Научная статья на тему 'Информационная культура как составляющая профессиональной культуры будущего специалиста-гуманитария'

Информационная культура как составляющая профессиональной культуры будущего специалиста-гуманитария Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
585
81
Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Булгакова Е. Т.

Раскрывается сущность, функции, структура, специфика информационной культуры специалиста-гуманитария с учетом особенностей его профессиональной деятельности и личностной сферы. На основе анализа существующих подходов к пониманию информационной культуры формулируется авторское ее определение. Сопоставляются понятия информационной культуры и информационной грамотности.

Текст научной работы на тему «Информационная культура как составляющая профессиональной культуры будущего специалиста-гуманитария»

туально-эмоциональная переработка увиденного, услышанного в соответствии с личностным опытом, ценностными ориентациями, отношением субъекта деятельности к объекту.

Выделенные аспекты музыкальной деятельности позволяют предположить, что ее «внутренняя форма» (Г егель) представляет собой совокупность трех основных сфер: сферы ценностей - ее содержательной основы (культурологический аспект), благодаря которой ребенок обращается к образам, идеалам, пространству, где «живут ценности»; субъективно-личностной сферы, которая является психологической опорой музыкальной деятельности (психологический аспект) и обращает ребенка к поиску, открытию собственных возможностей; инструментальной сферы, которая является «энергоносителем», действенным регулятором творческого самоосуществле-ния (духовный аспект). Ни одна из этих сфер не может быть исключена. В обратном случае музыкальная деятельность становится бессмысленной для ребенка и теряет свою развивающую функцию.

Е.Т. Булгакова ( Ставрополь)

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА-ГУМАНИТАРИЯ

Раскрывается сущность, функции, структура, специфика информационной культуры специалиста-гуманитария с учетом особенностей его профессиональной деятельности и личностной сферы. На основе анализа существующих подходов к пониманию информационной культуры формулируется авторское ее определение. Сопоставляются понятия информационной культуры и информационной грамотности.

Сегодня профессионально значимые качества специалиста основываются не столько на критериях объема и полноты конкретного знания, сколько на способности самостоятельно пополнять их, ста-

вить и решать профессиональные задачи, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных путей их решения. В подобной ситуации резко возросли требования к информационной культуре личности. Поэтому перед преподавателями вузов стоит задача сформировать полноценного, конкурентноспособного специалиста, имеющего в своем профессиональном «багаже»:

- навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью ЭВМ;

- навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методах математического моделирования и умение строить простые математические модели поставленных задач;

- знания об основных алгоритмических структурах и умения применять их для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;

- элементарные навыки составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;

- навыки использования основных типов информационных систем и прикладных программ общего назначения для решения с их помощью практических задач, понимание основных принципов, лежащих в основе функционирования этих систем;

- навыки решения задач с помощью ЭВМ и применения результатов в практической деятельности.

Эти требования, взятые в их минимальном объеме, составляют задачу достижения среднего уровня компьютерной грамотности, а в максимальном объеме - воспитание информационной культуры [5].

Использование средств информатики кардинально изменяет профессиональную и, в частности, интеллектуальную деятельность человека. Информатизация общества требует от конкретного члена этого общества способности самостоятельно удовлетворять свои информационные потребности. Например, за последние 10 лет период полураспада компетентности резко сократился во всех областях знаний, а в наиболее передовых областях науки и техники достиг 5 - 10 лет [14. С.4].

© Булгакова Е. Т., 2006

Процесс восприятия, переработки, передачи информации человеком в ходе жизнедеятельности имеет свои трудности, которые, в свою очередь, мешают развитию личности. Отсутствие навыков рефлексии и в результате этого — повышенная внушаемость мешают адекватному отражению действительности. Общей тенденцией является сужение количества воспринимаемой личностью информации, «стереотипы образуют барьер для активного освоения неизвестного» [11. С. 4]. По данным ЮНЕСКО, 85% работающего населения приобретают необходимые для работы знания и умения за рамками формального классического обучения [1. С. 28]. Естественно, что отсутствие навыков активной и самостоятельной, осознанной информационной деятельности снижает возможности восприятия и сохранения информации. Все это требует формирования у каждого обучающегося на сегодняшний день студента вуза потребности и готовности к непрерывному образованию, навыков самостоятельного приобретения знаний, умения сочетать новые знания с уже усвоенными и применяемыми в практической деятельности.

