Научная статья на тему 'Картина мира в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный»'

Картина мира в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1071
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ МИРА / КАРТИНА МИРА / КОНЦЕПТ / БОГ / СТРАШНЫЙ СУД / ГРЕХ / WORLD MODEL / WORLD VIEW / CONCEPT / GOD / DOOM / SIN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Печёнкина О.Ю.

В статье раскрывается содержание картины мира, представленной в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный». Даётся анализ базовых концептов, которые лежат в основе национального мировоззрения, модели мира русского человека. Основополагающими концептами в романе являются Бог и Страшный суд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WORLD VIEW IN THE A.K.TOLSTOY''S NOVEL ''PRINCE SEREBRENNI''

The given artcile opens up on the subject of the picture of the world presented in the A.K.Tolstoy's novel "Prince Serebrenni". An analysis of the basic concepts, which lie in the foundation of the national world view and the model of a russian man is given here. The fundamental concepts of the novel are God and Doom.

Текст научной работы на тему «Картина мира в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный»»

УДК 821.161.1

КАРТИНА МИРА В РОМАНЕ А.К. ТОЛСТОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»1

Печёнкина О.Ю.

В статье раскрывается содержание картины мира, представленной в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный». Даётся анализ базовых концептов, которые лежат в основе национального мировоззрения, модели мира русского человека. Основополагающими концептами в романе являются Бог и Страшный суд. Ключевые слова: модель мира, картина мира, концепт, Бог, Страшный суд, грех.

THE WORLD VIEW IN THE A.K.TOLSTOY'S NOVEL 'PRINCE SEREBRENNI'

Pechonkina O.Yu.

The given artcile opens up on the subject of the picture of the world presented in the A.K.Tolstoy's novel "Prince Serebrenni". An analysis of the basic concepts, which lie in the foundation of the national world view and the model of a russian man is given here. The fundamental concepts of the novel are God and Doom. Keywords: world model, world view, concept, God, Doom, sin.

«Князь Серебряный» А.К. Толстой задумал как исторический роман, в котором должна была отразиться сложная эпоха Ивана Грозного. Именно об этом автор говорит в Предисловии романа: «Представляемый здесь рассказ имеет целию не столько описание каких-либо событий, сколько изображение общего характера целой эпохи и воспроизведение понятий, верований, нравов и степени образованности русского общества во вторую половину 16 столетия» [2, 61].

Анализ текста произведения позволяет говорить о том, что Картина мира, представленная в романе, определяется религиозным мировоззрением. В основе модели мира, как совокупности объективных знаний об окружающей действительности того периода, лежат концепт Бог и Страшный суд (суд Божий). Известно, что картина мира всегда национально конкретна и исторически определена. Несмотря на то, что в неё обязательно входят универсальные понятия, свойственные модели мира любого народа, в картине мир всегда присутствуют специфические национальные представления, особые соотношения между этими понятиями, через которые выражается основа национального ми-ровидения и оценка реалий окружающей действительности. Именно концепты выражают специфические национальные особенности модели мира.

Концепт Бог в романе «Князь Серебряный» выполняет ряд основополагающих функций. Через призму данного концепта человек определяет тип поведения, предпочтительный в данной ситуации, делает тот или иной выбор, направляет собственную деятельность - регулирующая функция.

Так, много раз в романе говорится о таком русском обычае того времени, как крестоцелование. Опи-

сывая возвращение князя Серебряного на Родину, автор в первую очередь говорит о том, что «...твёрдо держал он своё крестное целование, и ничто не пошатнуло бы его крепкого стоятельства за государя» [2, 164]. Никита Романович, ожидая смерти, отказывается покинуть камеру по той причине, что он «целовал крест» царю. Человек готов пойти на смерть, но не преступить клятвы: «Я обещал царю не выходить из его воли и ожидать, где бы я ни был, суда его!»; «я целовал ему крест на моем слове!») [2, 319]. Модель мира христианина, определяющая поведение князя, в данной ситуации является основополагающей. Крест - символ жертвы Христа, отступить от своей клятвы -значит, отступить от Бога, который во время кресто-целования призывался в свидетели. Нарушение заповедей Бога признаётся величайшим грехом и нравственным падением человека. Именно поэтому данная клятва считалась доказательством праведности, честности, верности. Человек, нарушающий её или присягающий, осознавая свою вину, выступает не только против того, кому присягает и клянётся в верности, но и против Бога. Совершает страшный грех.

