Научная статья на тему 'Роман А. К. Толстого «Князь Серебряный»: образ славянского мира через структуру пространства (религиозный аспект)'

Роман А. К. Толстого «Князь Серебряный»: образ славянского мира через структуру пространства (религиозный аспект) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
330
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ МИРА / КАРТИНА МИР / АД / РАЙ / ТОТ СВЕТ / ЭТОТ СВЕТ / ЗЕМЛЯ / ПОТУСТОРОННИЙ МИР / MODEL OF THE WORLD / PICTURE OF THE WORLD / HELL / HEAVEN / OTHER WORLD / THIS WORLD / EARTH / BEYOND

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Печёнкина О.Ю.

The article reveals the content of space model shown in the novel "Prince Serebrenni" by A.K. Tolstoy. An analysis of the main concepts which form the Picture of the world shown in the literary work: hell, heaven, other world, this world, earth, the beyond is given here.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NOVEL OF A.K. TOLSTOY "PRINCE SEREBRENNI": AN ASPECT OF SLAVIC WORLD ACROSS THE STRUCTURE OF SPACE

The article reveals the content of space model shown in the novel "Prince Serebrenni" by A.K. Tolstoy. An analysis of the main concepts which form the Picture of the world shown in the literary work: hell, heaven, other world, this world, earth, the beyond is given here.

Текст научной работы на тему «Роман А. К. Толстого «Князь Серебряный»: образ славянского мира через структуру пространства (религиозный аспект)»

УДК 821.161.1

РОМАН А.К. ТОЛСТОГО «КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»: ОБРАЗ СЛАВЯНСКОГО МИРА ЧЕРЕЗ СТРУКТУРУ ПРОСТРАНСТВА (РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТ)1

Печёнкина О. Ю.

В статье раскрывается содержание модели пространства, представленной в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный». Даётся анализ основных понятий, из которых складывается картина мира, отражённая в произведении: ад, рай, тот свет, этот свет, земля, потусторонний мир. Ключевые слова: модель мира, картина мир, ад, рай, тот свет, этот свет, земля, потусторонний мир.

A NOVEL OF A.K. TOLSTOY "PRINCE SEREBRENNI": AN ASPECT OF SLAVIC WORLD

ACROSS THE STRUCTURE OF SPACE

Pechenkina O. Yu.

The article reveals the content of space model shown in the novel "Prince Serebrenni" by A.K. Tolstoy. An analysis of the main concepts which form the Picture of the world shown in the literary work: hell, heaven, other world, this world, earth, the beyond is given here.

Keywords: the model of the world, the picture of the world, hell, heaven, other world, this world,earth, the beyond.

1 Статья выполнена при поддержке РГНФ в рамках гранта .№ 16-14-32001

Общеславянская картина мира, как и любой образ мира, складывалась на протяжении длительного периода и включает в себя все компоненты, значимые для носителей славянской культуры. Как известно, структура картины мира состоит из нескольких компонентов. Во-первых, это универсальная картина мира, которая представляет собой ядро мировидения человека, принадлежащего к любой культуре. Единство этой модели объясняется единством материального мира и особенностями восприятия окружающей действительности человеком как разумным существом. Во-вторых, в любой модели мира обязательно есть специфические черты, которые отражают этнические представления о наиболее значимых явлениях, предметах, а также связях между ними, что и лежит в основе национального мировидения. «Каждая цивилизация, социальная система, - пишет А.Я. Гу-ревич, - характеризуется своим особым способом восприятия мира» [3, с. 17].

Объективный мир существует независимо от человека, но он всегда выступает как основной объект познания индивида, который стремится к тому, чтобы определить для себя картину мира, отражающую его способ восприятия действительности. Следовательно, в основе познания лежит такой принцип, как антропоцентрич-ность, согласно которому в основе картины мира оказываются те понятия, которые являются наиболее важными для человека. Наряду с этническими, индивидуальными особенностями, в каждой модели мира, в том числе и в общеславянской, имеют место универсальные понятия, например, время и пространство.

