Научная статья на тему 'Роль обществ для содействия самообразованию в становлении системы персонального менеджмента в России'

Роль обществ для содействия самообразованию в становлении системы персонального менеджмента в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
71
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА UNIVERSITY EXTENSION / ОБЩЕСТВА ДЛЯ СОДЕЙСТВИЯ САМООБРАЗОВАНИЮ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лыскова И.Е.

В статье рассматриваются проблемы истории персонального менеджмента в аспекте развития системы общего и профессионального образования в России в конце XIX начале XX века. Актуализируется зарубежный и отечественный опыт внедрения инноваций в сфере образования в историческом контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль обществ для содействия самообразованию в становлении системы персонального менеджмента в России»

Теория и практика управления инновациями

47

то даже занимать лидирующие места. Поэтому следя за достижениями своих непосредственных соперников - КНДР и КНР и активно исследуя опыт США в области инновационного развития, Япония старается восстановить своё положение и добиться высоких показателей в научной деятельности. Конечной целью видится формирование совершенной модели инновационного развития, которая бы могла позволить стране «закрепиться» среди мировых лидеров в области инноваций. На данном этапе осуществляется множество перспективных направлений, в том числе разработаны теории социальных сетей и методы построения системы, которые бы позволили компаниям управлять совокупными рисками.

Республике Беларусь необходимо сделать акцент на стимулировании создания филиалов транснациональных корпораций в форме новых предприятий на основе конкуренции, которые бы активно привлекали иностранные инвестиции. Это позволит интегрировать экономику в международные производственные и распределительные цепи, а также обеспечить приток новых технологий и постоянную своевременную их модернизацию. Кроме того, приход ТНК в каждую отрасль на конкурентной основе поможет избежать злоупотреблений монопольным положением.

Список литературы:

1. Наука и инновации в Республике Беларусь за 2012 год: Белорусский статистический ежегодник. - 2013. - С. 65.

2. Инновации в мире: интересные события в науке и технологиях [Электронный ресурс] // Российский журнал «Наука и инновации». - 2013. - Режим доступа: http://www.nif.kz/pdf/Daidjest/Daidjest17.pdf, свободный.

3. Хосака Н. Финансирование науки - это тоже наука / Н. Хосака // Япония сегодня. - 2013. - № 3. - С. 15-17.

РОЛЬ ОБЩЕСТВ ДЛЯ СОДЕЙСТВИЯ САМООБРАЗОВАНИЮ В СТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ

© Лыскова И.Е.*

Коми республиканская академия государственной службы и управления,

г. Сыктывкар

В статье рассматриваются проблемы истории персонального менеджмента в аспекте развития системы общего и профессионального образования в России в конце XIX - начале XX века. Актуализируется

Доцент кафедры Менеджмента, кандидат исторических наук.

48 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

зарубежный и отечественный опыт внедрения инноваций в сфере образования в историческом контексте.

Ключевые слова персональный менеджмент, развитие образования в России, образовательная система University Extension, общества для содействия самообразованию.

История персонального менеджмента в России, в частности такого значимого направления персонального развития как самообразование, в конце XIX - начале ХХ века непосредственным образом связана с международным образовательным движением University Extension, получившем широкое распространение в странах Западной Европы и Северной Америки [11, р. 40-46]. Американская общественная деятельница Августа Чапин отмечала, что это движение стало уникальной формой удовлетворения стремления людей к образованию независимо от возраста и пола. Она подчёркивала, что «мысль о необходимости University Extension является настолько давней, как сама идея о всеобщем праве человека на образование» (перевод И.Е. Лыс-ковой) [10, p. 393].

Известный русский ученый и политический деятель П.Н. Милюков писал: «... Смысл этого движения заключается в демократизации высшей школы, в стремлении приблизить университет к народу и сделать образование ... достоянием всего народа и задачей целой жизни» [7, с. 79].

Первым опытом внедрения этой популярной системы в России было учреждение своеобразных обществ для содействия самообразованию. Так, в 1893 году в Москве при Учебном отделе Общества распространения технических знаний начала работу Комиссия по организации домашнего чтения под руководством П.Н. Милюкова. В 1894 году в Санкт-Петербурге при Учебно-воспитательном Комитете Педагогического музея военно-учебных заведений открылся Отдел для содействия самообразованию. Руководителем этого Отдела был известный российский историк, философ, социолог, а также активный общественный деятель Н.И. Кареев.

Следует отметить, что впервые термин «University Extension» был введен в обращение английским профессором астрономии Стюартом в 1871 году [8, c. 803]. Он стал автором системы University Extension. Первоначально одной из форм работы была организация систематических лекций, сопровождавшихся методическим обеспечением, позже они были дополнены семинарскими занятиями, специальными формами контроля знаний, в частности самостоятельными письменными работами студентов и экзаменами. Обучение по таким программам предоставляло право поступить на старшие курсы университета и держать экзамен на степень бакалавра.

