Научная статья на тему 'Наука о детском движении: история и перспективы развития'

Наука о детском движении: история и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1662
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБЪЕКТ / ПРЕДМЕТ НАУКИ О ДЕТСКОМ ДВИЖЕНИИ / СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Эсфирь Абрамовна

Рассматриваются история и перспективы развития детского движения. Исследуется понятийный аппарат науки о детском движении. Анализируются противоречия в деятельности детских организаций, делается попытка раскрыть существенные связи деятельности детской организации с другими общественными явлениями и процессами, происходящими как в обществе, так и в самой детской организации. Обсуждаются объективные законы развития и совершенствования деятельности детской организации в целях их практического применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children's movement science: the history and the prospects of development

The article is devoted to the history and the prospects of development of children's movement. The conceptuality of children's movement science is investigated. Contradictions in activity of the children's organizations are analyzed. The author tries to develop the essential connections of children's organization activity with other public phenomena and the processes occurring both in a society, and in the children's organization. Objective laws of development and perfection of children's organization activity are discussed with the purpose of their practical application.

Текст научной работы на тему «Наука о детском движении: история и перспективы развития»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

53

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА 2007. №9

УДК 329.78(045)

Э.А. Мальцева

НАУКА О ДЕТСКОМ ДВИЖЕНИИ: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Рассматриваются история и перспективы развития детского движения. Исследуется понятийный аппарат науки о детском движении. Анализируются противоречия в деятельности детских организаций, делается попытка раскрыть существенные связи деятельности детской организации с другими общественными явлениями и процессами, происходящими как в обществе, так и в самой детской организации. Обсуждаются объективные законы развития и совершенствования деятельности детской организации в целях их практического применения.

Ключевые слова: детское движение, детская организация, объект, предмет науки о детском движении, социокинетика детства.

Развитие науки о детском движении тесно связано с развитием самого движения. В работах М.В. Богуславского, А.В. Волохова, Е.В. Титовой, Т.В. Трухачевой рассматривается развитие науки в историческом контексте, в современных условиях и определяются перспективы возможного развития науки. Е.В. Титова отмечает, что до недавнего времени детское движение как таковое не исследовалось, изучались лишь различные аспекты деятельности пионерской организации [5. С. 109-118].

Ученые, обратившиеся в том или ином аспекте к проблемам, связанным с детским движением, проводили исследования строго в рамках предметных областей своих наук.

Основные исследования проводились в рамках педагогической науки, которая, разрабатывая проблемы воспитания, включала как воспитательный институт пионерскую организацию в свое исследовательское поле.

До самого конца 80-х гг. считалось, что в нашей стране существует некая научная отрасль, имеющая непосредственное отношение к детскому движению. Она именовалась «Теория и методика пионерской работы» и понималась как совокупность научно-достоверных, обобщенных и взаимосвязанных знаний о пионерской организации и особенностях ее деятельности.

В рамках других наук таких исследований было очень мало, тем не менее, они вносили существенный вклад в развитие науки о детском движении.

Первые работы, относящиеся к науке о детском движении, появились в России в 10-е гг. ХХ в. и были связаны с распространением в нашей стране скаутизма. Это работы О.И. Пантюкова, В.С. Преображенского, И.Н. Жукова, А. Михайловой.

Идеологом детского коммунистического движения историки называют Эдвина Г ернле - немецкого коммуниста, педагога-методолога социалистического воспитания. Э. Гернле выделяет как специфику деткомгрупп систему методов организации их деятельности; отмечает, что они всегда должны раз-

вивать «принцип самостоятельности, труда, классовой борьбы». Группу он определяет как «центр энергии» и путь ее реализации. В организации группы на первое место ставит «дело», «содержание», в ходе реализации которых возникают потребности выбора руководителей, разделения труда, выработки условий, правил общей деятельности. Организация деятельности группы и становится, по мнению педагога, уникальным воспитательным средством развития личности ребенка.

