Научная статья на тему 'Карибское Сообщество: эволюция интеграционных тенденций'

Карибское Сообщество: эволюция интеграционных тенденций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4867
615
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРИКОМ / КАРИБСКОЕ СООБЩЕСТВО / КАРИФТА / ЕДИНЫЙ РЫНОК И ЭКОНОМИКА КАРИКОМ / ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ / ВЗАИМНАЯ ТОРГОВЛЯ КАРИКОМ / ВЗАИМНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ КАРИКОМ / ПЕТРОКАРИБЕ / CARICOM / CARIBBEAN COMMUNITY / CARIFTA / THE CARICOM SINGLE MARKET AND ECONOMY / MONETARY UNION / INTRAREGIONAL TRADE / INTRAREGIONAL INVESTMENTS / THE PETROCARIBE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костюнина Галина Михайловна

В статье рассматривается эволюция интеграционных тенденций в рамках Карибского Сообщества от зоны свободной торговли (КАРИФТА), таможенного союза и единому рынку, провозглашенному в 2006г. Дан анализ основных направлений, достижений и проблем формирования единого рынка товаров, услуг, капитала и лиц квалифицированного труда, а также поставленной задачи создания валютного союза с единой валютой в течение 2010-2015 гг. Рассмотрено влияние интеграционных процессов на динамику взаимных торговых и инвестиционных связей в рамках КАРИКОМ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article concerns the evolution of integration tendencies in the Caribbean Community from a free trade area, a customs union to a single market which was declared in 2006. The main tendencies, achievements and problems of formation of the single market of goods, services, capital and qualified persons are discussed, as well as the task of the establishment of the monetary union with a single currency during 2010-2015. Attention is given to the effect of the integration on the intraregional trade and investments in CARICOM.

Текст научной работы на тему «Карибское Сообщество: эволюция интеграционных тенденций»

Карибское Сообщество: эволюция интеграционных тенденций

Г.М. Костюнина

Карибское Сообщество является одним из старейших интеграционных объединений Латинской Америки, созданных на рубеже 19601970-х гг., в составе 15 полноправных членов: Антигуа и Барбуда (1974 г.), Багамского Сообщества (1983 г.), Барбадоса (1973 г.), Белиза (1974 г.), Гаити (2002 г.), Гайаны (1973 г.), Гренады (1974 г.), Доминики (1974 г.), Монтсеррат (1974 г.), Сент Винсент и Гренадин (1974 г.), Сент Киттс и Невис (1974 г.), Сент Люсии (1974 г.), Суринама (1995 г.), Тринидада и Тобаго (1973 г.), Ямайки (1973 г.).

Другие формы участия в составе КАРИ-КОМ представлены на рисунке 1.

Совокупный экономический потенциал стран КАРИКОМ равен 56 332 млн долл., численность населения - 16 352 тыс. человек, размер территории - 462 353 км кв., среднедушевой ВВП - 3 445 долл. в 2007 г.1

В рамках КАРИКОМ применяется классификация стран с учетом уровня экономического развития, что важно, в том числе при определении временных рамок либерализации торговли и инвестиций. Различают наиболее экономически развитые страны Карибского Сообщества - Багамское Сообщество, Барбадос, Суринам, Тринидад и Тобаго и Ямайка, и наименее экономически развитые страны, к которым относятся прочие члены (10) Сообщества.

Организационная структура КАРИКОМ является достаточно разветвленной. Основными органами управления служат: (1) Конференция глав государств-членов КАРИКОМ как высший орган управления; (2) Постоянный комитет министров в составе министров разных сфер экономики; (3) Совет Сообщества в со-

ставе министров иностранных дел; (4) Карибский Суд; (5) Секретариат КАРИКОМ. Вспомогательными и дополнительными институтами являются, в том числе Совет по торговле и экономическому развитию; Совет по финансам и планированию; Совет по внешним связям и связям Сообщества; Совет по социальному и гуманитарному развитию; Комитет по правовым вопросам; Бюджетный комитет; Комитет управляющих центральными банками стран-членов. В рамках КАРИКОМ созданы и финансовые органы: Карибский банк развития и Фонд регионального развития в целях содействия наименее развитым странам Карибского бассейна, регионам и отдельным отраслям национальных экономик.

Страны КАРИКОМ имеют разветвленную сеть преференциальных торговых соглашений и соглашений о зоне свободной торговли, в том числе подписано соглашение с Европейским союзом об экономическом партнерстве (2008 г.).

Отдельные страны участвуют в других интеграционных объединениях, в том числе Гайана и Суринам - в Союзе южноамериканских наций (ЮНАСУР); Антигуа и Барбуда, Сент Винсент и Гренадины - в Боливарианской Альтернативе для Америк (АЛЬБА).

Интеграционные тенденции в Карибском бассейне стали развиваться с конца 1950-х годов, когда была создана Федерация британских колоний в Западной Индии в 1958 г., которая действовала до 1962 г. Ей на смену пришла Карибская ассоциация свободной торговли (КАРИФТА), действовавшая в 1968-1973 гг., Карибское сообщество и общий рынок (КАРИКОМ) в 1972-2005 гг., и Карибский единый рынок и экономика с 2006 г.

