УДК 1/14
В. С. Данилова, Н. Н. Кожевников
ДВА КРЫЛА СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ -ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И КУЛЬТУРА
Рассмотрены естественно-научное и гуманитарное основания современной философии, основные концепции и методологические подходы. Обосновано, что особое значение для формирования современной научной картины мира приобретают нообиогеосфера, культурные сетевые оболочки, природная система координат, которые в настоящее время формируют единый методологический подход.
Ключевые слова: идентификационный предел, коммуникационно-сетевой предел, ноосферогенез, нообиогеосфера, динамическое равновесие, планетарно-цивилизационная система, естественные науки, гуманитарные науки.
V. S. Danilova, N. N. Kozhevnikov Two areas of modern philosophy - natural science and culture
The article considers the natural and the humanity sciences foundation of modem philosophy, the basic concepts and methodological approaches. It is proved that the main significance for the formation of the modern scientific picture of the world acquire the noobiogeosphere, the cultural network shell, the natural coordinate system, which now form a united methodological approach.
Key words: identification limit, communication and network limit, noospheregenesis, noobiogeosphere, dynamic balance, planetary civilization system, natural sciences, humanitarian sciences.
Конец XIX и, по крайней мере, первая половина ХХ веков прошли под знаком безграничной веры в позитивное естественно-научное знание. Формирование такой веры в науку началось еще в эпоху Просвещения, но свое наиболее полное развитие она достигла в первой половине ХХ столетия. Однако наука так и не смогла разобраться с основными тенденциями, присущими обществу, личности, индивиду, трансцендентальным основаниям человека, сознания, культуры - исследуемая реальность оказалась гораздо сложнее. Более того, естественнонаучные парадигмы XVII-XX веков, на основе которых сформировалось современное мировоззрение и современная цивилизация, в настоящее время себя исчерпали, хотя стереотипы, сложившиеся под их воздействием в ряде отдельных наук, еще продолжают действовать. Ярким примером таких стереотипов являются футурологические прогнозы и сценарии будущего, разрабатываемые исходя из экстраполяции естественно-научных концепций науки классического и неклассического периодов, что неправильно в принципе. Для предсказаний будущего необходимо знать появление новых техноло-
ДАНИЛОВА Вера Софроновна - д. филос. н., профессор кафедры философии СВФУ им. М. К. Аммосова.
E-mail: nnkozhev@mail.ru
КОЖЕВНИКОВ Николай Николаевич - д. филос. н., профессор кафедры философии СВФУ им. М. К. Аммосова.
E-mail: nnkozhev@mail.ru
гий и точек бифуркации в развитии, возникновение эмерджентных свойств в самых различных сферах развития человечества.
В современных исследованиях естественно-научных оснований философии и науки следует выделять, на наш взгляд, следующие основные тенденции и направления: 1) развитие представлений об окружающем мире на основе дисциплинарных онтологий; 2) основание в виде нообиогеосферных сетей; 3) формирование системы координат, опирающейся на предельные фундаментальные равновесия. Большое значение в современных условиях приобретает экстраполяция фундаментальных принципов естествознания (инвариантности, относительности, дополнительности) и опыта устройства экосистем на гуманитарные науки.
Представления об окружающем мире на основе дисциплинарных онтологий рассмотрены в серии наших статей последних лет [1, 2, 3]. Нообиогео-сферные сети обусловлены развитием ноосферной репрезентации современного универсализма, предполагающей, что основой его мировоззренческих универсалий должен стать синтез всех областей деятельности и познания в пределах системы планетарно-цивилизационных оболочек и взаимодействие различных сфер сущего в планетарном масштабе. Онтологическим основанием современного универсализма становится нообиогеосфера [4], что позволяет синтезировать различные подходы к иссле-
дованию окружающего мира, направлять деятельность человека к онтологическому единству материального и духовного в планетарном масштабе, совместить естественное и искусственное, индивидуальное и общепланетарное, реальное и виртуальное в системе планетарно-цивилизационных оболочек, что обеспечит дальнейшее гармоничное
развитие человечества. Это способствует становлению общепланетарной синтетической культуры, сочетающей в себе общемировое наследие, традиционные ценности как фундаментальные уни-
кальные элементы, а также включающие в себя ценности формирующегося информационного общества. Происходит развитие континуальноиндивидуалистического дуализма, заключающегося в том, что у всех мировоззренческих (культурных) универсалий, с одной стороны, усиливается
общепланетарное значение, а с другой стороны, они становятся глубоко личностными. Ноосферная концепция мировоззренческих универсалий собирает опыт всех сторон человеческой деятельности, включая общепланетарные культурные подсистемы, регулятивы общего цивилизационного развития, религиозные ценности, научные и художественные картины мира [5].