Коллективная деятельность как приоритетная становится отличительной воспитательной характеристикой системы пионерработы; первичный пионерский коллектив (отряд, звено, форпост) - основным методом организации самодеятельности пионеров. Э. Гернле принадлежит первенство разработки концепции детского коммунистического движения, представленной в педагогических работах «Социалистическое воспитание и социалистическое движение молодежи», «Детское движение как новая форма организации воспитания» и многих других. Его социально-педагогические взгляды на детское движение стали теоретическим обоснованием пионерства, качественно отличного от скаутизма. В основе его концепции приоритетность социалистической теории воспитания [5].

Характеризуя детскую группу как воспитательное средство, Э. Гернле выделяет «три точки зрения» на её деятельность: 1) творческая инициатива, самопомощь и активность ребенка; 2) не опека детей, а движение детей; 3) коллективный труд, самоуправление, революционное настроение («прикладная пролетарская классовая этика») [3. С. 99-108].

До 1917 г. шло накопление фактического материала для становления науки о детском движении, главное значение имело развитие самого объекта, достижение им стадии определенной зрелости. К этому времени сложились основные типы детских и юношеских организаций, которые могли выступать как объект для последующего научно-педагогического осмысления. Благодаря этому стали постепенно выкристаллизовываться специальные подходы к разработке предмета изучения, основные формы и методы исследовательской работы.

Основные подходы к науке о детском движении складываются в 20-х -начале 30-х гг. ХХ в. Они связаны с периодом становления пионерской организации. М.В. Богуславский характеризует этот период как «ортодоксальнокоммунистический», «демократически-гуманистический».

Объектом науки стала организация пролетарских детей, пропитанная коммунистической идеологией, что определило подходы к ее исследованию, сужая возможности научного творчества.

Тем не менее, это были годы становления процесса разработки теоретических основ детского движения. В нем принимали участие: Г.П. Блонский,

А.Г. Калашников, Ф.Ф. Королев, Н.К. Крупская, М.В. Крупенина, С.М. Ривес, М.Н. Покровский, С.Т. Шацкий, В.С. Ханчин, В.Н. Шульгина, Н. Фатьянов.

В 20-х - начале 30-х гг. уделялось большое внимание организации и работе исследовательских центров, разрабатывающих теоретические основы детского движения. В их числе: постоянная комиссия по вопросам пионерского движения, в которую входили крупнейшие педагогические силы того

времени во главе с Н.К Крупской (подсекция НАС ГУСа); пионеркабинет в Институте методов школьной работы, деятельностью которого руководила М.В. Крупенина; Центральный НИИ деткомдвижения, во главе которого стояли В.А. Зорин, Ф.Ф. Королев (1931-1935), и НИИ внеклассной и внешкольной работы. Наличие такой совокупности научно-исследовательских учреждений создавало благоприятные предпосылки для разностороннего изучения широкого спектра проблем. Были подготовлены интересные комплексные планы работ, выработаны серьезные исследовательские методики.

М.В. Богуславский называет две взаимосвязанные проблемы, являвшиеся центром научного поиска тех лет:

- обоснование наиболее приемлемых и педагогически инструментированных путей участия пионеров и школьников в социалистическом строительстве (как доминирующая);

- поиск способов и форм действенного влияния пионерской организации на революционизирование и демократизацию школьной жизни [1]. Так, был подвергнут теоретическому анализу метод длительной игры, который в 1923 г. серьезно критиковался как уводящий детей от общественной жизни.

Отличительной чертой науки о детском движении, ярко проявившейся в эти годы и оказавшей влияние на все ее последующее развитие, явилась связь ее с практикой. Научные исследования в области детского движения строились на основе анализа практики, влияли на практику, преобразовывая ее. Так, исследовательскими группами разрабатывались внедряемые в практику «Комплексы дел», «Метод конкретных заданий» и др.

