Научная статья на тему 'Создание служб внутреннего аудита как способ повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций'

Создание служб внутреннего аудита как способ повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калиничева Р.В.

По мере расширения самостоятельности организаций, хозяйствующие субъекты формируют новые системы внутрихозяйственного контроля, одним из элементов которых является внутренний аудит. Цель внутреннего аудита состоит в определении и анализе возможных внешних и внутренних рисков при внедрении новых инвестиционных проектов, а также в выработке рекомендаций, позволяющих снизить уровень риска или минимизировать потери.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание служб внутреннего аудита как способ повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций»

внутренний голос

создание служб внутреннего аудита как способ

повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций

По мере расширения самостоятельности организаций, хозяйствующие

_субъекты формируют новые системы внутрихозяйственного

_контроля, одним из элементов которых является внутренний аудит.

Цель внутреннего аудита состоит в определении и анализе возможных

_внешних и внутренних рисков при внедрении новых инвестиционных

_проектов, а также в выработке рекомендаций, позволяющих снизить

уровень риска или минимизировать потери.

Калиничева Р.В.

канд. экон. наук, доцент, заведующая кафедрой «Аудит» Волгоградского кооперативного института (филиал Российского университета кооперации)

Внутренний аудит - это инструмент регулирования системы внутреннего контроля высокопрофессиональным надзорным органом внутри экономического субъекта.

Ряд экономистов считает, что внутренний аудит -это фактически внутрихозяйственный контроль, который по содержанию и методам имеет много общего с внешним аудитом и целевыми ревизионными проверками.

Принципиальное отличие внутреннего аудита от внешнего заключается в его направленности. Первый направлен на оценку эффективности существующей системы контроля и повышение эффективности деятельности организации и служит для принятия решения, а второй - на подтверждение достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Эффективная деятельность службы внутреннего аудита может снизить затраты предприятия на аудит внешний, так как внешний аудитор может доверять внутреннему и не проверять отдельные разделы учета. Однако внутренний аудит заменить внешний не может.

Внутренний аудит по содержанию схож с осуществляемой членами ревизионной комиссии потребительских обществ ревизией в плане организации

ссийское предпринимательство

работы, взаимоотношений с руководителем, применяемых методов. Однако между ними существуют принципиальные отличия. В частности, внутренний аудитор, в отличие от ревизора, прежде чем дать оценку обнаруженным искажениям, анализирует и контролирует их исправление. Классифицируя аудиторскую деятельность в России, В.И. Подольский характеризует внутренний аудит как «независимую деятельность в организации по проверке и оценке её работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои обязанности» [1, с. 22]. Такой же точки зрения придерживается М.Ф. Овсийчук [4, с. 7]. Мы разделяем эти точки зрения.

Рассматривая внутренний аудит как одну из форм внутреннего контроля, В.В. Бурцев отмечает: «Внутренний аудит - это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу)» [2, с. 212]. По нашему мнению, служба внутреннего аудита должна быть независимой от руководителя организации. Институтом внутренних аудиторов (Institute of Internal Auditors) внутренний аудит определяется как независимая деятельность в организации по проверке и оценке её работы. Терехов АА., анализируя различия внешнего, внутреннего аудита и ревизии, отмечал, что «понятие внутреннего аудита в России пока мало чем отличается от понятия ведомственной ревизии» [5, с. 100]. Служба внутреннего аудита не может быть одним из структурных подразделений учетно-финансовой службы, иначе она не выполняет функции эксперта. Цель внутреннего аудита - это повышение эффективности функционирования экономического субъекта через контроль финансово-хозяйственной деятельности подразделений и предприятия в целом путем соблюдения федеральных, террито-

принципиальное

отличие

внутреннего

аудита от

внешнего

заключается в его

направленности

внутренний аудит может

.рассматриваться как деятельность, _сопричастная

предмету

управленческого

контроля

риальных, местных и локальных нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность. Потребность во внутреннем аудите возникает по той причине, что верхнее звено руководства непосредственно не занимается контролем повседневной деятельности предприятий, в связи с чем оно испытывает необходимость в информации об этой деятельности на более низких уровнях или в подтверждении достоверности отчетов руководителей структурных подразделений.

й связи под главной задачей внутренних ауди-следует понимать удовлетворение потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам. Следовательно, внутренний аудит может рассматриваться как деятельность, сопричастная предмету управленческого контроля. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленной цели, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности управления рисками, контроля и системы управления. Однако наличие в организации службы внутреннего аудита не является обязательным, так как это не закреплено на законодательном уровне. Следовательно, руководство организации принимает решение о создании службы аудита самостоятельно. Оно же определяет регламент её работы.

В рамках внутреннего аудита осуществляется контроль за сохранностью активов, ведением учета в соответствии с учетной политикой потребительского общества, соблюдением законодательства, выполнением принятых управленческих решений. Задачей внутреннего аудита должна быть систематическая проверка полноты отражения доходов и расходов в бухгалтерском учете.

Зачастую сведения, предоставляемые службой внутреннего аудита, являются информацией, позволяющей определить выгоду предстоящей операции. Таким образом, работа внутренних аудиторских служб представляет собой часть системы внутрихозяйственного контроля и занимает особое место в ней. Это обусловлено, во-первых, тем, что внутренний аудит изучает наличие, работоспособность и эффективность деятельности системы внутрихозяйственного контроля и дает им оценку, а, во-вто-

рых, он действует во всех сферах деятельности хозяйствующего субъекта: в текущей (производственной, коммерческой), инвестиционной, финансовой. Внутренний аудит дает не только информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять изменения внутри предприятия [3, с. 27].

Внутренний аудит, расходы которого берет на себя организация, создается в целях повышения конкурентоспособности компании на рынке. Следовательно, руководители организаций должны быть заинтересованы в эффективности такого аудита и постоянно сопоставлять, какую пользу они получают от внутренних аудиторов и какие затраты несут по их содержанию. Если «баланс» будет не в пользу внутреннего аудита, то принимаются меры к улучшению его работы либо к ликвидации службы. Оценка эффективности работы внутреннего аудита производится не по количеству проведенных проверок и сумм выявленного ущерба, а по тому, насколько работа, советы этой службы способствуют устойчивости финансового состояния хозяйствующего субъекта.

Модель внутреннего аудита в организациях может быть различной. Руководители могут организовать как собственный внутренний аудит, так и воспользоваться услугами аудиторских организаций на основании договора.

Каждый хозяйствующий субъект в процессе своего развития постепенно переходит с этапа, когда им управляет непосредственно собственник, на этап, когда управление бизнесом становится функцией наёмных профессиональных менеджеров. Наступает момент, когда подотчётность становится крайне важной.

Роль внутреннего аудита в функционировании хозяйствующих субъектов состоит в том, чтобы не только обеспечивать подотчётность сотрудников руководителю или собственнику, но также стремиться к полной подотчётности по всей цепочке управления. Этим достигается прозрачность деятельности всех сфер бизнеса.

Литература

1. Аудит: Учебник для вузов / ВИ. Подольский, ГБ. Поляк, АА Савин и др. / Под ред. проф. В.И. Подольского. - М: ЮНИТИ-ДАНА 2002.

2. Бурцев ВВ. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. - М: Экзамен, 2000.

3. Ефимова ОВ. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2002.

4. Овсийчук М.Ф. Аудит. Организация. Методика проведения -М: ТОО «Ин-телтех», 1996_

5. Терехов АА Аудит: за-

- М: Финансы и статис-тика,2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.