Научная статья на тему 'КАНОН ПРП. ЕВФРОСИНИИ СУЗДАЛЬСКОЙ (СЕР. XVIII В.) КАК ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТА ПРП. ПАРАСКЕВЫ ЭПИВАТСКОЙ'

КАНОН ПРП. ЕВФРОСИНИИ СУЗДАЛЬСКОЙ (СЕР. XVIII В.) КАК ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТА ПРП. ПАРАСКЕВЫ ЭПИВАТСКОЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
20
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКАЯ ГИМНОГРАФИЯ / ПЕРЕВОДЫ С ГРЕЧЕСКОГО НА ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ / СВ. ПАРАСКЕВА СУЗДАЛЬСКАЯ / СВ. ПАРАСКЕВА ЭПИВАТСКАЯ (ПЕТКА ТЫРНОВСКАЯ) / СВ. ФЕОФАН НАЧЕРТАННЫЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Темчин Сергей Юрьевич

Статья посвящена рукописному Канону прп. Евфросинии Суздальской, известному в единственном списке середины XVIII в. Он составлен из песнопений, заимствованных (с минимальными редакторскими изменениями) из «древнерусской» редакции Службы прп. Параскеве Эпиватской (Петке Тырновской), которая в свою очередь является адаптацией церковнославянского перевода анонимной византийской Службы прп. Феофану Начертанному. Гимны «древнерусской» редакции Службы Параскеве Эпиватской (14 октября) были вторично соотнесены с Евфросинией Суздальской (18 и 25 сентября) на основании тождественного лика святости (преподобная жена) и, возможно, относительной календарной близости богослужебного поминовения обеих святых. Таким образом, церковное почитание прп. Евфросинии оказывается непосредственно связанным с восточнославянской традицией культа прп. Параскевы Эпиватской и опосредованно - с византийским культом прп. Феофана Начертанного. Прилагается публикация рукописного Канона прп. Евфросинии Суздальской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CANON OF ST. EUPHROSYNE OF SUZDAL (MID-EIGHTEENTH CENTURY) AS A REFLECTION OF ST. PARASKEVA EPIVATSKAYA CULT

The article focuses on the Canon for St. Euphrosyne of Suzdal, known in a single manuscript copy of the mid 18th c. It consists of Church Slavonic hymns borrowed (with minimal editorial changes) from the “East Slavonic” hymnographic Office for St. Paraskeva of Epivates (Petka of Tǎrnovo), which in its turn is a secondary adaptation of the Church Slavonic translation of the anonymous Byzantine hymnographic Office for St. Theophanes Graptos. The hymns of the “East Slavonic” version of the Office for Paraskeva of Epivates (October 14) were readdressed to Euphrosyne of Suzdal (September 18 and 25) on the basis of the same saint title (venerable woman) and, possibly, the relative closeness of their liturgical commemoration. Thus, the ecclesiastic veneration of St. Euphrosyne of Suzdal is directly related to the East Slavonic tradition of the cult of St. Paraskeva of Epivates and indirectly - with the Byzantine cult of St. Theophanes Graptos. Attached is the publication of the manuscript Canon for St. Euphrosyne of Suzdal.

Текст научной работы на тему «КАНОН ПРП. ЕВФРОСИНИИ СУЗДАЛЬСКОЙ (СЕР. XVIII В.) КАК ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТА ПРП. ПАРАСКЕВЫ ЭПИВАТСКОЙ»

DOI: 10.51255/0130-0865_2021_40_150

С. Ю. ТЕМЧИН

КАНОН ПРП. ЕВФРОСИНИИ СУЗДАЛЬСКОЙ (СЕР. XVIII В.)

КАК ОТРАЖЕНИЕ КУЛЬТА ПРП. ПАРАСКЕВЫ ЭПИВАТСКОЙ

В предыдущей работе было показано, что песнопения прп. Параскеве Эпиватской (Петке Тырновской), в том числе канон с инципитом Моего рлзоуш твоими молитвлми... (6-го гласа), характерные для «древнерусской» редакции ее службы (помещается в современных обиходных Минеях Московского патриархата под 14 октября), является переработкой церковнославянского перевода анонимного византийского канона прп. Феофану Начертанному (11 октября). Отсюда заимствованы некоторые стихиры и все тропари канона, кроме 2-го в 7-й песни, который восходит к Службе преподобной жене в составе церковнославянской Общей минеи нового типа (восточнославянские списки с начала XV в.), ныне используемой Русской православной церковью в качестве обиходной1.

