УДК 008+391.4(571.513)
Коновец Татьяна Анатольевна
старший преподаватель.
Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова. Институт Искусств [email protected]
Традиционный
ЖЕНСКИЙ НАГРУДНИК ПОГО КАК ПРОСТРАНСТВЕННОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ МИРА ХАКАССКОГО НАРОДА
Tatyana A. Konovets
senior teacher.
The Khakass state university of N. F. Katanov. Institute of Arts [email protected]
Traditional female bib of
PY AS EXISTENTIAL MODEL OF THE WORLD OF THE KHAKASS PEOPLE
Аннотация. В статье рассмотрены особенности организации пространства хакасского народа. В работе исследовано традиционное женское нагрудное украшение Пого - символ плодородия, женского начала. Рассмотрены структура орнамента, цветовая гамма, символическое значение элементов нагрудника, и его функциональное значение. В основе орнамента нагрудника лежит узор солнца, как символ плодородия. Проведен сравнительный анализ структуры орнамента пого с изображениями на окуневских изваяниях. Элементы нагрудника содержат в себе пространственные характеристики. Объемная структура мироздания, имеющая вертикальное и горизонтальное членение, воспроизводится на всех значимых объектах организованного пространства этноса. Пого, как одно из самых ярких и самобытных изделий народного искусства хакасского народа заключает в себе пространственновременную модель мира хакасов.
Ключевые слова: организация пространства, модель мира, пространство, время, нагрудник Пого, символика, орнамент.
Annotation. In article features of the organization of space of the Khakass people are considered. In work traditional women's breast decoration of Py -a symbol of fertility, a feminine is investigated. The structure of an ornament, color scale, symbolical value of elements of a bib, and its functional value are considered. The sun pattern as a fertility symbol is the cornerstone of an ornament of a bib. The comparative analysis of structure of an ornament of py with images on the okunevskikh sculptures is carried out. Elements of a bib comprise spatial characteristics. The volume structure of the universe having vertical and horizontal partitioning is reproduced on all significant objects of organized space of ethnos. Pogo as one of the brightest and original products of folk art of the Khakass people comprises existential model of the world of Khakas.
Keywords: organization of space, world model, space, time, Pys bib, symbolics, ornament.Директ
Внимание исследователей всегда привлекают различные формы освоения и восприятия мира этносом. Характер взаимодействия человека и окружающего мира определяет особенности культурного развития народа. Пространственный образ мира в структуре мировосприятия является системообразующим элементом, определяющим содержание всех жизненных сфер. Пространственные категории определяют меру духовно-прастического освоения действительности. Любая культура организует пространство своим характерным способом, основанным на традиционных мировоззренческих установках. Мифологическое пространство-
время рассматривается как архаическая и наиболее устойчивая форма восприятия пространства, на которую наслаиваются все последующие изменения. Структура организации пространства трудно поддается трансформации,
содержание пространственных представлений меняется, но структура остается неизменной.
Рассмотрим особенности организации пространства хакасского народа. Трехчастная вертикальная структура мира имеет середину, верх и низ. Наряду с вертикальным освоением пространства существует и горизонтальное - это четыре стороны света. Горизонтальное пространство мира начинает свое движение по ходу солнца и замыкается в круг, подтверждая идею целостности мира. Совмещение вертикали и горизонтали позволяет рассмотреть любые разнородные состояния и сферы пространства. В точке пересечения вертикальной и горизонтальной структур находится центр упорядоченного пространства Вселенной - мировое дерево, гора, коновязь -все, что может соединять миры. Основная функция центра - рождение новой жизни. В эпоху
42
первотворения с появлением упорядоченного пространства был задан ритм течения времени. Повторяемость этого ритма гарантировало новое воспроизведение мира, а с ним продление настоящего времени, благополучие общества и мира. Участие в продлении времени было основной функцией женщины - рождение детей. Многодетная семья почиталась у хакасов. Женщине, родившей и воспитавшей девять сыновей, разрешалось ездить верхом на священной лошади - ызыхе [5].
