Научная статья на тему 'КАТЕГОРИИ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» И «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

КАТЕГОРИИ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» И «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
686
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бобровникова Ольга Владимировна

Рассматриваются существующие в науке конституционного и административного права подходы к определению терминов «государственная безопасность» и «национальная безопасность». Делается вывод об искусственном характере термина «национальная безопасность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORIES «STATE SECURITY» AND «NATIONAL SECURITY»: THEORETICAL AND LEGAL ANALYSIS

The existing approaches to the definition of the terms «state security» and «national security» in the science of constitutional and administrative law are considered. The conclusion is made about the artificial nature of the term «national security».

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИИ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» И «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-25-29 NIION: 2015-0066-2/22-266 MOSURED: 77/27-011-2022-02-465

Категории «государственная безопасность» и «национальная безопасность»: теоретико-правовой анализ

Ольга Владимировна Бобровникова

Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, dnpr04@mail.ru

Научный руководитель: кандидат юридических наук В. И. Кузнецов

Аннотация. Рассматриваются существующие в науке конституционного и административного права подходы к определению терминов «государственная безопасность» и «национальная безопасность». Делается вывод об искусственном характере термина «национальная безопасность».

Ключевые слова: государственная безопасность, национальная безопасность

Для цитирования: Бобровникова О. В. Категории «государственная безопасность» и «национальная безопасность»: теоретико-правовой анализ // Вестник экономической безопасности. 2022. № 2. С. 25-29. https:// doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-25-29.

Original article

Categories «state security» and «national security»: theoretical and legal analysis

Olga V. Bobrovnikova

Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, dnpr04@mail.ru

Research supervisor: Candidate of Legal Sciences V. I. Kuznetsov

Abstract. The existing approaches to the definition of the terms «state security» and «national security» in the science of constitutional and administrative law are considered. The conclusion is made about the artificial nature of the term «national security».

Keywords: state security, national security

For citation: Bobrovnikova O. V. Categories «state security» and «national security»: theoretical and legal analysis. Bulletin of economic security. 2022;(2):25-9. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-25-29.

Изучение проблем безопасности всегда находилось в центре доктринального исследования юристов, психологов, философов. Как нам представляется, связано это с тем, что в гуманитарных науках безопасность предстает как сложное социально-политическое явление.

Необходимо отметить, что в настоящее время в законодательстве Российской Федерации встречаются, но не определены такие термины, как: «обеспечение безопасности», «государственная безопасность», а в юридической литературе по-прежнему отсутствует единство мнений о содержании понятий «государ© Бобровникова О. В., 2022

ственная безопасность» и «национальная безопасность».

Так, Д. В. Ирошников, анализируя понятие «государственной безопасности», отмечал слабую разработку теоретического аспекта указанной категории [10, с. 35]. А Б. Ф. Калачев писал о том, что понятие «государственная безопасность» с начала 80-х годов исчезло из юридических словарей, а также энциклопедий [11].

Зададимся вопросом, возможен ли отказ от категории «государственная безопасность» и почему в начале XX века от него пытались уйти?

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

По мнению П. Н. Кобца, в те годы искали термин альтернативный понятию «государственная безопасность». Он считал, что указанный вопрос возник, прежде всего, из-за обсуждения проблем становления России как правового государства [12].

Согласно позиции А. И. Пожарова на теоретическое понимание «государственной безопасности» значительное влияние оказала советская научная школа. При этом он отмечал, что с практической точки зрения, указанный термин в то время ассоциировался с органами обеспечения государственной безопасности, поскольку он, как правило, использовался в названиях спецслужб (к примеру, Министерство государственной безопасности, Комитет государственной безопасности). Нормативные правовые акты СССР определения указанной категории не содержали. При этом оно было основным по отношению к иным видам безопасности [17, с. 34-47].

Аналогичной точки зрения придерживается Д. В. Ирошников [10].

По нашему мнению, утверждение о том, что в советской законодательной сфере не вполне четко осознавалось, какое именно значение вкладывается в понятие «государственная безопасность» является не вполне оправданным. Полагаем, что отсутствие установленного на законодательном уровне понятия связано, прежде всего, с отсутствием в принципе на законодательном уровне каких-либо документов, определяющих принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства.