Масштабы нового образовательного движения были впечатляющими. Количество слушателей исчислялось тысячами. В конце XIX века значительная часть населения Англии, заинтересованная в совершенствовании своего образования, была охвачена занятиями по типу University Extension. Посте-

Теория и практика управления инновациями

49

пенно деятельность организаций по распространению университетского образования получила такой размах, что возник вопрос о включении новой образовательной системы в систему общего народного образования. Но решить этот вопрос не удалось. University Extension продолжало развиваться за счет благотворительности состоятельных членов английского общества.

Вскоре о University Extension стало известно в Северной Америке. Первоначально здесь нашли широкое применение публичные лекции и курсы. Они организовывались специальными обществами самообразования - «лицеями». Если в Англии впервые была осуществлена практика провинциальных лекций университетского типа, то в Северной Америке нашли применение наряду с лекциями и другие формы работы. Огромное значение в практике американской модели University Extension получили летние съезды учащихся и руководство домашним чтением в целях самообразования по переписке. Последнее стало прототипом заочной формы обучения. В начале XX столетия такими «заочными курсами» было охвачено полтора миллиона учеников. Обучение на этих курсах было доступно для всех работающих.

Родиной этих нововведений в систему образования Северной Америки стал провинциальный городок Шотоква, расположенный между Нью-Йорком и Чикаго. Английская система University Extension получила развитие в Америке в конце 80-х годов XIX века. Инициатором ее введения стал профессор Адамс из университета Джона Гоплинса в Балтиморе. В 1890 году под началом профессора Адамса было создано Общество распространения университетского образования в Филадельфии. В его функции входила организация публичных лекций в Бостоне, Нью-Йорке, Балтиморе, Вашингтоне и Филадельфии.

Главной отличительной чертой американской модели University Extension, в сравнении с английской, стала возможность осуществления массового самообразовательного движения совместно с государственными организациями: университетами, библиотеками, музеями, другими учреждениями культуры и образования. Это обеспечивало стабильную финансовую поддержку государства. Движение University Extension стало рассматриваться как составная и законная часть общей системы народного образования Соединенных Штатов.

В конце XIX века идеи University Extension получили особую известность и в России. Как отмечал П.Н. Милюков, в конце XIX столетия вопросы самообразования стали «серьезно интересовать значительную часть русского общества» [7, с. 80]. В 1895 году российский публицист Б.Б. Глинский также указывал на то, что вопрос о «самообразовании» уже не первый десяток лет волновал русское общество и молодежь» [2, с. 943]. О том же свидетельствовал известный историк А.А. Кизеветтер. «Самообразование - это слово стало вдруг чрезвычайно популярным», - писал он, вспоминая 90-е годы XIX века [5, с. 203].

50 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

По мнению Н.И. Кареева University Extension стала новой формой демократизации и систематизации научного знания в сфере общего и профессионального образования. Учреждение московской Комиссии по организации домашнего чтения и петербургского Отдела для содействия самообразованию являло собой новую форму сотрудничества в данном направлении. Главной целью этих организаций было «распространение научного знания в самых широких кругах, где только в нем чувствовалась потребность» [3, с. 65].

Примером для московской Комиссии по организации домашнего чтения стала деятельность американского общества University Extension г. Шоток-вы и английского национального Союза домашнего чтения (National home reading union). Подобно зарубежным коллегам русские ученые взяли на себя руководство домашним чтением по переписке с теми, кто был заинтересован в углублении и совершенствовании своих знаний в области науки. Вместе с тем существенное значение имела организация публичных лекций, особенно в провинции. Серьезную постановку дела получила подготовка особых программ самообразовательного чтения. Эти три направления стали основными в деятельности новой общественной организации.

Стремлением сделать высшее образование более доступным для русского общества определялась вся работа московской организации University Extension. Практически с момента своего возникновения она занималась устройством публичных провинциальных лекций. Почин этому мероприятию положили прошедшие с большим успехом в Нижнем Новгороде курсы публичных лекций профессора П.Н. Милюкова по общественному движению в России и известного литературного критика, приват-доцента И.И. Иванова по истории политических идей. Публичные лекции проводились, главным образом, в городах, расположенных недалеко от Москвы: Рязани, Твери, Смоленске, Туле, Нижнем Новгороде и других. В университетских центрах, среди которых - Петербург, Юрьев, Харьков, Одесса, - были созданы представительства московского лекционного бюро, которое возглавлял А.А. Кизеветтер. Но на практике они себя практически не оправдывали.

Организация и проведение публичных лекций в условиях России оказалось делом очень трудным. На то было несколько причин. Во-первых, это различные формальности, связанные с получением разрешения на проведение каких-либо лекций. Нередко, по политическим мотивам, переговоры московского бюро по устройству публичных лекций оставались безрезультатными. Во-вторых, проблемы, определявшиеся сложностью внутриполитической обстановки в России на рубеже веков дополнялись малочисленностью лекторского состава, обслуживающего провинцию. В-третьих, среди причин, осложняющих деятельность лекционного бюро Москвы, указывалась «инертность провинции», то есть отсутствие широкого спроса на лекции со стороны провинциальных организаций. Очень часто камнем преткновения являлся материальный вопрос.

