УДК 159.023
Воронцова Анна Валерьевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В статье охарактеризованы основные вехи в изучении проблем информационной культуры (монографии, учебные пособия, научные собрания), выявлены основные подходы к пониманию сущности и структуры информационной культуры личности и общества, проведен анализ педагогических исследований формирования информационной культуры, определены некоторые направления разработки аксиологического подхода к формированию информационной культуры.
Ключевые слова: информационная культура, формирование личности, исследования.
Современное общество часто называют информационным, подчеркивая особую роль и значимость информации для его функционирования и развития. Необходимость специальной подготовки взрослеющего человека к жизни в таком обществе утверждается на международном уровне. С 2001 года действует программа ЮНЕСКО «Информация для всех», созданная для устранения барьеров в доступе к информации. С психолого-педагогической точки зрения высокий уровень информационной культуры обеспечивает ориентацию человека в меняющемся мире, развитие адаптационных процессов и, вместе с тем, процессов автономи-зации, выделения собственного «Я» из окружающего социума. Развитая информационная культура является инструментом поиска человеком своего места в мире, смыслов и назначения своего существования, то есть, в целом, создает условия для успешной и полноценной жизни на внутреннем, духовном уровне. Кроме того, способности к получению, обработке, оценке информации способствуют эффективной профессионализации личности, приобретению высокого социального статуса, освоению новых социальных ролей.
Обучение в вузе создает необходимые условия для формирования информационной культуры студента. Это связано с рядом обстоятельств:
- во-первых, образовательный процесс неразрывно связан с освоением человеком информации. По сути дела, работа с информацией и перевод ее в систему знаний - это основная задача студента. Требования к студенту в вузе довольно высоки, поэтому активная познавательная деятельность активизирует процессы освоения информации, ее хранения и обработки. Студент понимает зависимость успешности своей основной
деятельности - учебы - от умения работать с информацией, следовательно, он мотивирован на развитие этих умений;
- во-вторых, к юношескому возрасту у человека достаточно сформированы интеллектуальная, волевая, рефлексивная сферы личности для того, чтобы осваивать достаточно сложные умения работы с информацией;
- в-третьих, студенческий возраст - это период активных экзистенциальных поисков. В этом возрасте недостаточно получить готовые сведения, для студента становится важным увидеть: для чего и с какой точки зрения эти сведения подаются, как влияют они на его поведение и поведение окружающих людей. На этом этапе развития человека обостряется интерес к сущностной, ценностной составляющей информации.
Однако можно утверждать, что на сегодняшний день при рассмотрении вопросов формирования информационной культуры личности значительно более разработаны аспекты развития информационной грамотности, то есть ее прикладного, технологического компонента. При этом результаты эмпирических исследований демонстрируют, что мировоззренческий компонент информационной культуры у студентов значительно отстает в развитии по сравнению с технологическим (например, В.В. Самохвалова) [7]. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование ценностно-смысловых основ информационной культуры личности, что возможно, по крайней мере, в нескольких направлениях:
- рассмотрение информации как ценности для личности и современного общества;
- изучение ценностей как универсальных критериев для поиска, оценки, отбора информации;
- разработка теоретико-методических основ развития личностных качеств, обеспечивающих
246
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Воронцова А.В., 2010
ответственное пользование информацией, нравственно-этическое прогнозирование последствий собственных действий с информацией;
- исследование ценностей как скрытой основы информационного влияния.
Исторической предпосылкой, способствующей выявлению проблематики информационной культуры личности, стал наблюдаемый с 50-60-х гг. ХХ века бурный рост технических средств связи, значительно ускоривший общественные процессы и привлекший внимание к феномену информации.
В концентрированном виде проблематика информационной культуры личности стала обозначаться в 70-80-е гг. ХХ века в связи с тенденциями технологизации общества, с использованием компьютерных средств связи.
В 1988 г. вышла в свет монография новосибирского ученого А.П. Суханова «Информация и прогресс», впервые поставившая вопрос необходимости формирования информационной культуры личности. В течение следующего десятилетия эта проблематика развивается в рамках новосибирской школы: в том же 1988 г. году выходит работа Г.Г. Воробьева «Твоя информационная культура», в 1990 г. - сборник научных работ новосибирских ученых «Информация и культура».
Международная академия информатизации, созданная в 1990 г., до сегодняшнего дня активно работает в области исследований проблем информационной культуры. В ее составе действует Отделение информационной культуры, возглавляемое краснодарским ученым Ю.С. Зубовым. Краснодарский государственный университет культуры и искусств с 1993 г. ежегодно проводит международные конференции, посвященные проблемам информационной культуры общества и личности [1].
