Научная статья на тему 'Карьерные ориентации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивная готовность работодателей'

Карьерные ориентации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивная готовность работодателей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
328
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В КАРЬЕРЕ / INCLUSIVE ECONOMY / INCLUSIVE EDUCATION / READINESS OF EMPLOYERS FOR INCLUSIVE EDUCATION / EMPLOYMENT / PEOPLE WITH DISABILITIES / VALUES IN CAREER ORIENTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чернобровкина Светлана Владимировна, Грушко Наталья Викторовна

Инклюзивное образование значимое направление модернизации системы профессионального образования России. Профессионализация лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет целью реализацию многостороннего потенциала личности и повышение уровня жизни лиц данной категории. Одной из актуальных проблем является трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты эмпирического исследования карьерных ориентаций выпускников колледжа с ограниченными возможностями здоровья, а также готовности работодателей к сотрудничеству с данной категорией специалистов. Установлено, что выпускники колледжа с ограниченными возможностями здоровья ориентированы на служение, помощь людям, стабильность места работы, стабильность места жительства; наиболее значимыми для себя условиями труда считают: индивидуальный рабочий график, комфортное перемещение внутри организации, специально оборудованное рабочее место; обладают завышенным уровнем экономических притязаний в сравнении с выпускниками, не имеющими ограничений по здоровью. Руководители организаций заявляют о своей готовности сотрудничать с данной группой специалистов, указывают на необходимые условия и факторы эффективности труда, но готовы сотрудничать преимущественно со специалистами с высшим образованием, а также лицами, имеющими определенные ограничения здоровья, игнорируя остальные группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чернобровкина Светлана Владимировна, Грушко Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career orientation of students with disabilities and readiness of employers FOR inclusive EDUCATION

Inclusive education is a significant direction of modernization in the system of professional education in Russia. The professional development of people with disabilities aims to realize the multilateral potential of the individual and improve the standard of living of people in this category. One of the relevant issues is the employment of graduates with disabilities. The article presents the results of an empirical study of career orientation of college graduates with disabilities, as well as the willingness of employers to cooperate with this category of specialists. The findings are that college graduates with disabilities are focused on providing services and help to people, steady jobs, permanentresidence. The most significant factors are for a personal work schedule, comfortable mobility in the organization, specially equipped workplace. The students with disabilities have overestimated economic requirements in comparison with the graduates who do not have health restrictions. Heads of organizations prove their readiness to cooperate with this group of specialists, indicate the necessary conditions and factors of labor efficiency, but they are ready to cooperate mainly with specialists having higher education, as well as people with certain health restrictions ignoring other groups.

Текст научной работы на тему «Карьерные ориентации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивная готовность работодателей»

УДК 159.923 JEL: I25

DO110.25513/1812-3988.2019.17(1).155-166

КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНКЛЮЗИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

С.В. Чернобровкина, Н.В. Грушко

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 1 декабря 2018 г.

Дата принятия в печать 25 декабря 2018 г.

Тип статьи

Оригинальная статья

Ключевые слова

Инклюзивная экономика, инклюзивное образование, инклюзивная готовность работодателей, трудоустройство, лица с ограниченными возможностями здоровья, ценностные ориентации в карьере

Аннотация. Инклюзивное образование - значимое направление модернизации системы профессионального образования России. Профессионализация лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет целью реализацию многостороннего потенциала личности и повышение уровня жизни лиц данной категории. Одной из актуальных проблем является трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Представлены результаты эмпирического исследования карьерных ориента-ций выпускников колледжа с ограниченными возможностями здоровья, а также готовности работодателей к сотрудничеству с данной категорией специалистов. Установлено, что выпускники колледжа с ограниченными возможностями здоровья ориентированы на служение, помощь людям, стабильность места работы, стабильность места жительства; наиболее значимыми для себя условиями труда считают: индивидуальный рабочий график, комфортное перемещение внутри организации, специально оборудованное рабочее место; обладают завышенным уровнем экономических притязаний в сравнении с выпускниками, не имеющими ограничений по здоровью. Руководители организаций заявляют о своей готовности сотрудничать с данной группой специалистов, указывают на необходимые условия и факторы эффективности труда, но готовы сотрудничать преимущественно со специалистами с высшим образованием, а также лицами, имеющими определенные ограничения здоровья, игнорируя остальные группы.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Омской области в рамках научного проекта № 17-16-55010-ОГН ОГН-Р СИБ-А.

Article info

Received December 1, 2018

Accepted

December 25, 2018

Type paper

Original paper

CAREER ORIENTATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES AND READINESS OF EMPLOYERS FOR INCLUSIVE EDUCATION

S.V. Chernobrovkina, N.V. Grushko

Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Abstract. Inclusive education is a significant direction of modernization in the system of professional education in Russia. The professional development of people with disabilities aims to realize the multilateral potential of the individual and improve the standard of living of people in this category. One of the relevant issues is the employment of graduates with disabilities. The article presents the results of an empirical study of career orientation of college graduates with disabilities, as well as the willingness of employers to cooperate with this category of specialists. The findings are that college graduates with disabilities are focused on providing services and help to people, steady jobs, permanentresidence. The most significant factors are for a personal work schedule, comfortable mobility in the organization, specially equipped workplace. The students with disabilities have overestimated economic requirements in comparison with the graduates who do not have health restrictions. Heads of organizations prove their readiness to cooperate with this group of specialists, indicate the necessary conditions and factors of labor efficiency, but they are ready to cooperate mainly with specialists having higher education, as well as people with certain health restrictions ignoring other groups.