Особую роль в этом процессе сыграли труды Н.К. Крупской. В ее работах раскрываются цели и задачи детской организации, принципы, на которых она строит свою деятельность. Н.К. Крупская сумела глубоко раскрыть заложенные в пионерском движении объективные возможности эффективного сочетания его социальной природы и воспитательного потенциала. Она была убеждена, что цели пионерской организации должны войти в душу каждого пионера, перейти из внешних побуждений во внутренние убеждения. Для этого, считала Н.К. Крупская, нужно, чтобы каждый пионер действительно принимал участие в детском движении, больше проявляя себя в творческих делах. Активное сознательное участие пионеров в коллективном общественно-полезном труде Н.К. Крупская не мыслила без атмосферы красочности, романтики, игры. Теоретические и методические основы пионерской организации были заложены в статье Н.К. Крупской «РКСМ и бойскаутизм».

Н.К. Крупская считала поучительным общий подход бойскаутских организаций к ребенку и подростку, обоснованный их психологическими особенностями. Она отмечала умение увлечь подростка идеалами взрослого человека, удовлетворить его стремление к самостоятельному достижению конкретных, привлекательных, постоянно усложняющихся целей, связать цели и идеалы с практической деятельностью.

Под руководством Н.К. Крупской развернулась деятельность исследователей, организаторов пионердвижения - В.А. Зорина, Ф.Ф. Королева,

М.В. Крупениной, В.С. Ханчина и других - по созданию программных документов пионерской организации.

В работах Н.К. Крупской, М.В. Крупениной обосновываются методологические основы детского движения и, в частности, пионерской организации как одной из его форм. Педагогический анализ пионерского опыта дается в работах О. Тарханова, В.А. Зорина. Так, В.А. Зорин выделяет два направления пионерской деятельности - воспитательное и общественно-практическое, уделяет особое внимание работе пионеров в школе, роли пионерской организации в системе социалистического воспитания, обозначает типичные ошибки пионердвижения: стремление ограничить деятельность пионеров «замкнутым кругом специфических детских переживаний», с одной стороны, а с другой - чрезмерная политизация, увлечение взрослыми формами работы в ущерб возрастным потребностям и возможностям.

Объектом исследования в 20-х - начале 30-х гг. становится личность вожатого. Ф.Ф. Королев первым попытался проникнуть в сущность деятельности вожатого.

Среди опубликованных работ этого периода можно назвать вышедшую массовым тиражом работу «Как работать по-новому» (1928) и «К работе по-новому» (1929). В них предлагалась программа деятельности пионерской организации.

М.В. Богуславский отмечает, что это был период сложного и противоречивого новаторского поиска, которому были присущи как этапы плодотворного развития научной мысли (1924-1926 и особенно 1929-1931 гг.), так и время кризиса (1926-1928 гг.) в определении дальнейших эффективных средств деятельности пионеров. Доминирующей тенденцией педагогической мысли 20-х гг. являлось определение оптимальных форм повседневного участия пионеров в жизни страны.

Среди достижений в области теории пионерской организации в 20-е гг. М.В. Богуславский выделяет:

- создание и обоснование специальной программы развития умений и навыков пионеров, стимулирующей их идейный рост, стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию;

- разработку метода заданий как эффективного способа формирования социальной активности школьников;

- обоснование учеными-педагогами роли пионерской организации как основного канала связи школы с жизнью, с практикой социалистического строительства, важнейшего фактора демократизации школы.

Наряду с достижениями в развитии педагогической мысли, в это время были и существенные недостатки:

- искусственная абсолютизация одного, хотя и очень важного направления (общественно-полезная и трудовая деятельность) в формировании социальной активности учащихся;

- явно недостаточная разработка проблем, связанных с воспитанием познавательной активности пионеров;

- признание пионерской организации как ведущей (по отношению к школе) формы воспитания детей;

- преувеличение социального опыта детей как основного фактора формирования их общественной активности.

Оценивая результаты научных исследований рассматриваемого периода, необходимо отметить их вынужденную незавершенность.

С 1935 по 1936 г. деятельность научных подразделений, разрабатывающих проблемы пионерской организации, была свернута, большинство планов, намеченных на длительный срок, оказались нереализованными, резко сократилось число ученых-педагогов, разрабатывающих проблемы теории деткомдвижения.