Рисунок 1

Формы участия стран в КАРИКОМ2.

Багамское Сообщество Гаити

Единый рынок и экономика

Барбадос Белиз Гайана Суринам

уТринидади Тобаго

Ассоциированные члены КАРИКОМ

Ангилья

Бермуды

Вританские Виргинские о-в! Каймановы о-ва Теркса и Кайкоса о-ва

ОВКГ (валютныйсоюз) .............. \

Антигуа и Барбуда' Гренада Доминика Монтсеррат Сент Винсент и Гренадины Сент Киттс и Невис

Ангилья Ассоциированный член Британские Виргинские О-ва

Составлено на основе: The CARICOM Report N° 2, 2GG6. INTAL. - p.4.

Важной вехой в развитии интеграционных тенденций и сближении стран Карибского бассейна стало подписание Договора Чагуарамас в 1973 г., в котором было решено преобразовать зону свободной торговли в общий рынок и назвать интеграционное объединение Карибским сообществом.

Согласно Договору Чагуарамас, главная цель - экономическая интеграция стран-членов на основе формирования общего рынка со свободным перемещением товаров, услуг, капитала и лиц квалифицированного труда.

Для реализации этих целей проведена частичная либерализация торговли товарами на

основе ликвидации сохранявшихся на отдельные товары взаимной торговли таможенных пошлин, устранения паратарифных и количественных ограничений, с сохранением многочисленных исключений. Действуют общие правила происхождения товаров в отношении товаров, подпадающих под преференциальный режим в торговле, а также товаров, ввозимых из стран-нечленов и не подпадающих под преференциальный режим.

В целом, в 1970-1980-е гг. страны КАРИ-КОМ добились небольшого прогресса в отношении реализации заявленных в Договоре Ча-гуарамас целей. Ситуация стала меняться с начала 1990-х гг.

Цели и направления формирования единого рынка КАРИКОМ

В 1989 г. на очередном саммите глав государств стран-членов КАРИКОМ было принято решение создать единый рынок и единую экономику.

Цели формирования единого рынка и экономики (The CARICOM Single Market and Economy, CSME) КАРИКОМ были закреплены в Декларации Гранд Ансе и Рабочей программе по углублению интеграционных тенденций, принятых в 1989 г. В 2001 г. был пересмотрен Договор Чагуарамас, который наметил завершение создания единого рынка в 2008 г. и единой экономики в 2015 г. Единый рынок предусматривает реализацию принципы «четырех свобод»: свободное перемещение товаров, услуг, капитала и лиц, а единая экономика означает создание Карибского валютного союза с введением единой валюты в период 2010-2015 гг.3

Единый рынок и экономика нацелены на эффективное использование факторов производства, содействие занятости населения, повышение конкурентоспособности государств-членов, активизацию торговых связей с третьими странами, что в итоге будет содействовать повышению уровня жизни населения и устойчивому экономическому развитию стран.

Для формирования единого рынка и экономики определены следующие направления интеграционных тенденций в рамках КАРИКОМ:

V Свободное перемещение товаров и услуг на основе ликвидации всех ограничений во внутрирегиональных рамках, гармонизации стандартов, упрощения доступа товаров и услуг на региональный рынок.

V Проведение общей торговой политики и введение единого внешнего тарифа в торговле с третьими странами.

V Свободное перемещение внутри КАРИ-КОМ товаров, ранее ввезенных из третьих стран, после уплаты на внешней границе таможенных пошлин.

V Свободное движение капитала на основе устранения валютных ограничений и формирования интегрированного рынка капиталов, а также региональной фондовой биржи.

V Свободное перемещение квалифицированной рабочей силы и туристов, гармониза-

ция социальных услуг (образование, здравоохранение и др.) на основе ликвидации ограничений во внутрирегиональных потоках, обеспечение предоставления преимуществ социального страхования, гармонизации общих стандартов.

V Координация и постепенная конвергенция макроэкономической политики, гармонизация инвестиционной политики в отношении третьих стран.

V Координация мер в сфере денежно-кредитной политики, в том числе валютных курсов и процентных ставок, формирование коммерческого банковского рынка; координация налоговой политики, включая ставки косвенных налогов, совместное решение проблем дефицита национальных бюджетов.

Функционирование Карибского единого рынка было провозглашено в начале 2006 г. в составе 12 стран за исключением Багамского Сообщества, Гаити (по политическим причинам) и Монтсеррат (зависимой территории, пока не получившей согласие Великобритании). Следующий этап реализации целей, определенных в пересмотренном Договоре Чагуарамас,

- завершение создания единой экономики КАРИКОМ, которое началось с 2008 г.

Процесс формирования единой экономики разделен на два этапа.