Keywords

Inclusive economy, inclusive education, readiness of employers for inclusive education, employment, people with disabilities, values in career orientation

Acknowledgements. The research is carried out within the financial support of the Russian Foundation for Basic Researchand the Government of Omsk region within the scientific project No. 17-16-55010-ОГН OrH-P_CI/IE-A.

© С.В. Чернобровкина, разделы 1-5, 2019 © Н.В. Грушко, разделы 3, 4, 2019

1. Введение. Инклюзивное образование в настоящее время является значимым направлением модернизации современной системы профессионального образования Российской Федерации.

На территории России оно реализуется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»: «лица с ограниченными возможностями здоровья имеют право на профессиональное образование» (ст. 79).

Несомненным достоинством данного направления образования является возможность социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), включения их в систему производственных, деловых, межличностных и иных отношений. При этом существует ряд актуальных проблем реализации инклюзивного образования, одной из которых является трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема трудоустройства лиц с ОВЗ связана, с одной стороны, с установками, ценностными ориентациями данной категории выпускников. Результаты исследований свидетельствуют о специфических характеристиках психологического портрета личности, накладывающих отпечаток на социальную активность, самопрезентацию, целеполагание выпускников с ОВЗ [1; 2].

С другой стороны, установки общества, и прежде всего работодателей, в отношении лиц с ОВЗ ограничивают результативность поиска работы.

Формирование готовности общества к принятию лиц с ОВЗ как равных связано, по нашему мнению, с необходимостью расширения анализа и понимания следующих тенденций современной действительности.

Во-первых, это ухудшение здоровья населения в целом и значительный рост за последние пятнадцать лет числа людей с ограниченными возможностями здоровья.

Увеличение темпа жизни и динамичности социальной среды, которые предъявляют всё более жесткие требования к адаптационным возможностям человека; ориентация медицины, социальной защиты и психологической практики на помощь уязвимым группам населения, на превенцию дезадаптации и деструктивных переживаний людей [3].

Во-вторых, это несбалансированность экономического роста страны. Значительная часть населения страны не участвует в росте глобаль-

ного ВВП, что делает его неустойчивым. Включенность разных групп населения с разными возможностями и способностями в развитие национальной экономики обеспечивает стабильное и долгосрочное улучшение жизни всех слоев населения. Американскими экономистами Д. Аджемоглу и Дж. Робинсоном было введено понятие «инклюзивной экономики», означающее участие больших масс людей в различных видах экономической деятельности, наилучшее использование их талантов и мастерства с учетом их желаний и возможностей [3-6].

В-третьих, это недостаточность оценки и использования потенциала сотрудников работодателями. Для достижения максимального результата работы персонала работодателям следует учитывать такие факторы, как профессиональное развитие сотрудников и обеспечение безопасности их здоровья [3-6].

Ключевыми аспектами профессиональной занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья являются: готовность выпускников к поиску и позиционированию себя на рынке труда, а также инклюзивная готовность работодателей (готовность к сотрудничеству с данной категорией выпускников).

2. Обзор литературы. Инклюзивное образование является инновационной парадигмой современного образования, основанной на ценностях принятия, толерантности, уважения, сотрудничества. Под инклюзивным обучением понимается обучение в совместной образовательной среде инвалидов, лиц с ОВЗ, и лиц, не имеющих таких ограничений, посредством обеспечения инвалидам и лицам с ОВЗ специальных условий обучения / воспитания и социальной адаптации, не снижающих в целом уровень образования для лиц, не имеющих таковых ограничений.

Актуальной проблемой является готовность работодателей к сотрудничеству с выпускниками с ограниченными возможностями здоровья. Под инклюзивной готовностью мы понимаем определенный уровень развития личности работодателя, совокупность мотивов и ценностных ориентаций, способствующих эффективной деятельности в условиях инклюзивного сотрудничества.

Инклюзивная готовность работодателей, с одной стороны, это инновационная деятельность, связанная с поисками путей наиболее эффективного взаимодействия со специалистами с особыми образовательными потребностями. С другой стороны - это важная составляющая

корпоративной культуры современной организации, ориентированной на ценности гуманизма, уважения, сотрудничества, принятия и взаимообогащения.

В последнее время отмечена тенденция активного развития и популяризации инклюзивного образования в учебных заведениях России. Проблема нашего исследования состоит в определении соответствия (противоречия) профессиональных ценностных ориентаций студентов с ОВЗ и установок работодателей в отношении сотрудничества с данной категорией специалистов (инклюзивной готовности работодателей).