20-30-е гг. можно считать этапом становления науки о детском движении. Появились факты, ставшие впоследствии в той или иной мере характерными для развития науки: возникновение научных центров; связь с практикой, влияние на ее развитие; воплощение в практике идей науки. Начали разрабатываться проблемы, которые в дальнейшем получили более глубокое и всестороннее рассмотрение. Это проблемы развития общественнополитической активности членов организации, трудового воспитания и др.

40-е гг. оказались критическими в разработке теории деткомдвижения. Исследование проблем деткомдвижения как самостоятельной области знаний до конца 40-х гг. было почти полностью прекращено. Это время существенного регресса в развитии теоретических основ формирования активности учащихся в деятельности пионерской организации.

В 50-60-е гг. ХХ в. отмечается оживление научно-исследовательской работы. В разных городах страны создаются научно-исследовательские центры, например в Москве - АПН РСФСР - отдел (сектор) пионерской и комсомольской работы НИИ теории и истории педагогики под руководством Б.Е. Ширвиндта, в Ленинграде (ЛГПИ им. А.И. Герцева и НИИ педагогики) работают Т.Е. Конникова, И.П. Иванов, Т.Н. Мальковская, К.Д. Радина; в Костроме -С.М. Миценгендлер.

В пионерской лаборатории НИИ теории и истории педагогики разрабатывались проблемы преемственности в деятельности пионерской организации, возрастного подхода, взаимодействия пионерской организации и школы.

Ленинградская группа ученых разрабатывает проблемы общественной активности пионеров, влияния пионерского коллектива на личность.

С 1959 г. под научным руководством и при непосредственном участии И.П. Иванова была создана «Коммуна юных фрунзенцев». Был начат широкий социальный эксперимент, охвативший впоследствии всю страну. Отряды коммунаров были созданы и в Удмуртии - в с. Якшур-Бодья и г. Можга.

Исследование, связанное с широко развернувшимся в эти годы поисковым движением, начинает М.Г. Казакина. Т.Н. Мальковская изучает проблемы развития общественной активности в молодежном движении. Среди исследователей этого периода особенно выделялся коллектив энтузиастов из Костромы, по праву считавшейся «столицей пионерского движения». Группа педагогов-практиков во главе с талантливым ученым и блестящим организа-

тором С.М. Миценгендлером развернула продуктивный творческий поиск активизации детского движения. Именно в этом новаторском коллективе впервые родились «зона пионерского действия», «сводные сельские дружины», «выездная инструкторская учеба старших пионерских вожатых» и др.

Члены этой научной группы уделяли большое внимание проблемам эмоциональной жизни пионерских коллективов, психологии и педагогике организаторской деятельности. Работа Костромского центра дала сильный импульс к дальнейшему творческому изучению проблем формирования социальной активности школьников в жизни пионерских организаций. Наряду с деятельностью научных коллективов Ленинграда, Москвы, Костромы заметный вклад в исследования характеризуемых проблем внесли С.А. Шмаков (теория и методика организации игры), Б.Е. Ширвиндт и Э.Г. Костяшкин, изучавшие в то время воспитательные возможности пионерской организации [2;4].

Исследования, проведенные в 1964-1966 гг., характеризуются возросшей степенью научного осмысления практической деятельности пионерской организации. Среди наиболее интересных можно назвать: изучение проблем использования творческой игры в пионерской организации (Е.С. Махлах), организация работы пионеров по месту жительства (С.П. Ухьянкин), разработка психолого-возрастных аспектов общественно-полезной деятельности школьников (Т.Е. Конникова, Л.И. Божович).

Тенденция связи с практикой особенно проявилась в эти годы. Первым документом, подготовленным коллективом ученых НИИ теории и истории педагогики АПН РСФСР (В.С. Ханчин, В.Г. Яковлев, ОС. Кель, И.Г. Гордин,

В.С. Аранский), определяющим специфические формы участия в общественно-полезном труде, стал «Примерный перечень умений и навыков для пионеров», более известный под названием «Пионерские ступени». В этот период проводились научно-практические конференции, педагогические чтения, дискуссии по вопросам пионерской работы.

