РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
А. С. ПРУДНИКОВ,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, ученый секретарь Ученого совета
Московского университета МВД России
Аннотация. В статье исследуется актуальная проблема обеспечения безопасности личности в России с позиции конституционно-правового регулирования.
Ключевые слова: Конституция, национальная безопасность, личность, конституционно-правовая защита.
CONSTITUTION IMPORTANCE IN SUPPORT OF PERSONAL SECURITY IN RUSSIA IN CURRENT CONDITIONS
A.S. PRUDNIKOV,
doctor of legal sciences, professor, honored lawyer of Russia, Academic council secretary of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. The article deals with current person security in Russia in the position of constitutional regulation. Keywords: Constitution, national security, person, constitutional protection.
В условиях глобализации процессов мирового раз- прямое действие, на положениях которой базируются
вития, международных политических и экономических
^ ' " -■. г"-. \ \ V
отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области безопасности личности. Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Как правильно отмечает Президент РФ В.В. Путин, «быть сильными
федеральные конституционные законы и законодательство России, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Каждый нижестоящий акт конкретизирует и детализирует положения вышестоящего, имеет другие способы взаимодействия с ним. Во-вторых, все нормативные правовые акты определяют правовое ре-
гулирование, создание государственных органов, закрепление способов их взаимодействия на правовых принципах. В-третьих, национальные интересы России обеспечиваются системой взаимосвязанных институтов гарантии национальной безопасно- государственной власти, важнейшими из которых вы-
сти для России»1. Согласно Указу Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства2.
Система обеспечения безопасности личности в системе национальной безопасности России носит устойчивый и взаимосвязанный характер. Во-первых, потому, что она создается и развивается на основе и в соответствии с системой источников права, среди которых Конституция РФ имеет наивысшую юридическую силу и
ступают Президент РФ и возглавляемый им Совет Безопасности РФ, Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, судебная власть и органы местного самоуправления. Названные органы осуществляют свои функции и полномочия во взаимодействии с общественными организациями, действующими на основе Конституции и законодательства РФ, нормы и институты которой играют основополагающую роль в закреплении полномочий различных органов государственной власти в области обеспечения безопасности личности в Российской Федерации.
Так, Конституция РФ устанавливает, что Президент РФ в пределах своих полномочий руководит органами и силами обеспечения безопасности России, реоргани-
1 Путин В.В. Гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. 2012. № 5708.
2 СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
зует и упраздняет подчиненные ему органы и силы, выступает с обращениями по проблемам безопасности личности, в том числе с ежегодными посланиями Федеральному Собранию РФ, в которых могут уточняться отдельные положения относительно безопасности личности. Президент РФ обеспечивает в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Федерации. Он вправе:
а) приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина;
б) отрешить от должности высшее должностное лицо (руководителя исполнительного органа государст венной власти) субъекта РФ, в том числе за неисполне ние Конституции РФ, федеральных законов, за издание акта или принятие решения, нарушающего права и сво боды человека и гражданина;
в) вынести предупреждение и принять решение о роспуске законодательного (представительного) ор гана государственной власти субъекта РФ.
Федеральному Собранию РФ принадлежит особое место в системе обеспечения безопасности личности, по скольку именно парламент формирует законодатель ную базу в рассматриваемой области. В федеральных законах определяются правовой статус, компетенция различных органов государства, обеспечивающих безо пасность личности. С помощью этих нормативных пра^ вовых актов вырабатывается механизм защиты прав и свобод личности.
Органы исполнительной власти также выполняют значительный объем работы по практической реализации такой функции государства, как обеспечение безопасности личности. Среди полномочий Правительства РФ — осуществление мер по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране общественного порядка, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ в области безопасности личности с учетом сформулированных Президентом РФ приоритетов, а также формирование в установленном порядке статей федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области.
Правительство осуществляет систематический контроль за федеральными органами исполнительной власти, в том числе имеющими функции по обеспечению безопасности личности. Это прежде всего контроль за соответствием законодательству нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности федеральных органов исполнительной власти; контроль за разработкой и реализацией мер по обеспечению безопасности личности этими органами.