Одним из значимых факторов профессионального самоопределения и профессиональной адаптации специалистов с ОВЗ считаются ценностные ориентации в карьере.

Л.Г. Почебут и В.А. Чикер рассматривают карьерные ориентации как качество личности, формирующее иерархию профессиональных приоритетов в структуре личности [2]. Процесс вхождения в профессиональную среду зависит от направленности человека на овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также на мотивацию обучения, установки и ценностные ориентации. Стоит отметить, что важным моментом считается принятие человеком профессиональной среды.

Значимой проблемой для студентов с ограниченными возможностями здоровья может быть выбор профессии не в соответствии с собственными желаниями и предпочтениями, а ориентация на условия и возможности, предоставленные профессиональными учреждениями.

Реализация личности, по мнению К.А. Абульхановой-Славской, осуществляется при помощи профессиональных ценностных ориентаций. Профессиональными ценностями могут служить материальное вознаграждение за выполненную работу, удовлетворение потребности личности в признании, самовыражение, принятие обществом индивидуальности личности [7].

Профессиональные ценностные ориентации формируются у старших школьников и студентов. В этот период важным становится характер взаимодействия с другими субъектами профессиональной деятельности, формирование отношения к профессии. Ориентиром в профессиональном развитии становится отношение к себе как к будущему профессионалу.

При выборе профессии человек в первую очередь ориентируется на собственные профессиональные ценности. Для студентов с ОВЗ возникает проблема профессионального выбора, так как не все образовательные учреждения могут предоставить необходимые условия и пойти навстречу таким студентом, в связи с этим выбор профессии может быть обусловлен не профессиональными ценностями, а условиями и возможностями учебного заведения.

Э. Шейн формулирует понятие «якоря карьеры», под которыми подразумевает совокупность представлений, доминирующие ценности, мотивы и навыки, которые предопределяют выбор профессии и построение карьеры личности. Человек при выборе профессии ориентируется на собственные ценности и предпочтения. Соответствие ценностных ориента-ций и профессиональной деятельности в большей степени мотивирует и направляет людей, чем его отсутствие. Э. Шейном были выделены восемь основных карьерных ориентаций («якорей»):

1. Профессиональная компетентность. Эта установка связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т. д.). Люди с такой установкой хотят быть мастерами своего дела, достигать успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет им достигать интереса в профессиональной сфере. Обычно это самая многочисленная группа в большинстве организаций, обеспечивающая принятие в организации компетентных решений.

2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеют ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. Такая работа требует не только аналитических навыков, но и навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством, продажами и пр.

3. Автономия (независимость). Основой данной ориентации для личности является освобождение от организационных правил, предпи-

саний и ограничений. Ярко выражена потребность всё делать по-своему, самому решать, когда, над чем и сколько работать. Если такая ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе и от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы.

4. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности. Различают два типа стабильности: стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботится о своих работниках, является более надежной в своей отрасли. Стабильность места жительства определяется связью человека с определенным географическим регионом, вкладом сбережений в свое жилище.

5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются работа с людьми, служение человечеству, помощь людям, желание сделать мир лучше. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, контроля качества продукции и товаров, защиты прав потребителей и т. д.

6. Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа - конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыш -проигрыш». Большую ценность для человека имеют новизна и разнообразие.

7. Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию, сбалансированность различных сторон образа жизни (семья, карьера, саморазвитие). Такой человек больше ценит свою жизнь в целом, чем конкретную работу или организацию.

8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Предприниматель готов продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать (по: [2, с. 268-272]).

Л.Г. Почебут и В.А. Чикер рассматривают карьерные ориентации как качество личности, отражающее профессиональные приоритеты в

структуре личности. Таким образом, карьерные ориентации отражают тот потенциал, который человек стремится реализовать в своей деятельности, в соответствии с внутренними предпочтениями и ценностями [2].

3. Гипотезы и методы исследования. Наше эмпирическое исследование проводилось на базе Омского колледжа профессиональных технологий в рамках реализации гранта № 17-16-55010-ОГН ОГН-Р_СИБ-А «Психолого-педагогическая поддержка студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Омского региона». Колледж работает в системе инклюзивного образования с 2012 г.

Цель исследования - изучение карьерных ориентаций выпускников колледжа с ОВЗ и готовности работодателей к сотрудничеству с выпускниками с ограниченными возможностями здоровья.

В качестве гипотез были выдвинуты следующие предположения:

1. Ведущими карьерными ориентациями у студентов колледжа с ОВЗ являются стабильность места работы, стабильность места жительства, служение.

2. Работодатели имеют толерантное отношение к трудоустройству лиц с ОВЗ: готовы принять данного сотрудника на работу, организовать соответствующие условия труда, выбрать соответствующий стиль управления и др.

В выборку вошли:

1) студенты с ОВЗ IV курса Омского колледжа профессиональных технологий (14 чел.), приобретаемые специальности: «Организация питания», «Социальная работа», «Адаптивная физическая культура», «Автомеханика», «Реклама»;

2) студенты - выпускники колледжа разных специальностей, не имеющие ограничений по здоровью (24 чел.) - котрольная группа;

3) руководители компаний г. Омска разных сфер профессиональной занятости (промышленность - 16 чел.; сельское хозяйство -7 чел.; сервис - 9 чел.; образование - 13 чел.; СМИ, культура - 7 чел.).

