Научная статья на тему 'Системный подход к управлению логистическими рисками'

Системный подход к управлению логистическими рисками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
592
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / РИСК / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / SYSTEMATIC APPROACH / SYSTEMATIC ANALYSIS / RISK / RISK MANAGEMENT / LOGISTICS SYSTEM / SUPPLY CHAIN MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поздеева С.Н.

В работе рассматривается системный подход к управлению рисками в логистической деятельности. Логистика и управление цепями поставок, как любая другая деятельность в экономической сфере связана с определенными рисками. Идентификация и минимизация рисков в логистической системе есть необходимое условие для успешной работы транспортной компании, а в условиях глобализации необходимо международным компаниям искать оптимальные пути доставки грузов через границы государств. Анализируя системный характер управления, руководители организаций разрабатывают комплекс мероприятий для оценки степени рисков, а системный подход помогает руководителю более эффективно достигать целей организации. Проведено исследование оценки рисков деятельности логистических компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIC APPROACH TO MANAGEMENT LOGISTICS RISKS

The paper considers a systematic approach to risk management in logistics activities. Logistics and supply chain management, like any other activity in the economic sphere is associated with certain risks. Identification and minimization of risks in the logistic system is a necessary condition for the successful operation of a transport company, and in the context ofglobalization requires international companies to seek optimal ways of delivery ofgoods across borders. By analyzing the systemic nature of management, managers develop a set of measures to assess the degree of risk, and a systematic approach helps the Manager to more effectively achieve the goals of the organization. The study was conducted to assess the risks of logistics companies.

Текст научной работы на тему «Системный подход к управлению логистическими рисками»

УДК: 338.2

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ

РИСКАМИ

Поздеева С.Н., к.э.н., доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

E-mail: SNPozdeeva@fa.ru

Аннотация. В работе рассматривается системный подход к управлению рисками в логистической деятельности. Логистика и управление цепями поставок, как любая другая деятельность в экономической сфере связана с определенными рисками. Идентификация и минимизация рисков в логистической системе есть необходимое условие для успешной работы транспортной компании, а в условиях глобализации необходимо международным компаниям искать оптимальные пути доставки грузов через границы государств. Анализируя системный характер управления, руководители организаций разрабатывают комплекс мероприятий для оценки степени рисков, а системный подход помогает руководителю более эффективно достигать целей организации. Проведено исследование оценки рисков деятельности логистических компаний.

Ключевые слова: системный подход, системный анализ, риск, управление рисками, логистическая система, управление цепями поставок.

SYSTEMATIC APPROACH TO MANAGEMENT LOGISTICS RISKS

Svetlana N.Pozdeeva, Ph.D. econ. Sciences, Asssociate professor

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: SNPozdeeva@fa.ru

Abstract. The paper considers a systematic approach to risk management in logistics activities. Logistics and supply chain management, like any other activity in the economic sphere is associated with certain risks. Identification and minimization of risks in the logistic system is a necessary condition for the successful operation of a transport company, and in the context of globalization requires international companies to seek optimal ways of delivery ofgoods across borders. By analyzing the systemic nature of management, managers develop a set of measures to assess the degree of risk, and a systematic approach helps the Manager to more effectively achieve the goals of the organization. The study was conducted to assess the risks of logistics companies.

Keywords: systematic approach, systematic analysis, risk, risk management, logistics system, supply chain management.

В настоящее время исследование функционирования организаций требует применения системного подхода, что обусловлено объективными процессами современного этапа развития мировой экономики, ускорением темпов научно-технического прогресса, глобализацией производственно-хозяйственных связей,

ужесточением конкуренции и требований рынка в информационного мирового пространства, а также организационной трансформацией, в которой инструменты технологии и система управления рассматриваются вместе в тесной взаимосвязи и взаимозависимости, и влиянием внешней среды и связей с другими

организациями (контрагентами). Основой современной инновационной системы управления, в том числе и в управлении логистическими процессами, является резкий прогресс информационных технологий, позволяющий преодолеть время и пространство, программировать процесс развития в режиме наибольшей эффективности. Соединение возможностей информационных технологий с инновационным управлением обусловили формирование современной системы риск-менеджмента, представляющим механизм информационного и аналитического обеспечения управления необходимыми системными

сведениями в решении on-line в любых пространственных масштабах.

