Научная статья на тему 'Влияние российской ментальности на психологию современных менеджеров'

Влияние российской ментальности на психологию современных менеджеров Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
469
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / PSYCHOLOGY / КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT CULTURE / МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / МЕНТАЛИТЕТ / MENTALITY / РОССИЙСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / RUSSIAN MENTALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Раганян С. А.

В этой статье рассматривается вопрос необходимости психологического осмысления культуры управления или культуры менеджмента в нашей стране, проблема важности влияния ментальности на психологию менеджмента, а также проведён анализ причин возникновения и развития российской ментальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of Russian mentality on modern managerspsychology

The author examines the necessity of the research of the management culture in Russia from psychological point of view and the importance and relevance of the influence of the mentality on the management psychology. Along with it an analysis of the reasons for the appearance and development of the Russian mentality has been made.

Текст научной работы на тему «Влияние российской ментальности на психологию современных менеджеров»

Новые исследования молодых ученых Раганян С.А.

Влияние российской ментальности на психологию современных менеджеров

Наряду с историческими переменами во всех сферах социальной жизни страны на рубеже 80-90-х гг. ХХ века, в России начался бум интереса к комплексному осмыслению культуры управления, или культуры менеджмента, осмыслению её с разных сторон, в том числе и с точки зрения психологии. Рассмотрение этой проблемы приобретает особую актуальность вследствие недостатка отечественного опыта работы в данной области. Изучением этой проблемы в России стали заниматься сравнительно недавно, одними из первых в нашей стране этой темы в психологии стали касаться Н. А. Бердяев, Л .С. Выготский, А.Р. Лурия. В своих работах эти авторы отводили основную роль формированию социальной культуры нации, ее ментальности.

Ментальность является самым важным и, более того, фундаментальным понятием в психологии российского менеджмента.

Это абстрактное и сложное психологическое понятие пришло на помощь людям в изучении психологии менеджмента, а также в поиске необходимой модели развития управленческой системы в России.

В психологии существует ряд определений ментальности, но наиболее чёткое и достаточно простое предложил Ж. Дюби. Согласно Ж. Дюби, ментальность - это «система образов, которые лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире и, следовательно, определяют поступки и поведение людей». При таком понимании ментальности трудно переводимое на иностранные языки французское слово mentalite ближе всего оказывается к русскому слову «миропонимание», характеризующее в данном контексте общественные формации, эпохи или этнические общности. Следует, кроме того, отметить, что ментальность тесно связана с областью коллективного бессознательного и находится, по словам историка У. Раульфа, глубже разных форм человеческого сознания и поведения, но материализуется в мышлении, чувствах и действиях (1996). За все время изучения психологии менеджмента многие учёные обращались именно к понятию «ментальность», хотя иногда используя и другие её названия. Так, В. Вундт рассматривал общие представления этого понятия в качестве души народов, Ф. Хсю подчёркивал, что психологическая наука исследует социальные представления, которые совпадают у членов той или иной культуры, Г.Г. Шпет ввел понятие «типические коллективные переживания», а в концепции Л. Леви-Брюэля понятие mentalite использовалось как ключевое. Все это говорит о некоторой недоформализованности термина «ментальность». Некоторые современные исследователи рассматривают это как достоинство, позволяющее использовать данное понятие в широком диапазоне и соединять психологический анализ и гуманитарные рассуждения о человеке.

В современном психологическом знании понятие ментальности приобрело расширительный смысл и употребляется не только для обозначения тех или иных культурных стереотипов, типичных для больших социальных групп или характеристики

духовной настроенности всего общества, но и для толкования образа мыслей, верований, «навыков духа» небольшой группы людей. В своих работах Л.С. Выготский и А.Р. Лурия склонны употреблять дефиниции «ментальности» и «менталитета» как синонимичные, хотя в целом их синонимичное или раздельное использование не устоялось.

Социолингвисты представляют эти два термина как несовпадающие. С их точки зрения, понятие «ментальность» должно пониматься как «базовая характеристика системы психологической репрезентации опыта в сознании людей исторически определенной лингвокультурной общности, фиксирующая функционально-динамические аспекты этого опыта», тогда как более употребительное слово «менталитет» обозначает содержательные его стороны. Некоторые ученые, не склонные ставить знак равенства между понятиями «ментальность» и «менталитет», считают, что последний термин имеет более общее, в известном смысле, общечеловеческое значение (менталитет средневековья), а «ментальность» соотносима с понятиями «мышление» или «чувство» (например, французская или русская ментальность, ментальность дворянина, ментальность личности и т.д.) (Л.Н. Пушкарев, 2008). Наконец, еще одна точка зрения сводится к рассмотрению разных ментальностей (религиозной, этической и т.д.) как частей менталитета (М.М. Громыко, 2000).

