УДК 253/218:616-052
Галушкин Александр Владиславович врач-реаниматолог, Россия, г. Севастополь, galushkin_a_v@mail.ru
Канон бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет и его значение для тяжелобольных
Аннотация: В данной статье рассматривается канон «На разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». Исследуется формирование данного канона и его связь с отходной молитвой. Особый акцент делается на покаянном характере канона. Проводится сравнение чтения указанного канона и эвтаназии. Подчеркивается необходимость воцерковления для преодоления страха смерти и подготовки к вечной жизни.
Ключевые слова: канон о долгостраждующем; отходная молитва; страх смерти; покаяние; миссия в больничных учреждениях; воцерковление; вечная жизнь.
Galushkin Alexander.V resuscitator, Russia, Sevastopol, galushkin_a_v@mail.ru
The canon «a person who has been suffering for a long time for the permission of the soul from the body» and the meaning of its reading for the seriously ill
Abstract: This article discusses the canon «on the resolution of the soul from the body, a person always suffers for a long time». The formation of this canon and its connection with the departure prayer are investigated. Special emphasis is placed on the penitential character of the canon. A comparison is made between the reading of this canon and euthanasia. The need for church formation to overcome the fear of death and prepare for eternal life is emphasized.
Key words: the canon of the long-suffering; departure prayer; fear of death;
repentance; mission in hospital facilities; church formation; eternal life.
Современное состояние медицины позволяет продлить жизнь пациентов с различными тяжелыми заболеваниями и травмами. При этом существует определенное количество так называемых «бесперспективных больных», то есть, когда нет шансов на выздоровление и возвращение их к полноценной жизни. Также у определенной категории больных (примером может служить онкопатология) не всегда эффективен доступный в настоящее время арсенал обезболивающих средств. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» глава XII, для данных ситуаций есть рекомендация обращения к Богу с молитвой: «Разреши раба Твоего нестерпимыя сея болезни и содержащия его горькие немощи и упокой его, идеже праведных Дуси» (Требник. Молитва о долгостраж-дующем) [11]. Таким образом, если возможности медицины исчерпываются и постоянные молитвы о здравии пациента (конечно необходимы и спасительные Таинства Церкви) не имеют успеха в облегчении телесных страданий, то священник рассматривает возможность чтения канона «Бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет».
Чтение данного канона порождает некоторые проблемные моменты:
1. Страх маловоцерковленных пациентов и их родственников перед чтением канона, что по большому счету можно трактовать как страх перед смертью.
2. Сомнение родственников по поводу моральной причастности к кончине больного.
3. Этические моменты чтения указанного чина у бессознательных.
Если анализировать название канона и современные обстоятельства, при которых он читается, то можно определить цель данных молитвословий как ускорение окончания земного жизненного пути больного человека и способствование переходу к вечности.
Рассмотрим историю канона, его состав, назначение молитвословий, а также разберем вышеуказанные проблемные этические моменты при чтении данного канона.
«Канон, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет» находится в Требнике и Иерейском молитвослове. Состоит канон из: Возгласа священника «Благословен Бог наш...», «Обычного начала»: Трисвятого по «Отче наш.», Господи помилуй (12 раз), «Приидите, поклонимся.. .»(три раза). Последовательно читается три псалма: 65-й, 142-й, 50-й. Далее следует Канон с
ирмосом «Яко по суху...». По 9-й песни идут две молитвы: «О душе судимей», «О долгостраждующем умрети»- нарочитая молитва. Отпуст (в некоторых изданиях отсутствует)[16].
Среди ряда священников есть отождествление канона «Бываемого на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет» и «Канона молебного ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице Матери Господни, при разлучении души от тела всякого правоверного» (отходная молитва).
Отходная молитва представлена началом, аналогичным у вышеуказанного канона. Дальше читается только один пятидесятый псалом. За ним канон с ирмосом: «Яко по суху.». По 6-й песни идет кондак, который известен из «Великого покаянного канона прп. Андрея Критского» - «Душе моя, Душе моя ...». По 9 -й песни: «Достойно есть.». В завершении одна молитва священника на исход души [16].
Как следует из полного названия канона «молебного при разлучении души от тела всякого правоверного», цель его - чтение на смертном одре каждого умирающего, независимо от болезней и тяжести предсмертных страданий, в момент непосредственного перехода от жизни к смерти.
