Научная статья на тему 'Теоретико-методологические основы познания детского движения как инновационной социальной и педагогической реальности XXI века'

Теоретико-методологические основы познания детского движения как инновационной социальной и педагогической реальности XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / CHILDREN MOVEMENT / CHILDREN PUBLIC ASSOCIATION / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Л. В.

В статье рассматриваются теоретико методологические подходы к осознанию феномена детского движения, педагогической и социальной реальности XX – XXI вв. в многообразии его видов и форм как субъекта образования и общественного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical and methodological basis for children movement perception as an innovative social and pedagogical reality of the XXI century

The article deals with methodological approaches to the realization of children movement phenomenon as a specific pedagogical and social reality of the XX–XXI centuries, in the variety of its forms and aspects as a subject of education.

Текст научной работы на тему «Теоретико-методологические основы познания детского движения как инновационной социальной и педагогической реальности XXI века»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 37

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАНИЯ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ИННОВАЦИОННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ

XXI ВЕКА

© л. В. АЛИЕВА Институт теории и истории педагогики, отдел теории воспитания e-mail: ludvlad36@mail.ru

Алиева Л. В. - Теоретико-методологические основы познания детского движения как инновационной социальной и педагогической реальности XXI века // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 675-679. -

В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы к осознанию феномена детского движения, педагогической и социальной реальности XX-XXI вв. в многообразии его видов и форм как субъекта образования и общественного воспитания.

Ключевые слова: детское движение, детское общественное объединение, воспитание.

Alieva L. V. - Theoretical and methodological basis for children movement perception as an innovative social and pedagogical reality of the XXI century // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 675-679. - The article deals with methodological approaches to the realization of children movement phenomenon as a specific pedagogical and social reality of the XX-XXI centuries, in the variety of its forms and aspects as a subject of education.

Keywords: children movement, children public association, upbringing.

Решение жизненно важной проблемы воспитания юных граждан России XXI века настоятельно требует историко-педагогического осмысления взаимодействия традиций и инноваций в развитии теории и практики отечественного воспитания. Ценным и значимым представляется 100-летний исторический опыт детского движения России, как инновационной социально-педагогической реальности.

В современной педагогике под педагогической реальностью подразумевается вся совокупность явлений, событий, процессов, состояний, переживаний, проявленных в теоретическом, практическом, духовном опыте человечества в результате реализации педагогических идей и замыслов. (И. А. Колесникова «Педагогическая реальность в зеркале межпарадиг-мальной рефлексии». СПб., 1999). Процесс институализации детского движения как педагогической реальности может быть представлен как ряд взаимосвязанных, исторически обусловленных этапов:

- проявления специфических черт реальности, отражающих объективность, сущность явления;

- обретения устойчивых субъективных образований - проявлений и закреплений объективной сущности;

- становления специально конструируемой социально-педагогической реальности (средства социализации и воспитания ребенка);

- развития отдельных структур реальности детского движения как субъектов воспитательных систем, воспитательных пространств;

- самоопределения детского движения как воспитательной реальности в новых исторических условиях.

Содержание понятия «социально-педагогическая реальность» включает:

- новую теорию и практику воспитания подрастающего поколения, выросшую объективно, как результат цивилизационного развития человеческого общества, Человека, Детства - динамично и прогрессивно развивающейся его составляющей; признанную и оцененную обществом и утвердившуюся в социальном пространстве, в теории воспитания;

- новые взаимоотношения мира взрослых и

детей;

- целенаправленно конструируемые самодеятельные, общественные социальные реальности, отражающие взаимодействие объективных и субъективных факторов.

исторический подход к познанию детского движения как объективного явления и субъективной реальности конкретного времени и пространства -важнейшая методологическая основа, универсальный метод научного познания. Неправомерно апеллировать преимущественно к советскому периоду - исто-