1-й этап охватывает 2008-2009 гг., в рамках которого было намечено разработать законодательную основу единой экономики, в том числе стратегию регионального развития; достичь свободного перемещения провайдеров услуг; создать Фонд регионального развития; разработать общий инвестиционный режим КАРИКОМ и подписать Соглашение по финансовым услугам; создать Региональную фондовую биржу.

2-й этап охватывает 2010-2015 гг., в ходе которого планируется завершить формирование единой экономики на основе реализации мер и норм, принятых в рамках 1-го этапа, и создание валютного союза.

Формирование валютного союза требует достаточно высокой степени интегрированности национальных экономик, координации экономической политики, соответствия критериям конвергенции. Критерии конвергенции, разработанные в рамках КАРИКОМ, включают:

(1) поддержание стабильного курса националь-

ной валюты по отношению к американскому доллару не менее чем в течение 36 месяцев;

(2) поддержание уровня покрытия импорта национальными валютными резервами не менее чем в течение 12 месяцев; (3) обслуживание внешнего долга в объеме не более 15% объема экспорта страны. Ряд стран КАРИКОМ (в частности, Ямайка) не соответствуют этим критериям, что негативно сказывается на возможности формирования валютного союза. Но более сильным центробежным фактором служит низкая степень экономической взаимодополняемости и взаимозависимости между странами, которая отражает низкий уровень экономического развития государств.

Для реализации целей и задач формирования единого рынка и экономики страны Карибского бассейна подписали 9 протоколов, в том числе по реформированию организационной структуры КАРИКОМ, по созданию карибских предприятий и компаний, по промышленной политике, по аграрной политике, по торговой политике, по политике в отношении наименее развитых стран, регионов и отраслей, по правилам конкуренции и защитным мерам, по разрешению споров. Не все страны сообщества подписали перечисленные протоколы и не все подписанные протоколы реализуются на практике. В частности, по оценке секретариата КАРИКОМ наиболее полно действуют только нормы протоколов по торговой политике и по созданию карибских компаний и пред-приятий4.

Несомненным преимуществом в реализации поставленной цели и задач служит существенная степень экономической взаимозависимости и интеграции, достигнутая странами Организации восточнокарибских государств (ОВКГ), сформировавших еще в 1980-е гг. Восточнокарибский общий рынок, в котором проводится единая денежно-кредитная политика и есть единая валюта - восточнокарибский доллар.

Таким образом, если в первые десятилетия своего функционирования Карибское Сообщество было акцентировано на либерализацию и интеграцию в сфере торговли, то с 2000х гг. акцент смещается в сторону формирования единого рынка и экономики как главного инструмента повышения уровня экономического развития и повышения конкурентоспособности стран-членов в мировой экономике.

Достижения в формировании единого рынка КАРИКОМ

Согласно теории экономической интеграции, единый (общий рынок)5 означает достижение свободного перемещения четырех факторов: товаров, услуг, капитала и лиц во взаимных рамках. Рассмотрим результаты по четырем сегментам единого рынка.

За прошедшие годы в рамках КАРИКОМ проведена либерализация взаимной торговли товарами на основе ликвидации таможенных пошлин, паратарифных и количественных ограничений. Исключением являются масла и жиры.

Установлен преференциальный торговый режим для наименее развитых стран Сообщества с целью содействия в получении больших преимуществ от экономической интеграции и содействия в повышении уровня экономического развития.

Единая торговая политика запрещает введение запретительных импортных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, но есть многочисленные исключения. Проводится (хотя и медленная) гармонизация национальных стандартов и сертификатов качества с общерегиональными нормами, которые разрабатывает Карибская региональная организация по стандартам и сертификатам качества. Всего разработано более 50 стандартов на разные виды продукции6.

В отношении третьих стран применяется единый внешний тариф, паратарифные меры и нетарифные ограничения (импортные лицензии, ценовые меры, общий импортный канал в рамках государственной монополии). Торговая политика получила название Общей защитной политики, призванной обеспечить прогрессивное устранение количественных ограничений в отношении импорта из стран-нечленов, и координацию торговой политики государств-учас-тниц со странами-нечленами и применение единого внешнего тарифа.

Единый внешний тариф был сформирован в течение 5-летнего переходного периода, начиная с 1994 г., на основе постепенного сокращения ставок таможенных пошлин с 45% до 20%. Он действует с января 1998 г. в 11 из 15 стран-членов. Средневзвешенный уровень таможенного обложения в КАРИКОМ составляет 10%, что в 2 раза ниже уровня 1990 г.7 Став-

ки таможенных пошлин дифференцированы в пределах 0-20%, исключение составляет аграрная продукция, ставки пошлин на которую равны 40%. Страна вправе временно изменить ставки единого внешнего тарифа, если (1) ввозимый товар не был произведен в стране КА-РИКОМ; (2) объем производства товара не соответствует уровню спроса на внутреннем рынке; (3) качество товара ниже стандартов, действующих в рамках Сообщества8.

В дополнение к единому внешнему тарифу страны применяют паратарифные меры в отношении импорта товаров. Эти меры не гармонизированы в рамках Сообщества, и не регулируются в странах-членах. Их основные виды включают таможенные сборы, дополнительные налоги, внутренние налоги и сборы.

