Научная статья на тему 'Кареев Н. И. О проблемах экономического образования в России конца XIX - начала XX века'

Кареев Н. И. О проблемах экономического образования в России конца XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА UNIVERSITY EXTENSION / ОБЩЕСТВА ДЛЯ СОДЕЙСТВИЯ САМООБРАЗОВАНИЮ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.И. КАРЕЕВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыскова И.Е.

В статье рассматриваются проблемы развития общего и профессионального образования в России в конце XIX начале XX века. Актуализируются взгляды Н.И. Кареева по вопросам организации просвещения молодёжи в области экономических знаний. Характеризуется деятельность обществ для содействия самообразованию в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кареев Н. И. О проблемах экономического образования в России конца XIX - начала XX века»

КАРЕЕВ Н.И. О ПРОБЛЕМАХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

© Лыскова И.Е.*

Коми Республиканская академия государственной службы и управления,

г. Сыктывкар

В статье рассматриваются проблемы развития общего и профессионального образования в России в конце XIX - начале XX века. Актуализируются взгляды Н.И. Кареева по вопросам организации просвещения молодёжи в области экономических знаний. Характеризуется деятельность обществ для содействия самообразованию в России.

Ключевые слова развитие образования в России, образовательная система University Extension, общества для содействия самообразованию, экономическое образование и самообразование, научная деятельность Н.И. Кареева.

Николай Иванович Кареев (1850-1931) получил широкое признание в кругах российской и зарубежной научной общественности как историк, философ, социолог, талантливый педагог. Долгое время Н.И. Кареев занимался преподавательской деятельностью. Особенно плодотворным было профессорство в Санкт-Петербургском и Варшавском университетах. Кареев Н.И. был известен как активный общественный, политический и государственный деятель, член конституционно-демократической партии России и I Государственной Думы, почётный член Академии наук СССР.

Его труды, посвященные проблемам всеобщей и отечественной истории, философии и социологии, не потеряли своей научной значимости и в настоящее время. Они по праву составляют золотой фонд научной мысли России последней четверти XIX - первых десятилетий XX века.

Кареев Н.И. активно занимался исследованием проблем общего и профессионального образования российской молодежи. Как ученый-педагог он стал автором образовательной концепции, изложенной в серии работ, специально предназначенных для этой аудитории. Речь идет о таких трудах ученого как «Письма к учащейся молодежи о самообразовании» (СПб., 1894); «Беседы о выработке миросозерцания» (СПб., 1895); «Мысли об основах нравственности» (СПб., 1895); «Мысли о сущности общественной деятельности» (СПб., 1895); «Выбор факультета и прохождение университетского курса» (СПб., 1897); «Идеалы общего образования» (СПб., 1901). Многие идеи ученого по проблемам общего и профессионального образования, са-

* Доцент кафедры Менеджмента, кандидат исторических наук.

мообразования, формирования научного и профессионального мировоззрения молодежи достойны самого пристального внимания современных исследователей.

Вместе с тем Н.И. Кареев является одним из наиболее ярких представителей исторической школы, которого отличал глубокий и масштабный интерес к проблемам экономического развития стан Западной Европы и России. В своих исследованиях он уделял значительное внимание проблемам развития национального хозяйства с учетом исторических, политических и социальных процессов, обосновывал причины многообразия форм хозяйственной деятельности, актуализировал роль человеческого фактора в истории, в том числе экономической, предлагал своё обоснование проблем и специфики социально-экономического развития России. Однако этот аспект научной деятельности учёного остаётся не изученным современными специалистами. Кроме того не уделено должного внимания проблемам экономического образования в освещении Н.И. Кареева.

Безусловно, проблемы развития экономического образования приобретали особую значимость в аспекте модернизации политической, экономической и социальной сферы российского общества второй половины XIX века. Требовалось неотложное решение задач развития системы профессионального образования, расширения возможностей, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов с учётом потребностей народного хозяйства и российского общества. Однако ориентация органов управления в области образования на сохранение сословных ограничений, сдерживание широкого доступа к системе образования, жёсткий контроль над содержанием образовательных программ и реализацией образовательного процесса обостряли противоречия между интересами государства и общества.