Тот же церковнославянский переводной канон Феофану Начертанному послужил источником трех тропарей 1-й песни русского канона прп. Марону (Марою) Сирийскому, составленного не ранее 80-х годов ХУШ века2 и опубликованного под 14 февраля в так называемых «Зеленых минеях» (Москва, 1978-1989). В результате канон Марону имеет тот же инципит Моего рлзомл твоими молитвами., хотя к исходному канону прп. Феофану восходят лишь тропари начальной (1-й) песни, кроме 3-го (т.е. последнего рядового).

В середине ХУШ века канон Параскеве Эпиватской Моего рлзомл твоими молитвами., основанный на переводном каноне Феофану Начертанному, был переадресован прп. Евфросинии Суздальской: соответствующий текст отсутствует в обиходных «Зеленых минеях» (где под 18 сентября читается служба суздальской святой, 2-й канон которой составлен суз-

1 Темчин С. Ю. «Древнерусские» песнопения прп. Параскеве Эпиватской (14 октября) как переработка переводной Службы прп. Феофану Начертаному (11 октября) // Петербургский исторический журнал. 2020. № 4. С. 95-104.

2 А. О. Н., Л. О. В., Шевченко Э. В. Марон // Кирилл (ред.). Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 44. С. 83.

150

© Темчин С. Ю, 2021

дальским книжником Григорием в середине XVI в.)3, но содержится в рукописи указанного времени (Москва, Российская государственная библиотека, собр. В. М. Ундольского (ф. 310), № 112, Канон Евфросинии Суздальской, сер. XVIII в., 18 л.)4. Текст этого списка издается в приложении к настоящей работе. Он завершается молитвой к прп. Евфросинии, в тексте которой упоминается императрица Елисавета Петровна (1741-1761).

Содержащиеся здесь гимны Евфросинии Суздальской заимствованы из «древнерусской» редакции Службы Параскеве Эпиватской, а не непосредственно из переводной церковнославянской Службы Феофану Начертанному: здесь присутствует тот же тропарь (2-й в 7-й песни), восходящий к Общей минее. При этом в 3-м тропаре последней (9-й) песни канона прп. Евфросиния ошибочно названа Евфимией (публикуемый ниже текст содержит и иные признаки небрежности писца: в публикации они отмечены).

При заимствовании песнопений Параскеве Эпиватской в Канон Евфросии Суздальской их смысловая адаптация почти не производилась. Можно указать лишь единичные случаи содержательно значимых замен: Пнстынное и кезмодвное житТе ^ Постное и безмолвное житТе (тропарь 4-го гласа); СвЪтоподлтельныщи твоими клистлньми ^ СвЪтодлтельныщи твоими млтвлми (1-й тропарь 5-й песни); кезкожныхъ же пислнТд ^ кекожнЫ же шлтлнТд (3-й тропарь 6-й песни); Покорствнющи людемъ ^ Покорствнющи цремъ (богородичен 9-й песни); воинств« нлшемя нл сопротивныд длждь пок^ды ^ iмперлтрщt ншеи нл сопротивныд длждь пок^ды (там же).

Гимны «древнерусской» редакции Службы Параскеве Эпиватской (14 октября) были вторично соотнесены с Евфросинией Суздальской (18 и 25 сентября) на основании тождественного лика святости (преподобная жена) и, возможно, относительной календарной близости богослужебного поминовения обеих святых. Таким образом, церковное почитание прп. Евфросинии оказывается непосредственно связанным с восточнославянской традицией культа прп. Параскевы Эпиватской (Петки Тырновской) и опосредованно - с византийским культом прп. Феофана Начертанного.

Ниже публикуется Канон Евфросинии Суздальской по рукописи середины XVIII в.: Российская государственная библиотека (Москва), собр. В. М. Ундольского (ф. 310), № 112, 18 л. Надстрочные знаки не воспроизводятся, словоделение упорядочено мною, заглавные буквы оставлены лишь в начале тропарей и при написании имен.