Объемная структура мироздания, имеющая вертикальное и горизонтальное членение, воспроизводится на всех уровнях организованного пространства этноса. Каждый значимый объект природного и сотворенного мира имеет подобное членение.
Подробнее остановимся на одном из самых ярких и самобытных предметов народного искусства хакасского народа. Итак, гордость хакасских женщин - нагрудное украшение пого, обязательная и важная часть убранства свахи, в которой заключена пространственно-временная модель мира хакасов. В то же время, пого - символ плодородия, женского начала, связанный с культом богини Умай, дарующей души детей. Нагрудник носили только замужние женщины в особо торжественных случаях.
В орнаменте пого доминируют круглые формы, символизирующие солнце, гармонию, неразрывную связь с Природой. На тканевой основе плотными симметричными рядами выкладывались спирали закрученных ниток бисера. Это узоры солярных знаков в виде кругового орнамента «куп хоозы» - узор солнца. Большие перламутровые пуговицы (тана маржа), с лучами внутри и кораллом в центре, составляют основу пого и определяют порядок шитья бисером. Тана в пого имеет значение солярного символа. Известно, что колесо со спицами-лучами и круг с точкой в центре являются символом обозначающим солнце. Для древнего человека солнце было тождественно вечному круговороту душ - ежедневно солнце умирает на западе и рождается на восходе. Судьба человека соотносилась с судьбой вселенной, его рождение было равным восходу солнца, а смерть - закату солнца [3].
В мифологической картине мира солнце и луна являлись носителями мужского и женского начал, они определяли природные ритмы рождения - воспроизводства - умирания. Хакасы с особым почитанием и поклонением относятся к солнцу, обращаются к нему с приветствиями и благодарностью. Вся жизнь человека от рождения и до смерти проходит при участии светил. Без солнечной символики невозможен был брачный союз. В традиционном обществе брак приравнивался к изначальным установкам культуры, являясь ее своеобразным механизмом, призванным объединить в обществе коллективы, укрепить складывающиеся между ними связи. Брак заключал в себе ключевое значение, как для отдельного человека, так и для всего рода. Заключение брачного союза служило гарантом благополучия и непрерывности жизни всего об-
щества в непрерывной цепочке смены поколений. Обращаясь к солнцу и луне, молодожены просили благословить их брак. Во время свадебного обряда брак освещался светилами и приобщался к сакральной зоне божественного верхнего мира, получая от него плодородную силу. У хакасов солнечные лучи являются носителями жизненного, оплодотворяющего начала [6]. В основе орнамента нагрудника лежит узор солнца, как символ плодородия. В тюркской традиции все украшения были связаны с символикой плодородия.
Бахрома из бисерных снизок - cin6ipsec - с серебряными монетами на концах - это бескрайняя вселенная (узулбес парбас тай). Жемчужные пуговицы (узумчух) по краю пого - изображение завершенного космоса. Полусферическая форма пого символизирует небосвод. Округлая форма и основной узор пого строго каноничны. Основание качинского нагрудника имеет форму круга, сагайские нагрудники вписываются в эллипс. Реже встречаются кызыльские пого, их форма вписывается в квадрат.
При рассмотрении цветовой гаммы в старинных пого, мы определили основные цвета составляющие узор - белый, красный, синий, черный. Белый - цвет верхнего мира, мужской цвет. Доминирующий в пого красный - женский, цвет Огня, обеспечивающий здоровое потомство. Это цвет среднего мира, мира людей. Синий - цвет неба. Черный - цвет земли, предков, «цвет первозданного Хаоса, чреватого сотворением мира, следовательно, он имеет отношение к такому архетипу традиционного сознания, как пещера мировой горы, где, как в утробе Матери-земли, лежат души младенцев, откуда пошел весь «черноголовый хакасский народ» [1, с. 46].
Строго определенное количество цветов в пого говорит большой значимости женского украшения. В своей работе мастерицы использовали только те цвета, которые были связаны с рождением человека. Все силы человека были направлены на продление жизни на земле, на продолжение рода, на получение здорового потомства. Пого качинцев и сагайцев имели свою колористическую гамму. Качинские нагрудники были ярче в цвете, а сагайские более темные.
