Научная статья на тему 'О различных подходах к определению информационная культура'

О различных подходах к определению информационная культура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2396
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / THE INFORMATION / CULTURE / INFORMATION CULTURE / INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES / COMPUTER LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каширина И. Н.

В статье рассматриваются вопросы подходов к определению термина информационная культура личности, выделяются основополагающие моменты в каждом подходе. Рассматриваются различные определения данного понятия, которые существуют в современной литературе. Анализируется роль информационной культуры в повседневной практической деятельности человека и непосредственно в образовательном процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT VARIOUS APPROACHES TO THE DEFINITION INFORMATION CULTURE

The article deals with the questions of approaches to the determining of the definition information culture of the person, the basic moments are allocated in each approach. Various definitions of the given concept which exist in the modern literature are considered. The role of information culture in daily practical activities of a person and especially in educational process is analyzed

Текст научной работы на тему «О различных подходах к определению информационная культура»

И.Н. КАШИРИНА, ассистент кафедры общих математических дисциплин Орловского государственного университета

Тел. (4862) 410251

О РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДАХ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ «ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА»

В статье рассматриваются вопросы подходов к определению термина «информационная культура личности», выделяются основополагающие моменты в каждом подходе. Рассматриваются различные определения данного понятия, которые существуют в современной литературе. Анализируется роль информационной культуры в повседневной практической деятельности человека и непосредственно в образовательном процессе.

Ключевые слова: информация, культура, информационная культура, информационно-коммуникационные технологии, компьютерная грамотность.

Процесс информатизации общества, становление информационного общества повлияли на культуру отдельного индивида. Немаловажное значение стало играть такое понятие, как «информационная культура личности». Одной из задач образования является формирование информационной культуры будущего специалиста.

Термин «информационная культура» в отечественных публикациях впервые появился в семидесятых годах. Инициаторами привлечения внимания общественности к этому феномену явились работники библиотек. Одними из первых работ, в которых использовалось это понятие, были статьи библиографов K.M. Войханской и Б.А. Смирновой [11].

Понятие «информационная культура» содержит в себе два компонента: «культура» и «информация», т.е. в самом широком смысле, опираясь на эти две составляющие, это нормы, правила поведения в обращении с информацией, умение ориентироваться в информационном пространстве.

Если рассматривать отдельную личность, то с точки зрения того, где и как человек использует свои знания и умения, информационную культуру можно разделить на профессиональную и общекультурную.

Общекультурная компонента показывает, как индивид использует информационно-коммуникационные технологии в своей повседневной жизни. Например, поиск информации в сети Интернет для решения бытовых задач, создание электронного каталога книг домашней библиотеки, ведение электронного бюджета семьи и другое.

Профессиональная информационная культура отражает то, как специалист применяет ИКТ в своей профессиональной деятельности. С точки зрения образования профессиональная информационная культура - это информационная культура педагога, которая включает в себя знания и умения, используемые для решения образовательных и воспитательных задач с применением информационно-коммуникационных технологий. Например, применение мультимедиатехнологий, электронных учебников в образовательном процессе, создание электронных тестов и т.д.

В современной литературе существует множество точек зрения к определению «информационная культура». Можно проанализировать некоторые определения этого понятия. В каждом подходе выделим основополагающие параметры, на основании которых строятся определения.

© И.Н. Каширина

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Культурологический подход к определению «информационная культура»

Рассмотрим следующее определение: «Информационная культура - информационная деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленная ценностями культуры» [4]. Здесь основополагающими являются ценности культуры, их роль, влияние на культуру личности, в том числе и информационную.

В определениях «Информационная культура характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (например, культура труда, быта, художественная культура). Информационная культура непрерывно связана с социальной природой человека. Она является продуктом его творческих способностей, выступает содержательной стороной субъект-субъектных и объект-объектных отношений» [2]. «Информационная культура - это внутренний мир личности в ходе освоения всего объёма социально значимой информации» [3], важное значение отводится социальным качествам личности.

В следующем определении делается акцент на жизнедеятельности человека: «Информационная культура - это уровень достигнутого в развитии информационного общества людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего» [9].

