степени, чем другие, выражает сущность и содержание этой новой культуры.
Представляя собой, важнейший сегмент культуры эпохи информатизации, информационная культура, вместе с тем, пронизывает все культурные фрагменты, функционирование которых в наше время невозможно вне зависимости от информационной культуры. Исследователь А.И.Ракитов отмечает, что этим и определяется важность анализа информационной культуры. По его мнению, «вопрос об информатизации культуры имеет не «остаточный», а фундаментальный характер, в котором завязываются в один узел культурные процессы создания информационно-индустриального общества и принципиально новой технологической базы его духовной и социальной модернизации» [1].
Информационную культуру следует понимать, прежде всего, как часть общей культуры, один из важнейших аспектов культурной деятельности вообще. Она имеет черты, общие для всей культуры: неразрывную связь с социальной природой человека, является продуктом человеческой деятельности, результатом активного отношения людей к природе, обществу и друг к другу. Одновременно информационная культура выступает в качестве необходимого и эффективного фактора освоения человеком культурной реальности, всего того культурного потенциала общества, который накопило человечество в процессе своего многовекового исторического пути. Поэтому не следует ограничивать область функционирования информационной культуры лишь сферой компьютеризации или информационной техники вообще. В действительности, эта сфера гораздо бо-
лее широкая и охватывает процессы научной деятельности, образования, управления природными и социальными процессами, сферу быта, досуга и т.д. По мере информатизации общества эта сфера расширяется, процесс выступает в качестве объективно необходимого для развития общества. В этом плане можно согласиться с А.И.Ракитовым, который пишет, что «информатизация культуры, т.е. экипировка всех культурных процессов современной информационной технологией является уже не пожеланием, а объективной внутренней исторической необходимостью. Исторический процесс в целом приобретает новую качественную определенность» [2].
Однако, понимая информационную культуру как часть общей культуры, следует иметь в виду, что эта часть весьма специфична. Под информационной культурой обычно понимают, прежде всего, область культуры, связанную с функционированием информатизации в обществе и формированием информационных качеств личности. Это, с одной стороны, определенный уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве и способствовать информационному взаимодействию. Это новый тип мышления, который формируется в результате освобождения человека от рутинного информационно-интеллектуальной работы. Вместе с тем это - новый тип общения, дающий возможность свободного выбора личности в информационном пространстве. С другой стороны, информационная культура представляет собой информационную деятельность, качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации. Это и дает право выделить в философском плане два аспекта анализа информационной культуры.
В социокультурном смысле информационная культура - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В этом аспекте информационная культура является элементом общей культуры человечества, важнейшим средством формирования мирового культурного сообщества, создания мирового информационного пространства. Она определяет уровень информационного общения - принципиально новые формы связей без личного присутствия индивидов в режиме диалога.
В эпоху информатизации общества информационная культура представляет собой готовность к освоению нового образа жизни на базе использования информации, построение новой (информационной) картины мира и определение своего места в этом быстро изменяющемся мире. Как часть общей культуры личности информационная культура должна усвоить этику и эстетику, эргономику и вопросы информационной безопасности (как в смысле защиты информации, так и в смысле защиты человеческой психики).
В технико-технологическом смысле информационная культура - это оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач, механизмы совершенствования технических средств производства, хранения и передачи информации. В таком понимании она является показателем не общей, а скорее профессиональной культуры. Информационная культура в таком аспекте вбирает в себя знания наук, использование достижений которых необходимы для успешной информационной деятельности, и умение применять эти знания в своей практической деятельности. К ним, прежде всего, можно отнести кибернетику, информатику, математику, теорию проектирования баз данных и ряд других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры в этом аспекте являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих отступления от стандартов и нетрадиционного творческого мышления. В этом аспекте информационная культура -это знание о способах получения, обработки, хранения, выдачи и использования информации, а также умение целенаправленной работы с информацией для ее использования в практических целях.
