Научная статья на тему 'Картины мира и методы их исследования'

Картины мира и методы их исследования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8588
973
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данилова В. С., Кожевников Н. Н.

Рассмотрены различные картины мира, однако особое внимание уделено «научной картине мира» и методологии её исследования и формирования. Значительное место в работе отводится «третьей научной картине мира».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

World image and its study methods

The article studies different world images. However, a special attention is given to «scientific world image» and methodology of investigation and formation. Besides, a sigificant meaning is given to «the third scientific world image».

Текст научной работы на тему «Картины мира и методы их исследования»

□ □

УДК 1/14

B.C. Данилова, Н.Н. Кожевников

КАРТИНЫ МИРА И МЕТОДЫ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рассмотрены различные картины мира, однако особое внимание уделено «научной картине мира» и методологии её исследования и формирования. Значительное место в работе отводится «третьей научной картине мира».

1. Общая характеристика картин мира

Основные понятия исследований проблемы, сформулированной в заголовке настоящей работы, такие как «парадигма», «картина мира», до сих пор находятся в стадии становления, имея многочисленные определения-варианты, среди которых до сих пор не выделены общепризнанные. В результате возникает основа для переосмысления исходных понятий и их уточнения.

В «парадигме» главным является то, что система идей замыкается в устойчивую концепцию, дающую достаточно ясное представление об исследуемом предмете. Особенно наглядными здесь являются восемь-десять (в зависимости от особенностей постулирования и интерпретации) основных понятий И. Ньютона. Именно взаимосвязанная система этих понятий, позволила ему совершить свою научную революцию.

«Научная картина мира» и особенно «картина мира» также имеют различные толкования. Будем исходить из определения, которое в дальнейшем углубим и расширим. «Картина мира - общие представления о мире, его устройстве, типах объектов и их взаимосвязях. Все картины мира различаются по двум главным основаниям: 1) степени общности и 2) средствам моделирования реальности» [1, с. 95]. Если исходить из второго основания этого определения, то можно, прежде всего, выделить мифологическую, религиозную, научную картины мира и рассмотреть их достаточно подробно. Кроме них выделяют и другие картины мира: философскую, естественно-научную, социальную, ноосферную и т.п.

Мифологическая картина мира (мифопоэтическая) может быть определена как абстрагированное (упрощенное) отображение всей суммы представлений внутри определенной традиции, взятых в их системном и операционном аспектах. Именно данные аспекты принципиально отличают эту картину мира от совокупности мифов и мифологических историй. Существуют и другие определения, например, такое: «Мифологическая картина мира» есть целостная система верований и представлений перво-

бытного человека об устройстве окружающих его миров (реального и потустороннего), основанная на традициях и мифах.

Естественно, возникает потребность в уточнении понятий «мир», «миф», «мифологическая история» и других. «Мир» - это человек и окружающая его среда в их взаимодействии. Здесь наиболее важными являются акценты в восприятии природы, которые делаются не на первичном её кодировании посредством органов чувств, а на результатах вторичной перекодировки исходных данных посредством знаковых систем. Миф и является таким много -вариантным, потому что опирается на различные семиотические воплощения, ни одно из которых не является полностью независимым, однако все эти воплощения подчинены одной универсальной системе, обеспечивающей их координацию.

Для «мифа» существует много определений. «Миф -это собственно повествование, сказка, особенно история богов. Мифы содержат религиозно окрашенные изобра-жения явлений и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания наподобие человеческих. Среди мифов, в первую очередь, следует выделить теогони-ческие, космогонические и космологические. В первых изображается рождение и возникновение богов, во вторых описывается возникновение мира благодаря действиям богов, в третьих - построение и развитие мира. Кроме того, большое значение имеют антропологические мифы, повествующие о сотворении человека, его сущности и предназначенной им богами судьбе, а также сотериологи-ческие мифы, имеющие своей темой спасение человека (в загробной жизни). Эсхатологические мифы повествуют о конце света, человека и богов. Таким образом, в мифе изображается метафизическая связь природной и человеческой жизни, основанная на элементах реальности, которые используются как символы божественных и метафизических сил и субстанций, однако сущность явлений изображается в образах, а не в понятиях. На основе космогоничес-

ких мифов возникает первичная форма исторического сознания - «мифологизированные истории», обосновывающие сверхъестественное соучастие мифических героев прошлого (богов, предков, «отцов-основателей») в жизни последующих поколений.

