Научная статья на тему 'Карьерные ориентации и планы выпускников университета и колледжа с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивная готовность работодателей'

Карьерные ориентации и планы выпускников университета и колледжа с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивная готовность работодателей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
129
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / КАРЬЕРНЫЕ ПЛАНЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В КАРЬЕРЕ / UNDERGRADUATES WITH DISABILITIES / INCLUSIVE READINESS OF EMPLOYERS / EMPLOYMENT / CAREER PLANS / CAREER VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чернобровкина Светлана Владимировна, Грушко Наталья Викторовна

Карьерные ориентации и планы играют ключевую роль при трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья. Ключевыми аспектами профессиональной занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья являются: готовность выпускников к поиску и позиционированию себя на рынке труда и инклюзивная готовность работодателей (готовность к сотрудничеству с данной категорией выпускников). Представлены результаты эмпирического исследования карьерных ориентаций и планов студентов выпускных курсов университета и колледжа с ограниченными возможностями здоровья, а также результаты исследования инклюзивной готовности работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Чернобровкина Светлана Владимировна, Грушко Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career Orientations and Plans of University and College Undergraduates with Disabilities and Inclusive Employer Readiness

Career orientations and plans play a key role in employment of graduates. Professional employment of persons with disabilities depends on the readiness of graduates to find and position themselves in the labor market and the inclusive readiness of employers (readiness to cooperate with this category of graduates). The article presents the results of an empirical study of career orientations of College and University graduates with disabilities, as well as the willingness of employers to cooperate with this category of specialists.

Текст научной работы на тему «Карьерные ориентации и планы выпускников университета и колледжа с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивная готовность работодателей»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 3. С. 48-61. УДК 159.923

DOI: 10.25513/2410-6364.2019.3.48-61

С. В. Чернобровкина, Н. В. Грушко

КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПЛАНЫ ВЫПУСКНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА И КОЛЛЕДЖА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНКЛЮЗИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Карьерные ориентации и планы играют ключевую роль при трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья. Ключевыми аспектами профессиональной занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья являются: готовность выпускников к поиску и позиционированию себя на рынке труда и инклюзивная готовность работодателей (готовность к сотрудничеству с данной категорией выпускников).

Представлены результаты эмпирического исследования карьерных ориентаций и планов студентов выпускных курсов университета и колледжа с ограниченными возможностями здоровья, а также результаты исследования инклюзивной готовности работодателей.

Ключевые слова: выпускники с ограниченными возможностями здоровья; инклюзивная готовность работодателей; трудоустройство; карьерные планы; ценностные ориентации в карьере.

S. V. Chernobrovkina, N. V. Grushko

CAREER ORIENTATIONS AND PLANS OF UNIVERSITY AND COLLEGE UNDERGRADUATES WITH DISABILITIES AND INCLUSIVE EMPLOYER READINESS

Career orientations and plans play a key role in employment of graduates. Professional employment of persons with disabilities depends on the readiness of graduates to find and position themselves in the labor market and the inclusive readiness of employers (readiness to cooperate with this category of graduates).

The article presents the results of an empirical study of career orientations of College and University graduates with disabilities, as well as the willingness of employers to cooperate with this category of specialists.

Keywords: undergraduates with disabilities; inclusive readiness of employers; employment; career plans; career value orientations.

Получение общего и профессионального образования лицами с ограниченными возможностями здоровья является важным условием их самореализации и полноценного участия в жизни общества.

Инклюзивное образование в настоящее время является значимым направлением современной системы профессионального образования РФ.

На территории России оно реализуется в соответствии с Законом РФ № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»: «лица с ограниченными возможностями здоровья

© Чернобровкина С. В., Грушко Н. В., 2019

(ОВЗ) имеют право на профессиональное образование» (ст. 79).

Несомненным достоинством данного направления образования является возможность социализации лиц с ОВЗ, включения их в систему производственных, деловых, межличностных и иных отношений. При этом существует ряд актуальных проблем реализации инклюзивного образования, одной из которых является трудоустройство выпускников с ОВЗ.

Проблема трудоустройства лиц с ОВЗ связана, с одной стороны, с установками,

ценностными ориентациями данной категории выпускников. Результаты исследований свидетельствуют о специфических характеристиках психологического портрета личности, накладывающих отпечаток на социальную активность, самопрезентацию, целепола-гание выпускников с ОВЗ [1; 2].

С другой стороны, установки общества и прежде всего работодателей в отношении лиц с ОВЗ ограничивают результативность поиска работы.

Формирование готовности общества к принятию лиц с ОВЗ как равных связано, по нашему мнению, с необходимостью расширения анализа и понимания следующих тенденций современной действительности.

Во-первых, это ухудшение здоровья населения в целом и значительный рост за последние пятнадцать лет числа людей с ОВЗ.

Увеличение темпа жизни и динамичности социальной среды предъявляет всё более жесткие требования к адаптационным возможностям человека, в связи с чем остро актуальными являются: ориентация медицины, социальной защиты и психологической практики на помощь уязвимым группам населения, на превенцию дезадаптации и деструктивных переживаний людей [3].