3 Клосс Б. М., Маштафаров А. В., Басова М. В. Евфросиния Суздальская // Алексий II (ред.). Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С. 518; [Аноним]. Григорий // Алексий II (ред.). Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 12. С. 559.

4 Викторов А. Е. (ред.). Славяно-русские рукописи В. М. Ундольского, описанные самим составителем и бывшим владельцем собрания с № 1 по 579. С приложением очерка собрания рукописей В. М. Ундольского в полном составе. М., 1870. Стб. 126.

Клнонъ преподобные, и клговЪрные кжни, Еу-вросинТи с8ждллскТе троплрь гллсъ. д.

Постное и кезмолвное, житТе возлюкивши, и во слЬдъ женихл Хртл твоегш оусердно потекши, и тогш клгое иго во юности своеи вземши кртнымъ знлмеш1 к мысленнымъ врлго м8жески вооруживши сд, постническими подвиги, постомъ и млтвлми и слезными клплдми, оуглТе стрлстеи оуглсилл еси достосллвнлд Еу-вросинТе, и ннЬ в' нкеснЬмъ чертозЬ, с мудрыми двлми предстодщТи Хрт8, моли ш нлсъ почитлющихъ, чтн8ю плмдть твою.

сллвл i ннЬ кго: Еже й вЬкл оутленное, и лггеломъ несвЬдомое тлинство токою кце с8щи нл земли ивисд кгъ, в неслитномъ соединенТи воплощлемъ, и крть волею нлсъ рлди воспрТимъ имже воскресивъ перводлннлгш спсе й смерти дши ншл.

пЬснь д iрмосъ. Шкш по с8Х8 пешешествовлвъ ^ь, по кезднЬ стоплми гонителд флрлшнл видд потоплдемл кг8 покЬдн8ю пЬснь поимъ вопТдше.

припЬвъ. Преподокнлд мти, и клпжЬрнлд кнжнл Еу-вросинТе моли кгл ш нлсъ. Моегш рлз8мл твоими млтвлми, мрлкъ йжени ЕуфросинТе пркнлд, дл воспою сллвн8ю твою плмдть и свЬтоносн8ю.

Шкш рЬкл оустремисд й сТшнл сллвнлд ЕфросинТе, нлпоилл еси stлw кжественными стр8дми вЬрны1хъ сонмы, вопТющи гдви поемъ пЬснь нов8ю.

сллвл: Ежтвенными сТднТи, дш8 свою, шзлривши ЕфросинТе сллдострлстТе плоти, воздержлнТд попллилл еси, шгнемъ, поющи истинн8ю пЬснь Хрт8.

и штЬ: СвЬтлыщи л8члми твоегш снл кце просвЬти шмрлченн8ю мою дш8, и стрлсте см8щенТе твоими чтлд оукроти ходлтлиствы.

пЬснь г iрмосъ. НЬсть стъ икоже ты ггди кже мои, вознесыи рогъ вЬрны твоихъ клже, и оутвердивыш нлсъ нл клмени, исповЬдлнТд твоегш.

Ты исполниллсд еси м8дрлд мти ЕуфросинТе, кжественнлгш дхл, и ивиллсд еси питлющи коглтно, клгочестТд животны словомъ зрдщТд к текЬ.

й повелЬнТи Кжественнлгш сТднТд, просвЬтилл еси, всеклженнлд, ЕуфросинТе, йгнлвши всю еретическую sлок8, жизнодлвц8 Хрт8 воспЬвлющи стъ еси гди.

сллвл: Нл гор8 кжтвенны докродЬтелеи, востеклл еси, ЕуфросинТе и во шкллкъ видЬнТи приникши сочетлллсд еси съ кгомъ, рлз8мныд скрижлли прТимши злконл клгодлтнлгш.