Таким образом, общая численность студентов составила 38 чел., руководителей - 52 чел.

Диагностический комплекс включал методы анкетирования и тестирования. С помощью авторских анкет выявлялись карьерные установки выпускников колледжа, а также инклюзивная готовность работодателей (готовность

к сотрудничеству со специалистами с ОВЗ). Для изучения профессиональных ценностных ориентаций студентов колледжа использовалась психодиагностическая методика «Якоря карьеры» (автор Э. Шейн, перевод и адаптация В.Н. Чикер, В.Э. Винокуровой) [2].

Для математической обработки полученных данных использовали пакет программы SPSS 23. Для описания полученных данных

был применен метод первичной описательной статистики, критерий Колмогорова-Смирнова, метод углового преобразования Фишера.

4. Результаты исследования. Данные рассмотрения профессиональных ценностных ори-ентаций студентов колледжа с ОВЗ и без ограничений по здоровью - при помощи методики «Якоря карьеры» Э. Шейна представлены на рисунке.

I Студенты с ОВЗ Контрольная группа

123456789 Якоря карьеры

Профессиональные ценностные ориентации студентов колледжа [2; 8; 9], баллы: 1 - профессиональная компетентность; 2 - менеджмент; 3 - автономия (независимость); 4 - стабильность работы; 5 - стабильность места жительства; 6 - служение; 7 - вызов; 8 - интеграция стилей жизни; 9 - предпринимательство

Professional and value orientation among college students [2; 8; 9], score: 1 - professional competence; 2 - management; 3 - autonomy (independence); 4 - steady job; 5 - permanent residence; 6 - service; 7 - challenge; 8 - lifestyles integration; 9 - entrepreneurship

Было выявлено, что ведущими профессиональными ценностными ориентациями для студентов колледжа обеих групп является служение - стремление оказать помощь людям, «сделать мир лучше». Полученный результат обусловливает выбор студентами специальностей «помогающего характера» («Организация питания», «Социальная работа», «Адаптивная физическая культура», «Автомеханика» и др.).

Значимых различий карьерных ориента-ций групп студентов с ОВЗ и без ограничений по здоровью выявлено не было. На уровне тенденций существует преобладание у студентов с ОВЗ таких ориентаций, как стабильность работы и стабильность места жительства; у студентов контрольной группы - автономии (независимости).

С помощью авторской анкеты нами определялись установки студентов относительно собственного трудоустройства и будущей работы.

На вопрос о намерении трудоустраиваться после получения образования 75 % студентов с ОВЗ ответили утвердительно, 25 % - отрицательно. Для сравнения, 100 % студентов без

ограничений по здоровью (контрольная группа) намерены трудоустраиваться.

Желание работать по приобретаемой специальности выразили 83 % студентов с ОВЗ и 54 % студентов контрольной группы.

По нашему мнению, это свидетельствует о значимости приобретаемой специальности, сменить которую и приобрести новую для человека с ОВЗ сложнее, чем студенту без ограничений по здоровью.

Результаты оценки студентами с ОВЗ условий труда, необходимых, по их мнению, для собственной эффективной работы, представлены в табл. 1.

Как видим, наибольшую значимость имеет такое условие труда, как индивидуальный график работы. Данная установка соответствует ст. 92 Трудового кодекса РФ, ст. 23 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», согласно которым для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Продолжи-

тельность ежедневной работы (смены) определяется в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном фе-

деральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 94 Трудового кодекса РФ).

Таблица 1. Условия труда, необходимые для собственной эффективной работы,

по мнению студентов с ОВЗ [8; 9]

Table 1. Labour conditions necessary for independent work according to students

with health restrictions [8; 9]

Трудности на рабочем месте Частота встречаемости, %

Индивидуальный график работы 36

Комфортное перемещение внутри организации (лифты, подъемники, пандусы, перила, оборудование столовой, оборудование санузлов и др.) 20

Специально оборудованное рабочее место 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Транспортировка сотрудников до места работы и домой 12

Медицинский блок 8

Кабинет психологической разгрузки, комната отдыха 4

Остальные условия труда, указанные в табл. 1, входят в перечень условий, обеспечивающих эффективность деятельности лиц с ОВЗ, ответственность за создание которых несет руководитель организации.

Инвалидам требуются несколько иные условия труда, чем обычным работникам.

На основании ст. 23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» работодатели должны создавать необходимые условия труда в соответствии с программой реабилитации инвалида. В этих же целях ст. 224 Трудового кодекса РФ устанавливает, что работодатель обязан:

- соблюдать предписанные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, работ в ночное время, а также к сверхурочным работам;

- осуществлять перевод лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу согласно медицинскому заключению, выданному в

порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, с соответствующей оплатой;

- устанавливать перерывы для отдыха, включаемые в рабочее время;

- создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;

- проводить другие мероприятия.