Очень важно то, что картина мира обладает таким обязательным признаком для индивида, как уверенность в том, что мир такой, каким он (индивид) себе его представляет. «Объективное и научное объяснение и картина мира имеют вероятностный характер, - пишет Л.В. Яценко. -Образы мира могут варьироваться по широте, согласованности частей, но не все они претендуют на идентичность с действительностью, а основываются на вере, что мир именно таков, каким он представляется в картине мира...» [9, с. 47].

Как отмечают исследователи общеславянской картины мира, образ действительности всегда включает два уровня: видимый и невидимый, но воспринимающийся носителями культуры как существующий и обязательно оказывающий влияние на видимый: «Категории пространства и времени благодаря свойственным им уни-

версальности и всеобъемлющему характеру формируют пределы, в которых разворачивается человеческая жизнь, тем самым они определяют все остальные категории, связанные с антропоцентрической сферой: судьбу, право, социальное устройство... Эти категории не только образуют пассивную рамку происходящего, но и констатируют природу самих событий, активно воздействуя на них» [8, с. 12].

Структура концептуального пространства появляется в сознании человека как попытка осмыслить всё происходящее, независимое от самого индивида. Идея времени и пространства в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный» складывается из ряда факторов, в которые входят различные процессы, происходящие в окружающем мире и в самом человеке: изменения внешнего мира, смена времён года, рождение и смерть и т.д. Эти понятия тесно взаимосвязаны между собой и обусловливаются мировоззрением народа, которое в данном случае зависит именно от религиозных представлений. При политеизме боги обладали равной властью в определённой реальности, это предполагало наличие неоднородного пространства. «Переход от древнейшего представления пространства как неоднородного и неизотропного к его толкованию как однородного и изотропного, - пишет В.И. Постовалова, -осуществляется параллельно с процессом перехода от политеизма (многобожия) к монотеизму (единобожию)» [6, с. 63]. Однако переход от политеизма к христианскому монотеизму был весьма сложным и, как считают многие исследователи, основу русской культуры составляет «сочетание в русской духовной среде ценностей христианства с остатками язычества» [2, с. 22]. Подтверждает это картина мира, представленная в романе «Князь Серебряный».

Особую роль в картине мира романа «Князь Серебряный» играет «Голубиная книга». Это сборник духовных славянских стихов конца 15 начала 16 века. Книга неоднозначная, и отношение к ней в разные времена было неодинаковым, однако она пользовалась популярностью именно потому, что в ней объяснялись многие вопросы, связанные с мирозданием. Учёные считают, что источниками этого произведения являются: «Беседа трех святителей», «Вопросы Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской», «От коих частей создан бысть Адам» и др.

«Голубиная книга» не является случайной в романе «Князь Серебряный», благодаря сказке, рассказанной Иоанну Перстнем, создаётся глобальный образ мира, который признаётся как ис-

тинный, не требующий доказательства, воспринимаемый на веру, что и является одним из признаков картины мира. Согласно «Голубиной книге», в которой самым важным вопросом является вопрос о создании мира, в основе картины мира находится Господь, но мир появляется без Его участия, а в результате «выделения» света, зари, небесных светил из самого Бога: солнце «началось» от «светлого лица Божьего», месяц от грудей Его; звёзды от очей Божиих; зори от риз; ветры - дыхание Божье; тучи - думы Божьи; ночи от опашня Его. То есть, всё начинается от Господа, но и заключается в Нём самом. Далее идёт подробный рассказ о том, как произошёл род человеческий: «Мир-народ у нас от Адамия; от Адамовой головы цари пошли; от мощей его князи со боярами; от колен крестьяне православные; от того же начался и женский пол...» [7, с. 313]. Главным городом считается Иерусалим, так как там находится храм Гроба Господня, возведённый на Голгофе, в котором пребывают ризы Господа. «Ердань-река всем рекам мати», в ней произошло крещение Иисуса Христа - Царя Небесного, «Фавор-гора всем горам мати», на ней преобразился Господь перед своими учениками [7, с. 314]. Интерес вызывает тот факт, что главным царём признаётся «Белый царь», который в первоисточнике именуется русским царём. Важны и его концептуальные характеристики: он верует в крещение, в Божью Матерь - Богородицу и нераздельную Троицу. «Свято-Русь-земля всем землям мати; на ней строятся церкви апостольские, богомольные, соборные.. .»[7, с. 314]. Самым важным зверем является Индра-зверь, «Алатырь-камень всем камням отец», потому что на нём Царь Небесный, Иисус Христос, беседовал с апостолами, утверждал христианскую веру. Исследователи считают, что здесь речь идёт об алтарном камне, на котором впервые была принесена бескровная жертва, установлено главное таинство христианства - евхаристия [1]. «Кипарис-древо всем древам мати»: из него был сделан Животворящий Крест, на котором был распят Господь между двумя разбойниками; главная трава - плакун-трава, которая появилась от слёз Богородицы, оплакивающей своего Божественного сына. Из этой травы на Руси вырезают нательные кресты, которые носят только старцы и иноки. Таким образом, мы видим, что в «Голубиной книге» большая часть эпизодов соответствует христианскому образу мира, основывается на библейских сюжетах. Однако есть и такие представления, которые противоречат этому, переосмысляются народным сознанием, соотносятся с