Анализ характера дискуссий говорит о том, что существовало явное противоречие в развитии научных поисков тех лет: с одной стороны, уделялось большое внимание вопросам развития общественной активности, самостоятельности пионеров, с другой - слияние со школой, усиливающее руководящую роль взрослых, ограничивает эту самостоятельность, не дает ей проявляться. Это противоречие лежало в основе дискуссий, усиливало полемику, что приводило к рождению новых идей, способствовало развитию науки.

Таким образом, период развития теоретических основ деятельности пионеров (1954-1966) характеризуется направленностью на поиск эффективных путей связи пионерской организации с жизнью, устойчивой тенденцией к последовательному усилению научности, высоким уровнем теоретического осмысления проблем, отсутствием научного монополизма, духом дискуссионности, плодотворной «конкуренцией» нескольких творческих коллективов, объединяющих в своих рядах как ученых-педагогов, так и практиков. Такая «полифония» создавала самые благоприятные предпосылки для смелого и продуктивного поиска.

Несмотря на это, педагогическая наука все же отставала от передовой практики. Это приводило к тому, что новые формы работы повсеместно рас-

пространялись без предварительного их научного изучения, обоснования и апробации. Такое положение во многом явилось следствием отсутствия сколько-нибудь серьезного изучения жизни и деятельности пионерской организации со стороны философов, социологов, психологов [1].

В 60-70-е гг. продолжаются и завершаются исследования, начатые на предыдущем этапе. Характеризуя этот период, М. В. Богуславский отмечает следующие тенденции в научных исследованиях:

1) стремление к поиску путей комплексного воздействия на пионеров, заменяющего собой функциональный подход;

2) усиление интереса к разработке историко-педагогической проблематики деятельности пионерской организации;

3) интерес к проблемам познавательной, трудовой активности и общественно-политического воспитания пионеров.

В эти годы на основе обобщения опыта создается ряд первых серьезных научных работ, посвященных целостному исследованию проблем деятельности пионерской организации, исследованы основы психолого-педагогической деятельности пионерской организации, идейно-политического, эмоционального воспитания пионеров, изучены проблемы преемственности в деятельности пионерской и комсомольской организаций школы. Комплексным теоретико-методологическим, педагогическим исследованием явилась первая «пионерская» докторская диссертация Б.Е. Ширвиндта «Педагогические проблемы деятельности пионерской организации» (М., 1974). В его работе рассматриваются основные педагогические проблемы пионерской организации в их взаимосвязи применительно к новым историческим условиям (развитие самодеятельности первичного коллектива и пионера-подростка в сочетании с педагогическим руководством; проблема возрастного и индивидуального подхода в деятельности пионерской организации).

Докторское исследование В. В. Лебединского «Теоретические основы совершенствования воспитательной деятельности пионерской организации» (М., 1977) представляет собой первое научное обоснование теории и методики пионерской работы как отрасли педагогики и новой учебной дисциплины вузов и педагогических училищ. По материалам этого исследования В.В. Лебединским в сотрудничестве с ведущими учеными было подготовлено первое учебное пособие «Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе».

Важное место в исследованиях этих лет занимают педагогические труды И.П. Иванова (кандидатское и докторское исследования, пособия, научные статьи и уникальный опыт коммунарского движения). В основе его диссертационных работ - проблема взаимоотношений детей и взрослых, позитивный опыт которых он анализирует на примере сотрудничества, содружества поколений в деятельности детской и молодежной организаций. Значителен вклад в разработку теории и методики пионерской работы Т.Е. Конниковой, представителя Ленинградской научной школы. В своей докторской диссертации на тему «Роль коллектива в формировании личности школьника» (1970) она обосновывает с позиций междисциплинарного подхода роль первичного пионерского коллектива в системе детских коллективов. Ее соавтором в определении пси-

холого-педагогической сущности пионерской позиции была Л.И. Божович. Результат научного содружества педагога и психолога - монографическое исследование «Возрастной подход в работе пионерской организации».

