УДК 159.9.378
Сабанчиева Рита Залимгериевна
кандидат психологических наук Кабардино-Балкарский государственный университет (г. Нальчик)
КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
В данной статье приводятся результаты исследований по проблеме самореализации преподавателя высшей школы в профессиональной деятельности, при этом его карьерные ориентации рассматриваются как факторы успешной профессиональной самореализации, а также выявляются ведущие карьерные ориентации преподавателей высшей школы.
Ключевые слова: карьерные ориентации, самореализация, профессиональная деятельность преподавателя высшей школы.
В современных условиях по-новому встаёт проблема развития и использования человеческого потенциала. Актуальность проблемы самореализации обусловлена процессами гуманизации образования, где центром и ценностью является человек, его способности и возможности реализации в современном мире. Усиление внимания к самореализации объясняется её определяющей ролью в профессиональной деятельности.
Проблема самореализации преподавателей высшей школы в профессиональной деятельности востребована в решении всего многообразия психолого-педагогических задач, стоящих в высшей школе: от выявления причин низкой самореализации преподавателей до определения перспектив профессионально-личностного развития и продуктивной самореализации преподавателей.
Наше исследование проведено в рамках такого нового научного направления, как акмеоло-гия. Предметом акмеологии являются закономерности самореализации творческих потенциалов зрелых людей в созидательной деятельности на пути к вершинам продуктивности и профессионализма в ней. Суть акмеологии - рассмотрение в единстве процессов профессионального и личностного развития и пути достижения профессионального мастерства на основе реализации творческого потенциала личности [1].
Важнейший постулат акмеологии: главным субъектом повышения качества подготовки специалистов, а следовательно, и образования в целом является преподаватель высшей школы, в совершенстве владеющий педагогическим мастерством и творчеством, основанном на умелости развивать у студентов творческую готовность
к предстоящей профессиональной деятельности средствами преподаваемой учебной дисциплины.
В свете современных инновационных процессов, происходящих в системе высшего образования, требуется новый подход и глубокое изучение проблемы деятельности преподавателя высшей школы.
Актуальной и перспективной проблемой в настоящее время является поиск оптимальных условий для самореализации, исследование факторов и выявление механизмов и закономерностей успешной самореализации преподавателя высшей школы в профессиональной деятельности.
Важный аспект развития современного профессионала - реализация его карьерного потенциала. Активное управление карьерой в динамичных социально-экономических условиях - одно из ключевых условий профессионального и даже шире - жизненного успеха человека, достижения «акме» - вершины, пика его способностей, максимальной профессиональной и личностной самореализации при сохранении здоровья и жизненного потенциала [2].
В отечественной психологии до недавнего времени понятие «карьера» практически не использовалось. Чаще употреблялись такие термины, как профессиональный жизненный путь, профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение. В социальной психологии и психологии профессиональной деятельности карьера рассматривается как «индивидуальная последовательность аттитюдов и поведенческих проявлений, которые связаны с опытом и активностью в сфере работы на протяжении человеческой жизни» [5, с. 330].
Для любого человека характерны определенная личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не сможет поступиться, осуществляя выбор карьеры. Прошлый жизненный опыт формирует систему жизненных ориентаций, социальных установок по отношению к карьере и работе вообще, поэтому в профессиональном плане субъект деятельности рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентаций, социальных установок, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности. Этому понятию соответствуют такие понятия, как «карьерные ориентации» или «якоря карьеры» [2].
Термин «карьера» берет свое начало от латинского слова «каггш» - повозка, телега и итальянского - «сагпега» - бег, жизненный путь [2]. Как видим, в итальянском значении данного термина имеет место существенное расширение понимания карьеры до феномена жизненного пути.
С.И. Ожегов указывает на два значения слова «карьера» в русском языке [3]. Первое из них, устаревшее, означает род занятий, профессию [3, с. 231]. Во втором «карьера» есть не что иное, как путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также самое достижение такого положения [3, с. 231]. Это говорит о том, что в русском языке данный термин прошел путь от узкого (профессионально-деятельностного) к широкому (социальному) значению.