языческими. Например, говорится о том, что земля стоит на трёх китах, Естрафиль-птица живёт на синем море, топит корабли, а «когда Ест-рафиль вострепещет, во втором часу после полунощи, запоют петухи по всей земли, осветится в те поры вся земля.» [7, с. 315].

В притче о сне царя Володимера особенно чётко представлены пространственные характеристики картины мира: во-первых, это небо -царство небесное, где пребывает Господь, и правда Его; во-вторых, это «сырая земля», на которой осталась «кривда»; в - третьих, это «муки вечные» - ад. То есть, правда от Бога, кривда от дьявола, человек на земле сам делает выбор: «кто станет жить у нас правдою, тот наследует царство небесное; а кто станет жить у нас кривдою, отрешён на муки на вечные. »[7, с. 316].

Таким образом, мир в данном произведении представляется троичным: во-первых, это наличие абсолютного начала - Бога, которым наполнено Его «пространство»: царство небесное, заполняемое Его же сущностью; во-вторых, - это противоположность Бога - дьявол и ад как «пространство» его существования, в - третьих, это земной мир - мир людей.

Представление о пространстве реализуется в первую очередь с помощью лексем: земля, небо, царство небесное, рай, ад, свет, этот свет, тот свет, мир, белый свет.

Реальный мир - это земная жизнь, земля -«планета, один из миров или несамосветлых шаров, коловращающихся вокруг солнца. страна, народ и занимаемое им пространство.» [4,т. 1, с. 678]: « Все русские люди любили Иоанна всей землёю» [7, с. 165]; « Да живут они долго на славу Русской земли.» [7, с. 444]. Земной мир наполнен конкретными реалиями: Москва, Русь, Литва, Польша, деревня Медведка, Александрова Слобода, Новегород, Ростиславль, Волга, река Чусовая, Иртыш, Кама, Дон, Уральские горы, Сибирь, Троице-Сергиева лавра и т.д.

Земное пространство репрезентируется лексемами: свет, белый свет, этот свет, мир. «Словом, объединяющим представления о земле и небе, - пишет С.Е. Никитина, - является слово свет. ..Свет, обычно с эпитетом белый, объемлет все сотворенное: он включает не только землю, но и небесные светила - солнце, звёзды, луну - и имеет источником Иисуса Христа или Свята Духа» [5, с. 103]. Словосочетания «этот свет», «белый свет», «Божий свет» в романе выражают представление о реальной, объективной жизни. Лексема свет употребляется в значении: «.. .вселенная, мир, земля наша, шар земной.»

[4,т.4, с. 157]. «Ну, добро, старик, только смотри, коли ты меня морочишь, лучше бы тебе на свет не родиться» [7, с. 176]. «Что ж, Максим Григорьевич, - ответил Серебряный, - на то на свете живём, чтоб помогать друг другу» [7, с. 342]. « Расступись же подо мной, мать сыра земля! — простонала она, — не жилица я на белом свете! Наложу на себя руки — изведу себя отравой! Не переживу тебя, Никита Романыч! Я люблю тебя боле жизни, боле свету божьего, я никого, кроме тебя, не люблю и любить не буду!»[7, с. 200]. Лексема свет в сочетании с местоимением этот « вот, который сей, вот он» [4, т.4, с. 666] репрезентирует компонент «этот земной мир, мир людей» и противопоставляется «тому свету»: «протвпл. этот, как сей и оный; дальний по месту или по времени» [4, т.4, с. 422]. Актуализируется представление о наличии другого «света», который соотносится с «идеальным» миром, знание о котором основывается на «вере». «Этот свет» воспринимается не просто как земная жизнь, а как время и пространство, которое дано человеку Богом. Оно полностью антропоморфно, так как «этот свет», «белый свет», «божий свет» - это реальное пространство, которое человек оценивает с точки зрения своего существования. Он имеет определённое представление об «этом свете», которое наполняет значимым для себя содержанием.