Категория «государственная безопасность» в нормативной правовой базе СССР появилась в середине 1930-х гг. Так, в Конституции СССР 1924 г. указанный термин не использовался, а появился он в Конституции СССР 1936 г. в значении функции государственной власти для обозначения «охраны государственной безопасности» [17].

В Юридическом словаре 1956 г. под редакцией П. И. Кудрявцева, государственная безопасность определялась через систему мер, с помощью которых можно было осуществлять охрану политических, экономических основ СССР и его государственных границ [22, с. 175-76].

В статье 1 Конституции СССР 1977 г. провозглашалось, что «Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство...» [14, с. 113], полагаем, что таким образом государство и народ отождествлялись. При этом в статье 32 Конституции СССР делался акцент на обеспечении государственной безопасности страны. С учетом этого полагаем, что функция обеспечения государственной безопасности была обоюдной, поскольку, обеспечивая государственную безопасность, государственные органы обеспечивали безопасность

личности, а обеспечивая безопасность личности. обеспечивали безопасность государства.

Понятие «национальная безопасность» в России введено в научный оборот в 90-х гг. 20 века. Именно в это время оно стало употребляться как в науке, так и в политике, и в СМИ [10].

Сам термин «национальная безопасность» заимствован из законодательства США.

При этом интересной представляется мнение председателя подкомитета палаты представителей Мосса, который в 1973 г. говорил о том, что «национальная безопасность - это такое трудноопределимое понятие, что никто не может дать его дефиницию... Являясь в течении 16 лет председателем подкомитета, я не мог найти кого-либо, кто мог дать мне его определение» [23, р. 5].

Доктор исторических наук В. Ф. Петровский писал о том, что «термин «национальная безопасность» был веден президентом Т. Рузвельтом в 1904 г. и до 1947 г. применялся к вопросам обороны, «а не интеграции внешней, внутренней и военной политики» [15, с. 15].

Н. П. Патрушев также отмечает, что «на ранних этапах проблема национальной безопасности рассматривалась в основном как проблема обеспечения военной безопасности», а затем усилиями западных политологов в понятие национальной безопасности стали включать более емкое содержание, касающееся защиты национальных ценностей и интересов в конкретных внутренних и внешних условиях» [13, с. 10].

Необходимо отметить, что введение в Российской Федерации в научный оборот термина «национальная безопасность» учеными воспринималось неоднозначно и повлекло возникновение различных дискуссий на эту тему, в частности, основной из них стала дискуссия о соотношении указанного термина с термином «государственная безопасность».

По мнению многих исследователей, понятие «национальная безопасность» результат неправильного перевода термина «national security», где слово «national» означает не «нацию» или «национальность», а «народ», «государство» [8; 20, с. 49].

Таким образом, одной из точек зрения о соотношении понятий «государственная безопасность» и «национальная безопасность» была точка зрения об их тождественности.

Н. П. Патрушев, анализируя вопросы обеспечения безопасности констатировал, что дело не в терминах, «а в том содержании, которое за ними скрывается» [13, с. 10].

Полагаем, что рассматривая понятие «национальная безопасность», нельзя не обратиться к определению понятия «нация», которое, по сути, лежит в его корне.

Здесь следует отметить, что в настоящее время нет единого, общенаучного определения понятия нация [8, с. 11], а наиболее известным является определение «нации», сформулированное И. В. Сталиным в работе «Марксизм и национальный вопрос», согласно которому «нация - это исторически сложившаяся устойчивая общность языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющаяся в общности культуры» [19, с. 11].

По мнению Р. Г. Абдулатипова, эта жесткая схема И. В. Сталина позволила затем подвести теоретический фундамент под политизацию наций, обоснованность их «огосударствления», а позднее дифференцировать на «державные» и, соответственно «недержавные» [7, с. 420].

Стоит согласиться с позицией В. А. Хамутаева согласно которой, в этом понимании сталинская дефиниция вполне коррелируется с восприятием нации не как этноса, а как государства, ибо в комплексе все эти признаки могут быть у огосударствленного этноса, т. е. нации-государства [21, с. 71].

Как отмечают в своем учебном пособии В. И. Анненков и С. Н. Баранов, К. Каутский также считал, что высшей формой нации является государство [8, с. 12].

В понимании западных политологов национальная безопасность - «это безопасность страны, которая связана с реализацией ее коренных интересов, включающих интересы личности, общества и государства» [13, с. 10].

Необходимо отметить, что категории «безопасность государства» и «государственная безопасность» не являются тождественными.