Это обусловливает направленность учебно-воспитательного процесса на создание предпосылок для самореализации личности. Этот процесс обязывает ставить на первое место интересы каждого студента, раскрытие его творческих способностей, создание предпосылок для реализации его потенциала [21. С. 16]. Данный подход ориентирует не на узкоспециальную подготовку, поскольку рыночная экономика ставит сегодняшнего выпускника в условия жесткой конкуренции. Следовательно, необходимо обеспечить такую систему обучения, которая позволяла бы выпускнику раскрыть свой потенциал в более широком спектре.

В настоящее время бульшая часть профессий гуманитарной направленности связана с использованием систем связи и коммуникаций; с формированием и использованием электронных библиотек, баз данных и знаний; применением средств мультимедиа и т.д. Повышается и уровень требований к профессиональной квалификации таких специалистов. Таким образом, высшее гуманитарное образование оказывается перед проблемой подготовки профессионалов, способных эффективно использовать как уже имеющийся, так и

вновь формируемый информационный потенциал общества. Специалисты должны четко осознавать динамику информационных процессов и технологий, быть готовыми к освоению новых программных продуктов [8. С. 21].

Таким образом, сущностная характеристика личности гуманитария и ее профессиональной деятельности должны включать такую составляющую, как информационная культура. Данный компонент выводит личностное и профессиональное поведение специалиста на качественно новый уровень своей реализации в профессиональной сфере, на уровень соответствия современным требованиям изменяющейся социально-экономической ситуации, на уровень опережающего характера осваиваемой информации. Это является эффективным средством саморазвития, повышения уровня профессиональной компетентности и общей культуры личности как специалиста, так и студента [7. С. 4].

Само по себе явление информационной культуры не возникло внезапно, его история насчитывает тысячелетия. Информационная культура человечества на различных этапах развития претерпевала кризисы: появление письменности, например, породило новый период информационной культуры — документный [15. С.1—2]. Оперировать информацией стало легче, но устные формы информационной культуры не утратили своего значения, а обогатились системой взаимосвязей с письменными.

Последний информационный кризис определил развитие компьютерных технологий. Современная информационная культура вобрала в себя все предшествующие формы и соединила их воедино. Информационная цивилизация радикально преобразовывает социокультурные пространство, формируя сегодняшнюю информационную культуру [18. С.121; 19. С.277].

Проблема информатизации образования уже не может рассматриваться лишь как инструментально-технологическая, т. е. как проблема насыщения сферы образования средствами информатики, создания на их основе нового педагогического инструментария. Сегодня необходимо изменить сами цели образования, обеспечив принципиально новую его ориентацию на условия жизни и проблемы информационного сообщества.

Для этого целесообразно выделить несколько наиболее важных задач, связанных с подготовкой специалистов для профессиональной деятельности в информационной сфере общества, владеющих способами работы с информационными технологиями; формированием в обществе новой информационной культуры; фун-даментализацией образования за счет его существенно большей информационной ориентации и изучения фундаментальных основ информатики; формированием у людей нового, информационного мировоззрения.

Понятие информационной культуры достаточно многогранно и используется в самых различных значениях.

С точки зрения С.Г. Антоновой, понятие информационной культуры рассматривается с общих позиций, что вызывает некоторую неточность расстановки акцентов при обсуждении данного вопроса: «главное внимание уделяется специальным знаниям выпускника, его узко профессиональным интересам и не рассматриваются гуманитарные основания информационной культуры, хотя именно они могут служить критерием ее качества. Более того, гуманитарные основания знаний специалиста можно использовать и как критерий оценки личности, так как эти основания влияют на позицию субъекта по отношению к собственной деятельности» [2].

По мнению Е.С. Полат, М.В. Моисеевой [15. С.1] информационная культура пока еще является показателем не общей,

а, скорее всего, профессиональной культуры, поскольку реализуется именно в профессиональной деятельности, но со временем станет ведущим фактором развития каждой личности. Овладение информационной культурой является процессом универсализации личностных и профессиональных качеств человека, который стимулирует осознание человеком самого себя, своего места и своей роли в окружающем мире.

В.А. Уханов определяет информационную культуру как совокупность информационных потребностей, творческих способностей, навыков и умений, позволяющих эффективно производить, перерабатывать и воспринимать личностную информацию и на ее основе достигать взаимопонимания и эмпатии между людьми. Наряду с понятием информационной культуры он рассматривает и информационную

деятельность как объективно обусловленную для субъекта необходимость предварять, сопровождать, завершать любую деятельность производством, передачей и потреблением информации [20. С.260].

В.Л. Бройдо связывает информационную культуру с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей); способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; умении извлекать информацию из различных источников - как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать; владении основами аналитической переработки информации; умении работать с различной информацией; знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности [9].