Во-вторых, это недостаточность оценки и использования потенциала сотрудников работодателями. Для достижения максимального результата работы персонала работодателям следует учитывать такие факторы, как профессиональное развитие сотрудников и обеспечение безопасности их здоровья [4].

Ключевыми аспектами профессиональной занятости лиц с ОВЗ являются: готовность выпускников к поиску и позиционированию себя на рынке труда, а также инклюзивная готовность работодателей (готовность к сотрудничеству с данной категорией выпускников).

Инклюзивное образование является инновационной парадигмой современного образования, основанной на ценностях принятия, толерантности, уважения, сотрудничества. Под инклюзивным обучением понимается обучение в совместной образовательной среде инвалидов, лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения инвалидам и лицам с ОВЗ специальных условий обучения/воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень обра-

зования для лиц, не имеющих таковых ограничений.

Популяризация инклюзивного образования позволяет формировать доступность учебного процесса в профессиональных образовательных учреждениях для лиц с ОВЗ.

Выделяют следующие основные принципы профессионального инклюзивного образования:

- принцип адекватности содержания и форм реабилитационно-педагогической поддержки целевым установкам и условиям профессионально-образовательной деятельности инвалидов;

- принцип актуализации реабилитацион-но-педагогических начал руководства профессионально-образовательной деятельностью инвалидов на всех его уровнях;

- принцип опоры на интегративный (смешанный) студенческий коллектив инвалидов и лиц, не имеющих инвалидности;

- принцип опоры на собственную целенаправленную активность инвалидов в профессионально-образовательной сфере;

- принцип учета индивидуально-педагогических характеристик реабилитационного потенциала студентов-инвалидов;

- принцип направленности на всестороннюю социальную реабилитацию инвалидов;

- принцип непрерывности реабилитаци-онно-педагогической поддержки инвалидов в рамках учебно-образовательного процесса;

- принцип осуществления реабилитаци-онно-педагогической поддержки инвалидов во взаимосвязи с их медицинской, технической и психологической реабилитацией [5].

При этом в современном инклюзивном образовании в России существует противоречие между провозглашаемым равноправием в выборе вида образования, образовательных услуг и фактически сохраняющимся неравенством возможностей разных социальных групп в реализации этих прав. Это требует качественного совершенствования существующих систем как общего, так и специального, профессионального образования, разработки новых стратегических направлений развития, обучения лиц с ОВЗ и их социальной интеграции в общество [1; 2].

Актуальной проблемой является трудоустройство выпускников с ОВЗ после получения профессионального образования. Одним из ключевых факторов успешности тру-

доустройства является инклюзивная готовность работодателей.

Под инклюзивной готовностью мы понимаем определенный уровень развития личности работодателя, совокупность мотивов и ценностных ориентаций, способствующих эффективной деятельности в условиях инклюзивного сотрудничества.

Инклюзивная готовность работодателей, с одной стороны, - это готовность руководителя к инновационной деятельности, связанной с поисками путей наиболее эффективного взаимодействия со специалистами с особыми образовательными потребностями. С другой стороны - это важная составляющая корпоративной культуры современной организации, ориентированной на ценности гуманизма, уважения, сотрудничества, принятия и взаимообогащения.

Проблема нашего исследования состоит в определении соответствия (противоречивости) профессиональных ценностных ориента-ций студентов с ОВЗ и установок работодателей в отношении сотрудничества с данной категорией специалистов (инклюзивной готовности работодателей).

Одним из значимых факторов профессионального самоопределения и профессиональной адаптации специалистов с ОВЗ считаются ценностные ориентации в карьере.

Л. Г. Почебут и В. А. Чикер рассматривают карьерные ориентации как качество личности, формирующее иерархию профессиональных приоритетов в структуре личности [6]. Процесс вхождения в профессиональную среду зависит от направленности человека на овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также на мотивацию обучения, установки и ценностные ориентации, стоит отметить, что важным моментом считается принятие человеком профессиональной среды.

Значимой проблемой для студентов с ОВЗ может быть выбор профессии не в соответствии с собственными желаниями и предпочтениями, а ориентация на условия и возможности, предоставленные профессиональными учреждениями.

Реализация личности, по мнению К. А. Абульхановой-Славской, осуществляется при помощи профессиональных ценностных ориентаций. Профессиональными ценностями могут служить: материальное вознаграждение за выполненную работу, удовле-

творение потребности личности в признании, самовыражение, принятие обществом индивидуальности личности [7].

Профессиональные ценностные ориентации формируются у старших школьников и студентов. В этот период важным становится характер взаимодействия с другими субъектами профессиональной деятельности, формирование отношения к профессии. Ориентиром в профессиональном развитии становится отношение к себе как к будущему профессионалу.

При выборе профессии человек в первую очередь ориентируется на собственные профессиональные ценности. Для студентов с ОВЗ возникает проблема профессионального выбора, так как не все образовательные учреждения могут предоставить необходимые условия и пойти навстречу таким студентам, в связи с этим выбор профессии может быть обусловлен не профессиональными ценностями, а условиями и возможностями учебного заведения.