Анкета для студентов с ОВЗ включала вопрос о знании ими трудовых льгот для сотрудников с инвалидностью. Результаты показали, что 75 % студентов не владеют подобной информацией. Часто работники с ОВЗ подвергаются неоправданным действиям со стороны руководства организации по вопросам трудовых льгот. Для предотвращения подобной ситуации необходимо всестороннее осведомление будущих специалистов о действующих законах в отношении труда инвалидов.

В табл. 2 представлен перечень трудностей, которые, по мнению студентов, их могут ожидать на рабочем месте.

Таблица 2. Возможные трудности на рабочем месте по мнению студентов с ОВЗ и студентов без ограничений по здоровью [8; 9]

Table 2. The possible challenges in the working environment according to the opinion of students

with and without health restrictions [8; 9]

Трудности на рабочем месте Частота встречаемости, %

Студенты с ОВЗ Контрольная группа

Отсутствие условий для комфортной работы 22 28

Проблемы межличностного взаимодействия в коллективе 21** 64**

Отсутствие технического обеспечения рабочего места 16 4

Отсутствие толерантности сотрудников 21 0

Никаких трудностей не вижу 5 0

Примечание. ** - различия значимы прир < 0,01 (ф = 2,68).

Студенты с ОВЗ указывают большее количество трудностей, что свидетельствует о наличии более выраженных опасений в отношении будущей работы. Значимые различия были получены по критерию «Проблемы межличностного взаимодействия в коллективе». Студенты контрольной группы указывают на данный параметр как наиболее важный для себя, т. е. для лиц без ограничений по здоровью наибольшие трудности будущей работы видятся в проблемах межличностного характера, тогда как студенты с ОВЗ указывают на весь спектр возможных проблем.

Примечательно, что среди студентов с ОВЗ имеется мнение «никаких трудностей не вижу» (5 %), отсутствующее в контрольной группе. Данная позиция отражает тенденцию,

указанную современным исследователем, доктором психологических наук С.А. Хазовой о том, что лица с ОВЗ склонны давать завышенные оценки удовлетворенности качеством жизни и ее разными сторонами. Тенденция носит компенсаторный характер [10].

Иерархия мотивов профессиональной деятельности студентов с ОВЗ не имеет значимых различий с контрольной группой и выглядит следующим образом: карьерный рост, уровень заработной платы, социальный престиж и уважение, содержание деятельности, общение с руководителем и коллегами.

Значимые различия были получены по вопросу о минимальной заработной плате, на которую рассчитывают будущие специалисты. Результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3. Уровень минимальной заработной платы, которую рассчитывают получать выпускники колледжа, руб. [8; 9]

Table 3. The minimum wage the college graduates expect to get, RUB [8; 9]

Уровень заработной платы Частота встречаемости, %

Студенты с ОВЗ Контрольная группа

10 000 0 21

15 000 8 33

20 000 75* 46*

Ваш вариант - свыше 20 000, 20 000-25 000, 25 000-30 000 17 0

Примечание. * - различия значимы при р < 0,05 (ф = 1,79).

Из табл. 3 видно, что уровень экономических притязаний студентов с ОВЗ выше, чем студентов контрольной группы, что вновь свидетельствует, по нашему мнению, об указанной выше тенденции завышения оценки качества различных сторон жизни.

Также значимые различия были получены в отношении предпочтения студентами способов выполнения ответственного дела. Результаты представлены в табл. 4.

Таблица 4. Предпочтения способов выполнения ответственного дела студентами с ОВЗ и студентами без ограничений по здоровью [8; 9]

Table 4. The preferred way an important task has to be fulfilled according to the opinion of students

with and without health restrictions [8; 9]

Способы выполнения ответственного дела Частота встречаемости, %

Студенты с ОВЗ Контрольная группа

Самостоятельно 32 33

В группе сотрудников 21 46

Под руководством опытного наставника 47* 21*

Не готов к выполнению 0 0

Примечание. * - различия значимы при р < 0,05 (ф = 1,66).

Результаты свидетельствуют о том, что студенты с ОВЗ предпочитают выполнение ответственного дела под руководством наставника, тогда как студенты без ограничений по

здоровью указывают на преимущество работы в группе сотрудников.

Отсутствуют значимые различия предпочитаемых студентами с ОВЗ и контрольной

группы стилей управления. Все студенты ука- Заключительные вопросы анкеты каса-

зывают на предпочтение демократически-либе- лись способов поиска работы и возможностей рального стиля руководителя. трудоустройства. Результаты представлены в

табл. 5, 6.

Таблица 5. Предпочитаемые способы поиска работы студентами с ОВЗ и студентами без ограничений по здоровью [8; 9]

Table 5. The preferred ways of job search according to the opinion of students with and without health restrictions [8; 9]

Способы поиска работы Частота встречаемости, %

Студенты с ОВЗ Контрольная группа

Поиск вакансий в Интернете 46* 80*

Обращение в социальные институты кадрового распределения 16 11

Обращение за помощью к родственникам и знакомым 22 0

Размещение резюме в Интернете 16 9

Примечание. * - различия значимы при р < 0,05 (ф = 2,14).

