Научная статья на тему 'Картина мира и символ в традиционном мировоззрении коренного населения Хакасско-Минусинской котловины'

Картина мира и символ в традиционном мировоззрении коренного населения Хакасско-Минусинской котловины Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
336
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE UPPER/ MIDDLE/LOWER WORLD / ЭТНОС / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / КАРТИНА МИРА / СИМВОЛ / ВЕРХНИЙ / СРЕДНИЙ / НИЖНИЙ МИР / МИРОВОЕ ДРЕВО / ETHNIC / ETHNIC CULTURE / TRADITIONAL WORLD / WORLD PICTURE / SYMBOL / THE WORLD TREE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Арчимачева М. Ю.

Основной целью исследования является традиционное мировоззрение хакасов. Объектом исследования являются картина мира и символы как тексты этнической культуры. Статья посвящена анализу особенностей формирования картины мира и символов в традиционном мировоззрении хакасов. Картина мира и символы как тексты культуры способны нести информацию, смыслопорождение и поэтому являются источниками для анализа истории, образа жизни, традиций, обрядов и проч. этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD PICTURE AND SYMBOL IN THE TRADIONAL WORLD OUTLOOK OF THE NATIVE POPULATION OF THE KHAKAS MINUSINSK DEPRESSION

The main purpose of the research is the traditional world outlook of the Khakas people. The research object is the word picture as a text of ethnic culture. The research includes the analysis of the peculiarities of the world picture and symbol formation in the traditional world outlook of the Khakas people. The world picture and symbol as a text of culture can bear information, ideas and one of the sources for the analysis of the ethnic history, way of living, traditions and rites.

Текст научной работы на тему «Картина мира и символ в традиционном мировоззрении коренного населения Хакасско-Минусинской котловины»

кая плата и замаскированная дискриминация в практике приема в элитный коридор автоматически отстраняют от него достойных представителей из низших страт общества. В то время как одаренный и способный человек из массы шаг за шагом, долгое время, прилагая гиперусилия, восходит по кру-

той и шаткой социальной лестнице к заветной вершине - элите, его элитный «друг» быстро и уверенно достигает этой вершины посредством четко отлаженного социального лифта: элитный детский сад - элитная школа - элитный университет - элитное положение в обществе.

Библиографический список

1. Ашин, Г.К. Элитное образование // Общественные науки и современность. - 2001. - № 5.

2. Карабущенко, П.Л. Антропологическая элитология / П.Л. Карабущенко. - М.-Астрахань: АстрМОСУ, 1999.

3. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Эксмо, 2007.

4. Ашин, Г.К. Элитный университет в системе элитного образования // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2008. - Т. XI. -

№ 1.

5. Franchetti, M. The future ruling class of Russia // The Sunday Times / May 4, 2008. // http://www.timesonline.

co.uk/tol/news/world/europe/article3850193.ece

6. Колесник, Н.В. Биография элиты: возможности социоструктурного анализа // Социологические исследования. - 2009. - № 6.

7. Рейтинги вузов по образованию представителей элиты государственного управления России. - М.: АНО НРА «РейтОР», 2010. // http://www.reitor.ru/ ru/news/agency_news/index.php?id19=1632

8. Василенко, И.А. Диалог цивилизаций: социокультурные проблемы политического партнерства. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.

Bibliography

1. Ashin, GK. Elite Education / Social studies and modernity. - 2001. - № 5.

2. Karabuschenko, PL. Anthropological elitologiya / PL Karabuschenko. - Moscow- Astrakhan: AstrMOSU, 1999.

3. Kara-Murza, SG. Manipulation of consciousness. - Moscow: Eksmo, 2007.

4. Ashin, GK. An elite university in the system of elite education // Journal of sociology and social anthropology. - 2008. - T. XI. - № 1.

5. Franchetti, M. The future ruling class of Russia // The Sunday Times / May 4, 2008. // http://www.timesonline.

co.uk/tol/news/world/europe/article3850193.ece

6. Kolesnik, NV. Biography of the elite: the possibility sotsiostrukturnogo analysis // Sociological research. - 2009. - № 6.

