Научная статья на тему 'К вопросу истории экономического образования в России конца XIX начала XX века'

К вопросу истории экономического образования в России конца XIX начала XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА UNIVERSITY EXTENSION / ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Н.И. КАРЕЕВА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ / SCIENTIFIC ACTIVITY OF N.I. KAREEV / DEVELOPMENT OF EDUCATION IN RUSSIA / UNIVERSITY EXTENSION / HISTORY OF ECONOMIC TEACHINGS / ECONOMIC EDUCATION AND SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыскова Ирина Ефимовна

В статье рассматриваются основные проблемы общего и профессионального образования в России в конце XIX начале XX века, предлагается общий анализ взглядов и деятельности известного русского учёного Н.И. Кареева по вопросам формирования системы экономического образования и самообразования, подчёркивается социальная и персональная ответственность за результаты образовательной деятельности молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE POINT OF HISTORY OF ECONOMIC EDUCATION IN RUSSIA AT THE END OF THE XIX-TH AND AT THE BEGINNING OF THE XX-TH CENTURIE

This article is devoted to the main problems of secondary and professional education in Russia at the end of the XIX-th and at the beginning of the XX-th centuries. It gives general description the role of famous Russian scientist N.I. Kareev in the process of formation the system of economic education and self-education. The major idea deals with the great importance of education and social and personal responsibility for results of students’ educational activities.

Текст научной работы на тему «К вопросу истории экономического образования в России конца XIX начала XX века»

К ВОПРОСУ ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА

Лыскова Ирина Ефимовна

канд. ист. наук, доцент кафедры менеджмента, Коми республиканская академия государственной службы и управления, РФ, г. Сыктывкар

E-mail: IrinaLyskova@mai. ru

TO THE POINT OF HISTORY OF ECONOMIC EDUCATION IN RUSSIA AT THE END OF THE XIX-TH AND AT THE BEGINNING OF THE XX-TH

CENTURIES

Lyskova Irina

candidate of historical sciences, associate professor of management department of the Komi republican academy of state service and administration, Russia, Syktyvkar

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные проблемы общего и профессионального образования в России в конце XIX — начале XX века, предлагается общий анализ взглядов и деятельности известного русского учёного Н.И. Кареева по вопросам формирования системы экономического образования и самообразования, подчёркивается социальная и персональная ответственность за результаты образовательной деятельности молодёжи.

ABSTRACT

This article is devoted to the main problems of secondary and professional education in Russia at the end of the XIX-th and at the beginning of the XX-th centuries. It gives general description the role of famous Russian scientist N.I. Kareev in the process of formation the system of economic education and self-education. The major idea deals with the great importance of education and social and personal responsibility for results of students' educational activities.

Ключевые слова: развитие образования в России; образовательная система University Extension; история экономических учений; научная деятельность Н.И. Кареева; экономическое образование и самообразование.

Keywords: development of education in Russia; University Extension; history of economic teachings; scientific activity of N.I. Kareev; economic education and self-education.

Современные тенденции развития российского общества и государства нередко требуют осмысления исторического опыта решения наиболее актуальных задач модернизации политической, экономической и социальной сферы. Определённый интерес в этом отношении представляет процессы развития системы российского образования конца XIX — начала XX века. В этот период особенно остро ощущалась необходимость совершенствования структуры и содержания профессионального образования. Однако противоречивость государственной политики в области образования всё серьёзнее давала о себе знать. С одной стороны осознавалась необходимость обеспечения конкурентоспособности России на международной арене посредством подготовки квалифицированных специалистов с учётом потребностей российской экономики и интересов общества, с другой, по-прежнему поддерживались тенденции, направленные на сохранение сословных ограничений и сдерживание широкого доступа к системе образования, а также на сохранение жёсткого контроля над содержанием образовательных программ и реализацией образовательного процесса.