Пого было дорогостоящим украшением, кораллы для него покупались, и одна большая бусина стоила вола или лошадь. Бусины - это овеществленные носители семейного счастья и благополучия, умножения плодотворящих сил. Бусины и каури выражали сущность богини Умай, являясь непременными атрибутами верховной покровительницы детей и рожениц. Богиня Умай владела коралловыми бусинами суру, заключавшими в себе души девочек - будущих матерей [2].
На наш взгляд, точка, коралловая бусина, в центре пого - это душа, ребенка, центр Мира. В этой точке соединяются пространство и время, Небо и Земля, мужское и женское - здесь рождается упорядоченный Космос. Начало нового рождения - это движение из точки по спирали. Движение времени определяется хакасами как враще-
43
ние. Идея круговращения времени основана на восприятии природных и космических циклов. Солнце заходит на западе и вновь восходит на востоке - умирание влечет за собой рождение. Сотворенный мир постоянно движется, он, находится в состоянии круговращения. Это обуславливает равное участие верхнего мира и нижнего в процессе возобновления жизни. «Верх» связан с оплодотворением, а «низ» с рождением.
Исследователи хакасской культуры находят сходство орнамента пого с изображениями изваяний окуневской культуры. Самобытная Окуневская культура конца III - середины II тыс. до н.э. известна своими монументальными памятниками оригинального первобытного искусства -изваяниями и стелами. Окуневские каменные изваяния и стелы - это уникальное явление в степях Минусинской котловины. На протяжении нескольких тысячелетий они притягивают к себе людей своей магической силой. Изваяния почитают, приносят им дары, просят у них исцеления болезней, здоровых детей, благополучия в семье. Каменные изваяния безмолвны, таинственны и загадочны и каким-то непостижимым образом имеют огромнейшее влияние на все последующие культуры.
Воплощением ожившей легенды является оку-невское изваяние «Большая каменная старуха» «Улуг Хуртуях Тас» - памятник Великой каменной матери. Памятник внешне напоминает беременную женщину и воплощает в себе эталон красоты того времени. Предназначение Каменной Матери - помочь женщине стать счастливой матерью. Живот Хуртуях Тас разделен на три части - это три мира (верхний, средний, нижний), это три части Космоса, в котором живет человек. Ярусность каменных изваяний и ликов отражает представления древних людей о вертикальной структуре мира. В этой структуре совмещаются части лика, части тела и части мироздания. Ярусы лика тождественны функциям соответствующих органов чувств. При рассмотрении структуры лика, хорошо видно, что в верхней его части расположены глаза. Функция глаз может быть реализована только при наличии света, а свет связан с небом. Таким образом, глаза обозначают свет и небо, а освещенное небо - это характеристика верхнего мира. Средний ярус лика отождествляется с дыханием-ветром. Дыхание осуществляется через ноздри и невозможно без воздушного пространства, расположенного между небом и землей. Воздушное пространство обозначает средний мир - это мир людей. Нижний ярус изваяния и лика относятся к нижнему миру - это зона рта. Основная семантическая функция рта - соединение в одной точке двух противопоставлений: жизни и смерти. Пища во время еды не только разрушается, поглощается и исчезает, она «дарует жизнь». Рот символизирует женское начало, которому во всей вертикальной структуре соответствуют грудь и живот изваяния. В основе значения окуневских антро-
Литература:
1. Анжиг анова Л В. Традиционно е мировоззрение хакасов: опыт реконструкции. Абакан : ИО «РОСА», 1997.
поморфных изображений лежит пространственно-временная модель мироздания [4].
