Научная статья на тему 'Понятие экономической безопасности государства: правовой аспект'

Понятие экономической безопасности государства: правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6655
1668
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ECONOMIC SECURITY / NATIONAL SECURITY / THE CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Быковский Вадим Кириллович

В статье рассмотрен вопрос о понятии экономической безопасности в свете нового Указа Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» Исследованы конституционно-правовая основа экономической безопасности и доктринальное понимание экономической безопасности, а также ее правовая природа. Рассмотрен вопрос о соотношении понятия экономической безопасности и национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of economic security of the state: legal aspect

In the article the question of the concept of economic security in the light of the new presidential Decree N 683 of 31 December 2015. «About strategy of national security of the Russian Federation» is investigated by the constitutional-legal basis of economic security and doctrinal understanding of economic security, as well as its legal nature. The question of the correlation between economic security and national security.

Текст научной работы на тему «Понятие экономической безопасности государства: правовой аспект»

Понятие экономической безопасности государства: правовой аспект

БЫКОВСКИЙ ВАДИМ КИРИЛЛОВИЧ

Доцент кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, ведущий научный сотрудник Центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции Института проблем безопасности СНГ, кандидат юридических наук

Аннотация: В статье рассмотрен вопрос о понятии экономической безопасности в свете нового Указа Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» Исследованы конституционно-правовая основа экономической безопасности и доктринальное понимание экономической безопасности, а также ее правовая природа. Рассмотрен вопрос о соотношении понятия экономической безопасности и национальной безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, Конституция Российской Федерации

The concept of economic security of the state: legal aspect BYKOVSKY VADIM KIRILLOVICH

Leading scientific researcher of the Center for economic and legal problems of Eurasian integration, Security Problems Institute of the CIS Associate Professor of Kutafin Moscow State Law University, candidate of legal sciences

Abstract: In the article the question of the concept of economic security in the light of the new presidential Decree N 683 of 31 December 2015. «About strategy of national security of the Russian Federation» is investigated by the constitutional-legal basis of economic security and doctrinal understanding of economic security, as well as its legal nature. The question of the correlation between economic security and national security.

Key words: economic security, national security, the Constitution of the Russian Federation

Экономическая безопасность является материальной основой национальной безопасности. Процесс становления и развития рыночной экономики в Российской Федерации как составной части мировой экономики и международного рынка связан с ростом внешних угроз национальной экономической безопасности. Сложность обеспечения экономической безопасности связана с тем, что она носит комплексный характер. Данная проблема должна решаться не только экономическими, но и правовыми средствами1.

Конституция РФ является правовой основой экономической безопасности Российской Федерации. Она содержит большое количество норм для обеспечения экономической безопасности, в ней установлен основополагающий перечень экономических прав человека. Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Огромное значение имеет ч. 1 ст. 7 Конституции РФ: Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции РФ).

Данная норма содержится в первой главе Конституции РФ. Положения данной главы со-

ставляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией РФ. Никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).

Более того, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ). Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ кон-

1 Игнатов Ю.В. Экономическая безопасность государств и проблемы ее международно-правового обеспечения в современных условиях: автореф. дис. ... канд. юр. н. М., 2005. С. 1.

2 СЗ РФ. 04.01.2016. № 1 (часть II). Ст. 212.

ституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

В целях реализации данных конституционных правовых норм 31.12.2015 г. был принят Указ Президента РФ № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»2.

Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.

В данном нормативном правовом акте не содержится определения экономической безопасности, но дается определение национальной безопасности Российской Федерации:это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни,суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность является комплексным понятием, важной составной частью которой является экономическая безопасность.

В Стратегии названы следующие виды национальной безопасности: государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая безопасность, безопасность личности.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в

число стран - лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Главными стратегическими угрозами национальной безопасности в области экономики являются ее низкая конкурентоспособность, сохранение экспортно-сырьевой модели развития, отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов, несбалансированность национальной бюджетной системы, ухудшение состояния и истощение сырьевой базы, сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых, сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и др.

Стратегическим национальным приоритетом согласно Стратегии является повышение качества жизни российских граждан и обеспечение экономического роста (п. 31). Далее в Стратегии указаны конкретные направления деятельности по реализации стратегического национального приоритета.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения прежде всего за счет роста его доходов. Другими целями обеспечения национальной безопасности являются развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран - лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются: сохранение и вос-

становление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики; ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата (п. 83).

Достижение стратегических целей экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путем формирования и реализации долговременной государственной политики, направленной на защиту и воспроизводство природно-экологического потенциала Российской Федерации, повышение уровня экологического образования и экологической культуры граждан.