Примером тому служит введение нового университетского Устава 23 августа (4 сентября) 1884 г., который действовал вплоть до февраля 1917 г. По этому Уставу была ликвидирована выборность всех административных должностей и профессоров университетов России. Существенно ограничивалась роль Советов высших учебных заведений в пользу Министерства народного просвещения. В ту пору Министерство народного просвещения возглавлялось графом И.Д. Деляновым, занимавшим пост министра с 1882 года. Именно под его началом был разработан упомянутый реакционный университетский Устав 1884 года, а также проводился ряд мероприятий, сыгравших самую негативную роль в области общего и

профессионального образования в России. По Циркуляру И.Д. Делянова был ограничен прием детей из «недостаточных классов» в средние учебные заведения, серьезно ограничивались возможности евреев получить среднее и высшее образование. В 1886 году были закрыты Высшие Женские курсы в Санкт-Петербурге. Сократился прием студентов в высшие учебные заведения [5, с. 58—107].

Тем не менее, даже самые реакционные меры государственных институтов не могли помешать распространению передовых взглядов представителей научной общественности, актуализирующей значимость образования в процессе решения задач социально-экономического развития российского общества. Николай Иванович Кареев (1850—1931) был самым непосредственным образом причастен к процессам развития общего и профессионального образования в России. Он получил широкое признание как историк, философ, социолог, талантливый педагог. Вместе с тем Н.И. Кареев является одним из наиболее известных представителей исторической школы, которого отличал глубокий и масштабный интерес к проблемам экономического развития стан Западной Европы и России. В своих исследованиях он уделял значительное внимание истории экономических учений и социально-экономических процессов в историческом контексте. Вместе с именем Н.И. Кареева, следует отметить таких представителей исторической школы как А.И. Чупров (1842—1908), М.И. Туган-Барановский (1865—1919), В.В. Святловский (1869—1927).

Долгое время Н.И. Кареев занимался преподавательской деятельностью. Особенно плодотворным было профессорство в Санкт-Петербургском и Варшавском университетах. Н.И. Кареев был известен как активный общественный, политический и государственный деятель, член конституционно-демократической партии России и I Государственной Думы, позже стал почётным членом Академии наук СССР.

Н.И. Кареев активно занимался исследованием проблем общего и профессионального образования российской молодежи. Его книга «Выбор

факультета и прохождение университетского курса» (СПб., 1897) стала первым опытом оказания педагогической и психологической поддержки молодёжи в решении вопросов, касающихся выбора профессионального учебного заведения, а также адаптации к процессу обучения в системе профессионального образования. Особое внимание Н.И. Кареев уделял и вопросам экономического образования.

Обращаясь к истории общего и профессионального образования в исследуемый период, важно подчеркнуть, что рождались альтернативные формы получения образования и самообразования молодёжи. Передовая научная общественность России дала высокую оценку международному общественному движению University Extension, которое предусматривало необходимость и возможность «распространения университетского образования» в самых широких кругах общества. Известный русский ученый, специалист в области истории народного образования П.Н. Милюков писал: «... Смысл этого движения заключается в демократизации высшей школы, в стремлении приблизить университет к народу и сделать образование ... достоянием всего народа и задачей целой жизни, ее необходимым составным элементом.» [7, с. 79]. Н.И. Кареев также высоко оценил образовательную систему University Extension и деятельность университетов ряда стран Западной Европы и Северной Америки, обеспечивающих широкие возможности для получения высшего профессионального образования [1, с. 66].

Система University Extension особенно широкое распространение получила в Англии, Северной Америке (Соединённых Штатах, Канаде), а также развивалась в ряде других стран Западной Европы (Бельгии, Австрии, Германии, Дании). Первоначально здесь проводились публичные лекции и курсы, которые постепенно сформировались в стройную систему профессионального образования. Прохождение образовательного курса по системе University Extension обеспечивало возможность поступить в университет на старшие курсы и закончить его раньше, чем предполагала стандартная программа высшего учебного заведения. По мнению известной

американской общественной деятельницы, Августы Чапин, в первой половине XIX века абсолютное большинство американского общества было лишено возможности удовлетворить потребность в образовании. Грандиозное по масштабам движение University Extension стало новой и совершенно уникальной формой удовлетворения стремления людей к образованию независимо от возраста и пола. Она подчёркивала, что «мысль о необходимости University Extension является настолько давней, как и сама идея о всеобщем праве человека на образование» (перевод И.Е. Лысковой) [10, p. 393].

