Научная статья на тему 'Капитал банков в контексте требований международных стандартов Базель-III: перспективы для Украины'

Капитал банков в контексте требований международных стандартов Базель-III: перспективы для Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
КАПіТАЛ / БАНК / МіЖНАРОДНі СТАНДАРТИ / БАЗЕЛЬ-III / РЕГУЛЮВАННЯ / КАПИТАЛ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / CAPITAL / BANK / INTERNATIONAL STANDARDS / BASEL III / REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Папаика Александр Алексеевич, Косова Элина Вадимовна

Целью статьи является обобщение требований Базельских стандартов к регулированию капитала банков и определение перспектив их внедрения в Украине. Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью восстановления стабильности украинской банковской системы на основе стандартов Базель-III, целью которых является повышение устойчивости банков и защита прав потребителей финансовых услуг. Обобщены ключевые положения указанных стандартов: повышение минимальных требований к базовому капиталу, к капиталу первого уровня и к собственному капиталу (с учетом защитного буфера консервации и контрцикличного буфера), усиление требований к компонентам базового капитала наивысшего качества; наличие переходного пятилетнего периода; уменьшение капитала банка на стоимость инвестиций в дочерние и финансовые организации, снижающее риски перекрестного владения. Определен комплекс мероприятий, которые должны реализовать украинские банки на пути к внедрению стандартов Базель-III: сокращение неэффективного капитала и увеличение ликвидности; реструктуризация бухгалтерских балансов для улучшения качества капитала; корректировка бизнес-моделей для создания гибких и оперативных структур с эффективным капиталом; пересмотр стратегии банковского планирования, в частности стратегии управления капиталом и рисками банков. Обоснованы изменения в нормативно-правовые актах НБУ для обеспечения соответствия терминологии и методических подходов стандартам Базель-III.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Capital of Banks in the Context of the Requirements of Basel III International Standards: Prospects for Ukraine

The aim of the article is to summarize the requirements of the Basel standards to regulate banks\' capital and definition of prospects of their implementation in Ukraine. The relevance of the study is determined by the need to restore the stability of the Ukrainian banking system based on the standards of Basel III, the purpose of which is to increase the stability of banks and the protection of the rights of consumers of financial services. The key provisions of these standards: increasing the minimum requirements for basic capital, capital of the first level and to equity (subject to a protective buffer conservation and countercyclical buffers), the increasing demand for core capital components of the highest quality; the presence of a transition period of five years; reduction in the bank\'s capital value of investments in subsidiaries and financial institutions, reduce the risk of cross-ownership were summarized. A set of activities that must be implemented in Ukrainian banks on the way to the implementation of the standards of Basel III were defined: reduction of the inefficient capital and increase of liquidity; restructuring of the balance sheet to improve the quality of capital; adjustment of business models to create flexible and efficient operational structures with capital; revision of the banking strategy planning, in particular management strategy and risk management of banks. The changes in the legal acts of the NBU to ensure compliance with the terminology and methodological approaches to Basel III were justified.

Текст научной работы на тему «Капитал банков в контексте требований международных стандартов Базель-III: перспективы для Украины»

Удк 657.6 ББк 65.052.80

Ахрамеев Андрей Николаевич,

аспирант кафедры бухгалтерского учета и аудита Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии,

г. Волгоград, e-mail: hramzik@mail.ru

необходимость формирования системы внутреннего контроля в организациях различной организационно-правовой формы

THE DEMAND FOR THE FORMATION OF THE INTERNAL CONTROL SYSTEM AT THE COMPANIES OF DIFFERENT LEGAL FORMS

В статье раскрываются сущность внутреннего контроля, цели, задачи системы, его возможности, необходимость и законодательные аспекты внедрения на предприятии. Описаны основные подходы к формированию системы внутреннего контроля, обусловленные организационно-правовой формой, уровнем развития хозяйствующего субъекта; рассмотрены их преимущества и недостатки. Автор подчеркивает, что СВК - это инструмент, позволяющий содействовать оптимизации и повышению эффективности хозяйственной деятельности организации, достижению поставленных целей, минимизации рисков, предотвращению возможных потерь и убытков.