Признаком информационной культуры является не только получение самой разнообразной и разнокачественной информации, но и умение выбрать из огромного массива имеющейся информации наиболее значимую. Исследователь Э. Тоффлер подчеркивает, что «на первый план сегодня выдвигается не сбор информации, а умение отыскать во всей массе данных то, что необходимо, верно проанализировать отсеянные сведения и своевременно доставить их нужному заказчику» [3]. Более того, нужно уметь обработать информацию нужным образом, что не менее важно, чем
само содержание информации. По мнению Э.Дайсона, «сложности нашего общества - и возможности «цифрового века» - накладывают соответствующие требования на отдельных людей. Им нужно быть лучше образованными, чтобы выжить экономически и преуспеть социально. Им нужно также иметь подобающее нравственное воспитание, чтобы принимать сложные решения» [4].
В философском плане категория «информационная культура», представляя собой систему, имеет системообразующее ядро, которым является информационная деятельность. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:
•в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
•в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
•в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
•во владении основами аналитической переработки информации;
•в умении работать с различной информацией;
•в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Анализ категории «информационная культура» в философском плане позволил выявить принцип неизменности уровней и критериев информационной культуры и, напротив, изменяемости показателей уровней с развитием информационных технологий. Причем уровни и их критерии являются универсальными для любого рода деятельности, а вот показатели (т.е. набор знаний, умений, навыков) будут определяться конкретной предметной областью деятельности человека, в том числе и профессиональной.
Понятие «информационная культура» базируется на двух фундаментальных понятиях: информация и культура. Исходя из этого, ряд исследователей предлагают выделить «культурологический» и «информационный» подходы к трактовке этого понятия [5].
В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.
В рамках информационного подхода ряд исследователей С.А. Бешенков, А.П. Ершов, А.А.Кузнецов, Н.В.Макарова, Е.А. Ракитина и др. подразумевает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения и анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.
В последнее время усиливается тенденция к целостному рассмотрению информационной культуры личности с позиций интеграции её информационных и культурологических компонентов. Вследствие этого информационная культура рассматривается как одна из граней общечеловеческой культуры, связанная с социальной природой человека и являющаяся продуктом его разнообразных творческих способностей [6].
В зависимости от субъекта, который выступает носителем информационной культуры, последнюю, можно рассматривать на трех уровнях:
1. Информационная культура личности.
2. Информационная культура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастной или профессиональной группы и т.д.).
3. Информационная культура общества в целом.
Информационная культура члена современного информационного общества может быть представлена как относительно целостная подсистема профессиональной и общей культуры человека, связанная с ними едиными категориями (культура мышления, поведения, общения и деятельности) и состоящая из нескольких взаимосвязанных структурных элементов.
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы (А.Атаян, В.Я.Буторин, С.М.Оленев, Т.А.Полякова, Э.П.Семенюк) [7, 8, 9, 5, 10], выделим, в наиболее общем виде, ком-
поненты информационной культуры: аксиологический компонент (принятие на личностном уровне гуманистической ценности информационной деятельности человека); коммуникативный компонент (культура общения и сотрудничества в области информатики и информационных технологий, использование возможностей телекоммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственное поведение в сфере информационных отношений); интеллектуальный компонент (компетентность и свободная ориентация в сфере информационных технологий, гибкость и адаптивность мышления); прогностический компонент (предвидение возможных последствий информационной деятельности, профессионально-социальная адаптация в постоянно обновляющихся информационных условиях); прикладной компонент (использование информационно-технологических возможностей для наиболее эффективного решения профессиональных задач); правовой компонент (знание и выполнение основных правовых норм регулирования информационных отношений, осознание ответственности за действия, совершаемые с помощью средств информатизации); эргономический компонент (реализация в информационно-профессиональной деятельности принципов научной организации труда, безопасности для здоровья, физиологично-сти и комфортности) [11].
В категории «информационная культура» можно вкладывать различный смысл: она может трактоваться, как через умение использовать в деятельности технологии и средства информатизации, так и через умение прогнозировать и контролировать последствия их применения.
Информационная культура личности, по мнению ряда исследователей, является уровневой, развивающейся во времени системой. Исследователь А. Атаян выделяет три уровня информационной культуры личности: общий (базовый), профессиональный и высший (логический).