Необходимость обеспечения конкурентоспособности России на международной арене обосновывала значимость развития системы профессионального образования в более широких масштабах. Следует отметить, что в самодержавной России сложилась система среднего и высшего образования, основанная на сословной принадлежности. Соответственно и выбор высшего учебного заведения учащейся молодежью был изначально предопределен общей направленностью получаемого среднего школьного образования. Высшее образование в России, впрочем, как и среднее, не было общедоступным. Кареев Н.И. писал: «Возможность учиться в университете есть своего рода привилегия, которой лишены весьма многие люди одного и того же со студентами возраста. Для того, чтобы попасть в университет нужно принадлежать не только к известному культурному слою общества, к известному социальному классу, но и окончить курс только в известной школе. Сколько молодых людей желало бы поступить в университет, но не имеет на то ни материальных возможностей, ни формального права» [1].

Значительными привилегиями при этом пользовались выпускники классических гимназий (дети дворянско-чиновничьего происхождения). Они имели право поступать в любое высшее учебное заведения без вступительных экзаменов. Как правило, это был университет. Предстоящая профессиональная деятельность ассоциировалась у гимназистов-»классиков» в основном с государственной службой. Лица, заканчивающие православные духовные семинарии, продолжали образование в духовных академиях (будущие священнослужители и чиновники церковного ведомства). Выпускники реальных училищ (выходцы из буржуазных и тяготевших к ним сословий) отдавали предпочтение народнохозяйственным высшим учебным заведениям - инженерно-промышленным, сельскохозяйственным, коммерческим.

Учитывая объективные обстоятельства, от которых зависела возможность получения высшего образования молодежью, Н.И. Кареев акцентировал внимание на личных мотивах выбора ею будущей профессии. Его книга «Выбор факультета и прохождение университетского курса» стала одной из первых попыток внести ясность в решение столь трудной с психологической и практической точки зрения проблемы. Успех работы был очевидным. Кареев Н.И. отмечал, что с момента издания первой книги, посвященной проблемам школьной и студенческой молодежи («Письма к учащейся молодежи о самообразовании»), он стал получать много писем с просьбами разъяснить те или иные вопросы относительно специального образования. С появлением книги «Выбор факультета и прохождение университетского курса» таких писем стало еще больше. Часть из них благополучно сохранилась в личном архиве Н.И. Кареева в Пушкинском Доме г. Санкт-Петербурга (ИРЛИ). Как правило, авторами этих писем были учащиеся старших классов средних учебных заведений, а также студенты начальных курсов высших школ [2].

Объективно сложившаяся система общего и профессионального образования в последней четверти XIX столетия в России не предоставляла широких возможностей для получения систематических знаний в области экономики (политической экономии). Основной формой приобретения необходимых знаний Н.И. Кареев считал самообразования российской молодёжи. Между тем, Н.И. Кареев придавал существенное значение экономике как науке. Он подчёркивал, что экономика, наряду с такими категориями как миросозерцание, мораль, политическая организация и право составляют основы культуры общества [3].

Характеризуя особенности развития экономической мысли в России, важно обратить внимание на тот факт, что на протяжении длительного периода наиболее актуальными считались проблемы общинного землевладения, крестьянский вопрос, проблемы повышения эффективности сельскохозяйственного труда, проблемы развития рыночных отношений, проблемы

социальной справедливости в российском обществе, перспективы социально-экономического развития страны.

Особую роль в формировании российской экономической мысли и развития экономического образования в России обеспечили представители исторической школы. Значительное внимание они уделяли истории экономических учений и социально-экономических процессов в России и зарубежных странах. Наиболее яркими фигурами в данной области исследуемого периода были Владимир Владимирович Святловский (1869-1927), Александр Иванович Чупров (1842-1908), Михаил Иванович Туган-Барановский (1865-1919), Николай Иванович Кареев (1850-1931).

В последние десятилетия XIX века во многих передовых странах мира в различных кругах общества стало прослеживаться стремление к высшему образованию, главным образом, посредством самообразования. Этот процесс становился все более массовым и организованным. Постепенно возникло новое общественное движение University Extension. В буквальном переводе на русский язык это означало «расширение университета», предусматривавшее «распространение университетского образования» в самых широких слоях общества посредством специально созданных организаций.

Известный русский ученый П.Н. Милюков, исследующий проблемы истории народного образования в России и за рубежом, писал: «... Смысл этого движения заключается в демократизации высшей школы, в стремлении приблизить университет к народу и сделать образование, приобретавшееся до сих пор только известными общественными слоями, в определенном возрасте и преимущественно для профессиональных целей, достоянием всего народа и задачей целой жизни, ее необходимым составным элементом.» [4].