Э. Шейн формулирует понятие якоря карьеры, под которым он подразумевает совокупность представлений, доминирующие ценности, мотивы и навыки, которые предопределяют выбор профессии и построение карьеры личности. Человек при выборе профессии ориентируется на собственные ценности и предпочтения. Соответствие ценностных ориентаций и профессиональной деятельности в большей степени мотивирует и направляет людей, чем его отсутствие. Э. Шейном были выделены восемь основных карьерных ориентаций («якорей») [6]:

1. Профессиональная компетентность. Эта установка связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т. д.). Люди с такой установкой хотят быть мастерами своего дела, достигать успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет им достигать интереса в профессиональной сфере. Обычно это самая многочисленная группа в большинстве организаций, обеспечивающая принятие в организации компетентных решений.

2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеют ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций органи-

зации. Такая работа требует не только аналитических навыков, но и навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством, продажами и пр.

3. Автономия (независимость). Основой данной ориентации для личности является освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему, самому решать, когда, над чем и сколько работать. Если такая ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе и от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы.

4. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности. Различают два типа стабильности: стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботится о своих работниках, является более надежной в своей отрасли. Стабильность места жительства определяется связью человека с определенным географическим регионом, вкладом сбережений в свое жилище.

5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше». Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, контроля качества продукции и товаров, защиты прав потребителей и т. д.

6. Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа - конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыш-проигрыш». Большую ценность для человека имеют новизна и разнообразие.

7. Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию, сбалансированность различных сторон образа жизни (семья, карьера, саморазвитие). Такой человек

больше ценит свою жизнь в целом, чем конкретную работу или организацию.

8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Предприниматель готов продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать.

Л. Г. Почебут и В. А. Чикер рассматривают карьерные ориентации как качество личности, отражающее профессиональные приоритеты в структуре личности.

Таким образом, карьерные ориентации отражают тот потенциал, который человек стремится реализовать в своей деятельности в соответствии с внутренними предпочтениями и ценностями [6].

Наше эмпирическое исследование проводилось совместно со студентом факультета психологии ОмГУ (направление «Организация работы с молодежью») Субратовой Анастасией на базе Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского и Омского колледжа профессиональных технологий. Колледж работает в системе инклюзивного образования с 2012 года.

Объект исследования - сфера профессиональной деятельности студентов с ОВЗ.

Предмет - карьерные ориентации студентов с ограниченными возможностями здоровья и готовность работодателей к сотрудничеству с выпускниками с ОВЗ.

Цель исследования - изучение карьерных ориентаций выпускников университета и колледжа с ОВЗ и готовности работодателей к сотрудничеству с выпускниками с ОВЗ.

Задачи исследования:

1. Провести сравнительный анализ ценностных ориентаций в карьере у студентов университета и колледжа с ОВЗ и студентов без ограничений по здоровью.

2. Провести сравнительный анализ карьерных планов у студентов университета и колледжа с ОВЗ и студентов без ограничений по здоровью.

3. Определить параметры инклюзивной готовности работодателей (готовности к сотрудничеству со специалистами с ОВЗ).

В качестве гипотез были выдвинуты следующие предположения:

1. Ведущими карьерными ориентациями у студентов колледжа с ОВЗ являются: стабильность места работы, стабильность места жительства, служение.

2. Карьерные планы студентов с ОВЗ и студентов без ограничений по здоровью различаются.

3. Работодатели имеют толерантное отношение к трудоустройству лиц с ОВЗ: готовы принять данного сотрудника на работу, организовать соответствующие условия труда, выбрать соответствующий стиль управления и др.

В исследовании приняли участие 157 человек: 14 студентов колледжа с ОВЗ; 24 студента колледжа различных специальностей (группа сравнения); 15 студентов университета с ОВЗ; 52 студента университета гуманитарных, экономических и естественно-научных специальностей (группа сравнения); 52 руководителя компаний города Омска разных сфер профессиональной занятости (промышленность - 16 чел.; сельское хозяйство - 7 чел.; сервис - 9 чел.; образование - 13 чел.; СМИ, культура - 7 чел.). Выборка исследования формировалась по принципу доступных случаев.

Сбор данных осуществлялся посредством личных встреч или дистанционного взаимодействия со студентами и руководителями по предварительной договоренности.

Диагностический комплекс включал методы анкетирования и тестирования. С помощью авторских анкет выявлялись: ценност-

Было выявлено, что ведущими профессиональными ценностными ориентациями для студентов колледжа обеих групп является «Служение»: стремление оказать помощь людям, «сделать мир лучше». Полученный ре-

ные ориентации в карьере, карьерные планы и установки выпускников университета и колледжа, а также инклюзивная готовность работодателей (готовность к сотрудничеству со специалистами с ОВЗ). Психодиагностическая методика «Якоря карьеры» (автор Э. Шейн, перевод и адаптация В. Н. Чикер, В. Э. Винокуровой) направлена на изучение ценностных ориентаций, социальных установок, интересов и т. п. социально обусловленных побуждений к деятельности, характерных для определенного человека. Методика позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство [6].