Несмотря на различие в составах молитвословий обоих канонов и целей, их отождествление имеет исторические основания и общий мотив предсмертного покаяния.
До церковной реформы патриарха Никона в богослужебных печатных книгах оба канона были в одном последовании, называемым: «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда брату изнемогающу». В русском дониконовском названии канона никак не выделяется длительность предсмертных мук человека, а просто указывает на момент окончания жизни. Канон состоял из обычного начала, одного псалма, канона на исход души и канона Пресвятой Богородице, от лица человека умирающего и не могущего уже говорить.
По мнению святителя Афанасия (Сахарова), исповедника епископа Ковровско-го, соединение обоих канонов «О долгостраждующем» и «Отходной молитвы» очень удобно, «так как и тот и другой каноны одинаково соответствуют и безболезненному и бесстрадальческому разлучению души от тела» [3]. В наше время также в некоторых изданиях встречается практика объединения канонов. Например, в Псалтири и канонах, чтимых по усопшим, оба канона «по указанию святителя Афанасия (Сахарова), объединены в одно Последование при разлучении души от тела всякого правоверного» [14]. Смысловое разделение канонов может
быть во времени чтения. Так у одного и того же тяжелобольного человека после чтения канона «О долгостраждующем» может пройти достаточно продолжительный промежуток времени до необходимости чтения «Отходной молитвы», то есть непосредственно умирания. Указанный факт оправдывает разделение канонов.
Возвращаясь к анализу чина «Бываемого на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет» отметим, что в современном виде он представляет собой соединение трех элементов, которые имеют различное происхождение.
1. Молитвы «На душу судимую», известной по древним рукописям византийского Евхология. Молитва первоначально помещалась в отдельном перечне на разные случаи жизни.
2. Канона «На исход души». К нему примыкают молитвословия и псалмы.
3. Разрешительных молитв священника в количестве одной или двух, имеющих параллели в чине исповеди и появившихся с XVI века в Последовании на исход души [5, с.48].
В древнегреческом богослужении встречается ряд молитв «На исход души». Одни молитвы предназначались для чтения на смертном одре всех верующих, другие же молитвы предназначались для чтения над находящимися под епитимьей и не могущим ее выполнить и получить разрешение. Данные молитвы в греческой церкви иногда соединялись с Последованиями на исход души, которые состояли из канонов Иисусу Христу и Богородице. Последования так же, как и молитвословия, делились на две группы:
1. Для любого умирающего христианина.
2. Для «души судимой», то есть человека, находящегося под запрещением Церкви [9].
Святитель Афанасий (Сахаров) указывает, что молитва канона «О душе суди-мей», та же самая, что и в каноне на исход души, только с редакционными изменениями и небольшими сокращениями [3].
Самый древний из известных списков канона «На исход души» 2-й половины XII века находится в Часослове. Канон помещен после всех служб суточного круга и молитв перед сном. Есть предположение, что и рассматриваемый канон предназначался для келейного чтения ночью. Наличие канона не в Евхологии, а в Часослове также может доказывать, что первоначальное предназначение текста носило характер личного молитвенного правила [5,с.49]. Если канон использовался в составе молитвенного правила перед сном, то, по мнению Виноградова А.Ю. и Желтова М.С., он мог смешаться с использовавшимися в качестве келей-
ных молитв перед сном тропарями Великого канона прп. Андрея Критского. «Это позволяет объяснить появление атрибуции прп. Андрею Критскому» [5,с.51]. Канон, который входит в «Чин бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет» святитель Афанасий (Сахаров) называет «умилительный канон, творение Андрея Критского» [3].
Наличие трех псалмов канона на разлучение «души от тела», вместо одного в отходной молитве святитель Афанасий (Сахаров) объясняет мотивом усиления молитв при более значительных страданиях умирающего.
Канон связан с практиками синайского или палестинского монашества и главным образом одним из важнейших руководств по аскетике произведением преподобного Иоанна Лествичника «Лествица». Повествование в каноне, по всей видимости, от лица монаха и братия, которые собираются вокруг умираюшего, скорее всего монахи. Здесь можно проследить прямую параллель с 5-й главой «Лествицы»: «Осужденники сии, видя, что кто-нибудь из них приближался к кончине, окружали его, когда он еще был в полной памяти.» [6,с.76].
