УДК 801.3
Печёнкина О.Ю., кандидат филологических наук, доцент, Брянский государственный университет имени И.Г. Петровского (Россия)
КОНЦЕТ РУССКАЯ ЗЕМЛЯ (СВЯТАЯ РУСЬ) В РОМАНЕ А.К. ТОЛСТОГО
«КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ»*
В статье исследуются лексические средства репрезентации базового концепта славянской картины мира - Русская земля (Святая Русь) в романе величайшего мастера русского слова А.К. Толстого «Князь Серебряный». Являясь основным в картине мира русского народа, данный концепт имеет сложную структуру, в которой отражаются представления людей эпохи Ивана Грозного о миропорядке. Исследуемое понятие приобретает некоторые особенности в художественном мире произведения, так как связано с индивидуально-авторским восприятием, что находит отражение в средствах репрезентации концепта. Обращение к анализу лексических средств реализации концепта Русская земля в конкретном произведении позволяет показать связь его с другими базовыми понятиями картины мира. Исторический комментарий, основанный на древнерусских текстах, определяет, как складывалось представление об исследуемом концепте, что легло в его основу. Исследование лексических средств репрезентации, выявление основных содержательных компонентов концепта Русская земля (Святая Русь) в художественном тексте играет важную роль в раскрытии образа славянского мира в творчестве А.К. Толстого.
Ключевые слова: концепт, Русская земля, Святая Русь, Толстой, картина мира, славянская картина мира, лексема, православие, народ, Иван Грозный.
Введение. На данном этапе развития науки о языке все исследователи сходятся в мысли о том, что в языке отражается картина мира, он хранит и особым образом передает информацию об окружающей действительности. Каждый народ с его помощью по-своему представляет мир, что, несомненно, находит отражение в особых способах номинации предметов и явлений, предикаций, атрибуций. В основе нашего исследования лежит гипотетическое предположение, согласно которому можно описать фрагмент картины мира определенного народа в конкретный момент исторического развития, анализируя базовые концепты, одним из которых, по признанию многих исследователей, является концепт Русская земля (Святая Русь). Актуальность определяется тем, что национальные особенности картины мира, представленные в языке, можно выявить, обращаясь к конкретному тексту. В нашем исследовании это роман А.К. Толстого «Князь Серебряный».
Действительно, культура является одним из основных признаков этноса, в ней в тех или иных формах выражается восприятие народом окружающего мира, особая роль принадлежит именно языку: «Её символические (знаковые) компоненты, в первую очередь язык, обеспечивают.. .взаимопонимание, взаимную информацию членов этноса, без чего невозможна была бы их эффективная совместная деятельность...», и что особенно важно: «язык содер-
жит «межпоколенную» этнокультурную информацию» [3, с.67]. Таким образом, язык предстаёт как важнейшее средство аккумуляции «знаний культуры». Именно в нём закрепляется, перерабатывается, преобразовывается, передаётся важнейшая информация от поколения к поколению: «Язык есть как бы внешнее проявление духа народа: язык народа есть его дух, и дух народа есть его язык» [4, с. 68].
Современное языкознание выделяет разные подходы к изучению картины мира. Так, Ю.Д. Апресян указывает на два основных направления:
а) исследование характерных для языков концептов, которые обозначаются как «своего рода лингво-культурные изоглоссы» и стереотипы языкового и культурного сознания;
б) поиск и реконструкция присущего языку цельного взгляда на мир [2, с. 38].
Наша работа совмещает в себе оба направления. Задачей данного исследования является анализ лексических средств репрезентации концепта Русская земля (Святая Русь) с целью описания фрагмента общеславянской картины мира, представленной в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный».
Цель работы определила постановку исследовательских задач: определить состав лексических средств репрезентации концепта Русская земля (Святая Русь), показать взаимосвязь данного понятия с другими концептами, опи-
* Статья выполнена при поддержке РГНФ в рамках гранта № 16-14-32001
сать фрагмент картины мира, отражённой в романе «Князь Серебряный».
Методы. В работе использованы следующие методы научного исследования: описательный метод, методы семантического и компонентного анализа, лингвостилистического анализа, метод статистического анализа.
