К100- летию отечественного детского движения
УДК 329.05
ББК Ч 422(0)
Л. В. Алиева
г. Тольятти
Гениальное педагогическое открытие ХХ века
Статья посвящена истории возникновения детского движения в конце девятнадцатого начале двадцатого века. Показана роль в возникновении движения Роберта Стефенсон Смит Пауэлла. Описаны первые формы детского движения в России — «майские союзы», движение «Сокол», пионерское движение, а также основные направления: экологические, культурологические, спортивные, юнкоровские, тимуровское и др. Утверждается, что детское движение ХХ в. новое социально-педагогическое явление, система социального воспитания.
Ключевые слова: детское движение, скаутизм, «майские союзы».
L.V. Alieva
Tolyatti
Brilliant pedagogical discovery of XX century
The article is devoted to the children's movement emergence history at the end of the nineteenth - the beginning of the twentieth century. Robert Stephenson Smith Powell's role in the movement's emergence is shown. The first forms of children's movement in Russia are described — «the May unions», «Socol» movement, pioneer movement as well as the main directions: ecological, culturological, sport, cadet, timurovskoie and others. It is asserted that the children's movement of the XX century is a new socially-pedagogical phenomenon, a system of social education.
Key words: children's movement, scouting, «the May unions».
Начало ХХ в. было ознаменовано рождением в мире новой социальной реальности, получившей название «детское движение» и проявившейся самыми различными видами, формами активности, самодеятельности детей, их включенности в жизнь общества.
Рождение этой реальности отвечало многим историческим потребностям, и в частности — острой потребности реформирования образования, поиска новых средств воспитания детей
и молодежи, отвечающих требованиям времени, гуманистическим педагогическим идеям, концепциям, с новой силой возрожденных и развиваемых в начале ХХ в., как во всем мире, так и в России.
До начала ХХ в. в мире было мало детских самодеятельных объединений. Возникающие детские структуры при взрослых клубах, объединениях, не отвечали в полной мере интересам, запросам детей. Опыт первых самоорганизующихся детских объединений не носил достаточно стабильного и массового характера. Однако это были первые ласточки нового явления жизни: ученические, религиозные организации, группы работающих детей, спортивные, культурно-просветительские клубы, военизированные детские объединения типа французских «школьных батальонов», английских «Легионов фронтовика», «Ассоциации мальчишеских умений». В 1883 г. Уильям Александр Смит в Англии (г.Глазго) создал «Бригады мальчиков-проводников» — церковно-военную структуру. К 1908 году движение распространилось на ряд стран мира и достигло численности 64.000 человек. В Германии возникло движение «Перелетные птицы», «Юные странники» по вовлечению детей в изучение родного края, освоению природы и себя в ней. В этом движении проявился и определенный протест молодежи против существовавшей школьной системы, культурных ценностей взрослых. В Америке в 1902 г. начала действовать новая система «сетонских индейцев» ( в ее основе - деятельность детских групп «лесных индейцев»). Ее основатель — Эрнест Сетон-Томпсон — писатель, англичанин по происхождению.
В самом начале ХХ века на арену зарождающегося детского движения вышел Роберт Стефенсон Смит Пауэлл — генерал английской армии, герой англо-бурской войны, опытный разведчик. В 1899 г. он написал книгу «Цели разведческого дела» (пособие для скаутов-разведчиков), а в 1907 г. он организовал группу детей — членов «Бригады мальчиков» на о.Браунси (графство Дорсет), провел лагерь на природе по своей системе воспитания, получившей название «скаутинг».
Историческая востребованность детского движения обществом, государством, системой образования и воспитания, самими детьми; увлекательная форма организации детской самодеятельности, методы воздействия на психологию ребенка, яркая личность взрослого лидера — все это вместе взятое
К 100- летию отечественного детского движения
способствовало быстрому развитию скаутского движения в мире.