«Тот свет» наполняется представлением о загробной жизни, о переходе человека в «другое состояние», о вере в существование жизни после смерти. С одной стороны, «тот свет» - это избавление от страданий земной жизни, о спасении и благодати, а с другой, это переход к вечным мукам. «Я, скажет, господу богу за них и доброго слова не замолвлю! Пусть себе, скажет, и на этом свету и на том пропадают.» [7, с. 292]. «Не было бы вам на том свету ни дна ни покрышки.» [7, с. 166]. «Не взять мне с собой казны на тот свет» [7, с. 306]. Точных знаний о «том свете» человек не имеет, оно складывается из преданий, христианских представлений и т.д. В данном случае особую роль играет именно религиозное восприятие действительности, согласно которому «тот свет» - это ад и рай, это Господь, который «наполняет» всё пространство своею сущностью и который определяет место души в «том мире»; это Божий Суд, который занимает особое место в картине мира, так как именно сквозь призму этого концепта определяется модель поведения всех героев романа.

В центре картины мира романа А.К. Толстого «Князь Серебряный» находится именно

Страшный Суд (Божий Суд), после которого души праведных попадают в рай, а души грешников - в ад. Согласно христианскому мировоззрению, человек наделяется свободной волей, он сам выбирает свой жизненный путь, сам определят модель своего поведения, поступает в соответствии с заповедями Божиими или нарушает их. Все герои романа соотносят свои поступки с этими законами. Они сами определяют своё место на «том свете». «Господи Боже мой...ты зриши моё сердце, ведаешь мои мысли! Ты знаешь, что я не по гордости моей, не по духу строптивому ослушаюсь батюшки! Прости меня, Боже мой, аще преступаю твою заповедь.», -кается в своих грехах Максим Скуратов [7, с. 231]. Стремятся к покаянию и те, кто заведомо совершал страшные поступки, грешил перед Богом и людьми: Коршун, Басманов и другие. «Прости, народ православный, - сказал он (Коршун), - прости меня в грехах моих, в разбое,и в воровстве, и в смертном убойстве! Прости во всём, что я согрешил перед тобой.» [7, с. 403]. Здесь говорится о том, что Коршун изменился: лицо его стало мягче, глаза смотрели спокойнее. Он чувствовал, что насильственная смерть - это искупление за содеянное, он раскаялся, и всё это вселяло в него веру в милость Суда Божьего. Вяземский же делает выбор в пользу зла, он сознательно не раскаивается в грехах и готовится на муки вечные: «.бросал дикие взгляды по сторонам. В глазах его не было заметно ни страха, ни раскаянья» [7, с. 402].

Рай - это место пребывания праведных душ, куда они направляются после Суда Божьего. Рай также определяется как Царствие Небесное, Царство Божие, Небо. В. И. Даль в лексеме рай не выделяет сему «место», а акцентирует внимание на том, что это «пребывание» - «быть, существовать; жить; находиться, обретаться; быть где постоянно, всегда» [4,т.3, с. 383]. То есть, рай воспринимается не столько как место, сколько как время или безвременье существования праведных душ. Неслучайно рай не имеет в романе никаких «пространственных» характеристик. Все верят в его существование, знают, что находится он на небе и пребывает там Господь с душами всех святых и праведников: «.в рай не попаду, - говорит Онуфревна, - да тебя отмолю» [7, с. 234]. «Молитесь за нас, праведные! - кричали некоторые из толпы, - помяните нас, когда приидете во царствие божие!» [7, с. 403]. «Царствие ему небесное! - сказал со вздохом Годунов.» [7, с. 444]. Лексема небо употребляется в значении: «то выспреннее пространство, где, на-

шим понятиям, пребывают вообще души праведных, окружая Господа и ангельские сонмища Его; рай, небесное царство, проивоп. ад.» [4,т. 2, с. 502]. Небо в романе - это пространство Бога, это место расположения рая и это сам Бог: «Поединок был не простой; исход его зависел от суда божия, а князь знал свою неправость, и сколько не показался бы ему Морозов презрителен в обыкновенной схватке, но в настоящем случае он опасался небесного гнева.» [7, с. 370]. «Грешники на картине Страшного суда жалобно подымали руки к небу, но всё молчало.» [7, с. 323].