На этот факт мы обратили внимание в связи с тем, что в конце XIX — начале XX века в системе российского образования не существовало широких возможностей для получения систематизированных знаний по экономике (политической экономии). Н.И. Кареев подчёркивал, что учащиеся средней школы лишены возможности изучать многие жизненно важные дисциплины, среди которых философия, психология, этика, социология, юриспруденция, политика, политическая экономия.

Удивительно, но Н.И. Кареев придавал исключительно важное значение самому широкому и всестороннему образованию молодёжи [6, с. 240—248]. Общеобразовательную подготовку в области политической экономии, также как и целого ряда других дисциплин, он считал крайне важной. Основной формой приобретения необходимых знаний Н.И. Кареев считал самообразование посредством самостоятельного чтения научной литературы, а также посредством посещения публичных лекций. Он уделял значительное внимание экономике как науке, подчёркивая, что экономика, наряду с такими категориями как миросозерцание, мораль, политическая организация и право составляют основы культуры общества [3, с. 78]. Этим определялась необходимость самообразовательного чтения по проблемам политической экономии.

История самообразования в России в конце XIX века непосредственным образом связана с образовательным движением University Extension. Первым опытом внедрения этой популярной системы в России было учреждение

своеобразных обществ для содействия самообразованию. Так, в 1893 году в Москве при Учебном отделе Общества распространения технических знаний начала работу Комиссия по организации домашнего чтения под руководством П.Н. Милюкова. В состав московской комиссии входили около 300 ученых. Для подготовки «Программ домашнего чтения» были приглашены видные специалисты университета. Отдел общественных наук, к которым была отнесена политическая экономия, возглавлял профессор А.И. Чупров.

В 1894 году в Санкт-Петербурге при Учебно-воспитательном Комитете Педагогического музея военно-учебных заведений открылся Отдел для содействия самообразованию. В его состав вошли видные ученые по различным научным дисциплинам. Одним из руководителей и активных деятелей названного Отдела был Н.И. Кареев.

Первые годы своего существования Отдел для содействия самообразованию всецело был поглощен подготовкой Общей энциклопедической программы, а также целого ряда Специальных программ по различным предметам научного знания. Первый вариант указанных программ появился в 1895 году [9, с. 20—54]. До 1911 года программы выдержали шесть изданий. Общий тираж их составил более 100 тысяч экземпляров. Работа над седьмым, уже готовым к печати, изданием прервалась в годы первой мировой войны. Текст программ для самообразования постоянно дополнялся. Это была очень тяжелая, кропотливая работа. Н.И. Кареев вспоминал: «... вопрос о внесении в каталог каждой книги тщательно обсуждался и вызывал настоящие прения.» [4, с. 192]. При составлении Энциклопедической программы петербургские ученые выбирали сочинения, которые были «наиболее удобны для первого ознакомления с научными предметами в объеме общих университетских курсов». По словам Н.И. Кареева, здесь указывались «важнейшие вопросы, знакомство с которыми необходимо для каждого образованного человека, желающего составить себе определенное миросозерцание» [8, с. 222].

Результатом работы, проведенной Отделом для содействия самообразованию, стали общая Энциклопедическая программа и 24 Специальных (углублённые по содержанию) программы чтения по отдельным наукам, в том числе и по политической экономии. По словам Н.И. Кареева, «главной задачей систематического общеобразовательного чтения должно быть усвоение современных научных данных и выводов для выработки теоретического и нравственно-общественного миросозерцания». К составлению общеобразовательной и специальной программы самообразовательного чтения по политической экономии Н.И. Кареев привлёк Н.А. Карышева и В.Г. Яроцкого, которые были призваны обеспечить высокую «степень знания и понимания» основных проблем политической экономии [2, с. 54].