В «Князе Серебряном» клятвопреступниками являются опричники. В главах «Очная ставка» и «Божий суд» Дружина Морозов даёт клятву царю, целуя крест: «.я в своей правде готов крест целовать.» [2,368], царь воспринимает эту клятву как высший признак справедливости, но и Афанасий Вяземский, присягая ложно, заведомо совершая большой грех, выступая против Бога, царя и всех людей, готов «в правде крест целовать.». Только Божий суд может определить правду: « в одном и том же деле две стороны не могут крест целовать.. .никого не хочу допустить до погубления души. Пусть Морозов и Вяземский судятся

1 Статья выполнена при поддержке РГНФ в рамках гранта №16-14-32001

судом Божиим...» [2, 368], - выносит приговор царь. И Вяземский, и Морозов верят в Бога, признают то, что суд Божий свершится, поэтому Дружина Морозов спокоен: «.в божьем суде не сила берёт, а правое дело...» [2, 369], а Вяземский смутился, потому что он вспомнил, что «.бог неминуемо дарует победу правой стороне, и невольно усумнился в своём успехе» [2, 369]. Вера в Бога определяет модель поведения всех героев романа. В главе «Божий суд» это прослеживается особенно чётко. В «Князе Серебряном» нет персонажей, которые не верили бы в Бога, даже клятвопреступники боятся Божьего суда. Народ верит в святость Божьего суда и съезжается посмотреть на поединок, Вяземский прибегает к помощи колдуна, но и тот не может ничего сделать против воли Господа, Морозов стар, но не сомневается в том, что Бог его не оставит, даже царь смиряется: « Как не желал Иван Васильевич погубить Морозова, но просьба его была слишком справедлива. Царю не захотелось в божьем суде прослыть пристрастным» [2, 378].

Со спокойной душой и смирением человек готов погибнуть, приняв волю Божью, если он живёт по законам Божьим. Он всегда соизмеряет все свои действия с ним. Страшным считается именно погибель души, а не смерть физическая, поэтому даже те, кто нарушает заповеди Божьи, умирая, призывают Господа. В смертный час каются в своих грехах. Так, Фёдор Басманов умирает со словами «.хочу перед смертью покаяться в грехах моих.» [2, 402], Коршун просит о прощении, обращаясь к православному народу: «.прости меня в грехах моих, в разбое, и в воровстве, и в смертном убойстве! Прости во всём, что я согрешил пред тобою.» [2, 403]. Народ верит в то, что насильственная смерть способна очистить от грехов, призывает Господа помиловать их, принять скорее их души: «.помяните нас, когда приидете во царствие Божие.» [2, 403]. Эта фраза является одной из ключевых в понимании модели мира романа «Князь Серебряный». Она взята из «Евангелия от Луки». Один из разбойников, распятый вместе с Иисусом Христом, произносит её: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» [2, 430]. Автор, вкладывая эту фразу в уста народа, определяет его место в будущей жизни. Потому что согласно христианскому мировоззрению именно этот разбойник первый попал в рай - Царствие Божие. Он не только принял Христа, но и раскаялся во всех своих грехах. И если в Библейском сюжете народ выступает как палач, готовый распять невиновного (он требует того, чтобы Иисуса Христа распяли), то в романе народ смиренно просит Господа принять души убиенных и обращается к ним, как к самому Господу.

