ретроспективно (как если бы ФСБУ 6/2020 применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни).
Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному можно сделать вывод, что начисление амортизации основных средств в федеральном стандарте бухгалтерского учета 6/2020 «Основные средства», существенно отличается от положения по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет основных средств», можно утверждать, что стандарт содержит требования, позволяющие максимально приблизить российскую отчетность в части информации об активах (основных средствах) к МСФО. При этом отдельные положения вызывают вопросы, которые требуют, например, разработки федеральных стандартов для учета в сельском хозяйстве или для учета арендованных основных средств. Все это указывает на необходимость дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета.
Источники:
1. Адаменко А. А. Особенности ведения бухгалтерского учета основных средств и их амортизации в сельскохозяйствен-
ных организациях / А. А. Адаменко, Т. Е. Хорольская, Ю. С. Литовка // Вестник академии знаний. - 2019. - № 6 (35). -С. 18-24.
2. Азиева З. И. Амортизационная политика / З. И. Азиева, И. З. Казаров // Естественно-гуманитарные исследования.
2019.- № 3. - С. 65-68.
3. Кузина А. Ф. Совершенствование амортизационной политики: проблемы и пути их решения / А. Ф. Кузина, С. В. Ке-
сян, М. И. Ленкова // Вестник академии знаний. - 2018 - № 24(1) - С. 110-116.
4. Говдя В. В. Воспроизводство объектов основного капитала и амортизационная политика аграрных формирований /
В. В. Говдя, З. И. Кругляк, К. А. Величко, В. Р. Кругляк // Вестник академии знаний. - 2019. - № 32 (3). - С. 81-93.
5. Сигидов Ю. И. Учет и оценка основных средств: учеб. пособие / Ю. И. Сигидов, М. А. Коровина. - Краснодар: КубГАУ, 2018. - 224 с.
6. Сигидов Ю.И. Учетно-методическое обеспечение амортизации основных средств, создания и использования амортизационного фонда (по материалам сельскохозяйственных организаций Краснодарского края) : монография / Ю.И. Сигидов, Н. Ю. Мороз, А. И. Трубилин. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - 216 с.
7. Сигидов Ю. И. Амортизация основных средств: монография / Ю. И. Сигидов, Н. Ю. Мороз. - М.: ИНФРА-М, 2017. -175 с.
8. Methodological aspects of depreciation as an economic category / Yu. I. Sigidov, M. S. Rybyantseva, A. A. Adamenko, E. A.Yarushkina // International Journal of Economics and Financial Issues, 2016, 6(1S), с. 88-95.
References:
1. Adamenko A. A. Features of accounting of fixed assets and their depreciation in agricultural organizations / A. A. Adamenko, T. E. Khorolskaya, Yu. S. Litovka // Bulletin of the Academy of knowledge. - 2019. - № 6 (35). - P. 18-24.
2. Azieva Z. I. Depreciation policy / Z. I. Azieva, I. Z. Kazarov // Natural-human studies. 2019. - No. 3. - Pp. 65-68.
3. Kuzina A. F. Improvement of depreciation policy: problems and ways to solve them / A. F. Kuzina, S. V. Kesyan, M.I. Len-kova // Bulletin of the Academy of knowledge. - 2018 - № 24(1) - Pp. 110-116.
4. Govdya V. V. Reproduction of fixed capital objects and depreciation policy of agricultural formations / V. V. Govdya, Z.I. Kruglyak, K. A. Velichko, V. R. Kruglyak // Bulletin of the Academy of knowledge. - 2019. - № 32 (3). - P. 81-93.
5. Sigidov Yu. I. Accounting and evaluation of fixed assets: textbook. manual / Yu. I. Sigidov, M. A. Korovina. - Krasnodar: KubGAU, 2018. - 224 p.
6. Sigidov Yu. I. Accounting and methodological support for depreciation of fixed assets, creation and use of the depreciation Fund (based on the materials of agricultural organizations of the Krasnodar territory) : monograph / Yu. I. Sigidov, N.Yu. Moroz, A. I. Trubilin. - Краснодар Krasnodar: KubGAU, 2014. - 216 p.
