Научная статья на тему 'К вопросу оценки логистических рисков'

К вопросу оценки логистических рисков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
662
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
логистика / риски / система управления / принятие решения / управление рисками в логистике / logistics / risks / management system / decision-making / risk management in logistics

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. И. Прасолов

В статье определена роль логистики в достижении стратегических целей компании, обоснована сущность и содержание логистического процесса, выделены логистические риски в процессе принятия управленческих решений, предложены подходы оценки неопределенности и вероятности появление непланируемых результатов и варианты снижения негативных последствий реализации риска, рассмотрены примеры расчета показателя риска логистики в процессе управления производственными циклами организации. Гипотеза о недееспособности логистической системы в условиях отсутствия эффективной подсистемы управления рисками, приводящей к повышению вероятности наступления непредсказуемых последствий и значительным потерям в процессе управления финансовыми, материальными и иными потоками полностью подтверждается. При этом риск рассматривается как возможность возникновения непредвиденной ситуации или неудачного исхода деятельности организации в той или иной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF LOGISTICS RISK ASSESSMENT

the article defines the role of logistics in achieving the company's strategic goals, the essence and content of the logistic process, logistic risks are allocated in the process of decision-making criteria are proposed to evaluate the probability of a supply disruption and the importance of the consequences of reducing the quality of the supply, the algorithm of calculation of the risk value of logistics in the management of production cycles of the organization. The logistics system cannot be considered fully operational without an effective risk management subsystem, the absence of which can lead to increased risks and significant losses in the process of managing financial, material and other flows. In this case, the risk is considered as the possibility of an unforeseen situation or an unsuccessful outcome of the organization's activities in a particular area.

Текст научной работы на тему «К вопросу оценки логистических рисков»

4. Сигидов, Ю.И. Балансоведение: Учебник / Сигидов Ю.И., Рыбянцева М. С., Ясменко Г. Н., Оксанич Е. А. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - 255 с. References:

1. Oksanich E. A. Reflection of estimated liabilities in financial statements / E. A. Oksanich, A. I. Malashchuk, E.A. Parafes // Modern economy: problems, prospects, information support. - Krasnodar, 18-19 November 2016 - P. 426-429

2. Sigidov, Yu. I. Expansion of the information base of reporting indicators as a basis for improving management efficiency / Yu. I. Sigidov, M. S. Rybyantseva, G. N. Yasmenko, E. A., Sergiy. - Moscow, 2015. Ser. Scientific thought.

3. Sigidov, Yu. I. Accounting financial accounting studies.manual/ Sigidov Yu. I., Rybyantseva M. S., Yasmenko G.N., Oksanich E. A. - M.: INFRA-M, 2015. - 368 p.

4. Sigidov, Yu. I. Balance Studies: Textbook / Sigidov Yu. I., Rybyantseva M. S., Yasmenko G. N., Oksanich E. A. - Krasnodar: Kubgau, 2016. - 255 p.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10356

В.И. Прасолов - доцент кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность», к.э.н., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», viprasolov@fa.ru,

V.I. Prasolov - Associate Professor of the Department "Risk Analysis and economic security", PhD of political science, Financial university under the Government of the Russian Federation.

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РИСКОВ ON THE ISSUE OF LOGISTICS RISK ASSESSMENT

Аннотация. В статье определена роль логистики в достижении стратегических целей компании, обоснована сущность и содержание логистического процесса, выделены логистические риски в процессе принятия управленческих решений, предложены подходы оценки неопределенности и вероятности появление неплани-руемых результатов и варианты снижения негативных последствий реализации риска, рассмотрены примеры расчета показателя риска логистики в процессе управления производственными циклами организации. Гипотеза о недееспособности логистической системы в условиях отсутствия эффективной подсистемы управления рисками, приводящей к повышению вероятности наступления непредсказуемых последствий и значительным потерям в процессе управления финансовыми, материальными и иными потоками полностью подтверждается. При этом риск рассматривается как возможность возникновения непредвиденной ситуации или неудачного исхода деятельности организации в той или иной области.

