Научная статья на тему 'Органы обеспечения государственной безопасности: подходы к определению, классификация'

Органы обеспечения государственной безопасности: подходы к определению, классификация Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1239
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
органы обеспечения государственной безопасности / основания классификации органов обеспечения государственной безопасности / state security agencies / grounds for classification of state security agencies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ольга Владимировна Бобровникова

Рассматриваются существующие в науке административного права подходы к определению терминов «специальные службы», «правоохранительные органы», «органы обеспечения государственной безопасности». На основании их анализа делается вывод о возможности отнесения к «органам обеспечения государственной безопасности» ФСБ России, СВР России и ФСО России. Предлагаются авторское определение термина «органы обеспечения государственной безопасности» и основания их классификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ольга Владимировна Бобровникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State security agencies: approaches to definition, classification

The article considers the existing approaches in the science of administrative law to the definition of the terms «special services», «law enforcement agencies», «state security agencies». Based on their analysis, it is concluded that the FSB of Russia, the SVR of Russia and the FSO of Russia can be classified as «state security agencies». The author's definition of the term «state security agencies» and the grounds for their classification are proposed.

Текст научной работы на тему «Органы обеспечения государственной безопасности: подходы к определению, классификация»

Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 48 — 54. State service and personnel. 2022;(1):48 —54.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-48-54

NIION: 2012-0061-01/22-010 MOSURED: 77/27-008-2022-01-210

Органы обеспечения государственной безопасности: подходы к определению, классификация

Ольга Владимировна Бобровникова

Институт законодательства и сравнительного правоведения

при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, dnpr04@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются существующие в науке административного права подходы к определению терминов «специальные службы», «правоохранительные органы», «органы обеспечения государственной безопасности». На основании их анализа делается вывод о возможности отнесения к «органам обеспечения государственной безопасности» ФСБ России, СВР России и ФСО России. Предлагаются авторское определение термина «органы обеспечения государственной безопасности» и основания их классификации.

Ключевые слова: органы обеспечения государственной безопасности, основания классификации органов обеспечения государственной безопасности.

Для цитирования: Бобровникова О.В. Органы обеспечения государственной безопасности: подходы к определению, классификация // Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 48—54. https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-48-54.

Original article

State security agencies: approaches to definition, classification

Olga V. Bobrovnikova

Institute of legislation and comparative law under the Government of the Russian

Federation, Moscow, Russia, dnpr04@mail.ru

Abstract. The article considers the existing approaches in the science of administrative law to the definition of the terms «special services», «law enforcement agencies», «state security agencies». Based on their analysis, it is concluded that the FSB of Russia, the SVR of Russia and the FSO of Russia can be classified as «state security agencies». The author's definition of the term «state security agencies» and the grounds for their classification are proposed.

Keywords: state security agencies, grounds for classification of state security agencies.

For citation: Bobrovnikova O.V. State security agencies: approaches to definition, classification // State service and personnel. 2022;(1):48—54. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-48-54.

Органы обеспечения государственной безопасности — это необходимый и обязательный механизм любой страны, решающий целый ряд важнейших государственных задач. Необходимо отметить, что без органов обеспечения государственной безопасности не может обойтись ни одно государство, поскольку на любом историческом этапе, при любом государственном строе, в любых обстоятельствах эти органы нацелены на защиту интересов государства и, соответственно, защиту интересов его граждан.

Приведем незначительные примеры.

19 ноября 1983 г. в аэропорту Тбилиси сотрудники антитеррористического подразделения «А»

© Бобровникова О.В. М., 2022.

(«Альфа») КГБ СССР сумели пресечь попытку вооруженного захвата самолета Ту-134.

В августе 1985 г. разоблачены афганские моджахеды, под руководством Межведомственного разведывательного управления Пакистана готовившиеся к осуществлению террористических акций в Москве во время проведения XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Как выяснилось, они были заброшены в нашу страну за год до его открытия и легализовались в СССР [12, с. 207].