Система University Extension особенно широкое распространение получила в Англии, Северной Америке (Соединённых Штатах, Канаде), а также развивалась в ряде стран Западной Европы (Бельгии, Австрии, Германии, Дании) и некоторых других странах. Первоначально здесь проводились публичные лекции и курсы, которые постепенно сформировались в стройную систему профессиональных знаний. Прохождение образовательного курса по системе University Extension обеспечивало возможность поступить в университет на старшие курсы и закончить его раньше, чем предполагала стандартная программа высшего учебного заведения.

Важно отметить, что образовательная система University Extension, возникшая XIX веке имела грандиозный успех и продолжает развиваться в настоящее время. Одним из примеров является Институт Лоувелла (Lowell Institute), основанный в 1836 году. Сегодня он входит в систему Гарвардского университета (Harvard Extension School) и обеспечивает широкие возможности в области образования (http://nrs.harvard.edu/). Как отмечает Ми-каэль Шинагель, декан и преподаватель факультета дополнительного образования Гарвардского университета, а также специалист изучающий исто-

рию University Extension (Michael Shinagel, Dean of Continuing Education and University Extension), к «концу XIX века Институт Лоувелла установил ошеломляющий рекорд по обеспечению возможности получить образование всем стремящимся в Могущественный Бостон: благодаря руководству института реализовывалось 430 лекционных курсов или 4400 лекций по различным областям научного знания, религии, литературе и искусству» (перевод И.Е. Лысковой) [5].

История самообразования в России в конце XIX века непосредственным образом связана с образовательным движением University Extension. Первым опытом внедрения этой популярной системы в России было учреждение своеобразных обществ для содействия самообразованию. Так, в 1893 году в Москве при Учебном отделе Общества распространения технических знаний начала работу Комиссия по организации домашнего чтения под руководством П.Н. Милюкова. В 1894 году в Санкт-Петербурге при Учебно-воспитательном Комитете Педагогического музея военно-учебных заведений открылся Отдел для содействия самообразованию. В его состав вошли видные ученые по различным научным дисциплинам. Одним из организаторов и активных деятелей названного Отдела был Н.И. Кареев.

Кареев Н.И., будучи активным сторонником просвещения и образования населения России, придавал чрезвычайно важное значение новому направлению деятельности университетов Англии и Северной Америки. Движение University Extension, - писал он, - «имеет значение серьезного исторического факта, так как указывает на глубокие изменения, совершившиеся в общественной жизни. Каждая новая потребность ищет и новых способов своего удовлетворения, а те потребности, о которых я сейчас буду говорить, стоят в теснейшей связи с великими прогрессивными процессами нового времени. Первый из этих процессов - развитие личности, одним из факторов которого является обладание всем наиболее важным и существенным, что выработано в умственной сфере мыслью всего человечества, второй - приобщение к духовным благам цивилизации, которые прежде были достоянием лишь немногих, все больших и больших кругов. Отсюда, с одной стороны, интегрализация общего образования..., с другой стороны, его демократизация. В первой заинтересована преимущественно учащаяся молодежь высших учебных заведений, не довольствующаяся одною специальною наукою; во второй - те общественные классы, которым недоступно не только высшее образование, но очень часто и среднее школьное образование» [6].

В состав московской комиссии входили около 300 ученых. Для подготовки «Программ домашнего чтения» были приглашены видные специалисты университета. Отдел математических наук возглавлял профессор Б.К. Млод-зевский. Отделом астрономии руководил профессор В.К. Цераский, физики -профессор Н.А. Умов, химии - профессор Д.П. Коновалов, геологии - В.Д. Соколов, биологии - профессор М.А. Мензбир, общественных наук - профес-

сор А.И. Чупров, истории всеобщей и русской - профессора П.Г. Виноградов и П.Н. Милюков, литературы - профессор Н.И. Стороженко, философии -приват-доцент А.С. Белкин и профессор Л.М. Лопатин.

