Научная статья на тему 'Информационная культура личности и информационная культура общества в России'

Информационная культура личности и информационная культура общества в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2953
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION CULTURE OF THE PERSON / INFORMATION CULTURE OF A SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уразова Алина Валентиновна

В статье дается анализ понятий информационная культура личности и информационная культура общества в России. Рассматриваются подходы к изучению и составные элементы понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concepts of information culture of the person and information culture of a society in Russia are analyzed in article. The approaches to studying and components of concepts are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Информационная культура личности и информационная культура общества в России»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА

В РОССИИ

А. В. Уразова

INFORMATION CULTURE OF THE PERSON AND INFORMATION CULTURE OF A SOCIETY IN RUSSIA

Urazova A. V.

The concepts of information culture of the person and information culture of a society in Russia are analyzed in article. The approaches to studying and components of concepts are considered in the article.

Key words: information society, information culture of the person, information culture of a society.

В статье дается анализ понятий информационная культура личности и информационная культура общества в России. Рассматриваются подходы к изучению и составные элементы понятий.

Ключевые слова: информационное общество, информационная культура личности, информационная культура общества.

УДК 130.2:62

С появлением информационного общества в жизнь людей стремительно ворвались новые термины и понятия. Для информационного общества характерно полное удовлетворение информационных потребностей населения. Формируется единая информационная среда, определяющая новую культуру как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Информационная культура не может ограничиваться лишь системой знаний в области информационных процессов и технологий. Хотя зачастую она сводится к навыкам работы с компьютером и умением ориентироваться в потоках информации. Другими словами информационная культура рассматривается как определенный свод правил поведения в инфо-коммуни-кационной среде, в рамках общечеловеческой культуры.

Большое значение вопросам информационной культуры уделяли: Зубов Ю. С., Ершов А. П., Гендина Н. И., Стародубо-ва Г. А., Лисина Е. А., Скворцов Л. В., Зиновьева Н. Б., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Колин К. К.

Существенный вклад в развитие этого направления внес Ю. С. Зубов.

В его статье «Информатизация и информационная культура» отмечалось, что «основная тенденция, просматривающаяся в динамике формирования нового исследовательского направления, связана с фундаментальностью и многоаспектностью рассмотрения информационной культуры не только

как феномена, обусловленного условиями НТР, электронными средствами переработки, хранения и передачи социальной информации, но, прежде всего как деятельностной инфраструктуры, пронизывающей все исторические эпохи и цивилизации, все сферы человеческой деятельности и все стадии развития индивида как социального существа и личности» (7). Таким образом, информационная культура - это широкое и многоаспектное понятие. Информационную культуру можно рассматривать как составляющую бытия современного человека и как часть общей культуры каждого отдельного человека и целого государства.

Целесообразным представляется детально рассмотреть понятие информационная культура личности.

Под информационной культурой личности следует понимать уровень развития направленности, опыта, особенностей психических процессов и биопсихических свойств человека, соответствующий требованиям и условиям информационного общества (2). В определении большое значение отводится психологическим показателям развития личности, что является важным элементом успешной жизнедеятельности в информационном обществе.

Н. Б. Зиновьева под информационной культурой личности понимает гармонизацию внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-значимой информации (4). В условиях информационного общества, когда увеличивается скорость и объем информационных потоков перед личностью встают новые задачи и проблемы, связанные с усвоением и потреблением информации.

Информационная культура человека является частью общечеловеческой культуры, необходимым звеном образовательной деятельности как учителей, так и учащихся, качественной характеристикой их информационной деятельности в составе образовательной деятельности. Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой. Здесь речь идет о

информационной культуре, как необходимом компоненте любого образованного человека.

Одно из самых полных понятий дано Н. И. Гендиной. По ее мнению, информационная культура личности - совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Н. И. Гендина как и большинство исследователей не отделяет информационную культуру от общей культуры и подчеркивает ее роль в успешной социализации личности в информационном обществе.

Информационная культура личности -это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области ИКТ (3).

Информационная культура связана с социальной природой человека и является продуктом его разнообразных творческих способностей. Концепция информационной культуры личности основана на трактовке человека как создающего, воспринимающего и продуцирующего информацию, а информационная культура личности рассматривается как инструмент освоения и адаптации к условиям внешней среды и как способ гармонизации внутреннего мира человека в ходе освоения всего объема социально-значимой информации.

А. М. Атаян считает, что информационная культура личности - становится определяющим фактором социализации в информационном обществе. Для того чтобы сформировать информационную культуру общества и каждого человека, соответствующую современному уровню информатизации необходим целый комплекс мероприятий, затрагивающий все звенья социальной системы (2). Таким образом полноценно жить и

работать в условиях информационного общества может только человек обладающий информационной культурой.

Информационная культура, с точки зрения ряда специалистов, может быть охарактеризована следующим образом. Информационно грамотный человек умеет учиться, то есть понимает, как организовано знание, где и как найти информацию, может научить других пользоваться ею.

Можно выделить следующие умения, характеризующие информационную культуру:

1. Умение осмысливать и формулировать свои информационные запросы;

2. Готовность и умение оперировать различными источниками информации, осуществлять их сознательный выбор;

3. Свободная навигация в информационном потоке;

4. Знание и самостоятельное использование на практике алгоритмов работы с информацией;

5. Способность создавать, хранить и распространять информацию;

6. Использовать ее в разнообразных познавательных и жизненно-практических ситуациях.

Хотелось бы отметить, что в современной науке выделяют четыре основных подхода к изучению проблем информационной культуры - культурологический, информационный, деятельностный и личностный.