7. Sigidov Yu. I. depreciation of fixed assets: monograph / Yu. I. Sigidov, N. Yu. Moroz. - M.: INFRA-M, 2017. - 175 p.
8. Methodological aspects of depreciation as an economic category / Yu. I. Sigidov, M. S. Rybyantseva, A.A. Adamenko, E.A.Yarushkina // International Journal of Economics and Financial Issues, 2016, 6(1S), с. 88-95.
DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10796
М.А. Сигитова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Производственный менеджмент» ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»,
M.A. Sigitova - Ph. D., associate Professor of the Department «Industrial management» of the « Pacific National University;
П.А. Аникина - студентка института экономики и управления, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»,
P.A. Anikina - student of the institute of Economics and Management, Pacific National University.
КАРТОГРАФИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РИСКОВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА MAPPING LOGISTIC RISKS DURING THE FORMATION OF THE INFORMATION BASE OF RISK MANAGEMENT
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования организационного обеспечения управления логистическими рисками предприятия. В настоящее время, несмотря на значительное количество научных трудов, посвященных управлению рисками, нет единого понимания ни содержания самого понятия риска, наблюдается высокая вариативность процедур риск-менеджмента, а в практике управления организациями
данные процедуры не осуществляются или инструменты риск-менеджмента применяются не системно. Одной из ключевых проблем в практике риск-менеджмента является отсутствие в необходимом объеме актуальной информации, позволяющей своевременно идентифицировать риски среды, проводить их количественную оценку, что сказывается на разработке системы мер воздействия на риски. В качестве инструмента формирования необходимой информационной базы предлагается использовать рискокарты, процедура разработки которых, не смотря на общность отдельных рисков и источников их проявления для участников логистической цепи, должна адаптироваться для каждой конкретной организации. В статье приведена процедура разработки и формы рискокарт для рисков, связанных с нарушением техники безопасности, срывами поставок и нарушением графика движения транспортных средств. Данные риски, на наш взгляд, наиболее распространенными в деятельности участников логистической цепи.
Abstract. The article deals with the formation of organizational support for managing logistics risks of an enterprise. Currently, despite a significant number of scientific papers on risk management, there is no common understanding of the content of the concept of risk, there is a high variability of risk management procedures, and in the practice of managing organizations, these procedures are not implemented or risk management tools are not used systematically. One of the key problems in the practice of risk management is the lack of up-to-date information that allows timely identification of environmental risks and their quantitative assessment, which affects the development of a system of measures to influence risks. As a tool for forming the necessary information base, it is proposed to use risk maps, the procedure for developing which, despite the commonality of individual risks and the sources of their manifestation for participants in the logistics chain, should be adapted for each specific organization ... The article describes the procedure for developing and forming risk cards for risks related to safety violations, supply disruptions, and violation of vehicle traffic schedules. These risks, in our opinion, are the most common in the activities of participants in the supply chain.
Классическое представление о риске связано с возможностью потерь в результате наступления тех или иных событий. До XXI столетия почти большинство авторов в данной научной области отождествляли понятие «риск» исключительно с негативными последствиями и ставили его в один ряд со словами опасность, угроза, потери и т.д. Риск виделся как неопределенность, которая может иметь негативное, нежелательное воздействие на один или несколько объектов. Альтернативный подход провозглашает, что вероятность потерь обязательно должна синхронизироваться с возможностью выигрышей, понимая тесную взаимосвязь риска с шансом на получение дополнительной выгоды. Эта точка зрения стала преобладающей в западной экономической науке уже с начала XXI столетия. С этого времени определение риска все чаще стало принимать следующую трактовку: «риск - это условие, в котором существует возможность отклонения от желаемого результата, который ожидается или на который надеются» [6]. В настоящее время более в экономической литературе является весомой точка зрения, согласно которой некоторые риски ведут к вероятности дополнительных выгод, в то время как другие могут иметь сугубо негативные последствия.
Каковы бы ни были различия в трактовке понятия «риск», все авторы подчеркивают все возрастающую значимость осознанного воздействия на рисковые ситуации, то есть внедрения риск-менеджмента в систему управления организацией. Управление рисками начинается с идентификации максимального количества факторов и причин рисков, присущих деятельности организации. Для формализации процесса их выявления широко используются различные классификационные признаки, задающие направление идентификации рисков. Выявленные риски группируются и описываются в принятом на предприятии едином формате, чтобы упростить процесс их оценки. Для любых хозяйствующих субъектов применение инструментария риск-менеджмента позволяет снизить неопределенность среды, выявить возможные угрозы и разработать стратегии реагирования на те или иные рисковые ситуации. Все это подтверждает тесную связь риск-менеджмента и стратегического управления предприятием.