Согласно описательному методу собирается и систематизируется языковой материал, характеризуется структура и состав, описывается функциональное, лингвистическое, смысловое своеобразие единиц.
Семантический и компонентный методы предполагают языковой анализ лексических единиц в качестве средств репрезентации исследуемого понятия с точки зрения их содержательно-смыслового значения в художественном контексте.
Методы лингвостилистического анализа предусматривают выбор различных приемов анализа текста с традиционной точки зрения и индивидуально-авторской стилистики.
Метод статистического анализа используется с целью установления количественных характеристик и функциональных зависимостей между ними, полученных в результате сплошной выборки лексических единиц из художественного контекста, установление частотности лексем в качестве средств репрезентации концепта Русская земля (Святая Русь).
Результаты. Наше исследование позволяет говорить о том, что «Русская земля» - один из важнейших концептов в славянской картине мира. Складывался он на протяжении очень длительного периода. В летописных источниках дохристианского периода он осмысляется сквозь призму Священного Писания и излагается в «Повести временных лет»: «В Афетове же части седять русь, чюдь и вси языци: меря, мурома, весь, моръдва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь, угра, литва... Ляхове же, и пруси, чюдь преседять к морю Варяжьскому. По сему же морю седять варязи...» [7, с. 22-24]. Учёные утверждают, что концепт складывается ещё в древние времена и представлен в русских памятниках. Летописец показывает, как появился словенский народ (руси), который является потомком праведного Ноя: «Афетово бо и то колено: варязи, свеи, урмане, готе, русь, агняне, галичане, волъхва, римляне, немци, корлязи, веньдици, фрягове и прочие.» [7, с. 24]. Важно подчеркнуть, что объединяла все эти племена славянская грамота: «Се бо токмо словенескъ языкъ в руси: поляне, деревляне,
ноугородьци, полочане, дреговичи, северъ, бу-жане, зане седоша по Бугу, послеже же велы-няне. А се суть инии языци, иже дань да-ють руси: чюдь, меря, весь, мурома, черемись, моръдва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нерома, либь: си суть свой языкъ имуще от колена Афетова, иже живуть въ странахъ по-лунощныхъ» [7, с. 28]. Однако в основе концепта Русская земля лежит не только славянская речь, но в первую очередь вера православная. В летописи последовательно показано автором то, как формировалась идея Святой Руси, в которой наблюдается отождествление Русской земли с «новым Израилем». Как пишет В.Я. Петрухин, «вводная космографическая часть "Повести временных лет" завершается рассказом об избавлении славян (племени полян) от хазарской дани и власти русских князей над хазарами, подобно тому, как "погибоша еюптяне от Моисея, а первое быша работающе имъ". Таким образом, обретение полянами своей земли в Среднем Поднепровье и утверждение там власти русских князей сопоставлялось с избавлением избранного народа от египетского плена и обретением земли обетованной - будущей христианской Руси» [6, с. 67].
С принятием христианства происходит окончательное формирование концепта Святая Русь, Русская земля, а русский народ воспринимается как богоизбранный. Подтверждение этому находим в «Слове о Законе и Благодати» Илариона Киевского: «Лепо бо бе Благодати и Истине на новы люди въсиати. Не въливають бо, по словеси Господню, вина новааго учениа благод/е/тьна въ мехы ветхы, обетъшавъши въ иудестве, аще ли то просядутся меси и вино пролеется. Не могъше бо Закона стеня удер-жати, но многажды идоломъ покланявшеся, како истинныа Благодати удержать учение? Нъ ново учение — новы мехы — новы языкы, и обое съблюдется. Яко же и есть. Вера бо благо-датьнаа по всеи земли простреся, и до нашего языка рускааго доиде» [Цит. по: 9]. Русский народ принял веру православную, она приходит на Русскую землю, которая с этого момента именуется Святая Русь. Происходит отождествление понятий: Русская земля и Святая Русь: « «Тогда тма бесослуганиа (бесослу-жения) погыбе, и слово еугагельское землю нашю осиа» [там же]. Евангельское понимание богоизбранности переносится на русский народ. Это подразумевает то, что сам народ осознаёт себя таковым, особо важным считается именно христианское мировоззрение,
земля же, на которой он проживает, воспринимается, как обетованная, священная - Русь святая. То есть концепт Русская земля - это не территория, занимаемая русским народом (хотя такой компонент, несомненно, выделяется), оно наделяется особым религиозным смыслом, вне которого данное понятие не существует.