Правовую основу обеспечения экономической безопасности, кроме того, составляют Конституция РФ, Федеральные законы от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности»3 и от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»4, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации.

Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации является составной частью национальной безопасности Российской Федерации в целом и ориентирована на реализацию осуществляемых в Российской Федерации экономических преобразований в ближайшие три-пять лет.

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу, которые утверждены Президентом РФ 30.03.2002 г. № Пр-5765 определили важнейшие направления государственной политики в области развития науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также систему экономических и иных

3 СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

4 СЗ РФ. 2014. № 26. (часть I). Ст. 3378.

5 Справочная правовая система «Гарант».

6 Послание Президента Российской Федерации Федералы (6846). С. 3.

мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность. Они направлены на реализацию стратегии устойчивого экономического развития. При реализации данной стратегии возможно обеспечить экономическую безопасность страны.

В соответствии с данным нормативным актом фундаментальная наука является одной из стратегических составляющих развития общества. Результаты фундаментальных исследований, важнейших прикладных исследований и разработок служат основой экономического роста государства, его устойчивого развития, являются фактором, определяющим место России в современном мире.

Экономическая безопасность обусловливается уровнем развития экономики, которая представляет собой народно-хозяйственный комплекс, состоящий из стадий экономической деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. В настоящее время при разработке мер по достижению экономической безопасности страны необходимо учитывать тенденции глобального развития.

В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию отмечается, что в настоящий момент «... стремительно меняются контуры мировой экономики, формируются новые торговые блоки, происходят радикальные изменения в сфере технологий».6 В своем Послании Президент РФ назвал основные направления развития, в том числе в экономике. Одним из ключевых направлений является изменение структуры экономики, только решив данную задачу, можно решить масштабные задачи в сфере безопасности и социального развития, им-портозамещения, технологического обновления. Государственную поддержку получит ряд отраслей, оказавшихся в зоне риска, - строительство,

Собранию // Российская газета от 04.12.2015 г. № 275

(§) ECOSOC

ECOnomic and SOCial Council

автомобилестроение, легкая промышленность, железнодорожное машиностроение, - для которых разрабатываются специальные программы поддержки.

В науке вопрос о сущности экономической безопасности получил свое отражение. Сущность экономической безопасности в науке определяется как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, достаточный оборонный потенциал, социально направленное развитие страны в целом даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов7.

Так, ряд западных специалистов считают (в частности, Г. Мачовский), что экономическая безопасность государства характеризуется двумя важнейшими признаками:

• экономической самостоятельностью государства, т. е. его способностью проводить независимую экономическую политику;

• способностью государства поддерживать достигнутый уровень жизни населения и обеспечивать его дальнейшее повышение8.

Иными словами, обеспечение экономической безопасности означает обеспечение экономических прав граждан, в частности, права на достойную жизнь. Соответственно, понятие «экономическая безопасность» является очень важ-

ным и практически ориентированным на обеспечение конституционных экономических прав граждан.

Экономическую безопасность в качестве правовой категории можно определить как состояние защищенности общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ от реальных и потенциальных угроз, которое должно характеризоваться определенными качественными критериями и количественными (пороговыми) показателями и надежно обеспечить существование и прогрессивное развитие личности, государства и общества9.

Можно привести другое определение экономической безопасности. Экономической безопасностью является, по мнению И.А. Аксенова, урегулированное правовыми нормами состояние защищенности общественных отношений в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ от внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность характеризуется определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями). Она формируется и поддерживается всей совокупностью государственно-правовых средств и надежно обеспечивает существование и прогрессивное развитие личности, общества и государства10.

По его мнению, экономическая безопасность включает две составляющие:

1. Такое состояние подлежащих правовому регулированию общественных отношений, при котором поведение субъектов права в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ соответствует требованиям экономической безопасности;

7 Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (книга четвертая) / Институт экономики РАН. М.: «Финстатинформ», 2002. С. 58.

8 Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и регионов. М.: Юнити, 2011. С. 15.

9 Майорова Е.Н. Конституционные основы экономической безопасности в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юр. н. Челябинск, 2004. С. 10.

10 Аксенов И.А. Конституционно-правовые аспекты экономической безопасности Российской Федерации и роль органов внутренних дел в ее обеспечении: автореф. дис. ... канд. юр. н. М., 2000. С. 6.

2. Конституционно-правовой механизм обеспечения экономической безопасности - это единая система конституционно-правовых и иных средств, при помощи которых осуществляется целенаправленное государственно-правовое воздействие на общественные отношения в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.

И.А. Аксенов уделяет особое внимание конституционно-правовому механизму обеспечения экономической безопасности. Основными элементами его являются: общественные отношения в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ; правовые нормы; мониторинг фактов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности; субъекты экономической безопасности; правоприменение и правотворчество11.

