Научная статья на тему 'Картина мира и ее трансформация в романе А. Ангархаева "Вечный цвет"'

Картина мира и ее трансформация в романе А. Ангархаева "Вечный цвет" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
183
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУРЯТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / КРИТИКА / КАРТИНА МИРА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОКУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ МИРА / ЧЕРТЫ ТРАДИЦИОННОГО БУРЯТСКОГО ХАРАКТЕРА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / BURYAT LITERATURE / MODERN LITERATURE / CRITICISM / PICTURE OF THE WORLD / TRANSFORMATION / NATIONAL-CULTURAL MODEL OF THE WORLD / FEATURES THE TRADITIONAL BURYAT NATURE / NATIONAL CHARACTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Буянтуева Г. Ц-д

Данная статья посвящается исследованию прозы известного писателя, одного из классиков бурятской литературы, где рассматривается актуальные проблемы современного литературоведения. В ней дан художественный анализ ряда существенных качеств бурятского национального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PICTURE OF THE WORLD AND ITS TRANSFORMATION IN THE NOVEL "VECHNUI TSVET" BY A. ANGARHAEV

This article is dedicated to the study of the famous prose writer of the Buryat, classics of the Buryat literature, which examines topical problems of modern literature and criticism. It provides an artistic analysis of essential qualities of the Buryat national character.

Текст научной работы на тему «Картина мира и ее трансформация в романе А. Ангархаева "Вечный цвет"»

УДК 821:512.31

Г.Ц-Д. Буянтуева, асп. БГУ, г. Улан-Удэ, E-mail: buyan1984@yandex.ru

КАРТИНА МИРА И ЕЕ ТРАНСФОРМАЦИЯ В РОМАНЕ А. АНГАРХАЕВА "ВЕЧНЫЙ ЦВЕТ"

Данная статья посвящается исследованию прозы известного писателя, одного из классиков бурятской литературы, где рассматривается актуальные проблемы современного литературоведения. В ней дан художественный анализ ряда существенных качеств бурятского национального характера.

Ключевые слова: бурятская литература, современная литература, критика, картина мира, трансформация, национальнокультурная модель мира, черты традиционного бурятского характера, национальный характер.

В бурятской литературе ХХ века Ардан Ангархаев занимает особое место. Его писательская биография началась в 1960-е годы, охватывает хронологические этапы бурятской литературы ХХ века вплоть до сегодняшних дней. А. Ангархаев начал свой литературный путь в конце 1960-х годов созданием лирических стихотворений, а с конца 1970-х одновременно начинает активно писать прозу. Становление творческой личности А. Ангархаева-прозаика приходится на 1970-е годы и формируется в русле литературного процесса, который отличается усилением нравственно-этических и стилевых исканий, обращением к истокам, возрождением художественных традиций.

Осмысление исторического опыта уходящего столетия, анализ причин этнических конфликтов, переоценка внешнеполитических реалий современного мира возродили интерес к проблеме национального характера и национального менталитета.

В последние годы понятие "картина мира" еще несколько лет назад, казалось бы утратившее актуальность, вновь возвращается в научный оборот. Дело в том, что постмодернистские тенденции в культуре, характерные для конца ХХ века, не поддерживают системное видение мира, а, напротив, ориентируют на редуцирование сложных явлений к простым. Картина мира, безусловно, предполагает системное, интегрированное видение мира, поиск в мире определенного "сюжета", другими словами, определенных оснований и принципов, лежащих в основе построения целостного образа мира.

В рамках нынешней глобализации и информатизации со стороны общественного запроса происходит возрождение интеллектуального интереса к проблеме картины мира, что свидетельствует о постепенном возвращении рефлексивного сознания к классическим мотивам и сюжетам. Постмодернистская эпоха оставила заметный и по-своему весьма конструктивный след в современной культуре, который нашел отражение в методах и способах формирования картины мира в мировоззрении современного человека.

Исследование понятия "картина мира" как особого компонента литературоведческой науки предполагает рассмотрение картины мира в ракурсе специальных наук. О неразработанности понятия "картина мира" свидетельствует краткое ее определение: "Общая картина мира, - пишет А.Г. Спиркин, - это синтез знаний людей о природе и социальной реальности ... Создание общей картины мира - задача всех областей знания" [1, с. 375].

Принимая во внимание, что картина мира не остается неизменной на протяжении не только человеческой истории, но и имеет место сосуществование различных картин мира в одно и то же социальное время, некоторые авторы пытаются связать содержание картины мира с социометрическими характеристикам. Г. Д. Гачев полагает, что картина мира является конкретно-историческим феноменом, поэтому согласно Г. Д. Гачеву, картина мира, например, религиозная, имеет национальные, конкретноисторические формы, которые делают ту же религиозную картину мира многогранной и многомерной, в зависимости от национальной и культурной включенности и не имеет никакого сходства с монолитным [2].