7. University rankings for the education of elite governance in Russia. - Moscow: ANO NRA «ReytOR», 2010. //

http://www.reitor.m/ru/news/agency_news/index.php?id19=1632

8. Vasilenko, IA. Dialogue of civilizations: socio-cultural challenges of political partnership. - Moscow: Editorial URSS, 1999.

Статья поступила в редакцию 15.03.11

УДК 008:140.8(571.513)

Archimacheva M. WORLD PICTURE AND SYMBOL IN THE TRADIONAL WORLD OUTLOOK OF THE NATIVE POPULATION OF THE KHAKAS - MINUSINSK DEPRESSION. The main purpose of the research is the traditional world outlook of the Khakas people. The research object is the word picture as a text of ethnic culture. The research includes the analysis of the peculiarities of the world picture and symbol formation in the traditional world outlook of the Khakas people. The world picture and symbol as a text of culture can bear information, ideas and one of the sources for the analysis of the ethnic history, way of living, traditions and rites.

Key words: ethnic, ethnic culture, traditional world, world picture, symbol, the Upper/ Middle/Lower World, the World Tree.

М. Ю. Арчимачева, соискатель ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: [email protected]

КАРТИНА МИРА И СИМВОЛ В ТРАДИЦИОННОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ХАКАССКО-МИНУСИНСКОЙ КОТЛОВИНЫ

Основной целью исследования является традиционное мировоззрение хакасов. Объектом исследования являются картина мира и символы как тексты этнической культуры. Статья посвящена анализу особенностей формирования картины мира и символов в традиционном мировоззрении хакасов. Картина мира и символы как тексты культуры способны нести информацию, смыслопорождение и поэтому являются источниками для анализа истории, образа жизни, традиций, обрядов и проч. этноса.

Ключевые слова: этнос, этническая культура, традиционное мировоззрение, картина мира, символ, Верхний, Средний, Нижний мир, Мировое Древо.

В условиях этнического возрождения народов России осуществляется активный поиск маркеров этноидентифика-ции. Каждая культура в процессе своего становления вырабатывает свои способы освоения пространства и временные параметры, благодаря чему любой народ обладает свойством познать мир и оценивать свое место в нем. В мировоззрении каждого этноса формировался собственный образ мира, выражавший глубинные пласты национального духа и благодаря которому возможно было обрести духовную опору с тем, чтобы не потерять качества самого этноса

Традиционное мировоззрение - это исторически исходная форма мировоззрения этноса, в рамках которой жизненно важные проблемы народа рассматриваются с позиции взаимоотношения Природы и Человека. Ранние представления, рож-

давшиеся в условиях контекста культуры - природногеографического фактора и в течение всего исторического времени, в процессе диалога Человека с Природой, легли в основу создания картины мира, символов, ритуалов и обрядов.

Основой, на которой формируются компоненты мировоззрения, является картина мира, ставшая ядром самоорганизации и функционирования этносов, в т.ч. хакасов, коренного населения Хакасско-Минусинской котловины. Понимание такого текста культуры, как картина мира, восходит к самым разнообразным источникам (философским, лингвистическим, историческим и др.) и является многоаспектным явлением. Являясь универсальным для всех народов, картина мира в то же время, имеет вариативный характер и имеет сложное семиотическое осмысление.

В рамках культурологического подхода исследователи (Г.Д. Гачев, А.Я. Гуревич, Л.Н. Гумилев, Д.С. Лихачев, В.Н. Топоров. Вяч. Вс Иванов и др.) пытаются реконструировать «картину мира» через мировосприятие того или иного этноса в различные периоды развития. Например, А.Я. Гуревич, подчеркивает, что картина мира - понятие исторически обусловленное, и каждой исторической эпохе соответствуют свои способы и формы переживания мира [1, с. 11]. Любая картина, по Л. Витгенштейну является логической картиной, которая способна изображать мир [2, с. 8].

Современные гуманитарные и естественные науки выделяют множество картин мира, например, по историческим периодам, по субъекту (национальная, этническая и т.д.), по объекту познания (космогоническая, социальная, гуманитарная и др.), форме и методу отражения реальности (мифологическая, религиозная, научная, обыденная, философская и др.) и т.д. Современные отечественные исследователи, такие как Т.И. Борко [3, с. 6], А.Н. Суворова [4, с. 14], А.Д. Синявский [5, с. 9], и др. считают, что «картина мира» является одной из предпосылок познавательной деятельности человека и предельного основания жизнедеятельности. Картину мира так же определяют как систему интуитивных представлений о реальности [6, с. 12].