В новом «Словаре русских синонимов», в котором представлены скрытые от первого взгляда, лежащие не на поверхности смыслы слов, в качестве синонимов слову «карьера» приводятся такие широкие по философскому наполнению категории, как будущность, судьба.
В англоязычных словарях представлены определения карьеры, в которых карьера - 1) это все-
гда многолетняя деятельность или поприще, которое человек себе выбирает для более полной самореализации; 2) она нацелена на высокие достижения, успех; 3) она немыслима без постоянного самосовершенствования субъекта в данной области.
Исследователь проблемы карьеры в профессиональной деятельности Е.А. Могилевкин [2] отмечает, что «карьера - это движение и положение (статус) человека, субъекта трудовой деятельности в системе социальных, экономических, деловых, имущественных и других отношений, обусловленные складывающимся соотношением между его личностными позициями, ресурсами и социально-экономической ситуацией (внешними условиями, обстоятельствами) в конкретный период жизненного пути» [2, с. 35].
Вопросы профессиональной карьеры, планирования карьеры, особенности реализации карьеры в системе высшей школы мало изучены. В соответствии с нашей концепцией самореализации, важную роль в успешности профессиональной деятельности играют карьерные ориентации преподавателей высшей школы.
Для определения карьерных ориентаций преподавателей высшей школы мы воспользовались опросником «Якоря карьеры» Э. Шейн в модификации В.А. Чикер [4]. Данный тест предназначен для определения выраженности карьерных ориентаций («якорей»): профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. Следует просуммировать баллы по каждой ориентации и разделить на количество вопросов. Ориентация считается ярко выраженной, если показатель превышает 6 баллов.
Исследования проводились на базе КБГУ Выборку составили 125 человек. Первую выбор-
Таблица1
Карьерные ориентации преподавателей и студентов
№ Карьерная ориентация Преподаватели Студенты
1 Профессиональная компетентность 9,5 5,4
2 Менеджмент 5,7 4,6
3 Автономия (независимость) 5,8 8,5
4 Стабильность работы 8,5 7,3
5 Стабильность места жительства 5,6 5,8
6 Служение 8,2 5,7
7 Вызов 4,8 5,8
8 Интеграция стилей жизни 5,7 6,5
9 Предпринимательство 4,3 5,9
ку составили 60 преподавателей разных факультетов КБГУ Вторую выборку составили 65 студентов магистратуры.
Результаты тестирования преподавателей и студентов (средние значения в баллах) приведены в таблице 1.
В результате анализа полученных данных можно сделать вывод о том, что наиболее выраженной ориентацией у преподавателей оказалась «профессиональная компетентность». Люди, у которых выражена такая карьерная ориентация, как «профессиональная компетентность», прежде всего, ориентированы на развитие своих способностей и навыков в областях, непосредственно связанных с их специальностью. Важнейшими критериями карьеры для них являются постоянное совершенствование их опыта и знаний и признание их профессионализма. Вряд ли их заинтересует даже значительно более высокая должность, если она не связана с их профессиональными компетенциями. Так как они талантливы и любят, что к ним относятся как к знатокам своего дела, люди этой категории испытывают чувство причастности, возникающее из содержания их работы, развивают и совершенствуют свои навыки.
Также выраженной карьерной ориентацией оказалась у преподавателей «стабильность работы». Это обусловлено наличием потребности в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию (не увольняет своих работников), выглядит более надежной в своей отрасли. Эти люди испытывают потребность в безопасности, защите и возможности прогнозирования и будут искать постоянную работу с минимальной вероятностью увольнения. Эти люди отождествляют свою работу со своей карьерой. Их потребность в безопасности и стабильности ограничивает выбор вариантов карьеры. Авантюрные или краткосрочные проекты и только становящиеся на ноги компании их, скорее всего, не привлекают. Они очень ценят социальные гарантии, которые может предложить работодатель, и, как правило, их выбор места работы связан именно с длительным контрактом и стабильным положением компании на рынке. Такие люди, как правило, отличаются невысоким уровнем притязаний.
