УДК 342.41
СВ. Шестакова, Л.Т. Чихладзе*
Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева, Москва, Россия. 125047 Москва, Миусская пл., 9 *e-mail: [email protected]
НОРМЫ, ОСНОВАННЫЕ НА РЕЛИГИОЗНЫХ ДОГМАТАХ, КАК ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
В статье раскрываются особенности таких источников современного конституционного права, как религиозные акты. Актуальность данной статьи связана с тем, что в некоторых странах Ближнего Востока в качестве дополнительных источников конституционного права все еще выступают религиозные нормы, играющие особую роль в регулировании общественных отношений в указанном регионе.
Ключевые слова: религиозный обычай, религиозный акт, источники права, шариат, каноническое право.
В некоторых странах в качестве дополнительных источников конституционного (государственного) права выступают религиозные нормы, играющие особую роль в теократических государствах. В последних фактическое
управление государством сосредотачивается в руках высших служителей религиозного культа (Ватикан, Саудовская Аравия). В этих странах значимость религиозных норм, напрямую несвязанных с религиозными догмами, достаточно высока.
Религиозные нормы, как и обычай, рождаются вне государства и в дальнейшем санкционируются им в качестве юридических норм. Если обычаи появляются из политической практики, то религиозные нормы устанавливаются в соответствии с догмами веры. Ряд религиозных норм, в свою очередь, связан с традициями и обычаями.
Из христианских стран государство-город Ватикан представляет собой наиболее яркий пример действия канонического права, основанного на католицизме, идеологической базой которой, служит Библия. Постоянно действующий основной административный и судебный орган при святом престоле - Римская курия (создана в 1588 году) - в настоящее время строится и действует в соответствии с апостолической конституцией «Pater bonus» («Пастырь добрый») Иоана Павла II, утвержденный 28 июля 1988 году и Основного закона государства-города Ватикан,
промульгированного Папой Римским 26 ноября 2000 г., вступившим в силу 22 февраля 2001 года.
Имеются примеры использования в качестве источника православного канонического права. Так, например, статья 105 Конституции Греции 1975 года закрепляет особы статус территории Святой горы на Афонском полуострове. Особенность этой территории заключается в том, что она обладает административной автономией и управляется двадцатью православными монастырями, находящимися на ней и в духовном
отношении, подчиняющимися Вселенскому патриарху, резиденцией которого является г. Стамбул. Под надзором государства остается лишь соблюдение правового режима указанной территории.
Особенно широкое распространение религиозные нормы в качестве источников конституционного (государственного) права получили в мусульманских странах. Следует отметить, что мусульманское право как система норм, выражающая волю религиозной знати, санкционированную и поддерживаемую теократическим исламским государством, в своей основе сложилось в эпоху раннего средневековья в VII-Х вв. в Арабском халифате и основано на религии ислама [1,2].
Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Фундаментом
мусульманского права являются положения, содержащиеся в Коране и Сунне. Тем самым, история мусульманского права начинается именно с Корана - собрания изречений Пророка Мухаммеда.
«На основе тезиса о неразрывном единстве в исламе «веры и государства», религии и права многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиозная догматика (теология), мораль и правила культа, а юридические нормы как таковые, если и имеются, то, по существу, совпадают с указанными правилами, не играют самостоятельной роли, либо занимают второстепенное место» [3].
Следует отметить, что Мусульманское право, «не является самостоятельной отраслью науки. Оно лишь одна из сторон религии ислама. Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; во-вторых, шариат предписывает верующим что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе
«путь следование» и составляет то, что называют мусульманским правом» [4].
«Действительно - отмечает известный российский ученый Л.Р. Сюкияйнен, - тесная взаимосвязь правовых и религиозных предписании ислама, религиозная основа мусульманского права, его «мусульманский» характер не вызывают сомнений. Это реальный факт, подтверждаемый анализом особенностей мусульманского права как системы действующих юридических норм. В первую очередь речь идет об общем для всех нормативных положении ислама происхождении. Так, основными источниками мусульманского права - как и неюридических норм ислама - признаются Коран и сунна, в основе которых якобы лежит божественное откровение и которые закрепляют, прежде всего, основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле. Его направленность на реализацию идеалов ислама как религиозной системы, включение в его состав ряда норм религиозного культа объясняют, почему мусульманское право нередко справедливо называют квинтэссенцией, главным звеном ислама, наиболее ясным выражением мусульманской идеологии.
Другой общей чертой всех сложившихся в исламе соционормативных регуляторов, тесно связанной с первой, является то, что нормативное содержание его юридических предписаний и характерные особенности их формулирования в средневековом мусульманском праве в большинстве случаев ничем не отличались, например, от норм религиозного культа (ибадат). Не случайно последние традиционно рассматривались и продолжают рассматривается в качестве неотъемлемой части мусульманского права в широком смысле» [5].
