Логистика в аэрокосмической отрасли
УДК 332
О. А. Фрейдман
Иркутский государственный университет путей сообщения, Россия, Иркутск
РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ: ИССЛЕДОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
Глобализация экономических отношений требует от российских менеджеров новых знаний в области управления транспортно-логистическими системами. Этот подход обусловлен существующей статистикой в сфере международных перевозок. Возникает необходимость в исследованиях и совершенствовании системы управления рисками логистических цепей поставок, а также необходимость в постоянном мониторинге причин рисковых ситуаций на различных видах транспорта.
Присутствие методов риск-менеджмента в управлении логистическими процессами и системами связано с необходимостью измерения рисков в инвестиционных проектах, ориентированных на рост логистического потенциала регионов. В региональном масштабе методы риск-менеджмента - это управление качеством логистических процессов в регионе. Таким образом, выбор методов управления рисками зависит от классификации объекта управления, в качестве которых обычно выступают инвестиции в объекты логистической инфраструктуры; логистические операции; качество логистических операций и процессов
Существует ряд предпосылок, подтверждающих наличие множества рисковых зон в сфере международных перевозок. Необходимость совершенствования системы управления рисками подтверждается следующими причинами:
1) наблюдается рост объема внешнеторговых операций: ежемесячная динамика экспортных операций в 2011 г. составляет от 12 до 50 % по отношению к предыдущему 2010 г., а динамика импортных операций -от 12 до 40 % ежемесячно в настоящее время. Для поддержания стабильности поставок необходимо снизить риски, связанные как с сохранностью грузов, так и со ритмичностью его доставки;
2) изменения в таможенном законодательстве, происходящие в течение года несколько раз, также создают рисковые ситуации в транспортном коридоре. Приграничные задержки товара отражаются на деятельности компаний новыми штрафными санкциями, подрывая их финансовую стабильность;
3) расходы на транспортировку материальных ресурсов ежегодно растут как за счет роста расходов на топливо, так и за счет недостаточной оптимизации маршрутов доставки;
4) рост рынка логистических операторов, а также постоянные динамические изменения на данном рынке затрудняют выбор посредника для международного поставщика. По этой причине поставщики среди прочих рисков отмечают и риски, связанные надежностью посредника в логистическом канале (рис. 1).
Для снижения степени риска в процессе транспортировки необходимо связать в единую менеджмент-структуру хотя бы часть рынка региональных транспортных компаний.
Поставка осуществллась
Увеличение шришично!2»/.
Рис. 1. Структура логистических рисков, возникающих в ходе международной поставки [2]
Говоря об управлении транспортными системами, необходимо отметить, что сегодня редко найдется такой региональный центр, где взаимосвязь между различными видами транспорта была бы очевидной. Отсутствие единых целевых программ или их недостаточная продуманность порождают возникновение рисков поставок межрегионального и международного уровня.
Управление рисками в цепи поставок не ограничивается только оценкой величины риска. Убытки, связанные с перевозками имущества, могут быть вызваны различными факторами. По этой причине устранение и предотвращение рисков должно быть основано на такой системе решений, которая предусматривала бы многоальтернативные прогнозы и выборы. Такая система (или модель) позволила бы снижать наиболее опасные виды рисков. Таким образом, модель управления рисками представляет собой связь между причинами их возникновения и целью стратегии управления рисками (рис. 2).
Каждый вид риска требует особой методики оценки. В частности, определить уровень управленческих рисков, возникающих в системе логистического обеспечения региона, сложнее, так как ущерб необходимо рассчитывать с учетом экономических социальных потерь, обосновывать величину упущенной выгоды и значимость этой выгоды для региона. Поэтому расчет управленческих рисков в логистической системе должен быть проведен на основе качественных методов оценки принятия управленческих решений, к которым могут быть отнесены методы оптимистической и пессимистической оценки уровня риска; косвенная оцен-
Решетневскце чтения
ка уровня риска при внедрении проектов в области логистики (включающая расчет точки безубыточности проекта); оценка рисков альтернативных решений с помощью математико-статистических показателей (математическое ожидание, коэффициент вариации, мера риска) [1, с. 193] и др.
Для наиболее полной оценки риска и дальнейшего устранения причин рисковых ситуаций предлагается алгоритм исследований рисков транспортно-логисти-ческих операций (рис. 3).
Представленная последовательность действий позволяет определить вероятность и вид рискового со-
бытия на раннем этапе анализа, что дает возможность осуществить корректирующие действия в системе управления, т. е., по сути, лимитировать риск или устранить его фон, условия появления.
Библиографические ссылки
1. Лифшиц А. С. Управленческие решения : учеб. пособие. М. : КНОРУС, 2009.
2. Круминьш Н., Витолиньш К. Логистика в Восточной Европе: справочник по управлению системами логистики в Восточной Европе. Вильнюс : [б. и.], 2007.
Рис. 2. Условия и причины возникновения рисков при международной транспортировке
Рис. 3. Последовательность исследования рисков в системе транспортных операций (О. А. Фрейдман)
O. A. Freidman Irkutsk State University of Railway Transport, Irkutsk
RISK-MANAGEMENT OF INTERNATIONAL TRANSPORT OPERATIONS: LOGISTICS RESEARCH COMPONENT
Globalization of economic relations requires from russian managers to gain new knowledge in the field of transport and logistics systems. There is a need for research and improving risk management systems of logistics supply chains, as well as the need for constant monitoring of the causes of risk situations in vehicles.
© Фрейдман О. А., 2011