Научная статья на тему 'Категория «Детское движение» как объект научного познания'

Категория «Детское движение» как объект научного познания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
853
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / СУБЪЕКТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / CHILDREN'S MOVEMENT / UPBRINGING / SUBJECTIVITY / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руденко Ирина Викторовна

Статья посвящена феномену детского движения практике внешкольного воспитания. Этот феномен на протяжении всей своей истории принимал различные организационные формы, но всегда сохранял субъектную роль в воспитании ребенка, приближая его к детской природе, ценностям детства. Автор анализирует различные подходы к определению сущности детского движения, выделяет его основные функции и структурные элементы. Показаны особенности детского движения в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Category «children's movement» as a scientific object

The article deals with the children's movement phenomenon or out-of-school educational practice. This phenomenon has presented itself in various organizational forms throughout the history, but it has always preserved its subjective role in the child's upbringing, nearing it to the child's essence, the childhood values. The author analyzes different approaches to the children's movement essence definition, singles out its main functions and structural elements. The peculiarities of the children's movement in present day Russia are shown.

Текст научной работы на тему «Категория «Детское движение» как объект научного познания»

УДК 329.05

ББК Ч 422

И.В. Руденко

г. Тольятти

Категория «детское движение» как объект научного познания

Статья посвящена феномену детского движения — практике внешкольного воспитания. Этот феномен на протяжении всей своей истории принимал различные организационные формы, но всегда сохранял субъектную роль в воспитании ребенка, приближая его к детской природе, ценностям детства. Автор анализирует различные подходы к определению сущности детского движения, выделяет его основные функции и структурные элементы. Показаны особенности детского движения в современной России.

Ключевые слова: воспитание, детское движение, субъектность, образовательная среда.

I.V. Rudenko

Tolyatti

Category «children's movement» as a scientific object

The article deals with the children's movement phenomenon or out-of-school educational practice. This phenomenon has presented itself in various organizational forms throughout the history, but it has always preserved its subjective role in the child's upbringing, nearing it to the child's essence, the childhood values. The author analyzes different approaches to the children's movement essence definition, singles out its main functions and structural elements. The peculiarities of the children's movement in present day Russia are shown.

Key words: upbringing, children's movement, subjectivity, educational environment.

Современные концепции и теории воспитания базируются на признании личности ребенка важнейшей социальной ценностью, уникальность которой зависит от индивидуальной культуры (образования) и тех качеств, которые делают его одновременно представителем всего человечества. Ребенок становится частью человечества, постигая культуру человеческого бытия и творя ее.

Английский историк и социолог ХХ века А. Тойнби, осмысливая общественно-историческое развитие цивилизаций, отмечал выдающуюся роль

образования в обеспечении культурной преемственности поколений и передаче накопленного опыта от старших к младшим. При этом он подчеркивал, что «каждый ребенок должен пройти усиленный курс как формального, так и неформального образования, чтобы стать полезным гражданином нашего нового мира» [12, с. 238].

Понятия «образование» и «культура» на протяжении десятков лет устойчиво связаны между собой в концепции человека, развиваемой русскими философами Н.А. Бердяевым, Н.О. Лосским, П.Ф. Флоренским; в наследии С.И. Гессена; в исследованиях современных ученых (В.И. Андреев, А.И. Арнольдов, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, О.В. Заславская). Рассматривая образование как «процесс приобщения к культурным ценностям» (С.И. Гессен) [см.: 5], следует отметить, что он может происходить в государственных (формальных) и общественных (неформальных) структурах, там, где осуществляется социальное взаимодействие подрастающего поколения и взрослых. По мере развития общества расширяются границы, цивилизованные формы неформального образования, через которые можно полнее и результативнее усвоить культурный багаж человечества, внести свой вклад в его развитие. К феноменам образования — составной части культуры человеческого общества — относится объективное явление, проявившее себя в ХХ в. как сложная структурированная система, социально-педагогическая реальность, «деятельностное поле» (И.Д. Демакова) реальной жизни детей и взрослых, в котором происходило формирование растущего человека — детское движение. Этот феномен на протяжении всей своей истории принимал различные организационные формы, но всегда сохранял субъектную роль в воспитании ребенка, приближая его к детской природе, ценностям детства. Именно поэтому стал объектом изучения комплекса наук о человеке, прежде всего, педагогики. Не будет преувеличением сказать, что детское движение необходимо осмыслить сегодня с точки зрения его образовательнокультурологического потенциала в развитии подростка — личности. С педагогической точки зрения, это значит изучение его как среды новой детско-юношеской культуры, ориентированной на получение знаний об окружающем мире, развитие познавательного интереса, творчества, инициативы, самодеятельности его участников, детей и взрослых. В связи с этим, представляется полезным с позиций современного знания вникнуть в сущность и происхождение этого понятия.