Для математической обработки полученных данных использовали пакет программы «SPSS 23». Для описания полученных данных был применен метод первичной описательной статистики, критерий Колмогорова - Смирнова, метод углового преобразования Фишера.

Результаты исследования.

Профессиональные ценностные ориентации студентов колледжа с ОВЗ изучались при помощи методики «Якоря карьеры» Э. Шей-на. Данные представлены на рис. 1.

зультат обусловливает выбор студентами специальностей «помогающего характера» («Организация питания», «Социальная работа», «Адаптивная физическая культура», «Автомеханика» и др.).

Рис. 1. Профессиональные ценностные ориентации студентов колледжа, в баллах: 1 - профессиональная компетентность; 2 - менеджмент; 3 - автономия (независимость); 4 - стабильность работы; 5 - стабильность места жительства; 6 - служение; 7 - вызов; 8 - интеграция стилей жизни; 9 - предпринимательство

Значимых различий карьерных ориента-ций групп студентов с ОВЗ и без ограничений по здоровью выявлено не было. На уровне тенденций существует преобладание у студентов с ОВЗ таких ориентаций, как «Стабильность работы» и «Стабильность места жительства»; у студентов контрольной группы - «Автономии (независимости)».

Наиболее выраженной установкой у студентов с ОВЗ университета является «Служение», у студентов контрольной группы -«Стабильность места работы». Последнее объясняется, с нашей точки зрения, региональной спецификой: трудностями поиска работы и удержания на рабочем месте (рис. 2).

Рис. 2. Профессиональные ценностные ориентации студентов университета, в баллах: 1 - профессиональная компетентность; 2 - менеджмент; 3 - автономия (независимость); 4 - стабильность работы; 5 - стабильность места жительства; 6 - служение; 7 - вызов; 8 - интеграция стилей жизни; 9 - предпринимательство

Значимые различия были получены по параметру «Стабильность работы» (и = 238 при р < 0,05). Вопреки ожиданиям для выпускников с ОВЗ стабильность работы является менее значимой, чем для выпускников без ограничений по здоровью. На уровне тенденций можно отметить более выраженную установку на автономию и независимость у студентов с ОВЗ.

Полученные результаты свидетельствуют, по нашему мнению, о том, что студенты с ОВЗ университета считают себя самостоятельными, независимыми субъектами профессиональной деятельности, обладают необходимыми компетентностями.

С помощью авторской анкеты нами определялись карьерные планы и установки студентов относительно собственного трудоустройства и будущей работы.

На вопрос о намерении трудоустраиваться после получения образования 75 % студентов колледжа с ОВЗ ответили утвердительно, 25 % студентов ответили отрицательно. Для сравнения, 100 % студентов колледжа без ограничений по здоровью (контрольная группа) намерены трудоустраиваться.

Иные результаты по данному вопросу были получены среди студентов университета. 100 % студентов с ОВЗ хотят трудоустроиться и только 86 % студентов без ограничений по здоровью (контрольная группа) намерены трудоустраиваться, 14 % ответили отрицательно. Это связано, с нашей точки зрения, с тем, что студенты с ОВЗ более тщательно подходят к выбору приобретаемой специальности, в связи с чем имеют намерение трудоустраиваться. Студенты контрольной группы часто откладывают трудоустройство в связи с продолжением обучения.

Желание работать по приобретаемой специальности выразили 83 % студентов колледжа с ОВЗ и 54 % студентов контрольной группы; 93 % студентов университета с ОВЗ, 47 % студентов без ограничений по здоровью.

По нашему мнению, это свидетельствует о значимости приобретаемой специальности, сменить которую и приобрести новую для человека с ОВЗ сложнее, чем студенту без ограничений по здоровью.

Результаты оценки студентами с ОВЗ условий труда, необходимых, по их мнению, для собственной эффективной работы, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Условия труда, необходимые для собственной эффективной работы, по мнению студентов колледжа и университета с ОВЗ (частота встречаемости), %

Трудности на рабочем месте Студенты колледжа Студенты1 университета

Индивидуальный график работы 36 40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комфортное перемещение внутри организации (лифты, подъемники, пандусы, перила, оборудование столовой, оборудование сан. узлов и др.) 20 13

Специально оборудованное рабочее место 20 27

Транспортировка сотрудников до места работы и домой 12 0

Наличие медицинского блока 8 20

Кабинет психологической разгрузки, комната отдыха 4 0

Как видим, наибольшую значимость имеет такое условие труда, как индивидуальный график работы.

Данная установка соответствует ст. 92 ТК РФ, ст. 23 Закона о защите инвалидов, согласно которым для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 94 ТК РФ) [цит. по 4].

Остальные условия труда, указанные в табл. 1, входят в перечень условий, обеспечивающих эффективность деятельности лиц с ОВЗ, за создание которых несет ответственность руководитель организации.

Инвалидам требуются несколько иные условия труда, чем обычным работникам.

На основании ст. 23 Закона о защите инвалидов работодатели должны создавать необходимые условия труда в соответствии с программой реабилитации инвалида. В этих же целях ст. 224 ТК РФ устанавливает, что работодатель обязан:

- соблюдать предписанные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, работ в ночное время, а также к сверхурочным работам;

- осуществлять перевод лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу согласно медицинскому заключению, выданному в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, с соответствующей оплатой;

- устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время;

- создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;

- проводить другие мероприятия [цит. по 4].