Для общего (базового) уровня информационной культуры личности главной особенностью набора знаний, умений и навыков является их межпредметность, возможность применения практически без изменений в различных видах деятельности.
Для профессионального уровня информационной культуры личности знания, умения и навыки характеризуются специфичностью профессиональной деятельности человека, большей сложностью, но вместе с тем ограниченностью области применения.
Для высшего (логического) уровня информационной культуры знания, умения и навыки отличаются от базовых степенью сложности и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения и навыки в различных областях профессиональной деятельности [1].
Информационная культура отдельных групп сообщества проявляется в информационном поведении людей. В настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий, отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими [9].
Информационную культуру следует рассматривать, как «свойство личности позволяющее, с одной стороны, адекватно реагировать на процесс информатизации общества в целях саморазвития, а с другой стороны - влиять на процесс формирования информационной культуры общества, как гуманистической основы информатизации» [5].
Изучая работы современных философов, социологов, педагогов, психологов можно заметить, что все они, используя различную терминологию, придерживаются одного и того же мнения: для гармоничного развития личности в условиях современного информационного общества человек должен:
1. Приобрести определенные знания, умения и навыки для успешного оперирования информацией.
2. Обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно современным информационным технологиям.
3. Иметь мировоззрение информационного общества.
В рамках научного направления, развиваемого в Российской академии образования (В.С.Леднев, А.А.Кузнецов, С.А.Бешенков), акцент ставится на выявление и включение в содержание общего образования базового кибернетического образования, «направленного на изучение феномена самоуправляемости, в основе которого лежат процессы передачи, восприятия, хранения и переработки информации» [12]. Это ядро базового кибернетического образования, по мнению ученых, и должно составлять основу предмета школьной информатики.
В настоящее время происходит переосмысление роли информатики и информационных процессов в развитии природы и общества, растет понимание общенаучного значения информационного подхода как метода научного познания». В связи с этим изучение информационной культурой является стратегически важным и перспективным направлением в современной науке.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории. Информации и культуры: пример России // Вопр. Философии. 1994. № 4.
2. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат. 2001. 270с.
3. Тоффлер Э. Шок будущего. М: АСТ. 2001, 230с.
4. Дайсон Э. Жизнь в эпоху интернета. М: Бизнес и компьютер, 2004. 210с.
5. Полякова Т.А. Информационная культура // Мир библиографии. М., 1998. № 2.
6. Информатика: Учебник / под ред. Н.В.Макаровой. М., 1998, 240с.
7. Атаян А. Информационная культура личности в условиях информатизации общества. М., 2004.
8. Буторин В.Я. Информационная культура общества и личности // Перестройка: диалектика обновления общества: Сб. науч. трудов. Новосибирск, 1990. С. 70
9. Оленев С.М. Информационная культура на рубеже тысячелетий. Краснодар, 1999.
10. Семенюк Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер.1. -1994. № 7. С. 3.
11. Стеценко И.А., Корниенко О.А. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Таганрог: Изд. центр Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. 232 с.
12. Методика преподавания современного курса информатики: учеб.-метод. пособие под ред. А.Г. Гейн. М.: Педагогический университет Первое сентября, 2004.
М.П. Целых
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ1
This work was supported by the Short term grant of the Kennan Institute (July, 2008)
Многие позитивные перемены в общественной жизни различных стран начинались с низовой активности граждан. Сегодня подобная деятельность реализуется в форме негосударственных организаций, в основе которых лежат идеи активности и гражданского участия, свободы и индивидуального выбора. В России созданию условий для развития негосударственных организаций в различных сферах политики, экономики и, в том числе, в системе оказания социальных услуг населению послужила смена социально-политических установок, произошедшая в 1990-е годы. Государство, оставляя за собой основную долю ответственности за материальное обеспечение граждан, одновременно предоставило возможность для деятельности альтернативных социальных структур и добровольных организаций.
В современных условиях негосударственные социальные организации могут принять на себя функции посредников между индивидом и государством, призванных действовать в направлении формирования и развития гражданского общества, а также удовлетворения материальных и социокультурных потребностей, гарантирующих реализацию прав и свобод граждан.
1 Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ № 10-06-00 126А.