Следует особо подчеркнуть, что картина мира формируется в мыслях человека, но, сложившись в определенный образ, она является средством бытования наших представлений, а, следовательно, детерминирует ориентации человека в мире, направленность и характер его целесообразной деятельности.

Считается, что для существования картины мира какой-либо науки, необходимо два условия: во-первых, картина мира должна отражать определенный срез универсума, отображать его со стороны какой-либо формы движения материи, во-вторых, она должна иметь соответствующие средства для выполнения этой задачи - универсальные категории, позволяющие с позиций данной науки описать и объяснить объекты реальности.

Таким образом, картина мира является совокупностью мировоззренческих знаний о мире и человеке в нем, она чрезвычайно сложна и динамична, состоит из бесчисленного множества диалектически преобразующихся закономерностей. Если и можно сравнить эту картину с каким-либо материальным отображением, то, пожалуй, лишь с голографическим изображением, которое позволяет видеть изображенное со всех сторон и во всех проекциях.

Понятие "национально-культурная модель мира" в наше время не может быть исчерпано содержанием природы, материальной базы, духовной культуры [3]. Национальная концептос-фера складывается из совокупности индивидуальных, групповых, классовых, национальных и универсальных концептов, то есть концептов, имеющих общечеловеческую ценность. К числу универсальных относятся такие базовые концепты, как родина, мать, семья, свобода, любовь, вера, дружба, на основе которых формируются национальные культурные ценности, а также такие фундаментальные универсальные, как время, пространство, причинность и т.д. Именно наличие общих, универсальных концептов обеспечивает возможность взаимопонимания между народами. Каждая культура формирует свои стереотипы сознания и поведения, опирающиеся на собственное видение мира.

Национально-культурная модель мира, которая представляет собой совокупность концептов, являющихся базой национального мышления, включает как универсальные, так и национально-специфичные концепты. При этом универсальные концепты могут приобретать национальные признаки.

Известно, что каждый автор в своих произведениях рисует определенный образ модели мира. Любой субъект, будучи автором какого-либо высказывания, моделирует ту или иную картину мира.

Мы можем говорить об образах национально-культурной модели мира, которые воссоздаются в произведениях таких бурятских писателей, как Х. Намсараев, Ц. Дон, Ж. Тумунов, Д.-Р. Батожабай, А. Бальбуров и др. В бурятской прозе национально-культурная модель мира предстала духовно цельным и убедительным, благодаря мастерству талантливых писателей, в том числе и А. Ангархаева, которому удалось продолжить создание образов национального мира, показать эволюцию духовного развития своих героев в отдельных его проявлениях.

Национально-культурная картина мира, созданная бурятским прозаиком Арданом Ангархаевым, представляет собой сложное единство различных граней и противоположностей. В своих произведениях Ардан Ангархаев изображает современное состояние народа, их стремление к постижению нового.

Описания природы способствуют созданию картины мира в романе. Картины природы - один из существенных элементов художественного повествования.

В данном художественном произведении цвет не только способствует созданию художественной образности. Вечность его зелени несет глубокую смысловую нагрузку, олицетворяя веч-

ность времени и жизни. Национальная специфика проявляется и в самом эпитете "М?нхэ ногоон хасуури", характеризующем явление по цвету, который напоминает цвет Зеленой Богоматери (Ногоон Дара Эхэ). Неслучайно образ этого дерева, вырастая до образа символа, стал названием романа.

Совокупность знаний о мире, их социальные проблемы представлены следующими героями романа Таряаша, Цезарь, Гом-божап и многими другими образами молодежи. Также нравственные проблемы решаются стариком Шаралдай и двадцатилетней девушкой Хандой, которые стремятся не портить, прежде всего, свое имя, взаимоотношения между молодым поколением и пожилыми людьми [4]. Поэтому концепты времени и пространства исчерпываются понятием генетического кода, то есть действия, совершенные человеком при жизни, всегда останутся в роде того человека.

У бурят под влиянием уклада жизни сформировалась такая черта национального характера, как умение обращаться с домашними животными, более того, способность понимать их. Во многом через раскрытие этого качества осуществляется автором индивидуализация образа Шаралдая.

Односельчане знают, что Шаралдай очень любил животных, заботился о них. Дэбшэн вспоминает, что отец даже беседовал с порученными ему быками. Разлука с любимым делом изменила его: с тех пор Шаралдай похудел, почернел, работал спустя рукава, молчалив стал. Любопытно, что здесь объектом художественной идеализации становится такое животное, как бык. Мы привыкли к тому, что в произведениях литератур народов, чья жизнь связана с животноводчеством, безусловно, бык - животное красивое и благородное.

А. Ангархаев ярко показал и такие черты традиционного бурятского характера, как степенность, созерцательность, склонность к размышлению, в определенной мере связанные с влиянием буддийской традиции. Носителем этих качеств является Аюша, в раннем детстве отданный в дацан, постигший секреты врачевания у знаменитого эмчи-ламы. Он лечит травами, проходит мысленный круг сопереживания с больным, стремясь вылечить не только тело, но и душу человека.