и ннЬ: Се лЬствицл шювлд, юже видЬ иногдл оутверженн8, нл неиже оутверждлшесд Кгъ, свЬтоноснл чтлд, ивисд двтв8ющи. сЬдлленъ гллсъ д

Швисд прпкнлд ЕуфросинТе, цркви икш иное слнце, шзлрдющи сТю молнТдми чюдесъ твоихъ, и просвЬщлющТи вЬрою вопТющи ти, рлд8исд постницъ похвлло и двъ оодокренТе,

сллвл i ннЬ кго: ПречтЬи р8цЬ твои дво мти простерши покрыи оуповлющТд нл тд, и сн8 твоем8 зов8щТд, всЬмъ подлждь Хрте млти твод.

пЬснЬ д iрMOCЪ. Хртосъ мод силл кгъ и гдь, чтнлд црковь, кголЬпно поетъ взывлющи, й смыслл чистл, ш гдь прлзн8ющи.

ПощенТемъ прпкнлд ЕуфросинТе, секе шчистивши, всд свЬтл исполнилл еси, и всд свЬтл исполнилл еси, и всд кговмЬстнлд поклзлллсд еси, и всд ивиллсд еси дХ8 сопричлстнл.

Гллдомъ оумордющи лютЬ, sлое юности игрлнТе, ЕуфросинТе клженнлд, и постническлд терпиши колЬзни, й совЬсти ш гдЬ. веселдще сд.

идвд: Оклиcтдeши идвнда Еyфpocинïe жите иcпpдвдeнïи и wкoщpeннд ивиддcA ecи икш Хтовъ меть, cc-цдющи, демонасдА <o^pe [читай: oo'ХищpeнïA - С. Т.] кжтвеннымъ дхомъ oo'кptпдAeмд.

и нн-Ь: СвЬтидникъ вcecвtтдыи, кжТвенндА тpдпeзд, кма ceдeнïи, кивотъ и жeздъ ^оцв-тши в м^Ь xpra ты авиА^А ecи, мти дво.

пЬшь с ipмocъ. Ежшмъ cвtтoмъ твоимъ кЛЖe, «от^нюющих ти дши дюковТю щ^и модю ca, та вЬдЬти cлoвe кжТи, истинна кгд, ш мpдкд гptхoвъндгw взывдющи.

СвЬтоддтедьными твоими млтвдми Еyфpocинïe, мpд^н8ю тм8 пoтpeкидд em epeTO4eci?8ro, и кгозндш'А cвtтoмъ обивши ca, ^ов^деши миpд коцы.

TeKe вcи здcт8пниц8 им8щe дocтoинo идвимъ Еyфpocинïe ты ко ивиддcA em дггдомъ co^ct^^i, и двъ oкpдшeнïe мти ^и^да.

cддвд: Ввид^А em мти Еyфpocинïe cвtтoздpндA, здкд8ждшимъ п8тeвoдитeлницe, вддющимcA пpдвитeдницд и кoдeкдющихcA въ дютыхъ твepдocть и cT-нд нep8шимд.

и HHt: Дoкpoтд шновда, южe воздюки кгъ, и вceдиcA [читай: вceлитиcA - С. Т.] из^д земныхъ cЛвд и ^ик-жище гptшдщн ты кЦe авиА^А ecи.

п-Ьшь s ipмocъ. Житеиисое мope, вoздвиздeмoe 3pA ндпдcтeи к8peю к тихом8 ^mr^-щ8 твoeм8 ^итекъ вопТю ти, вoзвeди шли животъ мои многомлтиве.

СïAeши икоже инце, ST^pH^i д8чи пpeкДЖeнндA Еyфpocинïe, •тдегь иш8щдющи, похвддАющихъ твоа пocтныA тp8ды, и дивныА подвиги.

^eiT® вдчц8 кц8 похвддАющи чтно изыкомъ твоимъ Kгoм8дpдA Еyфpocинïe, во^ пЬвши cдoвecд cвtтoздpндA, вtpныхъ coнмищд м8дpt одд оомдщдющи.

cддвд: Ндпиcднныи вce^ecтныи и ггыи oкpдзъ дюкeзнo дoкыздeши, кекожны жe шд-тдн'1А пoтpeкдAeши, и тЬхъ KfoмepзcкдA и кeзкoжндA поведЬшА, пoплeвдeши, и возвЬ-щдeши чть и покдонеше oкpдзд х^товд.