В «Князе Серебряном» чётко наблюдается противопоставление этого, земного, мира и загробной

жизни. Поэтому для героев романа так важно покаяние в своих грехах. Так, Максим Скуратов не нарушает клятвы, но он без благословления покинул отчий дом, оставил своих родителей, то есть, нарушил одну из заповедей Божьих, поэтому он спешит раскаяться: « Господи Боже мой.ты зриши моё сердце, ведаешь мои мысли! Ты знаешь, что я не по гордости моей, не по духу строптивому ослушаюсь батюшки! Прости меня, Боже мой, аще преступаю твою заповедь.» [2, 231]. В монастыре он исповедуется, раскаивается в том, что не может любить царя и что вынужден бежать из Слободы, потому что не может больше видеть пытки и страдания простых людей. После этого Максим готов умереть, несмотря на то, что он мечтает о славной смерти в бою, он готов принять её и от рук разбойников, повинуясь воле Божьей. Максим Скуратов умирает, отдавая себя Богу: «Господи, прими мою душу» [2, 352]. Дружина Морозов с чистой совестью покидает этот мир: «Ведаю себя чистым пред Богом и пред государем... предаю душу мою Господу Иисусу Христу...» [2, 401]. Праведников ожидает Царствие Божие, о котором неоднократно говорится в романе, грешников - адские муки. Все перед Богом равны, суд Божий справедливый, и только Господь решает судьбы всех людей. Смерть всех уравнивает в правах. Модель мира романа «Князь Серебряный» теоцентрична: каждый должен нести свой крест, который определён Богом, и быть готовым к Страшному суду.

Репрезентативная функция заключается в том, что человек в романе выражает и обозначает своё отношение к предметам и явлениям действительности, их значимость для себя через понимание Бога. Особенно она проявляется в том, как герои романа и сам автор относятся к царю - Иоанну Васильевичу. Царь - это помазанник Божий на земле, никто не может противостоять его воле. Его воспринимают как очищение от грехов, все видят в его правлении промысел Божий, никто не обвиняет его, все подчиняются его воле, как воле Господа. Дружина Морозов говорит о том, что люди прогневали Бога, и он «помрачил светлые царские очи», но при этом он сам верит в святость царя: «.разве царю можно указывать? Разве он не от бога?» [2, 198]. «Сам Бог поставил его над нами, и, видно, по Божьей воле, для очищения грехов наших, карал он нас» [2, 197]. Даже в тех случаях, когда все видят то, что царь казнит невиновных людей, все относятся к этому, как к проявлению Божьей воле: «.это Бог нас карает.да будет же над нами его святая воля.» [2, 196], - говорит князь Серебряный. Не случайно во время исповеди Максим Скуратов говорит об очень страшном грехе: «.Долго боролся я сам с собою, долго молился пред святыми иконами. Искал я в своем сердце любви к царю — и не обрел ее!»

[2, 323]. Игумен признаёт то, что это невозможно, что он многих исповедовал, но такого страшного греха не было: «Сын мой, — сказал игумен, глядя с участием на Максима, — должно быть, сатанинское наваждение помрачило твой рассудок; ты клевещешь на себя. Того быть не может, чтобы ты возненавидел царя. Много тяжких преступников исповедовал я в этом храме: были и церковные тати, и смертные убойцы, а не бывало такого, кто повинился бы в нелюбви к государю!» [2, 323]. Хотя Максим и признаёт то, что ««Царева воля — Божья воля» [2, 228]. Центральное представление о месте царя в модели мира, на наш взгляд, выражено в характеристике Никиты Романовича Серебряного: он «.разделял убеждения своего века в божественной неприкосновенности прав Иоанна; он умственно подчинялся этим убеждениям и, более привыкший действовать, чем мыслить, никогда не выходил преднамеренно из повиновения царю, которого считал представителем Божией воли на земле» [2, 297].

Автор показывает то, что царь - это воплощение Бога на земле, что он определяет судьбы людей и всего государства, все герои признают над собой промысел Божий, который воплощается через действия Иоанна Васильевича. Понять действия Бога человеку не дано, поэтому он должен покоряться ему и принимать смиренно всё, что происходит в этом мире, а Господь воздаст ему в будущей жизни. Именно поэтому смирение и повиновение - это основные черты положительных героев романа. В лирических отступлениях автор пишет: «.тут и тоска бесконечная, безнадёжная, тут и сила непобедимая, тут и роковая печать судьбы, железное предназначение, одно из основных начал нашей народности, которым можно объяснить многое, что в русской жизни кажется непонятным.» [2, 173].