Таблица 6. Возможные трудности трудоустройства по мнению студентов с ОВЗ и студентов без ограничений по здоровью [8; 9]

Table 6. The possible difficulties with emplyment according to the opinion of students with and without health restrictions [8; 9]

Трудности трудоустройства Частота встречаемости, %

Студенты с ОВЗ Контрольная группа

Отсутствие опыта работы 59 73

Наличие ограничений по здоровью 17 6

Недостаточный уровень образования 10 21

Недостаточное количество вакансий на рынке труда 14 0

Значимые различия были получены по параметру «Поиск вакансий в Интернете». Студенты контрольной группы в большей степени предпочитают данный источник информации о вакансиях. Студенты с ОВЗ считают значимым, помимо указанного источника, обращение за помощью к родственникам и знакомым.

Иерархии возможных трудностей трудоустройства имеют сходный характер у студентов обеих групп. Студенты с ОВЗ указывают на недостаточное количество вакансий на рынке труда, что является острой социальной проблемой.

Таким образом, студенты колледжа с ОВЗ обладают следующими особенностями карьерных ориентация и установок в отношении будущей профессиональной деятельности:

• Наиболее выраженные карьерные ориентации: служение, стабильность места жительства, стабильность места работы.

• Большинство студентов намерены трудоустроиться по приобретаемой специальности.

• Наиболее значимыми для себя условиями труда считают индивидуальный рабочий график, комфортное перемещение внутри организации, специально оборудованное рабочее место.

• 75 % студентов с ОВЗ не осведомлены в вопросе о трудовых льготах работающих инвалидов.

• Среди возможных трудностей на рабочем месте выделяют отсутствие условий для комфортной работы, проблемы межличностного взаимодействия в коллективе, отсутствие толерантности сотрудников.

• Иерархия мотивов профессиональной деятельности студентов с ОВЗ: карьерный рост, уровень заработной платы, социальный престиж и уважение, содержание деятельности, общение с руководителем и коллегами.

• Ответственное рабочее поручение предпочитают выполнять под руководством опытного наставника, нежели в группе сотрудников или самостоятельно.

• Предпочитаемые способы поиска работы: поиск вакансий в Интернете, обращение за помощью к родственникам и знакомым.

• Среди трудностей трудоустройства выделяют отсутствие опыта работы, наличие ограничений по здоровью.

Следующей задачей нашего исследования было выявление инклюзивной готовности

работодателей (готовности к сотрудничеству со специалистами с ОВЗ).

Был проведен опрос 52 работодателей -руководителей предприятий различных сфер профессиональной деятельности г. Омска. Из

52 компаний в 37 организациях работают специалисты с ограничениями по здоровью. Наличие сотрудников с ОВЗ на предприятиях разных сфер и готовность работодателей к сотрудничеству со специалистами с ОВЗ отражены в табл. 7.

Таблица 7. Наличие сотрудников с ОВЗ в компаниях г. Омска [8; 9] Table 7. The number of employees with health restrictions in Omsk companies [8; 9]

Сферы деятельности Общее количество Компании, имеющие сотрудников с ОВЗ Доля работодателей, готовых к сотрудничеству со специалистами с ОВЗ, %

общее количество доля, %

Сервис 9 7 78 78

Промышленность 16 10 63 63

Образование 13 8 62 100

СМИ, культура 7 4 57 100

Сельское хозяйство 7 3 43 71

Наибольшую готовность к сотрудничеству со специалистами с ОВЗ выразили руководители организаций сфер культуры и искусства, средств массовой информации, рекламы, издательства и полиграфии, образования. Указанные сферы профессиональной занятости наиболее доступны для лиц с ОВЗ, это подтвержда-

ется самым большим ежегодным набором студентов данной категории специальности «Реклама» Омского колледжа профессиональных технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимые, по мнению работодателей, условия труда для специалистов с ОВЗ представлены в табл. 8.

Таблица 8. Необходимые условия труда для специалистов с ОВЗ по мнению работодателей, % [8; 9] Table 8. The necessary labour conditions for the employees with health restrictions according

to the employers' opinion, % [8; 9]

Специальные условия труда Сферы профессиональной деятельности Сред.

СМИ, культура Образование Сервис Сельское хозяйство Промышленность

Комфортное перемещение внутри организации 25 22 14 26 32 24

Специально оборудованное рабочее место 22 22 14 26 28 22

Индивидуальный график работы 6 34 14 12 28 19

Кабинет психологической разгрузки, комната отдыха 22 11 44 18 0 19

Медицинский блок 25 11 14 0 12 12

Транспортировка сотрудников до места работы и домой 0 0 0 18 0 4

Важно отметить, что, в отличие от студентов - будущих сотрудников с ОВЗ, работодатели ставят на первое место комфортное перемещение внутри организации (у студентов находится на второй позиции). Индивидуальный график работы, который студенты указывают первым, работодатели ставят на третье место. В целом иерархии условий труда для специалистов с ОВЗ в представлениях студентов и работодателей сходны.