Говоря о содержании канона, видим, что душа долгостраждущего ищет молитвенной помощи у всей Церкви, призывая ангелов и братиев, всех «благочестиво в житии поживших» в песни 1-й, просит «совоздохнуть и соплакать» песнь 8-я. Наблюдаются этапы перехода от приготовления к смерти до предварительного решения участи в загробной жизни. Страждующий в 1-й песни говорит о присутствии возле него ангелов и демонов. Описываются предсмертные муки в 3-5 песнях с попытками бесов забрать душу в ад. Параллельно страждующий просит молитв о нем ангелов и братий. В 5-й песни описано закрытие глаз и уст, так что уже нет больше возможности посмотреть на образ Божией Матери и с молитвой обратиться к Архангелу Михаилу, которому со времен раннего христианства определяли роль проводника души в иной мир. Упоминание воззрения на икону (образ) Божией Матери позволяет говорить о дате произведения после 843 г. [5,с.49]. В песни 6-й страждующий дает распоряжение о своем теле. Просьба не погребать его тело в землю, но бросить на растерзание псам. Виноградов А.Ю., Желтов М.С. в данной просьбе страждущего также видят параллель с аскетическими воззрениями «Лествицы». «Когда сии добрые граждане страны покаяния отходили ко Господу. видевший себя при конце жизни.умолял и заклинал великого авву, чтобы он не сподоблял его человеческого погребения, но как скота, повелел бы предать тело его речным струям, или выбросить в поле на съедение зверям.» [6, с.75-76]. Далее в каноне вопрос: «Какая польза, когда
душа будет ввержена в страшные муки, а телу отдадите почести?». «Проходящие мимо увидят кости, которые несут псы и воззовут к помощи Владычице о душе этого окаянного тела». Выставляется в очередной раз приоритет спасения души страждущего. Тело подверженное болезням и тлению имеет меньшее значение.
В седьмой песни идет описание приведения ангелами души на суд Божий. 8-я песнь повествует о связанной демонами душе, не получившей оправдания на суде Божьем. Ангел-хранитель остался единственным собеседником. 9-я песнь о нахождении в аду в полном удалении от Бога, ожидая всеобщего воскресения. «Плачите о мне и рыдайте, адово дно и бездна, и червь и тартар.». Осужденный на муки обращается с последней просьбой к Божьей Матери о ее ходатайстве к Иисусу Христу, чтобы Он все-таки был снисходителен к грешнику, оказавшемуся в аду.
Следовательно, канон имеет глубокий покаянный мотив. Некоторое недоразумение может вызывать молитва «О долгостраждующем». Вопрос в том, нет ли у канона некоторого аналога с эвтаназией. Эвтаназия приводит к смерти тяжелобольного и прекращению видимых телесных страданий. Канон содержит просьбу о прекращении мучений и упокоении страждующего. Важнейшие отличия канона «О долгостраждующем» и эвтаназии (активной и пассивной) заключаются в следующем:
1. Только Богу принадлежит абсолютная власть над жизнью и смертью (см.1 Цар.2,6). При активной и пассивной эвтаназии человек принимает решение об остановке жизни другого человека, вмешиваясь в то, что может давать и забирать только Господь. В каноне же только ходатайство перед Богом о прекращении страданий и упокоении. Окончательное решение с завершением земной жизни здесь принадлежит Богу.
2. При активной эвтаназии смерть наступает быстро фактически в 100% случаев, при пассивной эвтаназии проходит некоторый срок и также наступает гибель. После чтения канона «О долгостраждующем» над тяжелобольным возможны различные исходы в течение разного промежутка времени. Может наступить быстрая кончина и завершение телесных страданий. Возможно продолжение жизни в тяжелой болезни. Таким образом, продлевая страдания и время жизни, Господь дает человеку возможность совершения предсмертного покаяния. Врач-реаниматолог иеромонах Феодорит (Сеньчуков) считает возможным «.и покаяние перед Богом человека, находящегося в бессознательном состоянии, так как сохраняется синергия души и тела» [17,с.20]. Не исключено также после чте-
ния канона улучшение состояния пациента и даже выздоровление. Доктор медицинских наук, профессор, протоиерей Сергий Филимонов пишет: «После таких молитв Господь проявляет Свою волю: либо наступает быстрое выздоровление человека, либо действительно душа разделяется с телом и человек может отойти» [18, с.54].