Идея «железного предназначения» чётко определена в речи игумена монастыря: « Премилостивый бог, — продолжал со вздохом старик, — за великие грехи наши попустил ныне быть времени трудному. Не нам суемудрием человеческим судить о его неисповедимом промысле. Когда господь наводит на нас глады и телесные скорби, что нам остается, как не молиться и покоряться его святой воле? Так и теперь: настал над нами царь немилостивый, грозный. Не ведаем, за что он нас казнит и губит; ведаем только, что он послан от бога, и держим поклонную голову не пред Иваном Васильевичем, а перед волею пославшего его. Вспомним пророческое слово: «Аще кая земля оправдится перед богом, поставляет им царя и судью праведна и всякое подает благодеяние; аще же которая земля прегрешит пред богом, и поставляет царя и судей неправедна, и наводит на тое землю вся злая!» [2, 324].

Однако образ Дружины Морозова показывает и другую национальную черту русского человека: он смиряется, принимает волю Божью, умирает со словами: «ведаю себя чистым пред Богом и пред государем... предаю душу мою Господу Иисусу Христу...» [2, 401], но честь для него остаётся превыше всего: «.одною только честью дорожил я и никому в целую жизнь мою не дал запятнать её.вели казнить меня, государь, вели мне голову на плаху понести, и я с радостью пойду на мученья.» [2, 395]. Именно поэтому он говорит царю всю правду, когда его «нарядили в шута». Картина Страшного суда предстаёт перед читателем. Непогрешимость царя, который возомнил себя Богом, ставится под сомнение: «.«яко аз есмь судия, поставленный Господом судити народы мои!» [2, 400]. Суда Божьего не избежать и царю.

Блаженный во время казни открыто говорит царю об его участи: «.смотрите, смотрите! - заговорил он, - что это у него на лбу? Что это у тебя, Ивашко? У тебя рога на лбу! У тебя козлиные рога выросли! И голова-то твоя стала песья!» [2, 404] и указывает на то, что казнят невиновных, которые принимают мученическую смерть: «.моё место здесь, с мучениками! Дай и мне мученический венчик.» [2, 404]. Народ, который готов смиренно принять смерть от царя, открыто выступает против него, когда он поднимает руку на Божьего человека, который, по их мнению, выражает волю Бога: «.в наших головах ты волен, а блаженного не тронь.» [2, 405]. Блаженный называет царя Саулом, Иродом и царём кромешным. Читатель снова обращается к Библейским историям, в которых рассказывается о царе Сауле, первом царе Израильского Царства, который пытался убить царя Давида; и об Ироде, царе Иудеи, который был жесточайшим человеком, пролившим много крови, убившим четырнадцать тысяч младенцев в надежде на то, что убьёт Иисуса Христа. Последнее сравнение указывает на то, что Иоанн выступает не только против своего народа, но и против самого Господа: «.пошли и меня в царствие небесное! Аль завидно тебе, что не будешь с нами, царь Саул, царь Ирод, царь кромешный?» [2, 405].

Надо сказать, что мотив избиения младенцев появляется в романе дважды. В одном из эпизодов Иоанн видит себя Рахилью: «.Яко же древле Рахиль, — продолжал он (и глаза его закатились под самый лоб), — яко же древле Рахиль, плачуще о детях своих, так я, многогрешный, плачу о моих озорниках и злодеях.» [2, 225]. Если блаженный называет царя Иродом, обвиняя его в страшных грехах, то сам царь считает себя жертвой. « Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» [Матф, 2:17,18]. Бог наделяет царя, как и всех людей,

свободной волей - это один из высших даров Божиих. Он позволяет царю совершать все его злодеяния, но, предоставляя ему свободу выбора, Господь не снимает с царя ответственности за его дела.