В 1960-х годах появился подход к управлению, известный как "системный подход", который объединяет предшествующие школы управленческой мысли. Среди зарубежных ученых, в трудах которых уделено большое внимание определению и исследованию сущности категории системный подход, можно выделить: Людвиг фон Берталанфи, Лоуренс Дж. Хендерсона, У. Г. Скотт, Дениэл Кац, Роберт Л. Кана, У. Бакли и Дж.Д. Томпсон Г.Саймон, Честер Барнард и др.

В работах подробно характеризуется организация как органическую и открытую систему, состоящую из взаимодействующих и взаимозависимых частей, называемых подсистемами, а системный подход к управлению рассматривает управление как системой или как организованным целым, состоящее из подсистем, объединенных в единое целое или упорядоченную совокупность. Честер Барнард был первым человеком, который использовал системный подход в области управления, и считал, что исполнительная власть должна действовать, сохраняя баланс между конфликтующими сторонами и происходящими событиями, а разумный руководитель принимает эффективное управленческое решение. Американский ученый Г. Саймон рассматривал организацию как сложную систему процесса принятия решений.

Системный подход основан на обобщении, что все взаимосвязано и взаимозависимо, а система состоит из связанного и зависимого элемента, который при взаимодействии образует единое целое. Система-это просто совокупность или комбинация вещей, или частей, образующих сложное целое.

В отечественной науке системный подход не только как категорию, но и как основу для создания общей теории систем стали исследовать

A.А. Богданов, Е.С. Федоров, Н.А. Белов,

B.И.Вернадский, Н.А.Бернштейн. Так, А.А.Богданов в своем труде «Тектология: Всеобщая организационная наука» высказал

мысль о необходимости создания единой науки с «всеобщей точкой зрения», выражающая идею общей теории систем [1, С. 92].

В современной отечественной науке большой вклад в системные исследования внесли Г.Б. Клейнер, З.А. Решетова, Ф.Е. Темников, И.Б.Новик, Э.Г. Юдин, В.Н.Садовский и др. Труды ученых нашли отражение в развитии, распространении идей теории систем и системного анализа и их применения для решения конкретных прикладных проблем.

Одной из важнейших характеристик системы является то, что она состоит из иерархии подсистем, то есть частей, образующих главную систему. В свою очередь каждая структурная часть также является системой, представляющая собой иерархию соответствующих подсистем и так далее.

Кроме того, отметим, что каждая национальная экономика состоит из своих различных отраслей, каждая отрасль состоит из фирм и, конечно, фирма может рассматриваться как система, состоящая из подсистем, таких как производство, маркетинг, финансы,

бухгалтерский учет и др.

К основным особенностям системного подхода можно отнести:

1) система состоит из взаимодействующих элементов - это совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых частей, расположенных таким образом, что образуется единое целое;

2) различные подсистемы следует изучать в их взаимосвязях, а не в отрыве друг от друга;

3) организационная система имеет границу, которая определяет, какие части являются внутренними, а какие являются внешними;

4) система не существует обособленно, а получает информацию, материал и другие ресурсы от других систем в качестве входных данных, которые проходят процесс преобразования внутри системы и выходят система как выход к другим системам;

5) организация является динамичной системой, поскольку она реагирует на окружающую среду и является к изменениям в окружающей среде.

В системном подходе существенное внимание уделяется общей эффективности системы, а не эффективности подсистем, учитывая

взаимозависимость подсистем. Так, системный подход обладает огромными возможностями, и системная точка зрения может дать толчок к унификации теории управления. Теория систем полезна для менеджмента, поскольку она направлена на достижение поставленных целей и рассматривает организацию как открытую систему.