При изучении социально-экономических процессов Н.И. Кареев уделял так называемой «исторической точке зрения и историческому методу» («великому принципу эволюции»). Он отмечал, как в своё время XVIII век был назван философским, так XIX век следует считать историческим. Он писал: «В наше столетие на почву исторического изучения были поставлены изучение языка, литературы, искусства, философии и религии ..., право и народное хозяйство, что выразилось даже в образовании особых исторических школ в юриспруденции и политической экономии». Актуализируя задачи комплексного, всестороннего изучения общественных процессов в историческом контексте, Н.И. Кареев подчёркивал, что «экономист, юрист, политик и т. п. должен быть до известной степени историком, а историк — экономистом, юристом, политиком и т. д. . одним словом, социология, политическая экономия, юриспруденция, политика, лишённые исторического элемента, не могут дать нам полного знания и понимания всего того, что составляет предмет их изучения» [2, с. 59].

Этот методологический подход обосновывал содержание общеобразовательной и специальной программ чтения по политической экономии, в которых значительное внимание уделено истории экономических учений.

Общеобразовательная и специальная программа по политической экономии, включала в себя перечень трудов известных специалистов в данной области, а также ряд методических рекомендаций, обеспечивающих наиболее плодотворное усвоение содержания курса, понимание основных проблем хозяйственной жизни России и зарубежных стран. Специальная образовательная программа чтения по политической экономии имела целью «дать читателям возможность, с одной стороны, изучить теорию науки, а с другой — проследить историческое развитие и современное положение главнейших основ хозяйственного быта народов» [9, с. 48]. Соответственно программа отличалась содержательностью и глубиной познания социально-экономических процессов. Она включала перечень трудов, обеспечивающих понимание теории политической экономии, отражала наиболее значимые вопросы истории экономических учений и хозяйственного быта, а также способствовала осознанию проблем социально-экономического развития России. Перечень рекомендуемых к прочтению трудов включал более 100 наименований. Среди рекомендуемых изданий — сочинения А.И. Чупрова, А. А. Исаева, И.И. Иванюкова, Н.И. Зибера, Д.С. Милля, В.И. Семевского, С.Ф. Фортунатова, И.И. Янжула, Н.И. Кареева и многих других известных специалистов. Безусловно, содержание программ экономического образования требует дальнейшего исследования.

Таким образом, в конце XIX — начале XX века российским обществом осознаётся необходимость экономического образования. Н.И. Кареев внёс значительный вклад в развитие экономической мысли России, актуализировал задачи экономического образования и самообразования российской молодёжи. Научное наследие Н.И. Кареева требует дальнейшего изучения и нового осмысления в аспекте современного научного знания.

Список литературы:

1. Кареев Н.И. Идеалы общего образования / Н.И. Кареев. СПб.: 1909.

2. Кареев Н.И. Об отношении истории к другим наукам с точки зрения интересов общего образования // Сборник для содействия самообразованию. СПб.: 1895.

3. Кареев Н.И. Основы русской социологии / Н.И. Кареев. СПб.: Изд. Ивана Лимбаха: 1996.

4. Кареев Н.И. Прожитое и пережитое. Л.: 1990.

5. Лыскова И.Е. Научно-педагогические взгляды Николая Ивановича Кареева / И.Е. Лыскова. Сыктывкар. КРАГСиУ. 2010.

6. Лыскова И.Е. Проблема качества образования в освещении Н.И. Кареева (1850—1931) // Сборник материалов XII Международной научно-практической конференции «Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития» / Под общ. Ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2013.

7. Милюков П. «Распространение университетского образования» в Англии, Америке и России // Русское богатство. 1896. № 3.

8. Программы чтения для самообразования. СПб.: 1897. — С. 14—15; Кареев Н.И. Самообразование// Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т. 28. СПб.: 1900.

9. Энциклопедическая программа для самообразования. Специальные программы по русской истории и политической экономии// Историческое обозрение. Сборник Исторического общества при Императорском Санкт-Петербургском университете, издаваемый под редакцией Н.И. Кареева. СПб.: 1895. Т. 8. Отд. II.

10. Chapin D.D., Rev. Augusta J. University Extention / The Congress of Women's Building, World's Columbian Expossition, Chicago, USA, 1893 // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: digital.library.uppenn/edu

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.