В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества (6). Нельзя отделять информацию от культуры, а информационную культуру от общей культуры человека.

В рамках информационного подхода большинство определений данного понятия включает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение потребностей в информации. Представляется, что информационную культуру личности следует изучать и формировать прежде всего в контексте уме-

ний и навыков самостоятельного наращивания профессиональных и любых других знаний, востребованных на данном уровне развития общества (8).

Рассматривая проблему с позиций дея-тельностного подхода, надо сказать, что культурный уровень современного человека определяется его информационной культурой. А информационная культура личности, как культура вообще, отражает активную деятельность человека и, следовательно, развитие самого человека, как субъекта этой деятельности. Так как речь идет о культуре информационной, значит деятельность человека связана с информацией. То есть, информационная культура предполагает не только определенные знания, но и определенное приложение этих знаний для чего— либо, в связи с чем—либо, и совершенствование их в процессе той или иной деятельности, в том числе деятельности, связанной с информацией. Поскольку информационная культура принадлежит личности, посмотрим на это же понятие сквозь призму личностного подхода.

Любая деятельность носит личностный характер, в том числе и деятельность связанная с информацией. В условиях информационного общества личностное и дея-тельностное начала взаимно обогащают друг друга, и могут развиваться только друг через друга (5).

Таким образом, можно утверждать, что деятельностный и личностный подходы к понятию информационной культуры личности не противоречат друг другу, а, взаимно обогащают.

Продолжая рассматривать структуру информационной культуры, представляется необходимым выделить ее составные части, элементы.

Элементами информационной культуры являются:

• уже добытые знания о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности;

• способы деятельности, которые воплощаются в умениях и навыках личности;

• опыт творческой поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед обществом проблем;

• нормы отношения к миру, друг другу и т. д.

По мнению А. М. Атаян информационная культура личности - это не статичная, а развивающаяся во времени система, которая имеет разные уровни. Поэтому необходимо рассмотреть уровни ее сформированности и определить критерии и показатели этих уровней: общий (базовый), профессиональный и высший (логический).

Для общего (базового) уровня информационной культуры личности главной особенностью набора знаний, умений и навыков будет их межпредметность, возможность применения практически без изменений в различных видах деятельности, т. е. они носят обобщенный характер. Таким образом знания, умения и навыки носят универсальный характер, поскольку область их применения достаточно широка.

Для профессионального уровня информационной культуры личности знания, умения и навыки будут характеризоваться специфичностью, большей сложностью, но вместе с тем ограниченностью области применения. Они будут привязаны к профессиональной деятельности человека, а при обучении в вузе к дисциплинам, которые формируют ее основы. Многие показатели этого уровня включают в себя как элемент показатели общего (базового) уровня. Их можно назвать узко направленными из-за особой области применения.

Для высшего (логического) уровня информационной культуры знания, умения и навыки также носят межпредметный характер. Однако они отличаются от базовых сте-

ЛИТЕРАТУРА

1. Алборова С. З., Атаян А. М., Компьютерные деловые игры как средство развития информационной культуры. кПр:/Мм>у. ito.Su/2001/ito/I/1/I-1-17.html

пенью сложности, и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью осуществлять анализ и синтез, комбинировать ранее освоенные знания, умения и навыки, принимать решения в нестандартных ситуациях, вести альтернативный поиск средств и способов решения задач. Знания, умения и навыки этого уровня включают в себя знания, умения и навыки профессионального уровня информационной культур (2). Исходя из этого получается что, все три уровня взаимосвязаны и включают в себя элементы предыдущего при этом усложняясь.

Таким образом, для того чтобы сформировать информационную культуру общества и каждого человека, соответствующую современному уровню развития техники и информационных технологий необходим целый комплекс мероприятий, затрагивающий все звенья социальной системы. Процесс формирования информационной культуры личности только тогда может стать эффективным, когда: - разработана программа деятельности с четко сформулированной целью, установленной последовательностью действий, ведущих к достижению поставленной цели. Кроме того без целостной государственной политики невозможно говорить об успешном решении задач формирования информационной культуры личности.

На сегодняшний день формирование информационной культуры личности является социальным заказом данного этапа развития общества, поскольку культура строящегося информационного общества определяется уровнем культуры людей. Все это имеет большое значение, так как успешность информатизации в той или иной стране будет определять роль и место этого государства в мировом сообществе.

2. Атаян А. М. Дидактические основы формирования информационной культуры личности в условиях информатизации общества: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Владикавказ, 2001, с. 3.

3. Гендина Н. И. Концепция формирования информационной культуры личности: опыт

разработки и реализации, Библиосфера, 2005, №1, с.57.

4. Зиновьева Н. Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие для вузов культуры и искусства / Под ред. И. И. Горловой; Краснодар. гос. акад. культуры. — Краснодар, 1996. — С. 141.

5. Овчинникова К. Р. Информационно-компьютерная культура в контексте готовности личности к самообразованию, Материалы научной конференции «Гражданское образование в современной школе», ЧелГУ,1998, с. 99-107.

6. Скворцов Л. В. Информационная культура и цельное знание: Избранные труды. — М.: ИНИОН РАН, 2001. -с. 288.

7. Суминова Т. Н. Информационная культура как фактор развития общества.

http://www.evarnssia.ru/npload/doklad/tezis_10 22.doc.

8. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях/Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. — М.: Шк. Б-ка, 2003, — 2-е изд., перераб. — с.289.

Об авторе

Уразова Алина Валентиновна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», Региональный центр тестирования, специалист по учебно-методической работе, соискатель кафедры философии. Сфера научных интересов: образование, культура, информационное общество.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.