В настоящее время системный подход используется для исследования объекта с разных сторон, комплексно, а наиболее распространенным направлением системных исследований считается системный анализ, изучающий объект как единое целое. Системный подход возник, с одной стороны, в результате обобщения практики специалистов по исследованию операций, а с другой — вследствие совершенствования общей теории систем, теории автоматического регулирования и управления, и представляет собой методологию решения сложных задач и проблем, основанную на концепциях, разработанных в рамках теории систем.

При исследовании различных

организационных систем и принятии правильного управленческого решения необходимо творчески подходить к этому процессу. Процесс поиска, принятия и реализации решений разнообразных, сложных, запутанных проблем- есть творческий процесс, который вносит изменения в окружающий мир, при этом необходимо думать системно. Для этого необходимо:

- выделить систему из окружения, то есть выделить пространственно- временную границу, отделяющую систему из среды;

- выделить в системе «сохраняющееся» и «изменяющееся» (или «общее» и «частное», или «инвариантное» и «частные системы»);

- установить связи между ними;

- определить правила устойчивого движения системы;

- рассмотреть все возможные траектории движения системы;

- выбрать оптимальные, которые сохраняют развитие системы в целом.

Работая системно, упорядоченно и взаимосвязано, можно получить хорошие результаты в своей работе. Системный подход к управлению базируется на том, что все стороны деятельности организации (производственная, финансовая, социальная и т.п.) связаны друг с другом. Поэтому изменение в одном из них неизбежно обусловливает изменения во всей организации. При системном подходе организация должна рассматриваться во взаимосвязи с внешней средой, в которой она функционирует [7, С. 91].

Системный подход помогает выработать правильное мышление о процессе управления. Руководитель любого уровня должен мыслить в соответствии с системным подходом, так как при изучении системного подхода прививается такое мышление, которое, с одной стороны, помогает устранить излишнюю сложность, а с другой стороны, помогает руководителю понять суть сложных, а зачастую нестандартных, вопросов и принимать решения, основанные на точном представлении окружающей среды.

Любой бизнес подвергается рискам, и системный подход к управлению позволит предприятию снизить степень экономических рисков, т. е. снизить вероятность непредвиденных материальных и финансовых потерь в хозяйственной деятельности предприятия. Рассмотрение отдельных видов предпринимательских рисков, помогает разделить риски на системные, зависящие от экономического развития страны, политической ситуации, конъюнктуры рынков и несистемные риски, которые определяются ходом развития хозяйственной деятельности предприятия.

Поэтому системность позволяет отделить финансовые зоны риска:

1) безрисковая зона риска, по которой финансовые потери не прогнозируются;

2) зона с допустимым уровнем риска предусматривает возможность потери

финансовых активов в размере расчетной суммы прибыли;

4) в зоне с критическим уровнем финансовых потерь убыток предприятия исчисляется суммой понесенных издержек обращения;

5) зона с катастрофическим уровнем хозяйственного риска, что приводит предприятие к банкротству [4, С. 30].

При исследовании системы необходимо структурировать задачу и очертить границы системы. Кроме того, не менее важно учитывать, что системы, с которыми приходится иметь дело менеджеру в ходе своей деятельности, являются элементом более крупных систем, возможно, охватывающих всю отрасль или несколько, иногда много, компаний и отраслей, или даже общество в целом. Под влиянием внешних и внутренних факторов эти системы постоянно изменяются: они создаются, эксплуатируются, реорганизуются и ликвидируются. Для понимания того, что системный подход помогает более эффективно достигать целей организации, руководитель должен определить понятие системы, как совокупности взаимосвязанных элементов, образующих единое целое. В системе риск- менеджмента, анализируя системный характер управления, руководители предприятий разрабатывают комплекс мероприятий для оценки степени хозяйственный рисков, в частности: систему профилактики рисков, включающую избежание хозяйственных рисков, минимизацию, диверсификацию и ограничение предпринимательских рисков, а также внешнее и внутреннее их страхование.