Генезис понятия «детское движение» относится к 10-м гг. ХХ в. В нём отразился исторический факт появления новой формы внешкольного воспитания, которая «восполняла односторонний рационалистический характер школы начала ХХ века» (И.Н. Жуков) [7, с. 37]. Накопление знаний о сущности данного явления и термина, его обозначающего, шло постепенно.

В период 20-х гг. ученые-педагоги оказали большую помощь в теоретическом осмыслении детского движения как нового социальнопедагогического явления. Их позиции, взгляды оказались востребованными для практиков, государственных и общественных деятелей.

В решении проблемных вопросов детского движения необходимо было определиться в сущности самого понятия «детское движение».

Сопоставляя точки зрения ученых и практиков, отражающих определенные мировоззренческие позиции, представляется важным сделать вывод о том, что в рассмотрении и решении проблемных вопросов детского движения педагоги исходили из сущностного, базисного понимания детского движения. Сложность рассматриваемого явления обусловила многообразие подходов к его определению. Эти подходы были основой для дальнейшего теоретического обоснования и раскрытия воспитательных возможностей, а также принципов, целей, задач, сущности детской организации.

Одни педагоги положили в его основу социальную функцию, определяя детское движение как «совместное движение детей и взрослых

в общем движении пролетариата» — Э. Гернле [см.: 4]; «организационное сотрудничество детей и взрослых в общественной работе с целью передачи социального опыта» — М.В. Крупенина [см.: 8]; «наиболее последовательную систему коммунистического воспитания пролетарского детства в условиях классового общества» — Д.Г. Попов [см.: 10].

Другие выделяли в качестве главенствующей воспитательную функцию и потому выразили свой подход в следующих формулировках: «Детское движение — добровольное участие детей в одной и той же воспитывающей и образовывающей длительной интернациональной игре» — И.Н. Жуков [7, с. 65]; «объединение детей, носящее характер самоорганизации» —

О. Тарханов1 [см.: 11]; «единственный фактор социального воспитания, его основа, сущность, содержание, форма и метод воспитания, основанные на стремлении детей к самоорганизации и проявлении творческой активности в сфере общественных отношений» — Л.Р. Менжинская [см.: 9].

Третьи обосновывали создание детских организаций биологическими причинами, видели в них проявление детской «стадности», считали, что детское движение — «естественное, назревшее в недрах детских масс бурное стремление к самоорганизации» — И. Хаит [см.: 13].

Многообразие взглядов на детское движение представим таблицей:

1 Фамилии Тарханова и Хаита — псевдонимы. Они

везде в 20-е гг. подписывались без инициалов.

Генезис понятия «детское движение» в педагогических концепциях 20-х гг. XX в.

И. Жуков Э. Гернле О. Тарханов Л. Менжинская

1 2 3 4 5

Цель детского движения Воспитание Человека в человеке Воспитание для труда, для классовой борьбы Всестороннее развитие детской натуры, кругозора, ума ребенка, организация, сплочение, воспитание, подготовка к участию в общественнополитической жизни Воспитание воли, чувств, ответственности у подростка за свои действия, чувства солидарности с борющимся классом

Задачи детской организации Всемирное братство народов, вечный мир, социальное преобразование человеческого общежития Введение ребенка в национальное и интернациональное рабочее движение Детская организация помогает решению задач политической, экономической, культурной деятельности государства Детская организация помогает решать задачи государства в области социального воспитания детей и подростков

Подобное сопоставление свидетельствует о факте наличия в педагогической теории 20-х гг. многообразных подходов не только к толкованию самого термина «детское движение», но и содержанию деятельности детской организации.

Как отмечает исследователь Н.Ф. Басов, в литературе 20-х — 30-х гг. ХХ в. проявлялось заметное влияние моноидеологии на сущность и содержание понятия [3, с. 16]. Однако, заслугой педагогов этого периода является то, что они выделили еще и круг проблем, являющихся насущными для организации любой направленности. Из приведенной таблицы видно, что основными среди них являются цели, задачи, принципы, классово-политическая сущность, содержание, методы и формы работы.

В 60-е гг. В.Г. Яковлев предпринял попытку раскрыть понятие «детское движение» как социальное явление, имеющее педагогические цели. Детское движение как важный социальный институт воспитания рассматривал в 70-е гг. В.В. Лебединский. Определения этих авторов носили хотя и прогрессивный, но исторически ограниченный характер, так как соотносились пока только с деятельностью пионерской организации.

