Научная статья на тему 'Каноническое право'

Каноническое право Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2885
460
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ИСЛАМ / ХРИСТИАНСТВО / ИУДАИЗМ / КОРАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салманова Гюль Джаруллаховна

Каноническое право или (церковное) представляют собой разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих ту или иную веру. Нормы религии содержательно определены и документально зафиксированы в Библии (Ветхий и Новый Завет), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др. В некоторых случаях религиозные нормы выступают в качестве источника права. Например, в странах континентальной Европы, а также странах так называемой мусульманской правовой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Canon law or Church) are a kind of social standards set by different religions and having different faith. Norms of religion meaningful defined and documented in the Bible (old and New Testament), the Quran, the Sunna, Talmud, religious books of the Buddhists, etc. In some cases, religious norms act as a source of law. For example, in continental Europe and the countries of the so-called Muslim legal system.

Текст научной работы на тему «Каноническое право»

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

Салманова Г.Д., ст. преп. кафедры уголовно-правовых дисциплин

Институт (филиал) ФГБОУВПО «Московский государственный открытый университет имени В.С. Черномырдина» в г.Махачкале

Каноническое право или (церковное) представляют собой разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих ту или иную веру. Нормы религии содержательно определены и документально зафиксированы в Библии (Ветхий и Новый Завет), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др. В некоторых случаях религиозные нормы выступают в качестве источника права. Например, в странах континентальной Европы, а также странах так называемой мусульманской правовой системы. Так, в германии каноническое право по сей день является основной частью национальной правовой системы. В России до 1917 года источниками права, например, признавались Устав Духовных Консисторий, Книга Правил Священного Синода и т.д.

Церковное или каноническое право преподавалось в XIX - начале XX вв. во всех российских университетах на юридических факультетах, которое представляло собой и науку и учебную дисциплину. Преподавание было переведено из богословской в юридическую плоскость.

В.А. Цыпкин дает следующее определение церковного права: «Церковное право - это есть нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь церкви в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с другими общественными союзами, религиозного или политического характера».

Религиозно-светское начало несут в себе уголовно-правовые нормы, ибо первым по существу писанным уголовным правом выступали такие религиозные источники, как Библия (Закон Моисея) или Коран (Законы Шариата). Религиозные основы прав мы находим также и в отечественных источниках (например, в «Русской Правде»).

Пятикнижие Моисея явилось той основой, на которой сформировалось христианство. Большинство законов Моисея, как полагает Е.Мысловский, носящих чисто религиозный характер, было отвергнуто христианской религией, но в области прав было оставлено многое. Например, в одной из Библейских книг Пятикнижия (Исход), где еще не было деления на гражданское, семейное и уголовное право,

приводится подробный перечень деяний, считавшихся преступлением у древних евреев (так, к примеру, за причинение временного увечья, убийство раба следовало наказание в виде штрафа).

Первая Конституция в истории человечества принадлежит судье Древнего Израиля Самуилу 5, которая содержала в себе целый свод религиозных норм, где также было впервые сформулирована конституционная идея ограничения законом монархической власти.«И изложил Самуил народу право Царства, и написал в книгу, и положил перед Господом» (1 кн.Цар.10:25)».

В настоящее время существуют государства, в которых одна из религий признается государственной (англиканская церковь в Великобритании, иудаизм в Израиле, лютеранская церковь в Скандинавский странах, мусульманство в исламских государствах Ближнего и среднего Востока и т.д.).

Так, например, часть 1 статьи 3 Конституции Греции, которая вступила в силу 11 июня 1975 года, гласит: «Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим Главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой Константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и Соборные каноны и священные традиции».

Из Конституции Ирландии 1937 года (часть 1 статьи 44) видно, что «Государство признает, что уважение к публичному поклонению является исполнением долга перед Всемогущим Богом. Должно благоговеть перед Его Именем, уважать и почитать религию».

Даже в тех странах, где закреплено равенство религиозных конфессий (Германия, Япония, и др.) все же одна из религий имеет поддержку государства. Например, в статье 4 Конституции Королевства Дании от 5 июня 1953 года указывается: «Евангелическая Лютеранская Церковь является официальной церковью Дании и, как таковая, пользуется поддержкой государства». Такое положение сложилось в странах, где религия признается государством исторически, оно отражает глубокое убеждение народа в благотворном воздействии религии на политику и общественную мораль, с мнением которого вполне можно согласиться.