Рассматривая предприятие как систему, разумный бизнесмен сохранит свой бизнес, хотя зачастую управленческие решения приходится принимать в условиях риска и неопределенности, и не позволит «нулевого» уровня рентабельности.

Одной из принципиальных особенностей системного анализа, отличающей его от других направлений системных исследований, является разработка и использование средств, облегчающих формирование и сравнительный анализ целей и функций систем управления. Вначале методики формирования и исследования

структур целей базировались на сборе и обобщении опыта специалистов, накапливающих этот опыт на конкретных примерах. Однако в этом случае невозможно учесть полноту получаемых данных [2, С. 110].

Логистика и управление цепями поставок, как любая другая деятельность в экономической сфере связана с определенными рисками. Риск определяется как деятельность, связанная с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения

предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.

Менеджерам в области логистики необходимо уметь выявлять риски, оценивать их, учитывая влияние факторов риска на результаты деятельности компании, принимать решения по управлению рисками. Управление рисками довольно проблематичный процесс, так как их предотвращение зависит не только от производителя продукции (товаров или услуг). Как историческая категория, риск представляет собой осознанную человеком возможную опасность. Это свидетельствует о том, что риск исторически связан со всем ходом общественного развития.

Но управлять риском можно с помощью различных методов, позволяющих в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры по снижению риска. Проблема управления рисками, преодоления неопределенности существует во всех секторах экономики, в том числе и в логистике, и это объясняет ее постоянную актуальность. Любой

хозяйствующий субъект может столкнуться с необычными или нестандартными ситуациями, незапланированными или непредвиденными событиями, на которые необходимо своевременно реагировать.

Любая логистическая система подвержена риску. Идентификация и минимизация логистических рисков необходимое условие для успешной работы транспортной компании, а в

условиях глобализации необходимо

международным компаниям искать оптимальные пути доставки грузов через границы государств. В современных условиях выходят на первый план понятия: международная логистика и таможенная логистика. Главной особенностью международной логистики является тот факт, что производитель и потребитель товара находятся в различных государствах, и в процессе доставки товаров потребителю необходимо преодолеть государственные границ и таможни. Таможенная логистика возникает там, где формируются глобальные макрологистические системы внешнеторгового оборота, т.е. когда таможенные органы становятся звеньями логистических цепей. В таможенном деле цели логистики непосредственно связаны с государственным регулированием внешнеторговой деятельности, т.е. перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Эти процессы связаны с рисками, которые возникают на этапе пересечения грузом границы государства и дальнейшими процессами, связанными с деятельностью таможни [8, С. 6].

Понятие риска имеет различные трактовки в литературе, хотя риск является характерным свойством в экономическом развитии, понятие «риск» на сегодняшний день не имеет точного определения.

Л.П. Крысин в «Толковом словаре иностранных языков» определил понятие «риск» следующим образом:

Риск, [фр. risque; итал. risico; греч. rixikon — утес, скала] — возможная опасность (идти на риск).

В «Толковом словаре русского языка» С.Н. Ожегова предложено определение риска:

Риск — возможность опасности, неудачи. Идти на риск. Без всякого риска. С риском для жизни. Группа риска (группа лиц, наиболее подверженных риску); действие наудачу в надежде на счастливый исход. На свой риск (или на свой страх и риск) действовать, поступать (полностью на свою ответственность).

В работах, посвященных исследованию рисков, в том числе в логистических системах и

цепях поставок, приводятся различные подходы к понятию риска [9, С.23].

1. Риск рассматривается как возможность частичного или полного неполучения дохода при наступлении некоторых нежелательных событий или возможность пострадать от какой-либо формы убытка или ущерба.

2. Риск отождествляется с расчетными статистическими величинами, такими как вероятность получения убытков или ущерба.

3. Риск - это отклонение от ожидаемого хода событий.