Естественная система координат связана с
двумя предельными динамическими равновесиями, соответствующими двум идеалам человека
- «идентификационному» и «коммуникационносетевому». Первый идеал характеризует стремление любой природной системы из сфер неживого, живого, духовного к самоидентификации. Однако подавляющее большинство конкретных предельных равновесий, на которые нацелена самоидентификация, остаются недостижимыми вследствие противостоящих им тенденций. В итоге образуется ряд промежуточных динамических равновесий, гомоморфных этим предельным равновесиям. Идентификация соответствует связанным состояниям природных и духовных систем в контексте окружающей их среды. Ориентация на высший трансцендентальный идеал замыкает процессы идентификации для природных систем различных уровней иерархии в целостные устойчивые образования. Второй идеал - следствие того факта, что все в природе охвачено коммуникациями, а для человека - это условие его существования. Коммуницирование индивида определяется потоками информации, а для личности и отдельных культур на первый план выходят диалогические отношения.
Применительно к духовной сфере вышесказанное можно связать с двумя видами аскетизма: аскетизмом самоидентификационным и аскетизмом сетевым. При формировании личности необходим очень тщательный отбор всего того, что войдет в «струк-
туру самоидентификации», где, с одной стороны, не должно быть ничего лишнего, а с другой стороны - должны присутствовать все элементы, необходимые для самоидентификации. Структура сетей также отбраковывает все лишнее, что мешает ей оптимально формироваться, в противном случае она становится неустойчивой и легко разрушаемой. Самоорганизация сетей стремится обеспечить им устойчивую структуру и формирование с оптимальными скоростями. Сеть формируется благодаря взаимодополнительному объединению синхронической и диахронической подсистем культуры. Первая из них характеризуется ритмическими взаимодействиями колебаний между элементами национальной и массовой культур. Вторая - ритмическими взаимодействиями между элементами лучших образцов мировой культуры и информационного общества. Объединение этих систем является условием вхождения человека в общепланетарную сетевую культуру и фундаментом общечеловеческой синтетической культуры, так что все уникальное, созданное различными народами, станет динамическими элементами этой сети. Сначала личность принимает участие в отборе элементов для сети, затем, после преодоления порога сложности, её формирование идет посредством самоорганизации. Сеть может быть устойчивой только тогда, когда она имеет фундаментальные предельные основания, на основе которых она будет все более и более оптимизироваться: одни элементы заменяются более подходящими, сетевая структура перестраивается и т. п. [6].
Гуманитарные науки в последние десятилетия испытали необыкновенно бурное развитие, что в какой-то мере смягчило тот перекос, который сформировался в Новое время, когда естественно-научное знание считалось единственно научным. В настоящее время формируется новая культурологическая парадигма, под знаком которой пройдет XXI в., а возможно и последующие века. Мировоззрений, осознавших предельные основания своих парадигм, до настоящего времени было только три: мифо-логически-религиозное, философское и естественнонаучное. Соответствующие им предельные основания, представляющие собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополнительных фундаментальных понятий, были соответственно осознаны в «Осевое время», в Античности и в начале Нового времени (XVII в.). Теоретическое осмысление этих оснований было проведено в Средние века (для мифологии и религии), ХУШ-ХК веках Нового времени (для философии) и в XX веке (для естествознания).
Гуманитарно-культурологическая парадигма способна обеспечить развитие наиболее универсального современного мировоззрения, гораздо более широко-
го, чем существующие, так что в этом смысле современная культурология не уступает философии, и ее значение только возрастает. В прежние времена предельные основания составных частей культуры сводились к Богу, научным картинам мира, фундаментальным канонам литературы и искусства, культурным кодам, но при огромном разнообразии культур такой подход ведет в тупик. Выявление предельных оснований культуры возможно только через инварианты, более широкие, чем нынешние мировоззренческие универсалии, остающиеся весьма расплывчатыми и требующие дополнительных обоснований. Современный универсализм должен основываться на очерченной выше природной системе координат, что позволит ему стать гибким, многоярусным, способным описать процессы развития науки и культуры.
Первой предпосылкой к исследованию предельных оснований культуры можно считать выявление многослойности и сетевой структуры культуры. В этих условиях традиционные культуры должны входить в качестве элементов в формирующиеся на их основе системы, а затем и суперсистему -планетарную культуру. Каждый современный человек должен активно взаимодействовать с несколькими культурами, способствуя их замыканию в единый цикл (вещественный, энергетический, информационный). Залогом устойчивости в природе является разнообразие и чем больше на нашей планете будет культур, тем для человечества лучше. Конечно, все они должны быть толерантными, гуманистически ориентированными и уникальными. При этом важнейшей тенденцией становится формирование в отдельных культурах стыковочных узлов, позволяющих составить представление о других культурах и способствовать взаимодействию между ними.