В конце Х1Х-начале ХХ в. и в России также возникает множество самых разных детских объединений. Так, «Майские союзы» ставили цель охраны природы, ее обитателей; движение «Сокол» предусматривало физическое, духовное, нравственное воспитание молодежи. Активность детей и молодежи вызвали события русско-японской войны, революционные события, подъем общественных движений взрослых самой различной направленности, и в частности — развитие педагогических демократических движений. В начале века и в России при участии самого императора возникают первые скаутские отряды в Москве, Санкт-Петербурге. Наибольший подъем скаутского движения в России приходится на период 1915 — 1918-х гг. В 20-е годы на арену детского движения выходит еще одно направление — пионерское, ставшее также частью отечественного и мирового детского движения.
Наряду со скаутским, пионерским возникали и развивались различные виды, направления детского движения (экологические, культурологические, спортивные, юнкоровские, тимуровское и др.), детские организации, общественные объединения, став новыми формами внешкольного воспитания детей силами самих детей: средствами самовоспитания, самообразования молодежи.
На протяжении всего ХХ в. детское движение прочно утверждается как новое социальнопедагогическое явление, система социального воспитания (проявляясь различно как реальность конкретного времени, конкретного государства).
В нашей стране с 1922 до начала 90-х гг. монопольной формой детского движения становится сначала пионерское движение, а затем — Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. Скаутское движение оказалось запрещенным и прекратило на долгие годы существование в СССР (сохранялся русский скаутизм за рубежом). Распад Советского Союза, его общественно- политической и коммунистической основы; процессы перестройки отразились и на детском движении. Место Всесоюзной пионерской организации постепенно занимают многообразные структуры детского движения. Современный этап развития нашего государства — кризисный, противоречивый, неустойчивый — дал возможность детскому движению проявить свою природную сущность, социальную жизненность, востребованность. Несмотря на трудности его развития (огульная критика пионерства, отказ многих
образовательных учреждений вообще от детских самодеятельных структур, утрата материальной, кадровой, научно-методической базы и др.), в последнее десятилетие ХХ в. имеем в России широкий спектр детского движения. Как и в далекие 20-е гг. пионерство и скаутизм опять оказались рядом. В 90-е гг. в России активно возрождается скаутское движение на основах как мирового скаутизма, так и традициях российского движения разведчиков-скаутов. На новый этап развития выходит пионерское, коммунарское движение, сохраняя и творчески обогащая социально-воспитательные гуманистические традиции Всесоюзной пионерской организации, комсомола. Возникают новые общественные детские объединения, отвечающие потребностям детей активно включиться в инновационные экономические, правовые, гражданские отношения («бизнес-клубы», «школы» демократической, правовой культуры, ассоциации социальной защиты детей и др.). Расширяется сеть детских общественных структур временного характера действия (по реализации конкретных инициатив, программ, социальных и культурологических проектов). Живут и развиваются отечественные традиции экологического, гражданско-патриотического, историко-культурологического, тимуровского, юнкоровского, туристско-краеведческого движений, ученических общественных организаций и системы самоуправления, самодеятельных детских объединений по интересам ( досугового характера). Детское движение России представлено структурами международного значения («Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций», «Детский бизнес-клуб»), федерального, межрегионального характера (Федерация детских организаций «Юная Россия», Пионерское содружество, Национальная организация скаутского движения России, Организация юных разведчиков — ОРЮР, Ассоциация «Золотая игла», «Школа демократической культуры» и др.), региональными и местными организациями, движениями.
Именно в 90-е гг. прошлого века в нашей стране сделаны первые шаги по правовому оформлению и закреплению детского движения как самостоятельной социальной структуры в обществе. В пакете государственных документов ( Законы «Об образовании», «Об общественных объединениях», «О поддержке молодежных и детских общественных объединений») признан юридический статус детского общественного объединения и определены основная цель, принципы их создания и функционирования, взаимоотношения с государ-
ственными структурами как социальными партнерами.