Факторы эффективности работы специалистов с ОВЗ по мнению работодателей представлены в табл. 9.

В качестве факторов эффективности специалистов с ОВЗ руководители называют техническое обеспечение рабочего места и создание специальных условий для работы, последнее связано с учетом индивидуальных особенностей сотрудников. Пункт «другое» включал наличие зон отдыха, предоставление индивидуального графика работы.

Опрос руководителей включал вопрос о необходимом уровне образования для специалистов с ОВЗ. Результаты представлены в табл. 10.

Таблица 9. Факторы эффективности работы специалистов с ОВЗ по мнению работодателей, % [8; 9]

Table 9. Efficiency factors for the employees with health restrictions according to the employers' opinion, % [8; 9]

Факторы Сферы профессиональной деятельности Сред.

СМИ, культура Образование Сервис Сельское хозяйство Промышленность

Создание специальных условий для работы 10 43 0 0 45 25

Регуляция межличностного взаимодействия в коллективе 0 8 30 29 22 17

Техническое обеспечение рабочего места 25 51 20 71 14 36

Толерантность сотрудников 40 8 20 0 5 14

Другое 25 0 0 0 14 8

Таблица 10. Уровень образования, необходимый, по мнению работодателей, для специалистов с ОВЗ, % [8; 9]

Table 10. The level of education required for the employees with health restrictions according

to the employers' opinion, % [8; 9]

Сферы профессиональной деятельности

Уровень образования СМИ, культура Образование Сервис Сельское хозяйство Промышленность Сред.

Высшее 53 75 61 53 78 64

Незаконченное высшее 10 8 1 6 1 5

Среднее специальное 37 17 38 41 20 31

Начальное профессиональное 0 0 0 0 0 0

Не имеет значения 0 0 0 0 1 0

Большинство опрошенных работодателей (64 %) готовы к сотрудничеству со специалистами с высшим образованием и только треть (31 %) - со специалистами со средним специальным образованием. Особенно значимым высшее образование считают руководители сферы образования и промышленности.

Данные результаты свидетельствуют о серьезных ограничениях возможностей специа-

листов с ОВЗ, имеющих среднее специальное образование. В то же время позиция руководителей послужит стимулом для повышения уровня своего образования сотрудниками.

Готовность работодателей к сотрудничеству со специалистами с разными типами ограничений по здоровью отражена в табл. 11.

Таблица 11. Готовность работодателей к сотрудничеству со специалистами с разными типами ограничений по здоровью, % [8; 9]

Table 11. The readiness of the employers to cooperate with the employees having different health restrictions, % [8; 9]

Сферы профессиональной деятельности

Тип ограничений здоровья СМИ, культура Образование Сервис Сельское хозяйство Промышленность Сред.

Зрение 0 13 29 0 13 11

Слух 0 27 36 44 32 28

Опорно-двигательный аппарат 100 50 14 28 26 43

Интеллект 0 0 0 0 0 0

Речь 0 10 21 28 29 18

Эмоционально-регулятивная сфера 0 0 0 0 0 0

Сочетание ограничений здоровья 0 0 0 0 0 0

Результаты показывают, что в наибольшей степени работодатели готовы сотрудничать со специалистами с нарушениями опорно-двигательного аппарата и слуха. Не готовы к сотрудничеству со специалистами с ограничениями интеллекта, эмоционально-регулятивной сферы, а также со специалистами с множественными ограничениями здоровья.

Таким образом, опрос работодателей показал противоречивую позицию руководителей организаций в отношении сотрудничества со специалистами с ОВЗ. С одной стороны, руководители заявляют о своей готовности сотрудничать с данной группой специалистов, указывают на необходимые условия и факторы эффективности труда, с другой - готовы сотрудничать преимущественно со специалистами с высшим образованием, а также лицами, имеющими определенные ограничения здоровья, игнорируя остальные группы.

5. Заключение. Необходимость перестройки, расширения рынка труда настоятельно диктуется существующими потребностями специалистов с ОВЗ разных групп. Возможность использовать потенциал каждого сотрудника, в том числе имеющего ограничения здоровья, - важная задача современного руководителя. Неоднородность персонала компании - это не только социально значимое явление, но и способ решения вопроса нехватки кадров в организации. Компании, которые уделяют вопросу обучения своих сотрудников пристальное внимание, перестают испытывать острую нехватку ценных кадров. Предоставляя своим работникам условия для выполнения работы, которая отвечает их квалификации, интересам и возможностям, компании повышают работоспособность и эффективность своего персонала, а также повышают креативность компании.

Литература

1. Панкратова Р. П. Работники с ограниченными возможностями здоровья // Отдел кадров коммерческой организации. - 2012. - № 3. - URL : http://hr-portal.ru/article/rabotniki-s-ograniche-nnymi-vozmozhnostyami.

2. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология : учеб. пособие. -СПб. : Речь, 2002. - 298 с.

3. Заостровцев А. П. История по Асемоглу-Робинсону: институты, развитие и пределы авторитарного роста // Общественные науки и современность. - 2014. - № 3. - С. 32-43.