и нынЬ: Eca хотЬшемъ cвoимъ cocтдвивыи кгъ и coдepжди вcA^ecкдA, шпианк тeлece нд твоихъ p8кдхъ дepжитcA ^eiTiA, ижe кжтвенны c8щecтвoмъ, нешпиинны. конддкъ глд s

Ст8ю вcи здпт8пниц8, c8щимъ в кЬддхъ кДfo^ecтнo вocпoимъ, Еyфpocинïю вce^ecтн8ю, тд ко жите октавши тдЬнное, и нетдЬемое ^Тать, во в-Ьки, cefo pдди идв8 ш^Ьте чюде-cъ, клгоддть кжшмъ поведЬшемъ. ÏTOcb

Придите moraiedMe «иовТе, придите чистоты pÄimw, придите пpдзнoлюкцы вcAкъ вoзpдcтъ, пЬшми дховными вocхвддн п8cтыннoдюкн8ю fopдиц8, постниковъ по-Хвдл8 двъ oкpдшeнïe, модчдднико oo^perfie, печддны оотЬшитедниц8 и c8 [читай: и c8щй - С. Т.] в' к-Ьддхъ cкopoпocд8шн8ю помощниц8, кfoм8дp8ю (^pomMíro точдщ8ю вгЬмъ ищ-лешА, ш^Ьте ко клгоддть кжТимъ велЬшемъ.

пЬшь t ipмocъ. Рocoддтeдн8 о<ко пещъ «д-лд дггаъ ^пёнымь oTpono хдлдеи шпддаю-Щ1А ведЬше кме, м8читедА <вЬщд вопити кДfocдoвeнъ ecи кже оцъ ншихъ.

ИcпpдвдAющи ты cдoвo женихд х^тд том8 нeвoзвpдтны жеддшемъ, пocдtдoвддд ecи, гдоимени [читай: гдоименитдА - С. Т.] (^pom^íe, вопТющи кл^мовень кгъ оцъ ншихъ.

Дoкpoты тдЬющ1А Еyфpocинïe пpкндA нeкpeгдд ecи, cмoтpAющи тдмо c8щД воздданТа, и п^Гадд ecи cДв8, нecтдptющ8ю ca, кжТю кpдcoт8 и вeceдïe.

идвд: Р'ки твои cлoвecъ, медоточны Eyфpocинïe, члвковъ дши вeceлиcA кжеп'веннд-гш иcпoлнAeши, xвдлocлoвAщй п'шми кга пpeпpocлдвлeнндгш.

и нн': Нд тек' ^'aca великое дво мТи тдинcтвo, шъ кжТи из чpeвд твоегш воплоти ca, и всЪмъ иви ca, ем8же вeceлAщecA по1 оцевъ кже кЛfocлoвeнъ ecи.

п'шь н ipмocъ. Hc плдмене пpкнымъ poce игточилъ ecи, и ^Ёндга жepтв8 водою попдлилъ еш, вcA ко твopиши xpTe токмо еже xorfrra та ^евозношмъ во вcA в'ки.

По здкон' очи, здконъ штечеаси вceкЛжeнндA, иcтиннoю нocAщи, дeмoнcкдA лицд, поплевдлд еш, гГне вoшкpджeнïe кЛfoчecтнo локыздющи, еже п^Гимъ в м^', ивишдcA ш двы шpoкoвицыI, егоже ^евозношмъ во в'ки.

Оумъ кжТвенъ и ди ^emre) г8иь вcecoчeтдннд, cлдвiи до^о^^ивы, вtpнЫ по-xвдлд вepxoвндA, пpдвocлдвÏA cтoлпe и oтвepждeнïe м8дpoe, цpкoвнoe пpдвилo, мoндxинь cлдвд, и вс^ъ ^кны^ъ oo^perne ивилдcA еш поющи xpra во в'ки.

ивл: Мypoпoлoжницд дуд ^eAra мТи пoкдздлдcA ecи, изл'Ашемъ мipд, кЛговон-ны^ъ твoиxъ и м8дpыxъ оученш, пoтpeклAющи пpeлecти sлocмpддн8ю тлю и клтонп,в8А нpдвoмъ твоимъ Eyфpocинïe, чтнею цЁ^^к зовещи, нeпpecтдннo п'шьми та пpeвoнocимъ xpTe во в'ки.