По мнению Г.Ю. Малумова, система экономической безопасности представляет собой целенаправленно сформированную на основе принципов и норм Конституции РФ структуру взаимодействия специальных субъектов, посредством деятельности которой обеспечивается состояние устойчивости и защищенности общественных отношений в сфере экономики и, следовательно, в сфере независимости и суверенитета Российской Федерации в целом12.

Наиболее удачное определение экономической безопасности, на мой взгляд, дал И.Я. Богданов. По его мнению, экономическая безопасность - это такое состояние экономики страны, которое по объемным и структурным параметрам является достаточным для обеспечения существующего статуса государства, его независимого от внешнего давления политического и социально-экономического развития, а также достаточное для поддержания уровня легальных доходов, обеспечивающих абсолютное большин-

ству населения благосостояние, соответствующее стандартам цивилизованных стран13.

Данное определение является удачным, потому что в нем делается акцент на реализацию ч. 1 ст. 7 Конституции РФ.

Разработка основных направлений экономической безопасности как необходимой составляющей национальной безопасности обусловливает необходимость исследования правовой природы экономической безопасности.

По мнению Е.Н. Майоровой, экономическая безопасность является самостоятельным правовым институтом14. Важным является обеспечение экономической безопасности. С ее точки зрения, обеспечение экономической безопасности характеризуют следующие признаки:

1) круг лиц основных субъектов обеспечения экономической безопасности (высшие должностные лица и члены высших органов государственной власти, обладающие конституционно-правовым статусом);

2) цель предоставления правового воздействия - с помощью права обеспечить в качестве юридического средства управленческое воздействие государства на управляемые объекты -экономические процессы - в целях достижения конкретного результата - экономической безопасности;

11 Там же.

12 Малумов Г.Ю. Конституционно-правовой статус системы экономической безопасности Российской Федерации и ее субъектов: автореф. ... дис. канд. юр. н. М., 2009. С. 15.

13 Цит. по: Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и регионов. М.: Юнити, 2011. С. 22.

14 Майорова Е.Н. Указ. соч. С. 10.

3) особые, отличающиеся от общих правовые процедуры привлечения к ответственности (конституционно-правовой иммунитет) в целях выполнения органами государственной власти функций по управлению процессом обеспечения экономической безопасности;

4) юридическая ответственность за нарушения конституционно-правовых норм по обеспечению экономической безопасности.

Как уже указывалось в статье, основные виды экономической безопасности следующие: финансовая безопасность, энергетическая безопасность, оборонная безопасность, оборонно-промышленная безопасность.

На первый взгляд, понятия «экономическая безопасность» и «финансовая безопасность» обладают сходным содержанием. Однако это не так. В.К. Сенчагов полагает, что финансовая безопасность - это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать об-

щеэкономические условия устойчивого функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов15.

Особенность угроз экономической безопасности заключается в том, что они диверсифицированы и не всегда предсказуемы.

В науке сформированы различные научные позиции касательно понятия экономической безопасности. Однако главным является то, что обеспечение экономической безопасности неразрывно связано с обеспечением экономических прав граждан.

В данном ключе сформулировано понятие национальной безопасности в Указе Президента РФ от 31.12.2015 г. «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Таким образом, экономическая безопасность имеет достаточно емкое содержание, включающее и продовольственную безопасность, и технологическую безопасность и другие виды безопасности, закрепленные в нормативных правовых актах16.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Конституция Российской Федерации.

2. Письмо Президента РФ от 30.03.2002 г. № Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» // Справочная правовая система «Гарант».

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Российская газета от 04.12.2015 г. № 275 (6846). С. 3.

4. Указ Президента РФ от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 04.01.2016. « 1 (часть II). Ст. 212.

5. Федеральный закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

6. Федеральный закон от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2014. № 26. (часть I). Ст. 3378.

7. Аксенов И.А. Конституционно-правовые аспекты экономической безопасности Российской Федерации и роль органов внутренних дел в ее обеспечении. Автореф. ... канд. юр. наук. М., 2000. С. 6.

8. Криворотов В.В. Экономическая безопасность государства и регионов. М.: Юнити, 2011. С. 22.

9. Малумов Г.Ю. Конституционно-правовой статус системы экономической безопасности Российской Федерации и ее субъектов: автореф. дис. ... канд. юр. н. М., 2009. С. 15.

15 Там же. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие (книга четвертая) / Институт экономики РАН. М.: «Финстатинформ», 2002. С. 59.

16 При написании статьи использована Справочная правовая система «Гарант».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.