Воздаяние по делам предсказывает и Онуф-ревна, которая открыто говорит царю о всех его злодеяниях. Глава «Ночное шествие» представлена как сцены из Страшного суда, Апокалипсиса. Невинно убиенные один за другим являются перед царём, кланяются перед ним и призывают его на суд Божий: отравленный боярин, Данила Адашев, боярыня Мария, князь Курлятев, князь Оболенский и другие, казнённые или убитые Иоанном. Царь верит в Страшный суд Божий, верит в то, что он свершится и призывает Господа: « Именем Бога живого...если вы бесы, насланные вражьею силою, - сгиньте! Если вы вправду души казнённых мною - дожидайтесь Страшного суда Божия! Господь меня с вами рассудит!» [2, 237]. Онуфревна указывает Иоанну на путь спасения: «.хоть велики грехи твои, а благость-то Божия больше! Только покайся, да впредь не греши! Вот и я молюсь, молюсь о тебе и денно и ношно.уж лучше сама в рай не попаду, да тебя отмолю.» [2, 234]. Страшные видения приводят Иоанна в храм: «Боже, помилуй мя, грешного! Помилуй мя, смрадного пса! Помилуй мою скверную голову! Упокой, Господи, души побитых мною безвинно!» [2, 238], весь народ начинает молиться о нём, просить Господа помиловать его: «.умягчи, Боже, его сердце, вложи милость в душу его.» [2, 238], но покаяние длится не долго и Иоанн снова совершает свои страшные преступления. Божий суд наравне с концептом Бог является базовым в модели мира романа «Князь Серебряный». Все события, действия, всё происходящее в романе так или иначе связано с мотивом Страшного суда, который для каждого отдельного человека наступает уже в земной жизни. Между тем в модели мира романа «Князь Серебряный» Страшный Суд — это не только возмездие, но и момент торжества

правды, герои романа осознают, что на Божием суде они увидят не проявление гнева Божия, а милосердие и любовь к тем, что жил праведной жизнью, кто претерпел мученическую смерть, кто не предал Господа, не нарушил его воли. Бог есть любовь, свет, истина. Он не изменится даже в момент Страшного Суда, когда придет судить живых и мертвых. Но объективная модель мира не всегда совпадает с индивидуальной, субъективной. Поэтому каждый из героев по-своему строит собственную модель поведения. Праведники, юродивые, к которым блаженный относит Никиту Романовича Серебряного и Дружину Морозова, невинно убиенные видят в Божием суде свет и спасение, переход в Царствие Божие, они готовы ради этого терпеть страдания и муки в этой жизни. Грешники Бога и Его суд воспринимают как наказание, источник мучения и страдания, испытывают они страшные муки уже и на земле.

Ориентирующая функция концепта позволяет сделать вывод о том, что для человека в романе «Князь Серебряный» Бог и Страшный суд (Божий суд) играют роль постоянных ориентиров в окружающей его действительности. Можно выделить следующие модели отношений: 1. Всемогущество Бога не вызывает сомнений; 2. Человек во всём полагается на Бога; 3. Бог приводит человека к смирению; 4. Бог воспринимается как вездесущий; 5. Власть на земле представляется властью от Бога, уравниваются права Бога и царя в земной жизни, но царь, наделённый свободной волей, несёт ответственность за всё перед Богом. Он не освобождается от Страшного суда. 6. Бог определяет жизненный путь человека. 7. Всю свою жизнь человек оценивает сквозь призму Страшного суда. 8. Человек верит в загробную жизнь, земную жизнь рассматривает как временную, поэтому смиренно принимает страдания, верит в очистительную силу мученической смерти.

Список литературы

1. Святое Евангелие. СПб.: Издательство «Христианская жизнь», 2013. 575с.

2. Толстой А.К. Собрание сочинений. В 4-х т. Т. 3. М.: Художественная литература, 1963. 598с.

Об авторе

Печёнкина Ольга Юрьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, Olya_bryansk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.