УДК 008:140.8(571.513)
КАРТИНА МИРА В ТРАДИЦИОННОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ХАКАССКО-МИНУСИНСКОЙ КОТЛОВИНЫ
© М. Ю. Арчимачева
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова Россия, Республика Хакасия, 655017 г. Абакан, пр. Ленина, 90.
Тел.: +7 (3902) 25 56 03.
E-mail: culturology@khsu. ru
Основной целью исследования является традиционное мировоззрение хакасов. Объектом исследования является картина мира как текст этнической культуры. Статья посвящена анализу формирования картины мира хакасов, которая способна нести информацию, смысло-порождение, память, вступать в диалог с другими текстами и является одним из источников для анализа истории, образа жизни, традиции, обрядов этноса.
Ключевые слова: культура, этнос, мировоззрение, картина мира, Верхний мир, Средний мир, Нижний мир.
В условиях глобализации, ведущей к интенсивному размыванию границ и народов, сохранение культурного наследия этносов становится одной из важнейших проблем, т.к. является базовым элементом культуры, выступает объективным условием становления и развития культуры народов. В условиях этнического возрождения народов России осуществляется активный поиск маркеров эт-ноидентификации. Большинство народов прошли стадию традиционного развития, осмысливая мир и себя в нем посредством сходных базовых мировоззренческих позиций. Достаточно указать на существование общечеловеческого архетипа центра мира - мировой горы или мирового дерева. Однако специфические природные и исторические условия существования породили своеобразие мировоззренческих позиций этносов. Традиционное мировоззрение - это исторически исходная форма мировоззрения этноса, в рамках которой жизненно важные проблемы народа рассматриваются с позиции взаимоотношения Природы и Человека. Основой, на которой формируются компоненты мировоззрения, является картина мира, ставшая ядром самоорганизации и функционирования этносов, в т. ч. хакасов, коренного населения Хакасско-Минусинской котловины. Модель мира включает в себя систему мировоззренческих универсалий, определяемую природным и историческим опытом народа, которая позволяет ему переживать, оценивать и осмысливать мир.
Понимание такого текста культуры, как картина мира, восходит к самым разнообразным источникам (например, историческим, этнографическим, лингвистическим, философским) и является сложным, многоаспектным явлением. Сложность изучения картины мира связана с тем, что во всей своей целостности она полностью не осознается человеком, не может быть полностью опредмечена, «ее экспликация вербальными и невербальными средствами осуществляется в деятельности человека, в процессе общения людей в различных условиях, она познается только фрагментарно» [1, с. 24]. Такие современные отечественные исследователи, как Т. И. Борко [2, с. 6], А. Н. Суворова [3, с. 14], А. Д. Синявский [4, с. 9] и др., считают, что «картина мира» является одной из предпосылок познавательной деятельности человека и предельного
основания жизнедеятельности. Г. Гачев отмечает, что картина мира является конкретно-историческим феноменом [5, с. 13]. Картину мира определяют и как систему интуитивных представлений о реальности [6, с. 12].
В мировоззрении каждого этноса формировался собственный образ мира, выражавший глубинные пласты национального духа и благодаря которому возможно было обрести духовную опору с тем, чтобы не потерять качества самого этноса. В результате, каждое действие коллектива, уклад жизни этноса согласовывались с картиной мира. На формировании национальной и этнической картин мира отразилась вся совокупность наиболее значимых условий существования и развития этноса, например, геополитическое положение, природногеографическая среда, хозяйственное освоение и др.
Ранние представления, рождавшиеся в условиях контекста культуры - природно-географического фактора и в течение всего исторического времени, легли в основу картины мира хакасского народа. Резко континентальный климат и уникальная полиландшафтная природная среда ХакасскоМинусинской котловины определили не только своеобразие исторических и этнических процессов, но и своеобразие картины мира. У хакасов переплелись модели мира степняков и жителей тайги, т. е. степняков, охотников и земледельцев. К началу XX века сформировалась относительно целостная картина мира, где культ Неба степняков слился с культом гор и духов тайги.
