Научная статья на тему 'О КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

О КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
296
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЗАКОН / ПОДЗАКОННЫЙ АКТ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЩЕСТВА / БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / SECURITY / NATIONAL SECURITY / LAW / BY-LAW ACT / PERSONAL SECURITY / PUBLIC SECURITY / STATE SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Станкин А.Н.

В статье рассматривается категория «национальная безопасность», выявляются основные проблемы в правовой регламентации национальной безопасности в Российской Федерации. Автор подчеркивает, что очередная заимствованная у других стран категория легла на неподготовленную российскую почву и не нашла должного закрепления как по уровню, так и по качеству нормативно-правового материала. Для регламентации ключевых вопросов в области национальной безопасности уровня указа Президента РФ недостаточно. Имеет место определенный диссонанс в приоритетах предмета правового регулирования Федерального закона «О безопасности», Указа Президента РФ от 31 декабря 2015г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и конституционными нормами. Следует закрепить в законодательстве определения «правовая безопасность» и «конституционная безопасность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CONSTITUTIONAL AND LEGAL REGULATION NATIONAL SECURITY

The article considers the category of “national security”, identifies the main problems in the legal regulation of national security in the Russian Federation. It is emphasized that another category borrowed from other countries lay on unprepared Russian soil. The category “national security”, in the opinion of the author, did not find proper consolidation, moreover, in terms of both the level and quality of the regulatory material. According to the author, the level of the decree of the President of the Russian Federation is clearly insufficient to regulate key issues in the field of national security. It is emphasized that there is a certain dissonance in the priorities of the subject of legal regulation of the Federal Law “On Security”, Decree of the President of the Russian Federation No. 683 “On the National Security Strategy of the Russian Federation” dated December 31, 2015 and constitutional norms. According to the author, it is necessary to legally establish in the legislation the definition of “legal security”, as well as “constitutional security”.

Текст научной работы на тему «О КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

А.Н. Станкин,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и административного права Тольяттинского государственного университета

О конституционно-правовом регулировании национальной безопасности*

Аннотация: в статье рассматривается категория «национальная безопасность», выявляются основные проблемы в правовой регламентации национальной безопасности в Российской Федерации. Автор подчеркивает, что очередная заимствованная у других стран категория легла на неподготовленную российскую почву и не нашла должного закрепления как по уровню, так и по качеству нормативно-правового материала. Для регламентации ключевых вопросов в области национальной безопасности указа Президента РФ недостаточно. Имеет место определенный диссонанс в приоритетах предмета правового регулирования Федерального закона «О безопасности», Указа Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и конституционных норм. Следует закрепить в законодательстве определения понятий «правовая безопасность» и «конституционная безопасность».

Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, закон, подзаконный акт, безопасность личности, безопасность общества, безопасность государства.

A.N. Stankin,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of Togliatti State University

On constitutional and legal regulation national security

Abstract: the article considers the category of "national security", identifies the main problems in the legal regulation of national security in the Russian Federation. It is emphasized that another category borrowed from other countries lay on unprepared Russian soil. The category "national security ", in the opinion of the author, did not find proper consolidation, moreover, in terms of both the level and quality of the regulatory material. According to the author, the level of the decree of the President of the Russian Federation is clearly insufficient to regulate key issues in the field of national security. It is emphasized that there is a certain dissonance in the priorities of the subject of legal regulation of the Federal Law "On Security", Decree of the President of the Russian Federation No. 683 "On the National Security Strategy of the Russian Federation " dated December 31, 2015 and constitutional norms. According to the author, it is necessary to legally establish in the legislation the definition of "legal security ", as well as "constitutional security ".

Keywords: security, national security, law, by-law act, personal security, public security, state security.

41

Наша страна переживает непростые времена. На сломе эпох идет поиск новых векторов развития, которые часто оказываются лишь сменой вывески.

* Статья выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), проект 19-011-00083 А «Юридическая ответственность в механизме обеспечения национальной безопасности».

В условиях перехода России на демократические рельсы возникла тенденция избавляться от прилагательного «государственный» применительно ко всему. В названиях учебников, кафедр юридических факультетов и вузов «конституционное право» сменило «государственное право». Возрождаются заимствованные от «старых демократий» категории, которые проверены годами, однако часто они ложатся на неподготовленную почву. Одной из таких новелл стала категория «национальная безопасность».