Вторым по значимости источником права после Корана является сунна - собрание преданий (хадисов) о поступках и высказываниях Пророка Мухаммеда. Сунна явилась итогом толкования Корана в первые десятилетия после смерти Пророка. Однако среди них практический отсутствуют конкретные предписания об организации и процессе функционирования мусульманского государства, да и сам термин «государство» не встречается. Как правило, понятие мусульманского государства выводится исламскими правоведами-богословами через толкование встречающихся в священных книгах мусульман понятий имамата (первоначальное значение - «руководство молитвой») и халифата («преемство» - имеется в виду преемство миссии пророка по защите ислама).
Источниками мусульманского права, также являются согласно иджма (установленное на данный момент единодушное мнение крупнейших знатоков фикх (мусульманского права) по вопросам, вообще не урегулированным или не
урегулированным однозначно в Коране и Сунне), и кияс (суждение по аналогии в случае пробелов в праве).
Вместе с тем в Коране и Сунне попадаются нормы, регулирующие властные отношения, хотя опять же только не сфере политики. Так, например, первоначально слово «султан» в Коране и в повествовательных источниках использовалось в значении «политическая власть» или «государственная власть». И только начиная с Х-Х1 вв. термин «султан» постепенно стал использоваться как титул правителя, постепенно вытеснив изначальный смысл данного слова.
Существуют и другие правовые системы, основанные на религиозных воззрениях. Так, в Израиле официально провозглашено, что жизнедеятельность общества регулируется иудаистскими предписаниями, содержащимися в первую очередь в Торе (Пятикнижии Моисея) и Талмуде. Все правовые нормы должны соответствовать этим предписаниям [6].
«Древнееврейское право - отмечает А.Х. Саидов, - в целом, как и любое религиозное право, формировалось с ориентиром на личные начала. Древнееврейское право - одно из первых правовых форм вообще. Древнейшее право еврейского народа заняло исключительное место в мировой правовой истории». Записанные в священных книгах Библии общие законы и конкретные правила, сложившиеся в разные периоды догосударственной и государственной истории Израиля, через каноны христианства позднее распространились практический по всему миру и переосмысленный во всех правовых системах европейского корня. Хотя по уровню правового регулирования древнееврейское право значительно уступало вавилонскому и даже египетскому, оно отражало требования и реалии времени становления ранней государственности. Особое воздействия на содержания права оказали религиозные предписания иудаизма с его приверженностью идее богоизбранности
израильского народа и идеалом подчинения социального поведения весьма условным якобы священным заветам» [7].
«Подобно тому, как взаимосвязь и взаимодействие национальных правовых систем с неизбежностью влечет за собой взаимовлияние их источников, так и внутринационанального израильского права одна его составная часть -религиозное иудейское право и его источники оказывает постоянное влияние на вторую его составную часть - светское сионистское право и его источники наоборот» [8].
Иудейское право составляет, религиозно-этическую основу правотворческой,
правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных органов Израиля. Иудейское религиозное право в значительной степени оказывает влияние на становление фундаментального законодательства Израиля. Тем
самым, под сильным влиянием иудейских религиозных традиций и догм находится, как законодательная деятельность парламента (Кнессета) Израиля, так и Судебная система Израиля.
Еврейский судья «эмоционально связан узами и силой иудейского права и придает ему особую, чисто религиозную или же национальную значимость. Факт существования и функционирования иудейского права в общей
системе израильского права, равно как и факт существования и деятельности религиозных (раввинские) суду не только официально признается в современном Израиле, но и законодательно закрепляется. «Согласно Закону о юрисдикции раввинских судов, принятому парламентом Израиля в 1953 г., к исключительному ведению этих судебных органов отнесенный вопросы, касающиеся барков и разводов евреев».
Шестакова Светлана Викторовна, студентка юридического отделения РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Чихладзе Леван Теймуразович, д.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Литература
9. Религии мира. - М., 2005. - С 182.
10. Хачим Ф.И. Исламская концепция государственной власти: Монография. - Изд-во РУДН,1999. - С. 58.
11. Сюкиянен Л.Р.Мусульманское право. - М.,1986. - С. 8.
12. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М.: Международные отношения. 2009. -С. 308).
13. Сюкиянен Л.Р. Мусульманское право. - М., 1986. С.9.
14. Религии мира. -М., 2005. -С 140-141.
15. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности: Учебник / Под ред. В.А. Туманов. - М.,2000. -С. 350.
16. Марченко М.Н. Источники права Источники права: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - С 732.
17. Емельянов Б.М., Правкин С.А. Теория государства и права: Курс лекций. М.: МИЭМП, 2005- С. 315.
Shestakova Svetlana Viktorovna, Chikhladze Levan Teymurazovich*
D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. *e-mail: [email protected]
NORMS BASED ON RELIGIOUS DOGMA, AS SOURCES OF CONSTITUTIONAL RIGHTS OF FOREIGN COUNTRIES
Abstract
The article describes the features of these sources of contemporary constitutional law as religious acts. The relevance of this article is the fact that in some countries of the Middle East as additional sources of constitutional law still by religious norms, plays a special role in the regulation of social relations in this region.
Key words: religious custom, a religious act, sources of law, the Sharia, the canonical law.