Автоматические и неавтоматические импортные лицензии применяются на основе квот и запретов. Квоты действуют в отношении сельскохозяйственного сырья и продовольствия, а запреты - в отношении наркотических и химических веществ, опасных для здоровья людей, жизни животных и растений.

В целом, в рамках большинства стран КА-РИКОМ, за исключением Багамского Сообщества, осуществляется свободное перемещение товаров взаимной торговли, которое соответствует общерегиональным правилам о происхождении, действует единый внешний тариф в торговле с третьими странами.

Правовая основа формирования единого рынка услуг на основе полной ликвидации барьеров в торговле была определена в пересмотренном Договоре Чугуарамас. Основные цели свободной торговли услугами во взаимных отношениях состоят в содействии торговле и инвестициям в сфере услуг стран КАРИКОМ на основе создания региональных предприятий в государствах-членах: (1) предоставляется общий режим компаниям, находящимся в собственности граждан стран Сообщества; (2) провайдеры услуг вправе оказывать услуги на территории КАРИКОМ без соответствующего разрешения. Достигнуто соглашение о минимальных требованиях к карибским компаниям при переводе их бизнеса во внутрирегиональных рамках.

В целом, продолжается процесс формирования единого рынка услуг, в том числе устранение ограничений в отношении создания и гар-

монизации национальных законов в данной сфере, разработка общих лицензионных требований в отношении провайдеров разных видов услуг.

Согласно Договору Чагуарамас, формирование единого рынка капиталов означает: (1) предоставление национального режима инвесторам стран-членов; (2) обязательство не вводить новых инвестиционных ограничений во взаимных рамках; (3) постепенное устранение всех ограничений во взаимных инвестициях, как, например, многочисленные требования к регистрации нового бизнеса в более чем одном государстве-члене; (4) устранение дискриминационных ограничений на оказание банковских, страховых и прочих финансовых услуг гражданами других государств-членов.

Нормы свободного перемещения капитала действуют только в отношении компаний КА-РИКОМ, которые удовлетворяют следующим критериям: компания (1) находится в преимущественной собственности, если более 50% акций находятся в бенефициарной собственности граждан стран-членов; (2) находится под преимущественным контролем, если граждане обладают большинством в совете директо-ров.9 Продолжается разработка Инвестиционного кодекса КАРИКОМ, нацеленного на регулирование допуска взаимных и внешних ПЗИ.

Во внутрирегиональных рамках применяется национальный режим для предприятий, созданных с капиталом из стран-членов КАРИ-КОМ, продолжается инвестиционная либерализация во взаимных рамках, а также формирование карибских ТНК, привлечение к трансграничной деятельности малых и средних компаний.

Единый рынок капиталов пока не создан. Сохраняются сложности, связанные как с небольшой емкостью рынков стран КАРИКОМ, невысоким уровнем развития инфраструктуры, узкоспециализированной структурой производства и экспорта, так и с невысоким уровнем прозрачности, нехваткой стимулов для привлечения прямых иностранных инвестиций в национальную экономику, слабой поддержкой малого и среднего бизнеса.

Согласно концепции единого рынка лиц, которая была определена в Декларации Гранд Ансе (1989 г.), право свободного перемещения предоставляется лицам квалифицированного

труда (выпускники высших учебных заведений, артисты, музыканты, спортсмены, работники средств массовой информации) в целях поиска и устройства на работу в одной из стран КАРИКОМ, на основе постепенной ликвидации разрешений на работу и разрешений на пребывание в другом государстве.

В 1997 г. был принят Закон КАРИКОМ о свободном перемещении лиц квалифицированного труда, который закрепил данный принцип и сферу его применения.

Либерализация проходила в период до конца 2005 г., пока не вступили в силу основные направления Карибского единого рынка и экономики. Достижение свободного перемещения лиц требует не только ликвидации соответствующих препятствий, но и проведение огромной работы по гармонизации национальных стандартов и разработки общерегиональных стандартов в сфере образования. В настоящий период действует сертификат признания квалификации лиц, который выдают министерства труда (или миграции) стран-членов. Данный документ предоставляет право на въезд в страну КАРИКОМ на срок до 6 месяцев. После 6месячного пребывания лицо получает право на пребывание в принимающей стране на неограниченный срок.

С декабря 1990 г. введен принцип свободного перемещения туристов, который не тре-

бует предъявления паспорта при пересечении внешней границы. В КАРИКОМ разработан единый паспорт, под которым понимается национальный паспорт страны происхождения гражданина (на обложке документа помещен логотип КАРИКОМ, название КАРИКОМ и название конкретной страны). Единый паспорт внедрен с 2005 г. в 12 из 15 стран КАРИКОМ и применяется, главным образом, в целях содействия туризму.

