УДК 658.8
МИНИНА С. Г., ЛАЗИЧ Ю. В. MININA S. G., LAZICH Yu. V.
РИСКИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
RISKS OF LOGISTIC SYSTEM AND WAYS OF PREVENTING THEM
Аннотация. Логистика как область практического применения охватывает все сферы бизнеса, присутствует в каждой функциональной области любой компании. Одним из главных принципов работы логистики является надежность, то есть обеспечение минимального уровня риска функционирования логистической системы. Многообразие логистических процессов приводит к необходимости изучения рисков, которые появляются в логистике организации, с целью их предупреждения или своевременной ликвидации. Формирование системы управления рисками представляет собой достаточно трудоемкий процесс, состоящий из выявления и оценки риска, его предотвращения или снижения. Для достижения эффективности риск-менеджмента применяемые мероприятия должны быть диверсифицированными. В статье рассматриваются способы управления рисками, которые могут быть применены в компании в зависимости от конкретной ситуации. Результатом исследования предложенных в статье способов является переход к интегрированному рассмотрению рисков логистической системы, которое ориентируется на творческий подход в риск-менеджменте и эффективную организацию предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: логистика, логистическая система, риск, управление рисками, риск-менеджмент, страхование, оценка риска.
Summary. Logistics, as an area of practical application, covers all spheres of business, it is presented in functional area of any company. Reliability is one of the main working principles of logistics, that's why the risk of functioning of logistic system should be minimized. Diversity of logistic process leads to the need to examine the risks in order to prevent and timely dispose them. Creation of a risk management system is time-consuming process which consists of risk identification, assessment, justification and prevention or reduction. These activities should be diversified in order to achieve effective risk management. The article touches upon possible ways of risk management which can be used by a company. The result of studying these ways is a shift to integrated consideration of risk in logistic system, which focuses on creative approach in risk management and effective organization of entrepreneurship.
Keywords: logistics, logistic system, risk, risk management, insurance, risk assessment.
Логистическая система представляет собой многообразие процессов, которые различаются по своему назначению, структуре и порядку функционирования. На всем пути движения материального и сопровож-
дающих его информационного и финансового потоков, начиная с поставки сырья для производства продукции и заканчивая доведением ее до конечного потребителя, логистические процессы и система в целом под-
вержены разнообразным рискам.
Риск - это вероятность наступления определенного события и ущерб, нанесенный им [2].
В логистической системе риску подвержены все функциональные области, и негативные последствия его реализации могут сильно пошатнуть или вовсе разрушить благосостояние даже той организации, которая на первый взгляд казалась нерушимой.
Риски, относящиеся к логистике, характеризуют вероятность наступления события при выполнении логистических операций: грузопереработки, транспортировки, складирования, управления запасами и других, - также к логистическим относятся риски, связанные с администрированием логистики, управлением логистическими функциями, операциями, т.е. процессами [2].
В логистической системе существует пять функциональных областей, связанных с закупочной, транспортной, складской, производственной и сбытовой логистикой. Осуществляя свою коммерческую деятельность, предприятие обязательно сталкивается с рисками, относящимися хоть к одной из них. Классификация рисков, представленная в таблице 1, наглядно характеризует отношение риска к какой-либо области и дает возможность проследить взаимосвязь рисков. Например, риск срыва обеспечения плана производства материальными ресурсами приведет к увеличению вероятности появления риска срыва производственной программы, который, в свою очередь, увеличит вероятность риска отклонения от графика при транспортировке и т.д.
Затраты, направленные на осуществление логистических операций и поддержание логистических функций, занимают существенную долю в себестоимости конечной продукции (работ, услуг). Снижая логистические риски, можно уменьшить вероятность резкого роста стоимости логистических издержек, которое может произойти вследствие возникновения непредвиденных негативных событий, что, в свою очередь, поможет предотвратить появление убытков.