Как справедливо отмечает Д. В. Ирошников, «с лингвистической точки зрения эти слова взаимозаменяемы, но если рассматривать их с позиции сущностных различий, то государство понимается как политическая системы власти, как особого рода организация, а страна характеризуется в большей степени историческими и культурными факторами, включающими население, общность территории, язык и т. п.» [10, с. 38].

В теории современного конституционного и административного права обеспечение безопасности государства рассматривается как осуществление компетентными органами системы практических мер по охране государственной тайны, пресечение деятельности иностранных разведок и ряд других мер [16].

Необходимо отметить, что в Конституции Российской Федерации термин «национальная безопасность» не используется. При этом присутствуют термины «безопасность государства» и «государственная безопасность».

К примеру, часть 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации устанавливает «запрет на созда-

ние и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни», а пункт «д» части 1 статьи 114 к полномочиям Правительства Российской Федерации относит «осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации» [1].

При вступлении в должность Президент Российской Федерации клянется защищать безопасность и целостность государства [1].

Понятие «национальной безопасности» неоднократно однократно устанавливалось в документах стратегического планирования (Стратегии национальной безопасности 1997 г., 2009 г. и последующих [3; 4; 5; 6]) при этом каждый раз оно видоизменялось.

Определение «национальной безопасности» данное в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 [4], в целом корреспондировалось с установленным определением «безопасности», данном в статье 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» [2], и определенными в нем объектами безопасности, что позволяет сделать вывод о содержательном тождестве двух определений разных терминов, что представляется недопустимым с точки зрения юридической техники.

Позднее в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 [5], понятие «национальная безопасность» приобрело всеобъемлющий характер и поглотило в себя иные виды безопасности, установленные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, хотя, как нам представляется, данное понятие носит искусственный характер, фактически подменяя собой категорию «государственная безопасность» и имеет больше политический характер, чем правовой.

Необходимо отметить, что в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 № 400 [6], понятие национальной безопасности вновь видоизменилось. Как нам представляется указанное обстоятельство еще раз подчеркивает неопределенность указанной категории.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что использование в законодательстве Российской Федерации термина «государственная безопасность»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

представляется наиболее оправданным, поскольку в отличие от термина «национальная безопасность» из него усматривается прямое указание на объект защиты.

На наш взгляд, термин «национальная безопасность» носит искусственный характер и, по сути, тождественен термину «государственная безопасность».

Список источников

1. Конституция Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».

2. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

3. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

5. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.

6. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (часть II). Ст. 5351.

7. Абдулатипов Р. Г. Управление этнополитиче-скими процессами. М., 2001.

8. Анненков В. И., Баранов С. Н., Важнов О. Ю., Лаптев В. Б., Сергеев Н. А. Безопасность России : геополитические и военно-политические аспекты : учебное пособие. М. : РУСАВИА., 2006.

9. Вишняков В. Г. Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации : научно-практическое пособие. М., 2005. 400 с.

10. Ирошников Д. В. Государственная безопасность как правовая категория // Вестник РУДН, серия Юридические науки, 2013. № 3.

11. Калачев Б. Ф. О фундаментальных понятиях и параметрах категории национальная безопасность // Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. М., 2002.

12. Кобец П. Н. О фундаментальных понятиях и параметрах категории национальная безопасность // http://viperson.ru/articles/o-fundamentalnyh-ponyatiyah-i-parametrah-kategorii-natsionalnaya-bezopasnost (дата обращения: 07.06.2020).

13. Конституционно-правовой статус Совета Безопасности Российской Федерации : учебное пособие; под общей редакцией доктора юридических наук Н. П. Патрушева. М., Издательство «Известия»

Управления делами Президента Российской Федерации, 2009.

14. Конституция общенародного государства. М. : Политиздат, 1978.

15. Петровский В. Ф. Доктрина «Национальной безопасности» в глобальной стратегии США. М. : Международные отношения, 1980.

16. Попов Л. Л., Мигачев Ю. И. Административное право Российской Федерации : учебник / отв. ред. Л. Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : РГ-Пресс, 2019. 544 с.

17. Пожаров А. И. Понятие «государственная безопасность» в истории отечественных спецслужб советского периода // Исторические чтения на Лубянке : 15 лет. М. : Кучково поле.

18. Спецслужбы России : учебник / С. А. Воронцов. Ростов н/Д : Феникс, 2018.