В логистической системе риску подвержены все функциональные области, и негативные последствия его реализации могут нарушить устойчивость функционирования любой стабильной и конкурентоспособной организации. По заказу корпорации Oracle было проведено исследование, согласно результатам которого в России свыше 77% компаний-респондентов испытывает результаты непредсказуемых сбоев в «цепях создания ценности», причем это значение превышает уровень по европейским компаниям (63%) [13]. Логично, что о наиболее тяжелых последствиях заявляют транспортные организации, а также промышленные и строительные предприятия. При этом только 29% российских респондентов указывают, что в их компаниях производится комплексная оценка рисков. Предприятия, столкнувшиеся с непредвиденным сбоем функционирования цепи поставок, восстанавливали нормальное функционирование после рискового события в среднем в течение 63 дней. Значимость логистических рисков подтверждает исследование Deloitte [8]. в результате опроса определялась важность рисков в цепи поставок [2]. Наибольшую степень влияния респонденты отвести к рискам, связанным с взаимодействием с партнерами по цепи поставок (63%), а также риски, связанные с внутренней средой организации (81%). Все это подтверждает необходимость формирования и непрерывного функционирования системы управления рисками всех участников логистической системы.
Принятие любых управленческих решений как стратегического, так и тактического уровня основано на анализе информации о состоянии внешней и внутренней среды. Управление рисками, включая выбор стратегии реагирования и разработку мероприятий по их нейтрализации, также базируется на имеющейся в распоряжении
лица, принимающего решение, информации. Это определяет первоочередность задачи формирования информационной подсистемы риск-менеджмента с детализацией на этапы проектирования дизайна данной подсистемы, определения видов и объема необходимой информации, разработки методов и форм ее сбора, хранения и предоставления, а также процедуры и ответственных сотрудников за наполнение всех разделов информационной базы. Обширность факторов среды, значительный объем требуемых данных определяет необходимость вовлечения в процесс сбора (предоставления) информации как можно большего числа участников: сотрудников организации, заказчиков, пользователей, независимых экспертов и т.д.
Значительный интерес представляет такой метод сбора информации о состоянии среды как картографирование рисков. Данный метод включает разработку форм рискокарт для идентификации и оценки различного рода рисков, что является функционалом риск-менеджера, а также заполнение этих форм работниками различных служб и подразделений. После фиксирования рисковых событий рискокарты поступают в службу управления рисками (или риск-менеджеру), где осуществляется их обработка. Результаты обработки информации, содержащейся в рискокартах, предоставляются заинтересованным функциональным подразделениям для разработки или обоснования предложений по воздействию на рисковые ситуации. Аккумулируя предложения функциональных отделов и служб, подразделение риск-менеджмента разрабатывает систему мер и воздействий по управлению рисками и доводит ее до задействованных структурных блоков, которые, в свою очередь, знакомятся с программой нейтрализации и минимизации рисков и осуществляют запланированные действия в рамках ее реализации.
Существуют различные интерпретации, что собой представляет карта риска. В соответствии с одними источниками, карта рисков представляет собой их ранжирование в табличном виде по категориям «вероятность» и «величина потерь», также данный инструмент называют матрицей рисков, риск-профиль организации. Альтернативным вариантом является представление карты риска как формы для сбора информации по конкретному риску. В таком случае составляются рискокарты на каждый риск, формируя базу данных по источникам риска и частоте реализации рисковых ситуаций, а также величине последствий. Таким образом, следует развести названия двух инструментов - карты рисков, отображающей рисковое поле деятельности предприятия, и рискокарты, представляющей форму для фиксации, сбора и систематизации информации о рисковых ситуациях. Процесс фиксации данных в рискокартах называется картографированием. Целью картографирования является оценка частоты риска и степени его проявления. Функцию картографирования следует осуществлять совместно подразделению риск-менеджмента (специалисту по управлению рисками) и функциональными службами, возможно с привлечением внешних экспертов.