Второй предпосылкой является стремление каждой культуры к идентификации своего собственного аскетизма, который может стать ключевым элементом при установлении диалога между культурами, способствуя установлению общепланетарной коммуникативной реальности, постепенно переходящей в общепланетарное бытие. Культурно-светский аскетизм в последнее время приобретает все большее значение, представляя собой связанное состояние духовности в контексте его этнических и индивидуальных проявлений. Этот вид аскетизма способен составить фундамент общечеловеческой синтетической культуры, так что все уникальное и специфичное у разных народов будет уже надстройкой над ним, а на основе аскетических ядер будут формироваться общекультурные инварианты. Опыт аскетов подтверждает фундаментальное значение «пустоты», «чистого бытия», что в рамках разви-
ваемых нами представлений есть система координат.
Третьей предпосылкой является основная дуалистическая тенденция в развитии современных культур. С одной стороны, все они должны четко выявить свои границы, характерные черты, стать прозрачными для представителей других культур, максимально определиться. С другой стороны, различные культуры должны способствовать интеграции человечества. Таким образом, устранение границ (экономических, политических, государственных) будет сочетаться с все большим культурным обособлением, диверсификацией.
Четвертая предпосылка связана с развитием непрерывного гуманитарного образования на основе «равновесия-паутины», суть которого заключается в создании человеком в течение всей своей жизни коммуникационной сети, которая все теснее и глубже связывает его с другими людьми, объединяет людей различных культур. Это восстанавливает целостность отдельных «Я», нарушенных нелинейностью и непредсказуемостью окружающего нас мира, слишком быстрым темпом его развития. Кроме того, такая сеть позволяет преодолеть разобщенность социума в целом за счет развития новых форм общения и коммуникации и сохранения разнообразия всех лучших из существующих форм.
Непрерывное гуманитарное образование, основываясь на взаимодействии философии и естествознания, должно способствовать разрешению основных проблем современной жизни, исходя из взаимодополнительности сложности и простоты. Микро- и мегамиры неживой природы оказались необыкновенно сложными, также как душевные и духовные сферы сущего. Стало ясно, что естествознание взаимодействует с одним рядом предельных оснований культуры, философия - с другим. Концептуальные схемы организации этих рядов также отличны друг от друга. Важнейшей задачей современной науки является выявление устойчивых корреляционных отношений между этими рядами, способных обеспечить взаимодействие этих предельных культурных оснований.
Рассмотренные выше тенденции опираются на взаимодействие естествознания и философии, они направлены на интеграцию и синтез, гуманитарного и естественно-научного знания, который в своей основе означает взаимовлияние философии и основных естественно-научных дисциплин на сущностном уровне. Это возможно на основе наук биосферного и ноосферного классов, ноосферной репрезентации современного универсализма [4] и на основе «неосинктретизма» коррелирующим с равновесием-паутиной. Последняя образуется на основе хаотических процессов (обменных процессов различных типов) на всех иерархических уровнях
природы, таким образом, что сама сеть взаимодействий оказывается важнее их источников, а основные ресурсы энергии, информации, духовности содержатся в самой сети взаимодействий, образующих это равновесие.
Предметом исследования в науках о культуре становятся сложные, уникальные, исторически развивающиеся системы, в которых главными являются взаимодействие с окружающей средой (открытость) и самоорганизация. Среди них особое значение приобретают «человекоразмерные комплексы»
- природные системы, в которых активно проявляет себя человек. Формирование таких комплексов способствует взаимодополнительному влиянию
поэзии и науки, интуиции и логики, западного и восточного типов мышления, рациональных и иррациональных методов исследований, научных и вненаучных подходов, когнитивных и ценностных параметров знания, усиление взаимосвязи между объяснением и пониманием.
Традиционные культуры должны входить в качестве элементов в формирующуюся на их основе общепланетарную культуру. Современный человек должен активно взаимодействовать с несколькими культурами, способствуя их замыканию в единый суперцикл, включающий в себя научные, культурные, информационные циклы. Все культуры должны стремиться к расширению диалога, способствуя установлению общепланетарной коммуникативной реальности, постепенно переходящей в общепланетарное бытие.
Свой вклад в изучение взаимодействий естественно-научных и гуманитарно-культурологических оснований современной философии вносят студенческие научные исследования, представляемые в виде докладов на студенческих конференциях и научно-методических статей. Этому способствует работа научного студенческого кружка «Методология научного исследования современных проблем философии и естествознания», где активно обсуждаются приложения этих исследований к актуальным научно-философским проблемам современности. Некоторые из студенческих научных докладов и статей следует публиковать в студенческих научных и научно-методических сборниках, или, что является менее затратным, выставлять на специальном университетском сайте, поскольку они являются ярким стимулом для расширения и углубления научного творчества студентов. Название сайта: http://moodle.ysu.ru - Раздел «кафедра философии», далее «студенческая научная конференция».