Наряду с намечающимися позитивными тенденциями развития детского движения, как специфического фактора социализации и воспитания детей, в реальной жизни, практике наблюдаем серьезные трудности, препоны в реализации потенциала детских общественных объединений, организаций. Одна из проблем связана с осознанием природы и сущности детского движения как социального явления, педагогической реальности. В массовом общественном сознании понятие «детское движение» ассоциируется лишь с одной из его форм — детской организацией (преимущественно пионерской; политической по направленности деятельности; обязательно массовой и только на базе или в школе функционирующей). После 20-х гг. мы впервые сталкиваемся с подлинным детским движением, и осмысление его методологических, теоретических, методических и чисто практических проблем — первостепенная задача социальной и воспитательной значимости. В ее решении необходимо изучить, проанализировать исторический опыт детского движения в целом и российского, в частности, особенно первый этап его проявления как специфической реальности жизни — начало ХХ века (10-20-е гг.). По праву можно считать, что скаутизм начала ХХ в. открыл миру новое педагогическое явление — детское движение. Опыт развития скаутского движения, его теоретическое, в частности, педагогическое осмысление дает представление о новом явлении в момент его зарождения, проявления реальностью жизни. Скаутизм как социальная реальность, возникает и быстро развивается в конкретных исторических условиях и уже в начале ХХ в. становится мировым событием. В историю человеческой цивилизации скаутизм вошел как «гениальное открытие в педагогике», «живое дело воспитания», новая форма социального воспитания, самовоспитания детей, специфическое средство их гражданского становления. Для определения, объективного обоснования позитивной роли скаутизма — реальности детского движения в целом, определения воспитательной, социальной сущности современного российского опыта скаутского движения необходимо понять и оценить его природу, идеологию, принципы и основы создания и функционирования детских скаутских объединений (с учетом имеющихся различий). Мировой и отечественный опыт скаутского движения нельзя оценивать однозначно по целому ряду
объективных и субъективных причин. С самого начала своего зарождения оно было ориентировано на формирование определенного типа личности конкретного государственного (капиталистического) устройства общества — гражданина, преданного, верного «власти, Богу, отечеству». И вся воспитательная инструментовка была направлена на реализацию этой цели через максимальное использование детских естественных потребностей, интересов, природной активности, самодеятельности (самости), Именно цели, хорошо педагогически продуманные игровые элементы, средства, приемы привлекли к нему внимание детей (их сообществ) и взрослых в лице государственных структур. Проявление в опыте скаутизма двойственности (социальная и воспитательная направленность), конкретно-исторической обусловленности (действие в конкретном государстве, специфических условиях) — все это породило множество взглядов, неоднозначность, субъективизм в его оценке. В частности, во многих оценках смешиваются два различимых понятия: скаутизм как реальность детского движения — объективного явления и конкретной социальной реальности и порожденная им новая воспитательная система (альтернатива школьному и семейному воспитанию), получившая название «скаутинг», система относительно автономная (зависимая от ребенка, потребностей его самостроительства, независимая от политики, государственных образовательных структур). Однако дискуссионность суждений о скаутизме, критичность, негативные и позитивные оценки его как явления дают возможность приблизиться к истине и пониманию не только его сути, перспектив развития (в частности, в нашей стране), но в целом к осознанию природы, воспитательного спец-ификума детского движения в целом. В связи с этим важно обратиться к оценкам первооткрывателей скаутизма (детского движения в целом) : первым лидерам-организаторам, руководителям детских объединений, организаций, государственным и общественным деятелям, увидевшим и поддержавшим первые ростки детской активности, самодеятельности; представителям педагогической общественности, ученым. В их бесценном наследии (полярных взглядах на детское движение в целом, отдельные его проявления, взаимоотношения со школой, общественными взрослыми структурами) — ответы на самые сложные вопросы современного детского движения.