Сложность изучения картины мира связана с тем, что во всей своей целостности она не осознается полностью человеком, она не может быть полностью опредмечена, «ее экспликация вербальными и невербальными средствами осуществляется в деятельности человека, в процессе общения людей в различных условиях, она познается только фрагментарно» [7, с. 24].

На формировании национальной и этнической картин мира отразилась вся совокупность наиболее значимых условий существования и развития этноса, например, геополитическое положение, природно-географическая среда, хозяйственное освоение, и др. Ранние представления, рождавшиеся в условиях контекста культуры - природно-географического фактора и в течение всего исторического времени, легли в основу картины мира хакасского народа. У хакасов переплелись модели мира степняков и жителей тайги, но к началу XX века сформировалась относительно целостная картина мира, где культ степняков слился с культом гор и духов тайги.

В основе традиционного мировоззрения и картины мира хакасов лежат идеи, являющиеся принципами существования хакасов в мире, как то: 1. Мир вечен, но и сотворяем в каждый значимый момент времени будь, то акты первотворения Вселенной, начало года, дня, человека. 2. Целостность и единство мира. Законы функционирования трех миров (Верхнего, Среднего и Нижнего) тождественны, взаимосвязаны между собой. 3. Изначальным качеством мира является стремление к Небесной гармонии, равновесию. Порядок понимается как состояние мира, для которого естественным являются рождение, развитие и смерть как переход в новое состояние. 4. Целостность миру придает всеобъемлющая Жизнь, которая предполагает механизм обмена как имманентного свойства всего живого: все в этом мире получает жизнь от других живых существ и в свой срок отдает другим. Все эти положения закрепляют, прежде всего, те изменения, которые имеют позитивный характер для этнического сообщества, поэтому в традиционном мировоззрении Хаос является вторичным, но необходимым элементом развития мира, формой перехода из одного состояния порядка в другое.

Картина мира является одним из базовых пластов сознания, которое вырабатывается на основе переживания и сопереживания, возникающего в результате контакта человека с миром и является основой, на которой формируются компоненты мировоззрения. Картина мира является не только одним из источников для анализа истории, образа жизни, традиций и обрядов этноса, но самое главное - ядром самоорганизации, функционирования, силой сплачивающей этносы.

Построение целостной картины мира человек осуществляет с помощью специфического механизма символизации. В культуре и философии существует многообразие трактовок

символа в работах Гегеля, Канта, Шеллинга, Э. Кассирера, Юнга, Фромма, П. Флоренского, А. Ф. Лосева, А. Белого, Вяч. Иванова, М. Бахтина и др.

Любые тексты культуры «тяготеют к символизации и превращаются в символы культуры» [8, с. 190]. Символы, являясь результатом древнейшего освоения мира, выражают основные принципы бытия. Особенностью традиционного мировоззрения являлось то, что оно не проводило различий между символом и тем, что оно обозначает. Ритуалы, обряды, символы воспроизводили сущность внутреннего духовного мира человека, его целостности и гармонии. Основатель семиотики Ч. С. Пирс отмечал, что действие символа основано на том, что закодированная в нем информация будет понята определенным образом, интерпретирующим ее человеком [9, с. 194]. Для традиционного общества в окружающей действительности все имело значение и обладало душой: дом, который уподоблялся Космосу; очаг, символизирующий счастье, богатство, связанный с солнцем и матерью; дерево, в котором заключен дух рода и т.д.

Ю. М. Лотман отмечал, что символ обладает свойством накапливать, закреплять и передавать информацию на протяжении многих поколений, выступая хранителем негенетической, культурной памяти народа, уходящей корнями в глубины архаики [10, с. 242]. Способность символов содержать определенный смысл и возможность их прочтения и понимания делает их текстами культуры. При помощи них человек входит в иное измерение реальности, преобразуя в символы все окружающие предметы и явления, благодаря чему производится целостность построения образа мира. Например, Жизнь ассоциируется с чревом матери, рождением, свадьбой, солнцем, домом и очагом. В то время как Смерть - с ночью, концом, переходом в «иной мир», похоронами, кладбищем. В то же время, символ не только придает объекту определенный смысл, но и трансформирует его на другой предмет. Так, идея перехода кодируется через порог, очаг, костер, коновязь, и др.