Элитное подразделение спецназа «Вымпел» некогда было расформировано «за невыполнение приказа» Указом Президента Российской Федерации. В результате принятого решения оказались на улице более 500 офицеров, отторгнутых государством, которое они умели профессионально

№ 1/2022

защищать [10, с. 15]. В свою очередь, уничтожение одного из основных элементов в системе безопасности государства привело к предсказуемым последствиям: волна международного терроризма на какое-то время захлестнула российское общество. На страницах истории России остались глубокие рубцы провалов в Первомайске, Буденновске, Беслане, подрывы жилых зданий в Москве. Угроза в виде потери суверенитета стала объективной реальностью [20].

Органы обеспечения государственной безопасности в нашей стране реформировались неоднократно.

3 декабря 1991 г. Президентом СССР М.С. Горбачевым был подписан Закон СССР № 124-Н «О реорганизации органов государственной безопасности», в соответствии с которым КГБ СССР был упразднен и на переходный период на его базе создавались Межреспубликанская служба безопасности и Центральная служба разведки СССР.

Как отмечают Т.А. Лахтина и Л.С. Комовки-на, в конце XX в. и начале XXI в. устройство российского государственного аппарата претерпело существенные изменения, которые были связаны со многими внешними и внутренними факторами. К числу наиболее значимых внешних факторов следует отнести необходимость построения такой модели государственного аппарата, которая отвечала бы сложившимся в мире «стандартам» модели демократического государства [14].

Так, после распада СССР в период с 1991 г. по 1996 г. была создана новая система российских спецслужб [14, с. 174]. Вместо единой мощной спецслужбы — КГБ СССР возник конгломерат разрозненных специальных государственных органов, в каждом из которых были созданы свои хозяйственные, кадровые и другие административные подразделения [19, с. 76].

В 2005 г. А.А. Прохожев, анализируя государственную систему обеспечения безопасности, отмечал, что «особенность российской системы обеспечения национальной безопасности — непосредственная подчиненность Президенту Российской Федерации целого ряда федеральных органов исполнительной власти — так называемых силовых ведомств. В их состав входят соответствующие ведомства, в которых законом разрешена военная служба, и они имеют воинские части, формируемые, в том числе, личным составом срочной службы.

К таким ведомствам относятся: Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Жизнь настоятельно требует сокраще-

ния числа подобных ведомств, их объединения, что, помимо всего прочего, дает возможность избавиться от неизбежного параллелизма и дублирования в работе» [16].

Необходимо отметить, что в настоящее время система и структура органов исполнительной власти устанавливаются указами Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [6] и от 21 января 2020 г. № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [7].

В свою очередь, в законодательстве Российской Федерации встречаются, но не определены такие термины, как «правоохранительные органы» и «специальные службы», а пункт «д1» ст. 83 Конституции Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» установил полномочие Президента Российской Федерации по назначению на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождению от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности [1].

Кроме того, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», содержался термин «органы обеспечения государственной безопасности».

Рассмотрим существующие теоретические подходы к определению терминов «правоохранительные органы», «специальные службы», «органы обеспечения государственной безопасности», а также подходы к их классификации.

С.А. Воронцов, занимавшийся изучением процесса становления, развития и деятельности органов, создаваемых для обеспечения государственной безопасности, в широких хронологических рамках: от событий, описанных в исторических памятниках X — VI в. до н.э., до настоящего времени, отмечал, что для непосредственного выполнения функций по обеспечению правопорядка и безопасности образованы государственные органы безопасности, которые в Российской Федерации включают Вооруженные Силы, органы ФСБ, МВД, СВР, ФСО, ФНС, МЧС, а также органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышлен-

№ 1/2022

ности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы безопасности, действующие на основании законодательства.

Часть указанных органов, по мнению названного автора, называется правоохранительными органами, часть — специальными службами [22, с. 26].