З. Фрейд, К. Юнг, занимаясь изучением проблемы ментальности, выделили понятие «ментальность» как производное от термина менталитет. Ментальность как коллективно-личностное образование представляет собой устойчивые духовные ценности, глубинные аксиологические установки, навыки, автоматизмы, латентные привычки, долговременные стереотипы, рассматриваемые в определенных пространственно-временных границах, являющиеся основой поведения, образа жизни и осознанного восприятия тех или иных явлений действительности. Это особая «психологическая оснастка» (М. Блок), «архаические остатки» (З. Фрейд) или «архетипы» (К. Юнг), «... присутствие которых не объясняется собственной жизнью индивида, а следует из первобытных врожденных и унаследованных источников человеческого разума». В отличие от З. Фрейда, К.Юнг полагает, что не только субъективное, вытесненное за «порог сознания», но, прежде всего, коллективное и безличное психическое содержание включается в область бессознательного. «Коллективное бессознательное как наследие предков ... является не индивидуальным, а общим для всех людей и представляет собой истинную основу индивидуальной психики». В основе коллективного бессознательного лежат устойчивые образы, названные К.Юнгом архетипами. В своей сущности ментальность как раз и представляет собой исторически переработанные архетипические представления, через призму которых происходит восприятие основных аспектов реальности: пространства, времени, искусства, политики, экономики, культуры, цивилизации, религии. Рассмотрение ментальных особенностей сознания той или иной социальной группы позволяет проникнуть в «скрытый» слой общественного сознания, более объективно и глубоко передающий и воспроизводящий умонастроения эпохи, вскрыть глубоко укоренившийся и скрытый за идеологией срез реальности - образов и представлений.

Бутенко А.П., Колесниченко Ю. В. и другие учёные, основываясь на исследованиях Л. С. Выготского, изучали генетические, исторические, природно-климатические источники этого явления. Авторы сходятся во мнениях, что менталитет - это подсознательная социально-психологическая программа действий и поведения

отдельных людей и нации в целом. Работа этой программы сказывается на психологии и методах, выбираемых менеджерами в управлении персоналом во всём мире (1996).

Анализируя формы и методы управления во всём мире, сложно не заметить немецкую пунктуальность, английский консерватизм или российскую полярность и противоречивость, чередование полной пассивности и бурной эмоциональной разрядки.

Если человек привык к групповой жизни, то специфической основой, формирующей систему управления, является опора на коллектив, коллективный контроль и принятие решений, что характерно для азиатской психологии менеджмента. Если в обществе установилась система ценностей, основанная на индивидуализме, обостренном чувстве собственного достоинства и т.д., то специфической основой конструкции, вросшей в систему управления, является опора на индивидуальные качества, использование индивидуальных форм контроля, что является отличительной чертой европейской психологии.

В нашей стране образовалась специфическая психологическая среда для формирования менеджмента. Огромное влияние на её развитие оказала полярность и противоречивость российской ментальности. По мнению Э. Эриксона, причиной подобного феномена был ритм крестьянской жизни в холодном климате - смена относительной бездеятельности и пассивности в долгие зимние месяцы и «периодическое освобождение ... после весенней оттепели», а географическое положение России, которая всегда находилась между Европой и Азией, позволяло населению страны постоянно впитывать в себя эту геополитическую реальность и невольно, в силу своей полярности, образовывать «синтезированную» культуру» (1996). Схожие черты - черты «культурного эпилептоида», который долго задерживает эмоциональные реакции, а затем сокрушительно и бурно взрывается, были выявлены К.Касьяновой у русских в 70-е годы ХХ века. Автору с помощью междисциплинарных интерпретаций удалось «нащупать» эти особенности, присущие русскому человеку (1994). Юревич отмечает, что в последние годы учёные всё чаще обнаруживают в основе российской ментальности невротический конфликт, обладающий всеми основными свойствами массового невроза (2001), а вытеснение невротизма выявляют в атостереотипах русских, которые свой народ ставят выше других по фактору «моральной оценки» и ниже по таким факторам, как «уверенность в себе» и «эмоциональная стабильность» ( 2002 ).

Так, Н.А. Бердяев наблюдал историческую причину «полярности» русского народа в силу того, что «в основу формации русской души» легли два противоположных начала: природная, языческая дионисническая стихия и аскетически-монашеское православие, а также сложность русской исторической судьбы, столкновение и противоборство в ней восточного и западного элемента психологии» (1990).

Из азиатской культуры Россия впитала форму группового психологического мышления - группизм, а от европейцев - индивидуализм с присущим ему мировоззрением. Группизм и индивидуализм - два фундаментальных качества, составляющие основу русского менталитета. Группизм и индивидуализм входят в противоречие между собой в силу полярности их основ. Соответственно, система управления в России отражает противоречивость и полярность как качества, являющиеся специфической основой нашего общества, и менеджеру, желающему добиться определённого результата, приходится для принятия и реализации управленческих решений использовать жесткий контроль и вводить чёткий график работы, возможно, специальные методы стимулирования для трансформации бесполезных качеств работника в полезные.