Выделим характерные свойства, которыми обладает «мифологическая картина мира»:

1) Опора на особый тип мышления и ритуал, ориентированные на непрерывное и целостное.

2) Неразрывная взаимосвязь диахронии (экскурсов в прошлое) и синхронии (средства объяснения настоящего, иногда будущего).

3) Подчиненность всех пространственно-временных, причинных, качественных, количественных, этических отношений космическим законам.

4) Использование всех возможных путей, прежде всего окольных, для достижения поставленных целей.

5) Универсальность символов.

6) Фундаментальность классификаций.

7). В качестве главного принципа устройства мира признается генетический (происхождение богов, героев, их родственные связи).

Религиозная картина мира - абстрактное представление о мире, о месте в нем человека, где все сферы человеческой деятельности направляются религией. Здесь, прежде всего, следует иметь в виду мировые религии, индуизм и взаимосвязанные с ними религиозно-философские концепции. В религиозно-философских концепциях Древней Индии было обосновано, что окружающий мир и личность взаимосвязаны самым тесным образом и сформулированы две фундаментальные идеи: 1) Бессмертие души и последовательность земных существований, воплощающих человека. 2) Троичность Бога и человека и раскрытие божественной природы в человеке посредством Божественного воздействия на него. Христианство традиционно имело тесную связь с философией и наукой. Основными религиозно-философским проблемами здесь были «Логос -как слово о сущем», «Троица», «Божественно-космическая иерархия» и т.п. Связь «логоса» с Богом и его силами всесторонне проанализировал Филон Александрийский. Проблему «троицы» глубоко исследовали А. Августин, Василий Великий, Григорий Нисский. Иерархии уровней сущего, Божественных и космических сил последовательно обоснованы в неоплатонизме Дионисием Ареопаги-том и другими мыслителями. Основы взаимосвязи христианской религии с наукой создавали Альберт Великий, Фома Аквинский (его ученик), Р. Бэкон и многие другие. В XIII веке, когда трудились вышеупомянутые философы, были созданы концепции фундаментального равновесия между разумом и верой, которые могут быть положены в основание религиозной картины мира.

Для того, чтобы представить себе границы религиозной картины мира, следует сравнить её с основными признаками мистического опыта, понимая здесь мистику как религию в её наиболее напряженной и живой стадии. Этот

вопрос очень полно и всесторонне исследован У Джеймсом [2], что позволяет согласиться с его выводами о четырех главных признаках-критериях мистических переживаний: 1) Неизреченность - человек прошедший через мистический опыт («мист») не может изложить собственные ощущения и обретенные впечатления на обыденном языке. 2) Интуитивность, хотя это понятие сопровождает научное творчество, литературу, искусство. 3) Кратковременность. 4) Бездеятельность воли. Однако дополнительно можно выделить и другие свойства мистического опыта, например, резкое изменение масштабов времени, пространства.

Религиозная картина мира характеризуется следующи-ми свойствами и развивающимися из них концепциями: 1) Теоцентризм, согласно которому Бог - центр, фокус философских и религиозных представлений, несотворенное бытие (все остальное - результат творения). 2) Креационизм - учение о творении мира по Слову из ничего; творение происходит как эманация Бога, творящая новые сущности, не сливающиеся с Богом. 3) Провиденцианолизм -предназначенность человека к сверхъестественной судьбе, понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. 4) Эсхато-логизм - учение о конце мира и наступлении «царства божьего».

Обе рассмотренные выше картины мира могут считаться «картинами мира» лишь условно, с определенными оговорками. Картиной мира в строгом смысле слова может считаться лишь научная картина мира, под которой понимается «целостный образ предмета научного исследования в его главных системно-структурных характеристиках, формируемых посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе её исторического развития» [3, с. 32]. Однако следует особо подчеркнуть, что значение мифологической и религиозной картин мира отнюдь не ушло в прошлое, приобретая в настоящее время новое содержание. Мифология начинает пониматься как одна из констант жизни человечества, инвариант, присутствующий всегда и везде. Религия (личностная, динамическая) - также одно из ключевых направлений развития и человека и человечества в целом, и именно поэтому рассмотренным выше картинам мира в настоящей работе уделено достаточно много внимания.

2. Научная картина мира

Среди научных картин мира выделяют «общенаучную» и специальные (дисциплинарные онтологии). Первая представляет собой обобщение понятий, полученных в специальных науках о Вселенной, живой природе, обществе, человеке. Специальные картины мира - физическая, химическая, биологическая, географическая, геологическая, техническая и т.п. - характеризуют собой предметные области отдельных наук. Иногда выделяют промежуточные картины мира, например, социальную и естественно-на-

учную, но для решения принципиальных вопросов исследуемой проблемы можно ограничиться двумя отмеченными выше типами.