4. Риск - это образ действий в неясной, неопределенной обстановке или ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха.

5. Риск - это результат отклонений действительных данных от оценки сегодняшнего состояния и будущего развития, причем отклонения могут быть позитивными и негативными.

6. Риск - это ситуация или событие, наступление которого может привести к негативным (убыткам, потерям) или позитивным (дополнительный доход) отклонениям. При этом вероятность или опасность риска выступают параметрами, оценка которых позволяет определить значимость риска.

Многие исследователи отождествляют термин риск с неопределенностью, считая, что неопределенность включает в себя изменчивость и вероятность возникновения самих рисков. Конечно, неопределенность является критичной для любого проекта, оказывая влияние на достижение целей по времени и затратам. Однако неопределенность является внешним условием, влияющим на значения параметров риска, таких как вероятность, опасность и пр.

Таким образом, определение риска как события или явления не является достаточным, необходимо рассматривать неопределенность и непредсказуемость, связанные с будущими условиями функционирования логистической системы.

Исследователи по теории рисков определили следующие источники неопределенности:

- менеджмент в недостаточной мере владеет информацией о локальных ресурсах и условиях;

- отсутствие полной спецификации для работы в организации;

- отсутствие унификации материалов, работ и команд в отношении времени и места;

- непредсказуемость внешней среды.

С точки зрения В.А.Кошелева, неопределенность является следствием изменчивости внешних и внутренних условий и отсутствия данных. В связи с этим выделяет следующие виды неопределенности:

- неопределенность, связанная с оценками реализации проекта;

- неопределенность в отношении маркетинга и логистики;

- неопределенность в отношении целей и приоритетов;

- неопределенность в отношениях между участниками проекта [6, С. 67].

Итак, риски в логистике - отклонение от установленных целей, ожидаемых

результатов, вследствие нарушения

динамической устойчивости системы логистики предприятия для достижения оптимального экономического эффекта.

Системный подход предполагает поиск причин рисковых ситуаций, прежде всего, во внешней среде. К внешним факторам, способствующих к возникновению рисковых ситуаций можно отнести:

- несовершенство законодательства;

- противоречивость макроэкономических процессов;

- политическая нестабильность;

- ненадежность контрагентов (партнеров, банков);

- неопределенность спроса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- форс-мажорные обстоятельства;

- агрессивность конкурентов.

В рамках рассмотрения системной интерпретации риск- менеджмента отметим, что риск является случайной величиной. Тогда риск

R может быть представлен в вероятностных формах:

1) как случайный процесс R(t);

2) как система зависимых случайных величин с фиксированной последовательностью наступления {R, Y, T};

3) как случайная функция: R = R[xi, ..., xm, T,

Y(T)],

где R - значение риска;

xi, ..., Xm - факторы, влияющие на возникновения риска;

T - случайный момент времени возможного наступления рисковой ситуации;

Y - случайное событие, состоящее в возникновении рисковой ситуации (булева случайная величина).

Статистическими характеристиками риска являются математическое ожидание риска E(R) и дисперсия риска Var (R).

В риск- менеджменте необходимо решить следующую управленческую задачу:

iE(R) ^ min;

Var(R) ^ min (1)

^С i, ^С 2, * ^ ^^^

Возможны решения оптимизационной задачи:

1) оптимизация момента возможного возникновения рискового события;

2) минимизации вероятности наступления рискового события;

3) минимизация величины риска в случае наступления рискового события.

Для оценки рисков деятельности логистических компаний было проведено исследование мнений экспертов в области логистики в части рисковых ситуаций.