Благодаря символам у человека появляется символическая «реальность», куда Э. Кассирер включает все духовнокультурные деятельности человека как-то: язык, миф, искусство, религия, наука [11, с. 28]. Все это позволило Э. Кассиреру внести новое определение человека - «animal symbolicum», что подчеркивает сущность человека, заключающуюся в способности производить и использовать символы.

Символ всегда предполагает перекличку смыслов: «символ может вступить в неожиданные связи, меняя свою сущность и деформируя непредвиденным образом текстовое окружение» [12, с. 240], его расшифровка не может сводиться только к однозначной формулировке, а подтверждает мировоззренческую установку этноса, что мир в своей целостности и гармонии многообразен. Один и тот же элемент, при помощи символа пронизывая разные слои системы, связывает их между собой. Одни и те же символические предметы обладают множеством интерпретаций. То, что непонятно в одном контексте использования символа, может раскрыться в других подходах сознания. Например, белый цвет как символ счастья применялся в свадебных и похоронных обрядах как очистительная сила.

Кроме того, символ способен создавать в сознании человека образ, который возникает в процессе эмоционального переживания, например чувство радости в момент рождения человека и чувство утраты в результате наступления смерти. Образ, в свою очередь, способен выражаться с помощью нескольких символов, в зависимости от конкретной ситуации. Например, образ «дома» связывается с центром мирового порядка, родной землей, семьей, очагом, и в то же время с утратой, «загробным миром», могилой, что говорит о тесной связи образа и символа. Способность символа к фиксации, хранении и передачи информации обеспечивает его тесную связь с традициями, обрядами и ритуалами, а через них «система символов включается в национальное самосознание» [13, с. 81].

Общим для всех текстов культуры является глобальная идея единства бытия, отражающая целостное представление

об окружающем мире. Идея взаимосвязанности всех элементов мира четко прослеживается в мифах о сотворении вселенной из хаоса. В своем диалоге с Природой человек в первую очередь обращался к стихиям, под которыми подразумевал жизненно важные для него явления Природы: Небо и Земля, Солнце и Луна, Огонь и Вода, Воздух и Дерево. В тексте о сотворении Вселенной у хакасов творцы мира представлены в виде уток (названные позже Ульгенем и Эрлик-ханом). Они способны летать, плавать, выводить потомство на суше, т.е. существовать во всех трех стихиях трех миров, выступая, таким образом, связующим звеном между ними. «Ульген послал Эрлика-хана за песком на дно реки. Песок утка толкла колотушкой девять дней, и начала земля расти, выросли большие горы» [14, с. 104-105]. Здесь также присутствует наличие воды, олицетворяющей океан и вечное движение, из которой доставали песок - первичный материал Земли и Человека. На ранней стадии человеческого развития, по словам В. И. Топорова, животные еще не отделились со всей резкостью от человеческого коллектива [15, с. 440], поэтому в традиционном мировоззрении хакасов животный и растительный миры по значимости тесно переплетаются с миром людей. Хакасы вели свою родословную от животных или птиц, растений или деревьев, каждый из которых, как текст, наделен смыслом.

Древнейшие тексты этносами не отбрасывались, а сохранялись, переосмысливались и приспосабливались к новым взглядам на мир. Например, плоскостной горизонтальный мир, делившийся на «мир наш» и «мир иной», менялся и усложнялся вертикальным делением. Утверждение Вселенной, где главными стихиями были Небо и Земля, знаменовало победу Космоса над Хаосом. Космологический акт отделения Неба от Земли и создания воздушного пространства между ними, обустроил Вселенную по трем сферам и оттеснил силы хаоса в подземный мир. Небесная сфера превратилась в мир богов, где у каждого были свое владение, дворец, семья и пр. Высший и низший миры стали многоярусными. Так, Эрлик-хан, понес наказание за утайку для себя песка, он вынужден был уйти под землю и стать Владыкой Нижнего мира. Уль-гень же стал владыкой Верхнего мира.