Abstract. the article defines the role of logistics in achieving the company's strategic goals, the essence and content of the logistic process, logistic risks are allocated in the process of decision-making criteria are proposed to evaluate the probability of a supply disruption and the importance of the consequences of reducing the quality of the supply, the algorithm of calculation of the risk value of logistics in the management of production cycles of the organization. The logistics system cannot be considered fully operational without an effective risk management subsystem, the absence of which can lead to increased risks and significant losses in the process of managing financial, material and other flows. In this case, the risk is considered as the possibility of an unforeseen situation or an unsuccessful outcome of the organization's activities in a particular area.

Ключевые слова: логистика, риски, система управления, принятие решения, управление рисками в логистике

Keywords: logistics, risks, management system, decision-making, risk management in logistics

В настоящее время практически все хозяйствующие субъекты осуществляют взаимодействие, управление и контроль своих логистических процессов. Согласно актуальным исследованиям, логистика в сфере экономических отношений определяется как системное управления ресурсными, трудовыми, товарными потоками в целях оптимизации издержек [6]. Логистическая система на практике представляется совокупностью взаимодействия заинтересованных сторон, которые имеют потенциальные возможности и компетентности для перемещения необходимых ресурсов, и с интересами и прибылью которых связаны успех производственной или иной деятельности. С учетом того факта, что современный предприниматель в процессе планирования и организации собственной деятельности непрерывно сталкивается с необходимостью учета и осуществления управления рисками, сопутствующими любым процессам, в рамках которых принимаются и реализуются управленческие решения в условиях неопределенности, нельзя не утверждать о наличии рисков в логистических процессах хозяйствующих субъектов.

Ключевое понятие «риск» требующее четкого и однозначного определения, рассматривается потому что в экономической научной литературе отсутствуют общепризнанное положение о риске, хотя и известны различные авторские подходы сформировавшие понятия, и подходы о риске. В рамках нашей статьи под термином "риск" понимается гармоничное сочетание вероятности реализации непредсказуемого события и непредсказуемые последствий. При этом однозначно указано, что риском необходимо управлять, используя аналитические методы, позволяющие с определенной долей достоверности прогнозировать развитие и исход рискованных событий, своевременно корректировать процессы с тем, чтобы свести к приемлемому уровню нежелательные последствия.

Несмотря на относительную молодость управления рисками как объекта научного исследования и элемента практической деятельности специалистов в Российской Федерации за почти три десятилетия отечественная наука и экономика получили высококлассных экспертов в области риск-менеджмента, активно изучающие рассматриваемую категорию в контексте всех этапов осуществления управления. Так, на текущий момент времени в большинстве крупных отечественных организаций существуют структурные подразделения, отвечающие за организацию и обеспечение функционирование системы управления рисками. При этом, однако, даже при отсутствии подобных системных элементов в малом и среднем бизнесе, риск-ориентированный подход так или иначе применяется.

Согласно актуальным международным стандартам и рекомендациям в области управления рисками [1] [2], процесс управления можно разделить на пять необходимых этапов:

- Характеристика текущей ситуации. Данный элемент является связующим звеном между высшим менеджментом и системой управления рисками. Так, в рамках анализа ситуации следует произвести декомпозицию целей и стратегий, соотнести их с существующими бизнес-процессами, выделить возможные ситуации, способные оказать влияние; в условиях непрерывности процесса управления рисками (на 2 и последующих циклах): корректировка стратегии/бизнес-целей по результатам предыдущего цикла, сравнение целевых показателей с профилями рисков для установления риск-аппетита, границ допустимости целевых показателей, определение предельной емкости риска (какой максимальный объем ущерба субъект сможет принять при реализации риска);

- Идентификация рисков. На данном этапе на основе исследований о возможных событиях определяются, характеризуются и корректируются риски, устанавливаются их причины, возможное влияние при реализации, составляется и корректируется перечень рисков, реестр рисков, карта рисков, проводится классификация рисков;

