УДК 332 Фрейдман Оксана Анатольевна,
к. э. н., доцент кафедры менеджмента, Иркутский государственный университет путей сообщения
тел.: 89149255021, e-mail: oksasna-frey@mail.ru
ИССЛЕДОВАНИЕ РИСКОВ В СИСТЕМЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО
МЕНЕДЖМЕНТА РЕГИОНА
O. A. Freidman
RISK'S STUDY OF THE REGIONAL LOGISTICS MANAGEMENT
SYSTEM
Аннотация. Рассматривается классификация рисков в системе логистического менеджмента региона, а также рисков в логистической интегрированной цепи поставок. Анализируются подходы к исследованию рисков в рамках территориальных логистических систем. Предлагается методика расчета уровня и значимости рисков в логистической системе региона.
Ключевые слова: риск-менеджмент, логистический менеджмент риск, логистический риск.
Abstract. We consider the risk classification system and logistic management of the region as well as risks in the integrated supply chain. Approaches to the study of risk within the territorial logistics systems are examinated. A method of calculating of the level and significance of risk in the logistic system of the region is given.
Keywords: risk management, risk management logistics, logistics risk
Теория логистического менеджмента предусматривает рассмотрение вопросов о снижении логистических рисков в процессе принятия решений, связанных с функционированием транспорт-но-логистических систем в регионе. Под риск-менеджментом понимают систему управления организацией, предприятием, которая ставит своей целью снижение риска, предотвращение недопустимого риска; представляет органичную часть финансового менеджмента. Риск-менеджмент - это комплекс мер, направленный на минимизацию возможных убытков, которые может понести бизнес в связи с наступлением негативных событий.
Риски являются неотъемлемым элементом экономической, политической и социальной деятельности в условиях рыночной системы хозяйствования.
Существует ряд неопределенностей, проявляющихся в процессе формирования и развития деятельности субъектов рынка в интегрированных цепях поставок. Данные неопределенности явля-
ются фоновой средой существования риска. По этой причине наибольшее внимание требуется уделить факторам среды, в которой возникают риски, и управлять именно этими факторами.
Вопрос управления рисками в логистике уже достаточно рассматривался в трудах как отечественных, так и зарубежных ученых и специалистов. Однако чаще всего это касалось закрытых региональных (или городских) систем, отдельных производственных или транспортных предприятий. В соответствии с ситуацией менялся уровень влияния различных факторов среды, состав самих рисков и, соответственно, методы их измерения. Существующая система отечественного риск-менеджмента в логистике на настоящий момент не удовлетворяет требованиям систем управления регионом, так как зачастую сводится только к страхованию рисков, а не к предупреждению рисковых ситуаций. По мнению Константина Стерлигова: «Перед логистическими менеджерами звеньев ставится задача увеличить эту прибыль и сократить издержки. При этом вопросы управления рисками, как правило, выводятся из поля концентрации внимания деятельности логистов и менеджеров до момента наступления рискового события, затраты на устранение которого соизмеримы с прибылью за определенный значимый период» [3]. Вопрос обнаружения рисковой ситуации связан с прогнозированием наступления рискового события, поэтому необходимо выявить особенности процесса исследования рисков в логистических цепях поставок и рисков логистического менеджмента. Оба вопроса связаны с процессом организации исследования логистических рисков, процедурой их обнаружения, определения уровня риска. Разделение данных направлений исследования рисков обусловлено следующими факторами:
1. Система логистического менеджмента региона представляет собой совокупность элементов, их взаимосвязей и процессов, направленных на оптимизацию материальных информационных и финансовых потоков внутри региона. Следова-
Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство
ш
тельно, изучение рисковых ситуации связано с определением зон неопределенности относительно выполнения логистических операции (закупка, внутрипроизводственное перемещение, распределение, транспортирование, складирование), осуществляемых на территории города или области. Необходима оценка риска по каждому виду операции и исследование вероятности наступления рискового события.
2. Исследование рисков в логистических цепях поставок необходимо в связи с включением регионов в систему межрегионального обмена. Оценка рисковых последствии направлена на измерение отрицательного и положительного исхода события, поэтому изучение риска ведется с учетом определения вероятности положительного и отрицательного исходов.
3. Исследование рисков в логистических цепях поставок проводится в направлении анализа только тех цепеИ, которые связаны с функционированием логистическои системы региона, то есть образуют единую процессную сферу.