Результаты исследования свидетельствуют, что студенты с ОВЗ университета более требовательны в отношении отдельных условий труда (индивидуальный график работы, специально оборудованное рабочее место, медицинский блок), при этом не считают значимыми такие условия, как транспортировка сотрудников до места работы и домой и наличие кабинета психологической разгрузки, комнаты отдыха в отличие от студентов колледжа.

Анкета для студентов с ОВЗ включала вопрос о знании ими трудовых льгот для сотрудников с инвалидностью. Результаты показали, что 75 % студентов колледжа и 87 % студентов университета считают, что они не владеют подобной информацией в полном объеме. Студенты, которые ответили утвердительно, перечислили следующие льготы: оплата транспортных расходов, профессиональная подготовка сотрудника, пользование продукцией бесплатно или со скидкой (если это производственное предприятие), соц. пакет, отпуск за счет организации, бесплатные услуги, которые предоставляет компания, больничные.

Часто работники с ОВЗ подвергаются неоправданным действиям со стороны руководства организации по вопросам трудовых льгот. Для предотвращения подобной ситуации необходимо всестороннее осведомление будущих специалистов о действующих законах в отношении труда инвалидов.

В табл. 2 представлен перечень трудностей, которые, по мнению студентов, их могут ожидать на рабочем месте.

Таблица 2

Возможные трудности на рабочем месте, по мнению студентов с ОВЗ и студентов без ограничений по здоровью (частота встречаемости), %

Трудности трудоустройства Студенты с ОВЗ колледжа Контрольная группа Студентыi с оВз ун-та Контрольная группа

Отсутствие условий для комфортной работы 22 28 40 36

Проблемы межличностного взаимодействия в коллективе 21** 64** 34* 14*

Отсутствие технического обеспечения рабочего места 26 8 13 30

Отсутствие толерантности сотрудников 26 0 0 18

Никаких трудностей не вижу 5 0 13 2

Примечание. * - различия значимы при р < 0,05; **

Студенты с ОВЗ указывают большее количество трудностей, что свидетельствует о наличии более выраженных опасений в отношении будущей работы. Значимые различия были получены по критерию: «Проблемы межличностного взаимодействия в коллективе». Студенты контрольной группы указывают на данный параметр как наиболее важный для себя.

То есть для лиц без ограничений по здоровью наибольшие трудности будущей работы видятся в проблемах межличностного характера, тогда как студенты с ОВЗ указывают на весь спектр возможных проблем.

Примечательно, что среди студентов с ОВЗ имеется мнение «Никаких трудностей не вижу» (5 и 13,3 %, в контрольной группе -2 %). Данная позиция отражает тенденцию,

Уровень минимальной заработной пл выпускники колледжа (ч

- различия значимы при р < 0,01.

указанную современным исследователем, доктором психологических наук С. А. Хазо-вой о том, что лица с ОВЗ склонны давать завышенные оценки удовлетворенности качеством жизни и ее разными сторонами. Тенденция носит компенсаторный характер [3].

Иерархия мотивов профессиональной деятельности студентов с ОВЗ не имеет значимых различий с контрольной группой и выглядит следующим образом: карьерный рост, уровень заработной платы, социальный престиж и уважение, содержание деятельности, общение с руководителем и коллегами.

Значимые различия были получены по вопросу о минимальной заработной плате, на которую рассчитывают будущие специалисты. Результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3

ы, которую рассчитывают получать :тота встречаемости), %

Уровень заработной платы, тыс. руб. Студентыi с ОВЗ колледжа Контрольная группа Студентыi с оВз ун-та Контрольная группа

10 0 21 0 0

15 8 33 30 20

20 75* 46* 66* 43*

Выше 20 17 0 3** 28**

Ваш вариант 0 0 0 9

Примечание: * - различия значимы при р <0,05; **

Из таблицы видно, что уровень экономических притязаний студентов с ОВЗ колледжа выше, чем студентов контрольной группы, что вновь свидетельствует, по нашему мнению, об указанной тенденции завышения оценки качества различных сторон жизни.

Предпочтения способов выполнения и студентами без ограничений по з

различия значимы при р <0,01.

Студенты с ОВЗ университета более реалистично оценивают свой возможный доход.

Также значимые различия были получены в отношении предпочтения студентами способов выполнения ответственного дела. Результаты представлены в табл. 4.

Таблица 4 гветственного дела студентами с ОВЗ >ровью (частота встречаемости), %

Способы выполнения Студентыi Контрольная Студентыi Контрольная

ответственного дела с ОВЗ колледжа группа с ОВЗ ун-та группа

Самостоятельно 32 33 37 22

В группе сотрудников 21* 46 7** 48**

Под руководством опытного наставника 47* 21* 56* 28*

Не готов к выполнению 0 0 0 2

Примечание. * - различия значимы при р < 0,05; ** при р < 0,01.