3. При эвтаназии завершается земная жизнь и видимые телесные страдания, что наступит в жизни вечной как минимум неизвестно, а по всей вероятности, наказание, если согласие пациента на эвтаназию было добровольным. В каноне «О долгостраждующем» основной мотив именно о безболезненном переходе в вечную жизнь и существовании там. Вспоминая притчу «О богатом и Лазаре» можно говорить о том, что после смерти у Лазаря прекратились телесные прижизненные страдания, «. и псы, приходя, лизали струпья его» (Лк.16,21) и он обрел посмертное блаженство, но в то же время известно о началах адских мучений умершего богача: «И в аде, будучи в муках» (Лк.16,23). В случае эвтаназии наиболее вероятно попадание в ситуацию, когда были прижизненные телесные страдания, затем греховная смерть без должного покаяния и приобретение мучений души в вечной жизни. Акцент канона «О долгостраждующем» не столько в прерывании телесных страданий, но главным образом в ходатайстве о спасении души на Божьем суде.
4. Говоря об этимологии и значении эвтаназии (греч.еи-хорошо, бауатод танатос-смерть), получаем смысл хорошей смерти. Казалось бы, хорошая смерть и христианская кончина, которую православные просят у Господа во время богослужения, означают одно и то же. Иеромонах Феодорит (Сеньчуков), анализируя славянские и греческие тексты, приводит опровержение равенству понятий эвтаназии и христианской кончины. «В русском языке слова «кончина» и «смерть» - синонимы. В церковнославянском «смерть» - один из возможных синонимов слова «кончина». Однако в греческом не так» [17,с.16]. Используемое в ектении слово «то теХод» обозначает цель жизни буквально. «Конец, окончание, исполнение, исход, результат, решение, в то время как бауатод - означает собственно смерть» [17,с.16]. Получается, христиане испрашивают мирного окончания земной жизни и переход в вечность. Эвтаназия предлагает только быстрый исход. Следовательно, эвтаназию и понятие христианской кончины отождествлять нельзя. К тому же в наше время эвтаназия вызывает именно ассоциацию прекращения жизни у безнадежных больных. Можно сказать, что канон является реализацией права пациента как христианина на «непостыдную и мирную кончину».
Канон «О долгостраждующем» и отходная молитва в случае отсутствия священника могут (и должны) быть прочитаны мирянином у постели умирающего. Следует только заменить возгласы священника («Молитвами Святых отец наших.», вместо «Благославен Бог наш.») и опустить священнические молитвы
[3].
В случае нахождения в отделении реанимации и интенсивной терапии тяжелобольного, у которого исчерпан весь арсенал активной медицинской помощи и нет надежд на выздоровление, рекомендуется:
1. Если к православному пациенту раньше не был вызван священник, то это следует сделать как можно быстрее.
2. По желанию некрещенного пациента в отсутствии священника в случае риска смерти до прихода священника, медицинский персонал может совершить крещение «страха смертного ради».
3. По просьбе пациента, родственников; врача-реаниматолога священник читает канон «О долгостраждующем».
4. Над умирающим пациентом дежурный реаниматолог имеет право сам прочитать канон «О долгостраждующем» либо отходную молитву [1, с.213; 15, с.20].
В данном случае есть проблемные моменты:
1. Врачи-реаниматологи и медицинские сестры могут быть других конфессий.
2. Занятость врачей в необходимый момент. В качестве примера можно привести случай, когда дежурной сменой совершается комплекс сердечно-легочной реанимации по времени, совпадающем с необходимостью чтения молитвы. По действующему законодательству комплекс сердечно-легочной реанимации может не осуществляться только у пациентов в терминальном состоянии с достоверно неизлечимыми заболеваниями по заключению консилиума. Второй пример: оказание помощи другим пациентам реанимации.
3. Отсутствие воцерковления медперсонала. Незнание некоторых молитв. Действительно, незнание не освобождает от ответственности, но «а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше.» (Лк.12,48).
Поэтому очень актуальной остается православная миссия в среде медицинских работников больничных учреждений. Существует необходимость непрерывной работы православных священников и их помощников в лице требных сестер, волонтеров с врачами, медицинскими сестрами, пациентами и их родственниками
по научению и дальнейшему воцерковлению. На приходах во время проповедей о смерти и вечной жизни целесообразно касаться содержания смысла чтения указанных канонов. Пояснять значение смерти в ограничении зла.