Следующей по степени выраженности для преподавателей оказалась карьерная ориентация «служение», основными ценностями которой являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше». Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит ему реализовать главные ценности жизни. Данная категория описывает людей, занимающихся делом по причине желания реализовать в своей работе главные ценности. Они часто ориентированы больше на ценности, чем на требующиеся в данном виде работы способности. Они стремятся приносить пользу людям, обществу, для них очень важно видеть конкретные плоды своей работы, даже если они и не выражены в материальном эквиваленте. Основной тезис построения их карьеры - получить возможность максимально эффективно использовать их таланты и опыт для реализации общественно важной цели. Люди, ориентированные на служение, общительны и часто консервативны.
Карьерные ориентации «менеджмент», «автономия», «стабильность места жительства» оказались у преподавателей на примерно одинаковом среднем уровне.
Менее выраженными карьерными ориентациями оказались «вызов» и «предпринимательство», что свидетельствует о том, что конкуренция, победа над другими, стремление преодолевать препятствия, готовность к риску не столь присущи преподавателям. Для одних людей вызов представляет более трудная работа, для других это - конкуренция и межличностные отношения. Они ориентированы на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе. Они чувствуют себя преуспевающими только тогда, когда постоянно вовлечены в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования. Карьера для них - это постоянный вызов их профессионализму, и они всегда готовы его принять. Людям, у которых выражена карьерная ориентация «предпринимательство», нравится создавать новые организации, товары или услуги, которые могут быть отождествлены с их усилиями. Работать на других -это не их, они - предприниматели по духу, и цель их карьеры - создать что-то новое, организовать свое дело, воплотить в жизнь идею, всецело при-
надлежащую только им. Вершина карьеры в их понимании - собственный бизнес.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующий вывод: то, что у преподавателей оказались маловыраженными данные карьерные ориентации, закономерно, так как профессия преподавателя высшей школы имеет гуманистическую направленность, это миссия, где главными ценностями являются служение и профессиональная компетентность.
Нами были выявлены карьерные ориентации студентов- магистрантов, получающих дополнительную квалификацию «Преподаватель высшей школы». У студентов одной из самых выраженных карьерных ориентаций является «стабильность работы». «Автономия» (независимость) также выраженная карьерная ориентация у студентов. Это свидетельствует о наличии потребности все делать по-своему, о нежелании подчиняться правилам, предписаниям и ограничениям. Люди данной категории испытывают трудности, связанные с ограничением, установленными правилами, процедурами, рабочим днем, дисциплиной и т.д. Они любят выполнять работу своим способом, темпом и по собственным стандартам. Они не любят, когда работа вмешивается в их частную жизнь, поэтому предпочитают делать независимую карьеру собственным путем. Они скорее выберут низкосортную работу, чем откажутся от автономии и независимости. Для них первоочередная задача развития карьеры - получить возможность работать самостоятельно, самому решать, как, когда и что делать для достижения тех или иных целей. Карьера для них - это, прежде всего, способ реализации их свободы, поэтому любые рамки и строгое подчинение оттолкнут их даже от внешне привлекательной позиции.
Студенты ориентированы также и на интеграцию стилей жизни (различных сторон образа жизни), т.е. стремятся к тому, чтобы все было сбалансировано. Для людей этой категории карьера должна ассоциироваться с общим стилем жизни, уравновешивая потребности человека, семьи и карьеры. Они хотят, чтобы организационные отношения отражали бы уважение к их личным и семейным проблемам. Выбирать и поддерживать определенный образ жизни для них важнее, чем добиваться успеха в карьере. Развитие карьеры их привлекает только в том случае, если она не нарушает привычный им стиль жизни и окружение. Для них важно, чтобы все было уравновеше-
но - карьера, семья, личные интересы и т.п. Жертвовать чем-то одним ради другого им явно не свойственно. Такие люди обычно в своем поведении проявляют комфортность (тенденция изменять свое поведение в зависимости от влияния других людей, с тем, чтобы оно соответствовало мнению окружающих).
Самые низкие показатели у студентов получила «профессиональная компетентность», что свидетельствует о том, что достижение успеха в профессиональной сфере не является пока для студентов значимой ориентацией и требуется работа в данном направлении. Это объясняются тем, что они еще всерьез не задумываются о себе в профессии, более важным они считают собственную свободу и самостоятельность. Задумываясь о будущей карьере, они в первую очередь думают о стабильности, высоких заработках, престиже и самостоятельности.