Русская летопись, составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто въ Киеве нача первее кня-жити, и откуду Руская земля стала есть» также повествует о появлении русского народа, Русской земли, святой Руси. Как и автор «Повести временных лет», Нестор трактует эти понятия с религиозной точки зрения, представляет русский народ как богоизбранный, который происходит от праведного ветхозаветного Ноя - колена Иафетова. Но, как отмечается А.Ужанков в своих исследованиях, появляется новое представление, которого не было в предыдущих памятниках: «... понятие Русская земля как новой обетованной (христианской) земли формируется в процессе осмысления "последнего времени. русская история осмысляется новгородскими и тверским летописцами так же, как и киевскими - как Промысл Господень перед концом света.» [7, с. 78]. Это подтверждают древние летописи: «Временникъ, еже есть нарицается летописание князеи и земля Руския, и како избра Богъ страну нашу на последнее время.»; «Временникь Софейскый, иже глаголется летописець Рускыхъ князей, и како избра Богъ страну нашу на последнее время.»; «Временникъ, еже нарицается Летописець рускыхъ князь, и како избра Богъ страну нашу на последнее время. ».
Осмысление концепта Русская земля происходит на протяжении всей истории народа, которое представлено в древнерусских произведениях. В таких памятниках, как «Слово о погибели Русской земли», «Галицкая летопись», «Задонщина» Русская земля трактуется именно как православная и противопоставляется всем нехристианским народам. «Пойдем, брате, тамо в полунощную страну - жребия Афетова, сына Ноева, от него же ро-дися русь православная. Взыдем на горы Киев-ския и посмотрим славного Непра и посмотрим по всей земли Руской. И оттоля на восточную страну - жребий Симова, сына Ноева, от него же родися хиновя - поганыя татаровя, бусорма-новя. Те бо на реке на Каяле одолеша родъ Афе-тов. И оттоля Руская земля седитъ невесела. »
[5, с. 7]. Таким образом, русский народ выступает как избранный Богом на «последние времена», он является носителем и выразителем Божьей воли, слово «русский» становится синонимичным с «православный», Русская земля - это не территориальное образование, а конфессиональное. Русская земля - это православная земля.
История формирования концепта Русская земля (Святая Русь) отражена в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный», который реализуется с помощью разных языковых единиц. Основными репрезентантами выступают лексические средства, в частности, лексема Русь, которая в тексте встречается 49 раз: «Светел был июньский день, но князю, после пятилетнего пребывания в Литве, он казался еще светлее. От полей и лесов так и веяло Русью» [8, с. 164]. В большинстве случаев она употребляется с эпитетом «святая»: «Все ли ты поведал мне? — сказал игумен. — Не тяготит ли еще что-нибудь душу твою? Не помыслил ли ты чего на царя? Не задумал ли ты чего над святою Русью?» [8, с. 323]. Чаще всего исследуемый концепт в романе реализуется с помощью полных синонимов: Русская земля, Святая Русь, Русь, родина, родная Русь и Московская Русь: «Раскинулась перед Максимом родная Русь; весело мог бы он дышать в ее вольном пространстве; но грусть легла ему на сердце, широкая русская грусть. Задумался он о покинутой матери, о своем одиночестве, обо многом, в чем и сам не отдавал себе отчета; задумался и затянул, в раздумье, протяжную песню» [8, с. 320]. Противопоставляется Русская земля «басурманской земле», «Ливонской земле», Литве, Рязани.
Концепт Русская земля строится через традицию христианского понимания царства как земного отражения Небесного Царства православных, сама государственность осмысливается как сакральная. Поэтому в тексте Русская земля - это «вера православная», «церкви Божии», «Русь да вера», «русский» выступает синонимом к слову «православный»: «Так искупим же теперь грехи наши, заслужим себе прощение от господа, ударим все, как мы есть, на врагов церкви и земли русской. расшевелила любовь к родине.не приходится отдавать церквей божиих на поругание. стоять за Русь да за веру.Не дадим поганым ругаться над святою Русью.ляжем же, коли надо, за Русскую землю.да сгинут все враги святой Руси и православной Христовой веры.Да сгинут враги русской веры.» [8, с. 339-342].