Конечно, несмотря на степень воцерковления человека, страх смерти имеет место быть.
По причине страха смерти человек может отказываться от чтения соответствующих канонов. Маловоцерковленные люди отказываются от Таинства Соборования, считая его предсмертным приготовлением. Необходимо бороться с предрассудками путем просвещения. Также следует разбираться в причинах страха смерти. С одной стороны, можно назвать страх смерти естественным человеческим. Иисус Христос по своей человеческой природе молился в Гефсиманском саду о возможности избегания «чаши сей» (Мф.26,39). Понятно, что это нельзя назвать паническим страхом и Иисус Христос, продолжая молитву, демонстрирует полную готовность подчинения воле Бога-Отца и принятия тяжелых страданий и крестной смерти. Также в Евангелии видим отношение к смерти близких. Вспоминая эпизод смерти Лазаря: «Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его» (Ин.11, 35-36).
Страх смерти описан и у людей, прославленных Церковью в лике святых. Например, блаженная Матрона Московская перед смертью попросила пригласить священника и очень волновалась, признаваясь, что боится смерти. Священник спросил: «Да неужели и вы боитесь смерти?», «Боюсь» - ответила блаженная Матрона» [8]. Причины страха смерти в житии блаженной Матроны не указаны. Святитель Кирилл Александрийский в Слове об исходе души говорил: «Боюсь смерти, потому что она горька. Трепещу геенны бесконечной. Ужасаюсь тартара» [7]. Здесь уже понятен страх не самой смерти, а посмертной участи. В вечернем молитвенном правиле каждый православный ежедневно читает молитву прп. Иоанна Дамаскина, где встречаются слова: «Суда Твоего, Господи, боюся, и муки бесконечныя.» [13, с.60].
Таким образом, православного человека пугает не сама смерть, как переход к вечной жизни, а посмертное воздаяние из-за греховной жизни, что стимулирует на усиленное покаяние. Возможность изменить участь души перед смертью видим на примере покаяния благоразумного разбойника. «И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23,43).
Вместить знание о смерти и продолжении жизни можно, вспомнив биологию. В многоклеточном организме человека каждый час гибнет некоторое количество
клеток. Шелушится кожа, выпадают волосы и т.д. Несмотря на ежедневную гибель клеток, организм продолжает жить.
Некоторые люди больше переживают не о собственной смерти, а об оставшихся близких. В данном случае также прослеживается маловерие, больше человеко-надеяние, чем надежда на Промысел Божий. Белорусов С.А. говоря о психологии страха смерти отмечает, что смысл смерти заключается в ее преодолении, а преодолеть смерть можно любовью [4]. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин.4,16). Далее апостол Иоанн пишет: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви» (1Ин.4,18).
В силу своей совершенной любви ко Христу апостол Павел желал смерти, о чем писал в послании к Филлипийцам (см. Флп.1,23).
Священнику, беседуя с умирающим и его родственниками о смерти, как о переходном моменте, поясняя значения вышерассматриваемых канонов для облегчения участи умирающего, следует акцентировать внимание на Божественной любви и вечной жизни. По словам Митрополита Антония (Блума) Сурожского: «готовьте умирающих не к смерти, а к вечной жизни» [2]. Епископ Пантелеи-мон (Шатов) в книге «Больничный священник» приводит рекомендацию замены канонов у маловоцерковленных людей: «Раньше было в обычае читать канон на исход души. В наше время некоторые опытные пастыри рекомендуют вместо этого канона, слова которого могут испугать и смутить умирающего и его нецерковных родственников, читать другие молитвы - например, канон Божией Матери, поемый в скорби душевной» [12, с.128]. Такой подход, несомненно, может считаться оправданным у маловоцерковленных людей ввиду дефицита времени на продолжительные беседы из-за состояния тяжелобольного. Также можно рассмотреть подобный подход целесообразным, когда, напротив, у тяжелобольного по прогнозам медицинских работников, есть еще некоторое время жизни. Тогда чтение других канонов, помимо очевидной пользы для спасения души пациента, облегчение его страданий, служит этапом воцерковления. Это со временем приводит к осознанию неизбежности смерти, ее православного понимания, готовности к восприятию прочтения канона «О долгостраждующем» и согласие на чтение отходной молитвы в минуты наступления смерти.