Результаты свидетельствуют о том, что студенты с ОВЗ предпочитают выполнение ответственного дела под руководством наставника, тогда как студенты без ограничений по здоровью указывают на преимущество работы в группе сотрудников.

Отсутствуют значимые различия предпочитаемых студентами с ОВЗ и контрольной

Предпочитаемые способы п и студентами без ограничений по з

группы стилей управления. Все студенты указывают на предпочтение демократически-либерального стиля руководителя.

Заключительные вопросы анкеты касались способов поиска работы и возможностей трудоустройства. Результаты представлены в табл. 5, 6.

Таблица 5

ка работы студентами с ОВЗ ровью (частота встречаемости), %

Способы1 поиска работы1 Студенты1 с ОВЗ колледжа Контрольная группа Студенты1 с оВз ун-та Контрольная группа

Поиск вакансий в Интернете 46* 80* 53* 82*

Обращение в социальные институты кадрового распределения 16 11 33* 8*

Обращение за помощью к родственникам и знакомым 22 0 0 2

Размещение резюме в Интернете 16 9 14 8

Примечание. * - различия значимы при р < 0,05.

Таблица 6

Возможные трудности трудоустройства, по мнению студентов с ОВЗ и студентов без ограничений по здоровью (частота встречаемости), %

Трудности трудоустройства Студенты1 с ОВЗ колледжа Контрольная группа Студенты1 с оВз ун-та Контрольная группа

Отсутствие опыта работы 59 73 46 89

Наличие ограничений по здоровью 17 6 25* 4*

Недостаточный уровень образования 10 21 29* 7*

Недостаточное количество вакансий на рынке труда 14 0 0 0

Примечание. * - различия значимы при р < 0,05.

Значимые различия были получены по параметру «Поиск вакансий в Интернете». Студенты контрольной группы в большей степени предпочитают данный источник информации о вакансиях. Студенты с ОВЗ считают значимым, помимо указанного источника, обращение за помощью к родственникам и знакомым (студенты колледжа), обращение в службы занятости (студенты университета).

Все студенты указывают на отсутствие опыта работы как основную возможную трудность при трудоустройстве. Иерархии возможных трудностей имеют сходный характер у студентов колледжа обеих групп. Студенты с ОВЗ колледжа указывают также на недостаточное количество вакансий на рынке труда, что является острой социальной проблемой: наличие вакансий для соискателей с инвалидностью. Студенты с ОВЗ университета говорят о собственном недостаточном уровне образования и наличии ограничений по здоровью.

Таким образом студенты с ОВЗ обладают следующими особенностями карьерных ори-ентаций и планов в отношении будущей профессиональной деятельности:

• наиболее выраженные карьерные ориентации у студентов с ОВЗ колледжа: «Служение», «Стабильность места жительства», «Стабильность места работы»; у студентов с ОВЗ университета - «Служение», «Автономия (независимость)», «Интеграция стилей жизни»;

• большинство студентов с ОВЗ намерены трудоустроиться по приобретаемой специальности (83 % студентов колледжа и 93 % студентов университета);

• наиболее значимыми для себя условиями труда считают: индивидуальный рабочий график, комфортное перемещение внутри организации, специально оборудованное рабочее место, наличие медицинского блока;

• 75 % студентов с ОВЗ колледжа и 87 % студентов университета считают, что они не

осведомлены в полной мере по вопросу о трудовых льготах работающих инвалидов;

• среди возможных трудностей на рабочем месте выделяют: отсутствие условий для комфортной работы, проблемы межличностного взаимодействия в коллективе, отсутствие толерантности сотрудников;

• иерархия мотивов профессиональной деятельности студентов с ОВЗ не имеет значимых различий со студентами контрольной группы и выглядит следующим образом: карьерный рост, уровень заработной платы, социальный престиж и уважение, содержание деятельности, общение с руководителем и коллегами;

• уровень экономических притязаний студентов с ОВЗ колледжа выше, чем студентов с ОВЗ университета контрольной группы, что свидетельствует о существующей среди инвалидов и лиц с ограничениями здоровья тенденции завышения оценки качества различных сторон жизни; студенты с ОВЗ университета более реалистично оценивают свой возможный доход;

• ответственное рабочее дело студенты с ОВЗ предпочитают выполнять под руководством опытного наставника, студенты без ограничений по здоровью - в группе сотрудников; различия статистически значимы;

Наличие сотрудников с ОЕ

• предпочитаемые способы поиска работы: поиск вакансий в Интернете, обращение за помощью к родственникам и знакомым (студенты колледжа), обращение в службы занятости (студенты университета);

• среди трудностей трудоустройства все студенты с ОВЗ выделяют отсутствие опыта работы и наличие ограничений по здоровью; на недостаточный уровень образования указывают студенты университета, студенты колледжа указывают на недостаточное количество вакансий на рынке труда для лиц с ОВЗ.

Следующей задачей нашего исследования было выявление инклюзивной готовности работодателей (готовности к сотрудничеству со специалистами с ОВЗ).

Был проведен опрос 52 работодателей -руководителей предприятий различных сфер профессиональной деятельности г. Омска. Из 52 компаний в 37 организациях работают специалисты с ограничениями по здоровью. Наличие сотрудников с ОВЗ на предприятиях разных сфер представлено в табл. 7.