Каждому из 6 экспертов был предложен перечень из 12 рисков, которые считаются наиболее актуальными (оценивали по шкале от 1 до 12):

1) Нарушение сроков поставки

2) Несвоевременная оплата за поставку

3) Изменение вида продукции после подписания договора

4) Ошибки персонала

5) Стихийные бедствия

6) Сбои в работе экспедиторской службы

7) Хищения при транспортировки

8) Нарушения при хранении продукции

9) Сбои в работе компьютерных сетей

10) Изменения в законодательстве

11) Изменения конъюнктуры рынка

12) Колебания курса валют

Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Оценка экспертов

Риски Эксперты Итого

1 2 3 4 5 6

1 3 4 5 4 4 4 26

2 10 7 12 9 7 7 53

3 9 12 11 8 10 12 59

4 5 6 4 5 6 6 29

5 12 2 3 6 2 2 17

6 4 1 2 1 5 1 18

7 1 3 1 2 1 3 12

8 8 5 6 3 3 5 26

9 2 11 8 11 11 11 59

10 11 8 9 10 8 8 56

11 6 10 10 12 12 10 67

12 7 9 7 7 9 9 46

Итого 78 78 78 78 78 78 468

Для определения степени согласованности мнений экспертов по важности каждого из возможных рисков (с учетом их влияния на деятельность компании) воспользуемся коэффициентом конкордации: _ 1221=1 Д? т2^(п3-п)

W

(2)

где т- число экспертов; п- количество рисков; й -отклонение суммы рангов по > тому направлению от среднего значения рангов.

12 • 4210

ш = 12 4210 =0,817793 6?(123-12)

Мнения экспертов можно считать согласованным, а качество оценки- высоким, так значение коэффициента W>0,8.

Оценим значимость коэффициента конкордации с использованием критерия согласия «х2» Пирсона с числом степеней свободы к= п-1; к= 12-1.

Расчетное значение х2расч =W•m•(n-1)= 53,97436.

Табличное значение х2табл (k=11, а=0,005) = 26,6.

Поскольку 26,6 < 53,97436, то гипотеза мнения экспертов согласованы с вероятностью 0,995.

Таким образом, координируя деятельность всей системы управления организацией для достижение всех поставленных целей, менеджерам в области логистики необходимо уметь выявлять риски, оценивать их, учитывая влияние факторов риска на результаты деятельности компании, принимать решения по управлению рисками на основе системного подхода.

Список использованных источников

[1] Богданов А.А. Тектология: всеобщая организационная наука. В 2 кн. М., 1989. Кн.1.

[2] Грицков С.В. Роль системного подхода в управлении бизнесом // Экономические стратегии. 2011. Т. 13. № 12 (98). С. 110.

[3] Дмитриев О.Н. Системный анализ в управлении: Научное и учебное издание/ Дмитриев О.Н. - М.: "Доброе слово", 2005 - 200с.

[4] Киселев В.Г., Д.В. Суходоев Основы системного анализа и управления в таможенном деле. Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2013. - с. 30

[5] Клейнер Г.Б. Системный подход к стратегии предприятия [Электронный ресурс]. Издательство: "Синергия" (2009).

[6] Кошелев, В.А. Методология управления рисками в логистических системах жилищного / Дисс. на соиск. уч. степ. докт. экон. наук. [Текст] - Самара, СГЭУ. - 2015.

[7] Мескон М., Альберт М. и др. Основы менеджмента. - М.: Вильямс, 2014. - с.91.

[8] Поздеева С.Н.Управление логистическими рисками: учебное пособие/ С.Н. Поздеева. М.: РИО Российской таможенной академии, 2016. 124 с.

[9] Яхнеева, И.В. Теория и методология управления рисками в системах поставок [Текст] / Дисс. на соиск. уч ст. докт. экон. наук. - Самара. - 2013. - 330 с.

[10] Md.Masud Rana1, Md. Julfikar Ali2, Akash Saha3, Contemporary Theory of Management: A Comparative Study on Quantitative Approach, System Approach and Contingency Approach// International Journal of Business and Management Invention ISSN (Online): 2319 - 8028, ISSN (Print): 2319 - 801X www.ijbmi.org || Volume 5 Issue 5 || May. 2016 || PP—14-22. URL: https://www.researchgate.net/publication/312795872 (дата обращения: 01.12. 2019

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.