Как мы уже отмечали, указанные понятия широко используются в документах различного уровня, но при этом не имеют законодательно установленных определений.

При этом в теории под правоохранительными органами принято понимать государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью [8, с. 526].

Следует согласиться с мнением В.А. Козбанен-ко, который отмечает, что «существующие в российской юриспруденции доктринальные разработки предлагают набор критериальных признаков, по которым обобщенно характеризуются отличительные черты правоохранительных органов и правоохранительной деятельности.

В соответствии с ними правоохранительные органы — это учрежденные и финансируемые государством организационные структуры, наделенные специальными полномочиями, реализуемыми в строгом соответствии с законом в целях охраны прав и свобод, законных интересов личности, общества и государства; правоохранительная деятельность — это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами в тех же целях.

В узком смысле правоохранительные органы осуществляют правоохранительную деятельность с применением мер государственного принуждения.

Соответственно, правоохранительная деятельность в том же узком смысле осуществляется правоохранительными органами. В широком смысле ее субъектами являются адвокатура; нотариат; уполномоченные по правам человека, по правам детей по сферам — бизнеса, финансов, информационной; общественные организации, содействующие охране правопорядка (например, добровольные народные дружины); частные охранные предприятия и детективные агентства; третейские суды; административные комиссии при органах местного самоуправления» [13].

Под специальными службами принято понимать государственные органы, обеспечивающие защиту национальных интересов и безопасности как внутри страны, так и на международной арене. Это наиболее острый инструмент государственной власти, обеспечивающий политическое руко-

водство объективной информацией о существующих внутренних и внешних угрозах [18, с. 27].

Термин «органы обеспечения государственной безопасности» не имеет установленного определения ни в нормативных правовых актах, ни в юридической литературе.

Характерной особенностью специальных служб является использование ими в своей практической деятельности специальных форм и методов, которые не применяются другими государственными органами власти и управления [22, с. 7].

Как отмечает С.А. Воронцов, современные спецслужбы получают информацию не только агентурным путем, но и с использованием технических методов, присущих только секретным службам, таких, как перлюстрация корреспонденции, негласный обыск, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, перехват и дешифрование электронных сообщений [22, с. 7].

Аналогичной точки зрения придерживаются Е.О. Глухова и В.Я. Решетников, которые также отмечают, что еще одна особенность спецслужб заключается в том, что их назначение «состоит в обеспечении государственной безопасности, а это предполагает охрану объектов особой важности. К таким объектам относятся: суверенитет государства, конституционный строй, территориальная целостность, жизнь и здоровье государственных и общественных деятелей, объекты оборонного комплекса, атомной промышленности и энергетики и т.д. К угрозам государственной безопасности относятся, как правило, угрозы, имеющие экстраординарный характер: государственная измена, шпионаж, насильственный захват власти, вооруженный мятеж и т.д.» [11].

С учетом изложенного из приведенного С.А. Воронцовым перечня органов к специальным службам следует отнести ФСБ России, СВР России и ФСО России.

Д.Е. Петров исходя из того, что в вопросах правового регулирования прохождения военной службы по контракту российский законодатель группирует вместе ФСБ России, ФСО России, СВР России и ССО при Президенте (сегодня Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации), считает, что эти государственные органы можно обозначить как «спецслужбы» [17, с. 174].

Полагаем, что критерий, взятый им для отнесения данных органов к специальным службам, является неверным, поскольку определяющим фактором отнесения органов к той или иной категории является компетенция указанных органов, определенная соответствующими нормативными правовыми актами, и, безусловно, формы и методы работы.

№ 1/2022

Кроме того, считаем, что термины «специальные службы» и «органы обеспечения государственной безопасности», по сути, являются равнозначными, а негативным фактором действующего законодательства Российской Федерации является отсутствие единства терминологии, которое порождает значительное количество дискуссий.