В обеих группах испытуемых одной из самых выраженных оказалась карьерная ориентация «стабильность работы». Это, по нашему мнению, можно объяснить непростой ситуацией на рынке труда в нашей стране и, в частности, в нашем регионе, республике. Боязнь потерять работу и не найти другую во многом обусловливает такие результаты. Именно поэтому люди, ориентированные на стабильность, откажутся от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами.
Для того чтобы выявить, как, по мнению преподавателей, карьера влияет на успешность самореализации, с руководящими работниками вуза - заведующими кафедрами, деканами (15 человек) - были проведены беседы-интервью.
На вопрос о том, как карьера связана с самореализацией, преподаватели высшей школы - заведующие кафедрами, деканы - ответили, что рассматривают её как механизм самореализации. Среди достоинств руководящей должности было отмечено, что «карьера дает больше возможностей реализовать свои способности», среди отрицательных сторон - «ответственность за других». На вопрос о том, «как удалось достичь высокого положения в обществе», отмечали, что «надо работать ежедневно, немного, но каждый день». Среди мешающих факторов были названы «бездеятельность, лень, отсутствие целей».
На вопрос о том, как достичь вершин самореализации, ответы были следующие: «поставить цели и с помощью акмеологии достигать вершин».
Акмеология на самом деле отвечает на вопрос «как?» и исследует закономерности механизмы, условия и факторы, содействующие и препятствующие самореализации творческих потенциалов личности на пути к вершинам созидательной деятельности.
Вершин профессиональной деятельности достигают те, кто прикладывает усилия к достижению целей и задач, стоящих перед коллективом, в ответ получая признание и уважение коллег, руководства, студентов. Одновременно именно в процессе деятельности человек реализует свой потенциал, получает от этого удовлетворение, т.е. самореализуется. Самореализация имеется в виду не эгоистическая, а гуманистическая, человек, строя профессиональную карьеру, реализуя свой творческий потенциал в профессиональной деятельности, достигает вершин профессионального мастерства и приносит пользу другим. Преподаватель, который достиг вершин самореализации в профессии, сможет научить и своих студентов - будущих специалистов - владению стратегиями, технологиями, методами реализации себя в учебной и будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, карьерные ориентации, как систему ценностных ориентаций и установок,
можно рассматривать в качестве основы выбора приоритетного направления профессионального развития. Такие карьерные ориентации, как профессиональная компетентность, служение, способствуют личностно-профессиональному развитию, успешной самореализации преподавателя высшей школы в профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Акмеология / Под ред. А.А. Деркача. - Изд-во РАГС, 2002. - 681 с.
2. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг: Монография. - СПб.: Речь, 2007. - 336 с.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М., 1989. - С. 231.
4. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2007. - 448 с.
5. Чикер В.А. Профессиональная карьера: Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2007. - С. 330.
УДК 811.111:372.8
Соловьева Ольга Борисовна
Волжская государственная академия водного транспорта (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
В статье рассматриваются особенности содержания обучения профессионально ориентированному иноязычному общению на факультетах по подготовке специалистов водного транспорта. Автор обращает внимание на вопрос отбора и систематизации тем, текстов и словаря, необходимых для удовлетворения требований, предъявляемых к профессиональной коммуникации моряков.
Ключевые слова: профессиональное общение; морское общение; профессиональные требования; компоненты содержания.
Интернационализация труда и рынка труда - одна из определяющих характеристик современности, а владение иностранным языком для профессионального общения является важным условием конкурентоспособности специалиста. В условиях глобализации морской транспортной индустрии особое значение имеет иноязычная подготовка специалистов водного транспорта, английский язык является языком международного морского обще-
ния. Международная морская организация (International Maritime Organization - IMO) в целях безопасности и сохранения человеческой жизни на море и охраны окружающей среды существенно ужесточила требования к сертификации и квалификационному отбору мореплавателей всех уровней и береговых организаций, связанных с обеспечением безопасности мореплавания. Параметры функционирования морского английского языка для деятельности инженеров