Небу, раю, Царству Небесному в романе противопоставляется ад: «адея, геена, тартар, тартарары, бездна, преисподняя, тьма кромешная, печь огненная.» [4, т.1, с. 6]. Ад - это пространство дьявола - антипода Бога: «.ждут его дьяволы и радуются ему.» [7, с. 235]; «.и не будет с тобой кромешников твоих заградить уста вопиющих, и услышит их судия, и будешь ты ввергнут в пламень вечный, уготованный диаволу и ангелом его» [7, с. 398]. В картине мира романа ад находится под землёй. Преисподний - «самый исподний, нижний, на самом крайнем низу сущий; находящийся в бездне, в пропасти.. .кромешный ад» [4,т. 3, с. 392]. «Провалиться тебе сквозь землю.» [7,286]. «Расступись же подо мной, мать сыра-земля! - простонала она (Елена), - не жилица я на белом свете! Наложу на себя руки, изведу себя отравой.» [7, с. 202].

Ад в романе обладает более конкретными характеристиками: он расположен под землёй, управляет им диавол, сатана и ангелы его, ад имеет дно: «Уж привяжутся к тебе грехи твои, как тысячи тысяч пудов; уж потянут тебя на дно адово.» [7, с. 233]; «.по его делам нет муки на земле; его мука на дне адовом.» [7, с. 235]. Его наполняет «пламень вечный», грешники там испытывают страшные муки: «Будешь, Гришка, лизать сковороды горячие за все клеветы свои! Будешь, проклятый, в смоле кипеть.» [7, с. 235].

В романе А.К. Толстого выделяется потусторонний мир, который занимает как бы промежуточное положение между «тем» и «этим» светом. Это мир «нечистой силы». С точки зрения языческого мировоззрения, его наполняют «духи» или «мелкие божества», которые влияют на повседневную человеческую жизнь и быт восточных славян (лешие, водяные, домовые, русалки, кикиморы). Все они неотделимы от народной жизни, вера в них не ослабла с появлением христианской религии на Руси, в которой они

рассматриваются как «темные силы», бесы, служители диавола, но претерпела изменения. Славяне по-прежнему верили в этих духов, но воспринимали их не как божества, а как силы, которые отвечают за определённое место. Согласно этим представлениям, все природные пространства имеют своих хозяев: леший живёт в лесу; водяной и русалки - в водоёмах; в болоте - болотник; в доме обязательно живёт домовой. Отношение к ним всегда было неоднозначно, чаще их боялись, поэтому старались каким-то образом ублажить их. К ним же обращались «за помощью» в том случае, если хотели сделать что-то «противное Богу»: «.я сам умею причиты-вать.я не какой-нибудь такой.меня и водяной дед знает, и лесовой дед.меня знают русалки.. .и ведьмы.. .и кикиморы.» [7, с. 283].

Местом обитания таких духов в романе выступает, во-первых, Поганая Лужа: «.было топкое и непроходимое болото, которое народ прозвал Поганою Лужей.Поганая Лужа сделалась достоянием силы нечистой» [7, с. 244]; во-вторых, это мельница, хозяином которой является человек, имеющий связь с «нечистой силой», умеющий гадать, предсказывать будущее, делать заговоры и т.д.

Болото в славянской картине мира всегда ассоциировалось со злыми духами - это их пространство. Язычники приносили жертвы на болотах, чтобы умилостивить их. Поганая Лужа в романе является пространством «нечистой силы», местом, где совершались многие преступления: «Много чудесного рассказывали про это место. Дровосеки боялись в сумерки подходить к нему близко. Уверяли, что в летние ночи над водою прыгали и резвились огоньки, души людей, убитых разбойниками, брошенными ими в Поганую Лужу» [7, с. 244].