Традиционное мировоззрение хакасов открыто Космосу, напрямую устанавливает зависимость этноса от его состояния. Мир вечен, но и сотворяем в каждый значимый момент времени, будь то акты первотворения Вселенной, начало года, дня или рождение человека. Миг рождения мира, дня, человека определяет их дальнейшее развитие. Как в основе традиционного мировоззрения, так и картины мира коренного населения Хакасско-Минусинской котловины лежат идеи, которые являются принципами существования хакасов в мире: 1. Целостность и единство мира. Законы функционирования Верхнего, Среднего, Нижнего миров тождественны. Миры взаимосвязаны между собой. Человек является, по сути, жителем трех миров. После смерти в Среднем мире он спускается в Нижний
мир, проживает в нем положенный срок, а затем, очистившись, поднимается в Верхний мир. Мир и Космос едины, в них нет жесткого членения на «идеальное» и «материальное». Одни формы жизни переходят в другие. Сознание, душа, духи пронизывают мир и все его составляющие. По сути, любой хакасский миф о первотворении и судьбах мира и человека - это либо констатация целостности человека с миром, либо стремление обрести эту целостность, утраченную и обретенную как спасение. 2. Целостность миру придает всеобъемлющая Жизнь, которая абсолютна, вечна, бесконечна, разнообразна. Жизнь - это бесконечная смена состо яний: времен года, суток, жизни и смерти, хаоса и порядка и т. д., которая предполагает механизм обмена как имманентного свойства всего живого. В традиционном мировоззрении хакасов является аксиомой мысль, что все в этом мире получают жизнь от других живых существ, а в свой срок отдают ее другим. На этом основан не только обряд жертвоприношения, но и все другие формы отношений человека с природой, обществом и самим собой. 3. Изначальным качеством мира является стремление к Небесной гармонии, равновесию. Порядок понимается не как статичность механического упорядочивания, а состояние мира как живого организма, для которого естественными являются рост, развитие и смерть как переход в новое состояние. Доминирование идеи первичности мира, порядка способствовало укоренению позитивного мировосприятия. И в этом смысле важно понять, что Хаос является вторичным, но необходимым элементом развития мира, формой перехода из одного состояния порядка в другое.
Идея взаимосвязанности всех элементов мира четко прослеживается в хакасской мифологии о сотворении Вселенной из Хаоса. В тексте о сотворении Вселенной у хакасов творцы мира представлены в виде уток [7, с. 104] (названные позже Уль-генем и Эрлик-ханом). Утки-творцы прилетают с небес, они сами по себе, в силу собственной са-кральности вечны. Их отличительной чертой является Небесная Гармония, упорядоченность, равновесие. Они способны летать, плавать, выводить потомство на суше, т. е. существовать во всех трех стихиях трех миров, выступая, таким образом, связующим звеном между ними. На ранней стадии человеческого развития, по словам В. И. Топорова, животные еще не отделились со всей резкостью от человеческого коллектива [8, с. 440], поэтому в традиционном мировоззрении хакасов животный и растительный миры по значимости тесно переплетаются с миром людей. С окончанием потопа Уль-гень выпустил петуха, но тот погиб от стужи, затем гуся, который не возвратился и, наконец, ворона, который тоже не вернулся, потому что нашел пищу -трупы утопленников [9, с. 18]. Принято считать, что ворон стал популярным персонажем благодаря своему черному окрасу, хриплому голосу и способности питаться падалью. Черный цвет связан с Нижним миром мрака. Хриплый крик, как зловещее предсказание, сама его сущность делала его посредником между жизнью и смертью. Так же, как и утка, т. е. как всякая птица, ворон связан с небом,
нахождение его на земле - поиск пищи, связанной с плотью умерших, т. е. с подземным миром. Эта связь ворона с тремя мирами предопределила то, что он становится помощником шамана. Через него шаман общается со своими духами-помощниками. Кроме того, хакасы также вели свою родословную от животных или птиц, растений или деревьев, каждый из которых, как текст, наделен смыслом. Например, определенные породы деревьев (тополь, лиственница, сосна), согласно традиционному мировоззрению хакасов, являлись хранителями родовых душ, духи-хозяева озер изображались в образе быка или оленя и т. д. При этом каждый текст подчинен единому смыслу - гармонии Вселенной.
В своем диалоге с Природой человек, в первую очередь, обращался к стихиям, под которыми подразумевал жизненно важные для него явления Природы: Небо и Земля, Солнце и Луна, Огонь и Вода, Воздух и Дерево. Утверждение Вселенной, где главными стихиями были Небо и Земля, знаменовало победу Космоса над Хаосом. Возникновение древних представлений строилось на базе эмоционально-интуитивного восприятия явлений природы и осознании их важности в жизни людей. В любой мифологической системе создание мира начинается с разделения неорганизованного Хаоса и организованного Космоса. Традиционное мировоззрение хакасов не отвергало беспредельный Хаос, а понимало, что это Нечто, наделенное собственной жизнью. Это мир, из которого происходили боги, определяющие судьбы людей. В отличие от Хаоса Космос обладает строгой организацией, где действуют законы цикличности и развития. Происходящие в Космосе изменения проецируются на мир людей в силу своего тождества, т. к. человеческий разум построил идеальный мир по образу и подобию своему. Собственный мир человек ставил в центр Вселенной, но при этом понимал, что он лишь песчинка в этом пространстве, наделенном более могущественными существами, чем он сам. Срединный мир является опосредующим звеном в горизонтальном и вертикальном членении пространства.