Риски в логистической системе можно предотвратить или существенно снизить материальный ущерб от них путем применения одного или нескольких истру-ментов управления рисками. Инструменты управления рисками подразделяются на четыре основных группы:
уклонение (к этой группе относятся такие инструменты как: отказ от ненадежных поставщиков, от рискованных проектов; страхование и другие);
локализация (инструменты группы: создание специальных отделов по управлению рисками; создание венчурных предприятий);
диссипация (к ней относятся: диверсификация деятельности, инвестиций, сбыта и продаж; распределение ответственности; распределение риска во времени);
компенсация (здесь применяются такие инструменты, как: создание резервов; целенаправленный маркетинг; мониторинг макросреды; прогнозирование внешней и внутренней обстановки; стратегическое планирование).
В настоящее время российская практика показывает, что передача рисков страховым компаниям является наиболее популярным способом управления рисками. Законом Российской Федерации от 26.07.2017 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхованием называется система отношений «по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий)» [1]. В логистике применимы все виды страхования, однако наиболее распространены следующие: имущественное страхование (страхование грузов, складских помещений, товарных запасов, подвижного состава (при условии наличия собственного парка транспортных средств) и др.), страхование ответственности (гражданской ответственности владельцев транспортных средств, перевозчиков и др.).
Однако не все риски целесообразно
передавать страховым компаниям. Для снижения рисков в логистической системе существует множество способов управления процессами, таковыми могут являться: своевременный отказ от ненадежных поставщиков, замена материальных ресурсов, использующихся в производстве, более качественными, создание товарных запасов для обеспечения спроса потребителей, организация поставок «точно в срок» и
многие другие.
Для того, чтобы управление рисками осуществлялось эффективно, следует использовать диверсифицированные подходы (т.е. комбинировать различные инструменты); подбирать инструменты, в свою очередь, нужно исходя из определения размера риска и разработанной к нему стратегии управ-ления.
Таблица 1
Внешние и внутренние логистические риски
Снабжение
Транспорт
Склад
Производство
Сбыт
Риск срыва обеспечения
плана производства ресурсами
Риск отклонения от графика
Риск дефицита складских площадей и нарушения ритма производства
Риск срыва плана производства в результате отсутствия необходимых мощностей
Риск падения покупательной способности на рынке
Срыв программы комплектации производства
Увеличение транспортных издержек, срыв финансовых обязательств
Риск кражы (хищения) складского имущества
Риск срыва программы производства
Риск срывов продаж
Риск изменения входных цен на материальные ресурсы
Ущерб в результате погодных условий
Риск утраты продукцией потребительских свойств в связи с поломкой систем хранения склада
Риск выпуска некачественной продукции
Риск снижения
спроса на продукцию
ввиду ее неконкурентоспособности
Риск поставки материальных ресурсов не вовремя
Риски, связанные с эксплуатацией транспортных средств
Риски утраты продукцией потребительских свойств в связи с неосторожностью персонала
Риск внутрисменных простоев в связи со срывами в программе производства
Риск замораживания запасов продукции, выпущенной сверх нормы
Риск поставки ресурсов низкого качаства
Кража (хищение) грузов
Риски порчи имущества в результате пожаров, стихийных бедствий
Риск неликвидов
Риск нанесения вреда окружающей _среде_
Риск недосдачи, пересорта
Риск возникновение гражданской ответственности при
транспортировке
Риск ошибок при сборке, приемке, отгрузке продукции
Риск порчи грузов Риски простоев
Для качественного управления рисками необходимо следовать структурированной системе, которая включает следующие этапы [2]:
1) распознание риска;
2) оценка риска;
3) определение мер и методов воздействия на риск;
4) предупреждение и контроль риска;
5) финансирование риска;
6) оценка результатов управления рисками.
На основе данной системы разработано множество национальных, региональных, международных стандартов управления рисками, основные из них представлены ниже:
- COSO ERM - стандарт, разработанный Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тредвея;
- FERMA - стандарт, разработанный федерацией европейских ассоциаций риск-менеджеров;
- ISO 31000:2009 - Risk management -международный стандарт.