«Обобщенный системно-структурный образ предмета исследования вводится в специальной научной картине мира посредством представлений: І) о фундаментальных объектах, из которых полагаются построенными все другие объекты, изучаемые соответствующей наукой; 2) о типологии изучаемых объектов; З) об общих особенностях их взаимодействия; 4) о пространственно-временной структуре реальности» (Ibid, с. З2). «Через отнесение к научной картине мира специальные достижения науки обретают общекультурный смысл и мировоззренческое значение. Например, основная физическая идея общей теории относительности, взятая в её специальной теоретической форме (компоненты фундаментального метрического тензора, определяющего метрику четырехмерного пространства-времени, вместе с тем выступают как потенциалы гравитационного поля), малопонятна тем, кто не занимается теоретической физикой. Но при формулировке этой идеи в языке картины мира (характер геометрии пространства-времени взаимно определен характером поля тяготения) придает ей понятный для неспециалистов статус научной истины, имеющий мировоззренческий смысл» (Ibid, с. З4).

Широко известны основные исторические этапы становления научной картины мира. Первой была «научномеханистическая картина мира», которую создавали ученые-физики, астрономы: Г. Галилей, И. Кеплер, И. Ньютон, О. Кулон, Г.Х. Эрстед, В. Вебер; математики: Р. Декарт, Л. Эйлер; химики: А. Лавуазье, М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев. Огромный вклад в становление этой картины внесли философы: Т. Гоббс, Г.В. Лейбниц, И. Кант, Ж.О. Ла-метри, П. Гольбахи другие. Среди фундаментальных понятий этой картины следует отметить «материальную точку», «принцип дальнодействия», «механические часы», однозначность, единственность решений.

«Вторая научная картина мира» основывается на вероятностных представлениях в описании физического, биологического, технического миров. Затем методы, основанные на исследовании случайного, неопределенного, стали использоваться в информационной и социальной сферах знания. Вторую научную картину мира создавали М. Фарадей, Дж. Максвелл, Л. Больцман, Ч. Дарвин, Г. Мендель,

А. Эйнштейн, Н. Бор. У её истоков стояли Б. Паскаль, Я. Бернулли, П. Лаплас. Основными понятиями здесь становятся «вероятность», «неопределенность», «нормальное гауссово распределение», «концепция близкодействия».

«Третья научная картина мира» тесно связана с пост-неклассической наукой и находится в стадии формирования. Её связывают с глобальным эволюционизмом, с резким усилением междисциплинарного синтеза знаний, стремлением к новому универсализму. Реальности материального и идеального миров начинают объединяться в единую развивающуюся и самоорганизующуюся струк-

туру. Среди наиболее фундаментальных понятий следует назвать: «самоорганизация», «динамическое равновесие», «динамический хаос», «ценоз», «диссипативные структуры», «сложность», «ноосфера». Эту картину мира создавали Г. Хакен, И. Пригожин, В. Мандельброт, В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев, B.C. Степин и многие другие

В формировании «картины мира» можно выделить следующие основные структурные элементы: 1) Выявление набора (ядра) основных понятий, анализ их основных свойств. 2) Формулировка исходных постулатов. 3) Разработка фундаментальных концепций. 4) Появление теоретических моделей. 5) Обретение практических приложений для этих моделей.

Следует отметить, что попыток анализировать научные картины мира было много. Существуют яркие и наглядные теоретические исследования этой проблемы (Т. Куна [4], И. Лакатоса [5], С. Тулмина [6], Дж. Холтона [7], Л. Лау-дана [8]). Научные картины мира рассматриваются и как основания науки. «В качестве важнейших компонентов, образующих основания науки, можно выделить: 1) научную картину мира; 2) идеалы и нормы научного познания; 3) философские основания науки» [3, с. 188].

Изложенное выше убеждает нас в том, что «третья научная картина мира» должна быть связана с современным универсализмом, включая универсальную методологию её исследования-становления. Последняя должна включать все три важнейших компонента, отмечаемых

B.C. Степиным, формироваться посредством самоорганизации, иметь дело с параметрами, не зависящими от конкретной онтологической сферы или структурного уровня организации природы.