Древнейшие тексты этносами не отбрасывались, а сохранялись, переосмысливались и приспосабливались к новым взглядам на мир. Например, плоскостной горизонтальный мир, делившийся на «мир наш» и «мир иной», менялся и усложнялся вертикальным делением. Космологический акт отделения Неба от Земли и создания воздушного пространства между ними обустроил Вселенную по трем сферам и оттеснил силы хаоса в подземный мир. Первоначальные представления о Космосе и Человеке стали дополняться мифами о населявших их невидимых существах, и постепенно выстраивалась иерархия обитателей трех миров. Небесная сфера превратилась в мир богов, где у каждого были свое владение, дворец, семья и пр. Землю наделяли добрыми и злыми духами, спускающимися с неба или поднимающимися из подземного мира. С созданием иерархии богов уточнялись представления об их функциях и сферах власти в каждом слое миров. Все этнические группы хакасов (сагай-цы, бельтыры, качинцы, кызыльцы) верили в существование главы небожителей Кудая, в котором
объединились образы доброго Ульгеня и злого Эр-лик-хана. Главные небожители, сотворившие Вселенную, имеют двойственную характеристику. С одной стороны, они следят за порядком, равновесием в мире, преследуют злых духов, определяют судьбу мира, дарят жизнь ребенку. В то же время они могли наслать на людей болезни и смерть. Высший и Низший миры стали многоярусными. Так, Эрлик-хан понес наказание за утайку для себя песка, вынужден был уйти под землю и стать Владыкой Нижнего мира. Ульгень же стал владыкой Верхнего мира. Позднее подземный мир у хакасов стал делиться на 7 слоев, каждый из которых управляется 7 подземными божествами. Небесный свод делился также на 7 или 9 слоев, в каждом из которых проживал покровитель одного из небесных светил [10, с. 33]. Небосвод в традиционных представлениях хакасов представлялся в виде купола громадной юрты, входом в Верхний мир служила Полярная звезда. Верхний мир представлялся страной, подобной во многом Среднему миру. Над ним сияет свое небо, где есть солнце, луна и звезды, горы и реки.
Главной характеристикой обитателей Верхнего мира являются Свет и Жизнь, даруемые людям Среднего мира посредством Солнца и Луны. Почитание Солнца и Огня, как источников Жизни, производится в каждом обряде жизненного цикла (например, ритуал троекратного обхода по солнцу вокруг колыбели ребенка, семейного очага, могилы; ритуал «кормления» семейного очага и погребального огня и др.). В отличие от Солнца Луна имела двойственную природу. С одной стороны, ей приписывались отрицательные характеристики (согласно хакасским мифам, на Луне обитает чудовище Чилбиген), с другой - Луна задает ритм жизни, отвечает за деторождение (судьба ребенка определена фазами Луны). Всю свою жизнь хакасы строили по лунному календарю: на молодой месяц старались провести свадьбы, первую стрижку волос и ногтей у детей, общественные жертвоприношения и моления.
Нижний мир, так же, как и Верхний, похож на Средний мир. В нем есть реки, горы, но нет ни солнца, ни луны, и он является местом, которое предназначено для умерших людей. Подземный мир всегда ассоциировался с ночью. Ночь - это время активной деятельности злых сил Подземного мира, поэтому старики-хакасы всегда говорили детям, что с закатом солнца и особенно ночью нельзя громко разговаривать, шалить, смеяться, иначе злые духи заберут с собой. И, наоборот, во время смерти сородича родственники умершего проводили ночные бдения в его доме: громко разговаривали и даже смеялись с целью отпугнуть злых демонов, так как смерть притягивает последних. Ночь, так же, как и Подземный мир,- это олицетворение хаоса. Обитатели Нижнего мира посылают на людей Среднего мира болезни и смерть. Характерной особенностью Нижнего мира, согласно традиционному представлению хакасов, является то, что он не являлся местом, где люди расплачиваются за свои грехи, а считается местом, где можно превратиться в злых духов. Особенностью представления многих народов Саяно-Алтая о Нижнем мире являлось то,
что он рассматривался как истинный мир, «иной мир», но «живой мир», как часть Вселенной.