Возникновение древних представлений строилось на базе эмоционально-интуитивного восприятия явлений природы и осознании их важности в жизни людей. Это явилось стимулом для стремления понять и объяснить связи между Небом и Землей. Идея целостности мира символически выражена в выделении сакрального центра, при помощи которого происходило структурирование мира, пронизывающего все его три части. В горизонтальной плоскости центр противопоставляется периферии, освоенная территория - неосвоенная, «свой мир» - «чужой мир». Кроме того, горизонтальное структурирование мира сочетается с четырехчленным делением относительно центра: запад - восток, север - юг. Вертикальное деление связано с понятием времени: прошлое, настоящее, будущее. С вертикальным членением связано так же три основных понятия - Хаос, Космос и лежащий между ними мир людей. В любой мифологической системе создание мира начинается с разделения неорганизованного Хаоса и организованного Космоса, которые сакрализовали все пространство. Человек не отвергал беспредельный Хаос, а понимал, что это Нечто, наделенное собственной жизнью. Это мир, из которого происходили боги, определяющие судьбы людей. В отличие от Хаоса Космос обладает строгой организацией, где действуют законы цикличности и развития. Происходящие в Космосе изменения проецируются на мир людей в силу своего тождества, так как человеческий разум построил идеальный мир по образу и подобию своему миру. Так же как и Хаос, Космос наделен собственной жизнью. Собственный мир человек ставил в центр Вселенной, но при этом понимал, что он лишь песчинка в этом пространстве, наделенном более могущественными существами, чем он сам. Срединный мир является опосредующим звеном в горизонтальном и вертикальном членении пространства.

В качестве баланса между Хаосом и Космосом выступает Мировое Древо, чьи корни тянутся из темного прошлого, на-

стоящее время существования человека представлено в виде крепкого ствола, ветви устремляются в светлое будущее. Поэтому установка символов Мирового Древа означала не только структурирование мира, но и связь времен. В пространственно - временной структуре мира Мировое Древо выступает в качестве центра и границы миров, создавая условия для моделирования отношений человека и окружающего мира. Образ Мирового Древа тесно связан с основополагающими понятиями, такими как, Жизнь и Смерть, то есть внутренним и внешним семиотическим пространством. Мировое Древо, выступая в качестве равновесия в пространстве, олицетворяет цикличность процессов во Вселенной: жизнь содержит в себе потенцию смерти, но и смерть несет в себе возрождение. Поэтому Смерть представляется как переход из одного мира в другой, потенциальное возрождение. В хакасских традиционных обрядах роль Мирового Древа выполняли береза и коновязь. Береза всегда считалась чистым, сакральным деревом и активно используется во многих ритуалах. Коновязь - символ благополучия семьи и хозяйства, устанавливающийся возле юрты. Поэтому, образ Мирового Древа выступает как способ выражения жизни и бессмертия, мудрости и знания, чистоты и благополучия. С концептом Мирового Древа тесно связана идея посредничества между мирами. В качестве этого могли выступать шаман, священное шаманское дерево, коновязь, священные птицы, конь, поминальный костер и т. д.

Эквивалентом Мировому Древу является Мировая Гора. В древнетюркской традиции образ Горы полифункционален. Г ора - это и прародительница всего народа, или определенной родовой группы, она - центр освоенной территории, родовых кочевий. Такие горы становились местом отправления родовых культов, на их склонах размещались родовые хакасские кладбища.

Взаимоотношения между людьми Среднего мира и небожителями Верхнего мира строились на основе закона взаимообмена как способа существования мира. В реальном «нашем мире» этот закон, например, выражается через ритуал жертвоприношения. Если судьба людей определялась небожителями Верхнего мира, смерть людей - богами Нижнего мира, то жизнь человека в Среднем мире - его мыслями, чувствами, поступками. Особенностью традиционного мировоззрения является то, что деление мира на три сферы не означает нечто сверхъестественного, «сакрального», фантастического, он есть, он существует, но, как «иной мир», как «инобытие» нашего мира.