рическому эксперименту в жизни человеческого общества и его реальностям - в частности, массовой пионерской организации; детским движениям пионерской идеологической, ценностно-целевой направленности; скаутскому движению, рассматривая их «изолированно», без анализа-сравнения как форм проявления детского движения, без учета специфики и «пионерства» и «скаутизма» на разных этапах досоветской, советской истории и начала XXI века. Следует остерегаться односторонних, субъективистских, научно не обоснованных характеристик рассматриваемых явлений без анализа комплекса объективных и субъективных факторов. Например, почему российское детское движение было политизированным в начале ХХ века и можно ли считать детское движение оторванным от реальных политических событий, процессов, происходящих в стране? Кто дал аргументированную оценку политизации детского движения? Реалии жизни, в которую включены подростки (основная сила детского движения) по существу определяет меру и степень его связей с политикой государства, правящими политическими силами (искусственное отторжение дает самые непредвиденные, чаще всего, негативные для детей и общества результаты). Или, почему метод активного включения пионеров в окружающую их жизнь взрослых занял главное место (в отличие от главного метода скаутов)? Может быть потому, что основную силу пионерского движения на первых порах составляли дети, работающие на различных предприятиях вместе со взрослыми, и первые отряды были созданы при соответствующих предприятиях? до сих пор мы не имеем комплексного научного исследования отечественного детского движения в различных его проявлениях: движения по месту жительства; движений культурологического, профильного направлений; ученического движения как особой ветви детского движения. Кстати отметим, что в Москве в настоящее время предпринята попытка оживить ученическое движение. В апреле 2009 года было создано Региональное детское общественное движение «детское движение ученической общественности столицы». Осмысление опыта ученического движения начала ХХ века, его связей с демократическим педагогическим движением могло бы пригодиться.

Неправомерно без глубокого анализа конкретного исторического опыта делать выводы как позитивные, так негативные Религиозность скаутов в советское время однозначно оценивалась негативно, а сегодня вчерашние пионеры и комсомольцы (бывшие атеисты) - руководители государства - активно поддерживают церковь и стали глубоко верующими, ВТО время как скауты поверили в силу детского коллектива, коллективного творческого дела.

Актуальность обращения к методологии познания детского движения обусловлена:

- качественно новым состоянием детского движения и детства - взаимосвязанных реальностей XXI века и потенциальными воспитательными возможностями;

- спецификой российских социально-экономических общественных условий;

- новыми научными данными о человеке и обществе.

Сущностное изменение в методологии связано с переходом от монометодологии (единого научно-идеологического взгляда на детское движение) к плюралистической методологической системе, включающей:

- общенаучный взгляд на детское движение как объективное, закономерное явление и частно-научные представления о конкретно-исторических субъективных реальностях детского движения (например, скаутском и пионерском движениях);

- множественность идеологических, социальных, педагогических, культурологических ценностей структур детского движения;

- комплекс принципов и методов познания данной реальности с позиций современных гуманистических научных подходов к оценке объективно-субъективных реальностей жизни (синергетического, акмео-логического, антропологического, средового, аксиологического, социологического и др.);

- научный анализ исторического опыта российского детского движения в целом, в выявлении общего и специфического в субъективных проявлениях детского движения в конкретных исторических условиях;

- познание детского движения во взаимодействии эмпирики (практики) и теории (накопленного за столетний период научного знания о детском движения, а не только знания о конкретно-исторической детской общественной организации).

В данном случае речь пойдет о методологии становящегося научного знания о детском движении, отличного от методологии реальной деятельности.

Основа методологии - проникновение в сущностную, прежде всего, объективную, характеристику познаваемого явления; формулировка базового определения понятия «детское движение»; выявление основных закономерностей его развития в человеческом обществе и на этих основаниях:

- обоснование типичных тенденций его проявления в конкретных исторических, социально-экономических, культурных условиях (в частности, в рамках определенных государственных и общественных устройств);

- определение приоритетных реальных сфер, объектов его результативного позитивного действия и адекватных им форм организации детской активности, самодеятельности (отход от отождествления «детского движения» только с формами его организации, подчас искусственно создаваемыми, в частности, «универсальной формой - детской общественной организацией»).

Научное обоснование комплекса понятий, связанных с природой, сущностью детского движения, его закономерным и субъективным проявлением в реальной окружающей жизни - один из методологических подходов-принципов оформления комплексного междисциплинарного научного знания.

Научные определения «детского движения», существующие в специальной литературе и используемые в массовой современной практике, позволяют сделать однозначный вывод о многозначности и многомерности сущностной характеристики детского движения как:

- закономерном явлении цивилизационного развития человеческого общества, специфично проявляемом в конкретных социально-исторических условиях общественно-государственных устройств; факторе становления и развития гражданского общества;

- объективной реальности состояния детства -самой подвижной части человеческого общества, движущей силы его совершенствования; показателе его «внутренней энергии», роли в обществе, государстве как относительно автономного созидающего социально-педагогического субъекта (а не только объекта влияния взрослых);

