Научная статья на тему 'Каспийские порты Казахстана в международной торговле на евразийском пространстве'

Каспийские порты Казахстана в международной торговле на евразийском пространстве Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
439
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Казахстан (РК) / развитие национального транспорта / международные транспортные коридоры / морские порты. / The Republic of Kazakhstan (RK) / the development of national transport / international transport corridors / sea ports.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Каспийские порты Казахстана в международной торговле на евразийском пространстве»

Аристова Л.Б.1

КАСПИЙСКИЕ ПОРТЫ КАЗАХСТАНА В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ НА ЕВРАЗИЙСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Ключевые слова: Республика Казахстан (РК), развитие национального транспорта, международные транспортные коридоры, морские порты.

Keywords: The Republic of Kazakhstan (RK), the development of national transport, international transport corridors, sea ports.

С начала XXI в. процессы интеграции в мировой экономике способствовали значительному росту международных перевозок и расширению взаимодействия государств в различных сферах. Республика Казахстан (РК), расположенная в центре Азии, на перекрестках древних и современных торговых путей из Китая и стран Азии в Европу, обладая значительными запасами углеводородов, минерального сырья, весомыми экспортными объемами зерна, заинтересована в развитии и модернизации своей транспортной отрасли, в частности, каспийских портов. Порты являются важнейшими пунктами на пути международного транспортного коридора (МТК) Север - Юг и МТК «Трасека».

Вступление РК в ЕТС и Единое экономическое пространство (ЕЭП) поставило задачи по расширению и улучшению работы национального транспорта, в т.ч. морского. Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан проводится целенаправленная политика по развитию портов Каспийского побережья с расширением существующего морского порта Актау, полноценным созданием портов Курык и Баутино. Недалеко от месторождения Тенгиз в Атырауской области строится новый порт Прорва2. Сегодня в казахстанском секторе Каспийского моря работают порядка 150 судов флота поддержки морских операций под казахстанским флагом. Осуществляется пополнение казахстанского морского торгового флота танкерами грузоподъемностью 12 тыс. тонн каждый3. Объем перевалки нефти через порт Актау в 2017 г. составил около 12 млн. тонн4. Все большую роль играют морские контейнерные перевозки. Строятся новые контейнерные терминалы в направлении Азия-Европа и обратно. Ежегодно республикой вывозится на экспорт в среднем 3-5 млн. т зерна (в т.ч. доля пшеницы более 80%)5. Пропускная способность порта Актау составляет после реконструкции 600 тыс. тонн в год. Объем перевалки зерна через зерновой терминал АО «Ак Бидай -Терминал» (дочерняя компания АО «НК «Продкорпорация») в порту г. Актау за 9 месяцев 2018 г. составил 512,6 тыс. тонн6. Структура казахского экспорта проходящего через порт Актау: нефть и нефтепродукты (35%), цветные металлы (17%), черные металлы (6%), руды (12%), зерновые (9%).

Порт Актау представляет собой современный многоцелевой терминал, обладающий рядом технических возможностей и обеспечивающий дальние перевозки. Порт объявлен Свободной экономической зоной (СЭЗ), занимает площадь 50 тыс. кв. м, где можно хранить грузы различных параметров, эффективно управлять парком контейнеров. Появляются новые модернизированные причалы для обработки тяжелых грузов, перегрузки судов типа РО-РО7. Паромный комплекс приспособлен для выката железнодорожных вагонов на специализированные паромы.

В Казахстане начал действовать новый морской порт Курык, транспортный узел на международных путях Евразии. Порт, как мультимодальный хаб, построен с учетом современных технологий. Работа транспортного узла будет важной не только для Казахстана, но и для других стран ЦА и Китая.

Казахстанская транспортная сеть подключается к евразийской транспортной системе. Уже открыто движение по автодороге от пограничного таможенного поста Тажен из сухого порта «Хоргос Восточные ворота». Контейнерные поезда идут к порту Курык и дальше через Каспий. Налажена современная паромная переправа, по которой проходят грузы до 7 млн. т в год. Порт имеет автодороги и железнодорожное полотно. Новый порт на Каспии сможет обеспе-

1 Аристова Людмила Борисовна - к.э.н., с.н.с. Института востоковедения РАН. Область научных интересов: Казахстан, экономические аспекты транспортной интеграции в Евразии. Е-шаД: aristova3@gmail.com. Сведения об организации: Институт востоковедения РАН является ведущим научным центром мирового масштаба, охватывающим широкий спектр направлений исследований востоковедческой тематики. Регион исследования: от западного побережья Северной Африки до островов Тихого океана, хронология: все периоды истории Востока - от древности до наших дней.

2 Казахстан строит новый морской порт на Каспии. - http://casp-geo.rU/kazahstan-stroit-novyj-morskoj-port-na-kaspii/#_ftn2

3 Водный транспорт. - http://www.nexttransport.ru/neds-725-1.html

4 «Транспортный бум» на Каспии: страны бассейна строят и модернизируют порты. - http://www.1news.az/news/transpo rtnyy-bum-na-kaspii-strany-basseyna-stroyat-i-moderniziгuyut-porty

5 Новости Казахстана. Рынок зерна. - http://pronowosti.ru/2017/03/30/новости-казахстана-рынок-зерна/

6 Через порт Актау уплыло на экспорт более 512 тыс. тонн казахстанского зерна. - http://www.kazakh-zerno.kz/novosti/ agrarnye-novosti-kazakhstana/248689-cherez-port-aktau-uplylo-na-eksport-bolee-512-tys-tonn-kazakhstanskogo-zerna

7 РО-РО - это сокращение от английского ролл-он/ролл-офф (вкатывать-выкатывать). Ролл-он/ролл-офф суда используются для перевозки колесных грузов и техники, автомобилей, грузовых машин, вагонов и поездов (прим. авт.).

чить перевозку грузов из КНР стран ЦА, Урала, Сибири, на транскаспийский коридор. В целом, РК предполагает совершенствовать свой танкерный флот, прежде всего в сторону увеличения тоннажа судов.

В рамках реализуемого руководством Республики Казахстан курса на форсированное развитие нефтегазовой и транзитно-транспортной инфраструктуры в Каспийском регионе в п. Прорва Жалыойского района Атырауской области осуществляется строительство нового морского порта с одноименным названием.

Строительство осуществляется за счёт средств казахстанско-американской компании «Тенгизшевройл»1 (90% общего объема финансирования), разрабатывающей Тенгизское и Королевское нефтегазовое месторождение на территории Атырауской области, и казахстанской сервисной компании «Тенгиз Сервис» (10%).

Порт будет использоваться для обслуживания нефтегазовых месторождений в казахстанском секторе Каспийского моря, а также доставки строительных материалов и крупногабаритных модулей к месту строительства завода третьего поколения компании «Тенгизшевройл», строительство которого осуществляется в рамках реализации так называемого «Проекта будущего расширения - Проекта управления устьевым давлением» в Атырауской области2.

1 Товарищество с ограниченной ответственностью «Тенгизшевройл» создано по соглашению Правительства Республики Казахстан и корпорации «Шеврон» в 1993 году для разработки месторождения Тенгиз, общие запасы которого составляют 3.2 млрд. тонн нефти. Акционеры компании: Шеврон 50%, Эксонмобил 25%, КазМунайГаз 20%, ЛукАрко 5%. - М1р://са8р-geo.ru/kazahstan-stroit-novyj -morskoj-port-na-kaspii/#_ftn2

2 ТОО «Тенгизшевройл». - http://www.tengizchevroil.com/ru/about

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.