Несмотря на свою значимость, данная категория не закреплена в Конституции Российской Федерации, в которой в разных и весьма противоречивых значениях упоминается только категория «безопасность». Так, применительно к безопасности личности Конституция РФ упоминает категорию «безопасность граждан» (ч. 1 ст. 56) [1]. С нашей точки зрения, в современном правовом государстве не может идти речь о безопасности личности по предъявлении паспорта. Более того, в ст. 2 Основного Закона подчеркивается обязанность государства защищать ^ права и свободы личности вне зависимости от наличия гражданства. ^ В Конституции РФ также используются термины «безопасность О- государства» (ч. 3 ст. 55; ч. 1 ст. 82) и «государственная безопасность» ^ (п. «д» ч. 1 ст. 114). При внешней схожести, думается, и лексически, и О логически данные категории имеют разное звучание [2, с. 38]. Э В сфере безопасности, в том числе и национальной, системоо-сс

£

с

бразующим призван быть Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3» О безопасности» (в ред. от 5 октября 2015 г.)(далее — Закон) [3], однако нормативный акт, который должен внести ясность в по* нимание данных категорий, скорее, запутывает ситуацию. I- Так, согласно ст. 1 указанный федеральный закон «определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению без-^ опасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее § — безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственен ной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации (далее — Совет Безопасности)» [4]. 42 Как видим, законодатель понимает термины «безопасность» и «национальная безопасность» как идентичные, что вряд ли оправданно с точки зрения логики. О На наш взгляд, существует определенный диссонанс в приори-¡^ тетах предмета правового регулирования между Конституцией РФ, ^ Федеральным законом «О безопасности» и Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683.

Если в Конституции РФ достаточно четко акцентировано внимание на приоритете прав личности (ст. 2, 17, 18 и др.), то в Федеральном законе «О безопасности», и в Указе Президента РФ от 31 декабря

«Л

2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» не все так однозначно.

В частности, в ст. 1. Закона о безопасности безопасность личности в указанном определении национальной безопасности обозначена лишь после безопасности государства, общественной и экологической безопасности, хотя, следуя логике Конституции, безопасность личности должна быть в приоритете.

Еще более запутанна ситуация с приоритетами безопасности в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (далее — Стратегия). Так, из п. 6 Стратегии следует, что национальная безопасность Российской Федерации (далее — национальная безопас- 0 ность) — состояние защищенности личности, общества и государства от § внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация ^ конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации (да- 3 лее — граждане), достойные качество и уровень их жизни, суверени- 2 тет, независимость, государственная и территориальная целостность, § устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. | В следующем предложении того же абзаца приоритеты национальной "§ безопасности кардинально меняются. «Национальная безопасность | включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмо- | тренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности [5]. |

Вместе с тем в следующем абзаце того же пункта Стратегии в при- | оритетах национальных интересов России опять оказывается личность. §

Как известно, в современном правовом демократическом государ- | стве наиболее важные общественные отношения регламентируются § законом. В России концептуальные вопросы национальной безопас- | ности регулируются подзаконными актами. о

Так, согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона о безопасности, госу- ^ дарственная политика в области обеспечения безопасности реализуется § федеральными органами государственной власти, органами государствен- | ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления на основе § Стратегии, иных концептуальных и доктринальных документов, раз- д рабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом РФ.

Ряд исследователей обоснованно выступает за регулирование во- 43 просов национальной безопасности федеральным конституционным законом, поскольку, «придавая качество верховенства и органически ^ связывая вопросы государственной границы РФ, войны и мира и ^ в целом вопросы безопасности государства с Конституцией РФ, § федеральные конституционные законы закрепляют базовые, фунда- § ментальные положения, которые должны получить свое развитие в федеральных законах и других нормативных правовых актах, имеющих меньшую юридическую силу» [6]. К тому же на сегодняшний день

приняты федеральные законы, регламентирующие отдельные виды безопасности (пожарная, транспортная, радиационная и др.) [7].

Еще одной проблемой в правовой регламентации является переизбыток философии, общих фраз и субъективного фактора в дефинициях Стратегии национальной безопасности, что затрудняет их применение на практике. Так, в Стратегии, национальные интересы Российской Федерации определяются как «объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития» [8]. Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации (далее — стратегические национальные приоритеты) определяются как «важнейшие направления обеспечения национальной безопасности».

В законах, посвященных отдельным видам безопасности, подобные изыски также имеют место. Например, согласно ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», «безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень за-^ щищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий ^ и их последствий» [9]. Видимо, авторы данной дефиниции — большие О- поклонники Г.В.Ф. Гегеля, определяющего настоящее как инобытие ^ абсолютной идеи. Не исключено, что они же являются авторами де-О финиций «национальные интересы Российской Федерации». Э В Концепции общественной безопасности в качестве ее целей обо-сс

С

значены «необходимый уровень защищенности», «повышение уровня защищенности», «сохранение гражданского мира» и др. [10]

Думается, в формулировании данных целей активное участие при* нимал М.С. Горбачев. И придраться не к чему, и применить невозможно. I- Полагаем, что по ряду направлений Стратегии логично было бы

установить конкретные показатели ее исполнения. ^ Еще одной проблемой в понимании категории «национальная безопасность «выступает проблема в понимании категорий «нация «На сегодняшний день нет легального определения данных катего-§ рий. В 2016 г. была создана рабочая группа по подготовке концепции Щ законопроекта о российской нации, которая в дальнейшем решила ¡Х переименовать его в закон «Об основах государственной национальной политики» в связи с «неготовностью общества к восприятию такого понятия, как единая нация, объединяющая все национальности» [11]. 44 И последнее. На сегодняшний день в отечественном законодательстве (в том числе и в законодательстве о национальной безопасности) легальное определение понятия «правовая безопас-О ность» отсутствует, что в современном правовом государстве вроде ¡^ бы должно быть априори. Данная дефиниция часто используется ^ Конституционным Судом [12], однако им практически не уделяется внимание трактовке термина, в одном из постановлений вскользь обозначено, что «установление давностных сроков диктуется прежде всего целями достижения правовой определенности, юридической безопасности налогоплательщиков [13]. В особом мнении к одному

«Л

ванием 12 декабря 1993 r. // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2004. - № 31, ст. 4398.