Влияние интеграционных процессов на взаимные торговые и инвестиционные связи стран КАРИКОМ

Торговая либерализация, главным образом, снижение ставок таможенных пошлин способствовала росту взаимной торговли и повышению ее доли в совокупном товарообороте стран КАРИКОМ. В 2001-2006 гг. среднегодовой темп прироста взаимного экспорта составлял 16,7%.

Удельный вес взаимного экспорта в совокупном экспорте интеграционного объединения возрос с 10,3% в 1990 г. до 19,0% в 2000 г., но затем снизился до 13,0% в 2006 г. и возрос до 14,1% в 2007 г. вследствие неравномерных темпов прироста. Взаимный экспорт увеличился с 0,51 млрд долл. в 1990 г. до 2,79 млрд долл. в 2007 г., или в 5,5 раза.

Таблица 1

Динамика экспорта КАРИКОМ в 1990-2007 гг., млн долл. в текущих ценах и %10.

Годы 1990 1995 1998 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Совокупный экспорт 4 118 5 598 4 790 5 732 6 712 7 880 15 949 18 709 19 872

Взаимный экспорт 509 843 1 031 1 220 1 419 1 810 2 091 2 427 2 793

Доля взаимного экспорта, % 10,3 14,2 18,6 17,2 16,5 17,4 13,1 13,0 14,1

Взаимный экспорт наиболее важен для таких стран КАРИКОМ, как Доминика (61,5%), Монтсеррат (51,7%), Сент Винсент и Гренадины (57,6%), для которых региональный рынок является основным местом сбыта производимой продукции. Менее существенное значение региональный рынок имеет для Тринидада и

Тобаго, где его доля составляет 13% в совокупном экспорте и имеет тенденцию к сокращению (для сравнения эта доля составляла 23,8% в 1995 г.). Географическое распределение взаимного экспорта характеризуется преобладающей ролью одной страны - Тринидада и Тобаго, на долю которой приходится 83,9%,

далее следуют Барбадос - 5,2% и Гайана -4,3%, затем ОВКГ - 4,0%, Ямайка - 1,8% и Белиз - 0,8%.11

Что касается товарной структуры взаимной торговли, то она характеризуется преобладанием трех товарных групп: топлива и смазочных масел, продовольствия и живых животных, промышленных товаров, в том числе химической продукции, машин, оборудования и средств транспорта12.

Основу взаимного экспорта стран Карибс-

кого Сообщества составляют топливо и смазочные масла, удельный вес которых равен 66,7% в 2006 г. (существенный рост по сравнению с показателем 2001 г. - 46,6%). Доля продовольствия и живых животных за рассматриваемый период снизилась с 17,1% до 10,1%, также сократился удельный вес химической продукции с 8,6% до 4,6%, доля промышленной продукции, классифицированной по виду материала снизилась с 13,0% до 7,6%. Ведущие товарные позиции - газойль, бензин, топливо керосинового типа, сахар.

Таблица 2

Динамика товарной структуры взаимного экспорта стран КАРИКОМ в 2001-2006 гг., %13.

Товарные позиции по СМТК 2001 г. 2006 г.

Итого 100,0 100,0

Продовольствие и живые животные 17,1 10,1

Напитки и табак 5,8 4,2

Сырье, не включая топливо 1,0 0,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Минеральное топливо, смазочные материалы 46,6 66,7

Животные и растительные масла 0,4 0,2

Химическая продукция 8,6 4,6

Промышленные товары, классифицированные по ввду материала 13,0 7,6

Машины, оборудование и средства транспорта 2,5 2,1

Прочие промышленные товары 4,8 3,6

Товары и сделки неклассифицированные 0,1 0,0

Экспортная база носит узкоспециализированный характер, при этом количество товаров, составляющих ее основу варьируется от 74 на Ямайке и 57 в Белизе до 17 в Сент Люсии и 14 в Сент Киттс и Невис. Отсюда, одной из главных задач экономического развития стран-членов служит необходимость диверсификации товарной структуры экспорта за счет повышения доли промышленной продукции с более высокой добавленной стоимостью, а также промышленных товаров и услуг, которые занимают низкую долю в настоящий период.

Взаимные инвестиции в Карибском Сообществе осуществляются с 1990-х годов благодаря влиянию таких факторов, как инвестиционная либерализация в мировой экономике,

«показательный» эффект мобильности трансграничного капитала в мире, процесс формирования единого рынка, в том числе единого рынка капитала в КАРИКОМ, либерализация валютных ограничений, повышение макроэкономической стабильности, подписание двусторонних межгосударственных соглашений о защите и поощрении взаимных инвестиций и об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

За 1998-2006 гг. совокупный объем привлеченных ПЗИ в экономику стран КАРИКОМ увеличился с 1 411,0 млн долл. до 2 869,0 млн долл., или в 2 раза. Основные реципиенты -Тринидад и Тобаго и Ямайка, что можно увидеть из приводимой ниже таблицы 3.

Таблица 3

Динамика ПЗИ в экономику стран КАРИКОМ в 1998-2006 гг., млн долл.14

Страна 1998 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г.