This article has revealed the essence of internal control, goals and objectives of the system, capabilities, necessity and legal aspects of its implementation at the company. The article has described major approaches to formation of the internal control system that are specified by the organizational and legal form, the level of development of the company; their advantages and disadvantages have been reviewed. The author underlines that the system of internal control is a tool that allows assisting optimization and increasing efficiency of economic activities of a company, achieving the set goals, minimizing of risks and preventing potential losses and damages.

Ключевые слова: внутренний контроль, система внутреннего контроля, ревизия, аудит, организационно-правовая форма, аутсорсинг, консорсинг, прибыль, убытки, риски.

Keywords: internal control, internal control service, inspection, audit, organizational and legal form, outsourcing, co-sourcing, income, expenses, risks.

Исследование современного нормативно-правового обеспечения отражает различные аспекты необходимости внутреннего контроля.

Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ) (ст. 2) гласит: «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке»1.

ГК РФ (ст. 4), а также Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»2 регламентирует в общем и целом формы, в которых предпринимательская деятельность может производиться.

ГК РФ (ст. 50) дифференцирует хозяйствующие субъекты: «организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)».

Пункт 2 вышеуказанной статьи ГК РФ гласит: «Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий».

В нормативной базе четко прописана сфера интересов учредителей (собственников) коммерческих структур. Но только получением прибыли она не ограничивается, собственник заинтересован в выполнении намеченных для организации целей, сохранности его имущества, законности операций, эффективности работы всего хозяйствующего субъекта в целом и др. В решении всех перечисленных задач может помочь система внутреннего контроля (далее - СВК).

Внутренний контроль - понятие не новое. Оно эволюционирует уже без малого три столетия. Как внутренняя система контроля деятельности организации, понятие сформировалось к началу XX века. В наши дни существует множество точек зрения о сущности внутреннего контроля. В общем виде внутренний контроль представляет собой комплексное изучение деятельности организаций и их структурных подразделений, экономической эффективности и законности выполняемых операций, следования процедурам и предписанной политике организации, состояния подконтрольных объектов, надежности учетной информации и др. Внутренний контроль является, по сути, неотъемлемой частью современной системы управления организацией, позволяющей достигать цели, обозначенные собственником, минимальными затратами. Таким образом, можно сказать,

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1): принят ГД ФС РФ 21.10.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.07.2010) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

2 О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федер. закон РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33 (ч. I). - Ст. 3431.

что функции СВК вывели его за рамки круга вопросов бухгалтерского учета.

Грамотно построенная СВК позволяет собственнику контролировать и управлять использованием ресурсов организации, иметь достаточную степень осведомленности о шагах исполнительного руководства, руководству - оценивать рациональность принимаемых решений, прослеживать ход их выполнения, повысить качественные характеристики бухгалтерской финансовой отчетности, предотвращать нежелательные последствия хозяйственной деятельности, добиваться эффективности работы на любом участке, структурном подразделении, филиале, а самой организации - приобретать конкурентные преимущества и повышать финансовую устойчивость. Кроме того, наличие СВК и отчета о внутреннем контроле в составе финансовой отчетности - необходимое условие для сотрудничества с крупными финансовыми учреждениями.

В той или иной мере внутренний контроль необходимо формировать в любой организации. Тем не менее стоит отметить, что опыт формирования функционирующих и эффективных СВК в российских организациях недостаточен. Чем сложнее организационная структура хозяйствующего субъекта, чем шире интересы и чем больше объемы деятельности, тем больше будет требований к формируемой СВК и тем актуальнее задача ее внедрения.

