Научная статья на тему 'Карачаево-черкесский ассоциированный научный центр Южного отделения Государственной академии наук «Российская академия образования»'

Карачаево-черкесский ассоциированный научный центр Южного отделения Государственной академии наук «Российская академия образования» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Карачаево-черкесский ассоциированный научный центр Южного отделения Государственной академии наук «Российская академия образования»»

ISNN 1029-3388

Литература

1. Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. М., 2008.

2. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1986. 234 с.

3. Брушлинский А.В. Психология субъекта: индивида и группы // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 1. С. 71 - 80.

4. Бутенко А. П., Колесниченко Ю. В. Менталитет россиян и евразийство // СОЦИС. 1996. № 5. С. 92-100.

5. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.

6. Гордеев Р.В. Кросскультурные проблемы международного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 1. С. 6-10.

7. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М., 2000.

8. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей. Человек в истории. М., 1982.

9. Леви Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

10. МакГрегор Дуглас. Теория «Х» / Под ред. Спивака В.А. Пер. с англ. СПб, 2001.

11. Российская ментальность // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 25-30.

12. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов. М.: Аспект- Пресс, 2008.

13. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. 448 с.

14. Шпет Г.Г. Психология социального быта. М.: Воронеж, 1996.

15. Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997.

16. Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 1996.

17. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

18. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.

Научные центры Южного отделения Государственной академии наук «Российская академия образования»

Абрекова Л.О.

Карачаево-Черкесский ассоциированный научный центр Южного отделения Государственной академии наук «Российская академия образования»

Постановлением общего собрания Южного отделения Российской академии образования от 15 мая 2008 года в Карачаево-Черкесии открыт Карачаево-Черкесский научный центр Южного отделения Государственной академии наук «Российская академия образования», директором которого назначена доктор психологических наук, профессор Абрекова Любовь Османовна.

Научно-практический журнал "Гуманизация образования" № 2/2009

Членами Карачаево-Черкесского научного центра ЮО РАО являются ученые, занимающиеся научными исследованиями по важнейшим проблемам образования, педагогики, психологии и смежных с ними наук, руководители высших учебных заведений республики, президент Научного общества КЧР, представители Правительства Карачаево-Черкесской Республики.

Основным направлением исследования центра является тема «Памятники истории и культуры как объекты культурного наследия народов Северного Кавказа. Участие государства и гражданского общества в их сохранении, использовании, популяризации». Актуальность данного направления детерминирована тем, что объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа России и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, в связи с чем необходим поиск таких решений, которые позволили бы, с одной стороны, обеспечить сохранность культурных ценностей, а с другой - создать механизмы, позволяющие культуре эффективно развиваться в новых социально-экономических условиях. Для этого необходимо провести фундаментальные и прикладные исследования, нацеленные на выявление новых направлений деятельности по сохранению, использованию и популяризации культурного наследия. Именно такую цель и ставит перед собой Карачаево-Черкесский научный центр Южного отделения Государственной академии наук «Российская академия образования».

В рамках данного направления учеными КЧНЦ ЮО РАО проводятся исследования по актуальным фундаментальным и прикладным проблемам:

- изучение этнопедагогической культуры народов Северного Кавказа;

- правовые и социально-психологические аспекты сохранения исторического и культурного наследия региона, социальные механизмы приобщения студенческой молодежи к изучению и сохранению культурного наследия;

- изучение актуальных аспектов гуманизации процесса профессиональной подготовки молодежи, условий реализации конституционных прав на доступ к культурным и историческим ценностям в Карачаево-Черкесской Республике и т.д.

Внимание учёных также акцентировано на проблемах развития культурного наследия именно народов Карачаево-Черкесской Республики: исследовании влияния изменений в сфере межкультурных коммуникаций на развитие культуры карачаевцев, выявлении новых подходов сохранения самобытной национальной культуры черкесов на исторической родине и за рубежом, изучении духовного наследия ногайской культуры и т. д.

С целью проведения совместных исследований Карачаево-Черкесским центром ЮО РАО приглашены к сотрудничеству ученые ряда других научных центров Южного отделения: Пятигорского регионального научного центра «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру», Северо-Осетинского республиканского центра этнопсихологии, Северо-Кавказского научного центра, Ставропольского научного центра, регионального научного центра «Личностный подход в воспитании гражданина, человека культуры и нравственности» и др.

Результаты научной работы членов КЧНЦ ЮО РАО отражены в научных публикациях и статьях в средствах массовой информации, готовится к изданию ряд учебных пособий и монографий. Членом КЧНЦ ЮО РАО, к.ф.н., доцентом Абдоковой М.Б. по результатам научных исследований подготовлена и выпущена монография «Этноментальные основы литературы черкесского зарубежья» (2009 г.).

Кт 1029-3388

Одним из направлений исследования центра является изучение проблем воспитания культуры межнационального общения и толерантного поведения в высшей школе. Данная проблема является сложной, многогранной и очень актуальной особенно в условиях полиэтнического региона, каким является Северный Кавказ. В данном регионе проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов последних десятилетий. Сегодня Кавказ - это сложная система множества самобытных национальных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей, сложной знаково-символической когнитивно-культурной системой. Всё это повышает ответственность системы образования за воспитание в подрастающем поколении культуры межнационального общения, формирование этнического самосознания с позитивной формой его выражения, межэтническую и межконфессиональную толерантности.

Обобщающим результатом многочисленных исследований ученых по данному направлению является проведение научного симпозиума «Коммуникативная культура и формирование толерантности в полиэтнической образовательной среде» 22 мая 2009 года под руководством Южного отделения Государственной академии наук «Российская академия образования» на базе Карачаево-Черкесского ассоциированного научного центра ЮО РАО.

К участию в симпозиуме приглашены руководители Российской академии образования, учёные всех научных центров Южного отделения РАО, высших учебных заведений Карачаево-Черкесской Республики, Ставропольского и Краснодарского краев, Республик Адыгея, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Дагестан, других регионов многонациональной России. На сегодняшний момент получено в адрес оргкомитета симпозиума более 50 тезисов и докладов.

На симпозиуме будут рассмотрены такие вопросы, как:

- формирование толерантности в полиэтнической среде;

- роль образования в межэтнической интеграции народов Северного Кавказа;

- психолого-педагогические условия формирования культуры межнационального общения в вузе;

- роль коммуникативной культуры в поликультурном образовательном пространстве;

- методические аспекты формирования национального самосознания и толерантности студентов в воспитательном процессе;

- влияние культурного наследия народов Северного Кавказа на развитие межнациональных отношений студенческой молодежи и т.д.

В дальнейших планах Карачаево-Черкесского научного центра ЮО РАО -продолжение научной работы по выбранному направлению, проведение фундаментальных исследований и поиск инновационных научно-методических разработок, обеспечивающих оптимальное функционирование системы образования в условиях полиэтнической образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.