3. Методология исследования картин мира

Ранее нами неоднократно рассматривался подход к исследованию процессов и явлений в постнеклассичесч-кой науке, основанный на фундаментальных относительных равновесиях [9]. Однако методологию исследования необходимо связать с ключевыми идеями современной философии и с дисциплиной «История и философия науки», в частности. В качестве объектов исследований выберем наиболее важные в настоящее время направления, связанные с формированием науки и культуры. Отдельные наглядные примеры можно связать со становлением личности.

Будем исходить из того, что все существующие процессы и явления в основных сферах мира (природы), связанные с неживым, живым, общественным, психическим, духовным, стремятся к идентификации и коммуникации. В неорганической сфере идентификацию можно отождествить с самоорганизацией, которая происходит во всех природных неживых системах, поскольку все процессы стремятся к минимуму энергии и вещества. Системы оптимизируются, освобождаясь от всего лишнего, и обретают необыкновенную устойчивость. Достаточно сказать,

что возраст большинства галактик, звезд - миллиарды лет, нашему Солнцу - 5 миллиардов, и все эти объекты будут существовать еще миллиарды лет. В органической сфере самоорганизация выражена не менее ярко, что подтверждается теорией эволюции, её различными концепциями и моделями. Здесь также следует отметить необыкновенную оптимальность отдельных органов, особей в целом и устойчивость видов, которые существуют миллионы лет (встречаются виды, существующие сотни миллионов лет). Имеются ярко выраженные пределы живого: один (идентификационный) связан с генотипом, другой (коммуникационный) опирается на фенотип. Здесь системы стремятся, прежде всего, к минимуму информации.

В приведенных выше примерах можно увидеть много общего, что позволило нам основать универсальный метод исследования природных процессов в различных онтологических сферах [9]. Существование любой природной системы, на любом уровне организации мира протекает между двумя пределами: идентификационным и коммуникационным. Они направляют процессы, в которых участвует эта система, однако, остаются своего рода идеалами; их достижимость возможна только в мысленных экспериментах, предполагающих выход в сферу трансцендентального. Для того, чтобы достичь «идентификационного предела» система должна быть изолирована от окружающей среды и обрести свое внутреннее предельное фундаментальное равновесие. Предполагается полное равновесие от среды, обеспечивающее «закрытую систему», однако в реальных условиях сразу же возникает вопрос: по каким параметрам эта изоляция должна осуществляться, потому что это определит конкретный тип динамического равновесия и соответствующей репрезентации, характеризующей уровень используемого в ней предела.

Однако два отмеченных выше предела соответствуют одному структурному уровню природы, как бы «двухмерному миру». Более широкий взгляд на эти проблемы приводит к троичному подходу, в рамках которого могут быть выделены три основных динамических равновесия (внутри системы, система-среда, система-все другие природные уровни). В реальных условиях достаточно обеспечить динамическое равновесие с соседним природным уровнем. Метафорически последнее можно представить так: «взгляд в пределах системы или из системы», «взгляд из окружающей среды», «взгляд из окружающего мира». Здесь могут быть варианты, например, «взгляд исходя из полного времени жизни системы». Все это связывается с универсальной методологией троичности, которая имеет широкое распространение в религиях, искусстве, естественно-научных дисциплинах (теория систем) и т.п. В рамках такого подхода духовность или идею Бога также можно рассматривать с точки зрения троичного взгляда как систему, состоящую из экзистенции, транценденции и самого «Я», существующего в данный конкретный момент. А среди определений личности настоящую концепцию прекрасно иллюстрирует определение, в котором личность есть

конструкция, описывающая взаимодействие «индивида» с «другим». Здесь третьим компонентом системы является само устойчивое взаимодействие между индивидом и другим, а под последним понимается «бог», «учитель-наставник», «друг». Наконец «другим» может быть определенный этап в развитии человека, когда активно развивающаяся личность сравнивает свое нынешнее состояние с тем, которое имело место пять или десять лет тому назад.

Каждый из отмеченных выше пределов является мощным аттрактором. Если ориентироваться только на один предел (попасть в поле притяжения одного аттрактора), то возникает консервативная концепция, которой свойственны незыблемые понятия и уютное мировоззрение. Однако необходимо использовать все три предела, в определенных случаях - два. Только тогда на основе устойчивых динамических равновесий формируется устойчивая картина мира.