КАРИКОМ, всего 1 441,6 1 411,0 2 456,1 2 869,0

Антигуа и Барбуда 22,8 43,1 213,6 337,3

Барбадос 15,8 19,4 62,0

Белиз 17,7 23,3 126,1 100,2

Доминика 6,5 17,6 19,2 26,8

Гренада 48,7 37,4 70,2 85,2

Г айана 44,0 67,1 76,8 102,4

Гаити 10,8 13,3 26,0 160,0

Монтсерр ат 2,6 2,3 0,8 2,2

Сент Киттс и Невис 31,9 96,2 93,0 110,4

Сент Люсия 83,4 53,8 78,2 233,9

Сент Винсент и Гренадины 89,0 37,7 40,1 109,1

Суринам 9,1 -148,0 27,9 -163,4

Тринидад и Тобаго 729,8 679,5 939,7 882,7

Ямайка 369,1 468,3 682,5 882,2

На долю взаимных инвестиций приходится 10% совокупных инвестиционных вложений в КАРИКОМ. Их объем увеличился с 100,6 млн долл. в 2000 г. до 459,0 млн долл. в 2006 г., или в 4,5 раза. Взаимные инвестиции растут более быстрыми темпами по сравнению с темпами роста притока совокупных инвестиций в эконо-

мику КАРИКОМ. Основным инвестором во взаимных связях является Тринидад и Тобаго, удельный вес которого достигает 2/3. Другие важные инвесторы - Барбадос и Ямайка. Именно эти страны являются инвесторами в регионе Карибского бассейна (более подробно см. таблицу 4).

Таблица 4

Динамика экспорта ПЗИ из отдельных стран КАРИКОМ в 1998-2006 гг., млн долл.15

Страна-инвестор 1998 г. 2000 г. 2005 г. 2006 г.

Барбадос 1,0 1,1 9,2 3,0

Белиз 0,0 0,0 2,0 0,6

Тринидад и Тобаго 0,0 25,2 341,0 370,0

Ямайка 82,0 74,3 101,0 85,4

Всего, КАРИКОМ 83,0 100,6 453,2 459,0

Главные реципиенты взаимных инвестиций

- Гайана, Барбадос и Ямайка, относящиеся к группе более экономически развитых государств Сообщества. Отраслевое распределение взаимных инвестиций характеризуется преобладанием финансового и страхового секторов, а также торговля и дистрибуция, пищевая промышленность, туризм.

Взаимные инвестиции осуществляются главным образом в форме портфельных и прямых (слияния и поглощения компаний, вновь вкладываемые инвестиции и совместные предприятия) капиталовложений. В качестве примеров прямого инвестирования тринидадских ТНК можно назвать: (1) инвестиции корпорации T.C.L. в компанию Arawak Cement из Бар-

бадоса и компанию CaribCement из Ямайки; (2) инвестиции корпорации Sandals в гостиничный бизнес в Сент Люсии; (3) ТНК ANSA McAL приобрела компанию Bryden’s в Барбадосе; (4) корпорация A.I.C. вложила венчурный капитал в Барбадосе.

Что касается портфельного инвестирования, то в последние годы тринидадская компания Unit Trust Corp. вложила капитал в акции ряда региональных компаний, включая National Commercial Bank (Ямайка) и Grace Kennedy (Ямайка), компании B.S.&T и Sagicor из Барбадоса. Действуют совместные предприятия с участием капитала из двух и более карибских государств, в том числе СП RBTT, корпорация Guardian Holdings из Тринидад и Тобаго совместно с корпорацией Sagicor из Барбадоса создали совместное предприятие RGM.

В рамках Карибского Сообщества созданы региональные транскарибские корпорации в разных сферах экономики. В частности, в банковском секторе есть две достаточно крупные корпорации - Republic Bank Ltd. и группа RBTT. Корпорация Republic Bank Ltd. имеет филиалы в 5 карибских странах, в том числе в таких сферах, как банковское дело, страхование, недвижимость, инвестиции, офшорный банковский бизнес. Банковская группа RBTT имеет филиалы и дочерние компании в 11 странах Карибского бассейна в банковской сфере, трастовом бизнесе, недвижимости, страховании, инвестициях. Другие ведущие ТНК в Карибском бассейне - ANSA McAL, Neal & Massy, Goddards, CL Financial16.

В последние годы растет число трансграничных сделок по слияниям и поглощениям (СиП) как формы реализации ПЗИ. Из их числа следует назвать приобретение банковской группой RBTT Объединенного банка Ямайки. Или другие примеры - Тринидадская корпорация TCL приобрела Карибскую цементную компанию из Белиза, а барбадосская корпорация Simpson Oil приобрела компанию Caribbean Shell Eastern из Белиза.17

Страны КАРИКОМ активно развивают взаимные экономические связи. Во взаимных рамках реализуются совместные проекты, имеющие общерегиональную важность. В настоящий период их 7, в том числе Программа развития производства возобновляемой энергии и Программа КАРИКОМ по развитию аг-

робизнеса. Программы, разработанные в разных сферах экономики и социальной области, имеют неодинаковые временные рамки реализации, разные источники финансирования, состав участников. Все программы призваны содействовать повышению уровня экономического развития стран, их стабильному и устойчивому развитию, повышению уровня жизни населения и его социальной защищенности, что соответствует основам концепции единого рынка и экономики. Так, например, Программа развития агробизнеса является одной из структурных составляющих Карибской программы поддержки интеграции. Финансовые ресурсы предоставил Европейский Фонд Развития18. Программа рассчитана на 2008-2010 гг. и нацелена на разработку стратегических рамок развития регионального агробизнеса, в том числе планов действий в отношении ключевых видов аграрной продукции, содействие подготовке кадров.