Первоначальные представления о Космосе и Человеке стали дополняться мифами о населявших их невидимых существах и, постепенно выстраивалась иерархия обитателей трех миров. Народная фантазия стала наделять Небо богами и демонами, Землю - добрыми и злыми духами, спускающимися с неба или поднимающиеся из подземного мира. С созданием иерархии богов уточнялись представления об их функциях и сферах власти в каждом слое миров.

Все этнические группы хакасов (сагайцы, бельтыры, ка-чинцы, кызыльцы), алтайцы, алтай-кижи, телеуты, кумандин-цы, шорцы верили в существование главы небожителей Ку-дая, в котором объединились образы доброго Ульгеня и злого Эрлик-хана. Главные небожители, сотворившие Вселенную, имеют двойственную характеристику. С одной стороны, они следят за порядком, равновесием в мире, преследуют злых духов, определяют судьбу мира, дарят жизнь ребенку. В то же время они могли наслать на людей болезни и смерть.

Нижний мир, так же как и Верхний мир, похож на Средний мир. В нем есть реки, горы, но он сумрачен и является местом, которое предназначено для умерших людей. Особенностью представления многих народов Саяно-Алтая о Нижнем мире являлось, что он рассматривался как истинный мир («сын чир»), «иной мир», но «живой мир», как часть Вселенной.

В Среднем мире все имеет душу: и горы, и деревья, и животные, и растения. В соответствии с этим была разработана целая система запретов, например: в лесу или в горах нельзя

сильно шуметь, кричать, без нужды не рвать траву, не ломать ветви деревьев, не бросать в огонь (очаг) мусор.

По мере того как человек отделялся от Природы, в традиционном мировоззрении оформлялась картина мира в сторону ее дуальности - «мир наш» и «мир иной». Согласно традиционному мировоззрению хакасов, горизонтальное структурирование Вселенной по странам света, так же, как и вертикальное, оставалось значимым, создавая целостность восприятия. Горизонтальная ориентация по странам света имеет связь с вертикальной моделью: север (запад) тождественен низу, юг (восток) - верху, выявляя присущие сторонам света качественные различия. Восток и Юг ассоциировался с мужским началом, со здоровьем, с правой стороной и Верхним миром. Они противопоставлялись Западу и Северу как рождение и жизнь противостоят Смерти. Запад и Север ассоциировались с женской половиной, болезнью, левой стороной и подземным миром. Каждый из миров (Верхний, Средний, Нижний) существует не изолированно друг от друга, а наоборот они взаимосвязаны, образуя тем самым целостность Вселенной. Понимание времени шло параллельно с осмыслением пространства. Земное существование человека определялось его существованием в «ином мире».

Выделение в пространстве и времени полярности и дуальности мира оформило хроматические и нумерологические характеристики мира, с помощью которых выражались эмоциональные состояния и нравственные категории. Цвет и число - не просто выражение свойств вещей и отношений, а представляют выражение сущности явлений, символы, тексты культуры. Например, в хакасской мифологии, Нижний мир состоит из 7 или 9 слоев и управляется семью Эрликами, имеющими 7 (9) сыновей и 7 (9) дочерей [16, с. 33-35].

Восприятие мира древними людьми не допускало каких-либо случайностей, так как материальные и духовные предметы любой культуры обладают разнообразными связями, общностью дополнительных элементов, на основе которых образуются своего рода поля, которые определяют их место в картине мира. Картина мира, система символов абсолютизировали главную универсальную категорию - Жизнь, что проявлялось во всех обрядах жизненного цикла. В традиционном сознании моменты вступления в жизнь и ухода из нее были равновелики и равнозначны. В традиционном мировоззрении, где прошлое неотделимо от настоящего и будущего, а умершие люди - от живых, смерть превращалась в новую жизнь. Эта идея была порождена всей мировоззренческой системой.

Библиографический список

1. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры. - М.: «Искусство» 1984.

2. Витгенштейн, Л. Философские работы / пер. с нем. М. С. Козловой». - М.: изд. «Гнозис», 1994. - Ч. I.

3. Борко, Т.И. Картина мира в культурах с шаманским мировоззрением: автореф. дис. .. .канд. филос. наук. - Тюмень, 1999.

4. Суворова, А.Н. Картина мира и проблема ее типологизации: автореф. дис. .канд. философ. наук. - Самара, 1996.