Особую роль в пространственной модели в романе играет мельница. Известно, что в славянской картине мира она всегда представлялась как «тёмное местом» пребывания «нечистой силы». Как правило, мельницы располагались в некотором удалении от деревни, возле реки, с помощью которой механизм приводился в действие. Постоянное движение, использование природных стихий (ветра, воды), превращение одного вещества в другое вызывали неоднозначное отношение к ним, чаще всего страх. Считалось, что мельник общается с нечистой силой и способен совершать ритуальные действия, в которых она оказывает особую помощь: «.Да разве ты не знаешь, князь, что нет мельника, которому бы нечистый не приходился сродни?» [7, с. 175].

Именно таким местом является мельница в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный». За помощью к «нечистой силе» обращаются те герои романа, которые заведомо погубили душу, осознают это: Вяземский, Басманов. Они прибегают к колдовству, заговорам, с помощью которых осуществляется связь с миром злых духов, нечистой силы. Зоной «пересечения» этого мира и потустороннего являются заговоры и колдовство. Сюжет романа показывает, что многие «предсказания» сбываются, но все герои признают, что Суда Божьего никому не удастся избежать даже с помощью нечистой силы: «Ангелы стоят за старика.. .небесные силы стоят за него; трудно будет заговорить твою саблю!» [7, с. 373]. «Как ни желал Иван Васильевич погубить Морозова, но просьба его была слишком справедлива. Царю не захотелось в божьем суде прослыть пристрастным» [7, с. 382].

Связь с Царством Небесным тоже представлена в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный», осуществляется она с помощью молитвы и покаяния. Неоднократно в произведении показано то, что молитва играет большую роль в жизни людей, она способна изменить как участь праведников, так и грешников в этом мире и на том свете. Покаяние приводит их не в ад (как они того заслуживают, согласно воле обычного человека), а в рай. Но такой «переход» из одного концептуального пространства в другое возможен только при глубоком покаянии и осознании своей греховной сущности любым человеком. Иоанн, в чьей Божественной сущности уверены все герои, призывает Господа: «Именем Бога живого.. .если вы бесы, насланные вражьею силою, - сгиньте! Если вы вправду души казнённых мною - дожидайтесь Страшного суда Божия! Господь меня с вами рассудит!» [7, с. 237]. Онуфревна также говорит о возможном спасении Иоанна, несмотря на великие смертные грехи, совершенные им: «.хоть велики грехи твои, а благость-то Божия больше! Только покайся, да впредь не греши! Вот и я молюсь, молюсь о тебе и денно и нош-но.. .уж лучше сама в рай не попаду, да тебя отмолю.» [7, с. 234]. «Потусторонний мир» является к царю в образе душ людей, невинно загубленных им, душа его находится в страшных муках, он обращается к Господу: «Боже, помилуй мя, грешного! Помилуй мя, смрадного пса! Помилуй мою скверную голову! Упокой, Господи, души побитых мною безвинно!» [7, с. 238]. Царь служит панихиды, молится сам, но не останавливается и всё больше совершает свои злодеяния.

Таким образом, картина мира в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный» имеет сложную иерархическую структуру.

Литературоведение

Список литературы

1. Веселовский А. Н.// Разыскания в области русских духовных стихов, СОРЯС, т.28, №2, СПб, 1881.

2. Гореликов Л.А., Лисицына Т.А. Русский путь. Опыт этнолингвистической философии. В 3-х частях. Ч. 2. Великий Новгород, 1999.

3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. 350 с.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. М., 1981.

5. Никитина С.Е. Устная народная культура и языковое сознание. М., 1993.

6. Постовалова В.И. Картина жизнедеятельности человека//Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М., 1988.

7. Толстой А.К. Собрание сочинений. В 4-х т. Т. 3. М.: Художественная литература, 1963.

598 с.

8. Топорова Т.В. Семантическая мотивировка концептуально -значимой лексики в древнеисландском языке. Автореф. дис.канд.филол.наук. М., 1986.

9. Яценко Л.В. Научная картина мира как компонент современного мировоззрения. Обнинск, 1983.

Об авторе

Печёнкина Ольга Юрьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, Olya_bryansk@mail. т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.