Одним из новых соглашений является соглашение Петрокарибе об энергетическом сотрудничестве между странами КАРИКОМ (за исключением Тринидада и Тобаго, Барбадоса) и Венесуэлой о поставках венесуэльской нефти на преференциальных условиях в Карибские страны. Соглашение действует с 2005 г. В соответствии с ним, между страной-поставщи-ком и страной-потребителем нефти поставки осуществляются напрямую (без сети посредников) на преференциальных условиях, когда страна-потребитель оплачивает большую часть полученной нефти на основе льготного кредитования (предоставленного на 25 лет) по годовой ставке в 1% годовых. Поставки нефти ограничены лимитом в 185 тыс. баррелей в день. Оплата нефтепоставок также может быть частично произведена за счет бартера (сахар, рис, бананы). Соглашение Петрокари-бе действует только для государственных структур стран, его подписавших.

Выводы

Подводя итоги, можно сказать, страны Карибского бассейна прошли длительный и сложный путь развития интеграционных процессов от создания зоны свободной торговли, таможенного союза к единому рынку и продолжающемуся процессу формирования единой экономики.

Сказалось влияние центробежных факторов, характерных для любого объединения с участием развивающихся стран. Из их числа следует выделить: невысокий уровень экономического развития; невысокую степень экономической взаимозависимости и взаимодополняемости; слабую диверсификацию и однотипность структуры экономики и экспорта, асимметрию между странами по макроэкономическим показателям.

Единый рынок КАРИКОМ был провозглашен с 2006 г. в 12 странах-членах; сейчас он находится в процессе становления. Достигнуты определенные преимущества, прежде всего, в рамках единого рынка товаров и единого рынка лиц. Но сохраняется немало проблем, объективного и субъективного характера, в том числе пока не сформированы институты функционирования единого рынка (например, Карибская служба защиты здоровья животных и продовольственной безопасности, Комиссии по правам интеллектуальной собственности и по государственным закупкам). Другая группа проблем связана с сохранением многочисленных исключений, использованием антидемпинговых и компенсационных пошлин как защитных мер во взаимной торговле. Также есть сложности в законодательной сфере, когда следует активизировать и завершить гармонизацию национального законодательства в соответствии с карибскими законодательными актами в торговле товарами и услугами, перемещения капитала и лиц квалифицированного труда. В 1992 г. был принят Закон Карибского Сообщества в целях автоматического внедрения принимаемых решений в странах-членах. Но данное решение не было одобрено в странах, а значит, не вступило в силу. Основная причина связана с необходимостью делегировать часть своих полномочий Сообществу, что означало бы сужение национального суверенитета. Важным элементом является гармонизация режимов в таких сферах, как конкурентная политика, защита потребителей, защитные меры, таможенная политика, защита прав интеллектуальной собственности, технические стандарты и правила, санитарные и фитосанитарные меры, коммерческий арбитраж. Сказывается и невыполнение отдельными странами ряда важных решений в интеграционной сфере. Перечисленные факторы замедляют реализацию интеграционных инициатив в регионе.

Торговая и инвестиционная либерализация в рамках Карибского Сообщества незначительно сказались на интенсификации взаимных экономических связей, хотя и привели к более высоким темпам их прироста, к повышению удельного веса взаимной торговли в совокупном товарообороте и взаимных инвестиций в совокупных инвестициях. Однако удельный вес взаимных связей сохраняется на низком уровне (15% в торговле и 10% в инвестициях), что свидетельствует о приоритете внешних связей со странами-нечленами КАРИКОМ (прежде всего, США, странами Латинской Америки и ЕС), о низкой степени интегрированности национальных рынков товаров и инвестиций, а значит, о невысокой заинтересованности стран в интенсификации либерализации на региональном уровне, в реализации целей создания единой экономики.

Товарная структура взаимной торговли отличается узкой специализацией и представлена ограниченным количеством товарных позиций, что связано с монокультурностью экономики стран-участниц Карибского Сообщества. Взаимные торговые связи имеют разную степень важности для отдельных государств.

Страны КАРИКОМ - небольшие по размеру территории государства, по численности населения, по емкости внутренних рынков, совокупного товарооборота и привлеченных инвестиций. Их роль в экономике Западного полушария в целом и в регионе Латинской Америки невелика. Вместе с тем, из числа интеграционных объединений рассматриваемого региона Карибское Сообщество серьезно продвинулось по пути формирования единого рынка и экономики по сравнению с Меркосур, являющимся таможенным союзом, или Андским Сообществом, в рамках которого продолжается формирование общего рынка.