Классификация систем внутреннего контроля обширна, классифицировать можно по формам, стадиям, автоматизированности контрольных процедур, полноте, периодичности, интенсивности контроля и многим другим. Применительно к конкретной организации необходимо уяснить следующее: построение эффективной СВК зависимо от сложности организационной структуры, видов деятельности, объемов деятельности, количества филиалов и дочерних фирм, целесообразности контроля тех или иных процедур и в целом специфики хозяйствующего субъекта. В общем, СВК необходима и присуща организациям крупного и среднего бизнеса.

На практике СВК, организованная в рамках конкретной организации, может включать в себя следующие компоненты: служба бухгалтерского учета; служба внутреннего аудита; ревизионная комиссия; контрольно-ревизионная служба, а также любые другие службы по усмотрению собственников экономического субъекта.

Служба бухгалтерского учета и сопряженный с ней бухгалтерский контроль выполняют информационную функцию, формируя информацию, необходимую менеджменту организации.

Служба внутреннего аудита создается в целях повышения эффективности системы управления, подчиняется создавшему ее органу (совету директоров или его специализированному комитету и (или) исполнительному высшему органу управления), доносит до руководства экономического субъекта данные анализа и оценки, рекомендации, выявленные нарушения и другую информацию, получаемую в результате проверок. На основе полученной информации орган управления принимает соответствующие меры. Организация службы внутреннего аудита наиболее затратна, но и в то же время наиболее эффективна за счет знания сотрудниками служ-

бы специфики организации и определенных участков контроля.

Ревизионный контроль осуществляется контрольно-ревизионной службой, действующей по заданию руководителя организации либо собственника, и (или) ревизионной комиссией, созданной в соответствии с федеральными законами «Об акционерных обществах»3, «Об обществах с ограниченной ответственностью»4 и «О производственных кооперативах»5. Главная задача ревизионного контроля состоит в контроле сохранности товарно-материальных ценностей и расследовании инцидентов расхождения фактических данных с данными бухгалтерских регистров. Согласно законодательству РФ общее собрание акционеров или учредителей организации не вправе утверждать годовые отчеты при отсутствии заключения ревизионной комиссии или ревизора. Помимо этого ревизионная комиссия, ревизор либо аудитор при необходимости вправе, в соответствии со статьей 55 Федерального закона «Об акционерных обществах», потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров для решения возникших вопросов.

Для организаций, относящихся к среднему бизнесу, чаще применяется структурно-функциональная форма СВК. В ходе постановки структурно-функциональной СВК предусматривается создание пакета внутренних нормативных документов, регламентирующих связи между структурными подразделениями, их взаимодействие в проведении процедур внутреннего контроля. Подобная форма СВК менее затратна, нежели служба внутреннего аудита, но в то же время и менее эффективна. Следует отметить, что окончательное решение остается за руководителем хозяйствующего субъекта, выбор формы СВК с учетом специфики организации может предусматривать и смешанные решения.

Еще один способ организации СВК - передача функций СВК специализированной организации или внешнему специалисту на договорных началах. Этот метод носит название аутсорсинга. В качестве смешанного решения может выступать и консорсинг, предусматривающий создание службы внутреннего аудита и частичный аутсорсинг, при котором контроль остается зависимым от собственников, то есть использование в работе СВК приглашенных со стороны консультантов.

Среди функций СВК выделяются следующие: законность, контроль эффективности хозяйственных операций. ФЗ-129 «О бухгалтерском учете»6 (ст. 6) гласит: «Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций».

3 Об акционерных обществах: федер. закон РФ от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 28.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 1.

4 Об обществах с ограниченной ответственностью: федер. закон РФ от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) // Собрание законодательства РФ. -1998. - № 7. - Ст. 785.

5 О производственных кооперативах: федер. закон РФ от 08.05.1996 № 41-ФЗ (ред. от 19.07.2009) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 20. - Ст. 2321.

6 О бухгалтерском учете: федер. закон РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 48. - Ст. 5369.

Возникает вопрос, каким образом руководитель должен осуществлять свои контрольные функции в конкретной организации.