Соотношение группизма и индивидуализма в ходе исторического развития общества не было постоянным, ведь история развития государства вносила коррективы в динамику развития российского менталитета.

Например, в дореволюционные времена общинные традиции были определяющими, затем в ходе столыпинских реформ произошел скачок в развитии индивидуализма. После революции 1917 г. тенденция развития коллективизма вновь стала определяющей в динамике ментальности. В таких условиях человек, воспитанный на мировоззрении «индивидуализма», мог паразитировать за счет коллектива, искать нетяжелую, но хорошо оплачиваемую работу, хитрить, изворачиваться, что было хорошо известно в советское время, но борьба с этим оказалась безуспешной. Ментальность нельзя искоренить, ее можно лишь использовать в интересах личности, коллектива и общества. Наоборот, люди, пропитанные духом коллективизма, верой в светлые идеалы, работали ради общества, ради коллектива. В итоге после смены государственного строя они оказывались жертвой развивающегося «индивидуализма», их менталитет трансформировался. Человек, понявший бесполезность своих усилий, начинал лениться, превращался в «винтик». Подобная психология сформировалась в 60-е годы и нашла отражение в теории «Х» Дугласа МакГрегора. Она оказалась особенно актуальной для нашей страны, где объектом управления стал работник безынициативный. Инициатива стала наказуема, а ее «виновники» наталкивались на недоброжелательное к себе отношение, которое вызывалось самим фактом проявления несанкционированной свыше самостоятельности. Таким образом, и индивидуализм, и коллективизм приходили в противоречие с традициями командной экономики.

В настоящее время дуализм русского менталитета, его противоречивость перешли на качественно иной уровень. Наблюдается новая волна роста индивидуализма, с одной стороны, и стирания общинных традиций с другой. Однако дуализм был и остается главной чертой отечественной ментальности. Это и дает возможность определить его место по отношению к европейскому и азиатскому менталитету. Если считать европейский индивидуализм и основанный на нем менеджмент одной крайней точкой, а азиатский, базирующийся на психологии группизма, другой, то Россия с её двойственностью должна занимать промежуточное между этими двумя точками положение. Причем надо учитывать, что в настоящее время русский менталитет выступает как динамичный, имеющий тенденцию к индивидуализации, пробивающий себе дорогу в условиях формирующегося рынка.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что фундаментальные особенности русской ментальности, как дуализм и противоречивость, связанные с географическим положением страны и ходом исторического развития России, оказывают огромное влияние на психологию российского менеджмента. Немецкий философ В. Шубарт, противопоставляя русскую ментальность западной, отмечал: «Русской душе чужда серединность. У русского нет амортизирующей средней части, соединяющего звена между двумя крайностями. В русском человеке контрасты - один к другому впритык, и их жестокое трение растирает душу до ран. Тут грубость рядом с нежностью сердца, жестокость рядом с сентиментальностью, чувственность рядом с аскезой, греховность рядом со святостью» (1997). И все это может причудливо сочетаться в одном коллективе в самых различных соотношениях.

Поэтому особенность русского менеджмента видится Бутенко А. П. и Колесниченко Ю. В. в его жёсткости и медленной приспособляемости, при этом основной тенденцией становления которого является постепенное и неуклонное движение к индивидуализму в сторону европейской ментальности.

Литература

1. Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. М., 2008.

2. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: Наука, 1986. 234 с.

3. Брушлинский А.В. Психология субъекта: индивида и группы // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 1. С. 71 - 80.

4. Бутенко А. П., Колесниченко Ю. В. Менталитет россиян и евразийство // СОЦИС. 1996. № 5. С. 92-100.

5. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.

6. Гордеев Р. В. Кросскультурные проблемы международного менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 1. С. 6-10.

7. Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М., 2000.

8. Дюби Ж. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей. Человек в истории. М., 1982.

9. Леви Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.

10. МакГрегор Дуглас. Теория «Х» / Под ред. Спивака В.А. Пер. с англ. СПб, 2001.

11. Российская ментальность // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 25-30.

12. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов. М.: Аспект- Пресс, 2008.

13. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. 448 с.

14. Шпет Г.Г. Психология социального быта. М.: Воронеж, 1996.

15. Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997.

16. Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 1996.

17. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

18. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.

Научные центры Южного отделения Государственной академии наук «Российская академия образования»

Абрекова Л.О.

Карачаево-Черкесский ассоциированный научный центр Южного отделения Государственной академии наук «Российская академия образования»

Постановлением общего собрания Южного отделения Российской академии образования от 15 мая 2008 года в Карачаево-Черкесии открыт Карачаево-Черкесский научный центр Южного отделения Государственной академии наук «Российская академия образования», директором которого назначена доктор психологических наук, профессор Абрекова Любовь Османовна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.