Теория и практика управления инновациями

51

Организацией публичных лекций в провинции не ограничивалась деятельностью Комиссии по организации домашнего чтения. Наиболее успешной была работа по подготовке рекомендательных «Программ домашнего чтения» [8, с. 807], предназначенных для аудитории, стремящейся к самообразованию. Московские программы выходили в период с 1894 по 1914 годы. По своему содержанию они соответствовали курсу высшей школы и были рассчитаны для лиц, имевших среднее образование или тех, кто имел навыки роботы с научно-популярной литературой.

По мнению Б.Б. Глинского, работа московских ученых над составлением программ самообразования стала «первым, чрезвычайно удачным, шагом в направлении внедрения системы University Extension в России» [1, с. 479]. Эти «Программы» включали в себя подробный план и рекомендации для самостоятельных занятий в объеме университетского курса по всем отраслям науки, за исключением медицины.

В состав московской комиссии входили около 300 ученых, среди которых были А.И. Чупров, Д.Н. Анучин, В.И. Вернадский, А.Н. Веселовский, Д.Д. Карпинский, А.А. Кизеветтер, И.Х. Озеров, Д.М. Петрушевский, М.Н. Покровский, С.Ф. Фортунатов, Ф.Ф. Эрисман и другие.

Московские программы домашнего чтения выдержали несколько изданий. За первые десять лет вышло в свет 95 тысяч экземпляров программ. Главным образом ими пользовались педагоги начальных городских и сельских школ, рабочие, крестьяне, служащие, военные и учащиеся. Кареев Н.И. давал высокую оценку деятельности Комиссии по организации домашнего чтения. Опыт новой общественной организации оказался более чем поучительным. Занятия по данным программам представляли собой своеобразную форму заочного обучения. Особенно остро ощущалась потребность молодежи в программах общеобразовательного содержания.

Разработкой общеобразовательной программы чтения специально для учащейся молодежи занялся петербургский Отдел для содействия самообразованию под руководством Н.И. Кареева [4, с. 18-20]. Результатом работы, проведенной Отделом для содействия самообразованию, стали общая Энциклопедическая программа и 24 Специальных программы чтения по отдельным наукам [8; 6, с. 16-24]. Первая была рассчитана на довольно большую аудиторию: учащихся старших классов и студентов высших учебных заведений, а также всех желающих заниматься расширением и совершенствованием личного образования.

В составлении программ чтения принимали участие следующие специалисты по различным областям научного знания П.Ф. Каптерев, Н.А. Меншут-кин, М.А. Антонович, И.В. Мушкетов, Н.А. Рубакин, И.П. Бородин; М.А. Антонович, И.П. Павлов, Н.А. Карышев, В.Г. Яроцкий, В.А. Мякотин, В.И. Се-мевский. Как видим, Н.И. Кареев к работе по составлению программ самообразовательного чтения для учащейся молодежи привлек крупнейших русских специалистов, поистине являющихся гордостью отечественной науки.

52 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА

Вместе с тем Отдел для содействия самообразованию осуществлял широкую издательскую деятельность, занимался устройством общедоступных публичных собраний и лекций.

Таким образом, в конце XIX - начале XX века под влиянием международного образовательного движения University Extension началось активное формирование теории и практики самообразования в России как нового социального явления. Были заложены основы отечественной системы персонального менеджмента. Наиболее приемлемыми формами University Extension в России стала деятельность обществ для содействия самообразованию посредством публичных лекций и руководства самообразовательным чтением с целью общего образования и всестороннего развития личности, а также совершенствования в профессиональной сфере.

Список литературы:

1. Глинский Б.Б. Историческое обозрение. Сборник исторического общества при Санкт-Петербургском университете, издаваемый под редакцией Н.И. Кареева. СПб., 1895. Т. 8 // Исторический вестник. -СПб., 1895. - Т. 61.

2. Глинский Б.Б. Руководители молодежи // Исторический вестник. -СПб., 1895. - Т. 62.

3. Кареев Н.И. Идеалы общего образования. - СПб., 1909.

4. Кареев Н.И. Отдел для содействия самообразованию в Комитете Педагогического музея военно-учебных заведений // Историческое обозрение. -СПб., 1895. - Т. 8.

5. Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий. Воспоминания. 1881-1914. -М., 1997.

6. Лыскова И.Е. Кареев Н.И. о проблемах экономического образования в России конца XIX - начала XX века // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2014. - № 26.

7. Милюков П. Распространение университетского образования в Англии, Америке и России // Русское богатство. - 1896. - № 3.

8. Милюков П. University Extension // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - СПб., 1902. - Т. 34.

9. Программы чтения для самообразования. - СПб., 1897.

10. Chapin D.D. Rev. Augusta J. University Extension [Электронный ресурс] / The Congress of Women’s, Building, World’s Columbian Expossition. -Chicago, USA, 1893. - Режим доступа. - URL; digital.library.uppenn/edu.

11. Lyskova I.E. The Sources of Self-Management in Russia // The Second International Conference on Economic Sciences / Proceedings of the Conference (June 16, 2014). «EastWest» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. - Vienna. 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.