Информационный подход к определению понятия «информационная культура»

Информационные характеристики и качества личности, как основополагающие в подходе, можно отнести к определениям: «Информационная культура представляет собой составную часть базисной культуры личности, системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, её передаче, и включающая грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений, гуманис-

тически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрения, ценностные ориентации), развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности» [1], «Информационная культура - качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности» [5].

В определениях: «Информационная культура -совокупность информационных возможностей, которые доступны специалисту в любой сфере деятельности в момент развития цивилизации» [6], «Информационная культура - уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию» [7], «Информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, её передаче, практическом использовании», «Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы» [10]. «Информационная культура предполагает овладение человеком целым комплексом дополнительных знаний, умений и навыков:

- знание того, что из себя представляет процесс информации вообще; ориентирование в правовом поле информатизации и т.д.;

- понимание характера и особенностей современных информационных ресурсов, отдельных документов, массивов документов и т.д.; представление о возможностях декодирования различных носителей информации, достоинствах и недостатках традиционных и электронных средств сбора, хранения и поиска информации;

- умение использовать современные информационные технологии, стремление постоянно повышать свою компьютерную грамотность [12]. Важными являются такие понятия, как знания и умения личности.

Понятие «информационная культура» достаточно ёмкое и многогранное, и рассматривать его можно с различных точек зрения.

Но, несмотря на то, что понятие «информационная культура» не сложилось бы без появления определённых этапов в развитии общества, на сегодняшний момент, особенно в образовании, более актуален именно информационный подход к данному определению.

Информационная культура - одно из важнейших составляющих любого образовательного процесса.

В образовательном процессе необходимо строить методику таким образом, чтобы обучение максимально направить на формирование информационной культуры личности, развитие у студентов тех качеств, которые помогут ему ориентиро-

ваться в информационном пространстве. обучить будущих специалистов воспринимать, извлекать необходимую информацию, обобщать и анализировать её, работать с различными источниками и приёмниками информации.

Студент должен понимать и осознавать необходимость использования компьютера и информационно-коммуникационных технологий в своей образовательной и практической деятельности. Он должен обладать компьютерной грамотностью как частью информационной культуры. Для этого необходимо знать назначение и состав программных и аппаратных составляющих компьютера, развивать алгоритмическое мышление, уметь работать с сетевыми информационными ресурсами и т.д., что особенно актуально при изучении дисциплины «Информатика».

Библиографический список

1. Каракозов С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности. Педагогическая информатика. - № 2. - 2000. - С. 41-55.

2. Соснина Т.Н., Гончуков П.Н. Словарь трактовки понятия «информация», 1997. - С. 48.

3. Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учебное пособие для вузов культуры и искусства / Под ред. И.И. Горловой. - Краснодар. Гос. акад. культуры. - Краснодар, 1996. - С. 141.

4. Гречихин А.А. Информационная культура: Опыт типологического определения проблемы информационной культуры: Сб. ст. под ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. - М., 1994. - С. 15.

5. Вохрышева М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информационно-культурологических исследований / Науч. ред.: Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. - М.: Магнитогорск, 1997. - С. 57.

6. Семеновкер Б.А. Информационная культура: от папируса до компактных оптических дисков // Библиограф. -1994. - № 1. - С. 12.

7. Медведева Е.А. Основы информационной культуры // Социс. - 1994. - № 11. - С. 59.

8. Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер. 1. - 1994. - № 7. - С. 3.

9. Свириденко С.С. Современные информационные технологии. - М.: Радио и связь, 1989.

10. Информатика: Учебник / Под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 1999.

11. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. - М., 2003.

12. Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А.Минкиной. - СПб.: Профессия, 2000. - 432 с.

I.N. KASHIRINA

ABOUT VARIOUS APPROACHES TO THE DEFINITION «INFORMATION CULTURE»

The article deals with the questions of approaches to the determining of the definition «information culture of the person», the basic moments are allocated in each approach. Various definitions of the given concept which exist in the modern literature are considered. The role of information culture in daily practical activities of a person and especially in educational process is analyzed.

Key words: the information, culture, information culture, information-communication technologies, computer literacy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.