Царь - помазанник Божий, Иоанн в романе сам «видит» себя одним из царей, которых Господь помазал на царство в Иерусалиме, считает себя ответственным за всё только перед Богом: «_Люди московские! - сказал тогда Иоанн, - вы узрите ныне казни и мучения; но караю злодеев, которые хотели предать врагам государство! Плачуще, предаю телеса их терзанию, яко аз есмь судия, поставленный Господом судити народы мои! И несть лицеприятия в суде моем, яко, подобно Аврааму, подъявшему нож на сына, я самых ближних моих на жертву приношу! Да падёт же кровь сия на главу врагов моих!» [8, с. 400]. Неоднократно в тексте встречаются отсылки к Священному Писанию, в которых Иоанн Грозный отождествляет себя с Господом, наделяет себя «свойствами» Бога: «Аще, — подумал он, — целому стаду, идущу одесную, единая овца идет ошую, пастырь ту овцу изъемлет из стада и закланию предает! Так подумал Иоанн и решил в сердце своем участь Серебряного.. .»[8, с. 298]. Однако ответственность царя перед Господом оказывается сильнее всего, Божья сила и Суд Божий выше царской власти: «Именем Бога живаго, - произнёс он, - если вы бесы, насланные вражьею силою, - сгиньте! Если вы вправду души казнённых мною - дожидайтесь страшного суда Божия! Господь меня с вами рассудит!» [8, с. 237].
В «Князе Серебряном» слова «русский», «святой» в сочетании с лексемой земля выступают в качестве синонимов к «государев», «царский», репрезентируя исследуемый концепт: «Царь милостив ко всем, — сказал он (Годунов) с притворным смирением, — и меня жалует не по заслугам. Не мне судить о делах гос-ударских, не мне царю указывать. А опричнину понять не трудно: вся земля государева, все мы под его высокою рукою; что возьмет государь на свой обиход, то и его, а что нам оставит, то наше.» [8,с.252]; «.мы Русь метём, - говорит Матвей Хомяк, - выметаем измену из царской земли.» [8, с. 170].
Как отмечают исследователи, воцарение Иоанна Грозного стало важным моментом в становлении концепта Русская земля (Святая Русь), где русский народ определялся как народ-богоносец, русская государственность как структура религиозного порядка, русское мировоззрение как осознание богослужебного долга, вера в промысел Божий: «Нечего правды таить, грозен был Иван Васильевич, да ведь сам Бог поставил его над нами, и, видно,
по Божьей воле, для очищения грехов наших, карал он нас.», - говорит Дружина Морозов, выражая представления всего народа [8, с. 197]. «... Разве царю можно указывать? Разве он не от Бога?» [8, с. 198].
Образ царя, помазанника Божьего, в произведении оценивается не однозначно. С одной стороны, он находится в центре концепта Русская земля (Святая Русь), русский народ не представляет своего существования без него: «Бросил нас батюшка-царь! Кто теперь будет над нами государить!» [8, с. 197]. Все герои романа признают власть царя как помазанника Божьего, соглашаются с его «царской» волей, со смирением принимают всё происходящее на Святой Руси: «Но Серебряный не принадлежал ни к одному из этих разрядов. Он разделял убеждения своего века в божественной неприкосновенности прав Иоанна; он умственно подчинялся этим убеждениям, и.никогда не выходил преднамеренно из повиновения царю, которого считал представителем божией воли на земле.» [8, с. 297]. С другой - повествователь даёт оценку деяний царя: «Молится царь и кладет земные поклоны. Смотрят на него звезды в окно косящатое, смотрят светлые, притуманившись, — притуманившись, будто думая: ах ты гой еси, царь Иван Васильевич! Ты затеял дело не в добрый час, ты затеял, нас не спрошаючи: не расти двум колосьям в уровень, не сравнять крутых гор со пригорками, не бывать на земле безбоярщине!» [8, с. 227]. В этой же сцене представлен один из ключевых моментов в понимании роли царя в структуре концепта Русская земля: «Молился он о тишине на святой Руси, молился о том, чтоб дал ему господь побороть измену и непокорство, чтобы благословил его окончить дело великого поту, сравнять сильных со слабыми, чтобы не было на Руси одного выше другого, чтобы все были в равенстве, а он бы стоял один надо всеми, аки дуб во чистом поле!» [там же].