С 2001 г. в рамках программы ЮНЕСКО «Информация для всех» проблемы информационной культуры стали разрабатываться Научно-исследовательским институтом информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусства.
Изучение этого феномена характеризуется многогранностью подходов. С одной стороны, можно говорить о философском, технологическом, социологическом, психологическом, педагогическом анализе информационной культуры. Каждая область знания решает свои задачи и достигает специфических результатов. С другой стороны, значительно отличается масштабность исследований - явно выделяются уровни инфор-
мационной культуры общества и отдельной личности. Кроме того, даже в рамках одной области знания сосуществуют разноплановые понимания этого явления. Примером этого может служить два доминирующих подхода к определению информационной культуры. Так, например, в словарной литературе довольно часто встречается понимание информационной культуры как знаний и навыков эффективного пользования информацией, которые обеспечивают разностороннее умение поиска нужной информации и ее использования, от работы с библиотечным каталогом, компьютерной грамотности до просмотра информации в сети Интернет.
Информационная культура в ряде определений толкуется также как понимание современной картины мира (В.А. Извозчиков); как компетентность и способность работать с информацией и людьми (В.Н. Соловьев); как понимание системно-информационной картины мира (Т.Ю. Ки-таевская). А.П. Ершов, В.М. Монахов, Г.Г. Воробьев, В.Ю. Милигарев, Е.П. Смирнов, И.М. Ягло-ма включают в понятие информационной культуры личности технические умения и навыки работы с информацией. В этом случае понятие информационной культуры во многом отождествляется с информационной грамотностью.
Такие определения не учитывают родовой сущности категории «культура», которая является основой этого понятия. В общепринятом понимании, культуру человека нельзя отождествить ни со знаниями и умениями, ни с пониманием и компетентностью. Именно эти категории выступают родовыми признаками в перечисленных определениях. Другая группа определений, сохраняя устоявшееся понимание культуры, добавляет к нему только видовой признак - «информационная». Так, например, С.Д. Каракозов понимает под информационной культурой личности составную часть базисной культуры как системной характеристики человека, которая позволяет ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке, создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании. Информационная культура включает грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений; гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоз-
зрение, ценностные ориентации); развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности. Один из важнейших элементов информационной культуры человека - знание информационных ресурсов (при возможности получить свободный доступ к ним) [2].
В «Концепции формирования информационной культуры личности», разработанной Научно-исследовательским институтом информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусства предлагается следующий подход к сопоставлению понятий «информационная грамотность» и «информационная культура». Оба понятия характеризуют сложный, многоуровневый и многоаспектный феномен взаимодействия человека и информации. В составе объема обоих понятий выделяется много компонентов: от умения вести поиск информации, анализировать и критически оценивать найденные источники до их творческого самостоятельного использования в целях решения многообразных задач, возникающих в учебной, профессиональной, досуговой или иной деятельности. Вместе с тем, понятие «информационная культура личности» - понятие более широкое, чем понятие информационной грамотности. Оно включает в свой состав, в отличие от информационной грамотности, такой компонент, как информационное мировоззрение.
Введение понятия «информационное мировоззрение» позволяет обеспечить синтез и целостность традиционной книжной (библиотечной) и новой (компьютерной) информационной культур, позволяет избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур -технократической и гуманитарной [3].
С.Д. Каракозов рассматривает информационную культуру на личностном уровне, как системную характеристику отдельного человека. Часто исследователи трактуют ее как более масштабный, общественный феномен и понимают, например, как новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека
от рутинной информационно-интеллектуальной работы. Среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение (В.Н. Михайловский) [4, с. 56].
Информационная культура, по мнению Л.К. Лободенко, должна включать ряд компонентов: культуру потребления информации (сознательно избранный информационный образ жизни, информационное лидерство); культуру выбора информации (системный взгляд на информационную среду жизни общества; умение анализировать информационную обстановку); культуру поиска (знание номенклатуры информационных услуг, владение алгоритмами оптимального индивидуального поиска); культуру переработки информации (аналитико-синтетическая деятельность); культуру освоения и использования информации (публикационная активность, участие в научных мероприятиях, использование достижений науки и техники в практической деятельности); культуру пользования компьютерной и оргтехникой; культуру передачи информации (информационно-коммуникативная деятельность); культуру распространения информации (знание ИП, знание методов и способов библиографического обеспечения пользователей информации) [5].