Среди коммерческих субъектов, представленных в ГК РФ (ст. 50), наибольший интерес представляют акционерные общества (далее - АО), общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО), а также кооперативы.

В первую очередь следует обратиться к нормативно-правовой базе, поскольку сколько и какие органы контроля должны быть в законодательстве, определяется требованиями законодательства.

Например, для АО законодательством, а именно ГКРФ (ст. 96-104) и Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», предусмотрено:

Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. Совет директоров (наблюдательный совет) осуществляет общее руководство деятельностью общества. В обществе с числом акционеров менее 50 совет директоров (наблюдательный совет) может не создаваться, и тогда его функции осуществляются общим собранием акционеров, в этом случае устав должен содержать указание об определенном лице или органе, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания и об утверждении его повестки дня.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором), уставом может быть предусмотрено наличие одновременно с ним и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), его председателем является лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа.

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества, а также утверждается независимый профессиональный аудитор (гражданин или аудиторская организация). Примечание: особенности создания и правового положения отдельных видов АО определяются специальными федеральными законами и другими правовыми актами РФ.

Деятельность ООО регламентируется ГК РФ (ст. 87-94), а также Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Особенности ООО в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции определяются специальными федеральными законами (Закон № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п. 2 ст. 1).

В ООО управление, а соответственно и контрольные функции, регламентируемые государством, возлагаются: на высший орган управления общества - общее собрание его участников. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом и коллегиальным исполнительным органом (если таковой предусмотрен уставом). Уставом может быть предусмотрено образование Совета директоров (наблюдательного совета) общества. Уставом может быть предусмотрено образование ревизионной комис-

сии (избрание ревизора), если участников более 15, то образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) является обязательным. Членами единоличного и коллегиального исполнительных органов, Совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии, а также ревизором могут быть и лица, не являющиеся участниками общества.

Деятельность производственных кооперативов регламентируется ГК РФ (ст. 107-112), Федеральным законом от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», для сельскохозяйственных производственных кооперативов - Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 19Э-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»7.

Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. Если кооператив насчитывает более 50 членов, может быть создан наблюдательный совет. В состав исполнительных органов кооператива входят правление и (или) председатель кооператива. В кооперативе с числом членов 10 и менее правление не обязательно. Следует учитывать, что членами наблюдательного совета и членами правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Притом член кооператива одновременно не может быть членом наблюдательного совета и членом правления (председателем) кооператива (Закон «О производственных кооперативах», ст. 14).

Кроме коммерческих организаций, указанных в ГК РФ (ст. 50), в СВК нуждаются и другие хозяйствующие субъекты. К примеру, в отношении кредитных учреждений действует Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 23.07.2010) «О банках и банковской деятельности»8. Статья 11.1 определяет органы управления и контроля кредитной организации в качестве общего собрания учредителей (участников), Совета директоров (наблюдательный совет), единоличного исполнительного органа и коллегиального исполнительного органа, осуществляющих текущее руководство. Организацию СВК в кредитных учреждениях регламентирует Положение ЦБР № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах»9, где устанавливаются правила организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, устройство и направления деятельности СВК, а также особенности порядка осуществления Банком России надзора за соблюдением установленных правил.

Помимо вышеуказанных регламентируемых законодательством организаций, собственники и руководство экономического субъекта, исходя из специфики организации и текущих потребностей, могут создавать и другие службы контроля. К примеру: контрольно-ревизионная служба, служба внутреннего контроля, служба

О сельскохозяйственной кооперации: федер. закон РФ от 08.12.1995 № 193-ФЗ (ред. от 19.07.2009) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4870.

8 О банках и банковской деятельности: федер. закон РФ от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 27.07.2010) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 6. - Ст. 492.

Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах: утв. ЦБ РФ 16.12.2003 № 242-П (ред. от 05.03.2009) (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.01.2004 № 5489) // Вестник Банка России. - 2004. - № 7.

внутреннего аудита, о которых говорилось ранее, служба безопасности, отдел контроля качества и др. Важно, что подчас по-разному называющиеся органы контроля в большей степени дублируют работу друг друга. Обычно это приводит к их неэффективности.