Видным представителем научной Ленинградской «пионерской» школы является К.Д. Радина - методолог и теоретик современного детского движения. В рассматриваемый период она исследовала важную психологопедагогическую проблему воспитания чувств подростков в деятельности пионерской организации. Опыт воспитания в пионерских коллективах 60-80-х гг. ХХ в. отражен в научном обобщении специфических форм, видов, направлений пионерской работы: движение красных следопытов и юнармейцев -А.Н. Швецов, С. Коцевич, Н.Г. Лохичева; деятельность юнкоров - А.Г. Ушаков; тимуровское движение - С.П. Ухьянкин; формы воспитания на революционных, боевых, трудовых интернациональных традициях народа - Ш. Амира-лиев, Л.П. Вагина, Е.А. Леванова, Р.С. Пионова, И.Т. Прус.

В анализируемый период появляются работы, посвященные осмыслению детских и юношеских организаций как воспитательных систем. Вместо характерного для предшествующих периодов функционального подхода, выражавшегося в доминирующей разработке средств формирования одного из проявлений социальной активности, внимание ученых-педагогов обращено на поиск путей комплексного, целостного воспитания этого нравственного качества во всем его спектре (общественно-политическая, познавательная, трудовая активность). На основе систематизации результатов предшествующих научных исследований, а также многолетней специальной опытноэкспериментальной работы Т.Е. Конниковой и Л.И. Божович была подготовлена программа «Ориентир».

М.В. Богуславский отмечает следующие недостатки в исследованиях этого периода:

• в них рассматривается формирование положительных качеств личности школьника без учета сложностей этого процесса. Не исследуются пути преодоления негативных проявлений в жизни молодежи, ее пассивности и безразличия к общественной жизни;

• прекращены исследования коммунарской методики;

• почти полностью прекратились исследования по проблемам организации жизни разновозрастных отрядов;

• во взаимоотношении школы и пионерской организации акцентировалось внимание на общем в их воспитательной деятельности и значительно меньше уделялось изучению особенного, специфичного.

Анализ периода конца 60-х - начала 80-х гг. позволяет сделать следующие выводы:

• в начале этого периода отмечается замедление темпов развития науки о детском движении;

• в начале 70-х гг. активизируется выпуск научной и методической литературы по детскому движению, что явилось результатом накопления исследовательского материала в 60-е гг.;

• создается ряд первых серьезных научных работ, посвященных целостному исследованию проблем деятельности пионерской организации [1].

Социальные изменения, которые происходили в стране в конце 80-х -начале 90-х гг. ХХ в., повлекли за собой изменения в научной сфере. Утраченными оказались возможности развития науки о детском движении. Распались научные школы в Академии образования, Институте молодежи. Произошла переориентация кафедр ряда педуниверситетов, занимающихся проблемами детского движения. В настоящее время существуют только два центра, занимающиеся проблемами детского движения: Научно-практический центр СПО-ФДО и Ассоциация исследователей детского движения. По сути, ни одна государственная организация целенаправленно не занимается управлением процессов его изучения.

В то же время интерес к исследованиям в связи с новым этапом развития детского движения растет, появляются новые подходы к решению проблем.

В 1989-1990 гг. состоялась первая научная дискуссия о том, какой должна быть наука о детской организации. В центре внимания участников дискуссии (педагогов, психологов, философов) были: анализ состояния научного знания о детской организации; обоснование и конструирование нового образа науки; формирование представлений о нем. Были высказаны критические суждения по поводу существовавшей науки, теоретической концепции -теории и методики пионерской работы как области педагогических знаний. Участниками дискуссии были обоснованы предложения о необходимости выхода научного знания о детском движении за рамки педагогики, в самостоятельную область науки.

