Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ'

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
437
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ПРАВО / КОНСТИТУЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / SECURITY / PERSONALITY / LAW / CONSTITUTIONAL VALUE / CONSTITUTIONAL LEGAL MECHANISMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронцова Мадлена Алекзандровна

Статья посвящена вопросам исследования безопасности личности в контексте вектора развития национальной безопасности Российской Федерации. Посредством анализа нормативно-правовых актов автор описывает место личной безопасности в системе национальной безопасности в сложившихся реалиях. Определен спектр угроз безопасности личности на современном этапе развития государства и общества. Обоснована необходимость конституционно-правовой регламентации права на безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL AND LEGAL ANALYSIS OF PERSONAL SECURITY

The article is devoted to the issues of personal security research in the context of the vector of national security development of the Russian Federation. Through the analysis of regulations, the author describes the place of personal security occupied in the national security system in the current realities. The range of threats to personal security at the present stage of development of the state and society is defined. The need for constitutional and legal regulation of the right to security is justified.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ»

Воронцова М. А. Конституционно-правовой анализ безопасности личности // Вестник При-камского социального института. 2020. № 3 (87). C. 24-28.

Vorontsova M. A. Constitutional and legal analysis of personal security. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2020. No. 3 (87). Pp. 24-28. (In Russ.)

УДК 342.7

М. А. Воронцова

Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия,

Санкт-Петербург, Россия

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Воронцова Мадлена Алекзандровна — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры «Государственно-правовые дисциплины».

E-mail: mavorontsova@mail. ru

Статья посвящена вопросам исследования безопасности личности в контексте вектора развития национальной безопасности Российской Федерации. Посредством анализа нормативно-правовых актов автор описывает место личной безопасности в системе национальной безопасности в сложившихся реалиях. Определен спектр угроз безопасности личности на современном этапе развития государства и общества. Обоснована необходимость конституционно-правовой регламентации права на безопасность.

Ключевые слова: безопасность, личность, право, конституционная ценность, конституционно-правовые механизмы.

M. A. Vorontsova

North-West branch of the Russian State University of Justice, St. Petersburg, Russia

CONSTITUTIONAL AND LEGAL ANALYSIS OF PERSONAL SECURITY

Vorontsova Madelena A. — Candidate of Juridical Sciences, Senior Lecturer at the Department of State Legal Disciplines.

E-mail: mavorontsova@mail. ru

The article is devoted to the issues of personal security research in the context of the vector of national security development of the Russian Federation. Through the analysis of regulations, the author describes the place of personal security occupied in the national security system in the current realities. The range of threats to personal security at the present stage of development of the state and society is defined. The need for constitutional and legal regulation of the right to security is justified.

Keywords: security, personality, law, constitutional value, constitutional legal mechanisms.

Обеспечение национальной безопасности является основополагающей и важнейшей задачей любого государства. Стремительное развитие современного общества и государства с молниеносной скоростью ставит новые задачи перед Российской Федерацией в области обеспечения безопасности граждан. Россия является современным, правовым и демократическим государством. Эти характеристики государства получили непосредственное конституционно-правовое закрепление в ст. 1 Конституции России

1993 года1 и обязывают Российскую Федерацию формировать механизмы обеспечения безопасности в рамках правового пространства с учетом общедемократических начал. В свою очередь, ст. 2 Конституции РФ провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, что обращает вектор внимания государства на обеспечение приоритетного положения личности и ее прав. Более того, это позволяет нам говорить о рассмотрении человека и комплекса гарантированных ему прав и свобод в качестве абсолютной конституционной ценности. Конституционные ценности «определяют оптимальные параметры аксиологического поля конкретной правовой системы» [4, с. 8]. Как подчеркивают исследователи данной проблематики, «признание человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности означает, что любые юридически значимые действия государства должны быть продиктованы целью улучшения положения человека в части расширения объема и совершенствования гарантий реализации его прав и свобод» [5, с. 72].

Учитывая особое положение человека в системе ценностных ориентиров и рост разнообразных угроз его жизнедеятельности, на современном этапе возрастает потребность в усилении конституционно-правых гарантий безопасности человека.

Безопасность — одна из основополагающих потребностей, обеспечивающих существование человека. Человечество начало задумываться об обеспечении безопасности с самого начала своего исторического пути, и первоначально это выражалось в стремлении человека сохранить свое физическое существование. С развитием человечества и правового регулирования возникла необходимость формирования правовых основ обеспечения безопасности. Ведущее место в правовом поле стало отводиться конституционно-правовым нормам, которые являются первоосновами построения законодательного массива, направленного на обеспечение безопасности личности. Без наличия конституционно-правовых гарантий безопасности все остальные гарантии, в том числе социально-экономические, духовные и политические, теряют свое значение. Именно безопасное состояние позволяет каждому человеку полноценно жить и развиваться, смело смотреть в будущее.