Среди естественно-научных проблем особый интерес у студентов обычно вызывают различные аспекты происхождения и эволюции звезд, научнофилософский анализ «Большого взрыва», подсистем
«Местной группы галактик», среди которых выделяются три основных: Млечный путь со
спутниками, Туманность Андромеды с системой своих спутников и подсистема Треугольника. Значительное внимание также уделяется внешним, внутренним характеристикам и геологическим процессам на малых телах Солнечной системы, гипотезам происхождения Луны, где рассматриваются шесть основных гипотез, в том числе три считавшихся основными до экспедиций на Луну. Однако основное внимание уделено последней по времени из гипотез о столкновении Луны с Землей по касательной, наиболее полно объясняющей поразительные сходства и различия лунного и земного грунтов.
Проблемы эволюции оказались рассмотренными в очень разных диапазонах: от основных положений учения Ч. Дарвина до современных, еще нерешенных, проблем эволюции. Особое внимание уделялось возникновению и эволюции Вселенной, основным свойствам Г лобального эволюционизма. Проблемы биоэтики рассмотрены также как в целом, так и по специальным направлениям: от проблем клонирования до более специализированных исследований, предусматривающих подробное рассмотрение основных типов клонирования: генного,
репродуктивного, терапевтического.
Традиционно большой интерес вызывают различные аспекты глобальных проблем. Здесь были проведены содержательные исследования: Интернет как феномен XXI века, загрязнение космоса, «Война за энергетическую лабораторию планеты», где рассмотрено освоение Арктики в современных условиях. Вполне возможно, что Северный Ледовитый океан в скором времени очистится ото льдов и станет важнейшим регионом планеты со значением, аналогичным Средиземному морю в эпоху Античности. Здесь также рассматриваются как фундаментальные характеристики глобальных проблем, так и более специальные, например, анализируются современные проблемы энергетики, проблема пресной воды, последствия аварии на Фукусима-1, цунами и землетрясения на АЭС на основе шкалы INES - информирования общественности о международных ядерных событиях.
В студенческих работах развивался и имманентный подход к проблемам глобализации: «Лицо глобализации» или «Хикикомори - поколение затворников», которые вызвали бурную дискуссию при обсуждении. С глобальными проблемами тесно коррелирует проблема ноосферы и естественнонаучные взгляды В. И. Вернадского. Отдельным блоком можно считать исследования, посвященные проблеме глобального изменения климата (потепление или похолодание, проблема парникового эффекта или космические факторы). Здесь возникло
много вопросов при сопоставлении различных позиций и содержательных ответов на них.
Среди философских проблем современной медицины рассмотрены проблемы трансплантологии, эвтаназии, наркоза, выделены психиатрические заболевания в контексте общих биоэтических проблем. Большой интерес также вызвало обсуждение биологических оснований современной медицины: мутации, болезнь Дауна, общие понятия о стрессе, первая помощь при остром стрессе, открытие антибиотиков. Следует упомянуть еще о блоке исследований, связанных с влиянием фундаментальных научных открытий и философских идей прошлых эпох на развитие современного мировоззрения. Кроме того, на заседаниях кружка активно обсуждались такие темы, как загадки шаровой молнии, современные проблемы синергетики, проблемы освоения многолетнемерзлых грунтов.
Л и т е р а т у р а
1. Данилова В. С., Кожевников Н. Н. Перспективы современной российской философии: от Абсолюта до
феноменологии // Вестник ЯГУ - 2004, № 1. - С. 81-86.
2. Данилова В. С., Кожевников Н. Н. Синергетическая система координат / Материалы первой международной научно-практической конференции «Стратегия динамического развития России: единство самоорганизации и управления» Т. 3, Ч. 2. - М.: Проспект, 2004. - С. 115-120.
3. Кожевников Н. Н. Основные направления развития планетарной философии / Материалы XXI Всемирного философского конгресса «Философия лицом к мировым проблемам». Доклады российских участников. - Красно дар-Москва, 2004. - С. 140-146.
4. Данилова В. С. Философское обоснование концепции нообиогеосферы // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. -2004. - № 2. - С. 50-64.
5. Данилова В. С. Постнеклассический универсализм на основе концепции ноосферогенеза // Философские науки.
- 2003. - № 6. - С. 137-151.
6. Кожевников Н. Н. Философские аспекты природной системы координат // Наука и образование. - 2002. - № 1. -
С. 137-151.