В основу каждого стандарта заложена интегрированная модель управления рисками организации. Все стандарты включают в себя все 6 этапов и рассматривают все риски, которые могут возникнуть для организации на всем пути движения материального потока.
Рассмотрим применение стандарта COSO ERM на примере компании ПАО «ТрансКонтейнер».
Толчком для разработки стандарта стал выпуск Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тредвея проекта, в котором предприятия могли найти советы по организации внутреннего контроля и потом использовать их на практике. В последующие годы стала прослеживаться тенденция повышения внимания к организации системы управления рисками: появилась потребность в новом подходе, позволяющем распознавать, оценивать и управлять возникающими в процессе деятельности рисками. В 2001 году COSO начал осуществлять идею по разработке такого проекта. Итогом стал документ «Концептуальные основы
управления рисками организаций», в котором продолжилось изучение вопросов внутреннего контроля [3]. Основной идеей подхода явилось создание эффективной системы управления рисками с целью достижения поставленных компанией целей при рациональном использовании ресурсов [3].
ПАО «ТрансКонтейнер» - российская компания, занимающаяся интермодальными контейнерными перевозками. Она оперирует крупнейшим в России парком контейнеров и фитинговых платформ. Основными направлениями деятельности компании являются [5]:
железнодорожные контейнерные перевозки;
терминальные услуги и таможенное складирование;
контейнерные перевозки автотранспортом;
экспедиторские и логистические
услуги.
До внедрения системы управления рисками в компании осуществлялся анализ только финансовых рисков. Решение внедрить систему было принято акционерами. Финансовый департамент принял на себя эту задачу. За основу взяли классификацию, представленную в стандарте COSO ERM, которая предусматривает четыре категории рисков: стратегические, операционные, нормативные, финансовые [4].
На первом этапе идентификации возможных рисков компанией было выявлено 65 рисков в 22 областях возникновения. Логистические риски по предложенной классификации попали в группу «Операционные».
Оценку размера риска, который может взять на себя компания, ежегодно производил Совет директоров. Приемлемый размер составлял примерно 10% от среднемесячной выручки (в 2015 году эта сумма равнялась 300 млн. рублей). Кроме того, риски разделили на три категории в зависимости от их размера и вероятности их наступления, после чего каждый риск был закреплен за его владельцем, как правило, это начальник подразделения. Совокупность приведенных процедур очень эффективна с
точки зрения изменяемости условий как показателей внешней среды, так и компании. Систематический мониторинг рисков позволяет отследить их принадлежность к какой-либо категории (а также изменяемость самих категорий в зависимости от допустимого ущерба), что позволяет своевременно разработать нужную стратегию управления.
Следующим этапом, итогом первых двух, стало формирование карты рисков.
Карта представляет собой упорядоченный перечень рисков (в форме таблицы Excel), содержащий следующую информацию по каждому риску: классификация по COSO ERM 2004; область, номер, наименование, возможные причины и возможные последствия риска; владельца риска; уровень критичности; метод управления [4].
Таким образом, карта рисков стала основой для расчета ключевых показателей и индикаторов риска и составления риск-ориентированного бюджета компании.
Например, в области управления перевозками в компании существует риск неэффективной организации перевозок. К нему указаны ключевые показатели эффективности: коэффициент порожнего пробега вагона, коэффициент порожнего пробега контейнера, коэффициент использования вместимости вагона, контейнера. К ним, в свою очередь, подобраны ключевые индикаторы риска: наличие сверхнормативного простоя вагонов, наличие грузов, доставленных с порчей, задержка в поставке грузов [4]. В зависимости от изменения данных показателей, компания определяет возможный убыток от реализации риска, разрабатывает стратегию управления им.
Последним этапом в системе управления рисками является постоянный контроль. Он осуществляется через ведение статистики о реализованных рисках и убытках, которые они принесли. На основании отчетов создаются замечания, привязанные к каждому риску. За каждым замечанием закреплен ответственный за его устранение.
