Научная статья на тему 'КАНАЛЫ РЕКРУТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ'

КАНАЛЫ РЕКРУТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
640
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАНАЛЫ РЕКРУТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ»

производства», «у меня большой опыт в фермерстве», «коммунальное хозяйство знаю не понаслышке» - все это примеры применения подобного приема. В свое время этим методом активно пользовался Ю.М. Лужков. Возглавляемая им партия «Отечество» имела тогда соответствующий лозунг: «Верь только делам».

Конечно же, использование культурно-информационных ресурсов не исчерпываются перечисленными выше. Их список можно было бы продолжить, тем более что политическая жизнь не стоит на месте, предлагая все новые и новые решения.

Использованные источники:

1. Как Черномырдин спасал Россию / под ред. В. Дорофеева. - М.: Коммерсанть, Эксмо, 2011. - С. 306.

2. Оришев А.Б. Политология. - М.: Инфра-М, РИОР, 2012. - С. 237.

3. Скиперских А.В. Технологии политической легитимации. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2005. - С. 52.

4. Оришев А.Б. Политология. - М.: Инфра-М, РИОР, 2012. - С. 238.

Оришев А.Б., доктор исторических наук заведующий кафедрой истории и культурологии РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева Россия, г. Москва Иванов А.Ю.

аспирант кафедры философии и социальных наук

ЕГУ им. И.А. Бунина Россия, г. Елец

КАНАЛЫ РЕКРУТИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ

Факты реальной жизни и теоретические исследования российских и зарубежных подтверждают, что политическая элита - это реальность сегодняшнего и завтрашнего этапов развития человеческой цивилизации. Нельзя не согласиться с тем, чтобы достичь вершин власти необходимо действительно обладать особыми талантами и способностями.

Существование элиты в обществе закономерно, оно объясняется следующими причинами: естественным, обусловленным природой неравенством людей, их разными способностями, возможностями и желанием участвовать или не участвовать в политической жизни; законом разделения труда, который требует профессиональных подходов в процессе управления; престижем и высокой общественной значимостью управленческого труда; широкими возможностями использования управленческой деятельности для достижения социальных привилегий; практической сложностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими лидерами; индифферентностью и политической пассивностью большинства граждан. Таким образом, для демократического государства первостепенную

значимость имеет не борьба с элитарностью как с таковой, а решение проблемы формирования наиболее квалифицированной, результативной и полезной для общества элиты. Если после Октябрьской революции 1917 г. и гражданской войны в России произошла полная смена элит, то в 1990-е гг. произошла ее частичная смена. Подавляющее большинство современных руководителей имеет за собой коммунистическое прошлое [1].

Отечественные и зарубежные политологи выделяют следующие направления в совершенствовании политической элиты и усиления контроля за ее деятельностью:

1) постоянно обращать внимание общества на социальную представительность политической элиты. Это не означает, что необходимо выдвигать в органы власти пролетариев, чтобы они защищали свои интересы. Это лучше смогут сделать социально ориентированные политики -профессионалы, хорошо знакомые с потребностями той или иной социальной группы или слоя;

2) контролировать представителей элиты со стороны партий, которые они представляют. Мировая практика показала, что в условиях реальной многопартийности контроль со стороны партий за своими выдвиженцами является очень мощным и действенным механизмом;

3) контролировать элиту с помощью независимых средств массовой информации, прежде всего, Интернета. История знает массу примеров, когда журналистские расследования приводили к смене правительств, к отставке высших должностных лиц;

4) проводить регулярные опросы общественного мнения и реагировать на те оценки, которые даются представителям элиты.

Необходимо подчеркнуть, что с 1991 г. встал вопрос о формировании новой политической элиты во главе Б.Н. Ельциным. Новую правящую элиту составили антикоммунистически настроенная интеллигенция, интеллектуалы из старой партийной элиты, рыночно ориентированные хозяйственники -прагматики. Эта элита попыталась механически перенести на российскую почву идеологию либерализма и провести рыночные реформы. Одной из причин неудач этих реформ явились старые методы формирования политической элиты. Как и в годы авторитарного режима, большую роль в продвижении на высокие государственные посты играли родственные или региональные связи.

Существенной трансформации за последние 15-20 лет подверглась ценностно-идеологическая сфера - идейно-политический раскол первой половины 1990-х гг., наступивший после разрушения советской системы ценностей при Б.Н. Ельцине, сменился «идейно-политическим синтезом и метаидеологией путинского большинства».