Готовность работодателей к сотрудничеству со специалистами с ОВЗ отражена в табл. 8.

Таблица 7

в компаниях города Омска

Сферы профессиональной деятельности Количество компаний, имеющих сотрудников с ОВЗ (37 из 52) % компаний, имеющих сотрудников с ОВЗ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сервис 12 78

Промышленность 10 63

Образование 8 62

СМИ, культура 4 71

Сельское хозяйство 3 43

Таблица 8

Готовность работодателей к сотрудничеству со специалистами с ОВЗ

Сферы профессиональной деятельности % работодателей, готовых к сотрудничеству со специалистами с ОВЗ

СМИ, культура 100

Образование 100

Сервис 78

Сельское хозяйство 71

Промышленность 63

Наибольшую готовность к сотрудничеству со специалистами с ОВЗ выразили руководители организаций сфер: культуры и искусства, средств массовой информации, рекламы, издательства и полиграфии, образования. Указанные сферы профессиональной занятости наиболее доступны для лиц с ОВЗ,

это подтверждается самым большим ежегодным набором студентов данной категории специальности «Реклама» Омского колледжа профессиональных технологий.

Необходимые условия труда для специалистов с ОВЗ, по мнению работодателей, представлены в табл. 9 и на рис. 3.

Таблица 9

Необходимые условия труда для специалистов с ОВЗ, по мнению работодателей, %

Сферы профессиональной деятельности Средний, %

Спец. условия труда СМИ, культура образование сервис сельское хозяйство промышленность

1 Комфортное перемещение внутри организации 25 22 14 26 32 24

2 Специально оборудованное рабочее место 22 22 14 26 28 22

3 Индивидуальный график работы 6 34 14 12 28 19

4 Кабинет психологической разгрузки, комната отдыха 22 11 44 18 0 19

5 Медицинский блок 25 11 14 0 12 12

6 Транспортировка сотрудников до места работы и домой 0 0 0 18 0 4

Рис. 3. Необходимые условия труда для специалистов с ОВЗ, по мнению работодателей, %: 1 - комфортное перемещение внутри организации; 2 - специально оборудованное рабочее место; 3 - индивидуальный график работы; 4 - кабинет психологической разгрузки, комната отдыха; 5 - медицинский блок; 6 - транспортировка сотрудников до места работы и домой

Важно отметить, что в отличие от студентов - будущих сотрудников с ОВЗ, работодатели ставят на первое место параметр «Комфортное перемещение внутри организации» (который находится у студентов на 2-й позиции). Параметр «Индивидуальный график работы», который студенты указывают

первым, работодатели помещают на 3-е место. В целом иерархии условий труда для специалистов с ОВЗ в представлениях студентов и работодателей сходны.

Факторы эффективности работы специалистов с ОВЗ, по мнению работодателей, представлены в табл. 10 и на рис. 4.

Таблица 1 0

Факторы эффективности работы специалистов с ОВЗ, по мнению работодателей, %

Сферы профессиональной деятельности Средний, %

Факторы СМИ, культура образование сервис сельское хозяйство промышленность

1 Создание специальных условий для работы 10 43 0 0 45 19

2 Регуляция межличностного взаимодействия в коллективе 0 3 40 29 22 18

3 Техническое обеспечение 25 51 30 71 14 39

рабочего места

4 Толерантность сотрудников 40 3 30 0 5 16

5 Другое 25 0 0 0 14 8

Рис. 4. Факторы эффективности работы специалистов с ОВЗ, по мнению работодателей, %: 1 - создание специальных условий для работы; 2 - регуляция межличностного взаимодействия в коллективе; 3 - техническое обеспечение рабочего места; 4 - толерантность сотрудников; 5 - другое

В качестве факторов эффективности специалистов с ОВЗ руководители называют техническое обеспечение рабочего места и создание специальных условий для работы, последнее связано с учетом индивидуальных особенностей сотрудников. Пункт «Другое»

включал наличие зон отдыха, предоставление индивидуального графика работы.

Опрос руководителей включал вопрос о необходимом уровне образования для специалистов с ОВЗ. Результаты представлены в табл. 11 и на рис. 5.

Таблица 1 1

Уровень образования, необходимый для специалистов с ОВЗ, по мнению работодателей, %

Сферы профессиональной деятельности Средний, %

Уровень образования СМИ, культура образование сервис сельское хозяйство промышленность

1 Высшее 53 75 61 53 78 64

2 Незаконченное высшее 10 8 1 6 1 5

3 Среднеспециальное 37 17 38 41 20 31

4 Начальное профессио- 0 0 0 0 0 0

нальное

5 Не имеет значения 0 0 0 0 1 0

70 60 50 40 30 20 10 0

\\W\N

23 Уровень образования

Рис. 5. Уровень образования, необходимый для специалистов с ОВЗ, по мнению работодателей, %: 1 - высшее; 2 - неоконченное высшее; 3 - среднеспециальное; 4 - начальное профессиональное образование

Большинство опрошенных работодателей (64 %) готовы к сотрудничеству со специалистами с высшим образованием и только треть (31 %) - со специалистами со среднеспеци-альным образованием. Особенно значимым высшее образование считают руководители сферы образования и промышленности.