4. Acemoglu D., Robinson J. A. Why Nations Fail. The Origins of Power, Prosperity and Poverty. -New York : Crown Publishers, 2012. - 571 p.

5. Авдокушин Е. Ф., Иванова В. Н. Инклюзивное развитие: основные направления, базовые предпосылки и возможные ограничения // Вопросы новой экономики. - 2014. - № 3 (31). - С. 4-13.

6. Андриевская В. Б. Эффективность государственного управления как необходимая предпосылка инклюзивного роста экономики // Идеи и идеалы. - 2015. - Т. 2. - № 1 (23). - С. 90-101.

7. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) : избр. психол. тр. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : Модэк, 1999. - 224 с.

8. Чернобровкина С. В., Грушко Н. В. Личностные факторы социально-психологической адаптации студентов колледжа с ограниченными возможностями здоровья // European Social Science Journal. - 2017. - № 11. - С. 483-493.

9. Чернобровкина С. В., Грушко Н. В. Личностные и мотивационные факторы социально-психологической адаптации студентов вуза с ограниченными возможностями здоровья // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Психология». - 2017. - № 3. - С. 39-51.

10. Хазова С. А., Иванова Е. А., Попова М. С. Совладающее поведение инвалидов по зрению: феноменология и динамика // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Психология». - 2018. - № 2. - С. 29-37. -DOI: 10.25513/2410-6364.2018.2.29-37.

References

1. Pankratova R.P. Rabotniki s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [Employees with disabilities]. Otdel kadrov kommercheskoi organizatsii, 2012, no. 3, available at: http://hr-portal.ru/article/ rabotniki-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami. (in Russian).

2. Pochebut L.G., Chiker V.A. Organizatsionnaya sotsial'nayapsikhologiya [Organizational social psychology], St. Petersburg, Rech' publ., 2002, 298 p. (in Russian).

3. Zaostrovtsev A.P. Istoriya po Asemoglu-Robinsonu: instituty, razvitie i predely avtoritarnogo rosta [History according to Acemoglu-Robinson: institutes, development and limits of authoritative growth]. Social Sciences and Contemporary World, 2014, no. 3, pp. 32-43. (in Russian).

4. Acemoglu D., Robinson J.A. Why Nations Fail. The Origins of Power, Prosperity and Poverty, New York, Crown Publ., 2012, 571 p.

5. Avdokushin E.F., Ivanova V.N. The Inclusive Development: Main Directions, Basic Prerequisites and Possible Restrictions. Issues of New Economy, 2014, no. 3 (31), pp. 4-13. (in Russian).

6. Andrievskaya V.B. Public administration efficiency as necessary prerequisite of inclusive growth of economy. Ideas and Ideals, 2015, Vol. 2, no. 1 (23), pp. 90-101. (in Russian).

7. Abul'khanova-Slavskaya K.A. Psikhologiya i soznanie lichnosti (Problemy metodologii, teorii i issledovaniya real'noi lichnosti) [Psychology and consciousness of the personality (Problem of methodology, theory and research of the real personality)], selected psychological works, Moscow, Moscow Psychological and Social Institute publ., Voronezh, Modek publ., 1999, 224 p. (in Russian).

8. Chernobrovkina S.V., Grushko N.V. Personal factors of disabiled students' socialpsychological adaptation. European Social Science Journal, 2017, no. 11, pp. 483-493. (in Russian).

9. Chernobrovkina S.V., Grushko N.V. Personal and motivational factors of disabiled students' social psychological adaptation. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2017, no. 3, pp. 39-51. (in Russian).

10. Khazova S.A., Ivanova E.A., Popova M.S. Coping Behavior of the Visually Impaired: the Phenomenology and Dynamics. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2018, no. 2, pp. 29-37. DOI: 10.25513/2410-6364.2018.2.29-37. (in Russian).

Сведения об авторах

Чернобровкина Светлана Владимировна - канд. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии Адрес для корреспонденции: 664077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: chernobrovkina_s@list.ru РИНЦ ID: 472721

Грушко Наталья Викторовна - канд. психол. наук,

доцент кафедры социальной психологии

Адрес для корреспонденции: 664077, Россия, Омск,

пр. Мира, 55а

E-mail: natvic2000@mail.ru

РИНЦ ID: 304852

About the authors

Svetlana V. Chernobrovkina - PhD in Psychological sciences, Associate Professor of the Department of Social Psychology

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: chernobrovkina_s@list.ru RSCI ID: 472721

Natalia V. Grushko - PhD in Psychological sciences, Associate Professor of the Department of Social Psychology

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: natvic2000@mail.ru RSCI ID: 304852

Для цитирования

Чернобровкина С. В., Грушко Н. В. Карьерные ориентации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инклюзивная готовность работодателей // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2019. - Т. 17, № 1. - С. 155-166. - 001: 10.25513/1812-3988.2019.17(1).155-166.

For citations

Chernobrovkina S.V., Grushko N.V. Career orientation of students with disabilities and readiness of employers for inclusive education. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2019, Vol. 17, no. 1, pp. 155-166. DOI: 10.25513/1812-3988.2019.17(1).155-166. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.