Л.Л. Попов и Ю.И. Мигачев, рассматривая систему и компетенцию органов государственной власти, осуществляющих управление в области безопасности Российской Федерации, отмечают, что для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности Российской Федерации в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности [20].

При этом к федеральным органам исполнительной власти, в функции которых входит непосредственно управление в области безопасности Российской Федерации, они относят: Федеральную службу безопасности Российской Федерации; Службу внешней разведки Российской Федерации; Федеральную службу охраны Российской Федерации [20].

Аналогичной точки зрения придерживаемся и мы.

Более того, термин «органы обеспечения государственной безопасности» представляется более корректным, поскольку из него следует четкий акцент на направленность деятельности данных органов.

Под органами обеспечения государственной безопасности, на наш взгляд, следует понимать специально созданные государством органы, основной функцией деятельности которых является обеспечение безопасности Российской Федерации.

По мнению С.А. Воронцова, все многообразие специальных служб можно условно разделить на два основных вида.

Первый — специальные службы, занимающиеся сбором оперативной информации об угрозах безопасности государства с последующим предоставлением ее правительственным, правоохранительным и иным официальным структурам; осуществлением негласного контроля за разведывательно-подрывными, террористическими и иными враждебными инфраструктурами, а также проведением против них специальных операций оперативными средствами или ограниченными кон-тингентами подготовленных для этих целей сотрудников.

Второй вид спецслужб представляет собой симбиоз спецслужбы с органом государственного управления. Особенностью такого вида структуры и деятельности является не только включение спецслужб как органов госбезопасности в систему государственного управления, но и признание их головным органом в сфере обеспечения безопасно-

сти страны. Отсюда следует наделение этих органов межведомственными функциями, правом давать обязательные рекомендации другим министерствам и ведомствам, осуществлять официальный контроль за определенными видами ведомственной деятельности. В ряде случаев спецслужбы были уполномочены принимать меры административного воздействия.

Кроме того, С.А. Воронцов считает, что спецслужбы можно подразделить по направленности их деятельности.

Так, в числе основных видов разведывательных служб, вектор деятельности которых направлен вне государства, выделяются военно-политическая и стратегическая военная разведка (Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных Сил) и внешнеполитическая разведка (Служба внешней разведки). Данные органы добывают, систематизируют и анализируют широкий спектр политической, экономической, военной, научно-технической и иной информации об угрозах безопасности Российской Федерации.

Службы внутренней безопасности в различных государствах мира представлены полицией, контрразведкой, а также ведомством охраны руководства страны.

В Российской Федерации к ним относятся Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба охраны, использующие в своей деятельности агентурно-оперативные методы [22].

На наш взгляд, подобная классификация не вполне корректна, поскольку одни и те же органы могут выполнять функции по обеспечению как внутренней, так и внешней безопасности.

В обоснование своей позиции остановимся подробнее на компетенции органов обеспечения государственной безопасности.

Согласно ст. 13 Федерального закона «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим содействие главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз. Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом Российской Федерации [2].

Статья 1 Федерального закона «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ определяет, что «внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов — органов внешней развед-

№ 1/2022

ки Российской Федерации — является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Федеральным законом методов и средств» [4].

В силу ст. 2 указанного Федерального закона разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации посредством:

1) добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;

2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации [4].

Частью 1 ст. 1 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ установлено, что федеральная служба безопасности представляет собой единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности, осуществляющей решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации [3]. Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим направлениям: контрразведывательная деятельность, борьба с терроризмом, борьба с преступностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности [3].

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ разведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом «О федеральной службе безопасности» [4].

При этом п. «в.1» ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ определяет, что «органы федеральной службы безопасности имеют право осуществлять внешнюю разведывательную деятельность самостоятельно с территории Российской Федерации, а также во взаимодействии с другими органами внешней разведки Российской Федерации и на основе межгосударственных договоров со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи путем использования радиоэлектронных средств и методов» [3].