Под влиянием популярных идей University Extension и деятельности московской Комиссии по организации домашнего чтения возникла еще одна общественная организация, отвечающая задачам самообразования учащейся молодежи. Для этого специалисты Отдела для содействия самообразованию в составе Педагогического музея военно-учебных заведений, подобно московским коллегам, работали над составлением программ самообразовательного чтения. Однако эти программы получились значительно шире по своему содержанию. И предназначались они не только лицам, желающим получить высшее образование посредством заочной формы обучения. Первые годы своего существования Отдел для содействия самообразованию всецело был поглощен подготовкой Общей энциклопедической программы, а также целого ряда Специальных программ по различным предметам научного знания. Первый вариант указанных программ появился в 1895 году [7]. До 1911 года программы выдержали шесть изданий. Общий тираж их составил более 100 тысяч экземпляров. Работа над седьмым, уже готовым к печати, изданием прервалась в годы первой мировой войны. Текст программ для самообразования постоянно дополнялся. Это была очень тяжелая, кропотливая работа. Кареев Н.И. вспоминал: «... вопрос о внесении в каталог каждой книги тщательно обсуждался и вызывал настоящие прения.» [8]. При составлении Энциклопедической программы петербургские ученые выбирали сочинения, которые были «наиболее удобны для первого ознакомления с научными предметами в объеме общих университетских курсов». По словам Н.И. Кареева, здесь указывались «важнейшие вопросы, знакомство с которыми необходимо для каждого образованного человека, желающего составить себе определенное миросозерцание» [9].

Результатом работы, проведенной Отделом для содействия самообразованию, стали общая Энциклопедическая программа и 24 Специальных программы чтения по отдельным наукам, в том числе и по политической экономии. Первая была рассчитана на довольно большую аудиторию: учащихся старших классов и студентов высших учебных заведений, а также всех желающих заниматься расширением и совершенствованием личного образования.

В составлении программ чтения принимали участие следующие специалисты: по философии - П.Ф. Каптерев; по физике - И.И. Боргман и П.П. Фан-дер-Флит; по химии - Н.А. Меншуткин; по астрономии - А.М. Жданов; по геологии и физической географии - М.А. Антонович, И.В. Мушкетов и Н.А. Рубакин; по ботанике - И.П. Бородин; по зоологии В.М. Шимкевич; по физической антропологии М.А. Антонович; по анатомии и физиологии человека - И.П. Павлов; по социологии - Н.И. Кареев; по общей теории права и государственному праву - Н.И. Кареев при содействии С. А. Муром-

цева; по политической экономии - Н.А. Карышев и В.Г. Яроцкий; по

всеобщей истории - В.Л. Беренштам и Н.И. Кареев; по русской истории -В.А. Мякотин, В.И. Семевский и В.Д. Сиповский; по всеобщей литературе -Ф.А. Браун и Н.А. Котляревский; по русской литературе - С.А. Венгеров; по малорусской литературе - В.А. Беренштам. Как видим, Н.И. Кареев к работе по составлению программ самообразовательного чтения для учащейся молодежи привлек крупнейших русских специалистов, поистине являющихся гордостью отечественной науки. Научная компетентность сотрудников Отдела для содействия самообразованию не вызывала никакого сомнения.

Общеобразовательная программа по политической экономии, включала в себя перечень трудов известных специалистов в данной области, а также ряд методических рекомендаций, обеспечивающих наиболее плодотворное усвоение содержания курса, понимание основных проблем хозяйственной жизни России и зарубежных стран. В пояснительной записке обращалось внимание читателей на работы А. Карелина, Н. Карышева, обеспечивающие «вступительное знакомство с предметом». Далее рекомендовалось приступить к более подробному изучению политической экономии по курсу А.И. Чупрова (Политическая экономия, М., 1892). Авторы программы подчеркнули, что «сжатость изложения, строго выдержанная система и ясность языка выдвигают этот курс среди других, почему он предпочтительно рекомендуется, как необходимое пособие». Кроме того, читателям рекомендовалось ознакомиться с «постепенным развитием экономических учений, обуславливаемых изменяющимися условиями хозяйственного быта народов». С этой целью предлагался курс «Истории политической экономии» (М., 1892) А.И. Чупрова, в котором «рост экономической мысли поставлен в связь с характерными фактами хозяйственной жизни некоторых стран». Среди рекомендуемых изданий - сочинения А.А. Исаева (Начала политической экономии, СПб., 1895), И.И. Иванюкова (Политическая экономия, М., 1895), А. Карелина (Общинное землевладение в России, СПб., 1893), А. Ланга (Рабочий вопрос. СПб., 1892), Н.И. Зибера (Давид Риккардо и Карл Маркс в их общественно-экономических исследованиях (СПб., 1885). Солидный труд Николая-она «Очерки нашего пореформенного хозяйства» (СПб., 1893), по мнению авторов программы «доставит читателю массу высоко интересных обобщений для сознательного отношения к текущим процессам хозяйственной жизни нашей страны».