В условиях реформирования общества в 90-е г. ХХ в. наметились новые подходы к разработке данной категории. Определенный вклад в её осмысление внесли члены Ассоциации исследователей детского движения. Исследователи В.А. Кудинов, Л.В. Кузнецова, И.Н. Никитин дали трактовку детского движения как конкретно-исторического явления, состояния «институциональной организованности детей» [см.: 6].

Е.А. Дмитриенко, Р.А. Литвак, Г.М. Иващенко, М.Е. Кульпединова, Э.А. Мальцева обрати-

ли внимание на его воспитательную сущность, социально-педагогическую природу. В.А. Луков, Е.В. Титова, Т.В. Трухачева соотнесли его с формой проявления активной деятельности детей и подростков, «системой, ориентированной на реализацию какой-либо идеи, связанной с изменениями социальной действительности» [см.: 6].

Доктор педагогических наук Л.В. Алиева рассматривает детское движение как объективносубъективную реальность, появляющуюся спонтанно, самостийно, но по мере осознания его обществом, государством характеризующуюся как особый, конкретно исторический социально-педагогический феномен. «Детское движение — эмпирическая, развивающаяся, социально-педагогическая реальность и теоретически осмысленное прогнозируемое явление -феномен» рассматривается исследователем как субъект современного воспитательного пространства. [1, с. 34].

Представляется значимым рассмотрение данной дефиниции с точки зрения философии и социологии. В своей основе этот термин содержит базовое понятие «движение», определяемое философами как «изменение». Всякое изменение не терпит застывших форм, заданных постулатов. Оно основывается на смене состояний, отношений, взаимодействий, постоянно меняется количественно и качественно С точки зрения типологизации социальных движений, изучаемых в социологии, содержание понятия «детское движения» связано с коллективными действиями, социокультурной ориентацией различных сообществ и социальных групп. Характеристика типов социальных движений - общих и специфических -, представленная Е.М. Бабосовым [2, с. 966], позволяет обратить внимание на их основные черты, которые

Принципы Добровольность, самодеятельность, самовоспитание Самодеятельность, добровольность, совместная деятельность детей и взрослых Самодеятельность Самодеятельность

Содержание работы детской организации Складывается из интересов среды и интересов детей Работа детских групп конструируется вокруг какого-то серьезного общественнополитического вопроса Вовлечение детей в культурную и общественную жизнь в доступных, увлекательных для них формах Непрерывная связь с общественной жизнью и средой

Методы работы Длительная игра, групповое соревнование До 10 лет - игра, собственный опыт. С 10 до 14 лет - трудовой метод Общепедагогические методы воспитания Общепедагогические методы воспитания

относят детское движение к этому явлению. Среди них стремление определенной социальной группы развить новую точку зрения на свое положение в обществе; становление его как процесса «нащупывания » (Г. Блумер) каких-то новых ценностей и направлений деятельности; направленность на самые разные сферы общественной жизни (образование, культура, быт, досуг и др.); неформальный, неофициальный характер происхождения и развития.

Детское движение можно считать видом социального движения на основе общности черт, его характеризующих, и функций, выполняемых им «в соответствии с ожиданиями общества» (Э. Дюркгейм).

Как общественное явление в отечественной истории детское движение объективно решает две функции:

•способствует обогащению социальной практики, ориентируясь на потребности окружающих людей и общества;

•создает условия для удовлетворения интересов, устремлений детей и подростков.

Реализация этих функций требует определенных форм, самоорганизующихся, многоуровневых, находящихся в определенных отношениях между собой. Детское движение представляет собой совокупность многообразных структур — объединений, организаций, клубов, союзов и т.д. — детских общественных объединений, которые мы можем рассматривать как самостоятельные элементы единой целостности — детского движения. Наличие функций и структур, придающих социальному явлению определенную целостность, позволяет считать это явление социальной системой.

Устойчивый, обладающий свойствами целостности механизм, направленный на реализацию целей воспитания, позволяет соотнести его с понятием «педагогическая система». Детское движение, объективно реализуя одну из названных нами функций, отражает специфический способ организации процесса воспитания личности ребенка, подростка и структурно представлено компонентами, характеризующими его как педагогическую систему: цель, выражающаяся в развитии субъектности ребенка; деятельность, носящая творческий и развивающий характер; методы, отражающие самодеятельное начало детского сообщества; формы, представляющие многообразный спектр объединений детей и взрослых.

Годы реформ 90-х гг. XX в. внесли коррективы в развитие детского движения, заставили вновь обратиться к осмыслению его сущности, а значит, и самого понятия.