Данные результаты свидетельствуют о серьезных ограничениях возможностей специалистов с ОВЗ, имеющих среднеспециаль-ное образование. В то же время позиция руководителей послужит стимулом для повышения уровня своего образования сотрудниками.

4

Готовность работодателей к сотрудниче- ограничений по здоровью отражена в табл. 12 ству со специалистами с разными типами и на рис. 6.

Таблица 1 2

Готовность работодателей к сотрудничеству со специалистами с разными типами ограничений по здоровью, %

Сферы профессиональной деятельности Средний, %

Тип ограничений здоровья СМИ, культура образование сервис сельское хозяйство промышленность

1 Зрение 0 13 29 0 13 11

2 Слух 0 27 36 44 32 28

3 Опорно-двигательный аппарат 100 50 14 28 26 43

4 Интеллект 0 0 0 0 0 0

5 Речь 0 10 21 28 29 18

6 Эмоц.-рег. сфера 0 0 0 0 0 0

7 Сочетание ограничений здоровья 0 0 0 0 0 0

Рис. 6. Готовность работодателей к сотрудничеству со специалистами с разными типами ограничений по здоровью, %: 1 - зрение; 2 - слух; 3 - опорно-двигательный аппарат; 4 - интеллектуальная сфера; 5 - речь; 6 - эмоционально-регулятивная сфера; 7 - сочетание ограничений здоровья

Результаты показывают, что в наибольшей степени работодатели готовы сотрудничать со специалистами с нарушениями опорно-двигательного аппарата и слуха. Не готовы к сотрудничеству со специалистами с ограничениями: интеллекта, эмоционально-регулятивной сферы, а также со специалистами с множественными ограничениями здоровья.

Таким образом, опрос работодателей показал противоречивую позицию руководителей организаций в отношении сотрудничества со специалистами с ОВЗ. С одной стороны, руководители заявляют о своей готовности сотрудничать с данной группой специалистов, указывают на необходимые условия и факторы эффективности труда, с другой - готовы сотрудничать преимущественно со специалистами с высшим образованием, а также лицами, имеющими определенные ограничения здоровья, игнорируя остальные группы.

Необходимость перестройки, расширения рынка труда настоятельно диктуется существующими потребностями специалистов с ОВЗ разных групп. Возможность использовать потенциал каждого сотрудника, в том числе имеющего ограничения здоровья -важная задача современного руководителя. Неоднородность персонала компании - это не только социально значимое явление, но и способ решения вопроса нехватки кадров в организации. Компании, которые уделяют вопросу обучения своих сотрудников пристальное внимание, перестают испытывать острую нехватку ценных кадров. Предоставляя своим работникам условия для выполнения работы, которая отвечает их квалификации, интересам и возможностям, компании повышают работоспособность и эффективность своего персонала, а также повышают креативность компании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чернобровкина С. В., Грушко Н. В. Личностные факторы социально-психологической адаптации студентов колледжа с ограниченными возможностями здоровья // European Social Science Journal. - 2017. -№ 11. - С. 483-493.

2. Чернобровкина С. В., Грушко Н. В. Личностные и мотивационные факторы социально-психологической адаптации студентов вуза с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2017. - № 3. -С. 39-51.

3. Хазова С. А., Иванова Е. А., Попова М. С. Совладающее поведение инвалидов по зрению: феноменология и динамика // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2018. - № 2. - С. 29-37.

Информация о статье Дата поступления 25 августа 2019 Дата принятия в печать 4 октября 2019

Сведения об авторах

Чернобровкина Светлана Владимировна -

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: chernobrovk [email protected].

Грушко Наталья Викторовна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: [email protected].

Для цитирования

Чернобровкина С. В., Грушко Н. В. Карьерные ориентации и планы выпускников университета и колледжа с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивная готовность работодателей // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 3. С. 4861. DOI: 10.25513/2410-6364.2019.3.48-61.

4. Авдокушин Е. Ф., Иванова В. Н. Инклюзивное развитие: основные направления, базовые предпосылки и возможные ограничения // Вопросы новой экономики. - 2014. - № 3 (31). - С. 4-13.

5. Положение о сопровождении обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в РГПУ им. А.И. Герцена. - URL: https://pandia.ru/text/80/285/44165.php (дата обращения: 12.11.2019).

6. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология : учебное пособие. -СПб.: Речь, 2002. - 298 с.

7. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. -М. : Моск. псих.-соц. ин-т; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.

Article info

Received August 25, 2019 Accepted October 4, 2019

About authors

Chernobrovkina Svetlana Vladimirovna -

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Social Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: [email protected].

Grushko Natalya Victorovna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Department of Social Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: [email protected].

For citations

Chernobrovkina, S. V., Grushko, N. V. Career Orientations and Plans of University and College Undergraduates with Disabilities and Inclusive Employer Readiness. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2019, no. 3, pp. 48-61. DOI: 10.25513/2410-6364.2019.3.48-61. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.