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединения» от 14 июля 1999 года 6 религиозные праздники по

всей республике объявлены нерабочими днями. Это не смотря на то, что Республика Татарстан является, как и Российская Федерация, светской.

По мнению ученых, светские государства (США, Франция, Россия и др.) в отличие от религиозных находятся в наиболее проигрышном положении.

Итак, религия утверждает все наиболее известные требования нравственности, которая была впервые сформулирована в рамках религиозных учений и поэтому следует однозначно признать ту положительную роль, которую она сыграла и играет по сей день в становлении нравственного сознания человека. Например, Л.Н.Митрохин в своей монографии отмечает, что «христианство оказало решающее воздействие на развитие европейской культуры, в том числе и морального сознания».

В основе нашей цивилизации лежат мировые религии, то есть «системы, которые все силы человека направляют на формирование, развитие духовных структур, работающих на сохранение мира».

Некоторые системы традиционного права (индусского, мусульманского) проникнуты религиозными началами и принципами.

Многие нормы права по-прежнему находят в религии нравственные опоры. Это закономерно.

Христианские религиозные запреты и требования несут в себе опыт социального общения людей, выработанный тысячелетиями, выражают элементарные нормы человеческого общежития.

Как указывает Г.Н.Манов: «история показывает, что государственное разрушение религии неизбежно влечет за собой нравственную деградацию общества ..., ибо в конечном счете и право и религия призваны закреплять и утверждать нравственные ценности, в этом основа их взаимодействия». Например, А.И.Солженицин в одной из передач на общественном теле-радиовещании «Узел», которая состоялась 11 декабря 1998 года, сказал: «Религия - это заслон насилию и жестокости, такому пороку, как жадность человека, которая морально осуждается». Короче говоря, государство и общество непременно погибает, выродившись духовно.

Безусловно, что религия существенно влияет на сферу морали. По словам А.Б.Зубова: «этика не является самостоятельной формой человеческих отношений. Внимание к ближнему, стремление делать ему добро, умение поставить себя на место объекта своих действий и не творить другому то, чего не желаешь себе - суть

той особенности поведения, которые обретают основание в признании за человеком великого предназначения к вечной и Божественной жизни. Забота о человеке является забота о Божественном в человеке, проявлении любви к человеку -проявление любви к его Творцу. Только очень поздно этика, отделившись от религии, попыталась стать самостоятельной».

К.Маркс и Ф.Энгельс полагали, что «мораль зиждется на автономии человеческого духа, а религия же - на его гетерономии».

В.Н.Хропанюк к общим средствам, при помощи которых обеспечиваются законность и правопорядок в обществе, относит также и духовность.

Конечно, без знания того, что из священных книг берут прямое начало конституционные принципы свободы, обеспечения прав человека, ограничение самодержавия, независимости суда, разделения властей, как считает П.Д.Баренбойм: «современный юрист будет ограничен не только в своих исторических познаниях, но просто не поймет самой сути многих конституционных принципов демократии».

Список использованных источников и литературы

1. Васильев Л.С. История религий Восток. - М.: Книжный дом "Университет", 2000 - 426 с.

2. Вебер М. Протестантсткая этика и дух капитализма // Работы М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 2. М., 1991.

3. Клочков В.В. Религия, государство, право. - М.: Мысль, 1978.

4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М. 2000.

5. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов./Под ред. Корельского В.М. и Перевалова В.Д. М. 2000.

6. Поляков А.В. Общая теория права. Курс лекций. СПб. 2001.

7. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под общ. ред. Академика РАН, доктора юрид. Наук, проф. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма-Инфра, 1999.

8. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. - М.: Центр, 2000. - 240с.

9. Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. М.М. Рассолова, В О. Лучина, Б.С. Эбзеева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.

10. Угринович Д. М. Введение в рёлигиоведение. М., 1985. - 270 с.

11. Фромм Э. Психоанализ и религия // Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.

- 140с.

12. Халфина Р. О. Право как средство социального управления. М., 1988.

13. Шишкова Е. Стоит ли отделять церковь от государства // Независимая газета. - 1993. - 1 июля.

14. Яблоков И.Н. Религиоведение. - М.: Гайдарики, 2000.-536с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.