Обсуждение. Несмотря на то, что Московская Русь предстаёт как Святая Русь и Святорусская земля, в романе она является символом раздоров, бесправия, насилия, неверия, ярости, злобы и противопоставляется эпохе Древней Руси до татаро-монгольского ига, которая является олицетворением правдивости, честности, идеализма, братолюбия, веры. В Московской Руси А.К. Толстой видит упадок нравственности, бессмысленную жестокость, деспотизм: «Мной овладевает злость и ярость, когда я сравниваю городскую и княжескую Россию с Московской,
новгородские и киевские нравы с московскими... не в Москве надо искать Россию, а в Новгороде и в Киеве»[8,Т.2, с. 491]. В Московской Руси, как считают исследователи творчества А.К. Толстого, «.для Алексей Константиновича.пре-валирует «татарщина», выразившаяся в господстве деспотизма, неволе, утраты человеческого достоинства, чести, неограниченной царской власти, излишней кровавости и жестокости государства, греховности правящих, рабского терпения и самоуничижения русского народа» [1, с. 84]. В романе данная мысль выражена в словах Дружины Морозова: «.Пока ты жив, уста русского народа запечатаны страхом; но минует твое зверское царенье, и останется на земле лишь память дел твоих, и перейдет твоё имя от потомков к потомкам на вечное проклятие, доколе не настанет Страшный суд Господень» [8, с. 397]. Русская земля - это и русский народ, который входит в структуру исследуемого концепта: «.вся земля гибнет.» [8, с. 198], «.доселе одна Русь ненавидела Малюту.» [8, с. 261].
Заключение. Реконструкция славянской картины мира в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный» на примере анализа лексических средств репрезентации концепта Русская земля (Святая Русь) приводит к выводу о том, что языковой подход в изучении данного понятия
играет важную роль и позволяет описать модель национального мировосприятия. Картина мира, представленная в произведении, носит сложный характер. Концепт Русская земля (Святая Русь) входит в число ключевых, составляет фундаментальную основу картины мира и может быть определен как явление константное, которое принадлежит как реальному, так и идеальному миру. Смысловое наполнение лексем-репрезентантов в лексикографической практике и в художественном произведении различаются, так как словесное окружение слов-репрезентантов, особенности мировоззрения автора художественного произведения «наслаивают» на их структуру множество смысловых оттенков, что способствует появлению окказиональных синонимов и антонимов, уточняющих содержание концепта. Важно отметить, что базовый концепт отражает в своей структуре универсальные категории культуры - время и пространство, которые являются исходными для создания картины мира.
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе преподавания различных дисциплин, прежде всего общего языкознания, современного русского языка, истории современного русского языка, а также этики, философии, культурологии.
Список литературы
1. Антюхов А.В., Шаравин А.В. Концепция «славянского» и «русского» в эпистолярном наследии А.К. Толстого // Вестник Брянского государственного университета. 2016. № 3. С. 82-88.
2. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995, №1. С. 37-66.
3. Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику // Советская этнография. 1983. №3. С. 65-75.
4. Гумбольт В. Фон. Избранные труды по языкознанию. Москва: Наука, 1984.
5. Задонщина. Сказания и повести о Куликовской битве. Л.,1982.
6. Петрухин В.Я. Древняя Русь: Народ. Князья. Религия. // Из истории русской культуры. Т.1 (Древняя Русь).
7. Повесть временных лет // Памятники литературы Древней Руси. XI - начало XII века. М: Наука, 1978.
8. Толстой А.К. Собрание сочинений. В 4-х т. Т. 3. М.: Художественная литература, 1963. 598 с.
9. Ужанков А.Н. Из лекций по истории русской литературы XI- первой трети XVIII вв. «Слово о Законе и Благодати» Илариона Киевского. М., 1999. С. 5-24.