Долгое время понимание об обеспечении безопасности сводилось к государственной безопасности, а понятие безопасности личности полностью поглощалось понятием общественной безопасности. Безопасность личности в рамках общественной безопасности рассматривалась как защита населения от преступных посягательств, но в современных реалиях вектор обеспечения безопасности сдвинулся в сторону человека, его прав и свобод. Безопасность человека становится основным условием национальной безопасности [3, с. 21]. Безопасность личности на данном этапе приобретает более широкое понимание, которое подразумевает всестороннюю охрану и защиту человека и гражданина.

Среди основных угроз безопасности человека и гражданина на данном этапе выделяют следующие: нарастание международных конфликтов, рост количества оружия и его военного потенциала, терроризм, неравномерную техническую оснащенность медицинских учреждений в стране, существенное различие социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, социальное расслоение населения, рост числа хронических заболеваний, а также неизлечимых на данном этапе развития медицины болезней, высокий уровень наркомании и алкоголизма среди населения. В 2020 году человечество ли-

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007040001 (дата обращения: 12.09.2020).

цом к лицу столкнулось с ранее невиданной угрозой — пандемией Covid-19, которая, помимо высокого уровня смертности, существенно ударила по экономике нашей страны, в результате чего многие граждане остались без работы и средств к существованию. Снижение доходов российских граждан при росте цен на продукты, товары первой необходимости и дефиците ряда товаров медицинского назначения в аптеках, вызывающее неоднозначные оценки широкое внедрение дистанционного образования, осложненный доступ к институтам социального обслуживания населения и многие другие факторы явились тяжелым испытанием для наших граждан.

В правовой сфере наиболее существенными угрозами для безопасности личности являются: недооцененность правовых механизмов защиты прав и свобод гражданами, сохраняющийся высокий уровень неверия граждан в способность правоохранительных органов решать проблемы, деформация правосознания определенных групп населения, высокая латентность правонарушений в обществе, «романтизация» криминальной субкультуры и многие др. Всё это зачастую приводит к стремлению граждан разрешать возникающие проблемы внеправовыми средствами, что в большинстве своем приводит к еще большим нарушениям законодательства.

Обращаясь к нормативно-правовому массиву, регламентирующему основы безопасности личности, стоит в первую очередь уделить внимание Конституции России 1993 года. Анализируя текст Конституции Российской Федерации 1993 года, можно увидеть, что право на безопасность не получило непосредственного конституционного закрепления. Тем не менее полагаем, что однозначно утверждать его полное отсутствие у человека не представляется возможным. Очевидным является то, что ориентиром в данном вопросе является ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, которая гласит, что «перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Исходя из содержания данного положения, можно сделать вывод о том, что в конституционно-правовом статусе человека наличие права на безопасность не исключается, а, более того, признается на конституционном уровне наравне с другими конституционными правами.

В области обеспечения безопасности основополагающую нормативно-правовую базу

составляют Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 (ред. от 06.02.2020) «О безопасно-

1 2 сти» , а также «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» . Более того, на данном этапе развития нормативно-правового массива можно констатировать и то, что отдельным аспектам безопасности личности посвящено достаточное количество федеральных законов. В их числе — Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от

3

27.12.2019) «О пожарной безопасности» , Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О качестве и безопасности пищевых продуктов»4 и Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 30.07.2019) «О безопасности дорожного движения»5, а также другие нормативно-правовые акты, так или иначе затрагивающие вопросы безопасности личности. Анализируя вышеупомянутое законодательство, можно констатировать, что первостепенным является обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, что, по сути, подразумевает их личную безопасность. Однако в данных законодательных актах не

1 О безопасности: федер. закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Рос. газета. 29.12.2010. № 295.

2 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 дек. 2015 № 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. №1 (ч. II). Ст. 212.

3 О пожарной безопасности: федер. закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Рос. газета. 05.01.1995. № 3.

4 О качестве и безопасности пищевых продуктов: федер. закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2020) // Рос. газета.

10.01.2000. № 5.

5 О безопасности дорожного движения: федер. закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 30.07.2019) // Рос. газета. № 245.

содержится толкования права на безопасность как такового, что позволяет утверждать, что до сих пор право человека на безопасность личности не получило должной правовой регламентации. Целесообразно закрепить право на безопасность человека на законодательном уровне, и это право должно быть гарантировано каждому человеку без исключения, а его объем должен быть равным для всех без какой-либо дискриминации. Такой шаг позволит создать дополнительные гарантии прав граждан Российской Федерации, что во многом отвечает потребностям сегодняшнего дня и в полной мере соответствует требованиям правового государства.