О.И. Соколова считает, что в содержание информационной культуры входит: анализ и синтез полученной информации; умение выделять главное из множества второстепенного; переработка (осмысление) информации; запоминание информационных единиц; дальнейшее восстановление в памяти; превращение полученной информации в собственное знание; процесс создания новой информации и нового знания (эвристика) и т.д. [6]
В представленных вариантах структуры информационной культуры личности доминирует технологический компонент, связанный с владением конкретными формами, методами, приемами работы с информацией. Несмотря на то, что мировоззренческий или аксиологический компонент довольно часто заявляется как неотъемлемая составляющая этого понятия, однако в описаниях, конкретизирующих ее структуру, он не раскрывается.
Скорее всего, в связи с доминированием такого технологического подхода к структуре понятия, формирование информационной культуры личности часто связывается с возможностями
248
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
информатизации и компьютеризации учебного процесса (О.В. Артюшкин, А.М. Атаян, М.Н. Капранова, И.В. Щукина и другие). Например, диссертационное исследование И.В. Барматиной раскрывает потенциалы модульно-рейтинговой технологии развития информационной культуры в процессе изучения информатики. К.Р. Овчинникова решает задачу разработки педагогических условий формирования информационной культуры у студентов высших учебных заведений в процессе освоения компьютерных технологий. Работа О.В. Киевой посвящена компьютеризации дисциплин гуманитарного цикла, что также рассматривается как средство формирования информационной культуры студентов.
Кроме того, существует ряд исследований, в которых рассматриваются потенциалы библиотек и библиотечных сетей для формирования информационной культуры читателей (Н.В. Зубкова, Н.А. Коряковцева, А.С. Кочеулова, Т.В. Мед-зяновская, Г.А. Стародубова, М.А. Щедрина и другие). Основной целевой установкой является обучение школьников или студентов методике работы с персональным компьютером, ориентации в библиотечной информации, умениям ее аналитической обработки и использования. Современные библиотеки обеспечивают не только хранение и доступ к информации, но и активно работают с читателями. Широко распространенной является практика организации серии занятий с первокурсниками, которые включают в себя проведение экскурсий по библиотеке; тематический обзор книг по специальностям; обучение информационному поиску в традиционных каталогах; обучение поиску в электронном каталоге. Кроме того, частью повседневной работы многих библиотек стали информационные тренинги для преподавателей и студентов.
Таким образом, при рассмотрении вопросов формирования информационной культуры личности значительно более разработаны аспекты развития информационной грамотности, то есть ее прикладного, технологического компонента, поэтому перспективными целями дальнейшего исследования этой проблематики может быть разработка основ аксиологического подхода к формированию информационной культуры у студентов гуманитарных специальностей, которая может реализоваться через:
- выявление ценностных составляющих категории «информационная культура»;
- разработку диагностического инструментария для определения уровня сформированное™ информационной культуры студентов с ориентацией на ее ценностные аспекты;
- анализ стихийных и организованных факторов, активно влияющих на формирование информационной культуры студентов в целом и на ее ценностную составляющую в частности, в процессе обучения в вузе;
- построении гипотетической ценностно-ориентированной модели формирования информационной культуры у студентов;
- разработке программно-методического обеспечения формирования информационной культуры у студентов и его внедрения в практику образовательной деятельности вуза.
Библиографический список
1. Дулатова А.Н., Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: учебно-методическое пособие. - М.: Либерея-бибинформ, 2007. -176 с.
2. Каракозов С.Д. Введение в компьютерные сети. Библиотека методиста региональной образовательной компьютерной сети, выпуск первый. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 1996. - 173 с.
3. Концепция формирования информационной культуры личности [Электронный ресурс]. -Режим доступа: // http://www.nii.kemguki.ru
4. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. - СПб.: Питер, 1994. - 144 с.
5. Лободенко Л.К. Информационная культура библиографа: Специфика, структура и пути формирования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 1998. - 18 с.
6. Соколова О.И. Информационная культура преподавателя как необходимый компонент современного образования // Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты. - 2003. - Вып. 1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rspu.edu.m/uшversity/puЫish/ pednauka/2003_1/08sokolova.htm
7. Самохвалова В.В. О формировании информационной культуры студентов // Тезисы докладов на Международной конференции-выставке «Информационные технологии в образовании, 2001» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ito. su/200 Шо/У1/У[-0-6.Ыт1.