10. Ужанков А.Н. Концепт «Русь» и «Русская земля» в мировоззрении дренвнерусских книжников 11-15 веков // Вестник славянских культур. 2003. №8. С. 77-81.
THE CONCEPT OF THE RUSSIAN LAND (HOLY RUSSIA) IN THE NOVEL 'PRINCE SEREBRENNI' BY A.K. TOLSTOY
The article describes the lexical means of representation of the basic concept of the Slavic picture of the world - Russian land (Holy Russia) in the novel of the greatest master of Russian word A.K. Tolstoy - 'Prince Serebrenni'. Being the major one in the Russian people's worldview, this concept has a complex structure, which reflects people's ideas of the world order during the Ivan the Terrible epoch. The studied concept acquires some peculiarities in the art world of this literary work, because it's connected with the individually-author's perception, that is embodied in the means of representation of this concept. The analysis of the lexical means of realization of the concept of the Russian land in a particular literary work allows to show its link with the other basic concepts of the world picture. Historical review based on the ancient texts defines how the performance on the studied concept was forming and what its basis was. The study of the lexical means of representation, identification of the main substantial components of the concept of the Russian land (Holy Russia) in a literary text plays an important role in discovering the image of the Slavic world in the works of A.K. Tolstoy.
Keywords: concept, Russian land, Holy Russia, Tolstoy, picture of the world, the Slavic world picture, lexeme, Orthodoxy, people, Ivan the terrible.
References
1. Antyuhov, A.V., Sharavin, A.V. (2016) Koncepciya «slavyanskogo» i «russkogo» v ehpistoly-arnom nasledii A.K. Tolstogo [The concept of "Slavic" and "Russian" in the epistolary heritage of A. K. Tolstoy]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [The Bryansk State University Herald], 3(29), 82-88.
2. Apresyan, Yu.D. (1995) Obraz cheloveka po dannym yazyka: popytka sistemnogo opisaniya [The human's image according to language: attempt of systematic description]. Voprosy yazykoznaniya [Linguistics questions], 1, 37-66.
3. Bromlej, Yu.V. (1983) K voprosu o vliyanii osobennostej kul'turnoj sredy na psihiku [To the question about the influence of cultural environment on the psyche]. Sovetskaya ehtnografiya [Soviet ethnography], 3, 65-75.
4. Gumbol't, V. Fon. (1984) Izbrannye trudy po yazykoznaniyu [Selected works on linguistics]. Moskva: Nauka.
5. Zadonshchina. Skazaniya i povesti o Kulikovskoj bitve [Legends and stories about the battle of Kulikovo]. L.,1982.
6. Petruhin, V.Ya. Drevnyaya Rus': Narod. Knyaz'ya. Religiya [Ancient Russia: The People. Princes. Religion]. Iz istorii russkoj kul'tury. T.I (Drevnyaya Rus').
7. Povest' vremennyh let [The tale of bygone years]. Pamyatniki literatury Drevnej Rusi. XI -nachalo XII veka. Moskva: Nauka. 1978.
8. Tolstoj, A.K. (1963) Sobranie sochinenij V4-h t. T. 3. [Collected works in four volumes. Vol. 3]. Moscow, Hudozhestvennaya literature Publ., 598 p.
9. Uzhankov, A.N. (1999) Iz lekcij po istorii russkoj literatury XI- pervoj treti XVIII vv. «Slovo o Zakone i Blagodati» Ilariona Kievskogo [From lectures on the history of Russian literature XI - the first third of the XVIII century "sermon on Law and Grace" by Hilarion of Kiev]. Moskva, 5-24.
10. Uzhankov, A.N. (2003) Koncept «Rus'» i «Russkaya zemlya» v mirovozzrenii drevnerusskih knizhnikov 11-15 vekov [The concept of "Russia" and "Russian land" in the mentality of ancient Russian scribes of 11-15 centuries]. Vestnik slavyanskih kul'tur [The Herald of Slavic cultures], 8, 77-81.
Об авторе
Печёнкина Ольга Юрьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского (Россия), E-mail: [email protected]
Pechenkina Olga Yurievna - Candidate of Philology, Associate Professor of Russian language Department, Bryansk State Academician I.G. Petrovsky University (Russia), E-mail: [email protected]