А.Г. Шейкин рассматривает информационную культуру как понятие, характеризующее культуру с точки зрения кумулируемой, обрабатываемой и транслируемой в ее рамках информации [13. С.345]. Он не выделяет информационную культуру как специализированную форму культуры, поскольку любая форма последней строится на информационных процессах, однако относит к ней процессы, связанные с функционированием информации в социокультурном пространстве: кумуляцию (накопление), обработку (любые трансформационные изменения), трансляцию (передача).

Э.П. Семенюк также определяет информационную культуру как информационный компонент человеческой культуры в целом, который характеризует уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и отношений [17]. Автор делает акцент не на инструментальной составляющей информационной культуры, а на ее общечеловеческой реализации, такой как коммуникативные навыки, умение адекватно отбирать и оценивать информацию и др.

Развернутый анализ информационной культуры представлен в работах Ю.С. Бра-

новского. Автор определяет информационную культуру личности как способность и потребность специалиста использовать доступные информационные возможности для систематического и осознанного поиска нового знания, его интерпретации и распространения [3. С.82]. Важнейшими ее составляющими являются «умения выбирать и формулировать цели, осуществлять постановку задач, строить информационные модели изучаемых процессов и явлений, анализировать информационные модели с помощью автоматизированных информационных систем и интерпретировать полученные результаты; предвидеть последствия принимаемых решений и делать сопутствующие выводы; использовать для анализа изучаемых процессов и явлений базы данных, знаний, системы искусственного интеллекта и другие современные информационные технологии. При этом важны умения упорядочения, систематизации, структурирования данных и знаний, понимание сущности информационного моделирования, способов представления данных и знаний» [4. С.187].

Ю.С. Брановский выделяет три уровня приобщенности человека к миру информатики и вычислительной техники: компьютерную осведомленность, компьютерную грамотность и информационную культуру (Там же).

Н.М. Розенберг рассматривает понятие информационной культуры как накопленный интегрированный опыт социальной деятельности, основывающийся на материальных и духовных ценностях [16]. Информационная культура ставится в один ряд с культурой математической, физической, экологической и другими, в основе классификации которых лежит предметный признак.

Нам кажется целесообразным наряду с учеными [12; 15] рассматривать информационную культуру в двух аспектах.

Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

В узком смысле слова это оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования техничес-

ких сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

В данном случае информационная культура рассматривается не как отдельное самостоятельное явление, а как дополнение к универсальным способностям человека, как условие полноценной профессиональной культуры.

Соответственно, специфика профессиональной деятельности, особенности поставленных перед специалистом задач определяются и профессиональной информационной культурой, и общей, или базисной, информационной культурой личности, представляющей собой «готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач независимо от особенностей узких, специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно конкретной профессиональной деятельности» [10,. С.46].

Развернуто и достаточно емко рассмотрено понятие информационной культуры в исследованиях С.Д. Каракозова. «Информационная культура личности представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, позволяющую ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании, - и включающую грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений, гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности» (Там же. С.55).

На основе этого и других определений можно выявить основные составляющие информационной культуры:

- информационная грамотность (овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности, способами информационного познания, а также их применение в профессиональной деятельности, умение ориентироваться в информационных потоках и т.д.);

- информационная компетентность (возможность гражданина информационного общества: а) обеспечивать себе свободный доступ к информации, не являющейся тайной, б) публиковать и разглашать собственную информацию; в) иметь право свободного выбора источника, провайдера, формата, стандарта, программы и технологии работы с информацией; г) реализовывать доступные в обществе возможности относительно производства, передачи, распространения, использования, копирования, уничтожения всей доступной ему информации, включая и его собственную информацию и т.д.). Информационная компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность информационной деятельности на основе компьютерной грамотности, что означает применение знаний, умений для эффективного решения стоящих перед специалистом информационных задач. В то же время компетентность предполагает отказ от прямого копирования чужого опыта, норм, традиций, образцов, свободу от стереотипов, чьих-то указаний, предписаний, установок и т.д.;

- информационный ценностно-смысловой компонент (совокупность, система личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, верований в области информационных процессов и отношений);

- информационная рефлексия (представляет собой отслеживание человеком целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению информационной культуры, а также осознание тех внутренних изменений, которые в нем происходят, себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений). Рефлексия человека как субъекта информационной культуры охватывает все перечисленные ее компоненты: осмысление собственного уровня информационной грамотности и компетентности, особенностей ценностно-смысловой сферы и других вопросов (Там же. С.53);

- информационное культуротворчество (состоит в принятии обучающимися ценности творчества во всех его проявлениях и аспектах, в стремлении к творчеству, а также развитии творческих способностей и проявлений). Объектом информационного творчества могут выступать образы и идеи, символы и понятия, поступки и

отношения, ценности и убеждения. Творческий компонент может быть интерпретирован как готовность личности к выполнению культуросозидающей, культуротворческой роли в отношении и присвоения, «распредмечивания» культуры, и создания новых форм культуры).