5. Синявский Д.А. Картина мира и кризис современной цивилизации: автореф. дис. .канд. философ. наук. - Ростов-на-Дону, 2002.

6. Лурье, Р.В. Исследования национального характера и картины мира // Отечественные записки. - 2002. - № 3.

7. Гришаева, Л.И. Национальные картины мира»: язык, литература, культура, образование / Л.И. Гришаева, М.К. Попова // Научные доклады конференции Воронежского межрегионального института общественных наук. - Воронеж, ВГУ, 2003.

8. Лотман, Ю.М. Текст как семиотическая проблема. История и типология русской культуры. - СПб.: «Искусство», 2002.

9. Пирс, Ч. Логические основания теории знаков / пер. с англ. В.В. Кирющенко, М.В. Колопотина. - СПб.: «Алетейя», 2000.

10. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. - СПб.: «Искусство», 2000.

11. Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке: введение в философию человеческой культуры. - М.: Гардарики, 1988.

12. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. - СПб.: «Искусство», 2000.

13. Корецкая, Н.Л. Символ в национальной культуре // Дефиниции культуры. - Томск, изд-во ТГУ, 1998. - Вып. III.

14. Катанов, Н.Ф. Хакасский фольклор. - Абакан, хакасское книжное издательство,1963.

15. Топоров, В.Н. Животные // Мифы народов мира. - М., 1991. - Т.1.

16. Бутанаев, В.Я. Архаические обычаи и обряды Саянских тюрков / В.Я. Бутанаев, Ч.В. Монгуш. - Абакан, изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2005.

Bibliography

1. Gurevich, A.JA. Categor of medieval culture. - М: "Art" ,1984.

2. Wittgenstein, L. Philosophical work / Trans. with him. compiled., Jg. Article MS Kozlova. - Moscow: ed. "Gnosis", 1994. - Part I.

3. Borko, TI A world in cultures with shamanic worldview: Author. Dis. ... Candidate. Sc. Science. - Tyumen, 1999.

4. Suvorov, A.H. Picture of the world and the problem of typology: Author. Dis. ... Candidate. philosopher. Science. - Samara, 1996. - 18 sec.

5. Sinyavsky, D.A. Picture of the world and the crisis of modern civilization: Author. Dis. ... Candidate. philosopher. Science. - Rostov-na-Donu, 2002 .

6. Lurie, R. Studies of the national character and worldview // Domestic note. - 2002. - № 3.

7. Grishaeva, L.I. national picture of the world ": language, literature, culture, Education / L.I. Grishaeva, M.K. Popova. - Voronezh: Voronezh State University, 2003.

8. Lotman, YM text as a semiotic problem / History and typology of Russian culture. - St.-Petersburg: "Art", 2002.

9. Pierce, C. Logical Foundations of characters / Trans. from English. V.V. Kiryushchenko, M.V. Kolopotina. - St.-Petersburg: Aletheia, 2000.

10. Lotman, Y.M. Inside minded Worlds. - St.-Petersburg: "Art", 2000.

11. Cassirer, E. Favorites. Essay on Man: An Introduction to the philosophy of human culture. - M.: Gardariki, 1988.

12. Lotman YM Inside minded Worlds. - St.-Petersburg: "Art", 2000.

13. Koretsky, N.L.symbol in national culture // Orlture Definitions. - Tomsk, 998. - V. III.

14. Каtаnоv, N.F. Khakass folklore. - Abakan: Khakass book publishing house, 1963.

15. Axes, V.N. Zhivotnye // Myths of nations of the world. - М, 1991. - Т.1.

16. Butanaev V.Ja. Archaic customs and ceremonies of Sayansk Turkis / V.Ja. Butanaev, C.V. Mongush. - Abakan, publishing house HGU of N.F. Katanova, 2005.

Статья поступила в редакцию 28.03.11

УДК 303.446.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Drozd A.N. PROCESSING AND COMPLETENESS OF ART WORK: THE ASPECTS OF THE CONTRADICTIONS. This article reveals the basic aspects of contradictions of art work process concerning to it processing and completeness. The conclusion proves, that the content of the creation is the result of intense coexistence of the vectors of these actions, what is shown at various levels of the art text.

Key words: psychology of the creation, art work, Processing, completeness, the contradiction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.