Сравним изображения на окуневских изваяниях и структуру орнамента в традиционном пого. В верхней части пого находятся пуговицы, обозначающие глаза. Это обязательные элементы в нагруднике, без глаз пого считается не живым. Верхняя часть пого соотносится с верхним миром. Традиционное сознание большое значение придает зрению и глазам: ориентируется на созерцание окружающих форм. Глаза для человека традиционного общества один из основных способов пространственно-временной ориентации и постижения мира, они дают возможность видеть, а значит и жить. В тюркских языках «видеть солнце» означало «жить». [6]. В пого встречаются три глаза, центральный третий глаз является «всевидящим оком».
Центральный узор в пого состоит из трех больших перламутровых блях, образующих перевернутый треугольник. Две большие пуговицы несут в себе мужское и женское начало - в пого это правое и левое, белое и красное. Находятся пуговицы в средней части пого, что соответствует воздушному пространству, среднему миру людей. Самая большая бляха с коралловой бусиной является композиционным центром нагрудника и несет в себе главную семантическую нагрузку, рождение новой жизни. Это солнце и находится оно в нижней части пого, соответствующей зоне рта, что указывает на рождение знака в Нижнем мире. Коралловая бусина в центре - это рождение души девочки, будущей матери, как исходная точка в бесконечной череде новых рождений, гарантирующая вечное движение и жизнь сотворенного мира. На фотографиях начала XX века можно увидеть, что пого носилось на уровне живота. Центральная пуговица пого находилась на уровне телесного центра женщины. В традиционном мировоззрении телесным центром человека являлся пуп и пуповина, которые соотносились с космическим центром - рождением.
Сопоставление структуры орнамента пого с изображением окуневской личины показывает, что они тождественны по своему содержанию и заключают в себе пространственно-временную модель мира. Рассмотрев все составляющие женского нагрудника, мы пришли к выводу, что пого является пространственно-временной моделью мира. В форме и орнаменте нагрудника задаются основные параметры мира: верх - низ, небо - земля, правое — левое, мужское - женское. В организованном пространстве есть центр, в котором во время творения зарождается жизнь нового члена общества. Все элементы нагрудника наделены созидательной, рождающей силой. Пого - это символ плодородия и рождения новой жизни. Самое ценное в этом мире - это человеческая жизнь и все силы Вселенной и человека направлены на продолжение этой жизни.
Literature:
1. Anzhiganova L.V. Traditional outlook of Khakas: experience of reconstruction. Abakan : IO «DEW», 1997.
44
2. Бутанаев В.Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан : Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2003.
3. Гоач АД. Древние кочевники в центре Азии. М. : Наука, 1980; Кидиекова И.К. Орнамент хакасов. Абакан : Хакасское книжное издательство, 1996.
4. Леонтьев Н.В. Изваяния и стелы Окуневской культуры / Н.В. Леонтьев, В.Ф. Капелько, Ю.Н. Есин. Абакан : Хакасское книжное издательство, 2006.
5. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир / ЭЛ. Львова, И.В. Октябрьская, А.М. Сагалаев, М.С. Усманова. Новосибирск : Наука сиб. отд., 1988.
6. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество / ЭЛ. Львова, И. В. Октябрьская, А.М. Сагалаев, М.С. Усманова/ Новосибирск, 1989.
2. Butanayev V.Ya. Burkhanizm of Turkic peoples of Sayano-Altai. Abakan : Publishing house of the Khakass state university of N.F. Katanov, 2003.
3. Rook A.D. Ancient nomads in the center of Asia. M. : Science, 1980; Kidiyekova I.K. Ornament of Khakas. Abakan : Khakass book publishing house, 1996.
4. Leontyev N.V. Sculptures and steles of Oku-nevsky culture / N.V. Leontyev, V.F. Kapelko, Yu.N. Yesin. Abakan : Khakass book publishing house, 2006.
5. Traditional outlook of Turkic peoples of Southern Siberia. Space and time. Real world / E.L. Lviv,
I.V. October, A.M. Sagalayev, M.S. Usmanova. Novosibirsk : Sib's science. office, 1988.
6. Traditional outlook of Turkic peoples of Southern Siberia. Person. Society / E.L. Lviv, I.V. October, A.M. Sagalayev, M.S. Usmanova. Novosibirsk, 1989.
45