Средний мир, населенный людьми и многочисленными духами - хозяевами природы, родовыми покровителями, почитание которых связывалось с одухотворением окружающего мира, назывался Солнечной землей. В Среднем мире все имеет душу: и горы, и деревья, и животные, и растения. В соответствии с этим была разработана целая система запретов, например: в лесу или в горах нельзя сильно шуметь, кричать, без нужды не рвать траву, не ломать ветви деревьев, не бросать в огонь (очаг) мусор.
Отношения Среднего и Нижнего миров зеркальны, противоположны. Древние полагали, что все, что в нашем мире является положительным, в Нижнем мире становится отрицательным, и наоборот. Отсюда - побитая посуда, надорванная одежда в похоронном обряде хакасов. Любой непорядок, дисгармония притягивают обитателей Нижнего мира, поэтому нельзя пользоваться треснувшей посудой, носить грязную, рваную одежду и др.
Если судьба людей определялась небожителями Верхнего мира, смерть людей - богами Нижнего мира, то жизнь человека в Среднем мире - его мыслями, чувствами, поступками. Миры в традиционном представлении хакасов не изолированы друг от друга, законы их функционирования едины, как способ существования мира. Человек является жителем всех трех миров: живя в Среднем мире, он после смерти может освоить Нижний и ждет воплощения в молочном озере Верхнего. Кроме того, человек в течение всей жизни регулярно оказывается в соприкосновении с другими мирами. Например, у хакасов считалось, что женщина в течение всего срока беременности и ребенок в первые три года жизни тесно связаны с Верхним миром, поэтому могут общаться с представителями иных миров. Старики перед смертью практически живут уже в Нижнем мире, тем самым являясь связующим звеном между предками и потомками, отсюда их важнейшая роль в проведении обрядов. Интересно представлен переход между мирами на хакасских шаманских бубнах - в виде зигзагообразной линии, что означает перемешивание миров в месте перехода. Смешение противоположностей всегда хаотично, непредсказуемо. Шаманы, в свою очередь, в зависимости от величины своей силы,- могли осуществлять «путешествие» во все миры и их уровни. Особенностью традиционного мировоззрения хакасов является то, что деление мира на три сферы не означает нечто сверхъестественного, «сакрального», фантастического: он есть, он существует, но как «иной мир», как «инобытие» нашего мира.
Идея целостности мира символически выражена в выделении сакрального центра, при помощи которого происходило структурирование мира. В качестве баланса между Хаосом и Космосом выступает Мировое Древо. В пространственновременной структуре мира Мировое Древо выступает в качестве центра и границы миров, создавая условия для моделирования отношений человека и окружающего мира. Выступая в качестве равновесия в пространстве, оно олицетворяет цикличность процессов во Вселенной: жизнь содержит в себе потенцию смерти, но и смерть несет в себе возрож-
дение. Образ Мирового Древа у хакасов выступает не только в качестве символа Пространства и Космоса, но и как способ выражения жизни и бессмертия, мудрости и знания, чистоты и благополучия. В хакасских традиционных обрядах роль Мирового Древа выполняли береза и коновязь - символы единения трех миров. Береза всегда считалась чистым, сакральным деревом и активно используется во многих ритуалах. Коновязь - символ благополучия семьи и хозяйства, устанавливающийся возле юрты, сама юрта - символ Вселенной. Березу и коновязь никогда нельзя было срубать, сжигать, т. к. это сулило несчастье, а на уровне Вселенной - могло привести к уничтожению равновесия мира. Традиционному мировоззрению хакасов знаком «закон сингулярности, вездесущей точечности, предполагающей наличие центра везде, в каждой точке. Поэтому ось мира - мировое древо, гора - могут находиться везде, в т. ч. в сознании человека» [11, с. 78], каждый человек представляет собой ось мира, несет ответственность за себя, свою семью, свой народ, Вселенную. С концептом Мирового Древа тесно связана идея посредничества между мирами. В качестве посредника могли выступать шаман, священное шаманское дерево, коновязь, священные птицы, конь, поминальный костер и т. д. Эквивалент Мировому Древу - Мировая Гора - это и прародительница всего народа или определенной родовой группы, и центр освоенной территории, родовых кочевий. Такие горы у хакасов становились местом отправления родовых культов, на их склонах размещались родовые кладбища.