- социальной субъективной реальности, отражающей повышенную активность (познавательную, общественную, социальную, возрастную, гендерную) определенных групп детства конкретного государства и его общественного устройства;

- субъекте системы общественного устройства; общественных движений, целенаправленно организуемых «взрослой общественностью» в интересах взрослых и определенных групп детей. (Например, ученическое движение во многом было инициировано представителями демократического педагогического движения; пионерское движение - рабочим и коммунистическим движением взрослых и молодежи);

- социальной субъективной реальности в государственной системе, государственном устройстве (реальности-субъекта производственных структур, образовательных, культурных и научных учреждений);

- реальности пространства досуга детей, молодежи (детский самодеятельный туризм, художественная самодеятельность, самодеятельные объединения по интересам, по месту жительства).

детское движение - своеобразный показатель состояния Взрослого общества, его влияния на детство, его потребностей в детстве - партнере, союзнике, отношения к Детству. От состояния Взрослого общества, его передовых отрядов, Лидеров-личностей во многом зависит детское движение. Дети активизируются, видя рядом достойный (иногда только с их точки зрения) образец взрослого, взрослых сообществ (примеры: спортивный, музыкальный детско-молодежный фанатизм; рождение движений за присвоение имен Героев Космоса, Великой Отечественной войны). К сожалению, сегодня таких примеров ярких личностей представителей Взрослого общества мало, что отражается на детском движении. Из-за дефицита положительных героев-взрослых подростки вынуждены идти за взрослыми-кумирами негативной направленности.

Проблема образа Взрослого - личности, гражданина, человека, профессионала, востребованного подростками, отвечающего их возрастным потребностям,

социальным склонностям - одна из методологических, идеологических основ в познании детского движения, определении перспектив его позитивного развития как социальной и педагогической реальности нашего российского общества.

Но в основе многозначности детского движения лежит общее - «внутренняя энергия» Детства, самодеятельность, добровольность детей, их естественноприродные потребности «взросления», самореализации, творчества, реального общественно и личностно значимого действия, поступка; самоорганизация и самоуправление, межличностное и межвозрастное общение, что и составляет основу междисциплинарного знания о нем как объективно-субъективной реальности человеческого общества и реализации ее социально-педагогического потенциала в «преобразовании» человека (ребенка и взрослого) и окружающей действительности.

Такой многомерный методологический подход к определению детского движения (основанный на рефлексии эмпирики и научных данных) становится ключевым в обосновании:

- социального, культурологического, воспитательного потенциала детского движения; принципов, способов, методов его реализации в широком пространстве социума; в конструировании на базе детского движения инновационных реальностей разной позитивной ценностно-целевой направленности;

- видов, направлений, форм детского движения, их специфики (не ограничиваясь традиционно сложившимися в пионерском, скаутском движении);

- наиболее актуальных, значимых объектов проявления субъектности, социальной активности определенных групп Детства; совместной деятельности (сотрудничества, партнерства) групп объединений подростков и взрослых по реализации общих целей, решению общих значимых реально выполнимых локальных проблем в окружающем социуме, среде жизни детей (типичные недостатки: увлечение «глобальными проектами» без наглядных ближайших результатов; наличие «объектов-близнецов» деятельности ДОО, формализованные объекты массовых дел и др.).

- методов, технологий организации деятельности, адекватных целевому, содержательному назначению вида, формы детского движения.

Детское движение - объект научного познания предстает, таким образом, как объективно-субъективный феномен в многообразии конкретных детских самодеятельных проявлений в открытом социальном пространстве (индивидуальных инициативах, починах подростков, их разнообразных общностей, отражающих возрастные, социальные, национальные особенности, запросы групп подростков).

Выявление, анализ, определение совокупности субъективных значений - методологический путь познания в целом сущности, потенциальных возможностей (объективно-субъективных) детского движения, специфики детских общественных объединений как реальностей, субъектов воспитания (самовоспи-

тания), социализации (социальной самореализации), открытого образования (профессионально и индивидуально ориентированного).

Специфичным объектом научного познания становится детское общественное объединение - форма организации детского движения, динамичная инновационная специфическая детская общность - социальная реальность. Наряду с выявленным наукой социально-педагогическим потенциалом детского общественного объединения, нерешенными остаются важные проблемы «объективно-субъективной природы» этого потенциала, условий превращения этой общности в общественную, самоорганизуемую среду жизнедеятельности подростков, выявления специфики создания и функционирования детских общественных объединений в разных социальных пространствах (культурном, образовательном, спортивном, научном, экономическом) с учетом основного вида деятельности и возможностей проявления инициатив, самодеятельности, самостоятельности подростков.

