Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы воспитания информационной культуры студентов колледжа'

Психолого-педагогические основы воспитания информационной культуры студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / UPBRINGING / INFORMATION CULTURE / INFORMATION OUTLOOK / INFORMATION LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арзамасова Людмила Александровна

В статье рассматривается организационный аспект воспитания информационной культуры. Автором даются определения понятий «информационная культура», «воспитание», «воспитание информационной культуры». Предлагается структурно-функциональная модель воспитания информационной культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арзамасова Людмила Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological-pedagogical Basics of College Students’ Informative Culture Training

The article deals with organizational aspect of the information culture development. The author gives the definitions of the notions “information culture”, “training”, “information culture development”. The structure-functional model of information culture development is introduced.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы воспитания информационной культуры студентов колледжа»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37.015.3

© Л.А. Арзамасова

Психолого-педагогические основы воспитания информационной культуры студентов колледжа

В статье рассматривается организационный аспект воспитания информационной культуры. Автором даются определения понятий «информационная культура», «воспитание», «воспитание информационной культуры». Предлагается структурно-функциональная модель воспитания информационной культуры студентов.

Ключевые слова воспитание, информационная культура, информационное мировоззрение, информационная грамотность.

L.A. Arzamasova

Psychological-pedagogical Basics of College Students’ Informative Culture Training

The article deals with organizational aspect of the information culture development. The author gives the definitions of the notions “information culture”, “training”, “information culture development”. The structure-functional model of information culture development is introduced.

Keywords: upbringing, information culture, Information outlook, information literacy.

Современное качество образования, по мнению многих ученых, должно быть сориентировано не только и не столько на усвоение студентами определенной суммы знаний по любой дисциплине, сколько на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств личности, включая умение и стремление ориентироваться в потоках информации, эффективно трудиться в современном информационном обществе.

Серьезное решение этих проблем невозможно без глубокого овладения постоянно возрастающими объемами и потоками разнообразной информации. Этим, по мнению ряда ученых [1; 2], определяется важность роли информационной культуры в современном обществе. Сегодня стало очевидно, что самые мощные компьютеры и компьютерные сети, гигантские объемы накопленных информационных ресурсов не приведут к решению стоящих перед человеком и обществом проблем, если у человека не будет воспитана информационная культура.

Процесс воспитания информационной культуры достигнет максимальной эффективности только в том случае, если будет осуществляться во всех сферах жизни общества, в частности в образовании.

Поскольку нами рассматриваемая проблема связана с воспитанием информационной культуры, необходимо остановиться на определении понятий «воспитание», «информационная культура».

Для нашего исследования весьма актуальными являются выводы Н.А. Эверт о том, что воспитание - это процесс поддержки, сопровождения и ориентировки, направленный на выращивание индивидуальности студента [3].

Суть понятия «информационная культура» раскрыта в работах философов, педагогов, психологов, а именно: Т.Е. Айгниной, И.М. Андреевой, А.М. Атаяна, Р.Х. Багаевой, Ю.С. Бра-новского, Н.Ф. Василевской, В.Н. Васильевой, Н.И. Гендиной, Л.У. Глуховой, Л.Н. Зеленовой, Т.Я. Зелинской, В.В. Зыкова, Ю.С. Зубова, Н.В. Макаровой, Т. А. Поляковой, Н.А. Слядне-вой и др.

На наш взгляд, наиболее полно отражены все стороны многоаспектного понятия информационной культуры в следующем определении в [1, с. 9]:

- информационная культура личности - это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области информационно-коммуникационных

технологий (ИКТ) (рис. 1).

Рис. 1. Содержание понятия «информационная культура личности»

Признаком информационной культуры является не только получение самой разнообразной информации, но и умение выбрать из огромного массива имеющейся информации наиболее важную и нужную.

Под воспитанием информационной культуры мы понимаем процесс поддержки, сопровождения, направленный на выращивание индивидуальности студента, обладающей информационным мировоззрением, информационной и компьютерной грамотностью.

Эффективная организации воспитания информационной культуры возможна лишь при соблюдении основных обновленных принципов: культурологического подхода; индивидуальнотворческого подхода; личностно-ориетированного подхода; диалогичного подхода. Остановимся на более подробном их рассмотрении.

Колледж, являясь частью культурной организации сообщества, отражает все его противоречия. Особенностью профессиональной подготовки в российском колледже выступает его инновационный характер, позволяющий педагогам гармонично сочетать учебно-воспитательную работу с научно-исследовательской; давать более высокое образование, чем другие средние специальные профессиональные образовательные учреждения. Именно в колледже создаются необходимые условия и предпосылки для реали-

зации и самореализации личности студента и преподавателя, их духовного роста, совершенствования профессионального и педагогического мастерства. В организации образовательного процесса колледж решает главную задачу -удовлетворение потребностей личности в получении широкой культурологической и качественной профессиональной подготовки.

Понимание сообщества как взаимодействия приводит колледж к актуализации таких понятий, как сотворчество, сопереживание, совместность и др. Сегодня уже все реже возникают дискуссии относительно ценностей и целей воспитания и понимания сущности образования, которое без воспитания и культуры является делом сложным. Многие исследователи (Е.П. Белозерцев, В.М. Библер, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, В.А. Караковский, Б.П. Лихачев, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, Г.В. Стельма-щук, В.Д. Шадриков, Н.Е. Щуркова, Н.А. Эверт и др.), утверждая эту позицию, признают приоритетность культурологического подхода.