В функциях и полномочиях различных звеньев судебной системы находит отражение место судебной власти в системе обеспечения безопасности личности. Так, среди целей Конституционного Суда РФ — защита основ конституционного строя, защита прав и основных свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ. Другие звенья судебной системы РФ также имеют цели и задачи в области обеспечения безопасности личности и всего общества в целом.
Важнейшей сферой обеспечения безопасности личности выступают отношения в сфере политической системы общества. Конституция РФ закрепляет демократический режим, идеологическое и политическое многообразие, многопартийность. Вместе с тем на общем состоянии данных отношений сказывается отсутствие опыта развития демократических традиций в этой сфере на протяжении длительного этапа развития нашей страны. Одним из факторов, разрушающих стабильность политических отношений и составляющих угрозу безопасности личности, является политический экстремизм.
Проявления политического экстремизма возможны во время проведения различного рода публичных мероприятий — собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования. Основными направлениями противодействия экстремистской деятельности являются:
V принятие профилактических мер, направленных на предупреждение такой деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих ее осуществлению;
V выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
При этом конституционно-правовые нормы играют важную роль в регулировании отношений по противодействию проявлениям политического экстремизма. Так, Конституция РФ в ст. 17 формулирует условие для осуществления прав и свобод человека и гражданина. Пользование правами и свободами не должно нарушать права и свободы других лиц. Это означает, что, например, распространение экстремистских изданий по содержанию не может быть признаваемо таковым, так как ведет к нарушению социального, национального или религиозного равноправия, а значит, к нарушению прав и свобод других лиц.
Негативное влияние на общество и государство, правовой статус человека и гражданина могут оказывать
различные субъекты конституционно-правовых отношений, действия или бездействие которых ведут к нарушениям либо игнорированию норм международного права и международных договоров России, российского конституционного законодательства и, тем самым, к нарушению конституционной законности. Так, Конституционный Суд РФ в своей практике регулярно сталкивается с нарушениями верховенства и высшей юридической силы Конституции РФ и федерального законодательства органами государственной власти субъектов Федерации, принимающими нормативные правовые акты, не соответствующие либо противоречащие Основному Закону страны, федеральным законам. Представляют ли эти действия органов государственной власти субъектов Федерации прямую реальную угрозу безопасности личности? Думается, что да.
В целом наибольшую угрозу безопасности личности в России в современных условиях представляют:
V организованная преступность (прежде всего трав национальная) во всех ее формах и связанная с ней неза конная миграция;
V политический, национальный, религиозный экстремизм и терроризм как высшая форма их проявления; рост преступности в экономической сфере;
V коррупционные проявления в государственном аппарате на всех его уровнях;
V наркотизация и алкоголизация значительной части населения России;
V рост преступности среди несовершеннолетних и т.д. Проблема преступности долгое время рассматривалась в теории и на практике как проблема защиты личности от преступных посягательств. На современном этапе преступность приобрела принципиально новые качества, стала представлять угрозу не только отдельным гражданам, но и основам конституционного строя, гражданскому обществу и государству. Коррупционные проявления, сращивание криминальных слоев с государственным аппаратом, транснациональная преступность, незаконная миграция и т.д. — это огромная по степени разрушительного воздействия на конституционный строй России угроза.
Важнейшую роль в деле укрепления безопасности личности играют, во-первых, меры противодействия преступности в различных ее проявлениях; во-вторых, наличие системы законодательного обеспечения конституционной безопасности.
Главными задачами государства в этой области являются:
V обеспечение соответствия положений всех видов законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых как на федеральном, так и на региональном уровне,
основам конституционного строя России, обеспечение механизма их реализации, контроля их исполнения;
V продолжение процессов стабилизации российской государственности путем принятия нормативных правовых актов, направленных на создание условий для соблюдения органами государственной власти субъектов Федерации Конституции РФ и федеральных законов;
V совершенствование в рамках Конституции РФ федеративных отношений.