Освещая духовную помощь пациентам в коме, протоиерей Сергий Филимонов пишет: «.когда совершенно ясно, что прогноз неблагоприятный, священник может прочитать канон на разлучение души от тела, и это сильнейшим образом
воздействует на душу. Происходит невербальное воздействие, не через органы чувств, а непосредственно на душу человека» [18, с. 54].
Обобщая все вышеописанное, можно сделать следующие выводы:
1. Когда активная медицинская помощь тяжелобольному становится невозможной и прогноз однозначно неблагоприятный Русской Православной Церковью рекомендуется чтение «Канона на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет». Перед смертью человека читается отходная молитва.
2. У канона «О долгостраждующем» и «Отходной молитвы» имеются одинаковые исторические источники формирования, их также объединяет покаянный мотив.
3. Часть указанных канонов вначале, по всей видимости, предназначалась для ежедневного келейного чтения.
4. В каноне «О долгостраждующем» заметно влияние аскетических практик, в основном «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника.
5. В отсутствии священника канон «О долгостраждующем» и «Отходная молитва» могут быть прочитаны мирянами.
6. Чтение канона «О долгостраждующем» и эвтаназию отождествить нельзя, главным образом потому, что при эвтаназии человек лишает жизни человека, а при чтении канона «О долгостраждующем» священник лишь ходатайствует о прекращении земных страданий и переходе в вечную жизнь, окончательное определение момента смерти принадлежит Богу.
7. Страх смерти в той или иной мере свойственен всем людям. Описан он также у святых. Причины страха смерти различны.
8. Труд священников и их помощников заключается в христианской миссии в больничных учреждениях и на приходе. Беседах о христианском смысле жизни и кончине, объяснения значения предсмертного приготовления, важности покаяния, что в итоге заключается в показании пути умирающим не к смерти, а вечной жизни.
Литература
1. Андрианов А., свящ. Проблема «Смерть мозга» в современном законодательстве Российской Федерации и в суждениях православных богословов// Ипатьевский вестник 2019, №1-2(7-8). - С.210-216.
2. Антоний (Блум) Сурожский митр. Материя и дух [электронный ресурс]. -Режим доступа: https://azbuka.ru/otechnik/Antoniy_Surozhskiy/materiy-iduh/ (дата
обращения 23.11.22).
3. Афанасий (Сахаров), сщисп. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. - СПб.: Сатисъ, 1995. - 233 с.
4. Белорусов С.А. Психология страха смерти// «Альфа и Омега», 1997. - №
14.
5. Виноградов А.Ю., Желтов М.С. Завещание митрополита Константина I Киевского и канон «на исход души»// Slovene 2014. - Т.3. - №1. - С.43-71.
6. Иоанн Лествичник / прп. Лествица. - М.: Православное братство Св.ап. Иоанна Богослова, 2001. (Переизд.: 7-е изд., Козельская Введенская Оптина Пустынь, 1908). - 352 с.
7. Кирилл Александрийский свт. Слово об исходе души и Страшном суде. -М.: Луч, 2012. - 14 с.
8. Маркова А.А. Святая блаженная Матрона Московская. - Изд. Благовест, 2016. - С.32.
9. Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Православной церкви [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://azbuka.ru/otechnik/Gennadiy-Nefedov/tainstva-i-obryady-pravoslavnoy-tserkvi (дата обращения 23.11.22).
10. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. - М.: Изд-во Сибирская Бла-гозвонница, 2008. - С.559.
11. Основы социальной концепции Русской Православной церкви. - М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2008.
12. Пантелеимон (Шатов), епископ Больничный священник. -2-е изд.-М.:Никея, 2019. - 304 с.
13. Православный молитвослов.- М.: Изд-во Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2019.-352 с.
14. Псалтирь и каноны чтомые по усопшим. - Изд-во: Данилов мужской монастырь, Москва, 2017. - 496 с.
15. Смерть мозга. Православный взгляд на проблему // под ред.свщ. Сергия Филимонова. - СПб.: Общество Свт. Василия Великого, 2003. - 48 с.
16. Требник. В двух частях. Ч.1. - М.: Синодальная типография, 1906.
17. Феодорит (Сеньчуков), иеродиак. Современная реаниматология: инструмент Промысла Божиего или ...? // Медицина критических состояний, 2013. - № 5-6. - С.10-22.
18. Филимонов С., прот. Духовная помощь больным в коме // Церковь и медицина , 2016. - №2 (16). - С.52-60