Таким образом, рассмотренная выше система управления рисками, внедренная на основе международного стандарта, позволила компании интегрировано определять,
контролировать и снижать свои риски. В настоящий момент ПАО «ТрансКонтейнер» является единственной в железнодорожном секторе России, которая внедрила и успешно использует комплексную систему управления рисками, причем сделала это самостоятельно, без использования сторонних организаций.
Еще одним примером эффективного управления является корпорация Posti Group, предоставляющая услуги логистического характера, включая складское хранение, грузоперевозки и маркетинговые коммуникации. Для снижения рисков от осуществления своей деятельности корпорация внедрила международный стандарт ISO 9001, согласно которому все подразделения и филиалы ориентируют свою деятельность на: предоставление услуг надлежащего качества согласно требованиям клиентов, отслеживание удовлетворенности клиентов, мониторинг качества и эффективности предоставляемых услуг, совершенствование качества услуг на протяжении всей цепи поставок [6].
Для оценки, контроля и управления экологическими рисками компания внедрила стандарт ISO 14001. С его помощью она рационально использует свои ресурсы, нанося меньше вреда окружающей среде, например: снизила потребление топлива, в том числе за счет рациональной организации маршрутов, повысила эффективность утилизации отходов и снизила количество отправляемых на захоронение отходов путем использования вторичного сырья, уменьшила энергопотребление своих производственных площадей за счет внедрения новых технологий [6].
Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Предприятиям при осуществлении своей деятельности, в том числе и логистической, для достижения положительного эффекта необходимо контролировать возможные риски. Особое внимание следует обращать на риски логистической системы ввиду их разнообразия и внушительного количества. Анализируя риски логистической системы, необходимо использовать интегрированный подход для выявления всего их спектра и взаимосвязей
между ними.
В настоящее время тема управления рисками достаточно хорошо изучена и представлена в виде различных моделей, систем, стандартов, которые являются своеобразным пособием, используя которое, внедрение эффективной комплексной системы управления рисками станет проще и не будет осуществляться методом «проб и ошибок». Рассмотренный в статье опыт компаний может послужить примером для российских организаций, деятельность которых не обязательно должна затрагивать область логистических услуг. Качественная реализация идеи управления рисками - это инвестирование в развитие как самой компании, так и экономики в целом.
Литература
1. Федеральный закон РФ от 26.07.2017 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://lgoty-vsem. ru/wp-content/uploads/2017/11/Zakon-RF-ot-27.11.1992-N-4015-1-red.-ot-26.07.2017-Ob-organizatsii-strahovogo-dela-v-Rossijskoj-Federatsii-s-izm.-i-dop.-vstup.-v-silu-s-22.08.2017.pdf (дата обращения: 16.11.2017).
2. Аюпов Р.К. Анализ рисков и управление рисками в логистике: метод. материалы. - В 2-х кн. / Р.К. Аюпов. - Алматы, 2011. - С. 70, С. 88.
3. Комитет спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO) Управление рисками организаций. Интегрированная модель [Электронный ресурс]. - URL: http://www. valtars.ru/files/upload/Atual_info/coso_upravlnie _riskami_organizacii_integrirovannaya_model. pdf (дата обращения: 17.11.2017).
4. Опыт внедрения системы управления рисками в ПАО «ТрансКонтейнер» [Электронный ресурс]. - URL: http://www. nand.ru/upload/medialibrary/fedoseeva.pdf (дата обращения: 17.11.2017).
5. ПАО «ТрансКонтейнер» [Электронный ресурс]. - URL: https://trcont.com (дата обращения: 17.12.2017).
6. Политика Posti Group в области качества и экологии [Электронный ресурс]. -URL: http://www.itella.ru/files/62/Post%20Group _%>20QuaHty%>20and%>20Environmental%>20PoHc y_Russian.pdf (дата обращения: 18.11.2017).