Согласно п. «в» ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона органы федеральной службы безопасности обязаны добывать разведывательную

информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала [3].

Задачи и полномочия государственной охраны устанавливает Федеральный закон «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ, в котором определены такие существенные понятия, как «государственная охрана», «объекты государственной охраны», «охраняемые объекты», «охранные мероприятия» и «пропускной режим» [5]. Указанное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что федеральные органы государственной охраны, реализуя функции охраны высших должностных лиц страны, обеспечения и поддержания внутриполитической стабильности, защиты конституционного строя и другие задачи, входят в состав органов, обеспечивающих безопасность Российской Федерации.

С учетом изложенного полагаем, что органы обеспечения государственной безопасности можно определить как специально созданные государством федеральные органы исполнительной власти, основной функцией в деятельности которых является обеспечение государственной безопасности (государственного суверенитета, конституционного строя, экономического, научно-технического и оборонного потенциала, информационной сферы и государственной тайны от внешних и внутренних угроз, разведывательных, террористических и иных противоправных посягательств иностранных государств, организаций и лиц) при помощи применения специальных средств и методов работы.

Кроме того, органы обеспечения государственной безопасности можно классифицировать по следующим основаниям:

■ по порядку осуществления компетенции:

• коллегиальные — Совет Безопасности Российской Федерации;

• единоначальные — федеральные службы (ФСБ России, СВР России, ФСО России);

■ по территориальному признаку:

• федеральные (федеральные органы исполнительной власти),

• региональные (субъектовые) органы управления (отделы) по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации.

Список источников

1. Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_82959/

№ 1/2022

2. Федеральный закон от 28.12.2010 № Э90-ФЗ «О безопасности» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/

3. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82959/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Федеральный закон от 10.01.1996 № 5-ФЗ «О внешней разведке» // http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/

5. Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ «О государственной охране» / / http: //www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/

6. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // http://www.consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/

7. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 21 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/

8. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.М. Зорькина, В.Е. Крутских. М.:. Инфра-М, 1998.

9. Вишняков В.Г. Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации: Науч.-практ. пособие. М., 2005. 400 с.

10. Вымпел. Группа специального назначения КГБ СССР: факты, воспоминания, свидетельства, судьбы. М.: АУ-Пресс, 1997.

11. Глухова Е.О., Решетников В.Я. Основы деятельности спецслужб в правовом государстве: Учеб. пособие. Саратов: СГУ им. Чернышевского, 2015.

12. История службы государственной безопасности от Хрущева до Путина / О. Хлобустов. СПб.: Пальмира; М.: ООО «Книга по требованию», 2018.

13. Козбаненко ВА. Иные виды государственной службы — правоохранительная служба: закон и доктрина // Актуальные проблемы рос. права. 2018. № 9. С. 92—101.

14. Лахтина ТА., Комовкина Л.С. Вопросы совершенствования системы и структуры федеральных органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2019. № 6. С. 38—40.

15. Мигачев Ю.И. Военное право: Учебник. М., 2008.

16. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. Изд. 2-е, доп. М.: Изд-во РАГС, 2005.

17. Петров Д.Е. Политическая ресурсность силовых структур современной России: Дис. ... канд. полит. наук. Саратов, 2012.

18. Подберезкин А.И. Белая книга российских спецслужб. М., 1996. С. 76.

19. Подберезкин А.И., Алаев Е.И. Белая книга российских спецслужб. М., 1998.

20. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И. Административное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. Л.Л. Попов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РГ-Пресс, 2019. 544 с.

21. Рац С.В. Отечественные спецслужбы России как инструмент разрешения политического конфликта и правовая основа их деятельности // Военно-юрид. журнал. 2014. № 7. С. 17—21.

22. Спецслужбы России: Учебник / С.А. Воронцов. Ростов н/Д: Феникс, 2018.