Предполагается, что исследования, связанные с рисками, являются одноИ из составляющих частеи комплексного исследования логистических систем региона. Следовательно, методы анализа избираются в соответствии с существующими региональными проблемами и профилем региона. Исследования иркутских ученых начала 90-х годов [4, с. 99] показали, что для территории Сибири характерны следующие общие проблемы развития, определяющие необходимость анализа с точки зрения риск-менеджмента:
- условия и факторы организации снабжения регионов;
- уровень обеспеченности социальной инфраструктурой;
- уровень обеспеченности трудовыми ресурсами в промышленной сфере регионов;
- дифференциация доходов в различных отраслевых сферах промышленности. Наличие в городах и регионах успешно развивающихся отраслевых предприятии определяет развитие транспортнои и складскои инфраструктуры, что позволяет снижать управленческие риски на первоначальном этапе создания логистических систем. Регион становится либо территорией-импортером, конечным звеном поставок, либо преимущественным экспортером. В этом случае исследование рисков направлено на обеспечение устойчивого функционирования внутрирегиональной логистической системы.
В случае отсутствия крупных добывающих или перерабатывающих предприятий, регион (город) становится транзитным по отношению к дру-
гим территориям, что также является фактором использования территории как перевалочной базы распределения в цепи поставок.
Одним из методов эффективного управления логистическими процессами в регионе является риск-менеджмент. Присутствие методов риск-менеджмента в управлении логистическими процессами и системами связано с необходимостью измерения рисков в инвестиционных проектах, ориентированных на рост логистического потенциала. Другая сфера приложения методов риск-менеджмента - это управление качеством логистических процессов в регионе. Таким образом, в основе выбора методов управления риском лежит классификация объектов управления. В качестве объектов управления обычно выступают:
- инвестиции в объекты логистической инфраструктуры;
- логистические операции;
- качество логистических операций и процессов.
Каждый объект требует отдельной классификации и специфичных методов расчета.
Инвестирование объектов логистической ифраструктуры связано с проведением расчетов в двух направлениях: расчетом дисконтированной стоимости инвестиций и расчетом риска потерь. В то же время риск возможных потерь рассчитывается в направлении финансового и логистического риска. Если первый тип риска имеет монетарную природу, то содержание второго требует уточнения.
Под логистическим риском понимается размер ущерба, определенный с учетом вероятности наступления рискового события, возникший по причине нарушения условий осуществления логистических операций.
Логистический риск в типологии рисков является разновидностью коммерческого риска. Однако для обеспечения эффективного управления риском необходимо различать зоны возникновения данного вида риска, так как в региональной системе и цепи поставок материальных ресурсов они дифференцированы. Классификация зон риска изображена на рис. 1.
Из представленной классификации видно, что каждый вид риска требует особой методики оценки. В частности, определить уровень управленческих рисков, возникающих в системе логистического обеспечения региона, сложнее, так как расчет ущерба необходимо вести с учетом экономических социальных потерь, обосновывать величину упущенной выгоды и значимости этой выгоды для региона. Поэтому расчет управленческих рисков в логистической системе должен быть проведен на основе качественных методов оценки
Рис. 1. Риски в системе логистического менеджмента региона (О.А. Фрейдман)
принятия управленческих решений, к которым могут быть отнесены:
- методы оптимистической и пессимистической оценки уровня риска;
- косвенная оценка уровня риска при внедрении проектов в области логистики (включающая расчет точки безубыточности проекта);
- оценка рисков альтернативных решений с помощью математико-статистических показателей (математическое ожидание, коэффициент вариации, мера риска [1, с. 193] и др. Классификация и дальнейшее применение
методов страхования и лимитирования рисков зависит от вида логистической операции. Рассмотрение существовавшей ранее таблицы соответствия видов риска способам его страхования [3] приводит к идее совершенствования методов расчета величины риска, который позволяет его лимитировать или страховать. Представленная ниже адаптированная таблица расчета и страхования рисков сформирована по принципу деления рисков по подсистемам логистики на уровне управления регионом.
Следуя базовой формуле исчисления меры риска:
М=X X* Р, (5)
где Мр - мера риска как математическое ожидание потерь;
X, - размер потерь в ходе 1-го наблюдения;
Р, - вероятность возникновения потерь [1], необходимо определить вероятность наступления рискового события, а также определить значимость данного риска в системе.
Таким образом, формула примет вид:
X,* Р, *Уу , (6)
где Уу - значимость риска по виду риска - 1, с учетом зоны рисковой ситуации - j.
Для расчета вероятности рисковых ситуаций предполагается использовать методы экстраполяции, так как во множестве региональных систем использование или производство материальных ресурсов имеет цикличный характер, а следовательно, логистические процессы также цикличны, и количество рисковых ситуаций будет повторяться.
Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство
ш
Таблица 1
Направления и способы оценки рисков по видам логистических операций в логистической системе региона
Вид операции Содержание риска Расчет величины ущерба от возникновения рисковой ситуации
1. Закупки Риск увеличения затрат в связи с закупкой материалов и ресурсов Рассчитываются потери, связанные с удорожанием ресурса или его заменой: Я1з= I (Цт - Цф) N * Адг, (1) 1=1, п где Цт,Цфг - соответственно плановые и фактические цены закупки материалов; N - норма расхода материала на каждый вид продукции или услуг; АQi - изменение количества выпуска продукции, связанное с заменой материала или изменением цены
2. Транспортировка Нарушение графика поставок, рост транспортных издержек, утрата имущества в пути Расчет потерь от недополучения прибыли в связи с несвоевременным поступлением материалов по видам причин: - в связи с нарушением графика поставок: ЯЬг= I (Пт- Пф) + AQ1, (2) 1 = 1, п где ПтЬПф - потери прибыли транспортных организаций, разница между плановой и фактической прибылью; АQi - количество недопоставленной продукции, связанное с нарушением графика поставок (в руб.); - в связи с увеличением транспортных издержек: ЯЬт= I АЦ, *Т, + ^, (3) 1 = 1, п где АЦ, - изменение величины транспортных расходов на /-м маршруте (руб., в расчете на 1 км маршрута); Ti - длина маршрута (в км); АQi - количество недопоставленной продукции, связанное с увеличением затрат (в стоимостном показателе), разница между плановым и показателем поставок (в руб.)
3. Складирование и хранение Утрата или порча имущества Величина утраты определяется на основе эмпирического опыта и статистических методов, на базе средней величины потерь и соответствует норме потерь. Расчет нормы потерь также может осуществляться на основе правила «трех сигм» [1]
4. Материально- техническое обеспечение объектов муниципального управления (распределение) Потери, возникающие вследствие дефицита и недопоставки материальных ресурсов. Наличие сверхнормативных запасов и их ликвидности Производится расчет потерь от недопоставки материальных ресурсов или их несоответствия первоначально планируемым [Лифшиц, с. 112]: Ямто=(1 БгЩ- Qj)+ АЦ, (4) где Б, - плановый объем ресурса (в нат. ед.); Щ - затраты на единицу ресурса (в руб.); Qj - фактическое наличие ресурсов (в руб.); АЦ - величина потерь, возникшая по причине дефицитности или избыточности ресурсов.
Далее, на основе методов экспертных оценок, по каждому виду риска должна быть составлена таблица оценок значимости и определен средний балл значимости, например [2].
Параметры оценки могут быть основаны и на другой балльной шкале, важен принцип распределения значимости каждого риска внутри одной рисковой зоны. Оценка проводится на основе понимания уровня последствий и величины причиняемого ущерба. Однако, прежде чем проводить
опрос экспертов, необходимо собрать аналитическую информацию о вероятности возникновения рисков в системе и величине потерь по каждому направлению. Предоставление такой информации экспертам обязательно для повышения объективности оценки значимости риска, только в этом случае дальнейшая оценка рисков будет валидной. По каждой зоне следует провести расчет общего уровня риска путем суммирования показателей по всем видам рисковой ситуации. Таким образом,
ИРКУТСКИМ государственный университет путей сообщения
Таблица 2
Показатели оценки значимости риска
Сферы рисковых ситуаций Виды рисков
Несвоевременная доставка Утрата имущества Недопоставка материальных ресурсов Рост транспортных тарифов Суммарный балл
1. Закупки 0,6 0,2 0,2 - 1
2. Транспортировка 0,2 0,4 - 0,6 1
3. Складирование и хранение 0,3 05 0,2 - 1
4. Материально-техническое обеспечение (распределение) 0,4 0,4 0,2 0,2 1
1.Сбор информации о динамике рисковых событий и величине ущерба
2. Определение зоны
и профиля возникновения риска
3. Выбор метода расчета величины ущерба. Л,
4. Определение вероятности рискового события, 1'ь
Фон риска
Вид и подвид риска
Последствия риска
5. Определение значимости каждого риска для эффективной работы ЛС
Е
7. Расчет общего уровня риска региональной 6. Расчет меры риска по каждой зоне
логистическои системы
Рис. 2. Последовательность исследования рисков в логистической системе региона
последовательность исследования рисков в логистической системе менеджмента региона будет выглядеть следующим образом (рис. 2).
Поскольку алгоритм исследования рисков включает анализ его фона (управляемых и неуправляемых факторов), то ключевым моментом исследования является определение профиля риска, что позволяет избежать ошибок управленческого характера.
Представленная последовательность действий создает базовые условия для определения вероятности и вида рискового события на раннем этапе анализа, что дает возможность осуществить корректирующие действия в системе управления, то есть лимитировать риск путем влияния на управляемые факторы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Лифшиц А.С. Управленческие решения учебное пособие / А.С.Лифщиц. - М. : КНОРУС, 2009. -248 с.
2. Круминьш Н., Витолиньш К., Логистика в Восточной Европе: справочник по управлению системами логистики в Восточной Европе/ Н. Круминьш, К. Витолиньш. Республика Латвия, 2007.
3. Стерлигов К., Механизмы управления рисками в логистике www.logistpro.ru.
4. Якобсон А.Я., Территориальная организация региональной политики. - Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1994. - 183 с.