Одной из самых сложных задач в области укрепления безопасности личности является оптимизация федеративных отношений. Укрепление вертикали государственной власти, проводимое в РФ, предполагает установление мер федерального вмешательства в дела субъектов РФ, что обусловлено самой природой федерализма. Федеральное вмешательство может осуществляться:
V в рамках обычных форм контроля над деятельностью субъектов Федерации;
V в виде применения особых организационно-правовых форм такого вмешательства, связанных с введением режима чрезвычайного положения на территории субъекта Федерации.
Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении»3 (в ред. от 7 марта 2005 г.) устанавливает, что целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защита конституционного строя. В случае возникновения на территории субъекта Федерации угрозы конституционной безопасности России там может вводиться чрезвычайное положение, выражающееся прежде всего в соответствующих действиях Президента РФ, начиная с перераспределения властных полномочий федеральных и региональных органов государственной власти и до приостановления осуществления органами власти субъекта Федерации их полномочий и введения прямого президентского правления на соответствующей территории. При этом в соответствии с нормами международного права действия государственных органов, принимающих на себя управление территорией в рамках режима чрезвычайного положения, должны соизмеряться с требованиями момента, соответствовать степени опасности кризисной ситуации и не должны сопровождаться дискриминацией на основе расы, национальности и т.д. Любые чрезвычайные меры должны носить временный характер.
Так же специально следует отметить значение такой формы, как введение правового режима борьбы с тер-
3 СЗ РФ 2001. № 23. Ст. 2277.
роризмом в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму»4 (в ред. от 8 ноября 2011 г.). В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов безопасности личности по решению должностного лица, принявшего в соответствии с законом решение о проведении соответствующей операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим на период ее проведения. Решение о введении правового режима, включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений), а также решение об отмене правового режима подлежат незамедлительному обнародованию.
Таким образом, можно сделать вывод, что современный период развития Российского государства характеризуется глубоким реформированием политических, социальных, экономических, духовных и организационных основ общественной и государственной жизни.
Происходит переоценка и обновление мировоззренческих установок. На первый план обоснованно выдвигаются общечеловеческие ценности, демократия, права и свободы личности. Именно личность представляет собой цель и смысл деятельности государства, а ее права и свободы являются высшей ценностью в государстве. Главной в реализации задач обеспечения безопасности личности является конституционно-правовая база, на которой основана политическая воля государства, происходит объединение усилий всех органов, сил и средств, входящих в государственную систему обеспечения безопасности личности, координация их деятельности с негосударственной системой, включающей в себя граждан и их объединения, политические партии. Поэтому закрепленные в Конституции Российской Федерации положения требуют неуклонного претворения их в жизнь, а соответствующее законодательство — дальнейшего совершенствования.
_
4 СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; № 31. Ст. 3452.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТОВ ПО ВОПРОСАМ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В США
Е.Н. ХАЗОВ,
доктор юридических наук, профессор Московского университета МВД России;
Б.В. НИКОЛАЕВ,
кандидат юридических наук, доцент Пензенского государственного университета;
М.Н. КАСАТКИН, адъюнкт Московского университета МВД России
Аннотация. В статье проведен анализ конституционно-правового регулирования, обеспечения, организации и деятельности советов по вопросам высшего образования в США с целью заимствования их положительного опыта, связанного с реформированием высшего образования в Российской Федерации.
Ключевые слова: Конституция США, конституции штатов, университет, высшая школа, совет попечителей, совет образования, институт высшего образования, образование.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL FRAMEWORK OF THE ORGANIZATION AND THE COUNCIL FOR HIGHER EDUCATION IN THE USA
E.N. HAZOV,
doctor of legal sciences, professor of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia;
B.V. NIKOLAEV,
candidate of of legal sciences, associate professor of the Penza state university;
M.N. KASATKIN,
adjunct of the Moscow university ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. This article analyzes the constitutional and legal regulation, security, organization and activities of the Council for higher education in the United States to borrow their positive experience is the reform of higher education in the Russian Federation.
Keywords: the U.S. Constitution, state constitutions, university, high school, board of trustees, the board of education, the institution of higher education, education.