«Ядро» современного детского движения составляют разнообразные детские общественные объединения — общественные формирования, в которых добровольно объединяются дети и взрослые для совместной социально значимой деятельности, удовлетворяющей их интересы. Детское общественное объединение, стимулируя «внутренние силы», индивидуальные особенности подростков при максимальном использовании внешних факторов (контакты со взрослыми, выход в различные сферы социума) выступает, вместе с тем, как особая образовательная среда, способная формировать личность-индивидуальность как носителя определенной культуры, определенных социальных ценностей. Детское общественное объединение выступает как среда изучения и сохранения культурных ценностей человеческого общества, на базе освоения которых проявляется творчество, инициатива, самодеятельность подростков. В процессе освоения культурного наследия (образования) приобретаются практические умения, навыки по организации различных видов деятельности; происходит освоение новой позиции члена общественного формирования, самоутверждение в среде сверстников, овладение опытом сотрудничества со взрослыми. Процесс неформального (общественного) образования становится фактором, стимулирующим саморазвитие подростка. Поэтому детское общественное объединение можно считать особой образовательной средой, феноменом образования.

Современное детское движение представляет собой совокупность многообразных структур — объединений, организаций, клубов, союзов и т.д. — детских общественных объединений, созданных на добровольной, самодеятельной основе. Многочисленные классификации, представленные в трудах современных исследователей, помогают представить общую картину детских сообществ определенной территории. На наш взгляд, среди наиболее важных параметров классификации можно выделить три основных:

•правовой статус;

•организационная форма;

•вид детского общественного объединения. Детское общественное объединение может иметь или не иметь статус юридического лица, что подтверждается государственной регистрацией. Детское общественное объединение, имеющее государственную регистрацию, получает материальную и финансовую поддержку государственных органов, которая проявляется в финансировании программ и проектов, гарантировании невмешательства в деятельность,

предоставлении права пользования помещениями школ, внешкольных учреждений, клубами, дворцами и домами культуры, спортивными сооружениями бесплатно или на льготных условиях.

По организационно-правовым формам детские общественные объединения могут быть представлены как организации, ассоциации, клубы, союзы, федерации, движения, предлагающие подросткам различные виды деятельности. Детское движение проявляется тогда в особой форме организации детской самодеятельности, когда приобретает смысл и значение среды собственной жизнедеятельности детей, с одной стороны, и социально значимой деятельности, с другой. Содержание деятельности способствует определению вида детского объединения: патриотическое; военно-спортивное; туристические; краеведческое; экологическое; юнкоровское; волонтерское; экономическое и др. Это видовое разнообразие позволяет

утверждать, что современное детское движение представляет широкий спектр возможностей для реализации многообразных интересов подростков, а значит является своеобразной средой воспитания. Эта отличительная особенность позволяет считать категорию «детское движение» педагогической.

Анализ понятий «детское движение», представленный в исследованиях и специальной литературе, позволяет интегрировать сущность данного явления и характеризовать его как социально-педагогическую систему, вид социального движения, конкретно-историческую институциональную реальность, выражающую роль детства в обществе и имеющую образовательнокультурологический потенциал. Именно поэтому категория «детское движение» является междисциплинарным понятием и попадает в поле зрения исследователей разных областей научного знания.

Библиографический список

1. Алиева Л.В. Детское движение — субъект воспитания: монография. М., 2002. 224 с.

2. Бабосов Е.М. Социальные движения // Социология: энциклопедия / сост. [.А. Грицанов и др. Минск.: Книжный дом, 2003. С. 965 — 970.

3. Басов Н.Ф. Теоретико-методологические проблемы исследования истории детского движения в России. Киев,1997. 380 с.

4. Гернле Э. Детское движение как новая форма организации воспитания // На путях к новой школе. 1923. № 7-8. С. 99.

5. Гессен С.И. Основы педагогики: введение в прикладную философию. М.: Школа-Пресс, 1995. 445 с.

6. Детское движение.: словарь-справочник / под ред. Т.В.Трухачевой, А.Г. Кирпичника. М., 2005. 543 с.

7. Игра и детское движение / сост. И.В. Руденко. Тольятти, 2002. С. 65.

8.Крупенина М.В. Детское коммунистическое движение: педагогическая энцикл.я / под ред. А.Г. Калашникова. М.: Работник просвещения,1928. Т. 2. С. 463.

9. Менжинская Л.Р. Юные Спартаки на Украине // Народное просвещение. 1923. № 6. С. 34.

10. Попов Д.Г. Введение в педагогику детского коммунистического движения. Пермь, 1931. 194 с.

11. Тарханов О. Доклад на II съезде завгуб-соцвосами // Народное просвещение. 1923. № 6. С. 27-33.

12. Тойнби А. Образование в зеркале истории // Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетия: материалы Всероссийской науч. конф. М.-Тверь, 2005. С. 231-246.

13. Хаит И. Беседы с учителями о детском коммунистическом движении. Одесса, 1925. 141 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.