19. Сталин И. В. Марксизм и национальный вопрос. М. : ОГИЗ, 1939.

20. Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. М., Норма. 1996.

21. Хамутаев В. А. Нация и национализм как научная проблема // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 8.

22. Юридический словарь / Глав. ред. П. И. Кудрявцев. 2-е изд. Т. 1. М. : Госуд. изд. юрид. лит-ры, 1956.

23. Romm J. J. Defining National Security. The Nonmilitary Aspects. New York. Council of Foreign Relations Press, 1972.

References

1. The Constitution of the Russian Federation // SPS «ConsultantPlus».

2. Law of the Russian Federation No. 2446-1 of March 5, 1992 «On security» // Vedomosti SND i VS RF. 1992. No. 15. Art. 769.

3. Decree of the President of the Russian Federation of December 17, 1997 No. 1300 «On approval of the Concept of national Security of the Russian Federation» // SPS «ConsultantPlus».

4. Decree of the President of the Russian Federation No. 537 of May 12, 2009 «On the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020» // SZ RF. 2009. No. 20. Art. 2444.

5. Decree of the President of the Russian Federation No. 683 of December 31, 2015 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // SZ RF. 2016. No. 1 (Part II). Art. 212.

6. Decree of the President of the Russian Federation No. 400 of July 2, 2021 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // SZ RF. 2021. No. 27 (Part II). Art. 5351.

7. Abdulatipov R. G. Management of ethnopolitical processes. M., 2001.

8. Annenkov V. I., Baranov S. N., Vazhnov O. Yu., Laptev V. B., Sergeev N. A. Security of Russia : geopolitical and military-political aspects. Textbook. M. : RUSAVIA, 2006.

9. Vishnyakov V. G. Legal security of the Russian Federation : A scientific and practical guide. M., 2005. 400 p.

10. Iroshnikov D. V. State security as a legal category // Bulletin of the RUDN, series of Legal Sciences, 2013. No. 3.

11. Kalachev B. F. On fundamental concepts and parameters of the category national security // Problems of legislative support of national security of the Russian Federation. M., 2002.

12. Kobets P. N. On fundamental concepts and parameters of the category national security. http:// viperson.ru/articles/o-fundamentalnyh-ponyatiyah-i-parametrah-kategorii-natsionalnaya-bezopasnost (accessed: 07.06.20).

13. Constitutional and legal status of the Security Council of the Russian Federation / Textbook under the general editorship of Doctor of Law N. P. Patrushev M., 2009. Izvestiya Publishing House of the Presidential Administration of the Russian Federation.

14. The Constitution of the national state. M. : Politizdat, 1978.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Petrovsky V. F. The doctrine of «National Security» in the global strategy of the United States. M. : International Relations, 1980.

16. Popov L. L., Migachev Yu. I. Administrative law of the Russian Federation: textbook / ed. by L. L. Popov. 2nd ed., reprint. and add. M. : RG-Press, 2019. 544 p.

17. Pozharov A. I. The concept of «state security» in the history of domestic special services of the Soviet period // Historical readings on the Lubyanka: 15 years. M. : Kuchkovo field.

18. Russian Special Services : textbook / S. A. Voron-tsov. Rostov n/A : Phoenix, 2018. From 12.

19. Stalin I. V. Marxism and the National Question. M. : OGIZ, 1939.

20. Tikhomirov Yu. A. Course of comparative law. M., Norma. 1996.

21. Khamutaev V. A. Nation and nationalism as a scientific problem // Bulletin of the Buryat State University. 2009. No. 8.

22. Legal dictionary / Glav. ed. P. I. Kudryavtsev. 2nd ed., vol. 1. M. : State Ed. yurid. litry, 1956.

23. Romm J. J. Defining National Security. The Nonmilitary Aspects. New York. Council of Foreign Relations Press, 1972.

Информация об авторе

О. В. Бобровникова - аспирант Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, ведущий советник отдела Департамента экономического законодательства Минюста России.

Information about the author

O. V. Bobrovnikova - Post-Graduate Student of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Senior Advisor of the Department of Economic Legislation of the Ministry of Justice of the Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 15.02.2022; одобрена после рецензирования 27.04.2022; принята к публикации 25.05.2022.

The article was submitted 15.02.2022; approved after reviewing 27.04.2022; accepted for publication 25.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.