- Анализ или оценка рисков. В рамках анализа по возможности определяются качественные и количественные характеристики риска с помощью построенных моделей на основе общепризнанных методов анализа, представленных в различных работах научного и прикладного характера, международных стандартах.;

- Воздействие на риск. На данном шаге, исходя из имеющихся возможностей или установленной базы методов воздействия на риск предлагаются инструменты управления, проектируются и корректируются политики воздействия на риск;

- Контроль, мониторинг. В отличие от вышеизложенных этапов, данные процессы, при выделении их в отдельный пункт, входят во все этапы управления рисками хозяйствующего субъекта и являются неотъемлемой его частью, обеспечивающие непрерывность и итерационность процесса управления. В рамках данного этапа на основе постоянного отслеживания важнейших установленных показателей качества и эффективности деятельности системы управления рисками осуществляется сбор информации и подготовка отчетности для дальнейшей коррекции деятельности системы в контексте каждого этапа управления.

Исходя из вышеизложенного можно судить о важности и необходимости процедуры оценки рисков в общей структур риск-менеджмента. От качества и адекватности полученных результатов касательно серьезности риска зависит эффективность последующего воздействия на риск, а также показатели общей эффективности цикла.

Многие исследователи [3], [4], [5] в своих работах в рамках проблематики оценки логистических рисков проводят анализ, адаптируют и рекомендуют к использованию различные методы оценки рисков. Однако чаще всего подобные подходы на практике не применимы. Нами предложены варианты комплексной оценки риска в деятельности хозяйствующих субъектов, которые основываются не совокупности методов оценки, или одном универсальном методе, а на систематизированных моделях. Использование систематизированной модели, гармонизирующей в себе функционал включенных методов, совокупность которых подвержена взаимосвязи и взаимозависимости, позволяют получить уникальный показатель уровня риска необходимого качества и по-настоящему полную процедуру оценки, требующую лишь входных данных в виде результатов этапа идентификации рисков.

В силу изменчивости риска и различиях в специфике деятельности хозяйствующих субъектов, разработка единой модели оценки логистического риска, способной удовлетворить интересы любой организации если не невозможна, то крайне сложна и трудоемка. Однако возможно предложить подход к моделированию оценки логистического риска хозяйствующего субъекта.

Выделяя ключевые этапы и составляющие процедуры оценки риска, мы соглашаемся с предложениями ряда авторов полагающих что, необходимо:

- Осуществить декомпозицию логистического риска с общекопоративного уровня на операционный, выделить входящие в него риски, относящиеся к одному или нескольким рисковым ситуациям в рамках каждого из процессов логистической системы;

- Установить внутренние и внешние причины риска, оценить вес данных причин;

- Установить возможные последствия, вероятность их наступления, величину ущерба/выгоды, взаимосвязь с причинами, уровень риска;

- Выбрать из имеющейся базы или предложить оптимальные инструменты воздействия на риск, оценить их эффективность и рассчитать остаточный уровень риска, сравнить остаточный уровень риска с нормой риск-аппетита, установленного в организации;

- По результатам реализации процедур управления рисками — оценить остаточный логистический риск на корпоративном уровне с использованием приведения шкал при необходимости.

Данный перечень этапов процедуры оценки логистических рисков присущ большинству хозяйствующих субъектов, имеющих в составе своей деятельности логистические процессы.

Важнейшей задачей риск-менеджера в контексте оценки логистического риска является подбор, адаптация и обеспечение взаимосвязи методов оценки для каждого из вышеизложенных этапов. В рамках исследования можно привести следующий набор методов оценки, подходящий к конкретному элементу процедуры оценки.