В основу разработки рискокарт положен причинно-следственный анализ, в результате которого идентифицируются факторы риска и прогнозируются его последствия (в том числе потери). В результате проведенного анализа разрабатывается форма карты, которая может быть представлена в виде таблицы (наиболее распространенная форма), анкеты (особенно в случае привлечения к идентификации и оценке рисков внешних экспертов, как правило, для анализа рисков, связанных с внешней средой), графического объекта (карты, схемы) и др.
Рассмотрим процедуру разработки и представление рискокарт по некоторым видам рисков для транс-портно-логистической компании. Основными источниками рисков во внутренней среде являются такие элементы, как производственные мощности, персонал, материальные ресурсы. На основе анализа процессов деятельности транспортно-логистического предприятия были определены ее наиболее подверженные риску области, а именно: нарушения в работе персонала, взаимодействие с поставщиками, а также сбои в процессе перевозки, связанные с организацией работы транспортных средств.
Соблюдение техники безопасности и охраны труда является одним их распространенных источников риска, поскольку транспортные процессы относятся области повышенной опасности, а также данный функционал затрагивает сразу несколько сфер работы компании, многие из которых зачастую не поддаются контролю и их появление сложно предугадать. Соблюдение требований охраны труда предполагает совместную скоординированную работу всех сотрудников предприятия. Соответственно причины, которые могут повлечь за собой нарушение техники безопасности, будут исходить от самих работников и (или) руководящего состава. Рассмотрим подробно возможные причины и последствия нарушения техники безопасности, представленные на рисунке 1.
Экономия на проведении мероприятий и средствах индивидуальной защиты, отсутствие аттестации рабочих мест, нарушение режима труда и отдыха в целях сокращения времени и затрат могут привести к незапланированным расходам для устранения возможных последствий на уровне предприятия (авария, пожар, травмы сотрудников и т.д.). Кроме того, возможны последствия, когда масштаб происшествия может выйти за пределы одного предприятия и нанести вред окружающей среде и обществу. Небрежное отношение к соблюдению техники безопасности, которое исходит от самих сотрудников в виде невнимательного процесса обучения ТБ, преднамеренного нарушения правил и неправильной эксплуатации оборудования, влечет за собой производственные травмы, вывод оборудования из строя, выписку штрафов и т.д., что в конечном итоге повышает себестоимость продукции.
Для предотвращения возможных рисков вновь принятый сотрудник в обязательном порядке должен пройти вводный инструктаж, который утверждается руководителем организации, в кабинете охраны труда или в специально оборудованном помещении с использованием технических средств обучения и наглядных пособий. Инструктаж проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом по организации возложены эти обязанности (диспетчер), с обязательной регистрацией участников в журнале регистрации вводного инструктажа и в документе о приеме на работу. Необходимо также проходить первичный инструктаж на рабочем
месте с практическим показом безопасных приемов и методов работы. Внимание руководства к соблюдению правил техники безопасности, соблюдение всех норм охраны труда повысят степень внимания к данным процедурам всех работников.
В случае нарушения техники безопасности на основании данных из журнала регистрации о соответствующем виде инструктажа нужного сотрудника проводится учет последствий в специальной карте риска, представленной в таблице 1. Заполнение карты риска рекомендуется поручить осуществлять специалисту отдела техники безопасности, желательно увязать информационные базы регистрации инструктажа и рискокарты.
Таблица 1 - Форма карты учета последствий риска нарушения техники безопасности
ФИО сотрудник а Уровень квалификац ии Должнос ть Вид проведённого инструктажа Дата инструктаж а Дата выдачи спецодежды и СИЗ Количеств о случаев нарушени я ТБ Причины нарушени я ТБ Время просто я
Нахождение работника в состоянии алкогольного и(или) наркотического опьянения
причины
Допуск к работе без обязательного медицинского осмотра
Неоправданная экономия на
проведении мероприятий, направленных на соблюдение норм охраны труда
Нарушение правил эксплуатации оборудования
Не проведение аттестации рабочих мест
Отсутствие обеспечения сотрудников СИЗ
Нарушение техники безопасности
Рисунок 1 - Причинно-следственная модель риска нарушения техники безопасности
Рисунок 2 - Причинно-следственная модель риска срыва поставок
Ведение учета последствий риска в форме рискокарты позволит определить и выявить наиболее частые причины нарушения правил техники безопасности и зарегистрировать вину за отдельным сотрудником и (или) выявить проблему в организации охраны труда на самом предприятии, а также разработкой мер по устранению возникшей ситуации.