и нн': e^ía гopд течндА, еАже ^доцъ двдъ оуАшивъ дpeвлe, поа пppoчecки, ты ивилдcA дво, ш неАже шceчecA кдмень, кpдe8гoльныи XpТocъ и «^еши icptrocTb идол-cк8ю, тогш ^^ecT^™ поемъ, и пpeвoзнocимъ во в'ки.

п'шь ❖ ipмocъ. Егд чЛвкомъ незможно вид'ти нд неюже не cмtють чини дffлcтïи в^дти, токою ко вceчтдA ив^А члвкомъ, иово воплощенно егоже величдюще, гъ нкны-ми вои та оукЛждемъ.

^кpдшeннд нecкдздннoю кГoм8дpдA дoклecтïю, и oпeщpeннд, й'Анми cвtтлtишими, pддocтнo пpeкЛжeнндA пpeдcтoиши ПpТoл8, зиждителА кгд, идЬже пpдзн8ющиxъ глдcъ кГoм8дpдA Eyфpocинïe.

Пocoкcтв8ющ8 та xpT8 цpкви, члвкооукшцд зptти не могш, иcк8шeнÏA тек' пpocтиpдeть окдче нeпpeклoннд пpeкывши мыcлeннЫ вpдгoмъ, пpoтивилдcA ecи, дoклecтвeннo пoклднAющиcA о^дз8 XpТoв8, кГoм8дpдA Eyфpocинïe.

ивд: Твоид'ь подвиговъ дocтoин8ю п^алд ecи почесть, и в'нценошцд нн' нд нй^ь co дгглы, ликoвcтв8ющи, идЬже пppчecки coнмъ, i дплъ и мчнкъ вoиcтиннy вoинcтвд многд, идЬже пдтpïдpxoвъ ликoвcтвoвднÏA многд, поминди ндcъ ^пкнда мТи eyфимïe [sic! - С. Т.].

и нын': Пoкopcтв8ющи цpeмъ вtpнымъ во ^дн'^, iмпepдтpiцt ншеи нд coпpoтивныA ддждь пок'ды, кГopoдитeлницe, пoкpывдющи ш вcAкдгш ндв'тд, вpдгoвъ мТи кгд cлoвд нeиcк8coкpдчндA, чтда, дд твоегш шд поюще та величдемъ. мЛТвд ^кнои Eyфpocинïи

Ю пpexвдлндA и цeлoм8дpeндA ^кндА кЛfoвtpндA, кнжнд Eyфpocинïe, кто око изpeчeтъ пpecлдвндA твоа чюдoтвopeнÏA, ивленндА, и неивленндА, не точТю ко о ^окд твоегш c в'^ою пpиxoдAщe и^лешА пpïeмлютъ, но изддлече ^изытдюще има твое, cïoe, oвpдчeвдx8CA ш мнoгиxъ soлъ, ш ceгo ко ов'мы пpeпoдoкндA, икш и шкитель cвoю ш ндшecтвÏA кдтыевд изкдвилд ecи, i икш дoклcтвeннe молиш^А ш ндcъ влц' xpT8 кг8 ншем8, и пpeчюдндA ко твоа oy^tpAe ндcъ иконд, вид'го ко днecь пpecлдвндA твоа

чюдотворенТд, икш w живд тЬлд w окрдзд твоегш поты исходдщд, и многш исцЬленТд твордщд, к рдцЬ мощеи твоихъ с вЬрою приходдщимъ, i шселе не престди молити сд, венценосице пркндд, предстодщи жених« Хрт8 своем« кг8 и влцЬ, ш держдвЬ сродницы твоед клплестивЬишТд сдмодерждвнЬишТд, великТд Гдрни ндшед, iмпeрдтрiцы Елисдвети ПетровнЬ, всед Россш, сохрдни шклдсти ед w врдговъ корителствд, нендв-там-и кыти, и ндсъ млтвдми твоими сподоки, ш хртд кгд млть шкрЬсти в' днь с«дны, нынЬ и прнш и во вЬки вЬковъ, дминь.