Специальная образовательная программа чтения по политической экономии имела целью «дать читателям возможность, с одной стороны, изучить теорию науки, а с другой - проследить историческое развитие и современное положение главнейших основ хозяйственного быта народов». Соответственно программа делилась на три больших раздела. Первый раздел «Теория» включал методологию и основные теоретические сочинения. В этот раздел были включены работы Карла Менгера (Исследования о мето-

дах социальных наук и политической экономии в особенности, СПб, 1894), названные ранее труды А.И. Чупрова, А.А. Исаева, Д.С. Милля (Основания политической экономии, СПб, 1865), «Капитал» К. Маркса (т. I. СПб, 1872) и некоторые другие.

Второй раздел «История экономических учений и хозяйственного быта» содержит обширный перечень (61 наименование) трудов отечественных и зарубежных специалистов (в переводе и оригинале). Среди рекомендуемых сочинений важно отметить известные труды Н.И. Кареева «Крестьяне во Франции в последней четверти ХУШ в.» (М., 1879) и «Очерк истории французских крестьян» (Варшава, 1881).

Третий раздел программы самообразовательного чтения по политической экономии назывался «Исследование хозяйственного быта России» и включал 35 работ специалистов. В рекомендациях выделяются труды В.И. Семевского (Крестьяне в царствование Императрицы Екатерины II, СПб, 1881, Крестьянский вопрос в России в ХУШ в. и в первой четверти XIX в, СПб., 1888), И.И. Иванюкова (Падение крепостного права в России, М, 1882), С.Ф. Фортунатова (Сельскохозяйственная статистика европейской России, М, 1893 и др.), И.И. Янжула (Фабричный быт рабочих Московской губ. М, 1884) и целый ряд сочинений, характеризующих два наиболее острых вопроса хозяйственного быта России - «земельного» и «рабочего». Содержание программ экономического образования предусматривает дальнейшее исследования [10].

Как видим, Н.И. Кареев уделял значительное внимание проблемам общего и профессионального образования. Труды учёного не утратили научной и практической значимости в современных условиях. Его роль в процессе развития экономической мысли России требует глубокого и всестороннего анализа. По мнению Н.И. Кареева, исключительно важно, чтобы личный интерес к тем или иным научным дисциплинам стал решающим фактором в деле выбора будущей специальности. Правильное решение данного вопроса самым положительным образом способствует успешному обучению в высшей школе, поддерживает стремление студенческой молодежи к самообразованию и научно-исследовательской деятельности, что в значительной степени обеспечивает решение задач подготовки квалифицированных профессиональных кадров, плодотворно решающих задачи социально-экономического развития России.

Список литературы:

1. Кареев Н.И. Выбор факультета и прохождение университетского курса / Н.И. Кареев. - СПб., 1897. - С. 107.

2. Лыскова И.Е. Научно-педагогические взгляды Николая Ивановича Кареева / И.Е. Лыскова. - Сыктывкар: КРАГСиУ, 2010. - 180 с.

3. Кареев Н.И. Основы русской социологии / Н.И. Кареев. - СПб. Изд. Ивана Лимбаха, 1996. - С. 78.

4. Милюков П. «Распространение университетского образования» в Англии, Америке и России // Русское богатство. - 1896. - № 3. - С. 79.

5. Shinagel, Michael. The Lowells of Boston and the Founding of University Extension at Harvard, p. 4 // DASH.harvard.edu (дата обращения: 23 мая 2014).

6. Кареев Н.И. Идеалы общего образования / Н.И. Кареев. - СПб., 1909. -С. 66.

7. Энциклопедическая программа для самообразования. Специальные программы по русской истории и политической экономии // Историческое обозрение. Сборник Исторического общества при Императорском Санкт-Петербургском университете, издаваемый под редакцией Н.И. Кареева. -СПб., 1895. - Т. 8, Отд. II. - С. 20-54.

8. Кареев Н.И. Прожитое и пережитое / Н.И. Кареев - Л., 1990. - С. 192.

9. Программы чтения для самообразования. - СПб., 1897. - С. 14-15; Кареев Н.И. Самообразование // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 28. - СПб., 1900. - С. 222.

10. Энциклопедическая программа для самообразования. Специальные программы по русской истории и политической экономии // Историческое обозрение. Сборник Исторического общества при Императорском Санкт-Петербургском университете, издаваемый под редакцией Н.И. Кареева. -СПб., 1895. - Т. 8, Отд. II. - С. 20-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.