По мере того как человек отделялся от Природы в традиционном мировоззрении оформлялась картина мира в сторону ее дуальности - «мир наш» и «мир иной». Согласно традиционному мировоззрению хакасов, трехуровневая вертикальная структура (Верхний, Средний, Нижний миры) органично слилась с четырехсторонней земной горизонталью. Восток и Юг ассоциировались с началом мира, дня, жизни, со здоровьем, правой стороной и Верхним миром. Они противопоставлялись Западу и Северу, как рождение и жизнь противостоят Смерти. Запад и Север ассоциировались с женской половиной, болезнью, левой стороной и Подземным миром. Средний мир - центр Вселенной, где сливается горизонт с вертикалью, это пик развития года, жизни. Каждый из миров (Верхний, Средний, Нижний) существует не изолированно друг от друга, а, наоборот, они взаимосвязаны, образуя целостность Вселенной. Понимание времени шло параллельно с осмыслением пространства. Земное существование человека определялось его существованием в «ином мире».
Выделение в пространстве и времени полярности и дуальности мира оформило хроматические и нумерологические характеристики мира, с помощью которых выражались эмоциональные состояния и нравственные категории. Например, белый цвет олицетворяет чистоту, счастье, благополучие, возрождение к новой жизни и ассоциируется со Средним и Верхним мирами. Черный цвет - цвет
смерти, мрака, связанный с Нижним миром, но знак мудрости и глубоких знаний. Целостность миру в традиционном сознании придает также нумерология. Одно и то же число пронизывало все наиболее важные сферы жизни мира и человека. Поэтому цвет и число - не просто выражение свойств вещей и отношений, а представляют выражение сущности явлений, символы, тексты культуры. Например, четные числа в основном выражали негативный и пассивный характер, а нечетные - целостность, полноту бытия.
Картине мира онтологически во многом свойственны характеристики, присущие и культуре в целом, например, целостность, многоаспектность, многообразие. В то же время картина мира подвержена изменениям, т. к. само общество трансформируется. Но при этом в картине мира закрепляются только те изменения, которые имеют позитивный характер для этнического сообщества. По определению С. В. Лурье, картина мира под влиянием времени, событий может изменяться, точнее, меняются поверхностные структуры картины мира, а ее ядро остается неизменным на протяжении всей жизни человека и существования этнического сообщества [12].
Таким образом, в соответствии с картиной мира в традиционном мировоззрении хакасов жизнеспособность, вечность мира - условие существования самого человека. Поэтому основополагающими принципами поведения члена этноса являлось стремление к упорядоченности, гармонии и равновесию. Это способствовало тому, что хакасы стремились все свои действия выстроить в четкой последовательности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гришаева Л. И. Картина мира и способы ее репрезентации. // Национальные картины мира: язык, литература, культура, образование. Научные доклады конференции Воронежского межрегионального института общественных наук. Воронеж: ВГУ, 2003. С. 7-31.
2. Борко Т. И. Картина мира в культурах с шаманским мировоззрением: aвтореф. дис. ... канд. филос. наук. Тюмень, 1999. 23 с.
3. Суворова А. Н. Картина мира и проблема ее типологиза-ции: aвтореф. дис. ... канд. философ. наук. Самара, 1996. 18 с.
4. Синявский Д. А. Картина мира и кризис современной цивилизации: aвтореф. дис. ... канд. философ. наук. Ростов-на-Дону, 2002. 19 с.
5. Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Академия, 1999. 432 с.
6. Лурье Р. В. Исследования национального характера и картины мира // Отечественные записки. 2002. №3. С. 8-22.
7. Катанов Н. Ф. Хакасский фольклор. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1963. 162 с.
8. Топоров В. Н. Животные // Мифы народов мира. Т. 1. М., 1991. С. 440.
9. Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев. Л., 192S. С. 18.
10. Бутанаев В. Я., Монгуш Ч. В. Архаические обычаи и обряды саянских тюрков. Абакан: изд-во ХГУ им. Н. Ф. Ка-танова, 200S. 2S9 с.
11. Анжиганова Л. В. Этническая культура хакасов: сакральные основания // Хакасия в XX веке: язык, история, культура: мат-лы второй межрегиональной научной конференции 28 сентября 2007 г. Абакан: изд-во Хакасского государственного университета, 2007. С. 76-81.
12. Лурье С. В. Этническая картина мира как интердисциплинарная проблема. URL: http:// svlourie.narod.ru/РА/Toc.htm
Поступила в редакцию 20.05.2009 г. После доработки — 15.01.2010 г.