Опыт КАРИКОМ по формированию регионального объединения от зоны свободной торговли до единого рынка и экономики полезен и для других экономических объединений, в том числе и с участием России, так как Карибское сообщество включает страны с невысоким уровнем экономического развития и экономической взаимодополняемости, а преимущества и издержки следует учесть при начавшемся функционировании таможенного союза ЕврАзЭС с участием России, Беларуси и Казахстана, и намеченных планов создания единого экономического пространства.

Заслуга стран КАРИКОМ связана со стремлением на коллективной основе противодействовать мировым финансовым экономическим потрясениям, содействовать росту уровня экономического развития, диверсификации экономик и экспорта, что в итоге привело к эволюции интеграционных тенденций от зоны свободной торговли к единому рынку и экономике, процесс формирования которых продолжается.

Примечания:

1CARICOM’s Main Indications in 2007. ECLAC Database. http://www.eclac.org/stistics.

2Составлено на основе: The CARICOM Report #2,

2006. INTAL. - p.4.

3 Latin America and the Caribbean in the World Economy, 2006-2007 Trends. ECLAC, 2007.- p. 130.

4 Sadikov A. External Tariff Liberalization in CARICOM: A Commodity-Level Analysis. IMF Working Paper/08/33, 2008. - p.14.

5 Согласно классификации форм экономической интеграции, предложенной Б.Балашша еще в начале 1960-х гг., третьей по счету формой служит общий рынок. Понятие «единый рынок» впервые появилось в официальных документах ЕС, когда страны Европейского союза были нацелены сформировать экономический и валютный союз. В итоге, понятие «единый рынок» более широкое в отличие от понятия «общий рынок» и включает не только свободное перемещение четырех факторов, но и введение единой валюты в будущем.

6 Lim A.-N.The CARICOM Single Market Up Close. Kingston, Feb.4 2009 (JIS). - p.1.

7 Latin America and the Caribbean in the World Economy, 2007-2008 Trends. ECLAC, 2008.- Р118.

8 Solomon J.M.How to do Business in the Caribbean Community. CARICOM Secretariat, 2008.-P.4-5.

9 Investment Considerations in CARICOM-Canada Trade Negotiations.RNM, June 18, 2009.- P.2.

10 Latin America and the Caribbean in the World Economy, 2007-2008 Trends. ECLAC, 2008. - p.95.

11 Caribbean Trade and Investment Report: 2008. -Р3-4.

12 CARICOM’s Intraregional Trade: 2001-2006. CARICOM Secretariat, 2008. - p. 17.

13 Ibid. 2008. P.18.

14Foreign Investment in Latin America and Caribbean: 2007. ECLAC Secretariat, 2008. - P.71.

15 Ibid. 2008. P.77.

16 Enid E. Bissember. Flow of Investment Capital from Intra- Regional Sources. ECLAC Secretariat, 2006.-p.8-9.

17 CARICOM’s Selected Economic Indicators Handbook: 2006. Secretariat, 2008. - Р112.

18 ЕФР - один из ведущих финансовых институтов Европейского Союза.

Библиография:

1. Caribbean Trade and Investment Report:

2006. INTAL, 2008 - 371 pp.

2. CARICOM’s Intraregional Trade: 20012006. CARICOM Secretariat, 2008. - 37pp.

3. CARICOM’s Selected Economic

Indicators Handbook: 2006. CARICOM

Secretariat, 2008. Published on-line: http:// www.eclac.org/ .

4. CARICOM’s Main Indicators in 2007. ECLAC Database. Published on-line: http:// www.eclac.org/ statistics.html.

5. The CARICOM Report #2, 2006. INTAL.

- 138pp.

6. Enid E. Bissember. Flow of Investment Capital from Intra- Regional Sources. ECLAC Secretariat, 2006.-25 p.

7. Establishment of the CARICOM Single Market and Economy. Summary of Status of Key Elements. CARICOM Secretariat, 2008. - 11pp .

8. Investment Considerations in CARICOM-Canada Trade Negotiations.RNM, June 18, 2009.-4рр.

9. Foreign Investment in Latin America and Caribbean: 2007. ECLAC Secretariat, 2008. - 197 p.

10. Latin America and the Caribbean in the World Economy, 2006-2007 Trends. ECLAC,

2007.- 194pp.

11. Latin America and the Caribbean in the World Economy, 2007-2008 Trends. ECLAC,

2008.- 190pp.

12. Lim A.-N. The CARICOM Single Market Up Close. Kingston, Feb.4 2009 (JIS). - 6pp.

13. Sadikov A. External Tariff Liberalization in CARICOM: A Commodity-Level Analysis. IMF Working Paper/08/33, 2008. - 42 p.

14. Solomon J.M. How to do Business in the Caribbean Community. CARICOM Secretariat, 2008. - 26 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.