из постановлений судья Конституционного Суда РФ Г.А. Гаджиев отождествил принцип юридической безопасности с конституционным принципом правовой определенности [14], при этом термины «правовая безопасность» и «юридическая безопасность» упоминаются им как идентичные, с чем солидарны не все исследователи [15].

Нельзя не согласиться с учеными, полагающими, что качество законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности следует всемерно повышать, поскольку оно влияет на оптимизацию (а, следовательно, и на эффективность) механизма обеспечения национальной безопасности, выступает важнейшим правовым средством обеспечения национальной безопасности Российского 0 государства [6]. §

Действующая Стратегия содержит расплывчатые формулировки, ^ что может негативным образом сказаться на ее исполнении. 3

Необходимо: 2

— принять Стратегию на уровне федерального закона. Учитывая § стремительно меняющуюся обстановку внутри России и за ее преде- | лами, появление новых угроз, соответствующий нормативный акт, § в котором будет закреплена обязанность законодателя своевременно | принимать закон о национальной безопасности, следует принимать | не реже чем раз в пять лет;

— установить конкретные показатели исполнения Стратегии, ответственных за них субъектов, меры ответственности за их неисполнение;

— в законе о Стратегии закрепить дефиницию «правовая безопасность».

О

Список литературы: и

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосо- §

2. Ирошников, Д.В. Государственная безопасность как правовая категория о // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. -2013. — № 3. — С. 35-41. ^

3. О безопасности: федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (в § ред. от 5 октября 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2011. § - № 1, ст. 2. §

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ 3

45_

Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

5. Беляев, В.П. Оптимизация механизма обеспечения национальной безопасности России: некоторые направления / В.П. Беляев, С.Ю. Чапчиков // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 9. — С. 31—41.

6. О безопасности дорожного движения: федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2018 г.) // СЗ РФ. — 1995. — № 50, 3 ст. 4873; — 2018. — 53, ч. 1, ст. 8434. |

7. О пожарной безопасности: федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 1 69-ФЗ (в ред. от 30 октября 2018 г.) // СЗ РФ. — 1994. — № 35, ст. 3649.

8. О транспортной безопасности: федеральный закон от 9 февраля 2007 r. № 16-ФЗ (в ред. от 3 августа 2018 г.) // СЗ РФ. — 2007. — № 7, ст. 837.

9. О радиационной безопасности населения: федеральный закон от 9 января 1996 г. № З-ФЗ (в ред. от 19 июля 2011 г.) // СЗ РФ. — 1996. — № 3, ст. 141.

10. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом 14 ноября 2013 г. № Пр-2685). URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70425172/#review.

11. Казарновский, П. Закон о российской нации переименовали из-за «неготовности общества». URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/58be037c9a79 47ec1775ca3e

12. По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки У.М. Эркеновой: постановление Конституционного Суда РФ от 4 февраля 2019 г. № 8-П // Официальный интернет-портал правовой информации.и RL: http://www.pravo.gov.ru

13. По делу о проверке конституционности положений статьи 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.И. Дадина: постановление Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2017 г. № 2-П // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://

^ www.pravo.gov.ru

14. По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. № 9-П

4Q // Вестник Конституционного Суда РФ. — 2005. — № 4.

щ 15. Особое мнение Судьи Конституционного Суда Российской Федерации

g Г.А. Гаджиева по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 23

С; Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации»

v. в связи с жалобой гражданина И.Д. Ушакова // Вестник Конституционного

Суда РФ. - 2012. - № 3.

Si 16. Галузин, А.Ф. Правовая безопасность как самостоятельный вид без-

jS опасности // Право и политика. — 2007. — № 12.

i

С Е.А. Отставнова, E.A. Otstavnova,

(J- кандидат юридических наук, доцент Candidate of Law, Associate Professor

't кафедры конституционного права of the Saratov State Law Academy

§ Саратовской государственной

GQ юридической академии

5 У.А. Старшова, U.A. Starshova,

С кандидат юридических наук, доцент Candidate of Law, Associate Professor

кафедры конституционного права of the Saratov State Law Academy 46 Саратовской государственной Starshova@yahoo.com __юридической академии

tt

г. Социальная политика государств в отношении лиц

® без определенного места жительства

^ Аннотация: в международном праве и конституциях современных государств

прочное место занимает право человека на жилище. Однако значительное число лиц без определенного места жительства (бездомных) говорит о том, что данное право недостаточно гарантировано. Данная категория лиц чаще всего подвергается нарушениям и других прав человека, таких как право на достоинство, неприкосновенность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.