Материалы прошедшей в апреле 1997 г. Всероссийской научнопрактической конференции «Детское движение: история, теория, методика организации деятельности» свидетельствуют, что интерес ученых и практиков к этой проблеме сохранился. Однако проведение исследований носило преимущественно характер частной инициативы. Вопросы, касающиеся аксиологических, культурологических и других аспектов проблемы детского движения, остаются еще малоизученными. Именно здесь достаточно широкое поле для развертывания актуальных неординарных исследований.

А.В. Волохов отмечает, что в России сегодня сложились два направления в науке о детском движении. Первое - признающее стремление детей к самоорганизации и содействующее постепенному переходу детских организаций к многоплановой деятельности в соответствии с разнообразными запросами детей. Эта группа ученых объединена в Ассоциацию исследователей детского движения. Второе направление - признающее необходимость кардинальных (революционных) перемен на основе комплексных концептуальных разработок социализации ребенка в деятельности детских общественных организаций, признающих приоритеты интересов ребенка, его самоценность и субъектность. Представители этой группы - М.И. Рожков, А.В. Волохов, И.И. Фришман и др. [2].

Теоретический анализ показал, что признание приоритетов ребенка, его самоценности лежит в основе научных подходов обеих групп. Это наводит на

мысль о том, что деление на две группы весьма условно и неубедительно. В то же время можно действительно говорить о двух научных школах, которые, к сожалению, недостаточно координируют свои действия.

М.В. Богуславский называет некоторые аспекты детского движения, получившие научное осмысление в 90-е гг.: 1) процессы развития личности в детских общественных объединениях, то есть предметом изучения выступает сам процесс личностного развития членов объединения, а объединение рассматривается как объект исследования; 2) социализация подростка, его самореализация; 3) сущность и особенности процессов формирования социальной ответственности и социального творчества; 4) гуманизация, обеспечивающая личностную ориентацию деятельности детских общественных объединений, использование личностно-деятельностного подхода к организации жизнедеятельности объединений и формирование у ребят опыта социального взаимодействия.

Большой вклад в развитие науки о детском движении внесли в 90-е гг. докторские исследования А.В. Волохова и Л.В. Алиевой. А.В. Волохов, анализируя современное состояние детского движения в России, предложил новую концепцию деятельности детских объединений, основанную на программно-вариативном подходе. Наблюдения подтверждают широкое внедрение идей автора в практику детского движения.

Л.В. Алиева, рассматривая детскую организацию в аспекте социального воспитания, подходит к этой проблеме с исторических позиций. В работе анализируется опыт пионерской организации.

Приметой времени явилось включение социологической науки в исследование проблем детского движения. Анализ этого процесса дает в своей работе М.Е. Кульпединова. Автор говорит об имеющемся на сегодня некотором социологическом заделе, целенаправленное расширение и обогащение которого может стать базой для систематической оценки состояния и определения перспектив деятельности детских объединений не только в отдельных регионах, но и в стране в целом.

В 1991 г. создана Ассоциация исследователей детского движения, которая работала в следующих направлениях:

1) определение приоритетных исследований и принципов их отбора, осуществление попытки согласованных, координированных исследований, результаты которых обсуждаются на ежегодных научных конференциях, публикуются в сборниках научных трудов;

2) разработка понятийно-категориального аппарата науки;

3) формирование образа науки, ее концептуальной модели, уровневой дифференциации научных знаний об изучаемом предмете.

В результате научных дискуссий члены Ассоциации поднимают проблему создания новой отрасли научных знаний, изучающей феномен детского движения, соприкасающейся с различными науками: социологией, социальной психологией, общей и возрастной психологией, экономикой, правоведением и др.

Объектом и предметом познания этой науки предлагается считать феномен детского движения, что должно найти отражение и в наименовании [5]. Участники дискуссии предложили назвать новую область научного знания «социокинетикой детства».

Объектом социокинетики является детское движение в системе государства и общества:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• как особое социальное явление, реально связывающее мир детства и мир взрослых;

• как специфическая форма участия детей в общественной жизни, объективно заключающая в себе механизм реализации основных гражданских прав и свобод ребенка;

• как своеобразный социально-воспитательный институт, направляющий процессы социализации личности.