Организация своевременной и точной поставки груза для транспортно-логистической компании является основной задачей. Доля заказов, в которых происходит срыв поставок, в некоторых отраслях достигает 90%, на что зачастую влияет несогласованность между участниками логистической цепи. В этом случае задачей транспортной компании будет являться максимальное снижение возможных рисков срыва сроков поставки для сохранения деловой репутации, а также предотвращения возможных штрафов.
В целях выявления большего числа факторов срыва поставок была составлена причинно-следственная модель, изображенная на рисунке 2, с перечислением наиболее распространенных видов источников риска в данной области.
При организации поставок на деятельность логистической компании влияют как внешние, так и внутренние факторы. Основными причинами нарушения графика являются организация работы с поставщиками и состояние парка подвижного состава транспортной компании. На основе возможных факторов рисков в выбранной области разрабатывается рискокарта, представленная в таблице 2, которая позволит определить и закрепить ответственность за совершения срыва поставок за конкретным лицом в целях их дальнейшего предотвращения.
Таблица 2 - Форма карты риска срыва поставок
Наименование продукции, для который были нарушены сроки поставки Поставщик продукции Причина срыва поставки Срок поставки по договору Фактическая дата поставки Новый поставщик продукции Срок поставки по договору с новым поставщиком продукции Фактическая дата поставки от нового поставщика
Если срыв поставок произошел по причине нарушения графика движения транспортных средств, то следует воспользоваться двумя рискокартами - представленной выше и дополнительной более подробной для данного вида риска, указанной в таблице 3. Таким образом, компания сможет более наглядно понять причину проблемы и избежать незапланированных затрат.
Нарушение графика движения транспортных средств относится к еще одному распространенному виду риска транспортно-логистического предприятия. Данный риск зависит от многих факторов, для его снижения требуется скоординированная работа всех подразделений организации. К основным причинам нарушения графика движения транспортных средств следует отнести нарушение скоростного режима, времени выхода на линию и организации погрузо-разгрузочных работ. Зачастую нарушение скоростного режима зависит от причин, неподвластных контролю со стороны предприятия и их невозможно предотвратить, в то время как нарушение времени выхода на линию практически полностью зависит от организации работы транспортной компании. Для обеспечения своевременного выхода на линию требуется вести постоянный учет технического состояния транспортных средств, организовать работу водителей и обслуживающего и складского персонала во избежание нарушения графика.
Для определения причин нарушения графика движения транспортных средств составлена причинно-следственная модель для данного риска, представленная на рис. 3, на основании которой разработана специальная форма карты учета, отображенная в таблице 3. Заполнение данной рискокарты должно осуществляться диспетчером на основании путевых листов, претензий грузовой клиентуры и других источников о нарушении графика движения.
причины
Нарушение скоростного режима
Болезнь
Опоздание
Неоптимальный маршрут Неправильная манера вождения водителя
Аварийная ситуация на дороге Высокая плотность движения
Нарушение скорости прохождения медосмотра
Личные причины
Нарушение порядка выдачи маршрутных листов
Техническая неисправность ТС
X
Отсутствие водителя
Нарушение времени выхода на линию
Нарушение графика движения транспортных средств
V
последствия
Срыв срока поставки
заказчику
* -
Неудовлетворение клиента
ж:
Потеря доверия клиента
Ж
Ухудшение имиджа компании
Рисунок 3 - Причинно-следственная модель риска нарушения графика движения транспортных средств
Таблица 3 - Форма карты учета последствий риска нарушения графика движения
транспортного средства
Причина нарушения графика движения ФИО ответственного лица ФИО водителя № ТС Дата и время прибытия по графику Дата и время фактического прибытия по графику
Аналогично выполняется процедура разработки для других рискокарт в соответствии с наиболее актуальными для предприятиями видами и источниками рисков, например - отсутствия необходимых запасов, дорожно-транспортных происшествий, порчи или недостачи груза и др. Разработкой данных форм занимается риск-менеджер организации или специализированное подразделение по управлению рисками (при наличии в структуре предприятия), а заполнение осуществляется работниками, наиболее полно владеющими информацией, осуществляющими или контролирующими соответствующий процесс.