В сравнении с ельцинском периодом годы президентства В.В. Путина и годы президентства Д.А. Медведева стали более успешными для российского государства. Россия стала реагировать на вызовы XXI в. В 1917 г. после

отречения Николая II Российская империя распалась всего за несколько месяцев. Вскоре вслед за этим была уничтожена прежняя элита, которая так и не смогла сплотиться вокруг идеи учредительного собрания и монархической власти. В 1991 г. Советский Союз распался фактически за две-три недели. Сегодня никто не хочет повторения пройденного, и укрепление новой государственности стало главным приоритетом для тандема В.В. Путин -Д.А. Медведев. Чтобы сделать российское государство неразрушимым, недостаточно восстановить сильную вертикаль президентской власти. Динамично развивающееся общество должно обладать способностью к воспроизводству жизненно-важных структур, в том числе жизнеспособной, эффективно функционирующей элиты. Этого невозможно достигнуть на основе укрепления личной власти одного человека. Необходимо расширять и укреплять персональную базу власти, повышая ответственность и самостоятельность ее носителей.

Во время президентства В.В. Путина политологи заговорили о формировании новой «петербуржской» элиты. Серьезным кадровым решением другого российского президента Д.А. Медведева стало отрешение от власти мэра г. Москвы Ю.М. Лужкова - значимой фигуры из старой ельцинской «гвардии» и назначение на эту должность малоизвестного к этому времени политика С.С. Собянина. Были отправлены в отставку и другие политические старожилы, что, конечно же, с позиции циркуляции элит выглядит более чем оправданным. Мировая практика показывает, что чиновник не должен находиться на своей должности более десяти лет, иначе он «обрастает» связями, что создает благоприятную почву для коррупции.

Заметим, что к моменту назначения С.С. Собянина мэром Москвы о нем слышали 13 % москвичей, что-то про него знали 18 %, для 65 % фамилия его была пустым звуком - показал фонд «Общественное мнение» [2].

Заявленные руководством страны приоритеты социально-экономического развития напрямую соотносятся с проблемой кадрового резерва и человеческого капитала как важнейших источников их реализации. Отсюда формирование Д.А. Медведевым списка кадрового резерва - так называемой президентской сотни (февраль 2009 г.), которая к декабрю 2009 г. была доведена до 500 человек. При этом критерии внесения претендентов в список были не совсем ясны и содержали преимущественно формальные показатели их достижений. Между тем отбор и подготовка новой генерации политической элиты, как полагают участники этого проекта, не могут ограничиваться такими формальными индикаторами и должны учитывать как объективные, так и субъективные показатели человеческого капитала[3].

Сегодня основным каналом рекрутирования в федеральную законодательную власть является бизнес - именно в нем строила свою карьеру большая часть нынешних депутатов Государственной Думы. В то же время число представителей бизнеса в губернаторском корпусе минимально, а в правительстве бывшие бизнесмены и вовсе отсутствуют.

Российский политолог В.В. Трофимова сделала на этой счет следующий вывод: есть несколько основных каналов рекрутирования современной политической элиты. Но при этом существуют различия в рекрутировании в разные ветви и эшелоны власти. В правительстве преобладают бывшие чиновники, силовики и профессионалы в различных областях. Среди губернаторов помимо этих типов встречаются также бывшие бизнесмены, главы государственных промышленных предприятий и партийные руководители советской эпохи. Депутатский корпус отличается большим каналом рекрутирования по сравнению с правительством и губернаторским корпусом: спорт, сцена, профсоюзные и общественные организации являются каналами рекрутирования именно в Государственную Думу [4].

Очевидно, что для назначения на пост министра или выдвижения кандидатуры губернатора предшествующий опыт работы в государственных структурах является ключевым. Бывших бизнесменов политические партии охотно включают в предвыборные списки потому, что они могут оказать финансовую помощь в ходе предвыборной кампании, а также обладают обширными связями. Активное включение силовиков в различные органы власти является вполне объективной закономерностью последних лет. Профессионалы в различных областях могут быть полезны для профильных министерств и комитетом Государственной Думы.

Однако смогут ли современные российские власти продолжить процесс обновления элиты? Что будет основным при формировании вертикали власти - деловые качества, профессионализм или личная преданность, кумовство, старые дружеские связи по студенческой молодости? По каким качествам будет осуществляться набор в президентский резерв? От решения этих вопросов зависит судьба молодой российской демократии.

Использованные источники:

1. Оришев А.Б. Политология. - М.: Инфра-М, РИОР, 2012. - С. 115.

2. Мокроусова И.Л. Сергей Собянин: чего ждать от нового мэра Москвы. -М.: Эксмо, 2011. - С. 5.

3. Селезнева А.В. и др. Российская политическая элиты: анализ с точки зрения концепции человеческого капитала // Полис. - 2010. - № 4. - С. 90.

4. Цит.по: Оришев А.Б. Политология. - М.: Инфра-М, РИОР, 2012. - С. 117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.