References

1. The Law of the Russian Federation on the amendment to the Constitution of the Russian Federation of March 14, 2020 № 1-FKZ «On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power» / / http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82959/

2. Federal Law № 390-FZ «On Security» of December 28, 2010. /\ http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/

3. Federal Law № 40-FZ of April 3, 1995 «On the Federal Security Service» // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82959/

4. Federal Law № 5-FZ of 10.01.1996 «On foreign Intelligence» // http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_82959/

5. Federal Law № 57-FZ of 27.05.1996 «On State Protection» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82959/

6. Decree of the President of the Russian Federation № 314 of March 9, 2004 «On the system and structure of federal executive authorities» // http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82959/

7. Decree of the President of the Russian Federation № 21 of January 21, 2020 «On the structure of Federal Executive Authorities» / / http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82959/

8. Large Legal Dictionary / Edited by A.Ya. Sukharev, V.M. Zorkin, V.E. Krutskikh. M.: Infra-M, 1998.

9. Vishnyakov V.G. Legal security of the Russian Federation: A scientific and practical guide. Moscow, 2005. 400 p.

10. Vympel. Special purpose group of the KGB of the USSR: facts, memories, testimonies, destinies. Moscow: AU-Press, 1997.

11. Glukhova E.O., Reshetnikov V.Ya. Fundamentals of the activities of special services in the legal state: Study guide. Saratov: Chernyshevsky State University, 2015.

№ 1/2022

12. The History of the State Security Service From Khrushchev before Putin / O. Khlobustov. St. Petersburg.: LLC Palmira; Moscow: LLC «Book on demand», 2018.

13. Kozbanenko VA. Other types of public service-Law Enforcement service: law and Doctrine / / Actual Problems of Russian Law. 2018. № 9. Pp. 92—101.

14. Lakhtina TA., Komovkina L.S. Questions of improving the system and structure of federal executive authorities // Administrative Law and Process. 2019. № 6. Pp. 38—40.

15. Migachev Yu.I. Military law: Textbook. Moscow, 2008.

16. General theory of National Security: Textbook / Under the general editorship of A.A. Prokho-zhev. Ed. 2nd, supplement. Moscow: Publishing House of RAGS, 2005.

17. Petrov D.E. Politicheskaya resursnost ' silovykh structury sovremennoy Rossii: Dis. ... candidate of political sciences. Saratov, 2012.

18. Podberezkin A.I. White Book of the Russian special services. M., 1996.

19. Podberezkin A.I., Alaev E.I. White Book of the Russian special services. Moscow, 1998.

20. Popov L.L., Migachev Yu.I. Administrative law of the Russian Federation: textbook / Ed. by L.L. Popov. 2nd ed., reprint. and add. Moscow: RG-Press, 2019. 544 p.

21. Rats S.V. Domestic special services of Russia as a tool for resolving the political conflict and the legal basis of their activities / / Military Law Journal. 2014. № 7. Pp. 17—21.

22. Russian Special Services: Textbook / S.A. Vorontsov. Rostov n/D: Phoenix, 2018.

Информация об авторе

Бобровникова О.В. — ведущий советник отдела Департамента экономического законодательства Минюста России, аспирант

Information about the author

Bobrovnikova O.V. — senior advisor of the department of economic legislation of the Ministry of Justice of the Russian Federation, postgraduate student

Статья поступила в редакцию 17.01.2022; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.

The article was submitted 17.01.2022; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Оксамытный В. В. Общая теория государства и права.

3-е изд., перераб. и доп. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". 591 с.

Учебник представляет собой энциклопедический и компаративистский курс, раскрывающий на основе федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования базовые положения, понятия и проблемы государства и права. Широко использованы наработки российской правовой науки и основные достижения зарубежной юриспруденции.

Для студентов юридических факультетов и вузов всех форм обучения, а также аспирантов и преподавателей.

№ 1/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.