Для осуществления декомпозиции логистического риска приемлемыми можно считать экспертные методы, такие как:

- Мозговой штурм, структурированное интервью, метод «что, если». В условиях небольших масштабов организации данные методы, с учетом привлечения высшего менеджмента организации, могут оказаться одними из наиболее продуктивных. При этом стоит учитывать необходимость наличия высокой квалификации в области управления рисками как минимум у одного члена высшего менеджмента или главы системы управления рисками. В крупных хозяйствующих субъектах перечень методов может дополняться элементами метода Дельфи (с участием ответственных лиц отделов и структурных подразделений, непосредственно занимающихся или связанных с логистикой);

- Методы анализа причин и последствий, такие как РНА, галстук-бабочка, дерево отказов и дерево событий, при грамотном применении способны объединить этапы декомпозиции риска, установления причин, последствий рисков на операционном уровне. Данные методы, при относительной простоте реализации и отсутствии необходимости привлечения группы экспертов, в свою очередь требуют большей ответственности и качества работы риск-менеджера. Использование рассматриваемых методов на установленном этапе предполагает в первую очередь оперирование рисковыми ситуациями, разделение их на более мелкие в контексте бизнес-процессов и подпроцессов, а затем выделение в рамках построенной иерархии возможных причин и последствий рисков.

На этапе выделения причин, последствий и их веса адекватными можно считать метод экспертных оценок (в ситуации ограниченности ресурсов и малого размера организации), моделирование Монте-Карло, при наличии достаточной базы возможно применение элементов статистического метода. Вес причин и последствий крайне важен при выборе методов воздействия на риск, и в некоторых случаях может сыграть ключевую роль в выборе модели поведения относительно риска.

Так как идеальный логистический процесс предполагает точно выверенные временные промежутки перемещения материальных объектов, реализация рисков в такой ситуации в превалирующем большинстве случаев предполагает лишь убытки/ущерб. Расчет уровня риска в подобной ситуации может производиться классическими методами, оперирующими вероятностью возникновения ситуации и предполагаемым ущербом. Если подсчет возможных убытков в логистике серьезных затруднений не вызывает и может быть осуществлен базовым математическим инструментарием, то для расчета вероятности желательно использование как статистических ретроспективных данных, так и методов учета факторов изменчивости внешней среды. Благодаря развитию логистики в современной экономике, малые развивающиеся организации при отсутствии собственных статистических данных могут обратиться к подобным данным, опубликованным в современных исследованиях. Учет воздействия внешней среды можно производить с помощью сценарных методов, либо с помощью эконо-метрических моделей (однако в данном случае необходима репрезентативная выборка, что ограничивает применимость и популярность данного метода на практике). Для обеспечения дальнейшего качественного управления следует по возможности придерживаться единообразия единиц измерения, в случае с логистическими рисками денежное выражение можно считать оптимальным.

Роль квалификации риск-менеджера на этапе выбора методов воздействия и расчета остаточного уровня риска крайне велика. Чаще всего экономический эффект применяемых методов оценивается экспертным методом, что вносит высокую долю субъективности в конечную оценку. В условиях непрерывности функционирования логистических процессов ошибочный или неэффективный выбор инструментов минимизации риска может повлечь крупные убытки и даже штрафные санкции со стороны контрагентов. Именно поэтому механизмам и моделям оценки эффективности в области современного риск-менеджмента посвящено большое количество исследований.

В том случае, если в процессе оценки проводился анализ лишь одного рода логистических рисков, либо рисков в рамках одного бизнес-процесса, необходимость приведения шкал для отражения риска на корпоративном уровне отпадает. Однако, в случае использования различных методов оценки на этапе исчисления уровня риска или учета некоторых рисков не в денежном выражении, необходимо соотнести полученные результаты для отражения общего уровня риска. Для реализации данной задачи приемлемо использование Стэнов или Т-баллов, основанных на статистическом инструментарии.

Таким образом, подводя итог вышеперечисленному, необходимо отметить важность учета необходимости построения моделей или интеграции в модели методов оценки логистических рисков при организации и

проведении исследований. Лишь предполагая возможность интеграции в модель или изначальное моделирование типовых процедур оценки можно судить о потенциальной эффективности и практикоприменимости результатов исследований в области оценки логистических рисков.