С нашей точки зрения, более адекватны современному представлению об информационной культуре три ее компонента: когнитивный, мотивационный и ценностно - смысловой.

Когнитивный компонент представлен знаниями о законах функционирования информации в обществе, информационных технологиях, а также о их прикладной направленности в будущей профессиональной деятельности; алгоритмичностью и самостоятельностью мышления как основами компьютерной грамотности и т.д.

Мотивационный компонент основывается на познавательном интересе студен-тов-гуманитариев к области информационных технологий.

Ценностно-смысловой компонент задает общую ориентацию, помогает планировать и моделировать будущее, решать проблемы сегодняшнего дня. Этот компонент включает способность к адекватной самооценке, своих интересов и целей; способность к планированию своей жизни, к адекватной оценке жизненных ситуаций; готовность к реализации рационального выбора линии поведения; ответственность за личностный выбор.

Формирование такого самосознания в информационном обществе возможно лишь на основе личностного ценностносмыслового компонента (Там же).

Вопрос формирования информационной культуры студентов следует рассматривать не обособленно, а в рамках проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов, поскольку, как видим, выделяется несколько аспектов этого процесса:

1) знания личности в области информационной деятельности;

2) знания личности в области ее профессиональной информационной деятельности;

3) умения и навыки информационной деятельности личности;

4) общечеловеческие составляющие информационной культуры (общие учебные знания и умения, коммуникативные навыки, стремления, идеалы, убеждения,

взгляды, позиции в области информационных процессов и отношений и т.д.);

5) стиль мышления, адекватный современному информационному обществу.

Итак, информационно грамотный человек, имея определенные информационные потребности, удовлетворяет их на базе знания информационных технологий, в том числе компьютерных.

Отметим, что мы не сводим воедино понятия компьютерной и информационной грамотности, поскольку считаем, что компьютерная грамотность является обязательным условием информационной грамотности. Первая предполагает умение человека работать на ЭВМ в качестве пользователя, способность ориентироваться в возможностях использования компьютера в деятельности. А вторая предполагает использование компьютера в работе с информацией.

Понятие грамотности в современной педагогической науке рассматривается как ступень и средство личностного становления человека [6]. Грамотность является основой образованности, профессиональной компетентности и культуры человека. Но грамотность не только предполагает предметное содержание, но и формирует такие качества личности, как творчество, стремление к приобретению новых знаний, ответственность и т.д.

Компьютерная грамотность включает определенные знания относительно информационной техники и компьютеров, их потенциальных и реальных возможностей, границ их использования, а также практические навыки общения с компьютерами и пользования ими. Так, К.Р. Овчинникова в своей диссертации [14] выделяет следующую систему умений и навыков использования компьютера, являющихся основой компьютерной грамотности:

- умения пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, базами данных, средствами компьютерных коммуникаций, интерактивным режимом, гипертекстами — умения инструментального использования ПЭВМ;

- умения объяснять преимущества различных компьютерных систем, анализировать ситуации, обусловленные использованием компьютера, умение определять возможность решения задачи с помощью компьютера и др. - умения, характеризу-

ющие гуманитарный компонент применения компьютера.

Таким образом, под компьютерной грамотностью мы понимаем знания, умения и навыки человека, касающиеся информационной техники и компьютеров, их потенциала и возможностей. Информационная же грамотность включает, наряду с компьютерной грамотностью, знания об информационной среде, законах ее функционирования, т. е. знания об информации; устойчивую потребность в информации; умение ориентироваться в информационных потоках.

Информационная грамотность является важной составляющей информационной культуры личности, поскольку включает в себя те знания, которые необходимы человеку для успешной информационной деятельности. Таким образом, профессиональная деятельность определяется профессиональной информационной культурой, включающей в себя общую, или базисную, информационную культуру личности.

В настоящее время высшая школа при подготовке специалистов-гуманитариев обеспечивает лишь компьютерную грамотность студентов, в лучшем случае — их информационную грамотность. Что же касается формирования информационной культуры, то эта задача должна решаться более целенаправленно и комплексно. Социальный заказ на специалиста диктует требования к его знаниям и умениям в области новых информационных технологий, а значит, и к его информационной культуре.

Для развития информационной культуры будущего специалиста процесс обучения в вузе необходимо организовать так, чтобы он стимулировал погружение студентов в работу с информацией, побуждал их сознательно формировать и развивать навыки такойработы, давал возможность закреплять их в учебной деятельности.