Размышление стало привычкой, внутренней потребностью Аюши. Особенно много он думает над проблемами нравственности, истоками зла. В его устах убедительно звучит сравнение жизни человека с постройкой субургана. "Субурган еще издали будет сиять, напоминать людям, для чего он сооружен".

Аюша живо интересуется естественными науками. При этом он стремится совместить полученные в дацане знания с новейшими открытиями науки. Он приходит в восторг от объяснения Дэбшэном Восьмеричного пути взаимодействия частиц, который назван термином буддийской философии, обозначающей восемь добродетелей, избавляющих человека от страданий.

В лице доктора Аюши выведен тип национального характера, одержимый жаждой познания, не потерявший, несмотря на тяжелые испытания, интересы к жизни. Он философски принимает удары судьбы и даже считает себя удачливым человеком, потому что уцелел на войне, у него есть сын, внуки. Эта его черта истекает не только из учения буддизма, но и из здравого смысла, присущего народному мироощущению.

В образе Шаралдая подчеркнуты такие качества, как любовь к природе, забота о детях, высокая нравственная требовательность. Показано, что эти качества противоречат таким каче-

Библиографический список

ствам национального характера, как излишняя замкнутость, даже скрытность, стремление ничем не обнаружить своих истинных чувств и побуждений, даже самых благородных.

Трансформацию в новых общественных условиях можно рассмотреть на примере образов представителей младшего поколения, из которых наиболее подробно обрисованы писателем Таряаша, сын доктора Аюши, Дэбшэн и Бадмаха, сыновья Шаралдая.

Ответственность за свой род, присущая старшему поколению героев романа, в Дэбшэне проявляется слабо, лишь в позднем осознании вины перед Шаралдаем. А у Бадмахи это проявляется лишь в воспоминаниях о гордости и счастье, переполнявших его, когда у него родился сын. Он не признает одну из основных ценностей национальной и общечеловеческой морали - доброе имя. Бадмаха - по существу денационализированный характер: утративший национальные ценности, он не приобщался какой-либо культуре.

Определенный оптимизм, надежда на дальнейшее ее развитие лучших черт традиционного характера в современных условиях дает образ сына доктора Аюши, механизатора - Таряаша.

В отличие от Дэбшэна и Бадмахи Таряаша - на редкость целеустремленный и цельный человек. Еще в школе ребята говорили, дразнили его "рабочим и колхозником", но втихомолку завидовали его способностям, трудолюбию, смекалке, умению быть полезным.

Если в образах Дэбшэна и Бадмахи прослеживается ослабление многих важных черт национального характера, то в лице Таряаши представлен продолжатель традиций предшествующих поколений, достойный преемник лучших свойств бурятского народа.

"Вечный цвет" - это одно из немногих произведений в бурятской литературе, где остро ставится тема совести, вины человека. В нем явственно звучит авторская тревога о каком-то неблагополучии в нашей жизни, изломанности человеческих судеб.

А. Ангархаев создает особый, имеющий свою атмосферу, свои краски, свои законы мир. Он сумел отразить реальность в такой яркой и своеобразной картине.

Человек для А. Ангархаева - это всегда тайна, всегда сомнение, раздвоение. Судьба ангархаевского героя прослеживается как судьба людей, находящихся в постоянном поиске вечных истин жизни. Он может быть разным: и хорошим, и плохим. Очень характерен для автора герой рефлексирующего типа - Дэбшэн [5]. Мы чувствуем внутреннюю состоятельность Дэбшэна, его мужество, но он до ущербности тяготится собой, своей "лишно-стью".

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод, что в романе А. Ангархаева "Вечный цвет" дан художественный анализ ряда существенных качеств бурятского национального характера. На примере двух поколений героев романа нами показана преемственность этих качеств, а также их трансформация в новых социальных условиях.

В целом роман А. Ангархаева построен на буддийской мифологии о перерождении человека в другие существа, о его способности перевоплотиться. Главная мысль романа - поиск вечного в жизни, способность человека перевоплощаться нравственно. В нем есть и другие образы, созданные на народном мировосприятии. Роман в целом богат национальными образами мира, создающими фольклорно-этнографический контекст в произведении.

1. Спиркин, А.Г. Мировоззрение. - М., 1983.

2. Гачев, ГД. Наука и национальные культуры: Гуманитарные комментарии к естествознанию. - Р-на-Д: Феникс, 1992.

3. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. Евразия - космос кочевника, земледельца и горца. - М., 1999.

4. Ангархаев, А.Л. МY нхэ ногоон хасуури. - У-У.: Буряадай номой хэблэл, 1982.

5. Балданов, С.Ж. Вершины писателя: о творчестве А. Ангархаева. / Буряад Унэн // У-у.: Буряад Yнэн, 2001. - 15 ноября.

Статья поступила в редакцию 09.09.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.