Источники:

1. ГОСТ Р ИСО 31000-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Принципы и руководство. — (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 21.12.2010 N 883-ст);

2. Управление рисками организации: интеграция со стратегией и эффективностью деятельности (COSO ERM 2017);

3. Барышникова В.В., Поликарпова М.Г. Статистический подход к оценке логистических рисков промышленных предприятий // Статистика и экономика. - 2013.;

4. Гильц Н.Е., Смольникова Н.А. Методы анализа логистических рисков логистического провайдера // Решетников-ские чтения. - 2016;

5. Датченко А.А. Оценка рисков в логистической системе товародвижения пищевой продукции // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2015.;

6. Магомедов А.М. Логистика сегодня: иной взгляд на основные положения и понятия // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №5.

7. Пузанова, И. А. Управление цепями поставок : учебник для бакалавриата и магистратуры / И. А. Пузанова, Б.А. Аникин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 320 с.

References:

1. GOST R ISO 31000-2010. National standard of the Russian Federation. Risk management. Principles and guidelines. — (approved and put into effect by the Order of Rosstandart of 21.12.2010 N 883-St);

2. Organization risk Management: integration with strategy and performance (COSO ERM 2017);

3. Baryshnikova V. V., Polikarpova M. G. Statistical approach to the assessment of logistics risks of industrial enterprises / / Statistics and Economics. - 2013.;

4. Gilts N.E., Smolnikova N. A. Methods of analysis of logistics risks of a logistics provider / / Reshetnikovskie chit. - 2016;

5. Datchenko A. A. risk Assessment in the logistics system of commodity movement of food products // Bulletin of the Rostov state University of Economics (RINH). - 2015.;

6. Magomedov a.m. logistics today: a different view of the main provisions and concepts // Modern problems of science and education. - 2014. - №5.

7. Puzanova, I. A. supply chain Management: textbook for undergraduate and graduate studies / I. A. Puzanova, B. A. Anikin. - Moscow: yurayt Publishing house, 2019. - 320 p.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10357

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта 18-410-700004 р_а «Креативный средний класс как драйвер устойчивого развития региона и повышения качества жизни (на примере Томской области)»

И.В. Рощина - профессор кафедры экономики, д.э.н., Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, riv58@yandex.ru,

I.V. Roshchina - professor of economics, Tomsk State University.

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ И СРЕДНИЙ КЛАСС ИННОВАЦИОННОГО РЕГИОНА: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ QUALITY OF LIFE AND MIDDLE CLASS OF THE INNOVATION REGION: MAIN CHARACTERISTICS, FEATURES, PROBLEMS

Аннотация. Статья посвящена выявлению специфики субъективного среднего класса и подходов, наиболее соответствующих оценке качества его жизни, на примере Томской области.

Гипотеза о наличии общих типичных признаков для среднего класса нашла своё подтверждение частично. Выделяемые респондентами основные признаки для самоидентификации со средним классом в Томской области не в полной мере соответствуют тем, которые традиционно выделяются. В статье показано, что формируются новые сущностные характеристики креативного среднего класса.

При проведении исследования использованы научные данные российских и зарубежных исследователей, результаты общероссийских социологических опросов, а также исследования, выполненного при финансовой поддержке РФФИ.

Выявлено, что креативность среднего класса (в широком смысле) недостаточно присуща субъективному среднему классу в Томской области. Проявления ярко выраженных инновационных черт в экономической и социальной активности субъективного среднего класса в Томской области не выявлены.

С учётом полученного уточнённого портрета субъективного среднего класса инновационного региона (на примере Томской области) выделены подходы к оценке качества жизни, которые наиболее полно учитывают эти признаки.

Abstract. The article is devoted to identifying the specifics of the subjective middle class and the approaches that most correspond to the assessment of its quality of life, using the example of the Tomsk region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.