При обозначении объекта науки в социокинетическое понятие «детское движение» включается вся совокупность деятельностей детских объединений, разнообразных по своему статусу, масштабу, ориентации, направленности деятельности, количественно-качественному составу и другим особенностям.

Предмет социокинетики включает в себя:

• состояние и развитие детского движения в государстве и обществе;

• сущность детских объединений, процессы их создания и функционирования, особенности и основы деятельности различных их типов и видов, их социальные связи и отношения, взаимодействие;

• процессы развития личности в деятельности детских объединений [5].

Становление содержательной структуры социокинетики, как считает

Е.В. Титова, будет сопровождаться двумя противоположными процессами: с одной стороны, это интеграция научных знаний разных наук, различных областей научных знаний о человеке, человеческих сообществах и обществе в одной предметной области, с другой - дифференциация предмета науки не только по уровням знания, но и по содержанию.

Предполагается, что со временем наука о детском движении сможет стать относительно самостоятельной, целостной наукой, методологическими источниками которой будут выступать педагогика, психология, социология, политология, кибернетика, экономика, правоведение. И эта наука должна будет непременно иметь свою методологию. Новая наука о детском движении должна будет развиваться на междисциплинарной основе [5].

Таким образом, наука о детских общественных организациях объективно существует. Развивается она в рамках различных наук и, прежде всего, в рамках педагогики. Очевидно, этим и объясняется тот факт, что изучаются детские общественные организации в системе воспитательной работы школы и чаще всего рассматриваются как элемент воспитательной системы школы. Речь в исследованиях идет о формализованных организациях, а не о детском движении, хотя термин этот широко используется.

Анализ проблем исследования детского движения позволил сделать ряд выводов.

• В течение долгого времени наука о детском движении называлась «Теория и методика пионерской работы». Такое название не может удовлетворять сегодняшнее состояние науки. Учеными предлагаются новые названия науки, которая объединит исследования в области детского движения разных наук. Одно из них - «социокинетика детства».

• Идет поиск предмета науки о детском движении. Исследуется понятийный аппарат науки о детском движении.

• Идет поиск объяснения противоречий в деятельности детских организаций, попытка раскрыть существенные связи деятельности детской организации с другими общественными явлениями и процессами, происходящими как в обществе, так и в самой детской организации, вооружения детей и взрослых знаниями объективных законов развития и совершенствования деятельности детской организации в целях их практического применения.

Таким образом, процесс изучения деятельности детских организаций отличается внутренней противоречивостью и неоднозначностью развития на отдельных его этапах. Наряду с периодами плодотворной работы ему было присуще время относительного регресса, замедления темпов и застоя.

В то же время наука о детском движении решала важнейшие проблемы детства, отстаивая его право на саморазвитие.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Богуславский М.В. Циклы и стадии развития детского движения в ХХ - первой половине ХХ1 века // Теория, история и методика детского движения. Кострома, 2002. Вып. 6.

2. Волохов А.В. Социализация ребенка в детских общественных организациях (Вопросы теории и методики): Монография. Ярославль, 1999.

3. Гернле Э. Детское движение как новая форма организации воспитания // На путях к новой школе. 1923. № 7-8.

4. Кудинов В. А. Детское и молодежное движение в России в XX веке: Монография. Кострома, 2000.

5. Титова Е.В. Строение педагогической науки // Вестн. Северо-западного отделения Российской академии образования. Образование и культура Северо-Запада России. 2001. Вып.6.

Поступила в редакцию 11.05.07

E.A. Maltseva

Children’s movement science: the history and the prospects of development

The article is devoted to the history and the prospects of development of children's movement. The conceptuality of children's movement science is investigated. Contradictions in activity of the children's organizations are analyzed. The author tries to develop the essential connections of children's organization activity with other public phenomena and the processes occurring both in a society, and in the children's organization. Objective laws of development and perfection of children's organization activity are discussed with the purpose of their practical application.

Мальцева Эсфирь Абрамовна

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.