Формирование СВК - процесс не однодневный, а, напротив, трудоемкий и длительный, требующий от организации финансовых вливаний, поиска и переподготовки кадров, решения организационных вопросов. Поэтому руководству хозяйствующего субъекта важно определиться со сферой деятельности и полномочиями контрольного органа. Контрольно-ревизионная служба объективно необходима в организации, где нет возможности либо необходимости в построении эффективной многоуровневой системы внутреннего контроля. В такой ситуации контрольно-ревизионная служба будет в основном занята ретроспективным рассмотрением ошибок, выявленных расхождений и их последствий. И если, к примеру, контрольно-ревизионная служба ориентирована на уже произошедшие события, то служба внутреннего аудита ориентируется на перспективу и рассматривает события, которые могут негативным образом сказаться на деятельности организации. Существенное различие и в плане объема сведений, получаемых руководством хозяйствующего субъекта, что, несомненно, оказывает влияние на качество принимае-

ЛИТЕРАТУРА:

мых управленческих решений. Наличие того или иного контрольного органа в организации не означает острой необходимости в другом, все определяется уровнем развития, нуждами и спецификой конкретного экономического субъекта.

Помимо этого, ни один отдельный орган контроля не охватывает всего перечня контрольных процедур и направлений. Поэтому в случае принятия решения руководством экономического субъекта о необходимости контрольного органа, подход к организации СВК должен быть разносторонним и комплексным.

Подводя итог, стоит отметить, что не следует рассматривать СВК в качестве страховки от всех бед. СВК не дает гарантии процветания, финансовой устойчивости, соответствия бухгалтерской финансовой отчетности предъявляемым заинтересованными пользователями требованиям или полной достоверности содержащейся в ней информации. Это лишь инструмент, позволяющий содействовать оптимизации и повышению эффективности хозяйственной деятельности организации, достижению поставленных целей, минимизации рисков, предотвращению возможных потерь и убытков. Таким образом, на определенном этапе развития, организация внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте становится неотъемлемым условием его эффективного функционирования.

1. Бурцев, В. В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения / В. В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 4.

2. Гогишвили, В. Внутренний контроль в системе управления холдингом / В. Гогишвили // Управление компанией. - 2004. - № 3.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч. 1): принят ГД ФС РФ 21.10.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.07.2010) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

4. О банках и банковской деятельности: федер. закон РФ от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 27.07.2010) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 6. - Ст. 492.

5. О бухгалтерском учете: федер. закон РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 48. - Ст. 5369.

6. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: федер. закон РФ от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33 (ч. I). - Ст. 3431.

7. О производственных кооперативах: федер. закон РФ от 08.05.1996 № 41-ФЗ (ред. от 19.07.2009) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 20. - Ст. 2321.

8. О сельскохозяйственной кооперации: федер. закон РФ от 08.12.1995 № 193-ФЗ (ред. от 19.07.2009) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4870.

9. Об акционерных обществах: федер. закон РФ от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 28.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 1.

10. Об обществах с ограниченной ответственностью: федер. закон РФ от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 7. - Ст. 785.

11. Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах: утв. ЦБ РФ 16.12.2003 № 242-П (ред. от 05.03.2009) (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.01.2004 № 5489) // Вестник Банка России. - 2004. - № 7.

12. Соколов, Б. Н. Внутренний контроль и аудит на российских предприятиях / Б. Н. Соколов // Аудит и налогообложение. - 2008. - № 11.

13. Соколов, Б. Н. Практика организации внутреннего контроля и аудита в корпорациях / Б. Н. Соколов // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. - 2010. - № 10.

REFERENCES:

1. Burtsev, V. V. Internal control: the basic concepts and arrangement / V. V. Burtsev // Management in Russia and abroad. - 2002. - # 4.

2. Gogishvili, V. Internal control in the holding management system / V. Gogishvili // Management of the Company. -2004. - # 3.