РЕЗЮМЕ

Статья посвящена рукописному Канону прп. Евфросинии Суздальской, известному в единственном списке середины XVIII в. Он составлен из песнопений, заимствованных (с минимальными редакторскими изменениями) из «древнерусской» редакции Службы прп. Параскеве Эпиватской (Петке Тырновской), которая в свою очередь является адаптацией церковнославянского перевода анонимной византийской Службы прп. Феофану Начертанному. Гимны «древнерусской» редакции Службы Параскеве Эпиватской (14 октября) были вторично соотнесены с Евфроси-нией Суздальской (18 и 25 сентября) на основании тождественного лика святости (преподобная жена) и, возможно, относительной календарной близости богослужебного поминовения обеих святых. Таким образом, церковное почитание прп. Евфросинии оказывается непосредственно связанным с восточнославянской традицией культа прп. Параскевы Эпи-ватской и опосредованно - с византийским культом прп. Феофана Начертанного. Прилагается публикация рукописного Канона прп. Евфросинии Суздальской.

SUMMARY

The article focuses on the Canon for St. Euphrosyne of Suzdal, known in a single manuscript copy of the mid 18th c. It consists of Church Slavonic hymns borrowed (with minimal editorial changes) from the "East Slavonic" hymno-graphic Office for St. Paraskeva of Epivates (Petka of Tárnovo), which in its turn is a secondary adaptation of the Church Slavonic translation of the anonymous Byzantine hymnographic Office for St. Theophanes Graptos. The hymns of the "East Slavonic" version of the Office for Paraskeva of Epivates (October 14) were readdressed to Euphrosyne of Suzdal (September 18 and 25) on the basis of the same saint title (venerable woman) and, possibly, the relative closeness of their liturgical commemoration. Thus, the ecclesiastic veneration of St. Euphrosyne of Suzdal is directly related to the East Slavonic tradition of the cult of St. Paraskeva of Epivates and indirectly - with the Byzantine cult of St. Theophanes Graptos. Attached is the publication of the manuscript Canon for St. Euphrosyne of Suzdal.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

церковнославянская гимнография, переводы с греческого на церковнославянский, св. Параскева Суздальская, св. Параскева Эпиватская (Петка Тырновская), св. Феофан Начертанный

KEYWORDS

Church Slavonic hymnography, translations from Greek into Church Slavonic, St. Paraskeva of Suzdal, St. Paraskeva of Epivates (Petka of Tarnovo), St. Theophanes Graptos

БИБЛИОГРАФИЯ

[Аноним]. Григорий // Алексий II (ред.). Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 12. С. 559-560.

А. О. Н., Л. О. В., Шевченко Э. В. Марон // Кирилл (ред.). Православная энциклопедия. М., 2016. Т. 44. С. 82-87.

Викторов А. Е. (ред.). Славяно-русские рукописи В. М. Ундольского, описанные самим составителем и бывшим владельцем собрания с № 1 по 579. С приложением очерка собрания рукописей В. М. Ундольского в полном составе. М., 1870.

Клосс Б. М., Маштафаров А. В., Басова М. В. Евфросиния Суздальская // Алексий II (ред.). Православная энциклопедия. М., 2008. Т. 17. С. 517-526.

Темчин С. Ю. «Древнерусские» песнопения прп. Параскеве Эпиватской (14 октября) как переработка переводной Службы прп. Феофану Начертанному (11 октября) // Петербургский исторический журнал. 2020. № 4. С. 95-104.

REFERENCES

[Anomim]. Grigorij // Aleksij II (red.). Pravoslavnaja ènciklopedija. Moskva, 2006. T. 12. S. 559-560.

A. O. N., L. O. V., Sevcenko È. V. Maron // Kirill (red.). Pravoslavnaja ènciklopedija. Moskva, 2016. T. 44. S. 82-87.

Viktorov A. E. (red.). Slavjano-russkie rukopisi V. M. Undol'skogo, opisannye samim sostavitelem i byvsim vladel'cem sobranija s No. 1 po 579. S prilozeniem ocerka sobranija rukopisej V. M. Undol'skogo v polnom sostave. Moskva, 1870.

Kloss B. M.., Mastafarov A. V., Basova M. V. Evfrosinija Suzdal'skaja // Aleksij II (red.). Pravoslavnaja ènciklopedija. Moskva, 2008. T. 17. S. 517526.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.