В рамках культурологического подхода воспитание и обучение начинают рассматривать как процесс формирования человека культуры, а сам человек становится абсолютной ценностью нового общества. Принцип культурологического подхода базируется на осознании глубокого взаимодействия категорий «информация» и

«культура», на представлении о том, что информационная культура есть неотъемлемая часть общей культуры человека. С позиций культурологического подхода информационная культура закладывает мировоззренческие установки личности, формирует ее ценностные ориентации по отношению к информации как элементу культу-

ры, препятствует дегуманизации и замене духовных ценностей достижениями, вызванными к жизни научно-техническим прогрессом и беспрецедентным ростом и развитием новых информационных технологий в информационном обществе.

Цель: воспитать информационную культуру студента

Подходы: Принципы:

культурологический; культуросообразности;

личностно-ориентированный; психологизации;

диалогичный; социализации.

индивидуально-творческий.

Рис. 2. Структурно-функциональная модель воспитания информационной культуры студента

С учетом выделенных выше аспектов воспитания информационной культуры студента мы разработали структурно-функциональную модель воспитания информационной культуры студента (рис. 2).

Цель определена социальным заказом общества на воспитание личности студента, готового квалифицированно воспринимать, обрабатывать, усваивать, передавать, использовать информацию в профессиональной деятельности. Цель конкретизируется в задачах: формирование у студента ценностей, норм и правил поведения в информационном обществе, практических умений и навыков по работе с информацией, знаний об информационной среде, рефлексии личностного роста.

В соответствии с вышеназванными задачами мы определили компонентный состав модели.

Взаимосвязь компонентов просматривается на функциональном уровне.

При моделировании процесса воспитания информационной культуры студентов колледжа необходимо разрабатывать систему организации разнообразных по содержанию форм как учебной, так и внеучебной деятельности.

Учебные предметы представляют широкие возможности для воспитания информационной культуры. Данный аспект обусловлен тем, что изучение их сопровождается широким спектром практических действий, которые студентам необходимо выполнять. Большая часть видов учебно-познавательной деятельности тем или иным образом может осуществляться как решение информационных задач, позволяющих сформировать необходимые информационные умения.

Литература

1. Артюшкин О.В. Формирование информационной культуры - новая задача в подготовке специалиста в вузе // Вестн. Хакас. гос. ун-та. Сер. 1: Информатика. - Абакан, 2003. - Вып. 5. - С. 9-12.

2. Гендина Н.И., Колкова Н.И, Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие. - М.: Школьная библиотека, 2003. - 296 с.

3. Эверт Н.А. Этика и деонтология педагога в обновленном образовании: учеб.-метод. пособие. - Красноярск, 2008. -352 с.

Арзамасова Людмила Александровна, ассистент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин Хакасского технического института филиала Сибирского федерального университета. E-mail: ala232006@mail.ru

УДК 378:316

© Е.Н. Борисенко Педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студентов вузов

В статье рассматриваются основные содержательные линии формирования социальной компетентности студентов и её составляющих в контексте педагогического сопровождения данного процесса; обосновывается выбор технологий и методов обучения и воспитания, отвечающих задачам педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, формирование социальной компетентности, парциальные компетентности, содержание образования, технологии и методы обучения и воспитания.

EN Borisenko

Pedagogical Support of Students’ Social Competence Formation

The article deals with the main content lines of the formation of students social competence and its partial competences in the context of the educational support of the given process; the choice of the educational technologies and methods corresponding to the objectives of the educational support of students social competence formation is substantiated.

Keywords: educational support, social competence formation, partial competences, content of education, educational technologies, methods of education.

В условиях становления высшего профессионального образования, основанного на ком-петентностном подходе, вузы призваны формировать не только профессиональные, но и общекультурные компетенции, названные в ФГОС ВПО. По своей сути большинство из них являются социальными компетенциями.

Соотнося понятия «компетенция» и «компетентность», мы разделяем точку зрения И. А. Зимней, Д. А. Иванова, К. Г. Митрофанова, О. В. Соколовой, А. В. Хуторского и других исследователей, определяющих компетентность через обладание и проявление компетенции. Такое значение «компетентности» зафиксировано и в словарях современного русского языка [1; 2].

Высшие учебные заведения создают условия для формирования и развития социальной компетентности студентов, осознавая, что обладание социальной компетентностью является одним из факторов, обеспечивающих успешную

профессиональную деятельность выпускника вуза. Очевиден и тот факт, что социальная компетентность является необходимым условием успешной учебной деятельности студентов.

На основе анализа публикаций отечественных и зарубежных исследователей - педагогов, психологов, социологов (Г. Э. Белицкая, С. З. Гончаров, А. А. Демчук, И. А. Зимняя, Н. В. Калинина, С. Н. Краснокутская, Н. В. Ляхова, Г. И. Марасанов, А. К. Маркова, Г. К. Селевко, D. Meichenbaum, L. Butler, L. Gruson, М. В. Shure, P. R. Wellhofer и др.), рассматривающих сущность, содержание, структуру социальной компетентности и её виды, мы пришли к пониманию социальной компетентности студента как интегративного качества личности, дающего возможность успешно выполнять социальную роль студента и осуществлять жизнедеятельность в социуме, гармонично и эффективно сочетая свои собственные позиции и интересы с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.