Говоря о месте безопасности личности в системе безопасности, стоит отметить, что в настоящее время безопасность личности входит в более широкую по своему объему категорию национальной безопасности и представляет собой одну из конституционных ценностей. Более того, без обеспечения безопасности личности невозможно говорить о всестороннем обеспечении национальной безопасности. Подтверждение этому можно найти в п. 6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, где национальная безопасность рассматривается как защищенность личности, общества и государства. Однако помимо безопасности личности можно говорить о личной безопасности человека как о более узкой правовой категории. Безопасность личности предполагает всестороннюю охрану и защиту человека и его прав, а личная безопасность направлена на обеспечение безопасности таких важнейших личных благ, как жизнь, здоровье, свобода и личная неприкосновенность. Перечисленные блага выступают биологическими и неотъемлемыми характеристиками человека. Полагаем, что при современном подходе к пониманию права на личную безопасность целесообразно его комплексное осмысление сквозь призму совокупности конституционных прав [1, с. 52]. По своей природе личная безопасность выступает ядром безопасности личности: «Право на личную безопасность гражданина выступает необходимым условием или специальной гарантией реализации всех других прав и свобод граждан. Право личной безопасности является сквозным правом-гарантом, поскольку защищает безопасность человека и гражданина и тем самым создает условия для того, чтобы использовать все иные права» [2, с. 17]. Таким образом, обеспечение безопасности личности начинается с охраны личной безопасности человека.

В первую очередь обеспечение безопасности человека связано с деятельностью государства. Государство признается основным субъектом, обеспечивающим безопасность своих граждан как на своей территории, так и за ее пределами, а также всех лиц, находящихся на территории Российской Федерации. При этом в последнее время усиливается роль институтов гражданского общества, которые всё активнее начинают обращать внимание общественности и государства на проблемы обеспечения безопасности человека. Таким образом, в качестве субъектов можно выделить различные институты гражданского общества. Например, правозащитные общественные объединения, чьей основной целью является содействие человеку в области охраны его прав и помощь лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Применительно к несовершеннолетним лицам одними из субъектов, содействующих обеспечению их безопасности, являются образовательные организации.

Не стоит забывать о том, что человек имеет право на самозащиту своих прав и свобод в случаях их нарушения. Такая законодательная гарантия не только признает человека объектом заботы государства, но и делает его полноценным субъектом правовых отношений по обеспечению безопасности. В этой связи особую актуальность получают конституционные права человека и гражданина, направленные на защиту всех остальных прав и свобод [7, с. 36]. Именно от их беспрепятственной реализации зависит эффективность механизма обеспечения безопасности личности.

Сами меры, направленные на реализацию безопасности личности, должны отвечать ряду принципов, направленных на выработку единых основ безопасности, в частности это «принцип законности, принцип целесообразности (разумности), принцип объективной необходимости, принцип пропорциональности, принцип презумпции неопасности» [6, с. 47]. Соблюдение данных принципов при обеспечении безопасности не только личности, но и общества и государства позволит говорить о выработке единых стандартов в области обеспечения безопасности. Полагаем, что повышению безопасности личности также будут способствовать своевременное адекватное правотворчество, отвечающее вызовам времени, а также единство правоприменительной практики.

Таким образом, в нынешних реалиях безопасность личности является необходимым требованием обеспечения национальной безопасности, а скорейшее правовое закрепление права на безопасность будет полностью отвечать духу правового государства и способствовать усилению правовых основ обеспечения безопасности человека.

Библиографический список

1. Воробьёв Д. С. Право человека на безопасность: сущность и проблемы реализации // Общество и право. 2010. № 4. С. 52-55.

2. Епифанов А. Е., Панченко А. В. Механизм обеспечения личной безопасности граждан (конституционно-правовой аспект): монография. Волгоград: Нива, 2009. 184 с.

3. Кузнецов В. Н. Становление евразийской безопасности как основание глобальной безопасности XXI века // Безопасность Евразии. 2005. № 4. С. 7-41.

4. Ройзман Г. Б. Ценности в конституционном праве Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2012. 25 с.

5. Саликов М. С., Нечкин А. В. Конституционные ценности современного Российского государства // Herald of the Euro-Asian Law Congress. 2020. № 1. C. 69-75.

6. Фомин А. А. Правовые основы национальной безопасности Российской Федерации: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. 173 с.

7. Фомин А. А. Самозащита граждан как средство реализации их юридической безопасности // Российский судья. 2006. № 2. С. 35-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.