Литература:

1. Аверьянов, Л.Я. Интернет как форма дистанционного обучения / Л.Я. Аверьянов,

А.В. Рунов // Информационные технологии. 2003. №4. С. 25-31.

2. Антонова, С.Г. Информационная культура специалиста: гуманитарные основания / С.Г. Антонова // Проблемы информационной культуры: сб. ст. // под ред. Ю.С.Зубова и И.М. Андреевой. М.: Изд-во Моск. гос. унта культуры, 1994. 215 с.

3. Брановский, Ю. Работа в информационной среде / Ю. Брановский, А. Беляева // Высш.образование в России. 2002. №1. С. 81-87.

4. Брановский, Ю.С. Методическая система обучения предметам в области информатики студентов нефизико-математических специальностей в структуре многоуровневого педагогического образования: дис. ... д-ра пед. наук / Ю. Брановский. М., 1996. 378 с.

5. Виноградов, В.А. Информационная культура как фактор повышения информационной деятельности / В.А. Виноградов. М.: Наука, 1990. 46 с.

6. Гершунский, Б.С. Грамотность для XXI века / Б.С. Гершунский // Сов. педагогика. 1990. №4. С. 58-64.

7. Греков, А.А. Информационная культура учителя / А.А. Греков, С.О. Крамаров, С.Е. Черкезов // Пед. информатика. 1999. №1. С. 3-10.

8. Дворецкий, С.И. Информационные технологии в подготовке инженера / С.И. Дворецкий, В. И. Таров, Е. И. Муратова // Высшее образование в России. 2001. №1. С. 130-135.

9. Информатизация общества // Информатика / Бройдо В.Л. [и др. ]. М., 2002. C. 14—22

10. Каракозов, С.Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности / С.Д. Каракозов // Пед. информатика. 2000. №2. С. 41-55.

11. Киселев, Н.Н. Информационная потребность как фактор социализации личности: автореф. дис. канд. социол. наук / Н.Н. Киселев. Кемерово, 1998. 20 с.

12. Кравец, В.А. Вопросы формирования информационной культуры [Электронный ресурс] / В.А. Кравец, В.Н. Кухаренко // http://users.kpi.kharkov.ua/lre

13. Культурология. XX век: энциклопедия [Электронный ресурс]: http://velicanov.ru/ culturology/

14. Овчинникова, К.Р. Педагогические условия формирования информационной культуры студента в процессе освоения компьютерных технологий: дис. канд. пед. наук / К.Р. Овчинникова. Челябинск, 1999. 176 с.

15. Полат, Е.С. Дистанционное обучение / Е.С. Полат, М.В. Моисеева. М.: Владос, 1998. 192 с.

16. Розенберг, Н.М. Информационная культура в содержании общего образования / Н.М. Розенберг // Сов. педагогика. 1991. №3. С. 33-38.

17. Семенюк, Э.П. Информационная культура общества и прогресс информатики /

Э.П. Семенюк // НТИ. Серия 1. 1994. №1.

С. 2-7.

18. Сорокина, В.Н. Культура информационного общества / В.Н. Сорокина // Введение в культурологию: курс лекций / под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб, 2003.

С.119-124.

19. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоф-флер. М., 1999. С. 277.

20. Уханов, В.А. Информационная деятельность человека: социально-философский анализ: дис. д-ра филос. наук / В.А. Уханов. Екатеринбург, 1997.

21. Шангин, В.Ф. Содержание, формы и методы компьютерной подготовки студентов в гуманитарном вузе: дис. канд. пед.наук /

В.Ф. Шангин. М., 1999. 121 с

В.Н.Шипулин

(Волгоград)

К ПОНЯТИЮ СОМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Раскрываются важные аспекты формирования соматической культуры личности и развития представлений о ней в культурной истории. Выделяются труд, обряд и игра как основные формы соматической культуры личности. Рассматриваются утилитарная, семиотическая, эстетическая, инкультурационная и другие функции телесной (соматической) культуры личности.

Наше телесное существование - одна из важных сфер культуры, занимающая человека на протяжении веков. Если понимать культуру как любое собственно человеческое воздействие на природу, ее «очеловечивание», то соматическая (телесная) сфера культуры - одна из самых ранних в культурной истории человечества. Человек осознает самого себя, начиная «окультуривать» свое тело. Так, например, понятие души появляется только тогда, когда человеком были пережиты, отслежены и осмыслены такие «телесные» состояния, как сон, обморок, бессознательные состояния. Само понятие личности также формируется через соотношение телесного и духовного, внешнего и внутреннего в человеке. Индивидуальный

© Шипулин В. Н., 2006