4. Развитие дальнейших представлений о картинах мира

Поскольку «третья картина мира» еще находится в стадии формирования, следует высказать ряд соображений, направленных на осмысление этого процесса. Многие особенности этой картины и общий контекст её формирования убеждают нас в том, что она связана с современным универсализмом и общепланетарными сетями. В настоящее время начинается активное формирование новой синтетической планетарно-цивилизационной реальности на основе взаимодействия природного, социального и духовного. Эта реальность представляет собой планетарно-цивилизационное бытие, одной из наиболее простых репрезентаций которого является ноосфера. Взаимодействие различных элементов неживой, живой природы, связанных с человеком, обществом, окружающей средой, должно быть тщательно сбалансировано в пределах устойчивых структурных ячеек этой синтетической реальности [10].

К настоящему времени идентифицированны оболочки: антропосфера, техносфера, социосфера, социобиогеосистема, наукосфера, рациосфера, интеллектосфера, пе-досфера, агросфера, биотехносфера, фитосфера, фитогеосфера, литобиосфера, панбиосфера, парабиосфера, тер-рабиосфера, стратобиосфера, апобиосфера, эубиосфера, географическая оболочка, географическая система, аби-осфера, криосфера, аэросфера, геоэкосистема, термосфера , инфосфера, семиосфера, оптимосфера. Среди этих оболочек можно выделить управляющие, такие как педос-фера - совокупность всех существующих почв, развитие которых и активное участие в них человека определило развитие нашей цивилизации, а также общепланетарные культурные сети. В их многослойно-сетевую структуру как в планетарную суперсистему (планетарную культуру) в качестве элементов должны войти ядра традиционных культур, поскольку все существующие и существовавшие куль -туры принципиально различны, но взаимодополнительны, каждая из них незаменима для дальнейшего развития

цивилизации, и именно при таком их использовании возможна реальная интеграция человечества. Общепланетарные культурные сети - наиболее доступны и именно в их пределах будет происходить основная работа по развитию всех сетей гуманитарной сферы. Эта сетевая оболочка обладает максимальной гибкостью и способна со временем преобразовываться в конкретные структуры. Люди, активно взаимодействующие с несколькими культурами, способствуют тем самым вовлечению различных граней отдельных культур в общепланетарную сеть.

Однако наиболее важными для дальнейшего развития человечества являются предельные оболочки-сети. Это пневматосфера - оболочка планетарной духовности и экосфера - планетарная совокупность экологических сетей, формирующая духовные инварианты. Устойчивая взаимосвязь с планетарной духовной оболочкой скоро станет критерием дальнейшего допустимого развития любой природной системы.

Онтологическое основание экологической сети принципиально другое, по сравнению с оболочками, отмеченными выше, поскольку она состоит из ячеек, характеризуемых полным уравновешиванием всех возможных взаимодействий в их пределах. Подобное уравновешивание объединяет три фундаментальных типа равновесий природной системы и только в результате их полной взаимо-дополнительной компенсации возникает ячейка экологической сети. Эти уравновешивания есть: 1) равновесие внутри системы; 2) равновесие системы с окружающей средой; 3) равновесие природной системы с соответствующими системами соседних структурных уровней (уровня). Экологические сети обладают наиболее универсальными ячейками благодаря расширенному толкованию понятия «ценоз», а также вводимого и исследуемого нами понятия «равновесие-паутина». Ценоз, если отвлечься от уточняющего био-, - это совокупность (не уточняем кого-чего), населяющая участок (не уточняем кем-чем) и характеризующаяся определёнными отношениями и приспособленностью к окружающей среде. Произведя его одно преобразование в дефиниции термина, получим: ценоз - некая совокупность, которую характеризует, во-первых, внутренние (вместо определённые) отношения между элементами и, во-вторых, приспособленность к внешней (вместо окружающей) среде [11]. Равновесие-паутина представляет собой дальнейший этап в развитии концепции фундаментальных динамических равновесий и образуется за счет хаотических процессов (обменных процессов различных типов) на всех иерархических уровнях природы, преобразовывая системы и структуры в пределах этого уровня. В равновесии-паутине сама сеть взаимодействий оказывается важнее их источников, а основные ресурсы энергии, информации, духовности содержатся в самой сети образующих её взаимодействий.

Эти две оболочки-сети обеспечивают идентификацию остальных оболочек, которые находят свои внутренний и коммуникационный пределы по универсальному алгорит-

му, обеспечивая гомоморфизм сетевых коммуникаций. Стихийно возникающие оболочки благодаря направляющему действию пневматосферы и экологических сетей преобразовываются в общепланетарную систему оболочек, охватываемую едиными планетарными гиперциклами, инвариантными структурами.