Детское общественное объединение - оптимальная модель, образец эффективного проявления детской самодеятельности, инициативы, активности, самоорганизации (детского движения), к которому важно стремиться. Но, другой стороны, это субъективная реальность, конструируемая совместными усилиями детей и взрослых, отражающая специфику содержания деятельности, пространства ее функционирования, совокупность факторов и условий и своеобразный «путь» к «образцу» детской общественной организации. Такой теоретико-методологический подход к феномену «детское общественное объединение» позволит расширить рамки и пространства его создания и функционирования, не ограничиваясь «традиционным» подходом. Так, принято основным критерием считать создание и действие объединения «вне школы, учреждений дополнительного образования» и наличие руководителя-общественника», который не должен за свою работу получать определенные вознаграждения. Суть ДОО отождествляют с созданием и функционированием детской общественной организации с ярко выраженной социально-идеологической направленностью основной деятельности. Принижаются, формализуются в оценке «общественного» характера объединения такие важные принципы его функционирования как: добровольность, самодеятельность, самоуправление, наличие общности личностнообщественных интересов определенной группы детей; сотрудничества с представителями взрослых общностей, отдельными взрослыми-личностями.

Справедливо многие взрослые-руководители детских объединений (внеурочных, в системе дополнительного образования, в условиях летних лагерей и т. д.) относят свои объединения к общественным по следующим характеристикам: наличие органов самоуправления или самоуправленческих начал при подготовке общего дела; добровольность вхождения детей в объединение, социально-общественную направленность деятельности объединения, действую-

щего в структуре государственного образовательного учреждения.

Реформирование системы российского образования предполагает усиление в деятельности государственных образовательных учреждений именно «общественных начал», возрастание их роли как важной частицы гражданского общества (активно влияющей на развитие гражданского общества). Практическое решение этих задач напрямую будет связано с развитием общественных начал в деятельности основных структур (класса, учебных групп), созданием в пространстве школы «общественных микро- сетей» - инновационных детских общественных микро-объединений.

Над проблемой моделирования детского объединения (общественно-государственного, и общественного) как инновационного субъекта модернизируемой системы образования работает коллектив педагогов-исследователей 15 учреждений основного и дополнительного образования Северного округа Москвы (городская экспериментальная площадка «Роль детских общественных объединений в модернизации системы образования», научный руководитель Л. В. Алиева). Это важный социально-образовательный заказ Московского департамента образования организованному детскому движению столицы, реализуемый в «Движении ученической общественности столицы», Детской региональной общественной организации «Содружество» (Ассоциация детских общественных объединений Москвы).

Другими словами, и в познании субъективных проявлений детского движения необходим переход от преимущественно монометодологического идеологического взгляда на детское общественное объединение; на его основную роль субъекта открытого социального пространства (а не только образовательного); партнера взрослых государственных и общественных структур, который в своем назначении выполняет их реальные социальные заказы, посильные подросткам, удовлетворяет специфические потребности (социальные, общечеловеческие) конкретных групп детей и юношества.

Детское общественное объединение выступает объектом грамотного научного конструирования его как востребованной (а не формальной) целенаправленно конструируемой субъективной социально-педагогической реальности.

Методологическое изменение взгляда на детское общественное объединение ориентирует на отход от отождествления понятий «детское движение», «детское общественное объединение», «детская общественная организация».

Решение жизненно важной проблемы воспитания юных граждан России XXI века настоятельно требует инновационного методологического подхода к историческому осмыслению теории и практики отечественного детского движения в их органичном взаимодействии.

Ценным и значимым представляется 100-летний исторический опыт детского движения России, как инновационной социально-педагогической реаль-

ности, именно цельный опыт во всем его многообразии: ценностно-целевом, видов, форм активизации Детства на разных этапах исторического развития страны, позициях взрослых структур; не ограничиваясь «частным» преимущественно опытом скаутизма и пионерства. Огромный пласт форм детской социальной активности, самодеятельности остается пока вне поля исследователей, например, российское ученическое движение, профильное детское движение.

Междисциплинарного научного подхода требует особо актуальная в современных условиях проблема осмысления отечественных традиций детского движения, их роли в рождении инноваций; возможностей взаимодействия традиций и инноваций как условие позитивного и результативного развития детского движения - объективно-субъективной социальной и педагогической реальности становящегося российского гражданского общества и его членов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.