3. The civil code of the Russian Federation (part 1): approved by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on 10.21.1994 # 51-FZ (revision as of 7.27.2010) // Collection of the legislation of the Russian Federation. -1994. - # 32. - Article 3301.

4. Regarding banks and bank activity: federal law of the Russian Federation dated 02.12.1990 # 395-1 (revision as of 7.27.2010) // Collection of the legislation of the Russian Federation. - 1996. - # 6. - Article 492.

5. Regarding accounting: federal law of the Russian Federation dated 11.21.1996 # 129-FZ (revision as of 9.28.2010) (with revisions and amendments came into force as of 1.1.2011) // Collection of the legislation of the Russian Federation. -1996. - # 48. - Article 5369.

6. Regarding the state registration of legal entities and individual businessmen: federal law of the Russian Federation dated 8.8.2001 # 129-FZ (revision as of 12.23.2010) // Collection of the legislation of the Russian Federation. - 2001. - # 33 (Part I). - Article 3431.

7. Regarding production co-operatives: federal law of the Russian Federation dated 5.8.1996 # 41-FZ (revision as of 7.19.2009) // Collection of the legislation of the Russian Federation. - 1996. - # 20. - Article 2321.

8. Regarding agricultural cooperation: federal law of the Russian Federation dated 12.8.1995 # 193-FZ (revision as of 7.19.2009) // Collection of the legislation of the Russian Federation. - 1995. - # 50. - Article 4870.

9. Regarding joint-stock companies: federal law of the Russian Federation dated 12.26.1995 # 208-FZ (revision as of 12.28.2010) (with revisions and amendments came into force on 1.12011) // Collection of the legislation of the Russian Federation. - 1996. - # 1. - Article 1.

10. Regarding limited liability companies: federal law of the Russian Federation dated 2.8.1998 # 14-FZ (revision as of 12.28.2010) (with revisions and amendments came into force on 1.1.2011) // Collection of the legislation of the Russian Federation. - 1998. - # 7. - Article 785.

11. Provisions regarding arrangement of internal control at the credit organizations and bank groups: approved by the Central Bank of the Russian Federation as of 12.16.2003 # 242-P (revision as of 3/5/2009) (registered by the Ministry of Justice of the Russian Federation on 1.27.2004 No 5489) // Bulletin of the Bank of Russia. - 2004. - # 7.

12. Sokolov, B. N. Internal control and audit at the Russian enterprises / B. N. Sokolov // Audit and taxation. - 2008. -# 11.

13. Sokolov, B. N. Practical arrangement of internal control and audit at corporations / B. N. Sokolov // Joint-stock company: issues of corporate management. - 2010. - # 10.

Удк 657.1 ББк 65.052.253.2

Ягупова Елена Владимировна,

ст. преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии,

г. Волгоград, e-mail: YEV26@mail.ru; Голубева Екатерина Викторовна, соискатель кафедры бухгалтерского учета и аудита Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии,

г. Волгоград, e-mail: GolubevaE7@yandex.ru

УЧЕТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В ОВЦЕВОДСТВЕ

PROVISION OF RECORD-KEEPING OF ExPENSES MANAGEMENT IN SHEEP BREEDING

На эффективность производства продукции овцеводства существенное влияние оказывают организационно-управленческие мероприятия, включающие состояние системы учета и контроля затрат, выхода продукции и калькуляции ее себестоимости. Эффективное функционирование сельскохозяйственных товаропроизводителей зависит от гибкости и восприимчивости системы управления к изменениям факторов внутренней и внешней среды. Выступая в качестве основного информационного фундамента управления деятель-

ностью организаций, система учетного обеспечения позволяет планировать и контролировать результаты хозяйственной деятельности, оценивать вклад каждого структурного подразделения в системе управления затратами.

Effectiveness of production of sheep breeding products is significantly affected by organizational and management measures, including the state of the system of expenses recording and control; production output and calculation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.