Общепланетарные сети следует рассматривать как необходимый этап эволюции человечества. Только благодаря подобным сетям человек сможет понять свое высшее предназначение и в максимально возможной степени освоить его. «Человек сетевой» - «Homo web» является важнейшим этапом эволюции человека, и только такая перспектива спасет человечество от неминуемой деградации и гибели. Человек со временем растворится в сетях, но это будет происходить осознанно, добровольно, как единственный выход сохранения свого реального существования и в значительной степени будет определяться общими закономерностями развития всех онтологических сфер природы.

Мир в сознании современного человека постепенно начинает делиться на две части: сетевую и несетевую. Первая часть направляет развитие второй, преобразует её в соответствие со своей структурой. Это бесконечный процесс, постоянно вовлекающий в свою орбиту все новые структурные уровни, качества, взаимодействия. Для сетей нет границ, поскольку они связывают материальное и идеальное, корпускулярное и полевое, неживое, живое, душевное, духовное, синхроническое и диахроническое. Благодаря сетям оказывается возможной реконструкция прошлого и моделирование будущего. Для любого исследования можно сконструировать сеть, способную самым надежным путем проникнуть куда угодно, в любую гипотетическую сферу. Это связано с тем, что в сетях исследование идет от зацепки к зацепке, начиная с самого простого факта (феноменологический подход). При этом всегда существуют обратные связи, можно вернуться назад, пойти другим путем, повторить уже пройденный путь и т.п. Сети удобны также тем, что у них могут быть промежуточные рабочие звенья, которые по мере использования могут «отмирать», уступая место более совершенным, оптимизированным участкам сетей.

Сети способствуют тому, что мир становится все более и более ясным, «прозрачным», организованным, «предсказуемым». Со временем может получиться так, что совокупность планетарных сетей, направляемых в своем развитии экологическими и духовными сетями, станет основанием новой планетарной религии, достоинства которой будут заключаться в её гибкости, способности стать индивидуальной (личностной) для каждого отдельно взятого индивида и в то же время оставаться общечеловеческой.

Сетевая картина обладает огромным эвристическим потенциалом и имеет безграничные практические приложения. Само «сетевое мировоззрение» способствует осмыслению фундаментальных проблем. Например, аналогично четырем типам энергетических взаимодействий, являющихся фундаментом современной физики, можно

поставить вопрос о существовании различных типов информационных взаимодействий. Основанием для постановки подобного вопроса является то, что в понятии «информация» сходятся много разных смыслов. Не исследуя все аспекты этой проблемы, можно тем не менее отметить, что существуют серьезные предпосылки для выделения двух типов информационных взаимодействий: 1) Информация как запомненный выбор. 2) Информация как замкнутая самоорганизующаяся ячейка знания. Если первое определение соответствует линейно-узловому (разветвленному) информационному взаимодействию, то второе - сетевому.

Таким образом, «третья научная картина мира» находится в процессе своего формирования, который во многом зависит от особенностей дальнейшего развития человечества. В «третью научную картину мира» значительный вклад могут внести мифологическая и религиозная картины в их современной интерпретации, так что в приведенном выше термине слово «научная» можно опустить.

Литература

1. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. М.: Академический Проект, 2004. 320 с.

2. Джеймс У. Введение в философию / Пер. с англ. М.: Республика, 2000. 152 с.

3. Степин B.C. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 744 с.

4. Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1975. 288 с.

5. Лакатос И. Методология исследовательских программ / Пер. с англ. М.: «Издательство АСТ», 2003. 380 с.

6. Тулмин Ст. Человеческое понимание / Пер. с англ. Благовещенск: Изд. БГК им. И.А. Бодуэна де Куртенэ, 1998. 304 с.

7. Холтон Дж. Тематический анализ науки (отрывки) / Пер. с англ. // Философия науки. Хрестоматия. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 658-665.

8. Лаудан Л. Наука и ценности: Пер. с англ. // Современная философия науки. М.: Логос, 1996. 400 с.

9. Кожевников Н.Н. От равновесия к равновесию. М.: Мысль, 1997. 276 с.

10. Данилова В. С. Философское обоснование концепции ноо-биогеосферы // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2004. № 2. С. 50-64.

11. Кудрин Б.И. Технетика: новая парадигма философии техники (третья научная картина мира). Томск, 1998. 191 с.

VS. Danilova, NN Kozhevnikov

World image and its study methods

The article studies different world images. However, a special attention is given to «scientific world image» and methodology of investigation and formation. Besides, a sigificant meaning is given to «the third scientific world image».

‘v‘v‘y

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.