В заключении хочется подчеркнуть важность осуществления мониторинга и фиксации рисковых событий как основы формирования информационной базы для управления рисками организацией любой сферы деятельности. Аккумулированная информация позволит выбрать или разработать инструментарий и модели оценки рисков, определить наиболее «узкие» места в деятельности предприятия. Применение элементов автоматизации систем управления позволит обеспечить своевременный доступ к необходимой информации всем лицам, участвующим в разработке и принятии управленческих решений, как при формировании программы упреждения и минимизации рисков, так и контроле ее реализации. Кроме того, сформированная информационная база позволит оценить динамику частоты наступления рисковых ситуаций и масштаба понесенных потерь, сравнивать величину рисков до и после реализации программных мероприятий по их нейтрализации, сопоставлять с размером затрат на осуществление данных мероприятий, что даст возможность судить о целесообразности и эффективности системы управления рисками организации.
Источники:
1. Бродецкий, Г. Л. Управление рисками в логистике / Бродецкий Г. Л., Гусев Д.А., Елин Е.А. - Москва : Academia, 2010. - 192с.
2. Гранатуров М. В. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения / М. В. Гранатуров. - 2-е изд. М. : Дело и сервис, 2002. - 154 с.
3. Калашникова И. В. Организационное обеспечение управления предпринимательским риском : монография / Калашникова И.В., Кисленок А.А., Сигитова М.А. Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Дальневосточный гос. ун-т путей сообщ.". Хабаровск, 2011.
4. Кисленок А.А. Пристегните ремни. Формирование информационной базы управления предпринимательским риском // Российское предпринимательство. 2007. № 12. С. 12-17.
5. Левина Т.В. Актуальные вопросы управления логистическими рисками // Логистика и управление цепями поставок. 2014. № 4 (63). С. 22-37.
6. Окольнишникова И. Ю. Формирование механизма информационной поддержки системы риск-менеджмента / И. Ю. Окольнишникова, Е.В. Каточков, И.Г. Смирнова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. № 1. С. 122-124.
7. Поздеева С. Н. Управление логистическими рисками / С. Н. Поздеева. - Москва : Российская таможенная академия, 2016. - 124 с.
8. Разуваев В. В. Теоретическое определение понятия риск [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. URL: http://web.snauka.ru/ issues/ 2016 /09/72007 (дата обращения: 20.11.2019)
9. Савоскина Е. В., Лихач Н. А. Управление рисками с помощью оптимизации логистической системы // Universum: экономика и юриспруденция. 2016. № 3 (24). С. 3
References:
1. Brodetskiy G.L., Gusev D.A., Yelin Ye.A. Logistics risk management. Moscow: Akademiya, 2010, 192 p.
2. Granaturov V.M. Ehkonomicheskiyj risk: suthnostj, metodih izmereniya, puti snizheniya: uchebnoeposobie / V.M. Gran-aturov. - 2-e izd. ... M.: Delo i servis, 2002. - 160 p.
3. Kalashnikova I. V. Organizational support of entrepreneurial risk management: monograph / I. V. Kalashnikova, A. A. Kisle-nok, M. A. Sigitova - Khabarovsk : Publishing house FESUWC, 2011. - 131 p.
4. Kislenok A.A. Forming an information database for business risk management // Russian journal of entrepreneurship. 2007. № 12. P. 12-17
5. Levina T. V. Topical issues of logistics risk management // Logistics and supply chain management. 2014. № 4 (63). H. 2237.
6. Okolnishnikova I. Y. Formation of information support for the risk management system / I. Y. Okolnishnikova, E.V. Katochkov, I. G. Smirnova // Bulletin of the South Ural State University. Series: Economics and Management. 2013. C. 7. No. 1. P. 122-124.
7. Pozdeeva S. N. Management of logistic risks / S. N. Pozdeeva. - Moscow: Russian Customs Academy, 2016 .-- 124 p.
8. Razuvaev V. V. Theoretical definition of risk // Modern scientific researches and innovations. 2016. № 9 [Electronic journal]. URL: http://web.snauka.ru/en/issues/2016/09/72007
9. Savoskina E. Risk management by optimization of logistics system // Universum: Economy and Law. 2016. № 3 (24). Р. 3